Рабочая программа по истории. 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа к учебнику "Всеобщая история. История древнего мира" 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г.И Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А Искандерова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_5_klass.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету история составлена в соответствии с:
федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с изменениями, внесенными приказом
Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г. № 1577
федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ в новой редакции от 13.07.2015
основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Губернаторский Лицей № 101», утверждённой приказом №95/1-О от «18» сентября 2020
Всеобщая история. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников А. А. Вигасина- О.С. Сороко- Цюпы 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г.И. Годер. — 3-е изд. дораб.— М.: Просвещение, 2016. — 144 с.
Учебно-методическое обеспечение:
Всеобщая история. История древнего мира 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г.И Годер, И.С. Свенцицкая; под ред. А.А Искандерова. . –10-е изд.; перераб. - М.: Просвещение, 2019.-303 с. :
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Год обучения: первый
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений предметов быта, произведений искусства;
- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Откуда мы знаем, как жили наши предки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.
Счёт лет в истории. Хронология — наука об измерении времени. Опыт, культура счёта времени по годам в древних государствах. Изменения счёта времени с наступлением христианской эры. Особенности обозначения фактов до нашей эры (обратный счёт лет). Представление о понятиях: год, век (столетие), тысячелетие, эпоха, эра.
РАЗДЕЛ I. ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Представление о понятии «первобытные люди». Древнейшие люди. Древнейшие люди — наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота — способы добывания пищи. Первое великое открытие человека — овладение огнём.
Родовые общины охотников и собирателей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Возникновение искусства и религии. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Возникновение земледелия и скотоводства. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка.
Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
Появление неравенства и знати. Развитие ремёсел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Повторение. Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности? Переход от первобытности к цивилизации (неолитическая революция (отделение земледелия и скотоводства от собирательства и охоты), выделение ремесла, появление городов, государств, письменности).
Тема 3. Счёт лет в истории
Измерение времени по годам. Как в. древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
Тема 4. Древний Египет
Государство на берегах Нила. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Как жили земледельцы и ремесленники. Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
Жизнь египетского вельможи. О чём могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа но дворце фараона. Отношения фараона и его вельможей.
Военные походы фараонов. Отряды пеших воинов Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направо ления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов Главные города Древнего Египта — Мемфис, Фивы. Судьбы военные. Появление наёмного войска.
Религия древних египтян. Боги и жрецы. Храмы — жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о «царстве мёртвых»: мумия, гробница, саркофаг. Фараон — сын Солнца. Безграничность власти фараона «Книга мёртвых».
Искусство древних египтян. Первое из чудес света Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм — жилище богов. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараон. Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира Эрмитаж, Лувр, Британский музей.
Письменность и знания древних египтян. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса — древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретения инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний — жрецы.
Повторение. Достижения древних египтян (ирригационное земледелие, культовое каменное строительство, становление искусства, письменности, зарождение основ наук). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Тема 5. Западная Азия в древности
Древнее Двуречье. Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Глина как основной строительный и бытовой материал. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Область знаний и полномочий жрецов. Жрецы- учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Письмена на глиняных табличках. Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись — особое письмо Двуречья.
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи — власть от бога Шамаша. Представление о замах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция да над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах, иконы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщик.
Финикийские мореплаватели. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, из-готовление пурпурных тканей. Развитие торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Морская торговля и пиратство, он и и финикийцев. Древнейший финикийский алфавит, легенды о финикийцах.
Библейские сказания. Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древееврейских общин. Библия как история в преданиях еврейских племён. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет, ораль заповедей Бога Яхве. Иосиф и его братья. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как Исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Древнееврейское царство. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирийская держава. Освоение железа. Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Использование железа в военном ремесле. Ассирийское Войско. Конница ассирийцев. Приспособления для победы над Противником. Ассирийское царство — одна из великих держав древнего мира. Завоевания, ассирийских царей. Трагедия побеждённых Ассирией стран. Ниневия — достойная столица ассирийских царей-завоевателей. Царский дворец. Библиотека Ининых книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Легенды об ассирийцах. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава «царя царей». Три великих царства В Западной Азии. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Завоевания персов. Персидский Царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевание Мидии,Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская
дорога» и «царская почта». Система налогообложения. Войска персидского царя. Столица великой державы древности — город Персеполь.
Тема 6. Индия и Китай в древности
Своеобразие путей становления государственности в Индию и Китае в период древности.
Природа и люди Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли ш берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев Жизнь среди црироды: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Индийские касты. Миф о происхождении четырёх каст Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость знания и книги. Возникновение буддизма. Легенда о Будде Объединение Индии царём Ашока.
Чему учил китайский мудрец Конфуций. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель — уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость — в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Первый властелин единого Китая. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение. Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Тема 7. Древнейшая Греция
Местоположение, природа и ландшафт. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек.
Греки и критяне. Древнейшие города: Микены, Тиринф Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических) находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Морское могущество Крита. Тайны критской письменности. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Микены и Троя. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные вороти. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов гей с кого моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
Поэма Гомера «Илиада». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.
Поэма Гомера «Одиссея». География странствий царя с острова Итака — Одиссея Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на
Религия древних греков. Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков, Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Начало обработки железа в Греции. Возникновение поли- н — городов-государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Создание греческого алфавита.
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость .Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос Афинском полисе. Знать во главе управления Афин. Ареопаг и архонты. Законы Драконта. Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Зарождение демократии в Афинах. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Древняя Спарта. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта — военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей. Греческая колонизация побережья Средиземного и Чёрного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада — колы бель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли, на юге нынешней России. Древний город в дельте рек Дона.
Олимпийские игры в древности. Праздник, объединявший эллинов. Олимпия — город, где зародилась традиции Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.
Победа греков над персами в Марафонской битве над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бол Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Нашествие персидских войск на Элладу. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъём эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и uapя Леонида. Хитрость Фемистокла накануне Саламинской битвы Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины по беды греков. Мораль предания «Перстень Поликрата».
Тема 9. Возвышение Афин в Vв. До н.э. и расцвет демократии
Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Установление в полисах власти демоса — демократии.
В гаванях афинского порта Пирей. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины Рабство и рабский труд. Афины — крупнейший центр ремесла и торговли.
В городе богини Афины. Город Афины и его районы Миф о рождении богини Афины. Керамик — там, где дымят печи для обжига посуды. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора —главная площадь Афин. Из жизни древних гречанок. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
В афинских школах и гимнасиях. Воспитание детей педагогами. Образование афинян. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. обучение красноречию.
В театре Диониса. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. На представлении трагедии Софокла «Антигона». Театральное представление комедии Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности Афинах. Полномочия и роль Народного собрания, Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии, плата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, и некий мудрец Сократ.
Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.
Соперничество Афин и Спарты за господство над Элладой. Победа Спарты. Междоусобные войны греческих полисов и их ослабление. Усиление северного соседа Греции — Македонского царства.
Города Эллады подчиняются Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Стремление Филиппа подчинить соседей. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына македонского царя Филиппа, Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Два вектора отношения Греции к Македонии: Исократ и Демосфен. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва При Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой Истории. Гибель Филиппа. Александр — царь Македонии и Греции.
Поход Александра Македонского на Восток. Александр Возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: века Граник. Быстрая победа над войском Дария III у города Исе. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход н Индию — начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
В Александрии Египетской. Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского: Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший порт, торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк — одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. Из истории древних библиотек. Греческие учёные на благо Александрин Египетской: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру, Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии.
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией
Местоположение, природа и особенности ландшафт Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).
Древнейший Рим. Легенда об основании Рима: Амулий Ромул и Рем. Ромул — первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты * Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Возникновение республики Консулы — ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Устройство Римской республики. Плебеи — полноправные граждане. Рима. Отмена долгового рабства. Выборы дву: консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Тема 12. Рим — сильнейшая держава Средиземноморья
Карфаген — преграда на пути к Сицилии. Карфаген — стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии
Вторая война Рима с Карфагеном. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Союз с галлами. Путь к Риму. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всём Восточном Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон — автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье — провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима — главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Использование рабов в сельском хозяйстве, в быту римлян. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры — любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные. О рабах.
Тема 13. Гражданские войны в Риме
Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме.
Земельный закон братьев Гракхов. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх— продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Восстание Спартака. Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке: Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
Единовластие Цезаря. Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление империи. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Егищ в римскую провинцию. Единовластие Октавиана. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона — римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры
Протяжённость империи и время существования. Неудачны попытки императоров расширить римские владения.
Соседи Римской империи. Установление мира с Парфией Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.
Рим при императоре Нероне. Укрепление власти императоров. Складывание культа императоров. Актёр на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Забавы и расправы Нерона. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан; Массовое восстание в армии и гибель Нерона.
Первые христиане и их учение. Проповедник Иисус и Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы об Иисусе его учеников. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом Христиане — почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Расцвет Римской империи во II в. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна — «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна — последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
«Вечный город» и его жители. Все дороги ведут в Pим. Город — столица империи. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки н городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Римская империя при Константине. Укрепление границ Империи. Рим и варвары. Вторжения варваров. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Солдатские императоры. Правление Константина, ограниченная власть императора. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Перемены в положении христиан. Признание христианства. Усиление влияния Римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Украшение новой столицы за счёт архитектурных и скульптурных памятников Рима, Афин и других городов империи. Ад и рай в книгах христиан.
Взятие Рима варварами. Разделение Римской империи дна самостоятельных государства. Наёмничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом — вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами, опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности.
Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культ
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов |
1. | I триместр Введение. | 1 |
Раздел 1. Первобытность (7 часов) | ||
2. | Древнейшие люди. | 1 |
3. | Родовые общины охотников и собирателей. | 1 |
4. | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 |
5. | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 |
6. | Появление неравенства и знати. | 1 |
7. | Счёт лет в истории. | 1 |
Раздел 2. Древний Восток (21 час) | ||
9. | Государство на берегах Нила.. (Коррупция в Древнем Египте) | 1 |
10. | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | 1 |
11 | Жизнь египетского вельможи. | 1 |
12. | Военные походы фараонов. | 1 |
13. | Религия древних египтян. | 1 |
14. | Искусство Древнего Египта. | 1 |
15. | Письменность и знания древних египтян. | 1 |
16. | Повторение. | 1 |
17. | Древнее Двуречье. | 1 |
18. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 |
19. | Финикийские мореплаватели. | 1 |
II триместр | ||
20. 21. | Библейские сказания. Древнееврейское царство. | 1 1 |
22. | Ассирийская держава. | 1 |
23. | Персидская держава «царя царей». | 1 |
24. 25 | Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. (Древнеиндийский трактат о коррупции) | 1 1 |
26. 27. | Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. | 1 1 |
Раздел 3. Древняя Греция ( 20 часов) | ||
28. | Греки и критяне. | 1 |
29. | Микены и Троя. | 1 |
30-31. | Поэмы Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». | 2 |
32. | Религия древних греков. | 1 |
33. | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | 1 |
34. | Зарождение демократии в Афинах. | 1 |
35. | Древняя Спарта. | 1 |
36. | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | 1 |
37. | Олимпийские игры в древности. | 1 |
38. 39. | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. | 1 1 |
40. 41. | В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. | 1 1 |
42. | В афинских школах и гимнасиях. | 1 |
III триместр | ||
43. | В театре Диониса. | 1 |
44. | Афинская демократия при Перикле. | 1 |
45. | Города Эллады подчиняются Македонии. | 1 |
46. | Поход Александра Македонского на Восток. | 1 |
47. | В Александрии Египетской. | 1 |
Раздел 4. Древний Рим ( 21 час) | ||
48. | Древнейший Рим. | 1 |
49. 50. | Завоевание Римом Италии… Устройство Римской республики. | 1 1 |
51. 52. | Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | 1 1 |
53. | Рабство в древнем Риме. | 1 |
54. | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 |
55. | Восстание Спартака. | 1 |
56. | Единовластие Цезаря в Риме. | 1 |
58. | Установление империи. (Коррупция в Римской империи) | 1 |
59. | Соседи Римской империи. | 1 |
60. | В Риме при императоре Нерон. | 1 |
61. | Первые христиане и их учение. (Отношение к взятничеству в мировых религиях) | 1 |
62. | Расцвет империи во 2-ом веке. | 1 |
63. | Вечный город и его жители. | 1 |
64. | Римская империя при Константине. | 1 |
65. | Взятие Рима варварами. | 1 |
66. | Повторение. | 1 |
67-68. | Итоговое повторение. | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории для 5 класса
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование, электронные образовательные ресурсы | Виды контроля результатов обучения | |||
по плану | по факту | ||||||
1 | I триместр Введение | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7519/main/252603/ | Фронтальный опрос | |||
Раздел 1. Первобытность | |||||||
2 | Древнейшие люди | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/main/253223/ | Работа в группах с карточками | |||
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7521/main/253223/ | Составление простого плана | |||
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/75521/main/253223/ | Работа в парах с карточками | |||
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/main/253192/ | Работа с картой | |||
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7522/main/253192/ | Работа с тестами | |||
7 | Счет лет в истории | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7520/main/253254/ | Составление таблицы | |||
Раздел 2. Древний Восток | |||||||
8 | Государство на берегах Нила. (Коррупция в Древнем Египте) | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/main/253161/ | Фронтальный опрос | |||
9 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/main/253161/ | Составление плана | |||
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7524/main/253161 | Опрос по терминам | |||
11 | Военные походы фараонов | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7525/main/252261/ | Опрос по персоналиям | |||
12 | Религия древних египтян | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/main/253130/ | Фронтальный опрос | |||
13 | Искусство Древнего Египта | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/main/253130/ | Составление таблицы | |||
14 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7523/main/253130/ | Работа в парах с карточками | |||
15 | Древнее Двуречье | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/main/252231/ | Работа с картой | |||
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7526/main/252231/ | Опрос по личностям | |||
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7527/main/252324/ | Индивидуальная работа с карточками | |||
20-21 | Библейские сказания Древнееврейское царство | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7528/main/253099/ | Составление простого плана | |||
II триместр | |||||||
22 | Ассирийская держава | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7529/main/252758/ | Работа с картой | |||
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7530/main/252727/ | Групповая работа по карточкам | |||
24-25 | Природа и люди Древней Индии. Индийские варны (Древнеиндийский трактат о коррупции) | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7531/main/253068/ | Составление сообщения по плану | |||
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/main/252696/ | Индивидуальная работа по карточкам | |||
27 | Первый властелин единого Китая. | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/main/252696/ | Опрос по персоналиям | |||
Раздел 3. Древняя Греция | |||||||
28 | Греки и критяне | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/main/252696/ | Работа с картой | |||
29 | Микены и Троя. | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7532/main/252696/ | Работа с картой | |||
30-31 | Поэм Гомера «Илиада» Поэма Гомера «Одиссея» | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7534/main/253037/ | Работа с источниками | |||
32 | Религия древних греков | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7535/main/272205/ | Работа с источниками | |||
33 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7536/main/252975/ | Работа с картой | |||
34 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7536/main/252975/ | Индивидуальная работа по карточкам | |||
35 | Древняя Спарта | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7537/main/252944/ | Подготовка сообщения по плану | |||
36 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/main/288855/ | Работа с картой | |||
37 | Олимпийские игры в древности | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7538/main/288855/ | Работа в парах, взаимоконтроль | |||
38-39 | Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7539/main/252541/ | Работа с картой | |||
40-41 | В гаванях афинского порта Пирей В городе богини Афины | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7539/main/252541/ | Работа с источниками | |||
42 | В афинских школах и гимназиях | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/main/252913/ | Опрос по понятиям | |||
III триместр | |||||||
43 | В театре Диониса | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/main/252913/ | Фронтальный опрос | |||
44 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7540/main/252913/ | Работа в парах, взаимоконтроль | |||
45 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/main/252882/ | Индивидуальная работа по карточкам | |||
46 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/main/252882/ | Индивидуальная работа по карточкам | |||
47 | В Александрии Египетской | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7541/main/252882/ | ||||
Раздел 4. Древний Рим | |||||||
48 | Древнейший Рим | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/main/296174/ | Работа с картой | |||
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7543/main/296174/ | Работа с картой | |||
50 | Устройство Римской республики | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7544/main/252820/ | Работа с источниками | |||
51-52 | Вторая война Рима с Карфагеном Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7545/main/288886/ | Работа с картой, работа с контурной картой | |||
53 | Рабство в древнем Риме | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7546/main/288979/ | Составление таблицы | |||
54 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/main/252293/ | Опрос по терминам | |||
55 | Восстание Спартака | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7547/main/252293 | Подготовка сообщения по плану | |||
56-57 | Единовластие Цезаря в Риме | 2 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/main/296236/ | Индивидуальная работа с карточками | |||
58 | Установление империи (Коррупция в Римской империи) | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/main/296236/ | Работа с картой, работа с контурной картой | |||
59 | Соседи Римской империи | 1 |
| Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7548/main/296236/ | Составление простого плана | ||
60 | В Риме при императоре Нероне | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7549/main/252417/ | Работа с источниками | |||
61 | Первые христиане и их учение (Отношение к взятничеству в мировых религиях) | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/296888/ | Фронтальный опрос | |||
62 | Расцвет империи во 2-ом веке | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/296888/ | Работа с картой | |||
63 | Вечный город и его жители | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7551/start/296888/ | Групповая работа по карточкам | |||
64 | Римская империя при Константине | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/main/252789/ | Опрос по персоналиям | |||
65 | Взятие Рима варварами | 1 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь https://resh.edu.ru/subject/lesson/7552/main/252789/ | Работа с картой | |||
66-68 | Итоговое повторение | 3 | Компьютер, мультимедиа проектор, аудио колонки, интерактивная доска, учебники, рабочая тетрадь | Индивидуальная работа с карточками, взаимоконтроль в парах |
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки, реквизиты документа | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Формы организации учебной деятельности | количество часов | |||
I триместр | II триместр | III триместр | Итого | |
Изучение основного материала | 20 | 22 | 25 | 67 |
Контрольные работы | - | - | 1 | 1 |
Лабораторные работы | - | - | - | - |
Практические работы | - | - | - | - |
Сочинение | - | - | - | - |
Резервное время | - | - | - | - |
Итого | 20 | 22 | 26 | 68 |
ПРИЛЛОЖЕНИЕ №4
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
ПО ИСТОРИИ
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по истории.
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается степень усвоения знаниевого и деятельностного компонентов школьного исторического образования. Показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся структурированы в соответствии с основными компонентами исторических знаний:
- фактологические знания, включающие знания о конкретных исторических фактах (событиях, явлениях, процессах), локализованных во времени и пространстве;
- теоретические знания, включающие в себя понятия разной степени обобщенности, существенные причинно-следственные связи, позволяющие учащимся понять обусловленность исторических событий, явлений, процессов, тенденции и закономерности исторического развития;
- способы учебно-познавательной деятельности, позволяющие оперировать теоретическими и фактологическими знаниями при изучении истории;
- оценочные знания, включающие в себя знание различных точек зрения на исторические события и деятельность их участников, на основе которых формируется собственная гражданская позиция учащихся.
Основными содержательными линиями являются: историческое время, историческое пространство и историческое развитие.
Степень усвоения содержательного компонента исторического образования оценивается на основе таких критериев, как точность, правильность, осмысленность, полнота, обобщенность, системность, прочность, мобильность, действенность, самостоятельность, непротиворечивость.
Поурочный контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения индивидуального, группового и фронтального опроса с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях, дидактических материалах.
Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании с использованием различных методов: опроса, самостоятельной работы по решению проблемных заданий и познавательных задач, тестирования, эссе, реферата, зачета и др.
Устанавливаются следующие показатели оценки результатов учебной деятельности учащихся при осуществлении контроля:
Отметка в баллах | Показатели оценки результатов учебной деятельности |
«3» | Узнавание отдельных объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения |
Различение объектов изучения (понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий) программного учебного материала по предъявленному описанию. Осуществление способов учебно-познавательной деятельности под руководством учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения | |
Воспроизведение части программного учебного материала по памяти: фрагментарный пересказ и перечисление отдельных понятий, исторических событий, явлений, процессов, персоналий без объяснения; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения | |
«4» | Воспроизведение программного учебного материала по памяти: определений понятий, описания исторических событий, явлений, процессов с указанием общих и отличительных внешних признаков без их объяснения, основных биографических сведений и деятельности исторических персоналий; осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу с помощью учителя с использованием учебника (учебного пособия) и/или других средств обучения |
Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала: характеристика изучаемых объектов по плану (памятке); самостоятельное осуществление способов учебно-познавательной деятельности по образцу | |
Осознанное воспроизведение в полном объеме программного учебного материала: правильное использование терминологии, описание исторических событий, явлений, процессов с элементами объяснения, раскрывающими причинно-следственные связи и отношения; самостоятельное осуществление способов деятельности по образцу | |
«5» | Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: конкретизация понятий, выводов примерами; анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов, имеющихся в учебнике (учебном пособии); самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму |
Свободное владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации: анализ исторических событий, явлений, процессов с целью объяснения причинно-следственных связей, выводов; обобщение изучаемого материала; обоснование и доказательство; раскрытие сущности изучаемых явлений, процессов; использование внутрипредметных связей; самостоятельное выполнение упражнений, задач и заданий по алгоритму; | |
Оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; использование межпредметных связей; оценка исторических фактов на основе изученного материала; выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера | |
Свободное оперирование программным учебным материалом, осуществление способов учебно-познавательной деятельности в незнакомой ситуации; самостоятельное выполнение задач и заданий преобразовательного и проблемного характера; выполнение творческих заданий и работ |
При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.
К категории существенных ошибок относится: ошибки в основном фактологическом и теоретическом материале, неправильное использование терминологии, замена существенных признаков характеризуемых явлений, процессов несущественными; неверное понимание причинно-следственных связей; неправильное выполнение предусмотренных заданием способов деятельности; не умение использовать различные источники исторической информации; противоречия в ответе.
К категории несущественных ошибок относятся погрешности изложения, не ведущие к искажению содержания; непоследовательное изложение; небрежное выполнение записей, стилистические погрешности в ответе; неправильное написание терминов.
Количество баллов за выполнение задания снижается на 10 и 50 процентов, если в нем допущены соответственно несущественная и существенная ошибки.
Нормы оценивания устных и письменных ответов по истории
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик в целом:
- раскрыл содержание материала в объёме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определённой логической последовательности, точно используя терминологию, факты и аргументы, даты, определения и др.;
- показал умения иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, различными данными (карты, иллюстрации, диаграммы и т. д.), применял их при выполнении задания в новой учебной ситуации;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных вопросов, сформированность и устойчивость используемых умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя. Возможны одна-две погрешности, неточности при освещении второстепенных вопросов или несущественные ошибки, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
- такая же отметка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное дополнение и исправление ответа другого ученика, особенно в ходе групповой работы, участия в проектной деятельности, семинаре и т. д.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены незначительные пробелы, не исказившие содержание ответа;
- применялись не все требуемые теоретические знания, умения;
- допущены несущественная ошибка, один-два недочёта при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены несущественная ошибка или более двух недочётов при освещении второстепенных вопросов или в суждениях, легко исправленных по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в одном из следующих случаев:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- изложение материала было недостаточно самостоятельным (простой пересказ учебника), несистематизированным, аргументация слабая, речь бедная;
- материал частично усвоен, но умения не проявлены в полной мере, ученик не справился с применением знаний при выполнении задания в новой ситуации.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто главное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены существенные ошибки в изложении фактов, определении понятий, в суждениях и выводах, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Нормы оценивания творческих работ по истории
Отметка «5». Информация представлена в полном объёме, изложена логично. Использовано более двух ресурсов, источников информации разного вида. Задание на всех этапах выполнено учеником самостоятельно. Творческое оформление и эмоциональное представление проекта.
Отметка «4». Информация достаточно полная. Работа содержит 1—2 неточности. Использовано более одного ресурса. Способ выполнения соответствует заданию. Задание выполнено с консультативной помощью учителя и др. Грамотное оформление и пред- ставление проекта.
Отметка «3». Информация частично изложена, содержит 1—2 ошибки, существенно не искажающие содержание. В работе использован только один ресурс. В процессе выполнения работы допущены неточности. Задание выполнялось под руководством и с помощью учителя.
Отметка «2». Информация отсутствует или содержит грубые ошибки. Способ выполнения работы учеником не определён или выбран неправильно.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность. Так, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Индивидуальный проект по предмету рекомендуется оценивать по следующим критериям.
1.Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий. 3.Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать свою познавательную деятельность и управлять ею во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Нормы оценивания тестовых заданий по истории.
Тестовые задания учитель может использовать на каждом уроке, привлекая к проверке знаний отдельных учащихся или весь класс. На выполнение тематических тестов отводиться 7 - 15 минут (в зависимости от количества заданий и уровня сложности). На выполнение итоговых тестов отводиться 45 минут. В тестах содержатся задания базового уровня с выбором ответа. С их помощью проверяется знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явления, причин и следствий событий. Более сложные задания с открытым ответом (слово, дата, сочетание цифр) позволяют проверить умение извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания повышенного уровня сложности с открытым развернутым ответом предполагают разные виды деятельности: анализ исторического документа, анализ исторических версий и оценок, анализ исторической ситуации, представления общей характеристики, сравнения. В зависимости от формы задания используются различные формы оценивания.
Существует система, при которой вопрос оценивается 1 баллом в случае правильного ответа и 0 баллов, если ответ неправильный.
Задания с выбором нескольких правильных ответов баллы начисляются по следующей схеме:
- Полностью правильно указанные характеристики – 3 балла.
- Две правильно указанные характеристики – 2 балла.
- Одна правильно указанная характеристика – 1 балл.
- Отсутствие правильных характеристик – 0 баллов.
Таким образом, максимально возможный балл за правильное выполнение задания будет равен числу правильных вариантов ответа, имеющихся в нем. Ответы учащихся на открытые задания свободного изложения могут дословно не совпадать с эталоном.
90 – 95 % от максимальной суммы баллов – оценка “5”;
90 – 75 % – оценка “4” ;
75 – 60 % – оценка “3”.
Менее половины от максимальной суммы баллов – оценка “2”.
Нормы оценивания групповой работы на уроках истории
Как группа распределила работу между собой? (Работа в группе распределена равномерно между всеми членами группы – «5»; между большинством участников – «4»; работают несколько человек – «3»).
Внимательны или отвлекаются участники группы? ( Внимание к выполнению заданий проявляют все участники группы – «5»; внимание проявляет большинство – «4»; внимание проявляет несколько участников – «3»).
Верно и в полном объеме группа выполнила задание? ( Оценивается по критериям устных и письменных ответов по истории и обществознанию).
Как организовано взаимодействие в группе? ( Работа группы четко спланирована –«5»; работа группы спланирована частично – «4»; работа группы не спланирована – «3»).
Как оформлены результаты работы? ( Результаты работы оформлены четко и логично, прослеживается критический анализ и определенность позиции –«5»; имеются недочеты в четкости и логичности оформления результатов, недостаточно выражена собственная позиция и критический анализ – «4»; материал логично не выстроен, нет четкого ответа, присутствуют отрывочные элементы критического анализа и собственного мнения – «3»).
Самостоятельность группы. ( Полная –«5», частичная –«4», постоянная помощь учителя – «3»).
При выполнении творческих заданий. (Наличие творческого подхода, индивидуальность, выражена точка зрения всей группы, представлены разные точки зрения –«5»; наличие одной точки зрения на проблему, есть сравнения, но нет выводов, выражена точка зрения отдельных участников группы –«4»; информация просто скопирована, нет критического взгляда на проблему, выводы не соответствуют теме или глубине раскрытию содержания темы – «3».)
В остальном результат работы группы по выполнению творческих заданий по истории и обществознанию оцениваются по нормам оценивания творческих работ по вышеназванным предметам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...