Библиогрфия: работа с источниками
методическая разработка по истории (10 класс)
Представленная презентация рассчитана на учащихся старших классов, которые занимаются исследовательской деятельностью. В презентации расскаывается об оформлении билиографии исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliografiya.pptx | 109.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под источниками подразумеваются законы, различные нормативные документы и др., а под литературой – книги, монографии, публикации в периодической печати.
Работу с источниками надо начинать с изучения наиболее важных и актуальных научных работ и научных текстов (книг, статей) по теме ПРОЕКТА/реферата: а) ознакомление с материалами, вышедшими в последние годы (в них, как правило, дается обзор публикаций по проблеме и имеется библиография); б) ознакомление с материалами, опубликованными в более раннее время; в) ознакомление с публикациями в периодической печати; г) использование компьютерных источников информации (необходимо так же акцентировать внимание на соблюдении авторских прав при заимствовании информации); д ) составление библиографии; е) ведение записей, в которых фиксируется материал по какому-либо отдельному вопросу из различных источников; ж) формирование понятийного аппарата (составление словарей терминов); з ) ксерокопирование необходимых материалов.
РАБОТА С ЛИТЕРАТУРОЙ На данном этапе необходимо проанализировать, какие из утверждений носят проблематичный характер, и уловить скрытые вопросы. Вполне возможно, что в процессе чтения литературы и осмысления проблемной ситуации выяснится необходимость по-новому сформулировать тему исследования, развернуть свой проект в несколько иной плоскости. Это вполне допустимо и свидетельствует о самостоятельном, творческом подходе к исследованию. Данный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы.
конспекты, фиксирующие основные тезисы и аргументы Вовремя выписывания главной мысли, высказываний, цифрового материала и т.п., не забывайте делать пометки из какого источника взята информация, с указанием страниц .
Редактирование – важный этап, на котором необходимо провести самоанализ проекта/реферата, то есть, определить, отвечает ли он требованиям по содержанию, оформлению, стилистике.
Список используемой литературы Указывается не менее 5-8 различных источников для доклада, 8-10 источников для реферата. Расположение источников следует по алфавиту: фамилии авторов и заглавий документов. В список вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания доклада/реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.
При оформлении библиографического списка литературы к любой печатной работе перечень источников, прилагаемых к исследованию, не рекомендуется озаглавливать безлично, в общей форме («Литература», «Библиография», «Источник»). Желательно, чтобы заглавие списка давало представление об его составе, например: «Список цитируемых трудов», «Список дополнительной литературы», «Список использованной литературы» и т.п. Библиографический список является элементом справочного аппарата любой научной печатной работы. При подборе материала для списка используемой литературы возможны различные способы расположения библиографических описаний:
Способы размещения литературы Самым распространенным способом является алфавитный , т.е. расположение библиографических описаний в строгом алфавитном порядке авторов и заглавий публикаций (если фамилия автора не указана). Работы одного автора располагают по алфавиту названий работ, работы авторов-однофамильцев – по алфавиту инициалов. При перечислении работ одного автора его фамилию и инициалы указывают каждый раз, не заменяя прочерками. Алфавитный способ можно использовать, когда список небольшой по объему и касается узкого вопроса. В одном ряду не следует смешивать разные алфавиты (русский, латинский). В хронологическом порядке материал располагается по годам публикаций, а в каждом году – по алфавиту авторов или названий книг. Хронологический порядок позволяет показать историю изучения какого-либо вопроса. Обратно-хронологическое расположение рекомендуется для работ, в которых основное внимание уделено современному состоянию вопроса.
Способы размещения литературы При систематическом расположении литературы библиографические описания располагаются по отраслям знаний, отдельным вопросам, темам в логическом соподчинении отдельных рубрик. Систематические разделы лучше устанавливать в соответствии с главами рукописи или важных проблем темы. Литературу общего характера, относящуюся к теме в целом, целесообразно выделять в особый раздел.
Пример расположения материалов в библиографическом списке к учебно-научной работе (по правовой тематике) Конституция законы Указы и распоряжения Президента Акты правительства Нормативные акты Акты министерств и ведомств Решения органов местного самоуправления Нормативные акты зарубежных государств Научная литература в алфавите авторов и заглавий документов: Монографии Комментарии Сборники научных трудов Научные статьи из специализированных журналов и сборников Диссертации, авторефераты диссертаций, научные отчеты Обзорная литература. Документы практической деятельности организаций, предприятий, включая архивные документы, собранные по хронологии .
Примеры Философия : энциклопед . словарь / А. И. Абрамов [и др.] ; под ред. А. А. Ирвина. – М. : Гардарики , 2004. – 1072 с. Статья из газеты Янчилин В. На пульсе Солнца и Земли: кто предсказывает космическую погоду? / В. Янчилин // Поиск. – 2007. – №21. – С. 5.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с источниками географической информации
В статье описываются фомы работы с источниками географической информации: текстовыми, натуральными, нетекстовыми. Данный материал будет полезен учителям географии при планировании учебного процесса....
Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.
Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....
Формирование у учащихся умений и навыков работы с источниками информации
Благополучие любого общества и государство в целом зависит от того насколько широко образованы люди. Собственное благополучие детей в будущем зависит от их духовного и умственного развития. Осно...
Организация сопутствующего повторения по работе с источниками информации на уроках географии
Материал адресован в помощь учителю...
Как работать с источником
Как работать с писменным источником...
Мастер-класс по теме «Приёмы работы с источниками на уроках истории»
В работе представлен теоритический и практический материал по работе с историческими источниками...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы "Работа с источниками на занятиях по истории"
Работа с источниками на учебных занятиях по истории: методические рекомендации по организации самостоятельной работы .Методические рекомендации предназначены для студентов, но могут быть полезны...