Самостоятельная работа как эффективный инструмент освоения знаний. Пример из практики.
опыты и эксперименты по истории
В настоящее время, к сожалению, как показывает практика, становится всё меньше детей, которые могут давать исчерпывающие полные ответы на вопросы, анализировать информационный материал и делать выводы, основанные на нём.
Поэтому важно научить их делать это самостоятельно, вырабатывая устойчивые умения и навыки, что особенно важно и актуально при освоении такого предмета, как история.
При решении данной задачи важен определённый алгоритм действий со стороны педагога и учащихся. А также подготовка к самостоятельной работе.
Сначала учитель показывает базовый план работы над темой, поясняя логику шагов. Затем вместе с учащимися осуществляет работу по плану с учебной информацией, показывая системный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самостоятельная работа как эффективный инструмент освоения знаний. Пример из практики. | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа как эффективный инструмент
освоения знаний. Пример из практики.
Подготовила: Тарасюк Екатерина Николаевна
учитель истории МАОУ СОШ №23 г. Томска
Сегодня, когда поток информации очень большой , а система школьного образования требует от учащихся развития многочисленных навыков и умений, именно учитель должен подбирать те формы и методы обучения, которые помогут справиться с этой задачей. Дети меньше читают , меньше общаются вживую, меньше развивают словарный запас и как следствие им тяжелее выражать мысли, строить речь, углубляться в проблему. В свете этого школьный урок именно та форма обучения, которая при использовании определённых методов, может привести к успеху. Огромное значение имеет правильный выбор форм работы. Необходимо в также использовать нестандартные формы организации учебной деятельности. Важно заинтересовать детей, так что бы урок воспринимался как увлекательная работа. Чтобы труд на уроке принёс ребёнку удовлетворение, возбуждал интерес к новому.
В настоящее время, к сожалению, как показывает практика, становится всё меньше детей, которые могут давать исчерпывающие полные ответы на вопросы, анализировать информационный материал и делать выводы, основанные на нём.
Поэтому важно научить их делать это самостоятельно, вырабатывая устойчивые умения и навыки, что особенно важно и актуально при освоении такого предмета, как история.
При решении данной задачи важен определённый алгоритм действий со стороны педагога и учащихся. А также подготовка к самостоятельной работе.
Сначала учитель показывает базовый план работы над темой, поясняя логику шагов. Затем вместе с учащимися осуществляет работу по плану с учебной информацией, показывая системный подход.
Демонстрирует приёмы анализа информации и основные выводы.
Далее предлагает самостоятельно отработать тему по предложенному плану. Как только учащиеся осваивают этот вид работы и понимают логику построения плана работы и его выполнения, учитель предлагает им самим построить собственный или дополнить базовый план, с привлечением дополнительной информации, формируя, таким образом, навыки сравнения, анализа информации. Заодно происходит и более глубокое погружение в тему.
Разберём работу с темой «Внешняя политика»
Базовый план работы над темой:
- Определение направлений (по сторонам горизонта относительно изучаемого государства).
- Определение государств оппонентов.
- Цели внешней политики на данном направлении ( вопрос что сделать?)
- Причины внешней политики на данном направлении (почему и зачем?)
- Ход событий (хронология)
- Ожидаемые результаты
- Фактические результаты
- Вывод
Предлагается форма для работы в виде аналитической таблицы:
направление | Гос-ва оппоненты | цель | причины | Ход событий | Ожидаемые результаты | Фактические результаты |
Вывод:
Далее идёт обработка и сортировка по разделам учебного текста. При этом сразу выявляются в нём пробелы, где нет необходимой для работы информации, а значит очевидна необходимость привлечения информации из дополнительных источников (что поощряется дополнительными баллами). Учащиеся учатся быть внимательными к фактам и критично относиться к изучаемому тексту.
После наработки и сортировки материала поводится аналитическая работа того что получилось и делается вывод об успешности или не успешности внешней политики государства на данном направлении.
Впоследствии, при изучении подобной темы дети уже понимают, как с ней нужно работать. Как строить своё выступление, на чём акцентировать внимание. Осознают важность составления плана работы для исчерпывающего раскрытия темы. Это помогает справиться с вопросами второй части ОГЭ и ЕГЭ.
Затем им предлагается дополнить базовый план, либо построить свой план для изучения темы (возможно другой), что ещё больше развивает их навыки самостоятельной работы и делает их устойчивыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс
Дидактические разработки. Самостоятельные работы для усвоения новых знаний и приемов учебной деятельности, 6 класс...
самостоятельная работа 5 класс математика. задачи на совместную работу, движение и примеры на действия с обыкновенными дробями
данная самостоятельная работа содержит в себе задачи на совместную работу, задачи на движение, задачу на арифметические действия и примеры на все действия с обыкновенными дробями...
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся.
Влияние самостоятельной работы по биологии на качество знаний и развитие самостоятельности учащихся....
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимч...
Статья. " Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике "
В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное ре...
Методическая разработка - презентация «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»
В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное решение , умеющий работать тво...
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС
Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...