Урок "Рабство в Древнем Риме"5класс
план-конспект урока по истории (5 класс)

Сопова Раиса Александровна

Тип урока: изучения нового материала;

Форма  урока: путешествие с элементами исследования;

Технология: обучение в сотрудничестве;

Метод :проблемный;

Ведущая идея урока:

«Ученик учится САМ, учитель только помогает»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_2.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Сопова Раиса Александровна - учитель истории  и обществознания МКОУ Ярковская  СОШ
Предмет: история Древнего мира
Класс:  5 класс
Тип урока: изучения нового материала;

Форма  урока: путешествие с элементами исследования;

Технология: обучение в сотрудничестве;

Метод : проблемный;

Урок в 5-м классе на  тему: «Рабство в Древнем Риме»

Учитель – Сопова Раиса Александровна

Ведущая идея урока:

«Ученик учится САМ, учитель только помогает»

Цель: Углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме . Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, наглядным материалом, текстом учебника;

Задачи:

  1. На основе знакомства с новым материалом создать представление об источниках рабства в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческим источником, историческими терминами.
  2. развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
  3. Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы.

УУД

ЛичностныеУУД:  Развитие:

- умения соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами; умения выделять нравственный аспект поведения

 Регулятивные УУД: Формирование умения:

-  ставить учебную задачу

на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено,  и того, что еще неизвестно;

-   планировать;

-   прогнозировать;

- контролировать   (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- корректировать;

- оценивать.

 Коммуникативные УУД: Формирование:

- умения сознательно ориентироваться  на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);  

Познавательные УУД: Развитие:  

-умения самостоятельно  выделять и формулировать познавательную цель;

-структурировать знания;  умения работать с текстом умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  План урока:

1. Источники рабства.

2.Труд рабов в сельском хозяйстве.

3.Труд рабов в доме рабовладельца.

4.Гладиаторы 

Новые слова:   имение, гладиатор  ,амфитеатр

Учебное оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, письма для учащихся, римская монета(денарий), приложения(№1-3).

Учебное оборудование:

  • Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
  • Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
  • Видеоаппаратура, видеофильм «Древний Рим»;

Набор раздаточного материала.(письма)

Метод - проблемный

Технология: обучение в сотрудничестве

Форма урока: путешествие  ( с элементами исследования);

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный

Приветствие. Интрига урока.

Вопрос уч-ся: От кого вы получили письма?

 Получают письма. Читают

надпись на конверте.

Отвечают на  поставленный вопрос.

Объявление темы, цели урока. плана урока

Слайд №1-; слайд№2

получают приложения №1,2,3. 

Актуализация знаний

Организация работы с понятиями : Сенат, сенаторы

 Учитель  знакомит с речью римского сенатора. Слайд №4- дискуссионный эпиграф к уроку «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчёт» -  римский сенатор.

Вспоминают понятия сенат, сенаторы.

Операционно-деятельностный

Организация работы с письмами полученными учащимися в начале урока.

Каждая группа знакомиться с содержанием письма, рассматривает фотографии.

Организация работы с письмом №1

Вопросы учителя:

-как получилось, что люди становились рабами?

-можно ли было попасть в рабство за долги?

-какие рабы на рынке ценились дорого?

Организация работы с письмом №2. Работа с понятием имение

Что такое имение?

Организация работы с иллюстрацией (Слайд№7)

Учитель просит всех уч-ся задать вопросы к группе, которая знакомилась с письмом .

6.Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему

запрячь волов в давильне для нажима на пресс?

 

Ответы на вопросы.

Находят определение в письме.

Формулируют вопросы по иллюстрации.

Вопросы могут быть следующие:

  1. Большое или маленькое имение в котором живёт раб написавший вам письмо?
  2. Сколько рабов в имении?
  3. Чем кормят рабов?
  4. Какую работу выполняли рабы в с/х
  5. Что делает старик на коленях? И т.д.

Организация работы с письмом №3

 Учащиеся называют по иллюстрации занятия  рабов в доме рабовладельца.

Группа дополняет.

Организация работы с письмом №4( В амфитеатре).

Включается видеоролик.

Работа с понятиями амфитеатр и

гладиатор.

Что происходит на арене?

Какие качества воспитывали гладиаторские бои в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?  (как думали сами римляне и как думаете вы)

Объяснения понятий

Рассказ учащихся.

Отвечают на поставленные вопросы

Где ещё применялся труд рабов?

 Слайд №10

Обобщение по вопросу.

  Организуется работа с  первоисточниками.

Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?

Почему рабы были всегда разных национальностей?

 Ответы детей :(в рудниках, в ремесленных мастерских)

 Учащиеся  формулируют вывод:

Труд рабов применялся:

- в рудниках;

- ремесленных мастерских;    -- работа в качестве прислуги;

- в сельском хозяйстве..

 

Отвечают на вопрос, используя первоисточники из приложения №1.

Контрольно -оценочный

Задание на соответствие.

Контроль за выполнением

Заполняют схему (приложение №2), работая  в группе.

Проверка. (слайд №12)

Подведение итогов урока

Подведение итогов урока.

в

)

Работа над эпиграфом урока.

(Пишут советы на бланках.

Победители высказывают своё мнение.)

Урок в 5-м классе на  тему: «Рабство в Древнем Риме»

Цель: Углубить и закрепить понятие о рабстве через выявление особенностей рабовладения в Риме . Продолжить формирование умений работать с историческими источниками, наглядным материалом, текстом учебника;

Задачи:

  1. На основе знакомства с новым материалом создать представление об источниках рабства в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческим источником, историческими терминами.
  2. развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе обобщения изученного.
  3. Подвести ребят к выводу о самоценности человеческой жизни и свободы.

УУД

ЛичностныеУУД:  Развитие:

- умения соотносить поступки и события с принятыми  этическими принципами; умения выделять нравственный аспект поведения

 Регулятивные УУД: Формирование умения:

-  ставить учебную задачу

на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено,  и того, что еще неизвестно;

-   планировать;

-   прогнозировать;

- контролировать   (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона);

- корректировать;

- оценивать.

 Коммуникативные УУД: Формирование:

- умения сознательно ориентироваться  на позиции других людей (прежде всего партнера по общению или деятельности);  

Познавательные УУД: Развитие:  

-умения самостоятельно  выделять и формулировать познавательную цель;

-структурировать знания;  умения работать с текстом умения участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умения интегрироваться в группу сверстников;

- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Учебное оборудование:

  • Карта «Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э. или карта «Римская республика в III – II вв до н.э.»;
  • Картина «Продажа рабов» или «В имении римского рабовладельца»
  • Видеоаппаратура, видеофильм «Древний Рим»;

Набор раздаточного материала.(письма)

Метод - проблемный

Технология: обучение в сотрудничестве

Форма урока: исследование ;

  План урока:

1. Источники рабства.

  1. Труд рабов в сельском хозяйстве.
  2. Труд рабов в доме рабовладельца.
  3. Гладиаторы  

 На доске тема урока, новые слова: имение, гладиатор  ,амфитиатр

Учебное оборудование: Мультимедиа, презентация, письма для учащихся, римская монета приложения.(Презентация)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Раиса Александровна. У нас с вами 30 минут чтобы, успеть выполнить важную миссию, я только что получила на ваш адрес письма. В них содержится крик о помощи. Да вы и сами скоро в этом убедитесь. ( учитель раздаёт письма).  Прочтите внимательно надпись на конверте.  (Ребята читают надпись на конверте.)

Вы догадались от кого вы получили письма?( от рабов) слайд№ №1

Узнав от кого эти письма, у вас возникло желание прочитать их ? Но как только мы их откроем и начнём читать мы попадём совершенно в другую эпоху во 2в. до н.э.в Древний Рим. Где царит бесправие и жестокость, не боитесь? Кто готов поднимите монетку, которая лежит у вас на парте. Я вижу вы дружные и бесстрашные ребята. У нас получится хорошая команда.

В течении нашего путешествия я буду у вас забирать  монетки, у кого их совсем мало или не останется,  тот и будет победителем, ну, а чтобы избавиться от монеток  надо быстро  отвечать на мои вопросы,  слушать меня и своих товарищей, быть внимательными на уроке. Если я кому то из вас скажу монетка,  то этот человек бросает её на пол, здесь у нас будет  Средиземное море . Продолжаем подготовку к нашему путешествию. Ведя войны, Риму удалось завоевать не только всю Италию. Но и  все государства Средиземноморья ( Грецию, Египет, Карфаген, Сирию, Македонию и др.), покорить и разграбить  их народы.. В результате этих войн  в Рим  стала поступать дешёвая рабочая сила- рабы.

 Слайд № 2 « Рабство в Древнем Риме» и есть тема сегодняшнего занятия. Во время путешествия в Древний Рим нас будут интересовать следующие вопросы:

  • Источники рабства
  • Труд рабов
  • В каких условиях им приходилось    жить
  • Отношение к рабам в обществе.

А теперь закройте глаза и представьте себе, что мы переносимся через тысячелетия на машине времени в Рим 2век до.н.э.. Открывайте глаза.  

Слайд № 3 Мы попали в столицу, в самое её сердце и остановились перед загадочным зданием. Оно знаковое, потому что здесь решались все важные государственные вопросы.

Давайте войдем. Что же это за здание и что происходит внутри.

Кто уже догадался, куда мы попали? ( сенат- заседание старейшин родов в совете) Абсолютно верно. А кто такие сенаторы ? ( члены сената) (м)

Итак Самое время послушать, о чем же говорит один из сенаторов,.  Слайд  4 Посмотрите, этот сенатор как раз заканчивает свою речь: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». Что в речи сенатора вам показалось противоречивым?

Эти слова - эпиграф к уроку. Мы, жители 21 века можем поспорить с этим утверждением. Но стать равноправными участниками разговора удастся только если мы изучим жизнь рабов, увидим всё своими глазами. Для этого мы сюда и пробрались сквозь тысячелетия.

Учитель: Итак, что бы разобраться во всём ответить на вопросы  нашего плана, мы  сейчас будем работать с письмами. которые вы получили, они сегодня будут главным источником наших знаний. ( вскрывайте письма читайте их  внимательно,  сегодня каждый поделиться информацией своего письма с нами, вы всё должны запомнить рассматривайте фотографии) 3 мин.

Давайте для начала проведём перекличку:

Встаньте группа  получившее письма 1Из какого уголка Рима оно к вам пришло?, 2,3,4,5,6,

Итак , в путь по маршруту  первого письма: Ребята получившие письмо № 1 куда мы отправляемся? ( на рынок рабов). Слайд№5

 1.Как получалось , что, люди становились рабами?(м)

2.А можно было попасть в рабство за долги ? (м)

3.? - Каких рабов римляне относили к «лучшему» народу? Почему они высоко ценились и дорого стоили? (м)

5.? - Какой источник пополнения рабской силы был для Древнего Рима основным? Пленники

Подытожим: Какие источники рабства существовали в Риме? Слайд№5 Плен - Пиратство - Дети рабов - Долговое рабство

Учитель: Следующая наша задача: выяснить, где применялся рабский труд,

Мы отправляемся к богатому и знатному римлянину. Сначала – в его имение, а после в дом в самом Риме.

Отправляемся по маршруту письма№2 в Имение

Давайте послушаем ребят, которые  прочитали  это письмо

Расскажите нам Ч. Т. Имение ? И чем в нём занимались рабы?

Вы получили не только письмо, но и  фотографии . Сейчас мы  зададим  вам ? глядя на эту фотографию т. к. нам не всё понятно . А вы попробуйте дать нам полный ответ. Слайд № 6

Ребята задают ?

 2.большое или маленькое имение в котором живёт раб написавший вам письмо? Почему вы решили что оно большое?

  3.Сколько рабов в имении?

4.Чем кормят рабов?

5.Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?

6. Что делает тот старик на коленях? И  перед  кем он на коленях?

7.Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?  

Отправляемся по маршруту письма № 3 в Дом богатого римлянина ( работа с фотографией)  Сейчас мы сами попробуем угадать чем занимались рабы в доме рабовладельца, а вы дополните исправите нас если будет в этом надобность) Слайд№ 7

Какие занятия у рабов в доме хозяина?

Отправляемся по маршруту письма №4

С этим письмом пришёл видеосюжет смотрим

 Слайд№8( включается видио) Где мы? в  Колизее

Работа с иллюстрацией в  учебнике стр229

Что такое амфитеатр?( на доску)

Кто такой гладиатор? ( на доску)

Что происходи на арене?

 слайд № 9 

Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища? ( как думали сами римляне и как думаете вы?) ( римляне приходили с детьми на эти зрелища  думая что воспитывают в них мужество, смелость, бесстрашие перед смертью. Но на самом деле они воспитывали в своих детях жестокость,  у детей исчезало чувство сострадания, жалости т.д).

Группа  работающая с письмом №5 и№ 6

 Где ещё применялся труд рабов?

( в рудниках, в ремесленных мастерских)

Рудники Слайд№10

 ( работа в рудниках , была хуже смерти. Тяжёлые условия постоянные побои туда отправляли самых  непокорных рабов)

Итак давайте сделаем вывод: где применялся труд рабов?

( в с/х, рудниках, в доме ремесленника в качестве прислуги,   ремесленных мастерских. гладиаторы, ) слайд №11

Приложения №1

        Вопросы для итоговой беседы: (  возможность отдать две монетки)

  1. Изучите первоисточники о сельском хозяйстве. В раздаточном материале.  Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
  2. Почему рабы были всегда разных национальностей?

Учитель: Рабовладельцы Греции и Рима не признавали за рабом прав человека. Но даже в те далекие времена так думали не все. Еще раз обратимся к первоисточникам, к мыслям, которые высказывали древние ученые Рима и Греции. Посмотрите документы того периода. У вас в раздаточном материале. (Учитель: Подумайте, чьи мысли кажутся вам более правильными? 

 Мы ответили сегодня на все вопросы плана предлагаю закрепить наши знания.  Перед вами приложение №2  выполните по группам задание на соответствие.   Слайд № 12

А сейчас я попрошу победителей  пройти в сенат, с приложениями в котором содержатся выдержки из всемирной   декларации и приготовиться вступить в спор с сенатором. Слайд № 12 

Вы согласны с сенатором или нет? Объясните почему?

Письма эти мы оставим в прошлом. Может нашими советами воспользуются рабы.

Сейчас мы будем прощаться с Древним Римом, Закройте глазки возвращаемся в наше время. Открываем.

 Итак, мы дома. Наши вопросы исчерпаны, мы познакомились с источниками рабства, узнали о положение рабов в Риме, где использовали их труд, дали совет рабам, поспорили с сенатором Урок завершён Всем большое спасибо за урок!.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Возьмите у меня лучики , подойдите к доске и прикрепите его к рисунку

который соответствует вашему настроению ( можно нарисовать)

Приложение

Тест

Покажите стрелочками, какие понятия относятся к «Источникам рабства», а какие к

«Применению труда рабов»

Применение труда рабов

 в Риме

Источники рабства                                                                        

                                           

                                                         

   плен                                                пиратство

                                           ремесленные мастерские

                                                  дети рабов

                                                  работа прислуги

                                               сельское хозяйство рудники                                                                                              

Приложение

Тема урока: Рабство в Древнем  Риме

Эпиграф к уроку

План урока

1. Источники рабства.

2.Труд рабов в сельском хозяйстве.

3.Труд рабов в доме рабовладельца.

         4.Гладиаторы  

Новые термины: имение, гладиатор ,амфитеатр

Первоисточники «О сельском хозяйстве»

Средства, которыми обрабатываются поля, делят на три части: обладающий речью, издающий нечленораздельные звуки и немой. Первый род включает рабов, второй – быков, третий – повозки. […]  

Не следует приобретать много рабов той же национальности, так как по этой причине чаще всего возникают домашние столкновения. […]

«Всеобщая декларация прав человека»

Содержит 30 статей, в которых описаны права человека.

Статья 3. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу.

Статья 5. Никто не должен подвергаться жестокому обращению.  

Чьи мысли кажутся тебе более правильными?

Греческий ученый Аристотель:

«Одни люди созданы природой быть свободными, другие рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами справедливо».

Греческий ученый Антифонт:

«По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом - через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Письмо из Имения

Здравствуйте!

Вам пишет раб из  имения (имение- это земельное владение богатого человека), которое принадлежит  Луцию Попликоле. Сегодня его нет в имении и я решил написать вам . Наш хозяин живёт в городе , у него там дом. В имение он приезжает по праздникам. А также для контроля. В остальное время за главного остаётся раб- управляющий. Имение у хозяина большое!. Нас у него 150 рабов. Часть из нас работает в поле, другие собирают  виноград, третьи- трудятся на огороде, четвёртые делают масло из оливок, пятые пасут скот. Пахари у нас самые сильные рабы они ухаживают за волами (это быки), которые стоят очень дорого. Волов нам бить нельзя , за это нас бьют розгами и сажают в тюрьму. Наш хозяин считает , что только тогда  мы поработали хорошо, когда к вечеру валимся от усталости и нет сил даже поесть. Поэтому рабочий день начинается с восходом и заканчивается после заката солнца.  Еда наша состоит из куска хлеба и головки чеснока утром. Днём кусок хлеба и овощи. Редко дают похлёбку. Мы никогда не бываем очень сыты.  .Непокорных из нас хозяин приказывает заковывать в цепи, избить палками, заставляет работать на самых сложных участках, не разрешают общаться даже между собой. Живём мы в глубоком подвале с узкими окошками.. Мы все ненавидим нашего господина и, как можем , вредим ему!

Очень нам жалко  немощных стариков. Они уже не справляются  ни с какой работой. Хозяин приказывает таких продавать, но их никто не покупает. Их вместе с больными рабами  отправляют на пустынный остров на реке Тибр. Там они умрут от голода. Эти рабы уже никому не нужны. Друзья дайте совет, как поступить, чтобы не быть рабом.  (Прощайте!)

Письмо с рынка рабов.

Здравствуйте друзья .

 Мы пленные сицилийцы нашу страну завоевали и разграбили римские полководцы. А нас пленников привезли на рынок рабов в Рим для продажи, так мы стали товаром.

Отовсюду слышится чужая речь. Нас с товарищем  поставили на вращающейся  помост. А остальных на высокие камни, так чтобы их хорошо было видно.

 На грудь каждому повесили табличку с указанием национальности. профессии, возраста. Цена у каждого из нас была разная. Одни стояли очень дёшево, те  которые не имели профессии. Физически крепкие стоят дорого. А самые образованные и обученные рабы стоят ещё дороже. Рядом с нами  стоит  большая группа рабов. На их головах венки  это пленники из Македонии, которые участвовали в триумфе. Есть среди рабов и купцы , которых захватили морские пираты.  Только что  богатый римлянин  купил раба- грека, в качестве учителя для своего сына. На рынке очень много детей рабов их разлучили с родителями- рабами, чтобы продать в качестве прислуги в богатые дома.

Друзья дайте совет, как поступить, чтобы не быть рабом (Прощайте!)

Письмо из дома богатого римлянина.

Здравствуйте! Вам пишет раб из дома богатого римлянина Луция Попликолы. Вот уже15 лет я работаю в  доме этого господина я раб- врач . Нам домашним рабам живётся несравненно легче, чем рабам в имениях. Но и мы бесправны, считаемся вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает. Дом у хозяина большой, красивый на берегу моря. Помещение в котором мы живём это длинная узкая комната. Здесь нет красивых мозаик только облезлые стены, деревянные настилы, покрытые соломой, на которых мы спим. В помещении тяжёлый воздух. Рассчитано оно на 50 рабов. Все рабы делятся на несколько групп. Одни – образованные и с профессиями (секретари, повара, врачи, певцы, музыканты и др.), обслуживают самого сенатора и его жену и детей.  Их положение гораздо лучше всех остальных , они имеют свободное время, когда не заняты обязанностями.  Например библиотекарь Клеон. Он грамотен, увлечён литературой, сам пишет комедии, занимается с сыном хозяина. Единственное , что плохо скучает он по своей родине Греции. Другая часть рабов без профессии занимается уборкой помещения и сада, трудиться на кухне.

Друзья дайте совет, как поступить, чтобы не быть рабом (Прощайте!)

Письмо с рудников.

Здравствуйте! Вам пишет раб из царства мёртвых . Так мы называем место где работаем.  Чтобы попасть на место нашей работы . надо подняться в гору, спуститься по крутым ступенькам крутого откоса и после попадаешь в провал, здесь начинается рудник ( место где добывается горная порода).

У входа сидит надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он подгоняет отстающих. В низу нет  места для размаха бича поэтому подгоняет палкой. При свете факелов мы лёжа на спине бьём над собой скалу, занося молот вбок, откалываем куски горной породы. Остальные  рабы день и ночь выносят на плечах эти куски и передовая друг другу на верх. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. Ни на ком из нас клочка одежды, одни только цепи на ногах. На работу в рудники отправляют рабов совершивших тяжкие преступления против своих хозяев, а также  те, кто устраивал восстания или убегал от хозяина. Им работой в рудниках заменили смертную казнь.

Друзья дайте совет, как поступить, чтобы не быть рабом (Прощайте!)

Письмо из ремесленной мастерской.

Здравствуйте! Вам пишет раб из ремесленной мастерской.

Хочется рассказать вам о своей нелёгкой жизни , а также спросить у вас совета , как поступить чтобы не быть рабом?.

 Я работаю в лавке у Клиния , который был тоже продан  в рабство богатому римлянину марку Фульвию, у которого  в доме была пекарня . Так Юноша по имени Клиний стал пекарем За усердие хозяин отпустил Клиния на волю , но с условием , что тот откроет пекарню и будет ему давать проценты с дохода. Однако старый хозяин всё время требует новых платежей.  Тоже самое с владельцем кожевенной  и оружейной мастерскими. Мне 18 лет , работаю я в ужасных условиях. Мне  и моим товарищам приходится мириться с нестерпимым жаром . В комнате стоит туман от мучной пыли, носившихся вокруг нескольких ручных мельниц, которые вертят , заморенные ослы да исхудалые рабы. Свет в комнату проникает от щелей в потолке и топок печей. Одежда прилипает к спине. Мучная пыль разъедает глаза. Работать приходиться и ночью, так, как хлеб нужен круглые сутки.

Письмо от гладиатора, который выступает в амфитеатре.

                                Здравствуйте.

Вам пишет  человек, которому возможно  суждено скоро умереть  на арене амфитеатра (-это специальное сооружение для гладиаторских игр). Я гладиатор ( сильный раб, хорошо владеющий оружием, сражавшийся на потеху публики один на один или отряд против отряда на арене).  У меня сегодня первый бой. Гладиатором я стал не по своей воле,   попал в плен. Хотя гладиаторами становились и вольнонаёмные воины, преступники  и рабы. Нас вначале поместили в особую школу , где обучили владеть оружием для участия в  гладиаторских боях.

Гладиаторские бои. а также травля зверей были излюбленным зрелищем в Древнем Риме. Такие бои часто устраивали знаменитые римляне в честь какого-нибудь знаменательного события..

Зрелище начиналось утром. Её открывала процессия, шествовавшая мимо ложи императора. За гладиаторами  следовали  танцовщики, акробаты, жрецы и музыканты.

Затем следовала травля зверей. Животных, таких , как медведи, пантеры, быки, стравливали друг с другом. На них устраивали охоту, приглашая стрелков из лука, или наоборот, выпускали  диких зверей на беззащитных пленников. В таких представлениях совершались кровавые и жестокие убийства тысяч людей и животных. Арена  зачастую становилась скользкой от крови, и её нужно было вновь посыпать песком, чтобы возобновить бой.  Гладиаторские бои начинались после полудня. Богачи и бедняки ожидали кровавой бойни , как праздника. « Нападай и бейся насмерть!»- кричали зрители оробевшему гладиатору, швыряли в него огрызки яблок и оливки. Бой обычно продолжался до смерти одного из бойцов, но побеждённый  или раненый мог попросить пощады. Если зрители поднимали кверху большой палец, раненому сохраняли жизнь. Но если он не угодил зрителям , они опускали палец книзу, приказывая добить несчастного. Удачливые гладиаторы получали большие денежные призы, особые венки и всеобщее поклонение. Иногда ему вручали деревянный меч, что служило символом его свободы.

 Я сегодня умру так, как не хочу убивать своего соперника. Я  всегда был против всякой жестокости над людьми и животными. А таких здесь не уважают. Ну и пусть не уважают , зато я умру с чистой совестью.

Прав ли я, друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл проверочных работ "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"

Проверочная работа по теме "Цивилизации Древней Греции и Древнего Рима"  из Цикла проверочных работ по всеобщей истории для 10 класса. 4 варианта....

Кроссворд по истории Древней Греции и Древнего Рима

Использовать при повторении резделов "Древняя Греция", "Древний Рим"...

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" 5класс

Конспект урока "Рабство в Древнем Риме" для обучающихся 5 класса...

Открытый урок по истории Древнего мира 5 класса по теме: "Рабство в Древнем Риме"

Данный открытый урок относится к традиционным урокам, где среди методов работы - работа с историческим источником, работа с элекстронными образовательными ресурсами - на уроке демонстрируется презента...

04_04_история_5класс_рабство в древнем риме

история_5класс_рабство в древнем риме...

Контрольный тест по истории Древнего мира " Древняя Греция".5класс.

Контрольный тест к уроку обобщения по истории Древнего мира " Древняя Греция".5класс....

Презентация по истории Древнего мира на тему "Рабство в Древнем Риме", 5 класс.

Рабство Древнего Рима – одна из темных страниц в его истории, противоречивый срез общественной жизни нескольких веков до нашей эры. Но современная «работа» во многом происходит ...