"Пишущая история: летописные источники Средних веков"
рабочая программа по истории (6 класс)

Плотников Алексей Семенович

Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

                                                                                           

Рабочая программа внеурочной  деятельности по истории 6 класс учителя  160

школы Плотникова Алексея Семеновича        

 «Пишущая история: летописные источники Средних веков»


                                        Пояснительная записка

«Пишущая история: летописные источники Средних веков»

Рабочая программа кружка «Пишущая история: летописные источники Средних веков» для 6 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.

Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по формированию общей культуры личности обучающихся на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечения повышенного уровня гуманитарного образования;

- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.

Программа рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю ), что соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №491.

Цель:

создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;

развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;

знакомство с элементами научного исторического исследования.

Задачи:

Познавательный аспект:

  • познакомить детей с культурой стран Европы, России  в период средневековья  через активную деятельность;
  • способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
  • познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
  • формировать универсальные исторические понятия;
  • способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

  • развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
  • развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
  • приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  • развивать творческие  способности. Их умения работать с красками, бумагой,  картоном, пластилином.

Воспитательный аспект:

  • способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • приобщать к общечеловеческим ценностям;
  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории

Результаты

Личностные результаты

- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;

- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.

- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;

- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;

- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- самостоятельно планировать пути достижения целей;

-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;

- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия по алгоритму.

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные

- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;

- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;

- высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- строить рассуждения о предложенной информации.

- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.

Коммуникативные

- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;

- владеть устной, письменной, монологической речью;

- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;

-формулировать собственное мнение и позицию,

- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.

- уметь слушать собеседника и вести диалог;

- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

Предметные результаты

- проявлять интерес к изучению истории;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;

- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.

Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:

Основное содержание (68 ч.)

Вводное занятие (2ч)

Тема I. Ключи к секретам истории( 10 ч)

  1. Время, календари, летоисчисление.

Природные и календарные единицы измерения. Юлианский и Григорианский календари. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова»

  1. Палеография. Метрология. Сфрагистика.

История развития. «Кириллица». Внешние признаки рукописных источников, Украшение рукописей,

Мера длин, площади, объема и веса. Наука о печатях.

  1. Геральдика

История развития. Деление щита. Второстепенные геральдические фигуры. Искусственные фигуры. Виды и соединения фигур. Описание герба.

  1. Нумизматика

Наука изучающая историю монетной чеканки. Слитки . Виды монет

  1. Генеалогия. Ономастика.

Наука о происхождении родов, семей, и отдельных лиц. Занимающаяся составлением родословий.

Наука изучающая имена собственные и фамилии в их совокупности. «Антропонимика». Топонимика. Этнонимика.

Тема II. Средневековая Европа в VI – XI веках (18 ч.).

1. Хлодвиг – основатель королевства франков.

Случай с суассонской чашей. Женитьба на Клотильде. Принятие хритианства.

2. Карл Великий.

Личность Карла Великого. Войны с саксами. Карл – король лангобардов. Папа Лев II провозглашает Карла Великого императором.

3. Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре.

4. Юстиниан – правитель Византии

Происхождение и юность Юстиниана. Внешняя и внутренняя политика. Религиозная политика.

5. «Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида

Образование династии Аббасидов. Периоды правление Харун ар-Рашида. Образ Харун ар-Рашида в культуре.

6. Ричард I Львиное сердце

Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие.

7. Фридрих I Барбаросса

Краткая биография. Внешняя политика. Участие в Третьем Крестовом походе. Личность Фридриха I Барбароссы в литературе.

8. Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Происхождение Вильгельма Завоевателя. Правление в Нормандии. Завоевание Англии. Коронация Вильгельма в качестве английского правителя.

9. Народная героиня Жанна Д’Арк

Состояние Франции в начале XV века. Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти.

Тема III. Русь с древнейших времен до середины XIII века (38ч.)

  1. Религия язычников-славян.

Мифологический мир древних киевлян. Обычаи. Обряды. Предания.

Эволюция язычества в Древней руси

  1. Водяные культы и праздник Купалы

Жертвоприношения. Водяные. Русалки. Моряне. «Слово Иоанна Златоуста». Богиня Купала.

  1. Перун – бог грома и молнии.

Греческий бог –Зевс, римский –Юпитер, скандинавский –Один. Перун – бог оружия княжеской дружины, покровитель самого князя. Основание языческого пантеона.

  1. Пантеон богов князя Владимира.

Даждьбог. Хорс. Стриборг. Мокошь. Сварог. Ярило. Купало. Троян.

  1. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Происхождение. Годы учёбы и учительства. Просветительские миссии. Последние годы жизни. Наследие.

  1. «Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии.

Фрагмент из «Повести временных лет» о славянских первоучителях. Причисление к лику святых в Риме и Византии.

  1. «Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче

Фрагмент из «Повести временных лет». Походы Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги. Походы Святослава.

  1. Владимир Красно Солнышко, крещение Руси.

Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.

  1. Первые русские святые – Борис и Глеб.

Смерть Владимира Святославича. Святополк Окаянный. Первые святые – великомученики. Ярослав Мудрый.

  1. Анна Ярославовна – королева Франции

Жизнь Ярослава Мудрого. Семья. Генрих I. Рауль Валуа. Филипп I.

  1. Русские святые женщины.

Великая княгиня Ольга. Анна Кашинская. Ефросинья Суздальская. Соломония.

  1. Крылатые выражения из «Повести временных лет»

Фрагмент из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи».

  1. «Поучение детям» Владимира Мономаха.

Жизнь внука византийского императора Константина - Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя.

Регалии Московских Великих князей.

  1. «Сказание о житии Александра Невского»

Роль Северо-Восточной Руси. Выбор князя . Невская битва. Битва на Чудском озере. Канонизация Александра Невского.

15 – 16. Легенды об основании Москвы. Первое летописное упоминание о Москве.

Топонимика столицы России. Легенда о киевском князе –Вуколе. Легенда об основании Москвы князем Олегом. Легенда об основании Москвы внуком Ноя – Мосохом. «Ипатьевская летопись». Повесть «О начале царствующего великого града Москвы»

17. Князь Юрий Долгорукий.

Историки о Юрии Долгоруком. Детство и юность. Зрелые годы. Дела Юрия Долгорукова.

18. «Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг.

Нашествие монголов. Битва на Калке. Чингисхан. Батый. «Злой город» - Козельск.

19. Обобщающее занятие. Викторина.

Календарно – тематическое планирование

урока

урока по теме

Название раздела. Тема урока

Виды деятельности

Количество часов

В том числе

теория

практика

1

1

Вводное занятие (2 ч)

Вводная беседа

2

2

Ключи к секретам истории( 10 ч)

10

2

1

Время, календари, летоисчисление

Решение логических задач. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова»

2

3

2

Палеография. Метрология. Сфрагистика.

Расшифровка древних записей

2

4

3

Геральдика

Родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз.

2

5

4

Нумизматика

Составление презентаций, докладов

2

6

5

Генеалогия. Ономастика.

Составление презентаций, докладов

2

Средневековая Европа

в VI – XV веках (18 ч.).

18

7

1

Хлодвиг – основатель королевства франков.

Знакомство с личностью, деятельностью

2

8

2

Карл Великий.

Знакомство с личностью, деятельностью

2

9

3

Король Артур: легенда и быль в истории Англии

Составление презентаций, докладов

2

10

4

Юстиниан – правитель Византии

Знакомство с «Сводом Юстиниана», сравнение с др. древнеримскими законами

2

11

5

«Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида

Пересказ

2

12

6

Ричард I Львиное сердце

Составление презентаций. докладов

2

13

7

Фридрих I Барбаросса

Составление презентаций. докладов

2

14

8

Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.

Составление презентаций. докладов

2

15

9

Народная героиня Жанна Д’Арк

Подготовка и защита презентаций (проектов)

2

Русь с древнейших времен до середины XIII века (38ч.)

38

16

1

Религия язычников-славян

Составление кроссвордов и их решение

2

17

2

Водяные культы и праздник Купалы

Составление презентаций, докладов. Рисунки

2

18

3

Перун – бог грома и молнии

Рисунки

2

19

4

Пантеон богов князя Владимира

Викторина. По прочитанному узнать богов

2

20

5

Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Творческий практикум

2

21

6

«Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии

Анализ письменных источников по теме

2

22

7

«Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче

Анализ письменных источников по теме

2

23

8

Владимир Красно Солнышко, крещение Руси

Составление презентаций. докладов

2

24

9

Первые русские святые – Борис и Глеб

Составление презентаций. докладов

2

25

10

Анна Ярославовна – королева Франции

Составление презентаций. докладов

2

26

11

Русские святые женщины

Составление презентаций. докладов

2

27

12

Крылатые выражения из «Повести временных лет»

Составить словарь

2

28

13

«Поучение детям» Владимира Мономаха

Анализ письменных источников по теме.

2

29

14

«Сказание о житии Александра Невского»

Анализ письменных источников по теме

2

30

15

Легенды об основании Москвы

Анализ письменных источников по теме.

2

31

16

Первое летописное упоминание о Москве

2

32

17

Князь Юрий Долгорукий

Презентация личности

2

33

18

«Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг.

Анализ письменных источников по теме.

2

34

19

Обобщающее занятие

Викторина по изученной теме

2

ИТОГО

68 часов

Перечень учебно-методической литературы:

  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;
  2. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,

Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;

  1. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;
  2. Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.
  3. Занимательная история России. В. Балязин, М. «Первое сентября», 2001;
  4. Костомаров Н.И. Русская история. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Эксмо 2006г.
  5. Нестор. «Повесть временных лет», http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm 
  6. Ипатьевская летопись, http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Ipatius/contents.htm 
  7. Поучение детям Владимира Мономаха, http://www.pravoslavie.ru/archiv/monomah.htm 
  8. «Тверская летопись», http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tversk_let/frametext1.htm 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла

Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....

Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе

Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...

школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс (Средние века)

школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс  (Средние века)...

План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»

Цели урока:·        познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развитияяпонской   истории;    показать причины и истоки  ...

Рабочая программа по истории России и Средних веков 6 класс на 2017-2018 учебный год.

Рабочая программа по истории Средних веков и истории России для 6 класса по УМК Агибалова Е.В., Донской Г.М. ,Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История Росси...

презентация по истории "Торговля в Средние века"

презентация по истории "Торговля в Средние века"...