Обобщающий урок в 5 классе по теме Древняя Греция
план-конспект урока по истории (5 класс)
Тип урока повторительно-обобщающий в 5 классе по теме "Древняя Греция ". Главной особенностью урока является проведение мастер-класса в форме игры Брейн-Ринг. групповой и индивидуальной работы учащихся.
Цели урока:
1. Содержательная цель- обобщение и выявление теоретических знаний по теме "Древняя Греция", углубление их представлений о древнегреческом полисе. о хозяйственной жизни. культурных достижениях. вкладе греков в развитие мировой цивилизации через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.
2. Деятельностная цель- формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности через различные задания:логически мыслить,анализировать,работать в группе,обобщать.делать выводы, работать с картой.повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала. Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.
3. Воспитательная цель- воспитывать позновательный интерес к предмету и уверенность в своих силах; творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил; на примере истории Древней Грециии, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, а в ходе командной игры чуввство товарищества, кважения к своим друзьям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_v_5_klasse_po_teme_drevnyaya_gretsiya.docx | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпиграф:
«Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки.
Даже порой удивленье берёт:
Ну, до чего ж знаменитый народ!”
Тема урока. Брейн-ринг по теме "Путешествие по Древней Греции"
Цели урока:
Содержательная цель- обобщение и выявление теоретических знаний учащихся по теме “Древняя Греция”, углубление их представлений о древнегреческом полисе, о хозяйственной жизни, культурных достижениях, вкладе древних греков в развитие мировой цивилизации через нетрадиционную форму повторения и закрепления изученного.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности через различные задания: логически мыслить, анализировать, работать в группе , обобщать, делать выводы, работать с картой .
повышение познавательной активности учащихся и качества усвоения материала Развитие навыков творческо-поисковой деятельности.
Воспитательная цель: воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах; творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил; на примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, а в ходе командной игры - чувство товарищества, уважения к своим друзьям.
Оборудование: Презентация, карта " Древняя Греция", раздаточный материал.
Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, презентация (приложение к уроку)
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1. Определять цель и задачи учебной деятельности.
2. Систематизировать информацию.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД:
1. Анализировать (выделять главное).
2. Определять понятия.
3. Обобщать, делать выводы.
4. Представлять информацию в форме экскурсии.
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать в группе.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
Личностные результаты:
1. Развивать сотрудничество.
2. Развивать интерес к истории как науке.
3. Развивать умение самооценки и взаимооценки.
Предметные результаты:
1. Понимать факты и процессы, характеризующие системность и целостность исторического процесса.
2. Уметь работать с историческими понятиями, датами, событиями, именами.
Методы организации и осуществления учебных действий и операций:
1.Перцептивные: словесный, наглядный, практический.
2.Гностические: беседа, «мозговой штурм», инструктаж, практическая работа.
3.Самоуправления учебными действиями: самостоятельная работа с объектами труда.
4.Контроля: самоконтроль и взаимоконтроль.
Форма организации работы в классе: активная.
Метапредметные связи: история, география , математика
Ход урока.
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Ну-ка, покажи дружок!
Готов ли ты начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ли весело глядят?
Слушайте внимательно,
Работайте старательно!
Улыбнитесь друг другу
Поприветствуйте гостей учителей истории нашего района!
Учитель: Сегодня держим экзамен перед музой истории Клио.
О ЧЕМ будет идти РЕЧЬ? ( 1 СЛАЙД)
СТИХИ о ГРЕЦИИ ( 2 слайд)
( 3 СДАЙД )
ОПРЕДЕЛИТЕ ЦЕЛЬ УРОКА???? Мы должны систематизировать знания , показать что узнали о истории "Древней Греции" Сделать .«Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция? (4 СЛАЙД )
Жюри- Ареопаг определит знатока и истории и лучшую команду!
Представьтесь, пожалуйста:
Капитаны команд! Я- команда, ДЕВИЗ
Итак, В путешествие нам нужно взять все необходимое. Вы знаете, что Клио легко может побывать в любой стране и эпохе. Недавно она побывала в Китае и принесла предмет, который нам пригодится в путешествии.
Что это за предмет? (компас).
Курс нашего следования в котором желаю : "Попутного ветра. Семь футов под килем по маршруту! " начинается: Волшебные помощники в шкатулке, в маршрутных листах подпишите Фамилию и имя, что увидите и узнаете на уроке. ( 5 СЛАЙД )
ИЗ КАКИХ ИСТОЧНИКОВ МЫ УЗНАЕМ о ИСТОРИИ ?
Вещественные- археологические, вещи, здания, оружия, орудия труда
Письменные- Карты,Книги, летописии
Устные- Мифы, Песни,баллады, пословицы, поговорки
Лигвистические-
1. Путешествие по карте ( 6 СЛАЙД)
1. Запишите, на каком полуострове находится Древняя Греция (Балканский)
2. На какие части разделена Греция и почему? (Северная, Южная (Пелопонесс), Средняя
3. Где расположен полис Афины (Аттика).
4. Где находится полис Спарта (Лаконика).
5.Напишите название моря, которое, согласно мифу, носит имя утонувшего в нем царя (Эгей).
6.Покажите на карте место, где раз в 4 года проходили состязания атлетов Греции (Олимпия).
7. Покажите на карте двумя скрещенными мечами места важнейших сражений во время греко-персидских войн (Саламин, Фермопильский проход, Херонее)
Сравните по карте территорию и климат Греции и Египта? (7 СЛАЙД-9
Вопросы сравнения | Греция | Египет |
Территория | Меньше | больше |
Горы | Высокие горы делят Грецию на три части | Гор нет |
Климат | Мягкий | Климат жаркий |
Почва, земля | Мало плодородных земель | Много плодородных земель, мягкие почвы поэтому основное занятие египтян -земледелие. |
Полезные ископаемые | Много: руда, медь, строительная глина | мало |
Моря | Эгейское, Ионическое, Средиземное | Средиземное ,Красное моря |
Реки | Нет полноводных рек | Река Нил |
Сделайте вывод Как географические условия и климат определили основные занятия жителей страны? | Мореплавание, ремесло, рыболовство | Земледелие |
Молодцы! Сдайте карты жюри (10 СЛАЙД)
Конкурс 2. Учитель: Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой стране, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется « Назовите термины ». Нам предстоит выяснить, кто из вас знает больше определений, относящихся к истории Греции.
Вопросы:
1. Он путешествовал по Востоку и Греции и везде учил людей виноградарству (Дионис)
2. Город, который был захвачен с помощью деревянного коня (Троя).
3. Простой народ (демос).
4.Тесно сомкнутые ряды (фаланга).
5. Место, где проводились олимпийские игры (Олимпия).
6. Автор поэм «Илиада» и «Одиссеи» (Гомер).
7. Торговая площадь (Агора).
8. Государственный совет (Ареопаг).
9. Греческий корабль (Триера) .
10. Трехъярусная башня высотой около 120 метров, над которой возвышалась 7-метровая бронзовая статуя (Маяк)
Конкурс 3 . ( 12 СЛАЙД) Учитель: Конкурс Капитанов называется « ЭРУДИТ ». Кто из вас знает историю Греции.
1. Фантастические сказания о богах и героях (мифы).
2. Обязательные правила поведения (законы).
3. Люди, лишенные личной свободы и всех своих прав ( рабы).
4. Люди, владеющие рабами ( рабовладельцы).
5. Где, проходили представления трагедии и комедии? ( театр)
6. Как называлось военное построение греков, для сражения? ( фаланга)
7. Как назывались победители Олимпийских игр? (олимпионики)
8. Денежный сбор в пользу государства (налог).
От ИМЕНИ путешественника проведите Экскурсию
Конкурс 4. ( СЛАЙД 13 ) Историческая наука начинается с хронологии, факты -вещь упрямая Следующий наш конкурс « Лента времени».
В волшебной шкатулке : даты истории Древней Греции. Ваша задача - назвать события, связанные с этими датами. (Слайд 8)
776 г. до н. э. – первые Олимпийские игры
594 г. до н. э. – реформы Солона
490 г. до н. э. - Марафонская битва
480 г. до н. э. – вторжение персов в Элладу ( Саламинское сражение)
338 г. до н.э. – сражение близ города Херонея
334 г. до н.э. – переход Александра Македонского через реку Гранник
Конкурс 5. ( СЛАЙД 14 )Кому принадлежат слова:
«Поверьте, мне было нелегко... Все были недовольны! Одни корили меня тем, что я забыл о своём происхождении. Другие, правда, ставили в заслугу, что я очистил их поля. Да, от камней, лишивших многих сна и покоя. И вообще, лучше бы мне писать стихи, чем пытаться мирить врагов. Увы, упрёки были справедливы, но кто осмелится сказать, что я напрасно прожил жизнь!» (Солон)
- Сын царя Филиппа, будущий правитель Малой Азии. В 20 лет он встал во главе государства. 10-летний поход принёс ему не только славу завоевателя, но и основателя городов. Держава созданная этим правителем распалась сразу после смерти царя. (Ал. Македонский)
- Слепой поэт-аэд. Автор двух великих поэм. Название одной поэмы происходит от названия города, который был разрушен греками около 1200 года до н.э., название второй – от имени главного героя, участника Троянской войны. (Гомер)
- Спартанский царь, возглавивший объединённое греческое войско против персов в Фермопильском ущелье. На третий день битвы после предательства одного местного жителя положение защитников стало безнадёжным. И тогда, спасая войско, он приказал всем отступать, сам же с тремястами спартанцами остался на верную смерть. (Леонид)
Конкурс 6. ( СЛАЙД 15). Путешествуя по Греции, нельзя не вспомнить знаменитых людей которые оставили свой след в истории этой удивительной и прекрасной страны. : «Выдающиеся личности Древней Греции». (( СЛАЙД )
- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить людей,
1) « …афиняне, я узнаю этот корабль, но не могу различить цвет паруса…» (Эгей)
2) «Такого оратора, как он, в Греции еще не было. Его звали «олимпиец», его речи поражали слушателей как молния. «Луковицеголовый!» — дразнили его. Он был спокоен: пусть говорят что угодно, лишь бы делали то, что полезно». (Перикл)
4) «Для него взлет к успеху был особенно быстр и крут. Он был незнатен и неучен, но талантлив и честолюбив. Неучености своей он не стыдился. Его попрекали: «Ты не умеешь управляться с лирой», — он отвечал: "Зато умею с государством".
После Саламина он стал самым знаменитым человеком в Греции. Греческие военачальники устроили голосование, кто из них лучший; каждый назвал лучшим себя, а вторым — его. Когда он зрителем пришел на Олимпийские игры, ему рукоплескали громче, чем бегунам и колесничникам». (Фемистокл)
5) « Мать чёрная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы.
Рабыня раньше, а теперь свободная…» (Солон)
6) «Смолоду он был слаб голосом и косноязычен. Нечеловеческими усилиями он заставил себя говорить громко и внятно. Он набивал рот камешками и так учился шевелить языком сильно и точно. Здесь, на берегу моря, он упражнялся в речах, стараясь пересилить голосом шум морского прибоя». (Демосфен)
7) «Это был один из самых выдающихся скульпторов Греции. Однажды, на склоне лет, его обвинили в утайке золота при создании статуи Афины в Парфеноне. Чтобы оправдаться, ему пришлось снять со статуи золотую одежду. Её взвесили и убедились в честности мастера». (Фидий)
Подведение итогов жюри.
В начале урока вам было поручено задание - ответить на вопрос: «Каково влияние культуры Древней Греции на мировую культуру? Что подарила миру Древняя Греция?» Пришло время дать ответ. (Олимпийские игры, демократию, творцов философии, образцы художественного творчества - скульптуру, архитектуру, зодчество, росписи, керамику, поэзию, драматургию, лирику, а также мифы и сказания Античной Эллады.)
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Учитель: Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции, которая дала миру примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности. Каждый из нас тоже должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество и гордиться им, заботиться о нем. Ведь, как сказал древнегреческий поэт Симонид Кеосский, « для полного счастья человеку необходимо славное Отечество» От вас зависит будущее и слава нашего Отечества.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Мы выполнили её?
- Что вам понравилось на уроке больше всего?
Самооценка « Как я усвоил материал»:
- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.
1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…
2. Мне было интересно….
3. Во время урока я столкнулся с трудностями…
4. От урока у меня осталось впечатление….
5. Для себя я сделал вывод… (Слайд
В Древней Греции муза Клио попрощалась с нами, но не на долго. Мы встретимся в Древнем Риме.
Сегодня судьи-Ареопаг выставить за работу на уроке следующие оценки:
Мне понравилась ваша работа на уроке. Вы показали прекрасные знания, работали
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЭКСКУРСИЯ , кроссворд по желанию
НАГРАЖДЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повторительно-обобщающий урок по истории в 5-м классе по теме “Древняя Греция”.
Сегодня мы совершим путешествие в эту удивительную историческую область на специальных кораблях – триерах...
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 кл "Древняя Греция"
Презентация содержит занимательные вопросы по данной теме, разные задания позволяют провести урок интересно и творчески....
Повторительно-обобщающий урок – игра в 5 классе по теме «Древнейшая Греция»
Обобщить и закрепить изученный материал по разделу «Древняя Греция». Используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции....
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"
Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм, работа с толковым словарем, знаком...
Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Древняя Греция"
Данная методическая разработка позволяет в форме игры провести повторительно-обобщающий урок с пятиклассниками...
Тест к повторительно-обобщающему уроку в 5 классе по теме "Древняя Греция"
Тест создан с целью развития читательской грамотности по теме урока "Древняя Греция " в 5 классе. Задания проверяют следующие группы читательских умений:- находитьи извлекать инфо...