трагические дни 1942 года
презентация к уроку по истории (11 класс)

Ильютченко Ольга Евгеньевна

 интегративный урок по истории и МХК

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Железногорска Курской области

                  Трагические дни 1942 года

                    ( интегрированный открытый  урок истории и МХК)

                   11 класс

        Автор:

                                                              учитель истории и МХК  

                                       первой  квалификационной   категории                                              

                                                  Ильютченко Ольга Евгеньевна

                   2017г

Тема: Трагические дни 1942 года.

Цели урока:

Содержательная – дать возможность учащимся расширить и углубить знания о событиях первого этапа Великой Отечественной  войны, увидеть трагедию советского народа в следствии материальных, людских, военных потерь и увидеть причины перехода ко второму этапу войны , который характеризуется переходом стратегической инициативы на сторону Советской Армии и крупными ее  победами.

Деятельностная -  создать условия для развития  навыков работы с историческими документами,  исторической картой, произведениями искусства советских лет, а так же для развития аналитического мышления, дать возможность  изучать исторические события через художественный образ.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, исторический документ « Указ Президиума Верховного Совета СССР  « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»»,историческая карта « Великая Отечественная война . Военные действия 22.06.1941г.-18.11.1942г.», школьный учебник  «История», 20 век - начала 21века,11 класс , Москва, Русское слово, 1916г, авторы Петров Ю. А. , Загладин Н. В.

Кантата С. Прокофьева « Александр Невский»

Триптих П. Д. Корина « Александр Невский»

Икона В. Васнецова « Александр Невский»

Тип урока:  открытие нового знания

                                            ХОД УРОКА

        1.Мотивация

Для советского народа в 1941году наступило время суровых испытаний, когда решался вопрос о независимости страны и существовании русского и других народов. Началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны страна понесла громадные потери, оставила большие территории, мобилизовала все силы и средства для отпора врагу.

А как сложится ситуация на фронте и в тылу в 1942 году?

Как можно охарактеризовать итоги военных действий на советско – германском фронте зимой-летом 1942 года?

2.Актуализация знаний

Какая обстановка сложилась в мире накануне Великой Отечественной войны?

Чем вы можете объяснить легкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?

Почему Германия рассчитывала на быструю победу над СССР?

Каковы итоги первого периода войны?

В чем заключались причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

Удалось ли Германии осуществить план « Барбаросса»?

3.Постановка учебной задачи

Художественная культура  предполагает открытие истории через художественные образы, которые как форма мышления содержат широкую информацию об обществе, его прошлом.

Почему в самые тяжелые для страны времена люди обращаются к творческой интеллигенции и их творениям?

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?

4.Открытие нового знания

Трагизм 1942 годов рассмотрим на примере триптиха П. Корина

« Александр Невский». ( слайд)

Почему художник обращается к древней истории Руси?

Мог ли художник быть свободным в выборе темы?

*Начнем с левой части триптиха:

Женщина с воином на фоне храмов и деревенских хат

Каковы причины такого сопоставления? ( это то , что нужно было защищать в 1942г, и в 1240г )

Какие краски использует художник? ( мрачные)

Почему?

Кантата С Прокофьева « Александр Невский»

Она написана в 1939 году  после выхода  фильма Сергея Эйзенштейна

 « Александр Невский».

Какие чувства вы испытываете? О чем музыка? ( беда, трагедия, излом судьбы страны)

Почему такие настроения у композитора и художника?

( учебник стр. 231-323)

Назовите известные вам военные операции  1942 года  ( работа по исторической карте)

*Центральная часть триптиха ( слайд)

Достоверен ли его облик? ( « …князь был ростом невелик и слабого телосложения…»)

Почему автор изображает его красивым и могучим воином?

А вот как изображен А. Невский на иконе В. Васнецова « Ал. Невский»

Почему вся фигура князя закована в металл?

Почему художник сделал его « Железным человеком»?

Давайте обратимся к историческим источникам:

Приказ № 227 « Ни шагу назад!»

Указ Президиума ВС СССР о режиме рабочего времени в военное время.

Возможно , это призыв к защитникам родины стать « железными людьми».

Как в советском государстве, где так самоотверженно боролись с религией, вдруг возникает эта тема в искусстве? ( изображены храмы, иконописный колорит использует художник)

Настроение безысходности, отчаяния, которое охватило руководство страны, население ее.

*Третья часть триптиха – изменения  цветовой гаммы ( нет уже чувства тревоги, вера в победу)

Как меняется ситуация на фронте к концу лета 1942года?

Что дает основание к вере в победу? ( провал немецкой операции на Кавказе    - работа с учебником учащихся)

Что способствовало изменению ситуации на фронте к лету 1942г?

5. Первичное закрепление

Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского? 

6. Самостоятельная работа с проверкой ( письменная работа учащихся на 3 мин.)

Почему в самые тяжелые для страны времена люди  и руководители страны обращаются к творческой интеллигенции и их творениям?

Чем отличается путь познания исторических событий через искусство  от научного познания?

7.Включение нового знания в систему.

Как события на Кавказе 1942 г.  отразятся на итогах ВОв и Второй мировой войны?

8. Рефлексия

1. Чему вы научились на уроке?

2. Какой личный вклад в изучение нового материала внес каждый из вас?

3. Какие задания были интересными?

4. Какие были трудности?

5. Что бы вы еще хотели узнать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"

Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...

Малодербетовский улус Калмыкия в период оккупации (август - ноябрь 1942 года)

Впервые дни войны самоотверженный труд рабочих и крестьян, мобилизация людских ресурсов Калмыкии была направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта. В ходе войны партийные и советские организаци...

классный час: события 23 августа 1942 года

23 августа 1942 года – трагическая дата в истории Сталинграда.       19 августа нацистские войска возобновили наступление, нанеся удары в общем направлении на Сталинград....

презентация 9 класс боевые действия весной- летом 1942 года

презентация 9 класс "Боевые действия весной- летом 1942 года"...

Сталинградская битва 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.

Собрание «Подросток» час профилактикиСталинградская битва17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15680462","attributes":{...

Тема 22: Поражения и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелома

1.Устно изучите параграф 22 (Учебник)2.Конспект презентации с выполнением заданий...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...