Александр I Начало правления
план-конспект урока по истории (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_aleksandr_1_nachalo_pravleniya.docx | 493.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского»
«При мне все будет как при бабушке» Александр I
Цели:
Образовательные: Выделять главные и второстепенные задачи внутренней политики Александра I в начальный период царствования; анализировать, показывать достоинства и недостатки реформ; дать оценку роли личности императора в проведении реформ.
Развивающие: Развивать умения анализа исторической информации; характеризовать историческую личность на примере Александра I; обобщать и самостоятельно формулировать выводы.
Воспитательные: Воспитывать гражданственность и чувство социальной ответственности; формировать собственную позицию в вопросах отечественной истории.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: учебник, словарь, сообщения уч-ся, доска, экран.
Учебные термины:
«конституция» – основной закон государства, который определяет его политическое устройство и правовой статус гражданина.
«парламент» – высший представительный и законодательный орган государства.
«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов. Просуществовал с 1801 по 1803гг.
«конституционная монархия» – государство, в котором властные полномочия монарха ограничены конституцией или парламентом – «Монарх царствует, но не правит».
«министерство» – центральный исполнительный орган, руководящий отдельными отраслями государства (внешняя политика, оборона, суды, финансы, просвещение, здравоохранение и т.д.).
«бюрократизм» – система управления государством с помощью канцелярских чиновников, которые оторваны от народа и защищают интересы правящего класса.
принцип коллегиальности – непосредственное участие всех членов коллегии в исследовании вопроса по существу и совместное принятие решения.
принцип единоначалия – способ руководства, при котором начальник наделен всей полнотой власти над подчиненными и несет личную ответственность за порученное дело.
План урока (на доске)
- Новый император и «негласный комитет». (5 мин.)
- Первые реформы управления. (12мин.)
- Александр I и крестьянский вопрос. (10 мин.)
- «План государственного преобразования» М.М. Сперанского. (8 мин.)
Ход урока.
- Мотивация и актуализация знаний. На заре XIXв. Россия могла стать конституционной монархией, осуществить модернизацию в экономике и занять достойное место в тройке мировых лидеров. Были планы, проекты и даже осторожные попытки реформ, но все этим и закончилось. «Дней Александровых прекрасное начало» - так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наша учебная цель урока: разобраться, каким оно было «прекрасное начало» XIX века для России.
Актуализация. Блиц-тест на экране. Фронтальная беседа с классом. (5 мин.)
- Чем вам запомнился российский император Павел I? Ожидаемые ответы: он ограничил барщину 3 днями; запретил продажу крестьян без земли, а также разделять их семьи при продаже. Староверам разрешено, открыто совершать свои обряды и строить храмы. А вот избалованное Екатериной дворянство его возненавидело. Теперь - за пьянство и казнокрадство, благородных господ пороли. Он обязал дворян платить налоги и подушную подать! В 1797г. он вернул из ссылки писателя А.Н. Радищева и польского национального героя Т. Костюшко. В 1800г. закрыл ввоз в Россию иностранной литературы и запретил учебу за границей. В январе 1801г., после захвата англичанами Мальты, Павел принял решение о союзе с Наполеоном.
Комментарии учителя. Все правильно, возможно народ не успел полюбить Павла Петровича, но это был один из самых не понятых и противоречивых правителей России, которого по аналогии с трагическим персонажем одноименной пьесы У. Шекспира, называли «русским Гамлетом» на престоле.
Собственно Екатерина II совершила Дважды дворцовый переворот: первый в 1762г. низложив Петра III, а второй раз – в 1771г., когда отказалась передавать престол уже совершеннолетнему Павлу Петровичу! Долгих 25 лет он уединенно жил в Гатчине, наблюдая все эти годы, как высшая знать крадет государственное достояние, а офицеры гвардии, вместо службы предаются пьяным кутежам. Когда мать умерла в 1796г. ему было 42 года, он уже начинал стареть, поэтому и спешил. За 4 года правления им было издано 7865 указов – это в два раза больше, чем за 43 летнее правление Петра I.
- Почему Павел I стал жертвой дворцового переворота? Постоянное наступление на привилегии дворян, ссылки екатерининских фаворитов и насаждение прусской муштры в армии вызывали большое недовольство Павлом. Против него готовилось несколько покушений, и все они были раскрыты, кроме последнего. В ночь с 11 на 12.III.1801г. 14 пьяных заговорщиков во главе с генерал-губернатором Петербурга Петром Алексеевичем Паленом, ворвались в спальню императора для его низложения, но разговор не сложился и в перепалке Павел получил роковой удар в висок табакеркой.
Первичный вывод: На фоне грандиозных перемен в странах Запада, Россия смотрелась, как колосс на глиняных ногах. При такой неконкурентной системе, где самодержавие ограничивалось личностными качествами царя и консервативным дворянством, Россия была обречена на превращение во второстепенную европейскую державу.
Стране нужно было перестраиваться, и Павел понимал это, но по-своему. Он упорно не желал мириться с реалиями той жуткой государственной системы, которую оставила ему в наследство Екатерина II. Все его попытки модификации страны «по-прусски», были следствием личной обиды на мать и ее фаворитов, а не результатом поиска альтернативы самодержавию и крепостничеству. При этом он так и не понял главного урока Екатерины II: абсолютная монархия в России невозможна без поддержки дворянства! Будешь идти на конфронтацию – убьют.
- Новый материал.
- Новый император и «негласный комитет».
Об убитом царе вскоре начали забывать. Новый царь – новые надежды …
Сообщение ученика: «Личность Александра I» (комментарии учителя)
- Какие отличительные черты характера Александра вам запомнились? Прекрасно образован – уже в 7 лет свободно писал на английском, немецком и французском языках, и плохо на русском; дипломатичен, открыт в общении, был умным и осторожным политиком. Однако уже А.С. Пушкин отмечал двойственность натуры императора: «Александр жил на два ума, имел два парадных обличья, двойные манеры, чувства и мысли. Он научился нравиться всем …»
Работа с текстом учебника § 2 п.1
- На каких идеях воспитывался будущий император Александр Павлович?
- Кто оказал значительное влияние на формирование взглядов будущего императора?
Работа с Документом «из письма Александра I. 1797г.»
- Какие намерения были у наследника Александра в вопросах будущих преобразований в России? Дать Государственную думу и Конституцию.
Комментарий учителя: Уже став императором, Александр постоянно говорил, что его идеал – швейцарская республика, что он хочет подарить России республиканское устройство, а потом уехать с семьей куда-нибудь в тихое местечко на Рейн, и там доживать свои дни.
- Зачем стране парламент и конституция? Парламент – это законодательный орган страны, в котором интересы населения представлены депутатами. Конституция это главный правовой Акт государства, в котором обозначены границы полномочий властей, права, свободы и обязанности всего населения. То и другое вместе это первый шаг к формированию гражданского, бессословного общества.
На момент коронации Александру было 23 года и ему очень импонировали демократические взгляды. Поэтому состав будущего консультативного комитета император подбирал по схожим ему взглядам и интеллекту. Еще в 1800г. вокруг Александра сложилась группа молодых друзей, как и он воспитанных на идеях Локка, Руссо, Дидро и Монтескье.
Сам Александр называет их «мои молодые друзья»: …? (записи в тетрадь) Они и образовали «Негласный комитет», который на французский манер, иронично называли «Comité du salut public», т.е. Комитет общественного спасения. Там и обсуждались планы государственного переустройства России.
Вот одно из положений раннего проекта Всемилостивейшей грамоты: «Не народы сделаны для государей, а сами государи промыслом Божьим установлены для пользы и благополучия народов». Здесь также декларировались свобода слова, веры и собраний …
Но коронация успешно прошла, а проект был отложен ... «При мне все будет как при бабушке» - именно эту фразу произнес Александр накануне коронационных торжеств в Петербурге.
Словарная работа.
«Негласный комитет» - консультативно-коллегиальный орган «близких друзей» сложившийся при Александре I для подготовки проектов Законов.
Самостоятельная работа с текстом учебника.
Главные задачи «Негласного комитета»:
А) …. ?
Б) …..?
В) …. ?
Промежуточный вывод: Амбициозные мечты молодых реформаторов об ограничении самодержавия требовали четкого плана действий, политической воли и личного мужества самого императора. Что окажется сильнее – использовать исторический шанс и войти в историю Великим реформатором, или сохранить status quo , отойти в сторонку и посмотреть, что будет дальше? А пока присмотреться и заняться второстепенными, но нужными реформами.
2. Первые реформы управления.
Любое государство в своем историческом развитии усложняется, изменяются его задачи, расширяются полномочия, а вместе с тем меняется и его роль в жизни общества. За всю историю России система органов исполнительной власти пережила несколько трансформаций: при Иване III – появились приказы; при Петре I – коллегии; при Александре I – появятся министерства. Вспомним схему из д/з: «Организация государственной власти при Екатерине II» (на экране)
- Какие недостатки есть в структуре государственных органов власти империи?
У самодержавной России, в отличие от английской монархии были слабые места: во-первых это железобетонная непререкаемость мнения самого царя при определении внутренней и внешней политики; отсутствие законодательных органов власти – законодатель сам правитель; малоэффективный и безвольный Сенат, который был полностью подконтролен генерал-прокурору и подчинен императрице. Тайная экспедиция – карательный орган, который ведал политическим сыском крамолы.
- Как назывались центральные органы исполнительной власти, учрежденные Петром?
- Коллегии были более совершенными, чем приказы, но и они имели некоторые недостатки. Назовите их? У детей могут возникнуть трудности с поиском этих недостатков. Можно взять пример Берг-коллегии и Коммерц-коллегии: у обоих заметно смешение функций, неопределенность и путаница в полномочиях. К этому надо добавить их инертность в работе. Некоторые важнейшие сферы жизни общества России вообще никак не управлялись государством, например здравоохранение, просвещение, почта и др. не имели своих отраслевых коллегий!
- Какой выход …? Подсмотрели на Западе и учредили министерства на основе единообразия и единоначалия. Министерская реформа от 08.IX. 1802г.
Разберем реформу.
Принцип коллегиальности - …?
Принцип единоначалия - …? (словарная работа)
- В чем отличие министерств от коллегий? Самостоятельно формулируют в сравнительную таблицу.
Коллегии | Министерства |
Комментарии учителя. Все крупные отрасли управления, и старые и новые, были выделены в самостоятельные министерства. Каждое министерство получило единообразное устройство, т.е. одинаковую структуру механизма власти, единые требования к документации, правила делового этикета, общие правила карьерного роста. Во главе стояли министр и его товарищ. Работа строилась по принципу единоначалия, когда министр сам принимал решения и нес личную ответственность перед императором. В коллегиях любые вопросы решались коллективно – это лишало их оперативности в скорости принятия сложных решений. Кроме того, совещательный порядок решения дел в коллегиях создавал сложности с поиском определения ответственных лиц, к которым можно было бы предъявить претензии в случае плохой работы.
Схема на доске.
Первые 8 министерств России: …? (на экране)
военно-морских сил; военно-сухопутных сил; иностранных дел; юстиции; коммерции; народного просвещения; финансов; внутренних дел.
Высшим административным органом страны стал Комитет министров, возникший в 1802г.
- Как назывался высший административно-судебный орган России? Правильно это Сенат, созданный Петром в 1722г.
В 1802г. Сенат стал высшей судебной инстанцией страны, а главой Сената стал министр юстиции.
Сенаторские ревизии – одна из функций Сената, часто кончались преданием суду многих чиновников и даже губернаторов. Но кроме контрольно-ревизионных функций, Сенат проводил рекрутские наборы в армию, пересчитывал крепостных, занимался награждением чиновников, назначением и смещением с должности и т.д.
- Какие недостатки в работе Сената вы заметили? Смешение административных и судебных функций; путаница кто кому подчинен. Главой был генерал-прокурор, стал рядовой министр.
Разберем недостатки министерской реформы:
А) Министры назначались императором и были ответственны только перед ним. Порочность этого правила очевидна - император становится соучастником ошибок министра, которого он сам назначал и который согласовывал с ним все свои действия. В странах Запада министры были подотчетны парламенту. Т.е. идея создания министерств в самодержавной России еще больше укрепила личную власть и влияние императора на систему исполнительных органов власти. Поэтому, ни министерства, ни Комитет министров так и НЕ стали Центром инициативных РЕФОРМ.
Б) Вдобавок к крепостничеству и абсолютизму бедная Россия получила БЮРОКРАТИЗМ, который поглощал огромные финансовые ресурсы казны. Шаг за шагом бюрократ-чиновник овладевал страной, в столице, в губерниях, в уездах. Опасность этого явления в том, что он порождает формализм и должностную трусость, безразличие к людям, подавляет инициативу. Обратной стороной бюрократизма является взяточничество. Вот, что писал по этому поводу Н.М. Карамзин: «Везде грабят, и кто наказан? Ждут доносов, посылают сенаторов, и ничего не происходит! Наверху показывают пальцем на вора, а сами дают им чины и ленты, в ожидании, чтобы кто на них подал жалобу. А сии недостойные чиновники в надежде на своих высоких покровителей в Петербурге, презирая стыд и доброе имя, в два года наживают по несколько сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают целые деревни».
Промежуточный вывод: Реформы системы исполнительной власти существенно укрепили и устранили некоторые недостатки центрального управления, НО победы с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерских кабинетах поселились старые пороки: бюрократизм, взяточничество и карьеризм.
3. Александр I и крестьянский вопрос.
Фундаментальной проблемой страны было крепостничество, т.к. затрагивало интересы большей части российского общества.
- Какие унижения терпели крепостные крестьяне от своих хозяев? Крепостных почти не считали за людей: торговля людьми осуществлялась в неприкрытых и циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах, их продавали с аукционов, на Макарьевской ярмарке их продавали наравне с прочим товаром – оптом и в рознь, т.е. целыми семьями или порознь детей и родителей. Крепостных продавали в рекруты; закладывали в банк под гарантии взятого кредита; проигрывали в карты, меняли на породистых собак, пропивали целыми деревнями. Иногда богатые помещики, в своих усадьбах, для потехи держали из крепостных шутов, танцоров и артистов. Праздные, сытые и часто необразованные помещики, чтобы разогнать тоску устраивали публичные порки крестьян по субботам.
Молодой император, искренне желавший упразднить крепостничество, начал с того, что прекратил раздачу государственных крестьян помещикам.
Затем он запретил публиковать в печати объявления о продаже крестьян. В 1809г. подписан Указ, запрещавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
И вот в 1803г. выходит царский Указ о «вольных хлебопашцах» (работа с текстом на экране)
- В чем новизна царского указа в решении крестьянского вопроса? Ожидаемые ответы …? Согласно указу, помещик при желании мог дать вольную и кусок земли своим крепостным, заключив с ним контракт, по которому помещику полагается денежная компенсация от крестьян, но не сразу, а в рассрочку.
Таким образом, … император ищет дворянской инициативы и поддержки в решении этого вопроса.
Комментарий учителя. Этот указ был временной мерой, с помощью которой Александр заявлял о своей готовности освободить крепостных, скоро, но не сейчас. Так он приучал общественное мнение к тому, что крепостное право будет непременно отменено. Здесь отчетливо прослеживается характерная черта Александровского стиля правления: никаких резких реформ, стране и короне потрясения не нужны - «При мне все будет как при бабушке» ...
- Подумайте, мог ли реально Александр I отменить крепостное право? обсуждение.
Итак,
1-я версия: Страх за собственную жизнь, отсутствие опыта и малодушие царя – вот субъективные причины, по которым он реально не мог отменить крепостное право. Александр I вынужден был следовать воле правящего класса. На тот момент в империи не было таких общественных сил, которые могли бы выступить за отмену крепостного права и поддержать молодого царя в этом сложном деле.
2-я версия: В России были общественные силы, и еще как были! Они пошли бы за «доброго» царя Александра I – это почти 11-ти миллионная армия крепостных! А еще была немногочисленная, но прогрессивная интеллигенция, которая могла бы оказать моральную поддержку молодому императору. К тому же, набирающая силу фабричная и купеческая буржуазия России также была заинтересована в отмене крепостного права: расширение рынка рабочей силы, увеличение объемов прибыли и т.д.
Комментарий учителя: Ответ на вопрос, почему Александр так и не отменил крепостное право, дал один из лучших специалистов по истории XIX века Леонид Ляшенко. Вот что он писал: «Во-первых: крестьянство – могучая сила, но в силу длительного состояния в рабстве и многократного поражения в восстаниях, оно стало аморфным, безвольным и тихим. Во-вторых: в Европе, как раз в начале XIXв., начался экономический подъем, выросли цены на русское зерно и, как следствие – оживление торговли и некоторый рост уровня жизни в самой России. Вот этот рост и создал ложную видимость благополучия в империи».
Реформа в сфере образования 1803 – 1804гг. (кратко)
Наиболее успешной из всех реформ Александра была именно эта. Не случайно первую треть XIXв. называют «золотым веком» русской культуры.
- Объясните, почему образование имеет огромное значение для страны? Ответы …? Образование это то, что определяет настоящее и будущее страны; с образования начинается цивилизационный облик и индивида и страны в целом.
Сообщение ученика: «Реформа просвещения в царствование Александра I». (если есть время показать презентацию).
Комментарии учителя: Только представьте себе, в конце XVIII века количество грамотных в городах России составляло 9,2 %, а в сельской местности – 2,7 %! Обратите внимание, что грамотным считался тот человек, который хотя бы умел писать свое имя, а не ставил крестик вместо подписи.
Содержание:
А) Согласно Указу 1803г. страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом намечалось открыть университет.
Б) Основаны ПЯТЬ университетов: …? (записи в тетрадь)
В) 1804г. – принят Университетский устав, предоставляющий им автономию: собственный суд, выборность ректора и профессуры, невмешательство губернатора во внутренние дела университета, выбор преподавателей на кафедрах и т.д.
Г) Основаны три привилегированных лицея: Царскосельский, Ришельевский и Нежинский.
Д) Цензура – возобновился свободный ввоз книг из-за границы.
4. «План государственного преобразования» М.М. Сперанского.
Столкнувшись со стойким сопротивлением консервативного дворянства и опасением перед новым дворцовым переворотом, Александр в 1803г. распустил «негласный комитет», но идею демократического переустройства не оставил. В 1807г. он нашел человека, который мог взяться за это дело и написать новый проект коренных государственных преобразований. Это был личный секретарь князя А.Б. Куракина - …?
В 1809г. на стол императора лег документ под названием «План всеобщего государственного образования»
Работа с текстом учебника
Составить в тетради план-схему будущего политического устройства России по проекту М.М. Сперанского. (можно спланировать на д/з)
Открываем доску, сравниваем, записываем.
- Какую идею Дж. Локка взял за основу нового государственного устройства М.М. Сперанский? Правильно это основополагающий принцип демократического государства – принцип разделения властей на 3 независимые ветви власти …
- Какую главную цель преследовал проект? Ограничение самодержавия; поставить власть под контроль общества, ибо безгласность народа порождает безответственность властей!
- Какими функциями наделялся Государственный совет и, что произошло в реальности с проектом? Ему были присвоены законосовещательные функции, но уже в 1811г. царь перестал учитывать мнение Госсовета, а все сколько-нибудь важные законопроекты он утверждал по докладам министров. Проект о реформировании Сената 1811г. вообще вызвал шок и открытое недовольство сенаторов-аристократов.
«Если бы у тебя отсекли руку, верно, кричал и жаловался, что тебе больно. У меня в прошлую ночь отняли Сперанского, а он был моей правой рукой» так с горечью отозвался Александр I, когда снимал своего любимца с должности.
- Подумайте, почему Александр I, так и не решился созвать Государственную думу? (спланировать на д/з)
- Закрепление. Составим сравнительную таблицу. (5 мин.)
Как было | Как стало | |
В системе управления: | ||
В крестьянском вопросе: | ||
В сфере образования: | ||
В форме государственного устройства: |
Выводы: …
- Итоги:
Первые 10 лет своего правления Александр «приуготовлял» народы России к конституции. Его осторожные попытки перестроить самодержавие по европейскому образцу, дать России новое цивилизационное начало, натолкнулись на глухое, а иногда и открытое сопротивление консервативного дворянства. И первые реформы покажут, что для реализации планов нужны были образованные чиновники; лояльное дворянство, поддержка народа и железная воля самого императора. Но русский император не имел харизмы Петра I и опыта Наполеона, он был еще молодым и осторожным человеком. И фраза, произнесенная в самом начале царствования: «При мне все будет как при бабушке» продолжала быть актуальной.
Выставление оценок.
Д/з §2; воп.№2, (словарь); план-схема «проект М.М. Сперанского».
Для сильных учащихся подготовить сообщения: «Объявление Наполеоном континентальной блокады и его последствия для России»; «Встреча двух императоров на р. Неман».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.
Александр II начало правления. Крестьянская реформа 1861 г....
Александр I начало правления. Реформы М.М. Сперанского
Карточка в помощь учителю истории к уроку по учебнику «История России. 9 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова....
Александр I. Начало правления
Презентация к уроку зарубежной истории для 9 класса....
Проверочная работа по теме «Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского»
Проверка знаний учащихся по теме: "Проверочная работа по теме «Александр I: начало правления. Реформы М.М. Сперанского»"...
Александр Первый: начало правления
Презентация подготовлена на основе учебника для 9 класса, издательство "Просвещение"...
Презентация "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г."
Презентация по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861г." по дисциплине "История" 9 класс...
Методическая разработка урока по теме «Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г.» (9 класс)
Разработка урока в 9 классе по теме "Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г."...