Материалы для проведения урока по теме "Гражданская война в России"
план-конспект урока по истории (10 класс)
Задания для учеников для отработки и закрепления изученного материала с разделением на 4 группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_malaya_grazhdanskaya_voyna.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономический и политический кризис начала 20 века
Класс делится на 4 группы.
Каждая группа отвечает на заданные вопросы. Распределите обязанности так, чтобы все были задействованы. По два человека от каждой команды выходят и представляют ответ команды. Рассказывать, а не читать. 1 и 2 команды могут использовать карту, а 3 и 4 команды могут обращаться к материалу предыдущего параграфа. Заданные вопросы тоже будут оцениваться.
1 группа – «Малая Гражданская война»
- Причины недовольства крестьян
- Когда началась волна крестьянских волнений?
- Где наблюдались особо опасные выступления?
- Какое выступление крестьян считается наиболее значительным?
- Какие цели преследовали восставшие крестьяне?
- Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания?
2 группа – Кронштадское восстание
- Причины волнений в Петрограде
- Когда началось восстание в Кронштадте?
- Под какими лозунгами действовали моряки?
- Чего хотели восставшие матросы?
- Чем закончилось восстание?
3 группа – Причины победы красных
- Экономическая политика красных
- Каким видели будущее политическое устройство России?
- Как относились к интервенции?
- Какие отношения складывались между лидерами красного движения?
- Какую роль имела пропаганда деятельности красных?
4 группа – Причины поражения белых
- Экономическая политика белых
- Каким видели будущее политическое устройство России?
- Как относились к интервенции?
- Какие отношения складывались между лидерами белого движения?
- Какую роль имела пропаганда в деятельности белых?
Записать:
Август 1920 – начало крестьянского восстания под руководством Антонова
28 февраля – 18 марта – выступление матросов в Кронштаде.
- Малая гражданская война - это массовые выступления крестьян в 1920-1921 годах против политики партии большевиков.
2. Причины малой гражданской войны.
- Недовольство крестьян продразверсткой, действиями продотрядов.
- Недовольство социалистических партий узурпацией большевиками государственной власти.
- Недовольство населения формированием, составом и политикой местных Советов.
- Недовольство населения злоупотреблениями и беззаконием со стороны местных работников советских и партийных органов, сотрудников ЧК.
3. Требования участников малой гражданской войны.
- Отмена продразверстки, ликвидация продотрядов.
- Восстановление свободы торговли.
- Передача власти от партийных (большевистских) органов Советам.
- Организация перевыборов в Советы, или ликвидация Советской власти и созыв Учредительного собрания.
- Восстановление свободы слова и печати.
- Освобождение из заключения эсеров, меньшевиков, всех участников рабочего и крестьянского движения.
4. Примеры проявления малой гражданской войны.
- Махновщина - анархо-крестьянское повстанческое движение на Украине под руководством Н. И. Махно.
- Антоновщина - крестьянское повстанческое движение в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С. Антонова.
- Восстание крестьян в Западной Сибири.
- Кронштадский мятеж - вооруженное выступление моряков Балтийского флота против политики военного коммунизма под лозунгом: «Власть не партиям, а Советам».
5. Итоги малой гражданской войны.
- Выступления крестьянства и части рабочих против политики большевиков были подавлены вооруженным путем частями Красной армии и органами ЧК.
- Вместе с тем большевистское руководство было вынуждено внести коррективы во внутреннюю политику, отказаться от политики военного коммунизма и перейти к новой экономической политике
Причины победы красных
1. Хорошая организация красной Армии
2. Разрозненность белой армии и отсутствие согласованности
3. Большевики контролировали промышленный центр страны с ж\д, а белых в основном были сосредоточены на окраинах
4. Поддержка преобладающей части населения - мелкого и среднего крестьянства
5. Союзничество белых с интервентами.
6. Отсутствие четкой программы действий в стане белых – политика непредрешения
«Итоги «русской смуты».
Для России Гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд золотых рублей. Промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное — на 38%. Почти вдвое уменьшилась численность рабочего класса. Часть пролетариев погибла на фронтах, часть осела в различных государственно-бюрократических структурах или вернулась в деревню.
В боях, а также от голода, болезней, белого и красного террора погибло 8 млн человек. Около 2 млн человек — почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита дореволюционной России — были вынуждены эмигрировать. Под воздействием небывалой жестокости братоубийственной войны деформировалось общественное сознание. В нем удивительным образом уживались вера в светлые идеалы и во всемогущество насилия, революционный романтизм и пренебрежение человеческой жизнью.
1 группа – «Малая Гражданская война»
- Что такое «Малая Гражданская война»
- Причины недовольства крестьян
- Требования восставших
- Когда началась волна крестьянских волнений?
- Где наблюдались особо опасные выступления?
- Какое выступление крестьян считается наиболее значительным?
- Какие цели преследовали восставшие крестьяне?
- Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания?
2 группа – Кронштадское восстание
- Причины волнений в Петрограде
- Когда началось восстание в Кронштадте?
- Чего хотели восставшие матросы?
- Как на восстание отреагировала советская власть?
- Чем закончилось восстание?
3 группа – Причины поражения белых и победы красных
- Экономическая политика белых
- Каким видели будущее политическое устройство России?
- Как относились к интервенции?
- Какие отношения складывались между лидерами белого движения?
- Моральное поведение белых
- Экономическая политика красных
- Каким видели будущее политическое устройство России?
- Как относились к интервенции?
- Какие отношения складывались между лидерами красного движения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для проведения урока по теме "Основы МКТ"
Основы молекулярно-кинетической теории.Повторение и обобщение пройденного материала.(10 класс, учитель физики Коновалова Г.В.) Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания ...
Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне
Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...
Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...
Материалы для проведения урока на тему "Рим завоевывает Италию", 5 класс
Цель урока: сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии. Задачи урока: 1. Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Ри...
Материалы для проведения урока по теме "Время" (What time is it?) в 4 классе
Материалы содержат презентацию к уроку и 3 карточки с заданиями по теме "Время"...
Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах
Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....
Материалы для проведения уроков технологии 7 класс
план проведения уроков по технологии в 7 классе...