трагические дни 1942 года
презентация к уроку по истории (11 класс)
интегративный урок по истории и МХК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегративный урок по истории и мхк | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 11 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Железногорска Курской области
Трагические дни 1942 года
( интегрированный открытый урок истории и МХК)
11 класс
Автор:
учитель истории и МХК
первой квалификационной категории
Ильютченко Ольга Евгеньевна
2017г
Тема: Трагические дни 1942 года.
Цели урока:
Содержательная – дать возможность учащимся расширить и углубить знания о событиях первого этапа Великой Отечественной войны, увидеть трагедию советского народа в следствии материальных, людских, военных потерь и увидеть причины перехода ко второму этапу войны , который характеризуется переходом стратегической инициативы на сторону Советской Армии и крупными ее победами.
Деятельностная - создать условия для развития навыков работы с историческими документами, исторической картой, произведениями искусства советских лет, а так же для развития аналитического мышления, дать возможность изучать исторические события через художественный образ.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация к уроку, исторический документ « Указ Президиума Верховного Совета СССР « О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время»»,историческая карта « Великая Отечественная война . Военные действия 22.06.1941г.-18.11.1942г.», школьный учебник «История», 20 век - начала 21века,11 класс , Москва, Русское слово, 1916г, авторы Петров Ю. А. , Загладин Н. В.
Кантата С. Прокофьева « Александр Невский»
Триптих П. Д. Корина « Александр Невский»
Икона В. Васнецова « Александр Невский»
Тип урока: открытие нового знания
ХОД УРОКА
1.Мотивация
Для советского народа в 1941году наступило время суровых испытаний, когда решался вопрос о независимости страны и существовании русского и других народов. Началась Великая Отечественная война. В первые месяцы войны страна понесла громадные потери, оставила большие территории, мобилизовала все силы и средства для отпора врагу.
А как сложится ситуация на фронте и в тылу в 1942 году?
Как можно охарактеризовать итоги военных действий на советско – германском фронте зимой-летом 1942 года?
2.Актуализация знаний
Какая обстановка сложилась в мире накануне Великой Отечественной войны?
Чем вы можете объяснить легкость побед гитлеровской Германии над странами Западной Европы?
Почему Германия рассчитывала на быструю победу над СССР?
Каковы итоги первого периода войны?
В чем заключались причины неудач Красной Армии в начальный период войны?
Удалось ли Германии осуществить план « Барбаросса»?
3.Постановка учебной задачи
Художественная культура предполагает открытие истории через художественные образы, которые как форма мышления содержат широкую информацию об обществе, его прошлом.
Почему в самые тяжелые для страны времена люди обращаются к творческой интеллигенции и их творениям?
Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?
4.Открытие нового знания
Трагизм 1942 годов рассмотрим на примере триптиха П. Корина
« Александр Невский». ( слайд)
Почему художник обращается к древней истории Руси?
Мог ли художник быть свободным в выборе темы?
*Начнем с левой части триптиха:
Женщина с воином на фоне храмов и деревенских хат
Каковы причины такого сопоставления? ( это то , что нужно было защищать в 1942г, и в 1240г )
Какие краски использует художник? ( мрачные)
Почему?
Кантата С Прокофьева « Александр Невский»
Она написана в 1939 году после выхода фильма Сергея Эйзенштейна
« Александр Невский».
Какие чувства вы испытываете? О чем музыка? ( беда, трагедия, излом судьбы страны)
Почему такие настроения у композитора и художника?
( учебник стр. 231-323)
Назовите известные вам военные операции 1942 года ( работа по исторической карте)
*Центральная часть триптиха ( слайд)
Достоверен ли его облик? ( « …князь был ростом невелик и слабого телосложения…»)
Почему автор изображает его красивым и могучим воином?
А вот как изображен А. Невский на иконе В. Васнецова « Ал. Невский»
Почему вся фигура князя закована в металл?
Почему художник сделал его « Железным человеком»?
Давайте обратимся к историческим источникам:
Приказ № 227 « Ни шагу назад!»
Указ Президиума ВС СССР о режиме рабочего времени в военное время.
Возможно , это призыв к защитникам родины стать « железными людьми».
Как в советском государстве, где так самоотверженно боролись с религией, вдруг возникает эта тема в искусстве? ( изображены храмы, иконописный колорит использует художник)
Настроение безысходности, отчаяния, которое охватило руководство страны, население ее.
*Третья часть триптиха – изменения цветовой гаммы ( нет уже чувства тревоги, вера в победу)
Как меняется ситуация на фронте к концу лета 1942года?
Что дает основание к вере в победу? ( провал немецкой операции на Кавказе - работа с учебником учащихся)
Что способствовало изменению ситуации на фронте к лету 1942г?
5. Первичное закрепление
Почему в разгар Великой Отечественной войны, в трудном для страны 1942 году, художник Павел Корин получает заказ советского правительства выполнить портрет князя Александра Невского?
6. Самостоятельная работа с проверкой ( письменная работа учащихся на 3 мин.)
Почему в самые тяжелые для страны времена люди и руководители страны обращаются к творческой интеллигенции и их творениям?
Чем отличается путь познания исторических событий через искусство от научного познания?
7.Включение нового знания в систему.
Как события на Кавказе 1942 г. отразятся на итогах ВОв и Второй мировой войны?
8. Рефлексия
1. Чему вы научились на уроке?
2. Какой личный вклад в изучение нового материала внес каждый из вас?
3. Какие задания были интересными?
4. Какие были трудности?
5. Что бы вы еще хотели узнать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории для 11 класса "Начальный период Великой Отечественной войны.Героическая Оборона Севастополя 1941-1942 годов"
Методическая разработка включает в себя наиболее трагические собыия 1941-1942 годов в Севастополе,когда последним оплотом отпоры врагу была 35 береговая батарея....Защитники держали оборону Севастопол...
Малодербетовский улус Калмыкия в период оккупации (август - ноябрь 1942 года)
Впервые дни войны самоотверженный труд рабочих и крестьян, мобилизация людских ресурсов Калмыкии была направлена на бесперебойное обеспечение нужд фронта. В ходе войны партийные и советские организаци...
классный час: события 23 августа 1942 года
23 августа 1942 года – трагическая дата в истории Сталинграда. 19 августа нацистские войска возобновили наступление, нанеся удары в общем направлении на Сталинград....
презентация 9 класс боевые действия весной- летом 1942 года
презентация 9 класс "Боевые действия весной- летом 1942 года"...
Сталинградская битва 17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.
Собрание «Подросток» час профилактикиСталинградская битва17 июля 1942 года – 2 февраля 1943 года.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15680462","attributes":{...
Тема 22: Поражения и победы 1942 года. Предпосылки коренного перелома
1.Устно изучите параграф 22 (Учебник)2.Конспект презентации с выполнением заданий...
Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»
Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...