Исторический источник как фактор формирования ключевых компетенций учащихся
статья по истории
Статья в помощь молодым учителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoricheskiy_istochnik_kak_faktor_formirovaniya_klyuchevyh_kompetentsiy_uchashchihsya.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Исторический источник как фактор формирования ключевых компетенций учащихся
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать»
Л.Н.Толстой
I. Современные дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. И умение творить себя, свою жизнь очень важно! В рамках ФГСО в качестве главного результата рассматривает готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность, как за собственное благополучие, так и благополучие общества. В этой связи меняется парадигма системы образования, которая от знаниевой составляющей переходит к компетентностной.
Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Но школе под силу – формирование основных ключевых компетенций.
Реалии современной действительности часто ставят учительскую и родительскую общественность перед вопросами:
Что является результатом школьного образования: оценки на выпускных экзаменах или эффективная и успешная деятельность после школы?
Как ориентация на отдалённые результаты влияет на содержание образования?
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход. Но может ли формирование ключевых компетенций в преподавании истории и обществоведения, а в частности при работе с историческими источниками помочь создать условия для личностного развития школьников, формирования у них прочного мировоззренческого фундамента для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций? Влияет ли специфика учебного предмета на особенности реализации этого подхода?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо для начала уточнить цель данного исследования.
Цель работы – рассмотреть исторический источник как фактор формирования ключевых компетенций учащихся.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
- Показать актуальность данной темы;
- Разграничить понятия компетенции и компетентности;
- Указать основные виды и функции компетенций;
- Указать роль и место компетенций на уроках истории, обществознания;
- Выяснить какие существуют исторические источники и как они влияют на формирование ключевых компетенций.
Объект работы: учебная деятельность учащихся с использованием исторических источников.
Предмет работы: процесс развития ключевых компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в результате работы с историческими источниками.
II. Ключевые компетенции
Исходя из исследований современных ученых – ключевые компетентности – это определенные обществом, самой личностью способности, умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
Цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Но как помочь ребенку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнер. Ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.
Компетентность есть мера освоения компетенции, определяется способностью решать предписанные «местом» задачи. Именно эти способности важны в жизни. Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания-умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда).
Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (как личностные достижения), систему ценностных ориентаций, привычки, ответственность за последствия совершенных действий и др.
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается ребенок (подросток).
Выделяют:
1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени.
2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, копир, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.
4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:
- внедрением эффективных педагогических технологий;
- постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;
- использованием информационно-коммуникационных технологий;
- организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.
III. Исторические источники
Исторические источники — весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события. Любой источник является продуктом социальной деятельности людей. Определение степени достоверности и подлинности источника составляет важнейшую задачу источниковедческой критики.
Классификация исторических источников
- Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. Поэтому в источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников. Безусловно, все они связаны с определениями исторического источника и во многом зависят от последних. В целом можно выделить несколько типов классификации:
- 1. Классификация по цели создания. Предложена немецким ученым И. Дройзеном. В соответствии с ней источники делились на: ненамеренные (остатки, отражающие факты непосредственно), намеренные (свидетельства) и смешанные (памятники).
- 2. Классификация по степени близости источника к историческому факту, введена Э. Бернгеймом в 1889 году. Исторические источники разделяются на остатки и традицию. Это разделение источников, а соответственно и источниковедческого анализа (для традиции необходимы и внешняя, и внутренняя критики, для остатков — достаточно внешней), было весьма широко распространено в источниковедении.
- 3. Классификация источников по носителю известна по трудам Э. Фримена, который разделил источники на: вещественные (памятники), письменные (документы) и словесные (повествования). В несколько видоизмененном виде эта система вошла в практику источниковедения в советский период, здесь источники были классифицированы в соответствии со способом кодирования и хранения информации на семь типов.
- 4. Смешанная классификация по цели создания и носителю (А. Ксенополь): вещественные (памятники), ненамеренные и осознанные (документы).
- 5. Классификация К. Эрслева по способу отражения источником исторического факта: остатки (людей и природные), изделия, произведенные людьми, факты современной жизни, дающие представление о событиях прошлого.
- 6. Классификация А. С. Лаппо-Данилевского: источники, изображающие историческое явление, и источники, отображающие явление». Благодаря первым возможно непосредственное восприятие события, данные вторых требуют «расшифровки».
- 7. В советском источниковедении утвердилась классификация источников по т. н. «социально-экономическим формациям» в соответствии с марксистско-ленинской схемой исторического развития.
- 8. Источники могут быть разделены также по видам: летописи, акты, мемуары, периодическая печать и т. д.
Например, по определению А. С. Лаппо-Данилевского: «источник — всякий реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением» или по исходящему из него определению О. М. Медушевской: «источник — продукт целенаправленной человеческой деятельности, используемый для получения данных о социальных явлениях и процессах».
В современном источниковедении принято классифицировать исторические источники на три большие группы:
- Первый, самый многочисленный тип представляют письменные исторические источники, которые, в свою очередь, подразделяются на следующие основные виды:
1) законодательные источники, включающие памятники древнерусского права, светского права и прочие законодательные памятники;
2) актовый материал;
3) делопроизводственные текущие документы;
4) статистические документы, а также документы экономического и географического порядка;
5) документы личного происхождения (мемуары, дневники, переписка);
6) периодическая печать;
7) публицистика и литературные памятники.
- Ко второму типу следует относить материальные (вещественные) памятники.
К материальным реликтам, к примеру, относятся архитектурные ансамбли, остатки жилищных комплексов, другие предметы ремесленного производства, произведения искусства, машинная и боевая техника и проч. Весьма многие материальные по-прежнему сокрыты под земным покровом. Их извлечением занимается археология – наука, изучающая, главным образом путем раскопок, материальные памятники древней и средневековой истории. Роль археологических изысканий первостепенна в тех случаях, когда производится историческая реконструкция древних эпох и народов, не имевших письменности. Поэтому специфика работы археолога заключена в том, что он часто прибегает к применению достижений вспомогательных исторических дисциплин, естествознания и даже точных наук.
|
Совершенно очевидна полная несостоятельность попыток разделения источников по социально-экономическим формациям. Эта классификация абсолютно не соотносится с понятием исторического источника. Заслуженный скепсис вызывает и деление источников на «остатки» и «традицию», поскольку всякая традиция есть в то же время и остаток своего времени, своей эпохи. Классификация источников по носителю, т.е. по способу кодирования и хранения информации, в целом неплохо отражает онтологическую сторону определения, но все-таки гносеологическая его сторона остается во многом в тени.
- Среди разнообразия этнографических источников особую ценность имеют древнейшие письменные документы – папирусы, клинописи, летописи, хроники: в этих источниках содержится комплексный и разнохарактерный этнографический материал. Также ценную группу этнографических памятников составляют изобразительные памятники – рисунки, орнаменты, скульптура и проч. Например, народные орнаменты отражают сюжеты и эпизоды древней мифологии, а также специфику религиозных верований и символов языческих культов. Изучением материальной и духовной культуры занимается отдельная наука – этнография, специфическая область исторического знания. При изучении той или иной стороны жизни народа этнография широко привлекает данные других наук, чьи предметы изучения соприкасаются с ее предметом: фольклор, традиционная история, археология, география, психология, религиоведение. Особенно тесное предметное взаимодействие существует между этнографией и археологией. Это и понятно, ведь у этих наук сходные источники, находящиеся в коллективном пользовании. В известном советском учебнике «Этнография» под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова сказано: «Органична связь этнографии с археологией. При изучении многих тем (история хозяйства, жилища и др.) очень сложно провести границу между источниками этих наук, т.к. этнографические материалы позволяют лучше понять археологические и, наоборот, без археологических данных невозможно изучать этническую историю».
- Четвертый тип источников представлен фольклором – устным народным творчеством различных цивилизаций и эпох.
К фольклорным источникам относятся: легенда – народное предание о жизни какого-либо лица или о каком-либо событии; эпос – героические сказания, былина; предание – переходящий из поколения в поколение рассказ о былом; сказка – народно-поэтическое повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил, и прочие источники. Фольклорные источники, как и данные археологии, приобретают ценность при реконструкции древнейших исторических эпох.
В советское время немало действительно заслуженных мэтров историографии придавали должное внимание фольклорным источникам. Известно, что такой признанный авторитет по истории Древней Руси, как академик Б. А. Рыбаков, упорно придерживался мысли о том, что древнерусские былины – суть разновидность устных источников, в которых нашли свое отражение события далекой древнерусской старины. В 70–80-е годы ХХ века в связи с пробуждением интереса к фольклору в отечественной исторической науке стала употребляться новая терминология – «устная история» как специфическая разновидность исторического фольклорного источника. Е. М. Жуков дает следующее определение термину «устная история»: «Под этим понимается использование устных свидетельств участников тех или иных событий, которые не зафиксированы в документальных материалах. Однако данные устной истории, как правило, трансформируются в разновидность документальных источников, поскольку для фиксации устных свидетельств или интервью непосредственных участников изучаемых событий широко применяется стенографирование или звукозаписывающая техника». При этом Е. М. Жуков резонно отмечает, что «устная история» имеет особое значение для народов, не имеющих своей письменности, «бесписьменных народов».
То, что древние предания и легенды отражают в себе реальные исторические события, уходящие корнями в доисторические эоны, является очевидным фактом для некоторых духовных вождей ХХ века. Примером может служит творчество и историография Николая Рериха, провозвестника Новой космической эры, Нового Золотого века. В работе «Семь великих тайн космоса» создатель «Агни-йоги» пишет: «Да, легенды не отвлеченность, но сама реальность… Неверно думать, что легенда принадлежит призрачной древности. Непредубежденный ум отличит легенду, творимую во все дни Вселенной. Каждое народное достижение, каждый вождь, каждое открытие, каждое бедствие, каждый подвиг облекаются в крылатую легенду. Поэтому не будем презирать легенды истины, но посмотрим зорко и позаботимся о словах действительности».
О необходимости более внимательного, вдумчивого и доверительного создания отношения к легендам и другим разновидностям фольклорных источников ратуют современные представители теоретической истории. Недоброжелатель официальной историографии А. А. Вотяков (с гордостью признающий себя дилетантом) в своей «Теоретической истории» утверждает: «Свой фундамент Теоретическая История должна строить в основном на легендах…»
Многим ортодоксально ориентированным историкам по-прежнему трудно рассмотреть в историческом фольклоре оттиск невымышленной исторической реальности. Причиной такого положения дел является, во-первых приверженность догмам научного материализма, во-вторых – упорная верность официальной (скалигеровской) модели исторической хронологии. современные историки, отдающие свое предпочтение «удлиненной» модели хронологии и признающие факт существования доисторических цивилизаций, а также роль «космического» фактора во всемирной истории, напротив, осознают огромную источниковую ценность фольклора и учатся за тенетой аллегории и мифологической завуалированности увидеть то, что действительно когда-то происходило.
- Еще один, пятый тип исторических источников представлен данными лингвистики – наукой о языкознании.
Особую роль для историка в воссоздании картины древней истории имеет также топонимика, раздел языкознания, изучающий собственные географические названия в их совокупности.
- С начала ХХ века в связи с быстрым развитием индустриальных технологий возникла еще один специфический тип исторических источников – фото и кинохроника, запечатлевшие новейшую историю в динамичной ретроспективе. К этому же типу источников примыкают и такие своеобразные источники, как фондодокументы.
Исторические источники как таковые имеют весьма и весьма неоднородную природу. В источниковедении давно фигурируют самые разнообразные системы классификации исторических источников: по цели создания, по степени близости источника к историческому факту, по носителю, по цели создания и носителю, по способу отражения источником исторического факта, по социально-экономическим формациям, по видам.
IV. Работа с историческими источниками.
Работа с историческими источниками– один из основных видов деятельности учеников, осуществляемый во всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки на уроке и вне школьных занятий. Она предполагает внутреннее и внешнее воздействие учителя на детей при непосредственной работе с ними и вне ее. Именно работа с историческими источниками является одним из факторов формирования ключевых компетенций учащихся. Основные навыки и умения закладываются на начальном этапе изучения истории. Это 5-6 классы. В этот период у детей закладывается понимание устойчивости и необходимости ряда причинно-следственных связей между историческими явлениями. Ребята усваивают, что однородные явления вызываются однородными причинами. Важным моментом в работе со школьниками данного возраста является дифференциация самостоятельной работы с историческими источниками.
1)Для этого прежде всего ставится цель: развитие познавательной активности, стимулирующей самообразовательную деятельность учащихся.
2) Выделяются группы рубят с учетом максимальных познавательных возможностей и уровня самостоятельной познавательной деятельности.
3) Затем подбираются задания различного уровня сложности.
- Развивая на уроках мышление учащихся и формируя у них умения и навыки умственного труда, развивается речь, т.к. в обучении истории речь выступает в качестве одного из главных средств. приобретения знаний. Ученикам дается возможность познать исторические факты, связи и отношения между ними, черты их бедности и различия, характеристики исторических явлений и личностей. Для этого использую различные алгоритмы действий.
- Одним из важных способов организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания является работа с источниками.
Исследование источников – основа исторических знаний. В такой работе важно все:
- какой источник выбрать,
- как составить вопросы для его анализа,
- в какой форме провести этот анализ,
- как организовать его так, чтобы ребята выполняли задания с удовольствием, чтобы у них появились уважение к источнику и желание вновь обратиться к подобной работе.
Работа по изучению документов всегда использовалась на уроках истории. Но раньше это была лишь работа с государственными актами, мемуарами, дневниками. В современных условиях, условиях формирования ключевых компетенций учащихся, работа с историческими источниками не потеряла своей актуальности.
Она позволяет научиться:
- анализировать и интерпретировать информацию, заключенную в тексте;
- видеть подтекст, связывать авторские идеи друг с другом и с содержанием текста в целом;
- понимать как отдельные мысли автора, так и общую идею документа, выраженную в нем авторскую позицию;
- соотносить содержание документа с реалиями современности; определять личностное отношение к идеям, содержащимся в нем.
Например, при изучении темы «Политический режим» в курсе обществознания 11 класса предлагается школьникам прочитать фрагменты работ политиков и мыслителей прошлого, а затем ответить на вопросы: - •Что вы знаете об авторе фрагмента?
- •Каково отношение автора к демократии?
- •Каковы основные аргументы автора в защиту демократии или против нее?
- •Какое идеологическое направление представляет автор?
- •В чем вы согласны или не согласны с автором? Вопросы составляются таким образом, чтобы ученик не просто прочел документ и нашел в нем подтверждение чьих-то мыслей, а сам сумел добыть как можно больше информации и на ее основе доказать свою точку зрения.
Перед началом работы с источником перед ребятами ставятся определенные задачи, формулируются вопросы так, чтобы они прочитали источник «вдоль и поперек» несколько раз и, наконец, они сами поставили вопросы к источнику. Для ребят это представляет определенную сложность. Поэтому, прежде чем предложить подобную работу, необходимо провести занятие, на котором обучить их тому, как определить круг таких необходимых вопросов.
Сначала выдаются образцы текста с готовыми вопросами и предлагается ответить ученикам на готовые вопросы к источнику либо соединить линией вопрос и место в источнике, к которому он относится.
И только после этого предлагается выполнить такую работу самостоятельно, а кроме этого, поразмышлять о месте источника в изучаемой теме, его ценности и необходимости использования.
Но работа с источниками сегодня не ограничивается лишь изучением письменных документов. Для активизации интереса к предмету, создания образного представления о событии или явлении, обеспечения максимальной наглядности в процессе обучения истории и обществознанию используются видеоисточники – это документальная хроника, документальные и художественные фильмы – как объект анализа в проблемном задании.
В 11 классе, например, предлагается школьникам посмотреть видеозапись речи П.А. Столыпина в Государственной думе и ответить на вопросы:
•Как можно охарактеризовать идеологию, направленную на сохранение стабильности существующего государственного строя? •Как Столыпин относится к возможности политического развития России по западному пути?
•Какое идеологическое течение в России в XIX веке также утверждало идею цивилизационной уникальности России и необходимости полного сохранения ее самобытности?
Существуют и другие виды источников: фотографии, песни, лозунги, анекдоты, плакаты, карикатуры, репродукции картин, которые также позволяют существенно расширить возможности формирования у учащихся знаний, навыков и ценностей, которые должны быть сформированы в процессе изучения общественных дисциплин.
Работа с источником должна быть интересной, увлекательной, направленной на стремление понять источник и увидеть за ним реалии прошлого. Для этого нужно использовать известные всем средства, которые могут заинтересовать детей. Что любят дети? Они любят игры, соревнования, состязания азарта и успеха. Именно это я и стала использовать для такой важной работы как работа с источниками.
В 5 классе при изучении истории древнего мира ребятам предлагается стать на время жителями той эпохи и, на основе источников (документов, картин) рассказать об особенностях быта, занятий, моды, отношений.
В 10 классе на уроке обществознания при изучении темы «Политические идеологии» ученикам, работая в группах, пришлось стать членами политических движений, прорекламировать достоинства своей идеологии и даже поучаствовать в выборах. А одиннадцатиклассники, изучая тему «Общественные движения в России в начале XX века», в курсе Отечественной истории, участвовали в работе «межпартийной конференции». Они были деятелями политических партий того времени, неожиданно все вместе собравшись для определения путей развития своей страны.
В современном уроке появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффективности в передаче знаний к изучению более глубинных оснований знания. Процесс проникновения в глубину позволяет увидеть то, что в обычной педагогике не рассматривается. Этот же процесс способствует возникновению личностного смысла знаний. Он становится возможен тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний совместно с учителем. В процессе обучения истории и обществознания наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принятии называть интерактивными.
Работать с историческими источниками можно и в группах.Эта работа обеспечивает педагогически эффективное познавательное общение .
На практике сложилось два основных принципа формирования групп учащихся для интерактивной работы:
свободный (по желанию учащихся); - организованный учителем.
В первом случае используются следующие варианты:
•называю количественный состав групп (например, по 3 человека), которые должны сформироваться за 2-3 минуты;
•при входе в класс учащиеся берут различные по цвету или форме карточки и образуют соответствующие группы;
• учитель, предлагает ребятам выбрать из перечня карточки, объединенные единой тематикой.
Например, при организации деловой игры «Конференция политических сил России в начале XX века» для изучения в 11 классе темы «Общественная жизнь России начала XX века» школьникам предлагаются названия политических партий: РСДРП(б), меньшевики, Партия социалистов-революционеров, Конституционно-демократическая партия, «Союз 17 Октября».
При изучении темы «Западные области Российской империи» в рамках элективного курса «Мозаика культур» ребятам предлагается деление по «национальному признаку». Так складываются группы «украинцев», «финнов», «поляков», «евреев». Можно организовать деление и на различные категории населения, и для рассмотрения конкретного вопроса культуры (архитектура, скульптура, живопись и т.д.) определенного периода истории.
Бывают такие уроки, когда необходимо, чтобы учитель сам организовал учащихся в группы. Для этого существует масса приемов:
•предварительно разложить разноцветные карточки (количество цветов определяется количеством групп) с именами и фамилиями учеников, которые должны образовать данную микрогруппу; •при входе в класс раздать ученикам цветные карточки, дающие им пропуск к столу, помеченному карточкой того же цвета;
•предложить рассчитаться на то количество групп, которое необходимо для работы;
•образовать группы по рядам.
После организации групп наступает этап образовательной деятельности, во время которого учащиеся выполняют определенные учителем задачи.
Затем презентуют групповое решение, после чего делаются обобщающие выводы по целям урока. В заключение проводится рефлексия прошедшего занятия.
Вопросы и задания, предлагаемые для изучения, обсуждения учащимися, непременно должны быть проблемного, исследовательского, развивающего и творческого характера.
В 11 классе урок по теме «Экономическая политика большевиков в период Гражданской войны». Ученикам приходится вжиться в историческую ситуацию и на себе испытать судьбу различных категорий населения России. Изучаемые ими материалы позволяют перенестись в жизнь прошлого столетия, войти в роли, выбранные в начале урока. Школьникам предлагается составить рассказ от первого лица о положении «своего» сословия. После анализа определенной информации, в которой указаны новые исторические условия, рассказать, как изменилось их положение и предложить свой вариант поведения в этих новых условиях жизни. В заключение школьникам предлагается сделать вывод о том, каковы будут последствия данной политики для всей страны, если она будет продолжаться в мирных условиях.
Подобная деятельность позволяет за короткий срок оптимизировать и активизировать процессы социализации школьников.
Таким образом, групповая форма обучения позволяет одновременно решить три задачи:
1.Познавательную, вытекающую из конкретной учебной ситуации;
2.Коммуникативно-развивающую, в процессе которой создаются условия и формируются умения общения как внутри, так и за пределами группы;
3.Социально-ориентационную, формирующую и развивающую гражданские качества, необходимые для социализации школьника в современных условиях.
Для активизации самостоятельной работы использую разнообразные приемы интерактивного обучения: «мозговой штурм», «корзина идей», «техника аквариума», «водоворот» и др.
Одним из важных направлений самостоятельной работы учащихся, направленных на формирование ключевых компетентностей является проектирование.
Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умения работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самореализации. В проектной деятельности удается, как правило, наладить диалог между преподавателем и каждым учеником, свободный от учительского давления.
Как же организовать работу над проектом?
Эту деятельность выстраивается следующим образом:
1.Определение общей темы проектной деятельности. (Например, «Глобальные проблемы современности»).
2.Обоснование и актуализация заданной проблематики. (Предлагается учителем).
3.Разделение учеников класса по группам и определение конкретной темы проекта для каждой группы.
4.Составление плана работы над проектом. (Совместная деятельность учителя и учеников).
5.Поиск информации. Работа с историческими источниками. (Выполняется учащимися самостоятельно).
6.Обработка информации и работа над проектом. (Выполняется учащимися самостоятельно).
7.Промежуточные обсуждения полученных данных. (Консультации с учителем по полученной информации и работе над проектом). 8.Презентация проекта. 9.Коллективное обсуждение и выводы.
Использование метода проекта возможно как при закреплении ранее изученного материала, так и в ходе его освоения. В последнем случае защита проектов органически вплетается в структуру урока, давая ребятам возможность активно участвовать в освоении новыми знаниями. Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяются заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока).
Например, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» в курсе обществознания 11 кл. совместно с учащимися была сформулирована следующая цель: определить причины, вызвавшие глобальные проблемы, попытаться оценить степень их опасности для человечества, проанализировать имеющиеся пути их решения и степень эффективности такого решения, предложить собственное видение вывода мира из глобальных проблем.
Для оценивания проектов разрабатываются критерии: - понимание значимости и актуальности выдвинутой проблемы; - активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
творческая самостоятельность авторов проекта; - доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; - техническая сторона выполнения работы (для мультимедийных проектов); - оформление результатов работы; - форма защиты проекта, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Таким образом, проекты это один из факторов формирования ключевых компетенций учащихся.
Конечно же, ни работа над проектом, ни другие формы самостоятельной деятельности школьников сегодня не представляются без использования информационно-коммуникационных технологий.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории и обществознания самые различные исторические источники.
У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий.
На уроках используются такие формы работы, как доклады, рефераты, составление проектов, презентаций, при подготовки которых ребята используют исторические источники.
Презентация позволяет проиллюстрировать рассказ.
Например, при изучении тем по истории России используются видеофрагменты. Активно привлекаются к созданию презентаций и ученики. Для этого ребенок должен провести исследовательскую работу и обработать большое количество разнообразных источников информации. Это позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества, а также развивает у учащихся логическое мышление.
Систематическое использование компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий;
•повышается уровень использования наглядности;
•повышается производительность труда;
•устанавливаются межпредметные связи с информатикой;
•появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителей информатики и истории;
•изменяются к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от истории, но увлеченными компьютером.
Работа с компьютером позволяет развивать у детей познавательную активность, улучшить организацию урока: смена видов деятельности, атмосфера в классе, использование межпредметных связей. Необходимое условие для получения положительных результатов – это использование мультимедиа целенаправленно, в нужный момент и обоснованно.
Моя личная концепция строится на развитии мыслительной деятельности учащихся, навыков отбора фактов, умения их применять при ответе; на развитии интеллектуальных, творческих способностей школьников; на создании благоприятного микроклимата на уроке для самореализации каждого ученика. Ведущей идеей является формирование личности, имеющей твердую гражданскую позицию, умеющую обоснованно отстаивать собственную точку зрения.
Итак, подводя итоги, следует отметить, что исторический источник является одним из факторов формирования ключевых компетенций учащихся и дает возможность:
- обеспечить целостное восприятие мира, сформировать системные знания, адекватные современному уровню,
- сформировать ценностные ориентации учащихся на основе идей демократии, гуманизма, уважения прав личности, толерантности,
- ориентировать молодежь на уважение к традициям и культуре своего и других народов,
- способствовать адаптации молодежи к меняющимся социальным условиям жизни,
- способствовать разностороннему развитию детей, формированию процессуальных умений (современных ключевых компетенций),
- развить устойчивые познавательные интересы и творческие способности, сформировать навыки самостоятельной учебной деятельности,
- снизить нагрузку на учащихся, особенно при выполнении домашнего задания.
Чтобы образовательный процесс был успешным, педагог сам должен быть мотивирован на непрерывное образование, критическое мышление, активное осмысление себя и окружающего мира, иметь определенные личностные качества: волю, ответственность, потребность в саморазвитии, готовность к самоанализу и рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность как важнейший фактор формирования ключевых компетенций студентов
Цель проекта: повышение качества знаний обучающихся, развитие ключевых компетенций на основе организации исследовательской деятельности.Задачи проектаv Формировать профессиональную компетентность путе...
«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...
Детская проектная мастерская как фактор формирования ключевых компетенций и развития творческих способностей учащихся
Детская проектная мастерская является одной из востребованных современных форм работы с одаренными детьми...
Мастер-класс по теме: «Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»
Применение творческих, игровых методов стимулирут и повышает интерес в обучении учащихся....
Статья "Внеклассная работа по географии как фактор формирования ключевых компетенций обучающихся"
для учителей географии...
Педагогический опыт работы "Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся"
Педагогический опыт работы...
Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...