Древнейшие люди
методическая разработка по истории (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Древнейшие люди
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: изучить жизнь древнейших людей.
Задачи:
-Образовательные: сформировать у обучающихся целостное представление о древнейшем человеке, его жизни и облике;
-Развивающие: развивать навыки работы с учебником, научить выделять в тексте самое главное, сравнивать иллюстрации; развивать навык обобщения и анализа.
-Воспитывающие: воспитать интерес к предмету
Планируемые результаты:
1. Предметные: имеют целостное представление о древнейшем человеке (облик, занятия, орудия труда); владеют понятиями собирательство, стадо, орудия труда.
2.Метапредметные: сформированы умения сравнивать, обобщать, делать выводы, согласовывать свои действия с действиями других, умеют работать с учебником.
3. Личностные: развитый интерес к истории всего человечества и отдельно к истории своей страны.
Оборудование:
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска
- Презентация к уроку
- Листы самооценки на каждого ученика
- Распечатки теста на каждую парту
Ход урока:
I. Орг.момент:
Доброе утро, 5 класс. Все готовы к уроку? У всех есть на парте учебник, тетрадь, ручки и карандаши? Тогда начнем наше путешествие в далекие-далекие времена, где жили наши древнейшие предки.
II. Постановка цели и задач урока.
- Ребята, посмотрите на тему нашего урока.
- Попробуйте определить круг вопросов, которые мы сегодня будем изучать.
- Уже сейчас вы можете сказать, кто такие древнейшие люди?
- Какие цели вы перед собой ставите на сегодняшний урок?
И так, тема нашего урока «Древнейшие люди».
III. Изучение нового материала:
- Рассмотрите карту на слайде и в учебнике с.7.
- Что означают черные(красные) кружочки на карте?
- Определите, на каком материке жили древнейшие люди.
- Где следы их жизни не обнаружены?
2. Работа с учебником с. 8(2 абз.)
Сравните изображение древнейшего человека и человека разумного, проанализируйте, найдите сходства и различия, сделайте выводы.
- Чем древнейшие люди отличались от человека разумного?
3. Работа с учебником с. 9(п.2)
- Прочитайте содержание пункта и нарисуйте в тетради первые орудия труда человека.
- Назовите первые орудия труда человека.
- Как древнейшие люди их использовали ?
- В чем было главное отличие др. людей от животных.
4. Рассмотрите рис. в учебнике с. 8-9 .
- Предположите, чем занимались древнейшие люди. В случае затруднения обращаемся к тексту учебника.
- Запишите в тетрадь первые занятия древнейшего человека.
Учащиеся дают свои варианты ответа. В заключении делают вывод: древнейшие люди жили в Африке. Евразия, Америка и Австралия в то время еще были не заселены.
Выполняют задание, выделяя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного.
Учащиеся дают свои варианты ответа и пытаются сделать вывод:
В облике древнейшего человека преобладали звероподобные черты.
Выполняют задание в тетради:
Занятия древнейших людей:
- собирательство
- охота.
Динамическая пауза
Учащиеся выполняют разминку под руководством учителя.
5. Работа с учебником с.10.
- Прочитайте содержание пункта и нарисуйте в тетради кластер «Огонь- друг»
- Как первоначально древнейшие люди относились к огню?
- Как человек «приручил» огонь?
Предлагаю одному ученику изобразить свой кластер на доске и организовываю обсуждение:
- Какие преимущества дал огонь человеку?
6. Обсуждение проблемной ситуации.
Рассмотрите рис. на с. 9 в учебнике и предположите:
- Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?
- Как ученые называют группы древнейших людей? Запишите в тетрадь.
Учащиеся выполняют задание.
В результате работы, в тетрадях учащихся, изображается кластер «Огонь- друг»:
- согревает
- освещает
- защищает от хищников
- помощник на охоте
- для приготовления пищи.
Теперь запишем в тетрадь
Человеческое стадо – коллектив древнейших людей.
Что ж, давайте теперь посмотрим на карту и выполним некоторые задания.
- Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей.
- Отметить наиболее древнейшие стоянки человека и его предков.
А заключением нашей с вами работы будет выполнение теста «Древнейшие люди».
1. Следы древнейших людей, живших более 2млн. лет назад, были обнаружены археологами в:
1. Восточной Африке
2. Западной Европе
3. Южной Австралии
2. Главное отличие людей от животных- это:
1. умение охотиться на животных;
2. отсутствие шерсти;
3. умение изготовлять орудия труда.
3. Для облика древнейшего человека не характерно:
1. руки, свисающие до колен
2. прыгающая походка
3. прямая походка
4. Первое орудие труда первобытного человека:
1. мотыга
2. заостренный камень
3. плуг
5. Древнейшие люди, жившие около 2 млн. лет назад, добывали себе пищу:
1. охотой
2. рыболовством
3. ткачеством
4. собирательством
5. земледелием
Критерии оценки:
«5» - 5 прав. ответов;
«4» - 4 прав. ответа;
«3» - 2-3 прав. ответа, двойки не ставятся.
Учащиеся выполняют тест и проверяют его в парах, обмениваясь тетрадями. Выставляют друг другу оценку.
Рефлексия
Работа учащихся с листом самооценки
1. Я заинтересовался ___________________________.
2.Чему я научился на уроке?______________________
3. Что осталось непонятным?_____________________
4. Я хотел бы на следующем уроке узнать__________.
5. Какую роль я выполнял на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы (нужное подчеркнуть).
6. Моя оценка за урок _____
Каждый ученик по очереди отмечает ту роль, которая была ему свойственна на уроке: слушателя, участника игры, корреспондента, участника обсуждения главных вопросов темы.
Домашнее задание:
пар.1, задания в рабочей тетради № 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Как древние люди представляли себе Вселенную".
Презентация к уроку природоведения в 5 классе по учебнику А.А. Плешакова....
Урок по истории Древнего Мира "Древнейшие люди" 5 класс
Комбинированный урок по истории 5 кл "Древнейшие люди"...
История древнего мира 5 класс "Итоговый тест по теме "Жизнь древних людей"
Итоговый тест "Жизнь древних людей" 5 класс....
Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация
К конспекту урока прилагаются: презентация по теме урока (Приложение 1), форма индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...
презентация по истории Древнего мира: " Древнейшие люди"
1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительн...
урок по истории Древнего мира. 5 класс. "Верования древних людей"
Представлена разработка урока по истории древнего мира для 5-х классов по теме "ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ". Это урок-погружение для создания у учащихся иллюзии пристутствия в древних пещерах. ...
Повторительно-обобщающий урок (Древние люди, Древний Египет)
Орг. Момент: Введение. Встаем. Приветствуем учителя. Тема: «Путешествие в прошлое».Домашним заданием было подготовиться к путешествию в прошлое, что же мы узнали. С кем познакомились...