« Педагогика – это наука или искусство?»
проект по истории
Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
- педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);
- педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;
- педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;
- педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
- педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).
В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogika-_eto_nauka_ili_iskusstvo.docx | 17.67 КБ |
Предварительный просмотр:
« Педагогика – это наука или искусство?»
«Полное и систематическое изложение теории воспитания,
т. е. правил и методов, относящихся к воспитанию,
называется наукою воспитания, или педагогикою;
употребление же теории воспитания на самом
деле составляет педагогическое искусство».
(А.Г.Ободовский).
Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только.
Педагогика как наука имеет ряд признаков:
- педагогика возникла из потребностей общества (для того, чтобы общество прогрессировало, оно должно передавать социальный опыт новым поколениям);
- педагогика имеет предмет исследования - воспитание человека;
- педагогика имеет собственный категориальный аппарат - это такие основные категории (понятия), как: воспитание, обучение, образование, развитие;
- педагогика имеет собственные методы исследования: педагогический эксперимент, учебные тесты, педагогическое наблюдение, опытная работа.
- педагогика как наука осуществляет поиск и конструирование наиболее эффективных педагогических систем, выявляет условия их наиболее эффективного функционирования: выделяют педагогические системы, направленные на создание условий для реализации педагогических целей (государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования) и педагогические системы, в рамках функционирования которых взаимодействуют родители, педагоги и учащиеся (педагогические системы в семье, в школе, в учреждениях дополнительного образования и т. д.).
Таким образом, педагогика - это наука о воспитании человека (понятие ``воспитание'' здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие).
В трактовке М. И Рожкова педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса.
Практическая педагогика как искусство неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - воспитателем, его индивидуальным стилем педагогической деятельности. Вместе с тем высокое искусство воспитания опирается на научные знания.
Говоря о педагогике как области искусства, мы говорим об умении и мастерстве педагога. Его талант и мастерство имеют решающее значение. Чисто практическую деятельность называют « искусством, созданным на научной основе». Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал.
Влияние личности педагога на педагогическую деятельность особенно велико и существенно уже потому, что воспитание включает в себя межличностные отношения, индивидуальный облик воспитателя, чутье, интуицию, находчивость, такт и многие другие субъективные качества, которые выступают как реальные и действенные факторы искусства воспитания.
Мне очень понравились слова замечательного педагога С.Соловейчика: «Воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».
Педагогика – область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. Это взаимодействие осуществляет межличностный обмен знаниями, ценностями, опытом творческой деятельности и индивидуальным опытом.
Давний спор о том, что такое педагогика – наука или искусство, разбивается о практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается искусство воспитывать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
Связь педагогики с науками
Интерактивный плакат о связях педагогики с различными науками...
Педагогика как наука
История педагогики...
Функции педагогики как науки
В статье рассмотрены современные подходы к определению функций педагогической науки, какую роль она призвана играть в современной педагогической практике, влияя на повседневную деятельность школьного ...
Педагогика как наука
Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей, раскрывает понятие педагогики, объект, предмет, функции, основные категории педагогики, исторический аспект вопроса....
Лекция для студентов.Педагогика как наука
Лекция предназначена для студентов педагогических специальностей...
Лекция для студентов. Понятие о педагогике как науке
Данная лекция раскрывает понятие о педагогике, объект и предмет педагогики,функции ее и задачи....