Материалы для проведения урока по теме "Гражданская война в России"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Голосова Анна Александровна

Задания для учеников для отработки и закрепления изученного материала с разделением на 4 группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_malaya_grazhdanskaya_voyna.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Экономический и политический кризис начала 20 века

Класс делится на 4 группы.

Каждая группа отвечает на заданные вопросы. Распределите обязанности так, чтобы все были задействованы. По два человека от каждой команды выходят и представляют ответ команды. Рассказывать, а не читать.  1 и 2 команды могут использовать карту, а 3 и 4 команды могут обращаться к материалу предыдущего параграфа. Заданные вопросы тоже будут оцениваться.

1 группа – «Малая Гражданская война»

  • Причины недовольства крестьян
  • Когда началась волна крестьянских волнений?
  • Где наблюдались особо опасные выступления?
  • Какое выступление крестьян считается наиболее значительным?
  • Какие цели преследовали восставшие крестьяне?
  • Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания?

2 группа – Кронштадское восстание

  • Причины волнений в Петрограде
  • Когда началось восстание в Кронштадте?
  • Под какими лозунгами действовали моряки?
  • Чего хотели восставшие матросы?
  • Чем закончилось восстание?

3 группа – Причины победы красных

  • Экономическая политика красных
  • Каким видели будущее политическое устройство России?
  • Как относились к интервенции?
  • Какие отношения складывались между лидерами красного движения?
  • Какую роль имела пропаганда деятельности красных?

4 группа – Причины поражения белых

  • Экономическая политика белых
  • Каким видели будущее политическое устройство России?
  • Как относились к интервенции?
  • Какие отношения складывались между лидерами белого движения?
  • Какую роль имела пропаганда  в деятельности белых?

Записать:

Август 1920 – начало крестьянского восстания под руководством Антонова

28 февраля – 18 марта – выступление матросов в Кронштаде.

- Малая гражданская война - это массовые выступления крестьян в 1920-1921 годах против политики партии большевиков.

2. Причины малой гражданской войны.

- Недовольство крестьян продразверсткой, действиями продотрядов.

- Недовольство социалистических партий узурпацией большевиками государственной власти.

- Недовольство населения формированием, составом и политикой местных Советов.

- Недовольство населения злоупотреблениями и беззаконием со стороны местных работников советских и партийных органов, сотрудников ЧК.

3. Требования участников малой гражданской войны.

- Отмена продразверстки, ликвидация продотрядов.

- Восстановление свободы торговли.

- Передача власти от партийных (большевистских) органов Советам.

- Организация перевыборов в Советы, или ликвидация Советской власти и созыв Учредительного собрания.

- Восстановление свободы слова и печати.

- Освобождение из заключения эсеров, меньшевиков, всех участников рабочего и крестьянского движения.

4. Примеры проявления малой гражданской войны.

- Махновщина - анархо-крестьянское повстанческое движение на Украине под руководством Н. И. Махно.

- Антоновщина - крестьянское повстанческое движение в Тамбовской губернии под руководством эсера А. С. Антонова.

- Восстание крестьян в Западной Сибири.

- Кронштадский мятеж - вооруженное выступление моряков Балтийского флота против политики военного коммунизма под лозунгом: «Власть не партиям, а Советам».

5. Итоги малой гражданской войны.

- Выступления крестьянства и части рабочих против политики большевиков были подавлены вооруженным путем частями Красной армии и органами ЧК.

- Вместе с тем большевистское руководство было вынуждено внести коррективы во внутреннюю политику, отказаться от политики военного коммунизма и перейти к новой экономической политике

Причины победы красных

1. Хорошая организация красной Армии

2. Разрозненность белой армии и отсутствие согласованности

3. Большевики контролировали промышленный центр страны с ж\д, а белых в основном были сосредоточены на окраинах

4. Поддержка преобладающей части населения - мелкого и среднего крестьянства

5. Союзничество белых с интервентами.

6. Отсутствие четкой программы действий в стане белых – политика непредрешения

«Итоги «русской смуты».

Для России Гражданская война и интервенция обернулись величайшей трагедией. Ущерб, нанесенный народному хозяйству, превысил 50 млрд золотых рублей. Промышленное производство сократилось в 1920 г. по сравнению с 1913 г. в 7 раз, сельскохозяйственное — на 38%. Почти вдвое уменьшилась численность рабочего класса. Часть пролетариев погибла на фронтах, часть осела в различных государственно-бюрократических структурах или вернулась в деревню.

В боях, а также от голода, болезней, белого и красного террора погибло 8 млн человек. Около 2 млн человек — почти вся политическая, финансово-промышленная, в меньшей степени научно-художественная элита дореволюционной России — были вынуждены эмигрировать. Под воздействием небывалой жестокости братоубийственной войны деформировалось общественное сознание. В нем удивительным образом уживались вера в светлые идеалы и во всемогущество насилия, революционный романтизм и пренебрежение человеческой жизнью.

1 группа – «Малая Гражданская война»

  • Что такое «Малая Гражданская война»
  • Причины недовольства крестьян
  • Требования восставших
  • Когда началась волна крестьянских волнений?
  • Где наблюдались особо опасные выступления?
  • Какое выступление крестьян считается наиболее значительным?
  • Какие цели преследовали восставшие крестьяне?
  • Какие меры были предприняты Советской властью для подавления восстания?

2 группа – Кронштадское восстание

  • Причины волнений в Петрограде
  • Когда началось восстание в Кронштадте?
  • Чего хотели восставшие матросы?
  • Как на восстание отреагировала советская власть?
  • Чем закончилось восстание?

3 группа – Причины поражения белых и победы красных

  • Экономическая политика белых
  • Каким видели будущее политическое устройство России?
  • Как относились к интервенции?
  • Какие отношения складывались между лидерами белого движения?
  • Моральное поведение белых
  • Экономическая политика красных
  • Каким видели будущее политическое устройство России?
  • Как относились к интервенции?
  • Какие отношения складывались между лидерами красного движения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения урока по теме "Основы МКТ"

Основы молекулярно-кинетической теории.Повторение и обобщение пройденного материала.(10 класс, учитель физики Коновалова Г.В.) Цели: 1. Повторить, обобщить  и систематизировать знания ...

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...

Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...

Материалы для проведения урока на тему "Рим завоевывает Италию", 5 класс

Цель урока: сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии. Задачи урока: 1. Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Ри...

Материалы для проведения урока по теме "Время" (What time is it?) в 4 классе

Материалы содержат презентацию к уроку и 3 карточки с заданиями по теме "Время"...

Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах

Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....

Материалы для проведения уроков технологии 7 класс

план проведения уроков по технологии в 7 классе...