Доклад на РМО "Из опыта работы. Приемы подготовки к ГИА по истории"
материал по истории
"Из опыта работы. Приемы подготовки к ГИа по истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chibirev_l.v._doklad_na_rmo.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
«Из опыта работы. Приемы подготовки к ГИА по истории» учитель истории и обществознания СОШ №2 Чибирев Л.В.
Разработчики ЕГЭ утверждают, что ГИА не требует специальной подготовки. Но практика показывает, что подготовка нужна. Типы заданий ЕГЭ специфичны, они требуют определенной натренированности. Поэтому мы вынуждены осуществлять подготовку в условиях традиционного программного урока. Подготовка осуществляется в рамках текущего повторения и изучения нового материала.
Начиная с 5-6 классов, стараюсь уделять особое внимание работе с источниками, картами, иллюстративным материалом, провожу срезы, диктанты по датам, картинам и художникам, архитектурным памятникам, также применяю типовые задания на проверку данных компетенций.
Также с 5 класса стараюсь давать больше алгоритмов для работы с историческими деятелями, или типами событий, явлений и процессов (войны, народные движения) это например, памятка для характеристики исторического деятеля.
В 7-8 классах предлагаю создавать подобные алгоритмы самостоятельно, в форме таблиц и схем. Это помогает в дальнейшем лучше понимать схемы и таблицы в КИМ и различных пособиях для подготовки к ГИА (Баранов).
Пристальное внимание уделяю работе с терминами, эффективным считаю ведение словаря терминов, это позволяет в дальнейшем избежать проблем с 3 и 4 заданиями ЕГЭ и помогает в решении задания № 6 и 10.
Кроме того для закрепления работы с терминами применяю следующие приемы и методы:
1. Метод индивидуальной и групповой работы с карточками. Например, кластер с центральным понятием – название сословия, который нужно дополнить характерными для него явлениями (замок, аскеза, оброк, турнир и т.д.).
1. Определить, о каком понятии идет речь?
Форма правления, при которой высшая власть принадлежит выбранным на определенный срок органам –….
2. Какое определение наиболее верное?
А)Вервь- название штрафа в Древней Руси
Б)Вира-название крестьянской общины в Древней Руси.
3."Четвертый лишний" (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).
4."Продолжи ряд" (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).
5.С проверяемым термином надо составить предложение (или – с определенным количеством терминов составить рассказ). Проверяется уместность употребления слова, понимание контекста.
6.Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.
7.Дается текст с пропусками терминов, под ним - список понятий, их надо вставить в нужное место текста (варианты: список избыточный, надо отобрать подходящие слова, или слова даются в именительном падеже, и их при необходимости надо склонять, менять окончание, пр.)
8.Установление иерархии: среди предложенных слов ученик должен отобрать указанное учителем число наиболее важных в данной теме, и объяснить свой выбор.
9. Дается текст (по возможности сюжетный, образный), где изучаемые термины (а иногда и какие-то самые простые, известные слова) написаны не сами по себе, а через свои определения. Ученики должны заменить их терминами, восстановив первоначальный вид текста.
На уроках истории в 10-11 классах стараемся больше работать с текстами, учимся находить в документах суть вопросов по ключевым фразам, высказываниям, фамилиям, датам.
Для правильной работы с источниками учу обращать внимание на слова-маркеры (Свейское королевство, целина и т.д.)
Для отработки навыков выполнения 11 задания практикую составление подобных таблиц во время изучения всеобщей и отечественной истории.
Учу вести записи исторического материала:
-составлять план текста;
-составлять конспект;
-составлять хронологические таблицы.
Конспектировать учу кратко, излагать только самые важные вопросы изучаемой темы или главные идеи автора статьи, документа и т.д.
Поощряю тех учеников, которые выказывают своё отношение к материалу, аргументы в пользу авторской позиции или контраргументы (это способствует формированию компетенций проверяемых заданиями части 2). Проверочные работы провожу не только в формате заданий ЕГЭ первой части, но и даю темы для рассуждения (Дайте характеристику (оценку) внешней политики СССР в эпоху Брежнева)
Установлено, что повторение протекает успешно, если оно проводится на вариативном материале, с постоянным нарастанием сложности заданий. Благодаря этому повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний учащихся. В результате этого происходит перенос знаний, умений и навыков на более высокий уровень.
Для реализации данного принципа организую работу следующим образом:
-на этапе проверки знаний - 10-12 минут ученик решает задания (с 1 по 5, первый блок;);
-на этапе закрепления ученик выполняет задания с 6 по 19;
-на этапе домашнего задания ученик решает одно задание из части 2.
В старших классах веду работу по изучению историографии важнейших периодов Отечественной истории. Обращаю внимание на различные оценки того или иного события у разных историков. Даю индивидуальные задания на поиск информации по спорным вопросам отечественной, реже зарубежной истории(учитывается одним из критериев оценки сочинения).
Так уж повелось, что история и обществознание в школе считаются «устными» предметами в отличие от так называемых «письменных» - русского языка и математики. Контроль знаний у нас большей частью не предусматривает письменных ответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, умению дискутировать, доказывать свою точку зрения, поэтому использую известный приём исторического диспута при подготовке обучающихся к написанию исторического сочинения и задания 24, где необходимо привести аргументы «за» и «против».
Каждый ученик, выбрав раздел истории на государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, заводит общую тетрадь, в которой он под моим руководством выполняет большую часть заданий по типу 2 части (отдельно сочинения).Также заводится тетрадь, где самостоятельно, в табличной форме заносится информация по каждому правителю, его внутренняя и внешняя политика, достижения культуры и т.д.
Наряду со всеми прочими составляющими нужными для успешной сдачи ГИА по истории необходимым считаю знание дат. Поэтому на первом занятии в 10 классе выдаю каждому обучающемуся перечень дат по Всеобщей и Отечественной истории, которые они должны знать по окончании каждого раздела. Для контроля сдается зачет по датам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические приемы подготовки к ЕГЭ по истории
Выступление на районном МО учителей истории и обществознания "Методические приемы подготовки к ЕГЭ по истории"...
Из опыта работы: "Приемы, методы и технологии формирования универсальных учебных действий в преподавании начального курса географии"
В материале представлены практические примеры формирования географических понятий и установления причинно-следственных связей....
Доклад "Из опыта работы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике"
ЕГЭ по физике - серьезное испытание, требующее большого напряжения сил и серьезной подготовки. Это, прежде всего, многоплановая, кропотливая работа учителя в течение длительного времени; ученику...
Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"
Публичный доклад на тему "Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку"...
доклад «Из опыта работы по подготовке учащихся к ОГЭ-2018 по математике».
Подготовка к ОГЭ – это ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат. Введение государственной итоговой аттестации по математике в форме ОГЭ в 9...
Доклад на тему: «Мастерство учителя по формированию знаний учащихся по русскому языку» (из опыта работы по подготовке к сочинению)
Опыт работы по подготовке к написанию сочинения в 9, 11 классе (материал к педагогическому совету)...
Доклад «Всероссийские проверочные работы по английскому языку. Из опыта работы при подготовке к ВПР в 11 классе»
Подготовка к ВПР 11 класс...