«Эффективные методы при работе с текстом на уроках истории».
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Наиболее успешные методы развития критического мышления, которые можно использовать на уроках истории при работе с текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эффективные методы при работе с текстом на уроках истории | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный процесс образования требует от его участников новые подходы к планированию, организации, обучению и воспитанию подрастающего поколения. Роль учителя меняется: в первую очередь необходимо научить детей самостоятельно добывать информацию из источников. Нужно сделать так, чтобы обучающиеся ориентировались в бескрайнем море информации, умели отделять главное от второстепенного.
Потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся.
Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Для современных учеников сегодня нет сложностей с поиском необходимой информации, трудности вызывает неумение работать с ней. «Клиповое мышление» требует динамичной и дозированной подачи материала. Оно характеризуется рядом особенностей. Текст, который способен воспринимать ребенок, должен состоять из коротких фраз, он должен быть разбит на смысловые блоки небольшого объема. Фрагменты текста могут быть слабо связаны между собой и представлять некую мозаику с частично утраченными элементами.
Привыкая воспринимать именно такую информацию, учащимся трудно понять, что в истории, в жизни все процессы и явления связаны между собой. Поэтому очень важно научить каждого ученика находить нужную для него информацию в тексте, самостоятельно изучать ее и критически оценивать, воспитать грамотного читателя, понимающего смысл прочитанного текста, умеющего анализировать информацию, выделять главное и второстепенное.
На своих уроках истории при работе с текстом я чаще всего использую следующие методы развития критического мышления.
- Метод «Закрой окно».
Этот метод учит ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл, находить в тексте нужную информацию, кроме того, если внедрить элементы игры (засечь секундомер, разделить учащихся на группы), то это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, учит анализировать информацию, выбирать нужную. Эту методику применяю как в самостоятельной индивидуальной работе, так и в работе под руководством учителя. Активно его использую при изучении новой темы, при контроле знаний, на этапе закрепления изученного материала, в качестве домашнего задания. Суть метода: текст с пропущенными словами разрабатывается на основе параграфа (или раздела), он должен содержать от десяти до двадцати пропусков для глубокого погружения в материал. Работа эффективна в группе, учащиеся помогают друг другу усваивать материал, делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают, учатся взаимодействовать. Кто быстрее находит все пропуски, «закрывает» все окошки в тексте, озвучивает и получает балл.
Пример: ......... был создан в 1711 году. Он обладал законодательной, распорядительной и ..................... функциями. Он контролировал работу................... в центре и на местах. В состав Сената входили ....... человек. Контролировал работу Сената....................- ..................... Реформа 1718-1720 г. упразднила приказы и ввела................).Первоначально их было всего..........Ими руководили...................
Чтобы метод был эффективным текст должен: соответствовать источникам информации, которые использовались при изучении материала; вопрос должен трактоваться однозначно, нескольких вариантов ответа быть не должно.
- Метод «Текстозапланированная ошибка».
Задача этого метода – найти ошибки в тексте и их исправить. Эту работу можно проводить как индивидуально, так и попарно и в виде групповой работы. Варианты работы с этим методом также можно сделать различными: 1. Учащиеся внимательно должны изучить содержание рассказа. На эту работу дается 10 минут, разрешается делать записи в тетради. Ровно через 10 минут текст будет собран, и они получают другой текст, с ошибками, которые им необходимо будет найти. 2. Возможен вариант, когда учащиеся сами пишут (в парах или по одному) текст с ошибками по заданному параграфу, а потом меняются и обнаруживают ошибки.
- Метод «Переводчик».
Работа с терминологией занимает на уроках истории важное место. Суть этого метода: в тексте терминология заменена на определение термина (пример: «Избранная рада – законосовещательный орган при царе»), то есть одно слово заменяю десятью. Задача – узнать большие определения и сократить до термина. Метод помогает отработать исторические термины и понятия.
Пример: 16 января 1547 года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV. Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - ______________________________________. Опираясь на _________________царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.
В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.
В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________. В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.
- Игровой метод – «Кубик Блума».
Работа с кубиком на уроке провоцирует учащихся на активность, актуальную с позиции ФГОС. Они начнут придумывать, изобретать, фантазировать, другими словами, посмотрят на ситуацию с новой стороны. Что представляет собой кубик Блума? Обычный бумажный кубик, на гранях которого написано:
- Почему
- Назови
- Объясни
- Предложи
- Придумай
- Поделись
Технология использования: учитель или учащийся бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. На грань с каким словом выпал кубик – с него и должен начинаться вопрос.
- Метод «Ключевые слова».
Метод взят от классической формы работы с текстом, когда необходимо найти ключевые слова, тезисы и мысли в каждом абзаце. Ключевое слово – это дата, имя, то, что несет какой-то факт. Заранее анализирую количество важных ключевых слов. Готовлю пустые бумажки (10 ключевых слов - комплект 10 бумажек). Задача – прочитать текст, записать ключевые слова на 10 бумажек. Выдаю еще помимо этого конверт запечатанный, а внутри бумажки уже с заполненными ключевыми словами. Раздаточный материал н учащегося – тест, бумажки пустые и конверты с ответами. Истекло время, распечатывают конверты и сопоставляют ответы, ставятся оценки.
Результат использования этих методов работы с текстом:
- повышается качество организации учебного процесса;
- увеличивается объем изучаемого учебного материала;
- повышается темп учебного занятия;
- используются различные формы организации учебной деятельности,
- усиливается мотивация обучающихся;
- создаются условия для формирования общекультурных компетенций и собственного индивидуального отношения к рассматриваемой проблеме.
Образовательный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя — он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления для работы с текстом на уроках истории и во внеурочной деятельности
Из опыта работы учителя истории. Работа для аттестации на высшую категорию....
Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории
Обобщение опыта работы учителя истории....
методическая разработка по теме"Работа с текстом на уроках истории как средство подготовки учащихся к итоговой аттестации по истории в форме ГИА и ЕГЭ"
В методической разработке представлен опыт работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ по истории через работу с историческим источником....
Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...
Использование буклета как одного из эффективных способов работы с текстом на уроках истории и обществознания
Сегодня педагогическая наука идет в ногу со временм и претерпевает глубокие изменения. Учитель, сегодня, должен не просто хорошо знать свой предмет, давать фактический материал, научить ученика учитьс...
Проект на тему:"Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания".
Проект на тему: "Методы работы с текстом на уроках истории и обществознания"....
Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.
Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...