Урок Финикия - страна мореплавателей 5 класс
учебно-методический материал по истории (5 класс)
Представленный урок 5 класса – третий из семи уроков, отведенных на изучение 5 темы : «Западная Азия в древности». Урок – «открытия нового знания», урок – исследование. Содержание урока соответствует теме и целям. На уроках применялись различные методы обучения: наглядные, практические ( работа с учебником и картой), поисковые (работа с историческими источниками), словесно –репродуктивные, игровые (письмо царя Хаммурапи). Благодаря использованию приёмов исследования дало ученикам проявить заинтересованность и увлечением поиском. На уроке шло формирование успеха у учащихся. Темп урока был оптимален, атмосфера доброжелательная, шла работа по формированию коммуникативных компетенций у обучающихся.Цели и задачи урока реализованы в полном объеме, урок соответствует всем требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения по всеобщей истории в 5 классе общеобразовательной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_finikiya_5_klass.docx | 34.65 КБ |
finikiya.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Финикия – страна мореплавателей»
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Форма урока: урок - исследование.
Цель урока: Познавательный аспект:Дополнить представления о Древнем Востоке,познакомить с Финикией, формировать глубокие знания у учащихся о географическом положении Финикии, объяснить, от каких сил природы зависела жизнь жителей Финикии,занятиях финикийцев.
Задачи:
Предметные:Выяснить,какую роль оказывает природа и климат на занятия финикийцев, какой вклад в мировую культуру внесли жители Финикии.
Обучающие: Определить,где располагается,что окружает,чем могут заниматься жители, сформулировать представление о внешнем облике древнего народа
Развивающие: Продолжить развитие умения устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. развивать интерес к истории.
Воспитывающие: дать оценку финикийцам как мастерам своего дела - с профессиональной точки зрения; дать нравственную оценку финикийцам как пиратам и разбойникам через анализ исторического документа.
Метапредметные:
Развивать умения: работать с текстом; работать с иллюстративным материалом, анализировать исторический источник;устанавливать причинно- следственные связи, сравнивать, делать выводы;самостоятельно определять тему урока ставить цели урока
Личностные: воспитывать уважительное отношение к культурному наследию прошлого.
Средства обучения: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация,учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений А.А.Вигасин, Г.И.Годер. История Древнего мира. М., «Просвещение», 2018г, карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия»
В основе построения урока – информационно-коммуникационные технологии, идеи личностно-ориентированного обучения.
Методы обучения: эвристический с элементами поисковой деятельности.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная
Структура урока: 1. Мотивационная беседа
2. Изучение нового материала
3. Закрепление изученного материала
4. Рефлексия
План изучения темы урока: 1. Географическое положение и природа Финикии.
2. Занятия финикийцев.
3. Финикийцы-мореплаватели.
4. Колонии финикийцев.
5. Открытия и изобретения финикийцев.
Планируемые результаты: Личностные: воспитание интереса к истории как науки.Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия. Предметные:Местоположение и природные условия Финикии. Города Финикии: Тир, Библ, Сидон. Финикийцы – лучшие мореплаватели Древнего мира. Международная торговля финикийцев, образование колоний. Изобретения и открытия финикийский ремесленников: получение пурпурной краски, изготовление стекла. Изобретение алфавита.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
Этап мотивации к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по странам Древнего мира. - Какие страны мы уже изучили? - Какие страны существуют на карте мира и сейчас? - А сегодня мы отправимся на восток Средиземноморья и узнаем о стране с красивым названием, которой уже нет на карте мира. | Беседа с элементами дискуссии Ответы учащихся, работа с картой. (Египет, Древнее Двуречье) Ответы учащихся | Знакомство с многообразием мира | Готовность применять исторические знания | Готовность к сотрудничеству |
Этап актуализации и фиксирование индивидуальных затруднений | - На прошлом уроке мы с вами побывали в городе Вавилоне, познакомились с царем Хаммурапи. - Чем он прославился? - А вы знаете, царь Хаммурапи нам прислал письмо. Интересно, о чем он нам написал? - Давайте прочтем письмо. | Ответы учащихся (Он создал законы) Чтение письма (Приложение) | Применение своих знаний | Чтение с выделением необходимой информации. Формирование затруднения. | |
Этап построения проекта выхода из затруднений | - О чем нас просит царь? - Какая же тема нашего урока? Презентация – слайд №1Запись темы в тетради - Сделайте предположение, почему царь заинтересовался Финикией? - Поможем царю? - Что же мы с вами должны выяснить о Финикии? | Ответы учащихся. Узнать о Финикии: географическое положение, занятия ее свободных жителей, лучшие они мореплаватели или нет, куда они плавают, торгуют ли и чем. Предлагают тему урока (Финикия – страна мореплавателей) Ответы учащихся - Да Ответы учащихся: Чем прославилась Финикия, действительно ли финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? | Умение изучать и систематизировать результат | Учет разных мнений в ситуации затруднения. Выдвижение версий. Формулирование проблемы | |
Этап реализации Построения проекта Этап первичного закрепления знаний | - Скажите, а что нам поможет найти ответ на наш вопрос? Презентация – слайд №2 - Какие вопросы мы должны рассмотреть на уроке, чтобы решить поставленную задачу? - Ребята, я предлагаю вам рассмотреть карту «Рост территории государств в древности». А теперь «возьмите бинокли» и рассмотрите как следует полоску суши в восточной части Средиземноморья. (Презентация – слайд №3) Это и есть Финикия. Попробуйте описать географическое положение Финикии.(Запись в тетради «Главные города:…») Справка:«Библ» в переводе с финикийского значит «гора», а «Тир» – «скала». – Как вы думаете, какой были природа и климатФиникии? Сравните с природой Египта и Междуречья. Но вдоль побережья Средиземного моря была полоска плодородной земли.Здесь росли обширные кедровые и дубовые рощи. (Слайд №4) - Предположите, чем могли заниматься ее жители? Молодцы, вы настоящие исследователи. Действительно… (Слайды №5, 6, 7). Но главное богатство Финикии – это море. Удобное географическое положение (на пересечении торговых путей), близость моря сделали финикийцев мореплавателями и торговцами. - Что было необходимо было финикийцам для того, чтобы заниматься мореплаванием и торговлей?(слайд № 8) -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и презентации. Дайте характеристику финикийским судам. Чем корабль финикийцев отличался от египетского корабля. Ваши версии? Действительно. у самой воды на носу они укрепляли заостренное окованное бронзой бревно – таран. В бою им пробивали борт вражеского судна, и оно тонуло). -Чем торговали финикийские купцы? (Работа с учебником + слайд № 9, 10) -Хоть финикийцы и были торговцами, но многие люди их боялись.Почему финикийцев в городах боялись?Я предлагаю прочитать документ учебника «Как финикийцы похитили женщин» (по рассказу древнегреческого историка Геродота) + абзац учебника. - Как вы думаете, какая слава могла распространиться о финикийцах? - Как вы относитесь к морским разбойникам? Пиратство существует сейчас? Подведём первые итоги. Назовите занятия финикийцев (слайд №11- запись в тетради «Занятия финикийцев: …) – В удобных для жизни местах, куда доходили корабли финикийцев, они основывали колонии. (Слайд №12) Запись в тетради:Колония – поселение, основанное на чужой территории. – Поселение росло и превращалось в город. Самой известной колонией финикийцев стал Карфаген, основанный на севере Африки в 9 веке до н.э.(учебник) - Финикийцы были не только торговцами и мореплавателями. Они были изобретателями. Что изобрели финикийцы? - Четыре группы исследователей работают в историческом музее. Каждая группа получит документ. Прочитав его, вы должны выяснить и рассказать нам, что изобрели или открыли финикийцы. - Назовите изобретения и открытия.Запись в тетради «Открытия и изобретения финикийцев: …» -Можно ли считать достижения финикийцев исторически важными? Почему? | Ответы учащихся. Карта, учебник, рисунки, материалы Интернета. Ответы учащихся:Каковы природные особенности Финикии и занятия её жителей? Узнать о финикийцах как мореходах и торговцах. Какие открытия и изобретения сделали финикийцы? Самостоятельно определяют местоположение Финикии. (Находится на восточном побережье Средиземного моря, к северо-востоку от Египта; занимает небольшую территорию, по всей территории простираются горы, крупные города ФиникииБибл, Сидон, Тир) Ответы учащихся (Климат тёплый, морской, мало плодородной земли, нет больших рек как в Египте или Междуречье) Ответы учащихся: земледелие, но не главное занятие, скотоводство, наверное, были развиты ремёсла. Рядом море, значит, рыболовство. Хлеб и другие товары они, наверное, ввозили, значит – торговля. Ответы учащихся. (Прочные, быстроходные морские суда) Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся. (Они разбойничали, продавали людей в рабство.) Ответы учащихся. Дурная. Ответы учащихся. Ответы учащихся. Работа с картой учебника. Называют территории, где располагались колонии финикийцев (Кипр, северное побережье Африки, о.Сардиния и о.Сицилия, Балеарские о-ва, южное побережье Испании) Работа в группах. Учащиеся изучают документы и делают выводы об открытиях и изобретениях финикийцев Ответы учащихся 1 группа – стекло 2 группа - Африка омывается морем. 3 группа – пурпурная краска. 4-я группа – алфавит Ответы учащихся: мы до сих пор пользуемся достижениями финикийцев | Выражение своего мнения, умение давать оценку событиям, преломляя через личный опыт. Самоопределение в жизненных ценностях Оценивают вклад финикийцев в мировую культуру Ответственность (необходимость внести вклад в общее дело), коммуникативные компетенции Формулирование и аргументация своего мнения | Умение изучать и систематизировать информацию Читать историческую карту с опорой на легенду Характеризовать условия, образ жизни, занятия людей. Поиск информации. Составление описания. Поиск информации в учебнике Поиск информации в учебнике Поиск информации в учебнике (карта) Поиск информации в предложенных учителем источниках Получение знаний Обобщение полученной информации | Планирование работы с помощью учителя. Извлечение информации (работа с картой) Выдвижение версий Работа с иллюстрациями Поиск и выделение информации Поиск и выделение информации Интерпретация информации Синтез информации Поиск и выделение информации Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности Умение работать с информацией Формулирование и аргументация своего мнения |
Этап первичного закрепления знаний с проговариванием во внешней речи | - Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока? | Ответы учащихся. (Занятия торговлей и ремеслом; наличие хороших кораблей; расположение Финикии на перекрестке торговых путей; изобретение алфавита - все это способствовало развитию мореплавания и торговли) | Оценивание усвоенного материала | Систематизация знаний | Анализ объектов с целью выделения признаков и составление целого из частей (синтез) |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | - Предлагаю поработать с рабочей тетрадью ( страница 50, задание 62.) Впишите недостающие буквы и слова. | Самостоятельная работа по рабочей тетради. Проверка в парах. | Оценивание себя | Повторение материала | Самостоятельная работа по эталону. Взаимодействие с партнером по обсуждению задания |
Этап включения в систему знаний и повторение | - Ребята! Так что же мы ответим царю Хаммурапи? | Ответы учащихся. (Финикийцы - лучшие мореплаватели.) | Давать оценку событиям, преломляя через себя | Формулировать краткий чёткий вывод на основе изученного материала. Формирование исторического мышления | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание | Беседа по вопросам. Что нового вы узнали? Что было интересным?Что оказалось сложным? - Как вы оцените свою работу на уроке? | Ответы учащихся | Оценивание себя | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Учет разных мнений |
Задание для первой группы
Документ-легенда .
.Прочтите древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?
«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была …».
Это легенда, а на самом деле: на юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.Изготовление стекла приносило большой доход.
Задание для первой группы
Документ-легенда .
.Прочтите древнее предание и определите, какое изобретение было сделано финикийцами?
«Однажды финикийский торговый корабль, который вез груз соды, пристал к песчаному берегу. Купцы решили пообедать, развели огонь, достали котелки, но не нашли камней, на которые можно было бы их поставить. Тогда они вместо камней использовали взятые с корабля куски каменной соды. Огонь был сильным, сода расплавилась и смешалась с песком: от костра потекли струи прозрачной жидкости. Эта жидкость и была …».
Это легенда, а на самом деле: на юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.Изготовление стекла приносило большой доход.
Задание для третьей группы
Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля (8,4 грамма). Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже — она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.
- Что именно было изобретено финикийцами?
Уже к 1500 г. до н. э. в Библе научились окрашивать шерстяные ткани в очень красивый пурпурный цвет. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом - купить их могли только очень богатые люди. Раскопки древних финикийских городов открыли взглядам археологов груды пустых раковин, оставшихся после получения краски: судя по количеству отходов, можно догадываться о размахе производства и богатстве финикийских торговцев тканями. Краситель добывался из морских моллюсков, и секретов его производства финикийцы не открывали никому.
Задание для второй группы
Финикийцы - авторы многих новшеств в мореходном деле. Они первыми начали строить парусные торговые суда большой грузоподъёмности (до 250 т груза). Примерно в 600 г. до н. э. египетский фараон приказал финикийским морякам обогнуть Африку по морю. Греческий историк Геродот рассказывает об этом путешествии: "Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю ("Ливией" Геродот называет всю Африку)... а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы столпы (т.е. прошли пролив Гибралтар) и прибыли в Египет". Но дальние походы вокруг Африки финикийцы совершали не только по приказанию фараонов - иногда они отправлялись в такие странствия на свой страх и риск. Около 100 г. до н. э. среди живших в Египте греков ходили не вполне достоверные слухи о том, что обломки корабля с украшавшей его нос лошадиной головой (значит - судна финикийцев) были найдены каким-то путешественником на восточном побережье Африки. Если эти рассказы были правдивы, следовательно, финикийцы попали в эти места, обогнув Африку с запада.
Какое открытие совершили финикийцы?
Задание для второй группы
Финикийцы - авторы многих новшеств в мореходном деле. Они первыми начали строить парусные торговые суда большой грузоподъёмности (до 250 т груза) и с хорошей остойчивостью. Примерно в 600 г. до н. э. египетский фараон приказал финикийским морякам обогнуть Африку по морю. Греческий историк Геродот рассказывает об этом путешествии: "Финикияне вышли из Красного моря и затем поплыли по Южному. Осенью они приставали к берегу и, в какое бы место Ливии ни попадали, всюду обрабатывали землю ("Ливией" Геродот называет всю Африку)... а после сбора урожая плыли дальше. Через два года на третий финикияне обогнули Геракловы столпы (т.е. прошли пролив Гибралтар) и прибыли в Египет". Но дальние походы вокруг Африки финикийцы совершали не только по приказанию фараонов - иногда они отправлялись в такие странствия на свой страх и риск. Около 100 г. до н. э. среди живших в Египте греков ходили не вполне достоверные слухи о том, что обломки корабля с украшавшей его нос лошадиной головой (значит - судна финикийцев) были найдены каким-то путешественником на восточном побережье Африки. Если эти рассказы были правдивы, следовательно, финикийцы попали в эти места, обогнув Африку с запада.
Какое открытие совершили финикийцы?
Задание для четвёртой группы
Древнейший алфавит. Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Но им вовсе не требовалось овладеть всей премудростью иероглифов или клинописи. В Финикии около трех тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нем не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две.Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться — чтздснпсн! Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
- Каким из изобретений финикийцев люди пользуются и по сей день?
Задание для четвёртой группы
Древнейший алфавит. Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Но им вовсе не требовалось овладеть всей премудростью иероглифов или клинописи. В Финикии около трех тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нем не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой.Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, — букв было всего двадцать две.Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по-финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться — чтздснпсн! Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.
- Каким из изобретений финикийцев люди пользуются и по сей день?
Письмо царя Хаммурапи
Я –царь могучий среди царей. Мои слова изрядны, моя премудрость несравненна. По велению Шамаша, великого судьи неба и земли, воссияла моя правда стране – законы, которым нет ничего равного на земле, ибо они средоточие божественной мудрости и справедливости. Но интересы мои и моей страны заставляют обратиться меня к мудрости чужаков. Слуги мои – глаза и уши царя царей – донесли мне, что есть народ, который своей колыбелью почитает бескрайнее море и пользуется его дарами. Имя народу – финикийцы. И хочу узнать я истину, ибо негоже царю царей питать свою мудрость слухами. Опять же стало известно мне, что вы, жители далёкой северной страны, учёны и знаниями наполнены. Хочу, чтобы тот, кто бороздит океан знаний, дал мне ответ, правда ли, что финикийцы лучшие мореходы и стоит ли торговать с ними, чтобы страна моя процветала и богатела? Отправляйтесь в путешествие и откройте мне истину! Пусть сам Мардук, бог богов, поможет вам! Да воссияет моя правда о морском народе! Вы же обретёте награду в сто крат лучшую, чем золото, - славу бесстрашных путешественников, открывающих новые знания.
Вариант II. Если времени на уроке недостаточно, то это задание ученики могут закончить дома, а на следующем уроке, учитель проверяет это задание в классе, как повторение и закрепление материала по теме «Финикия».
Сравнительная таблица может выглядеть следующим образом
Вопросы для сравнения | Египет, Междуречье | Финикия | Как это влияло на мореплавание |
Природные условия | Равнины, полноводные реки | Нет полноводных рек, мало равнин, горы, побережье моря | Море – основной источник средств существования |
Величина территории | Большая территория | Маленькая территория | Расширение территории за счет колонизации островов и Северной Африки |
Основные занятия жителей | Земледелие, ремесло, торговля | Ремесло, рыболовство, торговля, пиратство | Для этих занятий необходимо все время усовершенствовать корабли и письменность (алфавит) |
Управление государством | Рано появились единые государства | Не была единым государством | Города-государства соперничали друг с другом, и это ускоряло появление новых открытий и изобретений |
Итоги урока – решение проблемы
Учитель вместе с учащимися анализирует таблицу и подводит учеников к следующему выводу:
«Финикия была приморской страной. Основные занятия населения – морская торговля и пиратство – требовали самых совершенных кораблей того времени. Поэтому самые первые дальние путешествия были совершены именно финикийцами».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План: 1. Географическое положение и природа Финикии 2. Занятия финикийцев 3. Финикийцы-мореплаватели 4.Финикийские колонии 5. Открытия и изобретения финикийцев
Финикия – страна на восточном побережье Средиземного моря.
Вдоль побережья Средиземного моря была полоска плодородной земли, это давало возможность заниматься земледелием и садоводством. Рядом росли обширные кедровые и дубовые рощи.
Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и весёлыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали тёмно-красный сок, который затем превращали в вино.
Покончив со сбором винограда, финикийцы отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали созревшие плоды и выжимали из них душистое масло.
Море и все, что оно давало, было главным богатством финикийцев .
Чем торговали финикийцы?
Финикийцы очень успешно занимались торговлей по Средиземному морю. Торговые города приносили в казну большие богатства.
Назовите занятия жителей Финикии? Торговля Мореплавание Кораблестроение Рыболовство Ремесло Земледелие Скотоводство Садоводство
Что такое колония? Колония – поселение жителей какого-либо государства в другой стране.
Финики́я (от греч.Φοίνικες, фойникес , буквально «страна пурпура»)
Какой была письменность финикийцев? Алфавит – письменность, созданная финикийцами.
Я знаю, что…
Проверь себя! Каково происхождение слова «Финикия? Какими были природа и климат Финикии? Назовите занятия финикийцев? Почему финикийцы считались лучшими мореплавателями и кораблестроителями? Что такое колония? Где финикийцы основывали колонии? Какие изобретения и открытия сделали финикийцы?
Домашнее задание: §15 Выучить новые понятия Ответить на вопросы к §15 Решить проблему : Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов в мореплавании, по сравнению с Египтом и Междуречьем ?(заполнить таблицу в тетради).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация. Финикия страна мореплавателей.
Презентация к уроку истории....
Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс
Конспект урока "Англоговорящие страны" 7 класс по учебнику М.З.Биболетовой...
Урок "Финикия - страна мореплавателей"
Урок разработан в соответствии ФГОС ООО с примененеием проблемно-диологической технологии...
Конспект урока в 5-м классе по теме "Финикия - страна мореплавателей"
Цель урока для учителя:Путем постановки проблемного вопроса: почему финикийцы считались лучшими мореплавателями Востока, выяснить особенности месторасположения и природные условия страны; определ...
План-конспект урока в 5 классе «Финикия - страна мореплавателей»
3-ий урок в теме "Западная Азия в древности"...
Разработка урока по истории в 5 классе на тему: "Финикия - страна мореплавателей"
Разработка урока по истории в 5 классе на тему: "Финикия - страна мореплавателей" предлагает в игровой форме закрепить ранее изученый материал. В современной школе актуальным является перехо...
Урок истории в 5 классе. Финикия - страна мореплавателей.
Разработка урока по истории Древнего мира. Финикия - страна мореплавателей....