Практические занятия по разделу "Российская империя в XIX веке"
методическая разработка по истории (10 класс)
Практические занятия по разделу "Российская империя в XIX веке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_po_distsipline_istoriya_rossiyskaya_imperiya_v_xix_veke.docx | 63.69 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»
Практические занятия по дисциплине
ОУДБ.04 ИСТОРИЯ
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ХIХ ВЕКЕ
Составитель: Козмерюк В.Ю.
преподаватель ГБПОУ МСМТ
Магнитогорск 2017
Практическое занятие 1
Тема: Значение отмены крепостного права в России.
1.Цель занятия:
- формирование знаний о крестьянской реформе 1861 и различных точек зрении на значение отмены крепостного права;
- формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
а) помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского);
б) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»);
в) П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».
3.Активизация познавательного интереса. Постановка проблемных вопросов.
Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному. Одни называли 19 февраля «великим днем», сам Александр II назвал этот день «лучшим днем» своей жизни; другие – «чистым обманом, издевательством над крестьянами» (Н.А.Некрасов).
1.Самостоятельная работа учащихся с историческими источниками
- Источники: помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).
Задания:
а) Проанализируйте помещичьи проекты Крестьянской реформы (князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского).
б) Ответьте на вопросы: а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне? б) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства? В) Можно ли, исходя из проектов, определить, взгляды каких категорий дворян выражал тот или иной проект (крупнопоместных или мелкопоместных; помещиков черноземных или нечерноземных губерний)?
Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений проектов.
2. Источники: а) «Манифест 19 февраля 1861 года» (Извлечение из «Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», «Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости»).
б) Учебники: Н.В.Загладин «История России и мира с древнейших времен до конца XIX века» п.49,50, Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. «История отечества» п.32.
Задания (обучающиеся получают до начала работы):
- Прочитайте текст документов и раздел учебника
- На основе анализа источников ответьте на вопросы: а) На какую категорию крестьян распространялся «Манифест 1861 года»? б) Какие права получили крестьяне по новому закону? в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года? г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)?
- Объясните термины: «выкупная сделка», «временнообязанные крестьяне», «выкупная ссуда», «выкупные платежи», «отрезки».
Проверка выполнения задания (беседа). Уточнение основных положений Крестьянской реформы.
3. Источники: П.Л.Семенов - Тян-Шанский «Мемуары».
Задание: На основе текста документа определите отношение различных групп дворянства к реформе. Ответы оформите в виде таблицы «Отношение помещиков к отмене крепостного права».
2.Обсуждение проблемных вопросов, высказывание мнений о значении Крестьянской реформы 1861 года для дальнейшего развития российского общества. Совместное составление таблицы:
Значение отмены крепостного права
Положительные | Отрицательные |
1. 2. 3. | 1. 2. 3. |
3.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
4.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» - М.:ЭКСМО,2015г.
5.Критерии оценивания.
а) Критерии оценок работы с историческим источником:
Оценка «5» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный
жизненный опыт.
Оценка «4» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Оценка «3» выставляется в том случае, если студент
- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой
опоре на информацию источника;
- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если студент
- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
б) Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося
при ответе на вопросы на практическом занятии
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
· дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
· излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;
· хорошо знает историческую карту и хронологию;
· имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.
Оценка «4»:
· дает правильный ответ, но допускает неточности;
· излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;
· допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;
· имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;
Оценка «3»:
· Допускает 1–2 ошибки;
· Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;
· Слабо знает историческую карту и хронологию;
· Речь не развита, не владеет исторической хронологией;
Оценка «2»:
· Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
· Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;
· Речь не развита, терминологией не владеет.
Практическое занятие 2
Тема: Народническое движение.
1.Цель занятия:
- формирование знаний об общественном движении во второй половине XIX века;
- формирование умений систематизировать материал об этапах и эволюции народнического движения;
- формирование умений составлять исторический портрет народников;
- формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
а) Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”. М.,1989;(выдержки из статьи);
б) П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи);
в) П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей).
2.Задание
На основе самостоятельного изучения рекомендованных по теме источников и литературы студентам необходимо подробно охарактеризовать сущность взглядов идеологов народничества на цели революции в России, подготовку и способы осуществления революции, послереволюционное устройство общества.
1.Работа в микрогруппах. Изучить литературу по теме, прочитать программные документы и совместно заполнить таблицу «Теория революционного народничества: три течения».
Идеологи революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Их взгляды на:
а) цели революции в России;
б) подготовку и осуществление революции;
в) послереволюционное устройство общества.
Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое | |
М.А.Бакунин | П.Л.Лавров | П.Н.Ткачев | |
Цели и идеи | |||
Методы | |||
Общие черты |
Задание 1-й группе: теория революционного народничества:идеи М.А.Бакунина. 1.О народе 2.О государстве 3.Как поднять народ на революцию.
Задание 2-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Л.Лаврова. 1.О революции, как поднять народ на революцию.
Задание 3-й группе: теория революционного народничества: идеи П.Н.Ткачева. 1.О революции, кто должен стать движущей силой революции и её организатором.
Задание 2.Используя материал учебников, ответить на контрольные вопросы по теме:
Вопросы 1 группе:
Первые организации
а) Деятельность Ишутинцев (когда была создана организация, методы деятельности);
б) Когда была создана организация « Народная расправа». Кто был её лидером? Чем она занималась? Итог деятельности;
Вопросы 2 группе:
«Хождение в народ»
а) Определите цели пропагандистов (зачем они ходили в народ?). Кто ходил в народ, когда?;
б) Была ли достигнута цель ходоков в народ? Если нет, то почему?;
в)Определите, какие рабочие организации возникали. Что значит экономические и политические и политические требования рабочих?
Вопросы 3 группе:
«Земля и воля». Убийство царя.
а) Когда возникла «Земля и воля». Её лидеры. Методы борьбы;
б)Когда произошел раскол «Земли и воли». Какие новые организации возникли?;
в) Убийство Александра II: когда это произошло, кто участвовал в этом;
г) Какую цель ставили народники, произведя убийство царя. Добились ли они своей цели, совершив это убийство?
3.Заключение.
В заключение практического занятия студентам следует раскрыть основные причины популярности народнических идей в России определить причины неудачи революционного народничества.
4.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
5.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Статьи:
Бакунин М.А.“Государственность и анархия. Кнуто-германская империя. - Философия. Социология. Политика”.М.,1989;(выдержки из статьи)
П.Л.Лавров «Народ и революция» (выдержки из статьи)
П.Н.Ткачев «Революция и государство»(1876),«Народ и революция», «Анархическое государство» (выдержки из статей)
3.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах»-М.:ЭКСМО,2015г.
6.Критерии оценивания.
а) Критерии оценок работы с историческим источником:
Оценка «5» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный
жизненный опыт.
Оценка «4» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Оценка «3» выставляется в том случае, если студент
- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой
опоре на информацию источника;
- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если студент
- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
б) Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося
при ответе на вопросы на практическом занятии
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
· дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
· излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;
· хорошо знает историческую карту и хронологию;
· имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.
Оценка «4»:
· дает правильный ответ, но допускает неточности;
· излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;
· допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;
· имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;
Оценка «3»:
· Допускает 1–2 ошибки;
· Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;
· Слабо знает историческую карту и хронологию;
· Речь не развита, не владеет исторической хронологией;
Оценка «2»:
· Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
· Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;
· Речь не развита, терминологией не владеет.
Практическое занятие 3
Тема: Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине XIX века.
1.Цель занятия:
- формирование знаний об экономическом развитии России во второй половинеXIX века;
- формирование умений выявлять основные черты модернизации России, чем они были обусловлены, какие имели последствия (в форме таблицы);
- формирование умений систематизировать материал о завершении промышленной революциив России, конкретизировать общие положения;
- формирование умений объяснять суть особенностей социально-экономического положения России к концу XIX века.
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
3.Задание (учебник Н.В.Загладин, Н.А.Симония «История России и мира», п.5 стр.51-59)
1.Изучите тему по следующему плану:
1.Предпосылки и особенности модернизации в России;
2.Особенности политики государства в Российской империи;
3.Рост противоречий в российском обществе.
2.Заполните таблицу «Особенности российской модернизации в России во второй половине XIX века»
Основные черты модернизации | Чем были обусловлены | Какие имели последствия |
3.Назовите основные направления экономической политики Н.Х.Бунге (министр финансов в 1881-1886гг.), И.А.Вышнеградского (министра финансов в 1887-1992гг.), С.Ю. Витте (министра финансов в 1892-1903гг.)
4.Постановка проблемных вопросов:
а) Какими причинами была вызвана необходимость модернизации России в конце XIX - начале XX века?;
б) Назовите положительное и отрицательное влияние, которое оказывали на российскую модернизацию начала XX века, географический и геополитический факторы;
в) Почему в России социальные противоречия проявлялись с большей остротой, чем в других индустриальных странах?
5.Дискуссия по поставленным проблемным вопросам.
6.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
7.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. Симония Н.Я. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
3.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах»-М.:ЭКСМО,2015г.
7.Критерии оценивания.
Критерии оценивания знаний, умений и навыков учащегося
при ответе на вопросы на практическом занятии
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
· дает правильный, полный, глубокий ответ на поставленные вопросы;
· излагает несколько мнений и свое личное по оценке исторического явления или исторической личности;
· хорошо знает историческую карту и хронологию;
· имеет развитию речь и хорошо владеет исторической терминологией.
Оценка «4»:
· дает правильный ответ, но допускает неточности;
· излагает одно мнение при оценке исторического явления или историчности;
· допускает неточности при работе по исторической карте или по хронологии;
· имеет развитую речь, но исторической терминологией владеет слабо;
Оценка «3»:
· Допускает 1–2 ошибки;
· Имеет одно мнение при оценке исторических явлений и личностей;
· Слабо знает историческую карту и хронологию;
· Речь не развита, не владеет исторической хронологией;
Оценка «2»:
· Обнаруживает поверхностные и слабые знания, допускает грубые ошибки;
· Поверхностные знания по исторической карте и хронологии;
· Речь не развита, терминологией не владеет.
Практическое занятие 4
Тема: Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг.
1.Цель занятия:
- формирование умений проводить анализ исторических архивных документов, обобщать и формулировать выводы, обосновывая свою точку зрения по заданной теме;
- формирование знаний об исторических фактах русско-турецких отношений в 1877 – 1878 гг.
2.Дидактическое оснащение практического занятия.
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
3.Настенная карта «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
3.Задание
1.Актуализация знаний
Входной тест по теме «Русско-турецкая война 1877-1878гг.»
Выберите правильный ответ.
А1. Повод к Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
1)Отказ Турции вывести свои войска из Севастополя.
2)Отказ Турции провести реформы в целях улучшения положения христиан.
3)Проведение демонстрации в Москве под антитурецкими лозунгами.
4)Победа Сербии и Черногории в войне против Турции.
А2. Какое событие связано с военным действиями на Балканском фронте в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг.?
1) Штурм Измаила
2) Осада Плевны
3) Овладение крепостями Баязет и Ардаган
4) Синопское сражение
А3. Чья деятельность связана с Русско-турецкой войной 1877-1878 гг.?
1) М.Д.Скобелева
2) П.С.Нахимова
3) Н.И.Пирогова
4) А.С.Суворова
А4. Какое событие в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. произошло ранее других?
1)Берлинский конгресс
2)Взятие русскими войсками Андрианополя и Стамбула
3)Взятие русскими войсками Плевны
4)Наступление русских войск на Стамбул
А5. Что стало результатом победы России в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.?
1)Образование Антанты
2)Присоединение к России Сербии и Черногории
3)Восстановление престижа России на Балканах
4)Превращение Турции в вассала Российской империи
В1. Название какого мирного договора пропущено в отрывке из документа?
Для того чтобы сохранить этот договор, нам предстояла новая война с Австрией, но мы к этой войне не были готовы, поэтому был собран Берлинский конгресс, где канцлер Бисмарк привел нас к берлинскому трактату, уничтожившему значительную часть тех выгод, которые мы приобрели по ______________________ договору
Ответы:
А1. 2
А2. 2
А3. 1
А4. 1
А5. 3
В1. Сан-Стефанский
2.Используя материал учебника, составьте хронологическую таблицу «Ход русско-турецкой войны 1877-1878гг.»
Дата | События |
3.Работа с документами:
а) Прочитайте документы:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г. Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
б) Проанализируйте документы, используя следующие вопросы:
- Покажите на карте государства, составившие этот документ.
- Охарактеризуйте исторические условия его создания.
- Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
- Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
- Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
- Какой характер носил этот документ: открытый или секретный — и почему?
- Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.
в) Опираясь на текст документов, заполните сравнительную таблицу
Условия Сан-Стефанского мирного договора | Условия, принятые на Берлинском конгрессе |
4.Выводы по теме. Подведение итогов занятия.
5.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
2.Исторические источники:
Сан-Стефанский русско-турецкий мирный договор – 19февраля 1878г.Берлинский трактат. 1 июля 1878г.
3.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» -М.:ЭКСМО,2015г.
5.Критерии оценивания.
Критерии оценок работы с историческим источником:
Оценка «5» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;
- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный
жизненный опыт.
Оценка «4» выставляется в том случае, если студент
- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;
- сопоставил факты нескольких исторических источников;
- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией своей позиции.
Оценка «3» выставляется в том случае, если студент
- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;
- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой
опоре на информацию источника;
- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к тексту источника.
Отметка «2» выставляется в том случае, если студент
- сделал попытку ответить на поставленные вопросы;
- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;
- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.
Оценка тестирования производится по следующим критериям:
менее 50% верных ответов - выставляется оценка 2,
от 50% включительно до 70% верных ответов – оценка 3,
от 70% включительно до 90% - оценка 4,
более 90% оценка 5.
Практическое занятие 5
Семинар
Тема: Золотой век русской литературы
Цель занятия:
- формирование умений раскрывать определяющие черты развития русской литературы XIX века;
- формирование знаний о русской литературе XIX века;
- формирование умений оценивать влияние русской литературы XIX века на мировую культуру.
2. Дидактическое оснащение практического занятия.
1. Мультимедийные презентации о жизни и творчестве русских писателей XIX века;
2 Доклады о жизни и творчестве русских писателей XIX века;
3. Работа в микрогруппах
Задание
1.Подготовить сообщения о писателях «Золотого века» русской литературы, осветить их творчество с точки зрения исторической эпохи, затронув вопросы:
2. Исторические события, отраженные в литературе писателя;
3 .Отношение писателя к данным событиям, к эпохе;
4 .Отношение власти к писателям «Золотого века» русской литературы XIXв,
4.Выступление с сообщениями и докладами
1.Постановка основных вопросов перед группой.
2.Слушание выступлений, вопросов и реплик студентов, постановка очередного основного и дополнительных вопросов для обсуждения.
3.Вмешательство в ход обсуждения в форме реплик, замечаний, вопросов, поправок, дополнений и разъяснений.
5.Подведение итогов семинара (определение степени достижения цели, оценка знаний студентов, выводы на будущее).
6.Литература:
1.Учебники:
Артемов В. В. Лубченков Ю. Н. История: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М., 2010.
Буганов В. И., Зырянов П. Н. История России, конец XVII – XIX в.: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
Загладин Н. В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. – М., 2012.
Загладин Н. В. История России и мира в XX – начале XXI века. – М., 2012.
3.Методические пособия:
Б.Н.Серов, А.Р.Ланго «Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века». – М.,2009.
В. В. Кириллов «Отечественная история в схемах и таблицах» -М.:ЭКСМО,2015г.
4.Интернет-ресурсы:
www.bibliotekar.ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека).
www.infoliolib.info (Университетская электронная библиотека Infolio).
7.Критерии оценивания.
Критерии оценивания мультимедийной презентации:
Этап | Критерии | Оценка | ||
Само-оценка | Препода-вателя | Итог | ||
Работа над проектом | Организация поиска, сбора и анализа информации | |||
Качество и своевременность выполнения работы | ||||
Защита проекта | Качество. Соответствие содержания заявленной теме | |||
Корректность. Отсутствие ошибок, грамотная речь | ||||
Оформление. Эстетика оформления результатов выполненного проекта. | ||||
Взаимодействие. Коммуникабельность, уважительное и внимательное отношение к другим, активность в соответствии с ролью, выполняемой в группе, полезность. | ||||
Презентация. Качество сообщения, полнота и грамотность ответов на вопросы |
Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 35.
Общая оценка выставляется по следующей схеме:
От 30 до 35 баллов – «5» (отлично),
от 20 до 30 баллов – «4» (хорошо),
от 15 до 20 баллов – «3» (удовлетворительно),
менее 15 баллов – «2» (неудовлетворительно).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме «Российская империя в XVIII веке»
Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Урок истории в 9 классе...
Российская империя на рубеже веков и ее место в мире
Урок истории в 9 классе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век9 класс тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...
Тестирование по теме:"Российская Империя в 19 веке".
Контрольный срез знаний по истории, тема: "Российская империя в 19 веке". Представлен в 2-х вариантах, время выполнения 40 минут....
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс
Конспект урока "Российская империя на рубеже веков" 9 класс...