Урок истории " Перестройка"
презентация к уроку по истории (9 класс)
Проблема
Работа над затруднениями учащихся при аргументировании различных позиций на оценку одного и того же исторического события.Цель:
создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся :
-умение аргументировать, анализировать, сравнивать точки зрения на процесс Перестройки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii.pptx | 295.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема Работа над затруднениями учащихся при аргументировании различных позиций на оценку одного и того же исторического события. Цель: создание условий для развития познавательной деятельности обучающихся : -умение аргументировать, анализировать, сравнивать точки зрения на процесс Перестройки
Задачи: -способствовать осмыслению событий периода Перестройки , определению предпосылок и объективной неизбежности обновления ведущих сфер жизни советского общества , замысла и результатов реформ , а так же позитивных и негативных сторон перестроечных процессов; - организовывать работу с историческими источниками; -развивать умение аргументировать при доказательстве своей точки зрения ; -продолжить формирование умения вести дискуссию, сотрудничать в группе ; -создавать условия для выражения обучающимися своего мнения, оценки событий, личности в истории страны , общества; - формирование ответственного и аргументированного выбора личностью, определённой , мировоззренческой позиции ,ориентированной на гуманистические и демократические ценности современного общества.
Предметные Ученики научатся Раскрывать предпосылки и неизбежность перестроечных процессов Аргументировать их позитивные и негативные стороны Устанавливать причинно-следственные связи между предпосылками , направлениями реформ и их результатами и последствиями Результаты:
Метапредметные : ученики научатся Познавательные : Анализировать исторические документы; Выражать свою точку зрения; Сравнивать точки зрения на перестройку. Регулятивные : Читать исторический документ с пометками «+», «-». Коммуникативные : интерпретировать информацию, обсуждать её с одноклассниками; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы; Взаимодействовать в группе
Личностные : ученики научатся Выражать своё отношение к событиям и личностям в истории периода перестройки Давать оценку роли личности Горбачёва М.С.
Структура урока по технологии п роблемного обучения Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы Выдвижение гипотез Поиск решения проблемы Формулирование выводов
- (звучит песня В.Цоя «Перемен требуют наши сердца») Учитель Задает вопрос: «О каком историческом периоде идет речь в песне?» Ученики дают ответы , что это период перестройки (1985-1991гг ) Учитель формулирует проблемную ситуацию «Более 30 лет прошло с тех пор прошло но споры не утихают Горбачёвскую «оттепель» одни считали спасением от коммунистического рабства, другие- началом конца великой страны. И если взвешивать Горбачёвскую перестройку на весах истории, что всё таки перевесит: гласность, свобода, реформы или утрата великих достижений советской эпохи ,капитуляция перед западом?» 1 этап . Создание проблемной ситуации 3 минуты Учитель предлагает проблемную ситуацию
-Почему сложилось такое неоднозначное отношение к политике Перестройки в нашей стране, инициатором которой с тал М.С. Горбачев ? 2 этап Формулирование проблемы 1 минута Проводится анализ ситуации, выявление противоречивых моментов , отделение известного от неизвестного . После этого происходит формулирование вопроса:
1гипотеза Кризис назрел, страна катилась в пропасть, реформы были необходимы .Но народ недооценил политику Перестройки, проводимую М.С . Горбачёвым. 2 гипотеза Сложилось отрицательное отношение к реформам Перестройки. В обыденном сознании наших людей существуют различные точки зрения на предпосылки и начало перестройки: Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне. 3 гипотеза Перестройка была необходима ,но Горбачёв М.С. не способен был провести реформы до конца. 3 этап Выдвижение гипотез Учащиеся самостоятельно выдвигают гипотезы методом «мозгового штурма»(3 мин)
-К какой точке зрения вы склоняетесь? -Изучив документы, вы сможете выразить свою позицию по этому вопросу . Класс делится на группы в соответствии с количеством высказанных гипотез и получает пакет данных для работы. (3 гипотезы -3 группы) Деление класса на группы (1 минута)
Задания для группы №1 Задание 1.Работа с документом Ответить на вопросы 1 . О необходимости каких изменений заявил М. С. Горбачёв на Пленуме ЦК КПСС в марте 1985 г .? 2. Какие меры он посчитал первоочередными? Приложение 1. 1985 г., марта 11. — ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВНЕОЧЕРЕДНОГО ПЛЕНУМА ЦК КПСС Задание 2.Работа с документом Проанализируйте данные таблицы 1. Определите какая пятилетка была самой успешной ? 2. На основании данных таблицы определите : действительно ли в стране назрел экономический кризис и необходимы изменения ? Приложение 2. Таблица . «Темпы экономического роста СССР с 1971-1985 » Задание 3.Работа с документом Прочитайте документ. Ответьте на вопросы 1 . Как сами участники перестройки оценивают первые шаги перестройки? 2.Видят ли они необходимость продолжать перестройку? Приложение 5. ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ СТАТЬИ В ГАЗЕТЕ «ПРАВДА». АПРЕЛЬ 1988 г. Работа в группах (25 минут)
Задания для группы №2 Задание 1. Проанализируйте таблицу общеэкономических показателей в период Перестройки. 1.Сделайте вывод о результатах экономических реформ периода. Определите в каких областях наметился спад. 2.Предположите : почему при росте доходов общий уровень жизни снизился ? Приложение 3 Таблица: ДИНАМИКА ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СССР 1986 – 1990 ГГ. ( ПРИРОСТОВ % К ПРЕДЫДУЩЕМУ ПЕРИОДУ) Задание 2. Прочитайте документ. 1. Выберите положения , с которыми вы согласны . (Поставьте «+») 2. Какие оценки кажутся вам неверными? Почему? (Поставьте «-» ) Приложение 4 Из выступления на объединённом пленуме ЦК и ЦКК КПСС И.К. Полозкова , первого секретаря ЦК Компартии РСФСР . январь 1991 г . Задание 3. Работая со страницами учебника «История России ХХ –начало ХХ I » 11класс Левандовский А.А. М. «Просвещение»2010г. стр.301-303 1.Назовите факты свидетельствующие о дезинтеграции советского государства в период с 1989 по 1990г. 2. Предположите причины этого процесса.
Задание 1. Проанализируйте таблицу 1.Оцените результаты развития советского общества в период правления Горбачёва М.С. 2.Каковы последствия политики перестройки ? Приложение 6. Из американской газеты «Вашингтон пост» от 15 декабря 1991 года (см. В. П. Островский, А. И. Уткин. История России. XX век.11 класс. – М.: Дрофа, 2001, стр.443 ) Задание 2 Проанализируйте высказывание политиков о Горбачёве М.С. 1. Как его личный характер повлиял на курс перестройки? 2. Какова цель и ориентиры политической деятельности Горбачёва М.С? Приложение 7. История России 1945 – 2008: книга для учителя. Под ред Филиппова А. В. – Просвещение, 2008 : Задание 3 Проанализируйте различные точки зрения на деятельность Горбачёва М.С. 1. Предположите какие факторы в решающей степени не позволили достичь положительных результатов политики перестройки? Приложение 8. Из статьи «М. Горбачев. «Неудачник» или «человек столетия»? («Аргументы и факты», 2006 г., №9) Задания для группы № 3
5. Формулирование выводов (7 минут) Методический приём ПОПС Дети аргументируют свою точку зрения о неизбежности и закономерности перестройки и её результатах основываясь на рассмотренном в течение урока материале. 5-минутное эссе на основе ПОПС-технологии П- я считаю, что…. О- потому что… П- пример… С- поэтому …
Домашнее задание 2 минуты Проведите интервью с современниками перестройки. Выслушайте их мнение о положительных и отрицательных сторонах этого процесса. На основании опроса, материала П. 37 учебника и изученных источников определите значение периода перестройки в истории.
Критерии 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл 1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удач ное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы 2. Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важ ные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий 3. Иллюс трация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия Критерии оценивания устных ответов (3 минуты)
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде клю чевых фактов и поч ти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируют ся; факты не всегда отделяются от мне ний, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы 5. Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второсте пенные понятия; определяются, но не всегда чётко и пра вильно; описываются часто неправиль но или непонятно Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания 6. Причинно-следственные связи Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность Частичные наруше ния причинно-след ственных связей; небольшие логичес кие неточности Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения по следовательности
Критерии ФИ ученика ФИ ученика итого оценка 1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение) 2. Умение анализировать и делать выводы 3. Иллюс трация своих мыслей 4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) 5. Работа с ключевыми понятиями 6. Причинно-следственные связи Оценочный лист устных ответов Максимально ученик может получить 24 балла 22-24 балла- оценка «5» 18-21 баллов-оценка «4» 12-17 баллов –оценка «3»
П Выразил свою точку зрения 1 балл О Обосновал довод в поддержку своей позиции 1 балл П Привел 2 примера Привел 1 пример 2 балла 1 балл С Сделал вывод по данной теме 1 балл ИТОГО: 5 баллов Критерии оценивания эссе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование дидактической многомерной технологии (ДМТ) на уроках истории и обществознания (на примере изучения тем «Перестройка» и «Социализация»
Цель мастер-класса: показать на примере уроков истории и обществознания в 10 и 11 классах применение дидактической многомерной технологии (ДМТ), способствующей решению проблем познавательной деятельно...
Урок-диспут "Перестройка - выход из тупика или катастрофа?"
Методическая разработка урока-диспута по теме "Перестройка"...
Тест по истории: "Перестройка и распад СССР"
Тест для проверки знаний в 9 классе....
Открытый урок по истории "Перестройка и ее итоги"
Открытый урок по истории в 11 классе....
Технологическая карта урока истории на тему "Перестройка"
Технологическая карта...
Презентация к уроку истории на тему: "Перестройка"
Презентация к уроку истории в 9 классе....
Методические рекомендации к уроку истории "Период перестройки"
Анализируется период перестройки...