Конспекты уроков и презентации
план-конспект урока по истории (5 класс)

Костромина Ольга Владимировна
Аннотация к урокам в 5 классе Данные разработки предназначена для проведения урока в 5 классах. Дети на полученных знаниях в 5 классе могут проанализировать и применить на ВПР. Эти уроки изучение нового материала по ФГОС. Урок с использованием интерактивной формы – презентации. На уроке используются разные методы частично - поисковый, наглядный и словесный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: история

Класс: 5

Тема урока: Счет лет в истории.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Цели урока:

  1. Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
  2. Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
  3. Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.

Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».

Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами.

Этапы урока

1

Организационный момент (5 мин.)

Устное выполнение учащимися задания «Расставь события».

 Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.

  1. Куликовская битва - 1380 год
  2. Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
  3. Первый полет человека в космос - 1961 год
  4. Первое упоминание о Москве - 1147 год
  5. Основание станицы Полтавской – 1794 год
  1.  Начало правления династии Романовых - 1613 год
  2. Крещение Руси - 988 год
  3. Основание Санкт-Петербурга – 1703 год

Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.

Как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Назовите цели урока?

- ребята, сегодня на уроке мы с вами изучим  материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени.

Но для чего нам нужно знать счет лет?

Да, верно изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.

Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.  Слайд 1, слайд 2

2

Изучение новой темы (25 - 30 мин.) слайд 3, 4

- Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.

Записи в тетрадяхХронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.

Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора)

Задание - расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки. Слайд 5

Слайд 6. Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

3

Беседа по вопросам: слайд 7, 8

- Какими единицами измерения времени пользуется ученые?

- Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?

- Как в истории принято записывать года и века?

- Как правильно соотносить даты событий с веком?

Показ слайда с изображением арабских и римских цифр

Цифры арабские

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Цифры римские

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

4

Задание - составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать,

на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

5

Физминутка 

Выйдите из-за парт, встаньте рядом со своими рабочими местами.

Я задаю вам вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». Вы отвечаете определенными движениями: «да» - хлопаем в ладошки, «нет» - шагаем на месте.

Вопросы

  1. первый месяц года – январь (да)
  2. первый месяц весны – апрель (нет)
  3. в году – 12 месяцев (да)
  4. в феврале – 30 дней (нет)
  5. новый год начинается 31 декабря (нет)
  6. четверть часа – это 15 минут (да)
  7. век – это срок в тысячу лет (нет)
  8. в сутках – 25 часов (нет)
  9. день больше, чем сутки (нет)
  10. часы - прибор для отсчета времени (да)

6

Во многих христианских государствах отсчет времени долго вёлся от сотворения мира (по древней еврейской, а затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира.

Наша (новая) эра (эра - от лат. aera - отдельное число, исходная цифра) - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.

Записи в тетрадяхЛетосчисление - система счёта больших промежутков времени.

Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.

«Линия времени»

до нашей эры

наша эра

753

74

1147

1799

1961

древний мир

средние века

новое время

новейшее время

Записи в тетрадях«Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.

7

Устное выполнение учащимися задания «Счет лет». 

Задание - сосчитать:

Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).

Проведение игры «Лента времени» 

 Задание - расположить картинки на ленте времени:

- характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;

- характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;

- характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).

8

Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)

Беседа по основным вопросам урока:

- Что такое хронология?

- Что такое летосчисление?

- Для чего была придумана «линия времени»?

- Какие единицы измерения времени вы знаете?

- Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?

- Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?

9

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)

Заключительное слово учителя. 

- Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное - изучать историю без дат невозможно.

10

Слайд 9. Домашнее задание (1 мин.)

Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени

Куликовская битва –

1380 год

Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год

Первый полет человека в космос - 1961 год

Первое упоминание о Москве - 1147 год

Основание станицы Полтавской –

1794 год

Начало правления династии Романовых –

1613 год

Крещение Руси - 988 год

Основание Санкт-Петербурга –

1703 год

Задание - составить дату (указать век) из всех цифр, пропущенных и упомянутых в пословицах.

1) ….. в поле не воин.

Семь раз отмерь, …. раз отрежь.

Конь о …. ногах, и тот спотыкается.

1714 год (XVIII век)

2) Десять раз надо сказать,

на десятый только послушает.

1010 год (XI век)

3) Одна голова хорошо, а ….. лучше.

У ….. нянек дитя без глазу.

Пошел на все ….. стороны.

1274 год (XIII век)

4) …… с ложкой, один с сошкой

За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

717 год (VIII век)

5) За ….. зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

У ….. нянек дитя без глазу.

217 год (III век)

Задание - сосчитать:

Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).

Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).

Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).

Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).

Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).

Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счет лет в истории

Слайд 2

Что такое хронология? Лента времени

Слайд 3

Кроме умения использовать исторические источники историку важно хорошо ориентироваться во времени. Подумайте, почему? хронология Хронология -это наука об измерении времени и различных календарных системах. Изучает движение небесных тел, и устанавливает точное астрономическое время. Изучает способы измерения и исчисления времени и историю развития календаря .

Слайд 4

Хронология. «хронология» - с древнегреческого означает «наука о времени». 10 лет – десятилетие 100 лет – столетие 1000 лет – тысячелетие 1 век -100 лет

Слайд 5

Задание - расположить по возрастанию единицы измерения времени : десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки.

Слайд 6

Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие .

Слайд 7

Ход времени прошлое настоящее будущее Какие единицы измерения времени вы знаете? Чему они равны и с чем связаны? Расположите единицы измерения времени в порядке возрастания. эра день неделя век год месяц час секунда

Слайд 8

Лента времени Для обозначения веков на ленте времени принято использовать римские цифры. !

Слайд 9

параграф 6 читать. Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени



Предварительный просмотр:

Тема: Образование державы Маурьев в Индии. ( 5 класс)

 Тип урока: урок изучения нового материала. 

Цели: формирование целостного представления о развитии Индии в эпоху железа, знакомство с образованием державы Маурьев. 

Задачи: 
• Воспитывать уважение к людям другой национальности, их культуре и традициям. 

• обеспечить усвоение учащимися понятия «варны», подвести к пониманию того, что появление неравенства у индийцев было закреплено религией.
• Расширять кругозор учащихся. Воспитывать уважение к товарищам, умение слушать друг друга.
• Продолжить формировать умения самостоятельно делать выводы, работать по исторической карте, с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс.до н.э - III.в.н.э.»; карточки для самоконтроля, рабочие листы к уроку, листы самооценки, атласы, аудиозаписи индийских песен, презентация.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

( до урока обучающиеся делятся на 4 группы и расходятся по своим рабочим местам)

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приглашаю вас, посетить туристическое агентство «История- тур».

Добро пожаловать.  Я – ваш экскурсовод, вы – туристы.

Наше туристическое агентство предлагает туры по государствам древнего Востока. Но я уверена что вы, изучая историю, уже побывали в некоторых из них.

Узнали о многих красивых городах, жители которых умели создавать прекрасные вещи, многие из которых сохранились и до нашего времени.

Актуализация знаний по теме «Западная Азия в век железа» 

Устный опрос.

Вспомните ребята: назовите и покажите по карте. 


Какие новые государства появились в Западной Азии в первом тысячелетии до нашей эры?

В состав каких крупных государств они позднее вошли?

 

Что такое держава? Как она появляется?


Почему могущественные державы могли образоваться только в железном веке? 

Изучение нового материала 

 

   -  Ну что ж, вы действительно побывали во многих государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Чтобы понять о какой стране сегодня пойдет речь,  посмотрите видеозагадку.

ВИДЕО МАТЕРИАЛ об Индии (национальный колорит)

О, древняя и мудрая страна!
Страна слонов, тибетских гор, священных вод и великолепных храмов.
Загадочными танцами и песнями пленяешь ты сердца,
И манишь ароматом лотоса и чая.
Мне не забыть тебя, страна, где по земле твоей ходил Священный Будда.

– Итак, о каком же государстве мы сегодня с вами будем говорить?  Ответ учащихся

 Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну…    Ответ учащихся: архитектура, джунгли, горы, одежда, животные, музыка .

Правильно! Наш путь лежит в  Индию - страну, которую многие века считали страной сказочных богатств, необычайной природы, туда мечтали попасть мореплаватели из разных стран.

А что вы знаете о Древней Индии?  параграф 10 ( страница 61-62)

Возможные ответы учащихся

-Первые государства в Индии образовались за 2 тысячи лет до нашей эры.

-Цивилизация в Индии возникла в долине реки Инд, от названия этой реки  и возникло название страны.

- Мы узнали о древнейших городах Индии- Хараппа и Мохенджо-Даро.

-Узнали о письменности в этой стране, которую не смогли расшифровать.

Постановка учебной задачи.

А что вы хотели бы  узнать об Индии ?

Возможные ответы учащихся:

- Где расположена страна Индия; какие реки в Индии; Кто живет в этой стране; Чем занимаются жители этой страны; Кто был правителем Индии; Как называется религия Индии.

 

Учитель: Так Вы определили задачи нашего урока.

Не случайно в начале урока , я вам задавала вопрос об Ассирийской и Персидской державах. Возникновение единого государства в Индии произошло не сразу.

Поэтому термин «держава» относится и к Индии.

А теперь давайте с вами сформулируем тему урока.

- А теперь запишите в свои рабочие листы название нашего путешествия. 

Образование державы Маурьев в Индии.

 (Дети записывают тему. Учитель объявляет начало путешествия, обращает   внимание детей, на этапы путешествия).

Во время  работы на уроке, вам необходимо записывать  полученные знания в  таблицу.

 Начинаем наше путешествие. Соберитесь! Мы отправляемся в  путь!

У каждого путешественника есть маршрут.

У нас с вами тоже есть маршрут – это план нашего путешествия.                                                            План путешествия раздаётся каждой группе.

Давайте зачитаем по пунктам.

План: (слайд).

1. Географическое положение Древней Индии                                    2. Занятия жителей Древней Индии                                                                    3. Группы населения Древней Индии                                                                                       4. Религия Древней Индии                                                                                                       5. Правители Древней Индии

Во время нашего путешествия , вы должны  оценивать успехи своего пути в листе самооценки.

Изучение нового материала. Слово учителя.

- А какое же путешествие без карты?

У каждого путешественника должна быть карта для того, чтобы не заблудиться. Нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные географические объекты.

Учитель: Карта, необходимая нам, находится в атласе на странице 6

***Отвечаем на вопрос, где находится Индия?

-Самостоятельно сформулируйте местоположение Индии.

Возможный вариант ответа учащихся: Индия находится в южной Азии, где крупные реки Инд и Ганг текли по полуострову Индостан. На севере расположены Гималайские горы. С севера, запада и юга омывает полуостров Индийский океан, а также Аравийское море.

Карта выводится на экран.

Задание на формирование картографических умений 

1. Назовите  две главные реки Индии. Укажите их на карте. 
2. Покажите на карте Гималайские горы.
3. Назовите и покажите моря и океан, омывающие Индию.

Словарная работа.

Индия - страна, расположенная на юге Азии, занимающая полуостров Индостан.

Продолжить путешествие по Индии нам поможет информация о жителях и их занятиях , правителях этой страны.

 Каждая ваша группа сейчас отправиться по своему индивидуальному маршруту, во время которого вы должны найти  ответы на вопросы:

РАБОТА В ГРУППАХ

  Вопросы к тексту:

1 группа- Что было главным богатством кочевников-ариев? Чем это можно доказать? Как стали называть жителей Индии?

2 группа- Почему в долине Ганга цивилизация возникла только в железном веке?

3 группа- Назовите главные занятия жителей Индии. Какие культурные растения выращивали в Индии?                                                                                              

4 группа- Как и когда появилось объединенное государство в Индии ?

 

Текст для 1 группы:

            В середине 2 тысячелетия до н.э. часть племён ариев из Мидии отправилась на восток, в Индию.

Тех, кто добрался до Индии, принято называть индоариями. Одни племена оседали в долинах рек, другие медленно, в течение жизни многих поколений, продвигались дальше.

Кочевникам всегда требуются новые пастбища, ведь их главное богатство – скот. И в наше время денежная единица Индии называется рупия, что значит «овца».

            Между племенами нередко возникали кровопролитные столкновения из-за пастбищ и стад. Не зря на языке переселившихся в Индию индоариев слово война означало «стремление добыть коров», а вождь назывался «защитником коров».

Они подчинили себе местное население, вытеснив часть в южные районы Индии , а с другой частью смешались, образовав народ- индийцы.

           

Текст для 2 группы:

Ко времени прихода ариев древнейшая цивилизация бронзового века в долине Инда угасла.  Теперь древняя история Индии словно бы началась заново. В начале 1 тысячелетия до н.э. индийцы научились выплавлять и обрабатывать железо и полностью освоили берега второй великой реки Индии — Ганга.

Долину Ганга покрывали джунгли — непроходимые тропические леса.

Железный топор справился с джунглями и долина Ганга была освоена.

Текст для 3 группы:

В Индии индоарии перешли к оседлому земледелию и скотоводству.

            Индийцы вырубали в джунглях деревья и кустарники, выкорчёвывали пни, выжигали джунгли огнём, расчищая участки для поселений и посевов.

Выращивали пшеницу и ячмень, а на заболоченных местах — рис. Индия — родина сахара, а также хлопчатника, из которого индийцы изготовляли тонкие и прочные ткани.

 

Текст для 4 группы:

Первые государства в Индии возникли во II тысячелетии до н.э.

В I тыс. до н.э. в Индии было множество небольших государств, раджами (царями), войском, чиновниками и знатью, которые воевали между собой.

В III веке до н.э.  почти вся Индия , включая долины Инда и Ганга, была впервые объединена под властью царей из династии Маурьев.

Царь Ашока – царь, при котором держава Маурьев достигла наибольшего расцвета

Словарная работа.

Джунгли — непроходимые тропические леса.

Раджа – индийский царь.

Учитель: Как вы думаете, откуда все это стало известно современному человеку?

Ответы детей: Из письменных источников.

Задание: Что вы знаете о письменности древних жителей Индии?

Ответы учащихся: При раскопках древнейших городов Индии были найдены прямоугольные каменные печати с надписями. Вот только разгадать эти надписи ученые пока не могут печати

Сообщение ученика:

Да, у индийцев имелась своя письменность (важный признак цивилизации), но писали они в основном на пальмовых листьях, которые не могли сохраниться во влажном климате Индии. Из пальмовых листьев вырезали прямоугольные листы. Их сушили, разглаживали и, проколов отверстия и продернув шнурок, скрепляли в пачки. Писали чернилами из сока сахарного тростника и сажи. Письмо индийцев было создано на основе финикийского алфавита, что свидетельствует о культурных связях древних народов.

!!!!!!

- Вы у меня – просто умницы! Мы с вами прошли уже половину пути, а все путешественники должны отдыхать.

И, сейчас я проведу с Вами физкультминутку.                                               (Учитель проводит физкультминутку).

Звучит индийская музыка.

Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения:

1.Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, закрываем глаза - открываем (несколько раз).

2. Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра).

3. Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо).

4. Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом).

5. Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя).

6. Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).

- Отдохнули, мои маленькие друзья? Продолжим путешествие.                       Мы с Вами отправляемся к следующему этапу нашего путешествия, который познакомит Вас с группами населения Индии.

***Отвечаем на вопрос, на какие группы делилось население Индии?

3. Индийские варны.

Учитель: По представлениям индийцев, весь мир был создан высшим богом Брахмой .

В Древней Индии очень рано появилось неравенство между людьми, но особенностью Индии было то, что её население разделялось на неравноправные группы .

Задание: Используя текст документа , определите на какие группы было разделено население Индии, заполнив таблицу.

Работа учащихся в группах: учащиеся читают текст  о варнах и составляют таблицу. (Приложение. Слайд №)

Название варны

Из какой части тела бога Брахмы произошли

Жрецы (брахманы)

Из уст Брахмы

Знатные воины (кшатрии)

Из могучих рук

Крестьяне-земледельцы (вайшьи)

Из бедер

Слуги (шудры)

Из ног

Каждая группа представляет свои результаты.

Текст для групп.

В Древней Индии очень рано появилось неравенство между людьми, но особенностью Индии было то, что её население разделялось на четыре неравноправные группы — Варны. Варна на древнем языке ариев (санскрите) означает «цвет». Индийцы верили, что бог Брахма создал людей из частей своего тела, и этим объясняли происхождение Варн.

По преданию, из своих уст Брахма создал варну жрецов — брахманов, а потому только они могут говорить от имени богов. Из могучих рук Брахмы возникла вторая Варна — знатных воинов. Раджи обычно происходили из этой Варны. Из бёдер Брахмы была создана третья Варна — крестьян-земледельцев. Наконец, из ног Брахмы возникла низшая Варна — слуг, называемых шудрами. Члены всех четырёх Варн считались свободными людьми, но были ещё и рабы, полностью зависимые от хозяина.

   Чем выше Варна человека, тем больше у него прав. Изменить свою Варну человек не мог и умирал тем, кем родился.

Словарная работа.

Брахма-бог.

Варны- неравноправные группы людей в Индии.

Закрепление:

– Что такое варна?
– Какие варны существовали в Индии?
– Как индийцы объясняли варн? 
– Из каких частей тела бога Брахмы были созданы эти варны?

- Как вы думаете, деление на такие группы справедливо?

Предполагаемые ответы учащихся

А) правильно, т.к. каждый знает, что ему можно, что нельзя;
Б) неправильно, т.к. у людей должны быть равные возможности;
В) справедливо для того времени;
Г) несправедливо для любого времени;
Д) безнравственно.

***Отвечаем на вопрос, какая в Индии была религия?

4. Верования древних индийцев.

Учитель: Чтобы узнать о религии Индии, проведем вместе с вами  мини-исследование.

Я буду приводить факты, а Вы должны делать выводы из информации, содержащейся в фактах.

Факт 1. Индийцы поклонялись  богу Ганешу, Шиве, Вишну, Брахме и другим.

Вывод: индийцы поклонялись многим богам, значит, они были язычниками.

Факт 2. Бог Ганеша был с головой слона, других богов индийцы представляли в образе льва или хитроумной обезьяны; с особым почтением индийцы относились к корове, в связи с чем не ели говядины, а того, кто убивал корову, считали самым страшным преступником, с которым и разговаривать никто не смел.

Вывод: особенное отношение у индийцев было к животным, даже некоторым животным они поклонялись как божеству.

Корова  в Индии– это священное животное.

Как вы думаете, почему, так люди относились к корове? 

Ответ учащихся : Корова – кормилица, она дает молоко, творог, простоквашу.

Еще в древности именно корова помогала племенам выжить во время неурожаев. И сегодня корова – почитаемое животное в Индии. Современные законы Индии запрещают убивать это животное.

Факт 3. Индийцы верили, что звери, птицы и насекомые думают, чувствуют и разговаривают между собой, совсем как люди. Когда кто-нибудь умирает, он на самом деле не перестаёт жить, а только меняет свой внешний облик, превращаясь в другое существо. Человек может после смерти родиться животным, а животное -человеком.

Вывод: индийцы не просто верили в загробную жизнь, а верили в переселение душ.

Сделаем общий вывод о религии древних индийцев.

Ответ учащихся: Религия в Индии-  многобожие – язычество

           Управлять объединенной страной было непросто. Стремясь сплотить её многочисленное население, Ашока отказался от учения брахманов и принял другую религию — буддизм. Основателем этой религии был индийский мудрец Гаутама, прозванный Буддой (просветлённым). Он жил на рубеже VI (6) и V (5) веков до н.э.               Будда не признавал деления людей на Варны и учил, что всё зависит от личных качеств и воли человека, а не от его происхождения.

Столицей объединенного государства стал город Паталипутра,

Словарная работа.

Ашока-царь , объединивший Индию в III веке до н.э.

Паталипутра- столица Индии.

Буддизм -религия, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н. э. 

Гаутама ( Будда)- основатель новой религии.

Сообщение ученика:

Легенда о Будде. (если останется время до закрепления)

 
           Юный царевич Гуатама с детства жил в необычайной роскоши во дворце, окруженном чудесным садом. Родители его так любили, что ограждали от всех тяжелых сторон жизни, от всего, что могло его опечалить. Гуатама никогда не выходил из своего дворца и сада. Он думал, что повсюду жизнь так же прекрасна и легка, и даже не подозревал, что существуют страдания, болезни, старость, смерть. Гуатама был уже взрослым, когда однажды вышел за ворота сада и увидел дряхлого старика, некоего больного и покойника.

           Он был потрясен увиденным и навсегда ушел из дворца, желая наедине поразмышлять о том, что это такое — жизнь человеческая. Гуатама долго странствовал, много думал. Наконец он достиг «просветления» и стал Буддой (просветленным). Он создал свое религиозное учение о мире, объясняющее, как следует жить человеку. У Будды появилось множество учеников. Когда он умер, ученики сожгли его тело. Таков был древний индийский обычай. Это произошло около 480 года до н. э.

Учитель: Держава Маурьев просуществовала недолго.

Вскоре после смерти царя Ашоки она распалась, но даже временное объединение Индии имело большое значение для развития её хозяйства и культуры.

           

 Современный мир многим обязан древним индийцам. Они изобрели цифры, которыми мы пользуемся и сейчас, хотя неточно называем их арабскими. Шахматы придумали тоже индийцы. Фигуры на доске живо напоминают древнеиндийскую армию с её пешими воинами, конницей, боевыми слонами

Закрепление

- Ребята! Сегодня Вы узнали много полезной и интересной информации.

Мне с Вами приятно общаться, но я хочу узнать, насколько Вы были внимательны во время путешествия!  

Давайте еще раз повторим то, о чем узнали.

Вопросы : 
1. При какой династии Индия впервые объединилась? Маурьев
2. Назовите имя царя, при котором держава Маурьев достигла расцвета? 
Ашока
3. Какую религию принял Ашока? Буддизм
4. Кто был основателем религии?  Индийский мудрец Гаутама( Будда)
5. Что произошло с державой Маурьев после смерти Ашоки?  Она распалась
6. Что получил мир в наследство от древних индийцев? шахматы, цифры 
7. Объясните значение слов: раджа, джунгли, брахман, шудра, буддизм.

Проверка усвоения новой темы

- Наше путешествие почти подошло к своему завершению.

 Понравилось ли вам со мной путешествовать?

Сейчас я хочу узнать, насколько хорошо вы поняли тему.

Задание : Дополните предложения.                                                                           Работа по карточкам самопроверки.

 Впишите недостающие слова. 

1.Индия расположена на юге полуострова  _______________ .

2.Северной границей Индии служат высокие горы в мире. Их

название ________ .

3.Берега Индии с запада, востока и с юга омывает __________

океан.

4.Самые многоводные реки Индии - это _______________.

5.В __________ веке до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя______ .

 Рефлексия

 Наше путешествие подошло к завершению. 

Весь ли намеченный маршрут мы прошли , т.е. на все ли вопросы, поставленные в начале нашего урока ответили ?

 Я попрошу вас дома рассказать о нашем путешествии, а поможет вам в это текст § 19.

Рассказывая о путешествии, вы, конечно, будете называть то, что вам запомнилось в Индии.

Давайте попробуем сделать это сейчас. Можно я начну: «чай».

А что запомнилось вам?

Теперь я хотела бы, чтобы вы оценили сою работу на уроке.                                                    Для этого попрошу Вас взять "Лист самооценки" и подвести итоги  работы на уроке.

Подведение итогов урока.                                                                                           (Учитель, объявляет оценки детям, благодарит их за работу).

Домашнее задание.

§ 19 - пересказывать

 (!) Для любознательных – подготовить сообщение о шахматах.



Предварительный просмотр:

«Конспект урока по истории "Единое государство в Китае"»     5 класс

Тема урока: Единое государство в Китае
Тип урока: урок открытия нового знания 
Цель урока: - достичь образовательных результатов: 
-Личностный результат – сформировать представление об особенностях, характерных для Древнего Китая; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем мастерам, которые создали шедевры мировой культуры. 
-Метапредметный результат – формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения, умение использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического расположения Древнего Китая; 
- Предметный результат – получить целостное представление об историческом развитии Древнего Китая; определять на карте местоположения Древнего Китая, природные и климатические условия, сравнивать данные  с ранее изученными государствами; познакомиться с бытом, религиозными воззрениями, открытиями и изобретениями древних китайцев; 

Задачи урока: 
1. На основе работы с текстом учебника и презентации научиться работать с иллюстрациями, с картой. 

2. На основе анализа полученной из различных источников информации прийти к пониманию темы объединения Китая. 

3. В ходе коллективного обсуждения научиться понимать особенности и характерные черты Поднебесной империи. 

Учебное оборудование:

  • Карта «Индия и Китай в древности»;
  • Учебник Ф.А.Михайловский. История древнего мира, М.: Просв.,2015г.;
  • Презентация «Единое государство в Китае»;
  • Дидактический материал: сигнальный круг, материал о достижениях народов Древнего Востока, маршрутный лист, сообщения учащихся.

Ход урока


1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я приглашаю вас, посетить туристическое агентство «История тур». Добро пожаловать. Я – ваш экскурсовод, вы – туристы. Наше туристическое агентство предлагает туры по государствам древнего Востока. Но я уверена что вы, изучая историю, уже побывали в некоторых из них.

2. Актуализация знаний.

1) Устный опрос.

- Ребята, давайте вспомним, с какими древними цивилизациями вы уже познакомились на предыдущих уроках истории? (Египет, Междуречье, Индия)

- Где они расположены? (Египет-северо-восток Африки; Междуречье - к северо-востоку от Египта; Индия – п-ов Индостан)

- Какие крупные реки здесь протекают? (Египет-Нил; Междуречье –Тигр и Евфрат; Индия – Инд и Ганг)

- Чем занимались жители этих государств? (Египет-земледелие, о, ремесло; Междуречье-земледелие, скотоводство, ремесло, рыболовство, кораблестроение; Индия – земледелие, скотоводство, строительство)

- Давайте вспомним, в каких именно древних государствах существовала письменность?

- Перечислите, как называлась письменность:

- древних шумеров, (клинопись)

- египтян, (иероглифы)

- финикийцев (клинопись).

- Какими изобретениями прославили себя эти цивилизации?

(Египет-; Финикийцы - пурпур, стекло; Индия – шахматы, цифры)

- Какой материал использовался для письма в древних цивилизациях? (Египет-папирус, писали на папирусе черными и красными красками, с помощью тростниковой палочки; Междуречье – глиняные таблички)

3. Изучение нового материала

- Ну что ж, вы действительно побывали практически во всех государствах Древнего Востока. Но есть еще одна страна, в которой вы точно не были. Чтобы понять о какой стране сегодня пойдет речь посмотрим видеозагадку.

ВИДЕО МАТЕРИАЛ о Китае (национальный колорит)

– О какой стране идет речь в сюжете? Какие слова, предметы, явления помогли раскрыть тайну ( архитектура, Великая китайская стена, одежда, животные, музыка ЭРХУ-старинный китайский струнный смычковый инструмент) 

- Итак, ребята, садитесь поудобнее, мы отправляемся в путь.

- А какое же путешествие без карты? Обратите внимание, карта есть в ваших маршрутных листах.

Ответьте на вопросы:

- На каком материке находится государство Китай? (Евразия)

- В какой его части? (На восточной)

- Какие две большие реки протекают по территории Китая? (Хуанхэ и Янцзы)

Древний Китай сказочная и экзотическая страна, которая располагалась в Восточной Азии. Во 3-2 тыс. до н.э. в долинах двух великих рек Хуанхэ (что означает Желтая река), ведь Хуанхэ действительно желтоватого цвета, потому что несёт с собой много жёлтой глины и Янзцы (что означает Голубая река) были наиболее пригодны для человеческой жизни, там и возникли первые городские поселения, так и было положено начало древнекитайской цивилизации.

1) Природные условия Китая

В бассейне Хуанхэ в те далекие времена обитали животные жаркого пояса: слоны, носороги, буйволы, тигры, антилопы, леопарды. Местность была покрыта широколиственными лесами, бамбуковыми зарослями, болотами и озерами и отличалась жарким, влажным климатом. Осадки выпадали нерегулярно: чрезмерные ливни сменялись засухами.

- Впишите в наш маршрутный лист названия рек в долинах которых располагалась цивилизация древнего Китая.

2) Начало железного века в Китае. (самостоятельное чтение) + карта

Древнейшие государства в Китае возникли на берегах Хуанхэ в период бронзы (см. § 10). В VI (б) веке до н.э. китайцы начали обрабатывать железо.

Это позволило вырубить густые леса в долине Янцзы — второй великой реки Китая. Теперь царства образовались и в отдалении от больших рек.

Границы между ними разъединяли людей, препятствовали их культурным и хозяйственным связям. В одних государствах использовались бронзовые монеты в форме ножа, в других — в форме лезвия мотыги, в третьих — круглые, с квадратным отверстием посредине. Это мешало развитию торговли.

Между китайскими царствами постоянно велись кровопролитные войны, разорявшие страну. Раздробленный Китай не мог успешно обороняться от внешних врагов. Горестное положение Китая болью отзывалось в сердцах лучших людей страны.

- Ну что ж, а теперь мы отправимся в гости к одному из жителей этой страны, посмотрим как здесь живут люди, чем занимаются, интересуются. Вот и дом, вот и его хозяин, это мудрец Конфуций приглашает нас в гости. Он основатель религии Китая – конфуцианства, очень умный человек, его в Китае знает каждый. Послушаем рассказ о китайском мудреце, а потом ответим на вопросы по его биографии (рассказ о Конфуции). 

Конфуций (Кун Цю) (551 - 479 гг. до н.э.)

Конфуций родился в городе Лу в благородной, но обедневшей семье, аристократов, чиновников и военных. Поэтому его жизнь была наполнена лишеньями и одновременно страстным желанием пробиться и стать достойным и уважаемым членом общества.

Его отличало жадное стремление к знаниям. Юноша много читал и старался приобрести любые книги, какие только ему удавалось найти. Книг в то время было немного, они писались на кусках дерева бамбука или шелке. В первую очередь его интересовали традиции и религии Китая, древняя история и литература.

Конфуций много учился и в 22 года начал обучать сам, вскоре прославившись как один из лучших педагогов Китая. В школе Конфуция дети изучали четыре дисциплины: мораль, язык, политику и литературу.

В 50 лет Конфуций начал политическую деятельность и вскоре занял высокое положение. Но какое - то время спустя ему пришлось уйти со службы из-за интриг. После этого он путешествовал в течение 13 лет по Китаю, но так и не нашел применения своим способностям и идеям. В дальнейшем он уже вернулся на службу и большую часть жизни занимался тем, что преподавал и служил домашним учителем детей в семьях знатных господ и официальных лиц.

Последние годы Конфуций провел, записывая свои мысли. Изречения было собраны в литературный сборник, получивший название «Аналекты Конфуция». Вот несколько изречений, например: « Не причиняй другим то, что они могут причинить тебе», «Не забывай прошлого, оно учитель будущего», «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни», «Счастье - это когда тебя понимают, большое счастье - это когда тебя любят, настоящее счастье - это когда любишь ты», «Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью».

Вопросы:

1. Из какой семьи на самом деле происходил Конфуций?

2. К чему стремился в юности Конфуций?

3. Во сколько лет и что начал преподавать Конфуций?

4. В каком возрасте Конфуций начал свою политическую деятельность, по каким причинам он ее прекратил?

5. Чем занимался Конфуций после 13-ти летнего путешествия по Китаю?

6.Как вы понимаете изречение Конфуция: «Не забывай прошлого, оно учитель будущего». Объясните его значение?

Конфуций проповедовал философию пяти добродетелей: мудрость, гуманность, преданность, почитание старших, мужество.

Самое главное в учении Конфуция – правила поведения человека.

Манеры воспитанного человека:

-сидеть только поджав ноги;

-хождение по циновкам только босиком;

-прием пищи с помощью 2-х палочек;

-волосы собраны в пучок а не распущены;

-всегда опрятная одежда;

-отказ от бранных слов и др.

Конфуций учил:

  • Соблюдать традиции и правила предков
  • Почитать и помнить предков
  • Дети должны слушаться и уважать родителей
  • почтительно относиться к пожилым людям
  • Всем следует жить в гармонии, быть честными, добрыми, законопослушными….
  • каждый человек должен хорошо делать свое дело и добросовестно исполнять свои обязанности
  • Никто не должен копить в своей душе зло и зависть

- Что из этого учения Конфуция актуально в наши дни?

Запишите в свои маршрутные листы имя китайского философа.


3) «Первый властелин Цинь». (рассказ учителя, работа с картой)

Задание на урок:
- Почему правление династии Цинь было таким недолгим?

Объединение страны оказалось возможным только с наступлением железного века. Орудия труда усовершенствовались, население увеличилось, государственная власть и армии окрепли. В результате крупные царства подчиняли себе мелкие. К III веку до н.э. в Китае осталось 7 крупных царств. В течение нескольких столетий непрекращающихся войн все китайские земли были объединены в единое государство. Правила этим государством император Цинь. Он вошел в историю как Цинь Шихуанди – «первый император Цинь». Он называл себя Сыном Неба, а империя управляемая им получила название Поднебесной. Такое название означало, что империя находиться под покровительством неба.

На западной окраин Китая было расположено государство Цинь. Его правители создали сильную армию, вооружённую железным оружием. Основу армии составляла пехота с мечами и арбалётами (самострелами или улучшенными луками). Циньские воины были защищены доспехами, но не имели щитов: им полагалось нападать, а не обороняться. Вместо отрядов колесниц была организован многочисленная конница, в армии введена строжайшая дисциплина.

- Какая подобная армия была создана в западной Азии еще раньше? (В Ассирии)

В 221 году до н.э., после 17 лет не прерывных войн, правитель Цинь разгромил своих противников и объединил весь Китай. По его приказу срыли укрепления на границах прежних царств и страну поделили на 36 областей во главе с наместниками. Цинь Шихуан ввёл единую для всего Китая монету, единые меры веса, установил единые законы и одинаковое написание иероглифов. На юге Цинь Шихуан захватил большую территорию от Янцзы до Южно-Китайского моря. На севере, в верхнем течении Хуанхэ, разгромил кочевые племена гуннов (хунну).

- К каким изменениям привело открытие железа?

- Где возникли новые государства?

- Почему требовалось объединение Китая?

- Почему это стало возможным?

- Запишите в свои маршрутные листы:

  • Император Цинь Шихуан;
  • Дата 221 год до н. э. – объединение Китая.

Цинь Шихуана люто ненавидела многочисленная знать покорённых царств. Тогда он приказал переселить более 100 тысяч знатных семей в новую столицу — Саньян. Всех, кто выражал недовольство, казнили, а их родственников обратили в рабство. Вместо старой знати, передававшей свои должности по наследству, Цинь Шихуан возвысил чиновников, полностью зависевших от него.

На жизнь властителя Китая не раз совершали покушения. Цинь Шихуан выстроил в столице 37 дворцов, соединявшихся длинными переходами, и не ночевал дважды в одном и том же помещении, опасаясь, что его убьют. Он умер ещё не старым человеком.

4) Археологи раскопали подземную гробницу Цинь Шихуана

(сообщение)

Гробница

В 1974 году археологи вскрыли гробницу Цинь Шихуана. Вечный сон властелина охраняли 6 тысяч воинов, вылепленных из глины в полный человеческий рост. Причем среди них нет даже двух похожим лицом воинов. Они были в полном вооружении(металлическое) и построены в боевые порядки. Непобедимая армия Цинь Шихуана должна была охранять его и после смерти. Пол и стены гробницы были облицованы разноцветными каменными плитами, покрытыми лаком. В гробнице находились уменьшенные копии императорских дворцов, расположенных среди искусственных гор и рощ. Макеты озер и водоемов были наполнены блестящей ртутью, которая изображала воду. По искусственной водной глади плавали птицы, сделанные из золота и серебра. Потолок гробницы украшали небесные светила. Вместе с императором были погребены его жены, слуги, кони.

Его гробница соперничает по роскоши с пирамидами египетских фараонов. Она занимает площадь в несколько квадратных километров и строилась в течение 37 лет 720 тысячами китайцев.

- В каком году археологи вскрыли гробницу императора?

- Зачем вокруг гробницы поставлена 6- тысячная армия терракотовых воинов?

- С какими архитектурными сооружениями может соперничать гробница Цинь Шихуана?

Физкультминутка релаксации под музыку древнего Китая

(динамическая пауза)

Представьте, что вы земледельцы и сажаете рис.

Упражнение: исходное положение - стоя - наклоны вниз, 3-4 раза.

А теперь вы пошли в джунгли и собираете бананы, которые висят очень высоко.

Упражнение: исходное положение - стоя - потянуться вверх, 3-4 раза.

Вы попали в Китай и посетили китайскую стену, ветер дует вам в лицо, вы зажмурили глаза.

Упражнение: крепко зажмурить глаза и резко их открыть, 3-4 раза.

А теперь вы стоите посредине красивой равнины, вокруг множество цветов, вы вдыхаете их дурманящий аромат.

Упражнение: поднять руки вверх - вдох - выдох - руки опустить, 3-4 раза.

- Самым знаменитым памятником правления Цинь Шихуана является Великая Китайская стена, подобной которой в мире нет.

5) Великая Китайская стена

(Чтение учебника стр. 104.)

Строительство Великой Китайской стены.

Крупнейшим строительством в истории было сооружение Великой Китайской стены. Она должна была обезопасить Циньскую империю от набегов с севера воинственных скотоводческих племен гуннов.

Стена тянулась на 6500 км, а ее высота была 10 метров, а ширина – около 5,5 метров, такая, что по ней могли проехать рядом пять всадников.

По преданию, на строительстве стены работало более двух миллионов человек – воинов, земледельцев, государственных рабов и даже женщин, которые должны были готовить пищу. Сотни тысяч (400 000) погибли и были похоронены тут же.

- С какой целью строилась Великая Китайская стена?

- Какой ценой доставалось могущество империи?
- Почему Китайскую стену называли «Длинное кладбище»?

Как можно было быстро сообщить о приближении врагов от одной башни к другой?(при помощи огня)

Грандиозное строительство оказалось возможным только потому, что в Китае образовалась могущественная держава с деспотической царской властью. Стену возводили 10 лет, и всё же Цинь Шихуану не удалось достроить её до конца. Стену продолжали укреплять ещё более 1000 лет.

Государственные преобразования, содержание большой армии, невиданное по размаху строительство требовали огромных средств. Налоги и повинности возросли во много раз. Не уплативших налоги обращали в рабство. После смерти Цинь Шихуана в Китае начались волнения. Династия Цинь была свергнута. Вожди восставших превратились в новую знать, а безродный староста маленькой деревушки стал основателем новой царской династии.

- Почему правление династии Цинь было таким недолгим? (Силы народа истощены)

6) Изобретения и открытия древних китайцев.

- Какой вклад в мировую культуру внесли китайцы?

- Какими изобретениями мы пользуемся сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Отправляемся дальше в путешествие по Древнему Китаю. Но что это?! Мы кажется немного заблудились. Что же делать? Как найти верный маршрут? Кто подскажет мне выход из этой ситуации?

- Правильно, нужно воспользоваться компасом.

Компас

Этот чудесный предмет тоже был придуман в Китае. Китайцы уже в древности знали, что магнит притягивает железо. Им было известно свойство магнита – указывать направление на север и на юг. Китайский компас представлял собой ложку с длинной ручкой, изготовленную из намагниченного железа. Ложку клали на гладкую деревянную или бронзовую подставку с делениями, раскручивали ее, и она останавливалась, показывая одной стороной на юг, а другой на север. В древности компас не был известен ни одному народу. Кроме китайцев. Компас использовался во время поездок по Великому шелковому пути.

Некий китайский врач навещает больного. Тот морщился, не желая пить непривычное лекарство.

– Фу, какая гадость! Оно горчит, вяжет, да и запах имеет странный…

– Лекарство редко бывает приятным на вкус, – убеждает врач, но оно вернет тебе силы и поможет встать на ноги. Его целебные свойства велики: помни мои слова, за этим питьём большое будущее!

Древний врач оказался прав: в наши дни настой, который когда-то считался в Китае лекарством, любят пить ежедневно миллионы здоровых людей во всем мире.

- Пробовали ли вы этот настой? Кто догадался, как он называется? (Чай)

- Почему и в наши дни врачи часто рекомендуют больным пить чай?

Выращивание чая

Китайцы первыми научились выращивать чайные кусты и готовить чай. От них чайный куст попал в страны Западной Европы и к нам. Слово «чай» по-китайски означает «молодой листочек».

- Кто из вас знает, из какого материала должны быть изготовлены чашки, чтоб соблюсти правила китайской церемонии? (из фарфора)

Изобретение фарфора

В VI в. до н. э. китайские мастера изобрели фарфор, из которого стали делать чашки и красивые вазы. Прежде чем вылепить сосуд, фарфоровую глину закапывали в землю на несколько десятилетий. Фарфоровая посуда была очень красивой и очень дорогой. Её продавали на вес золота. Производство фарфора держали в секрете.

КИТАЙСКАЯ ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ (заранее подготовить чайные принадлежности, костюм, музыку)

Чайная церемония родилась в Китае в ІV веке до н.э. С тех пор традиция пить чай по правилам (особым для каждого народа) распространилась по всему миру, но начало этой традиции положили в Китае.

Для начала нужно настроиться физически: снять верхнюю одежду, переобуться в мягкие соломенные тапки, выключить мобильные телефоны, чтобы ничто "внешнее" не отвлекало.

Рекомендуется облачиться в «восточные» одежды - кимоно, расшитые (драконами, цветами сакур, например. Это настраивает уже психологически).

Все таинство проходит на полу – на соломенных ковриках, по которым разбросаны мягкие подушки. Посередине стоит Чабань, стол для чайной церемонии, напоминающий деревянный ящичек размером 40 на 30 см и высотой около 10 см. На ее поверхности множество небольших отверстий на случай, если вы прольете воду или решите вылить остатки чая. В Китае, кстати, льющаяся через край вода означает изобилие.

Атмосфера китайских чайных комнат расслабляет : полумрак, приятная негромкая музыка. Инструменты, необходимые для китайской чайной церемонии – это миниатюрный чайный сервиз из фарфора, термос с горячей водой, деревянные ложечки. Сперва нужно познакомиться с чаем. Для этого чайный лист кладут в специальную коробочку – Ча Хе, и каждый участник церемонии может пощупать и оценить первое достоинство чая – форму его листа. Второе достоинство – аромат заварки, но его появлению предшествует целый алгоритм действий. Сначала горячей кипяченой водой (используют исключительно родниковую) заливается пустой чайничек – Ча Ху. Делается он вручную из исинской глины.

После того как посуда прогрета, можно делать первую заварку. Перед тем, как залить насыпанную в чайник заварку, нужно несколько раз ее встряхнуть . Количество встряхиваний должно соответствовать числу ян, кратному девяти. Теперь можно заливать чайный лист водой, температура которой может варьироваться от 80 до 100°С. Первую заварку не пьют – выливают на Чабань, для Богов.

Чайный лист заливается второй раз. Сначала чай наливается в чашку ян - небо, которая накрывается инь - землей.

Затем эти чашки меняются местами: движением на себя нужно их перевернуть – таким образом, все возвращается на свои места.

Для первой чашки чая важно это сделать всем участникам церемонии одновременно. Так выказывается уважение собравшихся друг к другу.

Человек, которому налили чаю, может выразить свою благодарность, постучав 3 раза по столу согнутыми указательным и средним пальцем.

Этот обычай распространен в Южном Китае (например, в Гонконге); в других районах Китая этого обычая, как правило, не придерживаются.

Китайские иероглифы

Более 3,5 тысяч лет тому назад китайцы создали свою письменность. Они писали иероглифами. Специальной кисточкой или палочкой иероглифы наносили сверху вниз на шелковую ткань или полоски бамбука.

В китайской письменности существовало около 50 тысяч иероглифов.

Очень высоко ценилось искусство каллиграфии – красивое написание иероглифов. Китайский иероглиф обозначал отдельное слово и часто для написания нового слова приходилось соединять несколько уже существовавших.

Практическое задание: соедини линией подходящие по смыслу пары

Женщина+ребенок

печаль

Сердце+нож

ветер

Огонь+огонь

любить

Рот+птица

пламя

Женщина+женщина

искра

Огонь+огонь+огонь

петь

Паук+паутина

болтливость

- Ребята, как вы считаете, легко ли было обучиться чтению и письму в древнем Китае?

- Какое количество времени для этого необходимо? Почему?

( В древнем Китае обучение чтению и письму занимало долгие годы т. к. запомнить 50 тысяч иероглифов было очень сложно и трудно.)

Учащимся приходилось сдавать очень большое количество экзаменов. Но те ученики, которые обучились чтению, письму счету в древнем Китае могли рассчитывать на достойную и хорошо обеспеченную материально жизнь. Потому что они могли занять очень престижную должность чиновника.

Бамбук – это растение с длинными отвердевшими стеблями, которые расщепляли, получали полоски для письма. Затем бамбуковые полоски скрепляли бечевкой. Так выглядели первые китайские книги.

Дополнительный материал

Изобретение бумаги

В I в. до н.э. в Китае была изобретена бумага. Ее изготавливали из пеньки, шелковых оческов, растительных волокон (бамбука). Вся эта масса вымачивалась или вываривалась, а затем помещалась в формы. Затем листы прессовали и просушивали на нагретой стене. Этот материал был вполне пригоден для письма и очень дешев. Позднее, в VIII в., научились изготавливать оттиски с деревянных досок, на которых был вырезан рисунок или текст, окрашенный краской. Так впервые появилось печатное дело. В XI в. китайцы изобрели разборный шрифт.

Шелководство

Что еще в древности китайцы научились выделывать шелк. В отличие от хлопка и льна шелковые нити не растительного происхождения, их изготовляют из выделений шелковичного червя. Разведение червей - трудоемкая работа. Листья шелковичного дерева (шелковицы), которыми кормят червей, должны быть чистыми, свежими и сухими. В помещении, где разводят шелковичных червей, не должно быть сквозняка, посторонних запахов, дыма. Червям вредны даже шум и смена температуры.

При хорошем уходе черви выпускают тонкую, похожую на паутину нить, из которой вьют коконы. Шёлк очень ценился. Иногда люди расплачивались за товары не деньгами, а отрезами шёлка. Шёлковую одежду имели право носить только знатные и богатые люди. Производство шёлка китайцы держали в строжайшем секрете. Шёлком торговали с другими странами. Во II в. до н. э. был проложен Великий Шёлковый путь. Через горы, степи и пустыни караваны верблюдов везли китайский шёлк на Запад.

Великий Шелковый путь на протяжении 2 000 лет оставался самым длинным в мире. Он простилался на 12 800 км от г. Шанхая в древнем Китае до г. Гадемса в Испании.

- Как вы думаете, почему этой работой занимались женщины?

- Почему шелковые ткани очень ценились и ценятся сейчас не только в Китае, но и далеко за ее пределами?

- Запишите в маршрутный лист изобретения древних китайцев.

4.Итоговое испытание

  1. Тест (работа с сигнальными карточками (цветовые – красная, синяя)
  1. Современной столицей Китая является город Пекин:
    1. Да 
    2. Нет
  2. Климат Древнего Китая ничем не отличался от климата Месопотамии и Египта:
    1. Да 
    2. Нет
  3. Первый император единого Китая провозгласил себя Сыном Солнца, а управляемая им империя получила название Солнечной
    1. Да 
    2. Нет
  4. Когда Цинь Шихуанди умер его похоронили в подземной гробнице, которая по своему великолепию сможет соперничать с самыми богатыми захоронениями египетских фараонов.

1. Да 
2. Нет

  1. Первого правителя единого Китая звали Цинь Шихуань?

1. Да 
2. Нет

6. Объединение произошло Китая в 221 г. до н. э?

1. Да 
2. Нет

7. Столица при Цинь Шихуане- Сянъян?

1. Да 
2. Нет

8. Бумагу изобрели в Индии?

1. Да 
2. Нет

8. Первые книги в Китае были из папируса?

1. Да 
2. Нет

  1. Великий шёлковый путь- путь торговли из Китая до Средиземноморья?

1. Да 
2. Нет

  1. Правда ли, что Компас изобретён в Индии?

1. Да 
2. Нет

  1. Правда ли, что ширина Великой Китайской стены была такая, что поверху могли разъехаться две повозки?

1. Да 
2. Нет

  1. Рефлексия

А сейчас мы проведем игру- соревнование: На последнюю парту каждого ряда я даю лист бумаги. Ученики каждой парты должны написать на нем слова или выражения, названия предметов, которые ассоциируются у них со словом «Китай».

Написав, передаёте на парту вперед. Выигрывает тот ряд, который первым закончил выполнение задания и написал больше разнообразных слов и выражений.

5. Подведение итогов урока 

Ребята, по окончании нашего путешествия по Китаю какой вывод можно сделать об этом государстве?

Китай - это своеобразная страна с особой культурой, страна, в которой были сделаны многие открытия и изобретения, использующиеся до сих пор во всем мире: бумага, лошадиная упряжь, шелк, китайская медицина, осевой руль, фарфор, компас, порох и многое другое.

6. Домашнее задание

  1. Праграф20 (чтение и пересказ)
  2. На основе дополнительной литературы, ресурсов Интернета написать в маршрутный лист сообщение об одном из китайских открытий, которые используются в наши дни (порох, фэн-шуй, китайские собаки, китайский календарь, китайская медицина и.т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра "Путешествие в страну "Физика". 7 класс. Конспект урока с презентацией

Лебедева Ирина Геннадьевна учитель физикиГОУ СОШ №43г. Санкт-ПетербургУрок-игра« Путешествие в страну «Физика»7 класс АннотацияИгра проводится в конце учебного года и несет в себе по...

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация

представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урокБазовый учебник: УМК "FORWARD" 5 класс автор: Вербицкая Цель урока: формирование  коммуникати...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Урок 11 Форвард 5 класс ( конспект урока и презентация)

Тема и номер урока в теме : “Сюрприз для Кейт”  Цикл 2 « Тhe competition » - 11 й урок   Урок разработан учителем английского языка МБОУ " Лицей № 1 им.А.П. Гужвина г.Камызяк" Астрахан...

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе "Движение декабристов"

При изучении темы урока использовались как задания, включенные в презентацию, так и задания для самостоятельной работы учащихся с историческим источником....