"Пишущая история: летописные источники Средних веков"
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vud_6_klass_istoriya_pishushchaya_istoriya_letopisnye_istochniki_srednih_vekov.docx | 32.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории 6 класс учителя 160
школы Плотникова Алексея Семеновича
«Пишущая история: летописные источники Средних веков»
Пояснительная записка
«Пишущая история: летописные источники Средних веков»
Рабочая программа кружка «Пишущая история: летописные источники Средних веков» для 6 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.
Выбор программы обусловлен миссией, целями и задачами гимназии по формированию общей культуры личности обучающихся на основе реализации федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечения повышенного уровня гуманитарного образования;
- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;
- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;
- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.
Программа рассчитана на 68 часа в год (2 час в неделю ), что соответствует учебному плану ГБОУ СОШ №491.
Цель:
создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность;
развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии;
знакомство с элементами научного исторического исследования.
Задачи:
Познавательный аспект:
- познакомить детей с культурой стран Европы, России в период средневековья через активную деятельность;
- способствовать пониманию средними школьниками особенностей развития средневековых обществ;
- познакомить с менталитетом человека средневековья в сравнении с современной культурой;
- формировать универсальные исторические понятия;
- способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающий аспект:
- развивать мотивацию к дальнейшему изучению истории;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся исследовательские приемы при изучении истории;
- приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
- развивать творческие способности. Их умения работать с красками, бумагой, картоном, пластилином.
Воспитательный аспект:
- способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
- приобщать к общечеловеческим ценностям;
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему изучению истории
Результаты
Личностные результаты
- проявление в различных ситуациях, с учётом возрастного уровня, позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества;
- проявление патриотических чувств, исходя из особенностей возраста школьника, в оценках событий прошлого и настоящего.
- готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- умение организовать совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить компромиссное решение;
- разрешать возникшие противоречия в ходе работы на основе согласования позиций;
- учитывать мнение других учащихся и соотносить его со своим.
Метапредметные результаты
Регулятивные
- самостоятельно планировать пути достижения целей;
-осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- учитывать предложенные учителем ориентиры действия;
- вносить коррективы в действия на основе учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия по алгоритму.
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Познавательные
- проявлять навык осуществлять информационный поиск, в процессе работы с различными источниками знаний;
- при работе с различными источниками информации самостоятельно выбирать критерии классификации, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии), делать выводы;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- строить рассуждения о предложенной информации.
- излагать свое мнение на основе полученной информации и аргументировать свою точку зрения по её оценке.
Коммуникативные
- осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей, потребностей;
- владеть устной, письменной, монологической речью;
- признавать существование различных точек зрения, стремиться к их координации;
-формулировать собственное мнение и позицию,
- вести конструктивный диалог, уметь приходить к общему решению.
- уметь слушать собеседника и вести диалог;
- использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Предметные результаты
- проявлять интерес к изучению истории;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников родного края;
- расширять знания о выдающихся исторических деятелях, важнейших событиях истории.
Основные содержательные линии курса. Данная программа напрямую связана с урочной деятельностью. Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения истории, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельного характера обучения в целом. Данный курс состоит из тематических блоков:
Основное содержание (68 ч.)
Вводное занятие (2ч)
Тема I. Ключи к секретам истории( 10 ч)
- Время, календари, летоисчисление.
Природные и календарные единицы измерения. Юлианский и Григорианский календари. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова»
- Палеография. Метрология. Сфрагистика.
История развития. «Кириллица». Внешние признаки рукописных источников, Украшение рукописей,
Мера длин, площади, объема и веса. Наука о печатях.
- Геральдика
История развития. Деление щита. Второстепенные геральдические фигуры. Искусственные фигуры. Виды и соединения фигур. Описание герба.
- Нумизматика
Наука изучающая историю монетной чеканки. Слитки . Виды монет
- Генеалогия. Ономастика.
Наука о происхождении родов, семей, и отдельных лиц. Занимающаяся составлением родословий.
Наука изучающая имена собственные и фамилии в их совокупности. «Антропонимика». Топонимика. Этнонимика.
Тема II. Средневековая Европа в VI – XI веках (18 ч.).
1. Хлодвиг – основатель королевства франков.
Случай с суассонской чашей. Женитьба на Клотильде. Принятие хритианства.
2. Карл Великий.
Личность Карла Великого. Войны с саксами. Карл – король лангобардов. Папа Лев II провозглашает Карла Великого императором.
3. Король Артур: легенда и быль в истории Англии
Источники, посвящённые рыцарям Круглого стола. Сюжет легенды. Историческая правда в легендах о короле Артуре. Личность короля Артура в современной массовой культуре.
4. Юстиниан – правитель Византии
Происхождение и юность Юстиниана. Внешняя и внутренняя политика. Религиозная политика.
5. «Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида
Образование династии Аббасидов. Периоды правление Харун ар-Рашида. Образ Харун ар-Рашида в культуре.
6. Ричард I Львиное сердце
Биография. Участие в Крестовых походах. Наследие.
7. Фридрих I Барбаросса
Краткая биография. Внешняя политика. Участие в Третьем Крестовом походе. Личность Фридриха I Барбароссы в литературе.
8. Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия.
Происхождение Вильгельма Завоевателя. Правление в Нормандии. Завоевание Англии. Коронация Вильгельма в качестве английского правителя.
9. Народная героиня Жанна Д’Арк
Состояние Франции в начале XV века. Биография: юность, участие в Столетней войне, Жанна и Карл V. Инквизиционный процесс и осуждение. Оправдательный процесс после смерти.
Тема III. Русь с древнейших времен до середины XIII века (38ч.)
- Религия язычников-славян.
Мифологический мир древних киевлян. Обычаи. Обряды. Предания.
Эволюция язычества в Древней руси
- Водяные культы и праздник Купалы
Жертвоприношения. Водяные. Русалки. Моряне. «Слово Иоанна Златоуста». Богиня Купала.
- Перун – бог грома и молнии.
Греческий бог –Зевс, римский –Юпитер, скандинавский –Один. Перун – бог оружия княжеской дружины, покровитель самого князя. Основание языческого пантеона.
- Пантеон богов князя Владимира.
Даждьбог. Хорс. Стриборг. Мокошь. Сварог. Ярило. Купало. Троян.
- Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.
Происхождение. Годы учёбы и учительства. Просветительские миссии. Последние годы жизни. Наследие.
- «Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии.
Фрагмент из «Повести временных лет» о славянских первоучителях. Причисление к лику святых в Риме и Византии.
- «Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче
Фрагмент из «Повести временных лет». Походы Игоря. Месть Ольги. Крещение Ольги. Походы Святослава.
- Владимир Красно Солнышко, крещение Руси.
Выбор Христианства. Союзный договор с византийским императором Василием II. Крушение языческих идолов. «Слово о законе и благодати». Крещение Руси. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко.
- Первые русские святые – Борис и Глеб.
Смерть Владимира Святославича. Святополк Окаянный. Первые святые – великомученики. Ярослав Мудрый.
- Анна Ярославовна – королева Франции
Жизнь Ярослава Мудрого. Семья. Генрих I. Рауль Валуа. Филипп I.
- Русские святые женщины.
Великая княгиня Ольга. Анна Кашинская. Ефросинья Суздальская. Соломония.
- Крылатые выражения из «Повести временных лет»
Фрагмент из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи».
- «Поучение детям» Владимира Мономаха.
Жизнь внука византийского императора Константина - Владимира Мономаха. Назидания и советы Великого князя.
Регалии Московских Великих князей.
- «Сказание о житии Александра Невского»
Роль Северо-Восточной Руси. Выбор князя . Невская битва. Битва на Чудском озере. Канонизация Александра Невского.
15 – 16. Легенды об основании Москвы. Первое летописное упоминание о Москве.
Топонимика столицы России. Легенда о киевском князе –Вуколе. Легенда об основании Москвы князем Олегом. Легенда об основании Москвы внуком Ноя – Мосохом. «Ипатьевская летопись». Повесть «О начале царствующего великого града Москвы»
17. Князь Юрий Долгорукий.
Историки о Юрии Долгоруком. Детство и юность. Зрелые годы. Дела Юрия Долгорукова.
18. «Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг.
Нашествие монголов. Битва на Калке. Чингисхан. Батый. «Злой город» - Козельск.
19. Обобщающее занятие. Викторина.
Календарно – тематическое планирование
№ урока | № урока по теме | Название раздела. Тема урока | Виды деятельности | Количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||||
1 | 1 | Вводное занятие (2 ч) | Вводная беседа | 2 | 2 | |
Ключи к секретам истории( 10 ч) | 10 | |||||
2 | 1 | Время, календари, летоисчисление | Решение логических задач. Перевод дат с эры «От сотворения мира» на эру «От рождества Христова» | 2 | ||
3 | 2 | Палеография. Метрология. Сфрагистика. | Расшифровка древних записей | 2 | ||
4 | 3 | Геральдика | Родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз. | 2 | ||
5 | 4 | Нумизматика | Составление презентаций, докладов | 2 | ||
6 | 5 | Генеалогия. Ономастика. | Составление презентаций, докладов | 2 | ||
Средневековая Европа в VI – XV веках (18 ч.). | 18 | |||||
7 | 1 | Хлодвиг – основатель королевства франков. | Знакомство с личностью, деятельностью | 2 | ||
8 | 2 | Карл Великий. | Знакомство с личностью, деятельностью | 2 | ||
9 | 3 | Король Артур: легенда и быль в истории Англии | Составление презентаций, докладов | 2 | ||
10 | 4 | Юстиниан – правитель Византии | Знакомство с «Сводом Юстиниана», сравнение с др. древнеримскими законами | 2 | ||
11 | 5 | «Тысяча и одна ночь» Харуна ар-Рашида | Пересказ | 2 | ||
12 | 6 | Ричард I Львиное сердце | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
13 | 7 | Фридрих I Барбаросса | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
14 | 8 | Вильгельм Завоеватель. Средневековая Англия. | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
15 | 9 | Народная героиня Жанна Д’Арк | Подготовка и защита презентаций (проектов) | 2 | ||
Русь с древнейших времен до середины XIII века (38ч.) | 38 | |||||
16 | 1 | Религия язычников-славян | Составление кроссвордов и их решение | 2 | ||
17 | 2 | Водяные культы и праздник Купалы | Составление презентаций, докладов. Рисунки | 2 | ||
18 | 3 | Перун – бог грома и молнии | Рисунки | 2 | ||
19 | 4 | Пантеон богов князя Владимира | Викторина. По прочитанному узнать богов | 2 | ||
20 | 5 | Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. | Творческий практикум | 2 | ||
21 | 6 | «Повесть временных лет» о Кирилле и Мефодии | Анализ письменных источников по теме | 2 | ||
22 | 7 | «Повесть временных лет» о князе Игоре, княгине Ольге, Святославе Игоревиче | Анализ письменных источников по теме | 2 | ||
23 | 8 | Владимир Красно Солнышко, крещение Руси | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
24 | 9 | Первые русские святые – Борис и Глеб | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
25 | 10 | Анна Ярославовна – королева Франции | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
26 | 11 | Русские святые женщины | Составление презентаций. докладов | 2 | ||
27 | 12 | Крылатые выражения из «Повести временных лет» | Составить словарь | 2 | ||
28 | 13 | «Поучение детям» Владимира Мономаха | Анализ письменных источников по теме. | 2 | ||
29 | 14 | «Сказание о житии Александра Невского» | Анализ письменных источников по теме | 2 | ||
30 | 15 | Легенды об основании Москвы | Анализ письменных источников по теме. | 2 | ||
31 | 16 | Первое летописное упоминание о Москве | 2 | |||
32 | 17 | Князь Юрий Долгорукий | Презентация личности | 2 | ||
33 | 18 | «Тверская летопись» о событиях 1237-1238 гг. | Анализ письменных источников по теме. | 2 | ||
34 | 19 | Обобщающее занятие | Викторина по изученной теме | 2 | ||
ИТОГО | 68 часов |
Перечень учебно-методической литературы:
- Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;
- Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,
Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;
- Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;
- Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.
- Занимательная история России. В. Балязин, М. «Первое сентября», 2001;
- Костомаров Н.И. Русская история. В жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Москва Эксмо 2006г.
- Нестор. «Повесть временных лет», http://www.bibliotekar.ru/rus/2-2.htm
- Ипатьевская летопись, http://www.lrc-lib.ru/rus_letopisi/Ipatius/contents.htm
- Поучение детям Владимира Мономаха, http://www.pravoslavie.ru/archiv/monomah.htm
- «Тверская летопись», http://www.vostlit.info/Texts/rus16/Tversk_let/frametext1.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
Рабочая программа по истории России и средних веков в 6 классе
Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца16 века и истории средних веков в 6 классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем, ...
школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс (Средние века)
школьный тур олимпиады по ИСТОРИИ 6 класс (Средние века)...
План-конспект урока-лекции по всеобщей истории «Япония в средние века и в новое время»
Цели урока:· познакомить учащихся с основными особенностями и этапами развитияяпонской истории; показать причины и истоки ...
Рабочая программа по истории России и Средних веков 6 класс на 2017-2018 учебный год.
Рабочая программа по истории Средних веков и истории России для 6 класса по УМК Агибалова Е.В., Донской Г.М. ,Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История Росси...
презентация по истории "Торговля в Средние века"
презентация по истории "Торговля в Средние века"...
Презентация у уроку истории "Китай в средние века" 6 класс
_____________________________________...