Материалы для проведения урока на тему "Рим завоевывает Италию", 5 класс
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Цель урока: сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии. 
Задачи урока: 
1. Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Римом Италии и выявить причины победы. 
2. Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве. 
3. Развивать навыки работы с учебником. 
4. Поддерживать интерес к изучению истории. 
Формы, приемы, методы: фронтальная работа, работа в паре, работа с учебником, работа у интерактивной доски, прием «верные и неверные утверждения», прием «кластеры», прием «Тонкие и толстые вопросы», составление кластера. 

 

Огромная просьба, коллеги! Прошу оставлять свои коментарии по данному материалу. Мне интерсно, многим ли моя разработка помогла и интересна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Предмет: история, 5 класс

Учитель: Фомин Александр Димитров, МБОУ «Средняя школа № 6», г. Когалым

Тема урока

Место урока по теме

Рим завоевывает Италию

Пятый урок по теме «Ранний Рим»

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный

Фронтальная, работа в паре, работа с учебником, работа у доски.

Прием «верные и неверные утверждения», прием «кластеры», прием «Тонкие и толстые вопросы», прием «подводящего диалога»

Цель урока

Задачи урока

Сформировать представление учащихся о процессе завоевания Римом всей Италии.

1.        Научить учащихся описывать и анализировать события, которые привели к завоеваниям Римом Италии и выявить причины победы.

2.        Развивать умения учащихся работать в сотрудничестве.

3.        Развивать навыки работы с учебником.

4.        Поддерживать интерес к изучению истории.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- причины и итоги Самнитских войн

- результат войн Рима с соседями (галлами, греческими городами-колониями)

- объяснять такие понятия как «Пиррова победа», аквидуки

- читать легенду карты для определения территории расселения соседей римлян.

- на основе полученной информации строить кластер (схему)

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Технология развития критического мышления и ИКТ

мультимедийное оборудование, интерактивная доска, карта «Древняя Италия»

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 2 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом  уровне.

Приветствие учащихся. Организует их деятельность. Прием «подводящего диалога.

(Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с очень интересными событиями эпохи Древнего Рима. Скажите, ребята, на данный момент  Рим являлся главой Аппенинского полуострова или нет?)

Проявление интереса к материалу изучения.

Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.

Учебно-познавательная

Включение в учебный процесс

II этап: актуализация знаний 5 мин.

Организация  проверки Д/З, подготовки к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление  затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Организует деятельность учащихся с помощью приема «тонкие» и «толстые» вопросы, побуждает учащихся к подведению итогов этапа урока.

(Прежде, чем приступить к изучению новой для нас темы, давайте вспомним, что мы с вами изучили ранее.

На слайде всплывают «Тонкие» и «Толстые» вопросы.

«Тонкие» вопросы:

1. Что означает слово семья?

2. Как звали замужнюю римлянку?

3. Как звали домашних богов?

4. Какие главные боги были у плебеев?

5. Кто такой Великий понтифик?

«Толстые» вопросы:

1. Объясните, почему знатные римляне не выставляли свое богатство на показ?

2. Почему у римлян богиня Веста пользовалась особым уважением?

3. Как вы думаете, какие взаимоотношения были у римлян с богами?)

Демонстрируют знания, умения  по ранее пройденной теме «Римская семья, нравы и религия».

Участвуют совместно с учителем в подведении итогов данного этапа урока.

Учебно-познавательная

Прием «толстые и тонкие вопросы»

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

III этап: постановка цели и задач урока 2 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цель и задачи  урока в виде вопросов или гипотез.

Способствует совместно с учащимися постановке цели и задач урока, использует прием «побуждающего диалога»

(Давайте прочитаем тему нашего урока и постараемся определить, каким видом деятельности мы займемся на уроке).

Учащиеся предлагают различные варианты (например):

1. Как Рим воевал с соседями

2. Кто возглавлял римлян

3. Работа с учебником и поиск необходимой информации

4. Построение таблиц и схем

Учебно-познавательная, коммуникативная

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

IV этап: изучение нового материала. Стадия «вызов» 24 мин

Организация получения новых знаний в результате самостоятельного исследования.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся.

(На интерактивной доске показана карта Италии (IV век до н.э.) с указанием племен, которые ее заселяют.

На данной стадии используется прием «Верные и неверные утверждения»

  1. Римляне и галлы совместно вели хозяйство.
  2. От завоевания город Рим спасли сторожевые собаки.
  3. «Горе побежденным», сказал римский воин вождю галлов и отрубил ему голову.
  4. Самнитские войны закончились победой Рима.
  5. Выражение «Пиррова победа» означает, что победа досталась в сражении легко, с минимальными потерями.

К этим утверждениям мы вернемся в конце урока и посмотрим, правильно ли вы их смогли объяснить).

Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Учащиеся заполняют таблицу, к которой возвращаются в конце урока

1

2

3

4

5

В данной таблице они указывают «+» (согласен) или «-« (несогласен)

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

IV этап: изучение нового материала. Стадия «осмысление»»

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Дает следующее задание: познакомиться с текстом учебника §50, п.1,2,4 и учащиеся должны приступить составлять «кластер» (схема-конспект). При этом выполняет роль сопроводителя данного процесса и задает наводящие вопросы учащимся после изучения каждого пункта:

Наводящие вопросы для заполнения первой части  «кластера»:

Читаем п.1 «Нашествие галлов на Рим», стр. 245

1) Что происходило в 4 в. до н.э. в Италии?

• В 4 веке до н.э. римляне воевали с соседними племенами.

2) Когда галлы осадили Рим?

В 387 году до н.э. галлы подошли и осадили Рим.

3) К спас город от завоевания?

«Гуси спасли Рим».

4) Когда была произнесена фраза «Горе побежденным»?

Данная фраза была произнесена во время уплаты выкупа галлам римлянами.

5) Как закончилось противостояние с галлами?

Рим одержал победу над галльскими племенами.

Все эти ответы вносятся в первую часть «кластера».

Читаем п.2 «Самнитские войны», стр. 246

1) С каким племенем воевали римляне и где оно находилось?

Римляне воевали с самнитами, которые проживали в центральной и южной части Аппенин

2) Каков результат Второй Самнитской войны для римлян?

• В 321 г. до н.э. во Второй Самнитской войне римляне потерпели поражение

3) Чем закончились Самнитские войны?

• Римляне одержали победу

Читаем п.4 «Пиррова война», стр. 247

Наводящие вопросы для заполнения третьей части «кластера» (если не будет хватать времени, то заполнение третьей части дается на дом!!!):

1) С кем еще столкнулись римляне на пути установления своего господства над Италией?

Римляне воевали с греками

2) Кто оказал помощь грекам и как эта помощь реализовалась?

В 279 г. до н.э. греки одержали победе «Пиррова победа»

3) Смогли ли римляне одолеть греков?

В 275 г. до н.э. Пирр потерпел поражение от римлян

Итоговый вопрос: к чему привели победы Рима над своими соперниками?

Рим устанавливает господство над всей Италией

1. Самостоятельно изучают каждый пункт параграфа.

2. После изучения материала учащиеся начинают заполнят «кластеры» (отвечают на вопрос учителя, выхотят к доске и вписывают полученную информацию в определенный кластер).

3. По возможности в данном процессе задействовать большую часть класса.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Работа в паре с текстом учебника, заполнение кластера на доске.

Работают по алгоритму, ориентирован на получение конкретного результата, излагает, объясняет учебный материал.

V этап: рефлексия 7 мин.

Осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Организует проверку мотивационной таблицы, самостоятельной деятельности учащихся.

(Разрешение проблемы поставленной в начале урока, на стадии «вызов» - прием «верные и неверные утверждения»).

Учащимся предлагается слайд с незаконченными предложениями, которые необходимо заполнить одним или двумя словами:

  • Сегодня на уроке я …
  • Самым полезным и интересным для меня было….
  • Я встретился с трудностью при …

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание. Изучить §50 и на основании материала составить таблицу «Тонких и толстых вопросов» в тетради.

«Тонкие и толстые вопросы»

«Тонкие вопросы»:

Кто…? Что…? Когда…? Как звать ...?  Было ли ...?

Согласны ли Вы ...?

«Толстые вопросы»:

Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Что, если ...?

Анализирует деятельность по достижению цели и результата (приложение)

Учебно-познавательная

Рефлексия с использованием клеше.

Проверка заполнения таблицы (прием «верные и неверные утверждения»), комментарии учащихся по результатам

1

2

3

4

5

-

-

-

+

-

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне

Методические материалы к проведению уроков по теме «Законы сохранения в механике» при изучении физики в 10 классе на базовом уровне...

Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...

Материалы для проведения урока по теме "Время" (What time is it?) в 4 классе

Материалы содержат презентацию к уроку и 3 карточки с заданиями по теме "Время"...

Методические материалы для проведения уроков по "Природе и экологии Красноярского края" в 6-8 классах

Данные материалы помогут в проведении занятий курса НРК по экологии, либо могут быть использованы как дополнительный материал по предмету биология....

Материалы для проведения уроков технологии 7 класс

план проведения уроков по технологии в 7 классе...

Материалы для проведения уроков в 5 и 6 классах

материалы содержать конспекты  для проведения уроков в 5 и 6 классах...

Контрольно-измерительные материалы для проведения уроков контроля говорения в 9 классе

КИМ для контроля говорения в 9 классе составлены  по УМК "Spotlight 9". Контроль говорения проводится 4 раза в год после модулей 1,3.5.7....