Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по истории построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и разработана на основе авторской программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова «История с древних времен до наших дней», 5-11 классы.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
При составлении программы учитывалась новая концепция в преподавании истории. Учебники авторов Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова и А.Н. Майкова - нацеливают на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением по ГОСТ. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности, имеет массу практико-ориентированных заданий.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_a_v_istoriya.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение: средняя общеобразовательная школа №42 пгт. Шерловая Гора
- гриф утверждения программы
(согласование с заместителем директора по УВР);
Рабочая программа
по истории для 5ав класса
Программу разработал:
учитель истории и обществознания
Перебоева О.В.,
Пгт. Шерловая Гора
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по истории построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России и разработана на основе авторской программы Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова «История с древних времен до наших дней», 5-11 классы.
Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.
При составлении программы учитывалась новая концепция в преподавании истории. Учебники авторов Т.П. Андреевской, О.Н. Журавлевой, Н.Н. Лазукова и А.Н. Майкова - нацеливают на умения, навыки и компетенции, формирующиеся в связи с требованиями стандартов второго поколения, в связи с введением по ГОСТ. Учебник помогает осуществить деятельностный подход и способствует развитию личности, имеет массу практико-ориентированных заданий.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Цель изучения:
- образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
-освоение значимости периода древности, Античности в истории народов мира, их места в истории мировой цивилизации.
Задачи изучения:
- усвоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности,
-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение:
- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,
- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.
Содержание учебного предмета «История» для 5-9 классов изложено в виде двух курсов «История России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщая история».
Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества. Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в рамках цивилизации, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю:
34 учебные недели 2 часа в неделю = 68 часов в год
Требования к уровню подготовки учащихся за курс истории 5 класс:
1.Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе терминов, исторических понятий, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2.К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- Использовать исторические источники знаний
- Составлять рассказ по рисунку
- Сравнивать деятельность людей, выделяя сходства и отличия
- Давать самостоятельную оценку историческим явлениям
- Уметь читать историческую карту
- Формулировать выводы
- Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации
- Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп
- Сравнивать географическую среду
- Уметь оперировать датами
- Самостоятельно строить рассказ на основе текста учебника
- Характеризовать события и их участников на основе текста учебника
- Работать с текстом учебника и его иллюстрациями
- Сравнивать исторические явления, выделяя сходства и отличия.
Содержание обучения истории отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, познавательная, социально-адаптивная (гражданская), информационно-технологическая компетенции.
Познавательная) – способность к самостоятельной познавательной деятельности.
Коммуникативная – готовность к взаимодействию, к коллективной работе.
Информационно – технологическая - готовность к использованию информационных ресурсов.
Результаты обучения и усвоения содержания курса истории:.
Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
- складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
- способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
- готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметными результатами изучения курса истории являются:
- освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества; владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
- умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
- составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;
- понимание вклада древних народов в мировую культуру.
Критерии оценивания учащихся по истории
Критерии оценки устного ответа
- Оценка «5» - дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали
- Оценка «4» - большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
- Оценка «3» - определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует. Речь бедная.
- Оценка «2» - определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Критерии оценивания письменного ответа
При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:
1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием исторических терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты.
Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании исторических терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
Содержание тем учебного курса
Древний мир (68 часов).
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика |
Раздел 1.Введение в изучение истории. | 12 ч | Что изучает история .Источники знаний о прошлом..Измерение времени.Историческая карта .Археология. Наука о народах и наука о прошлом. Знать своих предков – знать историю. Географические названия-свидетели прошлого. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. Как работать с учебными материалами. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет в истории. Изучить историческую карту Древнего мира. |
Раздел 2.История Древнего мира .Введение. Тема1.Первобытное общество. Тема2.Древний Восток . Итоговое обобщение: вклад народов Древнего востока в мировую культуру. | 1ч 4ч 14ч 1ч | Возникновение человека Появление современного человека Зарождение искусства и религиозных верований Человечество на пути к новому обществу | Раскрыть значение терминов «Древний мир», «исторические источники» Определять место Древнего мира на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории Древнего мира Изучить историческую карту Древнего мира Показывать на карте государство Египет,Междуречье. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе египтян. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри египетского общества. Объяснять значение понятий «фараон», вельможа», «писец» . Называть последовательно причины падения Западной Римской империи. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать отношения Египта и Междуречья. |
Раздел3. Древняя Греция. Итоговое обобщение: историческое и культурное наследие Древней Греции. | 17ч 1ч | Древнейшая Греция .Государства-полисы Древней Греции. Греко-персидские войны .Расцвет Греции и величество Афин.Упадок Греции и возвышение Македонии.Завоевания Александра Македонского. | Показывать на карте местоположение Греции относительно стран Древнего Востока. Сравнивать природные условия Греции со странами Древнего Востока. Анализировать отношения Греции с соседними государствами. Объяснять причины , условия возникновения греческих полисов и основные направления греческой колонизации. Доказывать, что Греция— наследница мира Античности и стран Востока. ствами. Устанавливать аналогию между греческой и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. . |
Тема 4.Древний Рим. | 18ч | Ранний Рим. Расцвет Римской республики .Кризис и падение Римской республики. Римская империя. | Показывать на карте местоположение Италии( в сравнении с Грецией). Объяснять значение понятий:консул,диктатор,народный трибун,легион. Находить и показывать на карте основные места военных сражений. |
Тематическое планирование
№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ | 12 часов | |
1 | Историческая память народов. Что изучает наука история | 1 |
2 | Источники знаний о прошлом | 1 |
3 | Время. Способы измерения времени в разные исторические эпохи | 1 |
4 | Археология – помощница историков | 1 |
5 | Историческая карта | 1 |
6 | Наука о народах и наука о прошлом | 1 |
7 | Знать своих предков – знать историю. | 1 |
8 | Географические названия – свидетели прошлого. | 1 |
9 | О прошлом рассказывают гербы. | 1 |
10 | Знамя и флаг сопровождают историю. Из истории гимнов. | 1 |
12 | Как работать с учебными материалами по истории. | 1 |
Раздел 2. | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА | 56 часов |
13 | ВВЕДЕНИЕ. Что изучает история Древнего мира. Хронологические рамки древней истории | 1 |
Тема 1. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР ( | ||
Глава 1. | У истоков истории. | 4 |
14 | Возникновение человека | 1 |
15 | Появление современного человека | 1 |
16 | Зарождение искусства и религиозных верований | 1 |
17 | Человечество на пути к новому обществу | 1 |
Контрольный тест «Жизнь первобытных людей» | 1 | |
Тема 2. ДРЕВНИЙ ВОСТОК | ||
Глава 2. | Древний Египет | 6 |
19 | Образование государства в долине Нила. | 1 |
20 | Религиозные верования в Древнем Египте | 1 |
21 | Правитель Древнего Египта. Подданные фараона | 1 |
23 | Повседневная жизнь древних египтян. | 1 |
24 | Культура Древнего Египта. | 1 |
25 | Тест по теме: « Древний Египет». | 1 |
Глава 3. Древняя Азия. | 8 | |
26 | Шумер и Аккад | 1 |
27 | Древний Вавилон. | 1 |
28 | Ассирийская держава | 1 |
29 | Финикия. | 1 |
30 | Древняя Палестина. | 1 |
31 | Древняя Персия. Древняя Индия. | 1 |
33 | Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии | 1 |
34 | Древний Китай. | 1 |
Тема 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ | 17 | |
35 | Глава 4. Древнейшая Греция | 3 |
36 | Природа Греции и занятия древних греков. | 1 |
37 | Древнейшие государства Греции: Крит и Микены | 1 |
38 | Верования древних греков. | |
39 | «Илиада и Одиссея»: правда и вымысел. | 1 |
Глава 5. Государства - полисы Древней Греции. | 3 | |
41 | Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация. | 1 |
42 | Установление демократического строя в Афинах | 1 |
43 | Спарта | 1 |
44 | Глава 6. Греко-персидские войны. | 2 |
45 | Греко-персидские войны | 2 |
46 | Глава 7. Расцвет Греции и величие Афин | 7 |
47 | Греческий полис и его жители. | 1 |
48 | Развитие демократии при Перикле. | 1 |
49 | Олимпийские игры | 1 |
50 | Повседневная жизнь древних греков | 1 |
51 | Греческая наука | 1 |
52 | Архитектура и скульптура Греции. | 1 |
53 | Рождение театра. Театральные представления. | 1 |
54 | Глава 8. Упадок Греции и возвышение Македонии. | 1 |
55 | Греция и Македония в IV веке до н.э. | 1 |
56 | Глава 9. Завоевания Александра Македонского и их последствия. | 2 |
57 | Он хотел завоевать весь мир. | 1 |
58 | Александрия Египетская | 1 |
59 | ПОУ по разделу: «Древняя Греция» (к/т). | 1 |
Тема 4. ДРЕВНИЙ РИМ | 17 | |
60 | Глава 10. Ранний Рим | 4 |
61 | Древняя Италия и начало города Рима. | 1 |
62 | Рим в эпоху царей | 1 |
63 | Рождение Римской республики. Борьба патрициев и плебеев. | 1 |
64 | Завоевание Римом Италии | 1 |
65 | Глава 11. Расцвет Римской республики. | 7 |
66 | Армия Древнего Рима | 1 |
67 | Рим и Карфаген | 1 |
68 | Завоевание Рима на Востоке | 1 |
69 | Государственное устройство Римской республики | 1 |
70 | Римское общество: его нравы и обычаи | 1 |
71 | Повседневная жизнь римского общества | 1 |
72 | Рабство в Риме | 1 |
Глава 12. Кризис и падение Римской империи. | 2 | |
73 | Начало гражданских войн в Риме | 1 |
74 | Гай Юлий Цезарь Октавиан Август и рождение Римской империи | 1 |
Глава 13. Римская империя. | 4 | |
Императоры Рима I – II веков. Вечный город. Культура Римской империи. | 1 | |
Возникновение христианства Римская империя в III - V веках. | 1 | |
ПОУ по курсу | 1 |
Планируемые результаты освоения программы по истории Древнего мира
- пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстрации;
- сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;
- умение спорить и отстаивать свои взгляды;
- умение оперировать историческими датами; .
- умение читать карту;
- умение анализировать исторические источники.
Учебно-методические средства обучения по курсу история Древнего мира. 5 класс
- История Древнего мира. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. (Андреевская и др.). Изд.-М.: «Вентана - Граф».
- Вопросы и задания по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. Г.И. Старобинская, Изд.-М.: АФКТИ, 2003г.
- Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории древнего мира для 5 класса общеобразовательных учреждений. А.В. Биберина, Изд.-М.: «Сфера», 1998 г.
- Электронное учебное пособие.История Древнего мира.5 класс.
- Дидактический материал: - тесты по теме «Что изучает история», "Первобытный мир", "Древний Восток", "Древняя Греция", "Древний Рим"
- Презентации уроков Интернет ресурсы: http://mir-ssylok.narod.ru/vi_dm.htm
- Дьяконов И.М. Пути истории. От древнего человека до наших дней. – М.; Восточная литература, 1994.
- История Древнего Востока. – М.: Наука, 1988.
- Интернет ресурсы: http://www.bibliotekar.ru/istoriya/
Приложение:
Темы творческих работ:
Рисунки «Первобытный человек»
Сообщения «Разливы Нила», «Земледелие в Египте»
Сообщение «Военные походы Тутмоса 3»
Сценарий спектакля по мифу об Осирисе и Исиде
Презентации о памятниках искусства Древнего Египта (совместно с родителями)
Сообщения о египетских иероглифах и процессе изготовления папируса с помощью сети Интернет
Шарады, кроссворды по теме «Древний Египет»
Кроссворд по теме урока «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»
Сообщение о достижениях финикийских ремесленников
Сообщения «Легенды о персидских царях»
Сообщение о Будде
Кроссворды по теме урока « Первый властелин единого Китая»
Сообщение «Миф о Дедале и Икаре»
Сообщение о Гомере
Сообщения «Миф об основании олимпийских игр», «Знаменитые атлеты»
Инсценировка событий одного из сражений греко – персидских войн
Презентация об одном из храмов Акрополя (совместно с родителями или старшеклассниками)
Кроссворд по теме урока «В городе богини Афины»
Сообщения о друзьях и соратниках Перикла с использованием сети Интернет
Сообщение «Легенда об основании Рима»
Сообщения «Одежда римлян», «Гадания в Риме»
Краткосрочный проект на темы «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»
Кроссворд по одному из пунктов параграфа 53 «Установление империи» (на выбор),
Сообщения о Меценате, Горации, Цицероне, Вергилии
Сообщение и жизни Рима в 1 в. н.э.
Виртуальная экскурсия по Риму( с использованием презентации, Интернет-ресурсов, электронных изданий).
Рассказ от имени простого римлянина, богатого римлянина, торговца, сенатора об одном дне в Риме.
Кроссворды на тему «Древний Рим»
Темы проектов:
- Изобретения древних людей
- Семь чудес древнего мира
- Основатели мировых религий: Будда, Конфуций, Иисус Христос
- Великие полководцы древности: Александр Македонский, Ганнибал, Гай Юлий Цезарь
- Поход Спартака в Альпы
Контрольные работы
Итоговый тест по теме «Жизнь первобытных людей»
Вариант 1
1.Верно ли следующее утверждение? «Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили родовыми общинами».
А) верно
Б) не верно
2.Древнейшим способом охоты была:
А) охота с применением лука и стрел
Б) охота с использованием ям-ловушек
В) охота на самых слабых животных с применением дубин и заостренных камней
3. Орудиями труда, которые умели изготавливать древнейшие люди, жившие 2 мл. лет назад, были:
А) палка-копалка
Б) проколка
В) рубило
Г) лук и стрелы
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
4. Основными занятиями древнейших людей были:
А) охота
Б) земледелие
В) собирательство
Г) рыбная ловля
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
5. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) около 40 тыс. лет назад 1. появление древнейших людей
Б) около 500 т. Лет назад 2. появление человека разумного
В) более 2 мл. лет назад 3. появление на территории нашей
страны древнейших людей
А | Б | В |
Ответ:
6. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хотели понять их причины. Так возникли первые _______________________________
7. В человеческом стаде (продолжите перечень):
А) основным занятием было собирательство
Б) ____________________________________
В) ____________________________________
8. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей – это:
А) произведения первобытного искусства
Б) магические предметы
В) идолы
9. Жилище, костер, запасы дров, пищи, кости и шкуры животных, орудия труда:
А) это то, что обязательно клали в могилу умершего
Б) это то, что было общим у сородичей
В) это то, что принадлежало самым искусным охотникам
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) появление древнейших людей на территории нашей страны
Б) изобретение древнейших орудий труда
В) появление человека разумного
Г) открытие археологами первобытных рисунков
Ответ:
11. Верно ли следующее утверждение? С возникновением скотоводства и земледелия жизнь человека изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и от его собственного труда.
А) верно
Б) не верно
12. Появление обмена стало необходимым в связи
А) с возникновение мотыжного земледелия
Б) с появлением знати
В) с разделением труда
13. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:
А) племя
Б) семью
В) союз племен
14. В земледельческих работах применяли:
А) мотыгу
Б) плуг
В) каменный топор
Г) гончарный круг
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
15. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) идолы, духи, боги 1) знать
Б) вожди, старейшины 2) религиозные верования
В) ткачество, гончарное дело 3) ремесло
А | Б | В |
Ответ:
16. Его избирали для ведения военных действий. Окруженный друзьями и соратниками, он брал себе лучшую долю добычи, устраивал пышные празднества. Соплеменники воспевали его доблесть и силу. Это:
А) идол
Б) вождь
В) старейшина
17. Земледелие, скотоводство, обработка металлов это:
А) занятия, позволившие первобытным людям выжить в борьбе с природой
Б) занятия, которые отличают людей разумных от древнейших людей
В) занятия, появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изменившие жизнь людей
18. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Знатность передавалась ________________________________, дети вождей и старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, пользовались почетом племени.
19. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового (продолжите перечень)
А) земледелие, скотоводство, ремесло
Б) разделение труда и обмен
В) __________________________
Г) __________________________
20. Для родовой общины характерны следующие признаки (укажите несколько)
А) происхождение родичей от общего предка
Б) существование общего языка
В) выделение большой семьи
Г) непостоянство состава
Д) управление при помощи старейшин
Итоговый тест по теме «Жизнь первобытных людей»
Вариант 2
1.Верно ли следующее утверждение? «Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли общаться друг с другом при помощи слов».
А) верно
Б) не верно
2.Огнем овладели:
А) люди разумные
Б) человекоподобные обезьяны
В) древнейшие люди
3. И древнейшие люди, и люди разумные:
А) умели изготавливать орудия труда
Б) занимались охотой и собирательством
В) умели пользоваться огнем
Г) жили родовыми общинами
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
4. Основными занятиями людей 40 тысяч лет назад были:
А) охота
Б) земледелие
В) собирательство
Г) рыбная ловля
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
5. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) древнейшие люди 1. овладение речью
Б) человекоподобные 2. научились изготавливать
обезьяны орудия труда
В) люди разумные 3. умели использовать различные
предметы для добывания пищи
А | Б | В |
Ответ:
6. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди пришли к вере в существование ___________________.
7. В родовой общине (продолжите перечень):
А) люди происходили от одного предка и считались сородичами
Б) ____________________________________
В) ____________________________________
8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались добиться успеха на охоте:
А) колдовской обряд
Б) обращение к священнику
В) чтение священных текстов
9. Дух, душа, оборотни - это:
А) научные представления о природе и человеке
Б) первобытные верования
В) древние существа, жившие вместе с первобытными людьми
10. Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
А) овладение огнем
Б) возникновение человеческого стада
В) изобретение лука и стрел
Г) исследование подземной пещеры Альтамира
Ответ:
11. Верно ли следующее утверждение?
В отличие от живущих ныне людей первобытные люди считали, что все в природе является живым и одушевленным.
А) верно
Б) не верно
12. Разделение труда между ремесленниками и земледельцами привело к возникновению:
А) религиозных верований
Б) знати
В) обмена
13. Племя составляли:
А) родовые общины, живущие в одной местности
Б) знать и рабы
В) старейшины
14. Плужное земледелие требовало использования:
А) быков
Б) плуга
В) труда не менее 2 земледельцев
Г) мотыги
Найдите и укажите букву понятия, лишнего в этом перечне.
15. Установите соответствие между событиями и датами. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
ДАТЫ СОБЫТИЯ
А) мотыга, плуг 1) неравенство
Б) богатые и бедные семьи 2) земледелие
В) ремесленники и земледельцы 3) разделение труда
А | Б | В |
Ответ:
16. Мудрые и опытные, они лучше всех знали повадки животных и свойства растений, древние обычаи, нравы богов. Они организовывали труд сородичей и распределяли полученный урожай, руководили празднествами и религиозными обрядами. Это:
А) идолы
Б) вожди
В) старейшины
17. Собирательство и земледелие, охота и скотоводство:
А) занятия, позволившие первобытным людям выжить в борьбе с природой
Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота – со скотоводством
Тест 2. Древний Египет: страна и люди. Вариант 1
1. Как называется река, протекающая по территории Египта?
а) Нил Б) Тигр в) Евфрат
2. Первая столица Египетского царства?
А) Мемфис Б) Фивы В) Атон
3. Как называлось в Египте высушенное тело, обмотанное бинтами?
А) амулет Б) саркофаг В) мумия
4. Из чего строили простые египтяне дома?
А) из глины б) из камня В) из дерева
5. Царские советники, знать в Древнем Египте:
А) жрецы Б) вельможи В) писцы
6. Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
А) Сфинкс Б) Апис В) Хеопс
7. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте:
А) саркофаг Б) пирамида В) мумия
8. Служащие в Древнем Египте, собиравшие налоги?
А) писцы Б) вельможи В) жрецы
9. Кто набирался в армию в Древнем Египте?
А) каждый десятый юноша – египтянин Б) каждый второй раб В) все вельможи
10. Кто в Древнем Египте владел знаниями?
А) писцы Б) вельможи В)жрецы
11. Египет был объединён
1) царём Южного Египта 2 тысячи лет до н. э.
2) царём Северного Египта 3 тысячи лет до н. э.
3) царём Южного Египта 3 тысячи лет до н. э.
12. Рассказывая о роли Нила в жизни египтян, мы обязательно используем слова.
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
1) оазис 2) разлив 3) ил 4) мягкая, жирная почва долины реки
13. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) для _______________ полей египтяне строили каналы и земляные насыпи по берегам Нила
2) древнеегипетские ювелиры делали украшения из золота, горшечники - глиняную посуду, _________________ - изделия из шкур животных
3) египтяне верили, что от злых духов и бед их защищают особые предметы - _____________
Используй слова (амулет, оазис, разлив, орошение, идол, кожевники, ткачи)
14. Фараоны, вельможи, писцы, воины, стражники — это
1) люди, из которых состояло всё население Египта
2) люди, которым подчинялись простые египтяне
3) люди, которые платили налоги в казну
15. Ответь на вопрос: Чем тебе запомнилась культура Древнего Египта?
Тест 1. Древний Египет: страна и люди. Вариант 2
1. Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида?
А) Эхнатон Б) Хеопс В) Тутанхамон
2. Письменность в Древнем Египте:
А) иероглифы Б) клинопись В) папирус
3. Кто служил колесничим в армии Древнего Египта?
А) вельможи Б) жрецы В) рабы
4. Кого древние египтяне считали «живым богом»?
А) главного жреца Б) фараона В) Амон-Ра
5. Что ввозили торговцы в Древний Египет?
А) папирус Б) древесину В) хлеб
6. Что символизировала двойная корона египетских фараонов?
А) объединение Южного и Северного царств Б) союз богов неба и земли
В) царство мертвых и царство живых
7. Что обозначает понятие «классы»?
А) это большие группы людей, из которых одна эксплуатирует другую
Б) это группы людей, которые выделяются в обществе по тому, что имеют.
В) это люди, которые недовольны фараоном
8. Что обозначает понятия «религия»?
А) вера в сверхъестественные силы Б) вера в силы природы В) умение подчиняться кому-либо
9. Какое значение имели военные походы фараонов Древнего Египта в другие страны?
А) обогащали фараонов и вельмож Б) ослабляли свою страну В) давали возможность воинам проверить свои силы.
10. С какой целью фараоны организовывали военные походы в другие страны?
А) с целю личного обогащения Б) с целью обогащения своих воинов и вельмож
В) с целью знакомства с другими странами
11. Рассказывая об орошении полей в Древнем Египте, мы используем слова.
Найдите и кажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
1) каналы 2) земляные насыпи 3) шадуфы 4) амулеты
12. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) Египтом называлась страна, расположенная от ______________ Нила до Средиземного моря. 2) всесильного владыку Египта называли ____________
3) дом простого египтянина был построен из ______________, покрыт крышей из пальмовых листьев.
Используй слова (камень, дерево, дельта, царь, глина, фараон, повелитель)
13. Фараоны, вельможи, писцы, стражники, земледельцы, ремесленники, рабы
1) это люди, из которых состояло всё население Египта
2) вельможи писцов и стражников собирали с земледельцев налги в казну государства
3) это люди, которым подчинялись простые египтяне
14. Древнейшие столицей Египта был город
1) Александрия 2) Вавилон 3) Мемфис
15. Ответь на вопрос: Чем тебе запомнилась культура Древнего Египта?
Итоговый тест по курсу истории древнего мира
ЧАСТЬ А.
Прочитайте вопрос.
К каждому вопросу дается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Укажите правильный ответ.
А1. Где жили древнейшие люди?
1)Северная Америка 2) Восточная Африка 3) Западная Европа 4) Дальний Восток
А2. Древнейшие люди обрабатывали землю …. 1) мотыгой 2) серпом 3) сохой 4) тяпкой
А3. Люди, изготовлявшие глиняную посуду, назывались ……
1)охотники 2) пахари 3) ремесленники 4) старейшины
А4. Когда египетское войско отправлялось в поход, кто его возглавлял ?
1) военачальник 2) жрецы 3) фараон 4) писцы
А5. На берегах какой реки образовалось государство Древний Египет?
1) Тигр 2) Евфрат 3) Нил 4) Ганг
А6. Чем занимались жители Египта?
1)скотоводство 2) ремесленники 3) земледелия 4) собирательство
А7. Кто посвятил свою жизнь служению богу? 1) гончары 2) летописец 3) вождь 4) жрецы
А8. В каком году были построены пирамиды в Египте?
1)1500 г. до н.э. 2) 1800 г. до н.э. 3) 2200 г. до н. э 4) 2600 г.до н.э
А9. Чьи интересы защищали законы царя Хаммурапи?
1) рабовладельцев 2) рабов 3) чужеземцев 4) рабов-должников
А10. Как по-другому называли Китай?
1) Солнечная 2) Поднебесная 3) Подоблачная 4) Подземелье
А11. Кому поклонялись китайцы? 1) змеи 2) козероги 3) коровы 4) драконы
А12. Какую одежду носили китайцы? 1) сарафан 2) фартук 3) халат 4) майка
А13.Горы, расположенные на севере Индии. 1) Эверест 2) Карпаты 3) Гималаи 4) Апачи
А14. Какие реки считались священными в Индии?
1) Нил и Тигр 2) Тигр и Евфрат 3) Инд и Ганг 4) Хуанхэ и Янцзы
А15. Как называют трудно проходимые леса в Индии? 1) дебри 2) джунгли 3) заросли 4) тайга
А16. В какой стране существовали касты? 1)Китай 2) Индия 3) Египет 4) Двуречье
А17. Какой касте жилось хуже других? 1) брахманы 2) жрецы 3) отшельники 4) неприкасаемые
А18. Назовите философа Китая. 1)Сенека 2) Пифагор 3) Конфуций 4) Дарий
А19. Самая высокая гора Древней Греции. 1) Ганг 2) Олимп 3) Нил 4) Спарта
А20. Кто был верховным богом древних греков? 1) Аид 2) Крон 3) Зевс 4) Пан
А21. Как называлась Средняя Греция? 1) Аттика 2) Фермопилы 3) Гималаи 4) Спарта
А22. В каком году прошли первые Олимпийские игры древности?
- 1774 г до н.э 2) 945 г.до н.э 3) 776 г.до н.э 4) 71 г до н.э
А23. Главное состязание на Олимпийских играх – это ……
1) гонки колесниц 2) кулачный бой 3) пятиборье 4) бег
А24. Как назывался совет знати в Древней Греции? 1) ареопаг 2) форум 3) полис 4) демос
А25. Самые жестокие законы были введены…. Кем? 1) Солон 2) Драконт 3) Нерон 4) Зевс
А26. Долговые камни греков уничтожены в правление …1) Солон 2) Драконт 3) Нерон 4) Зевс
А27. Акрополь – это…..
1) храм 2) холм с крутыми обрывистыми склонами
3) рынок 4) место для проведения празднеств в Афинах
А28. Стиль – это….
а) тростниковое перо б) вид письма
в) металлическая или костяная палочка г) кисть
А29. Демократия в переводе с греческого – это …
1) власть немногих 2) выборная власть 3) власть демоса 4) власть царя
А30. Богиня красоты и любви у греков 1) Гера 2) Афина 3) Афродита 4) Ника
А31. Кто основал Рим? 1) Ромул и Рэм 2) Юпитер и Марс 3) Ромул 4) Рэм
А32. Где находился первый лагерь восставших под руководством Спартака?
1) Капуя 2) Рим 3) окрестности Рима 4) гора Везувий
А33. Кто предложил земельный закон? 1) Катон 2) Август 3) Гракх 4) Спартак
А34. Когда началось восстание под руководством Спартака?
- 65 г. до н. э. 2) 71 г. до н. э. 3) 74 г. до н. э. 4) 82 г. до н. э.
А35. При каком императоре появились первые христиане? 1) Катон 2) Нерон 3) Гракх 4) Солон
ЧАСТЬ В.
Ответ запишите в виде цифры, последовательности цифр или в сочетании цифр и букв
В1. Приведите в соответствие:
а) человеческое стадо | 1) древнейшие занятия людей |
б) вождь | 2) древнейший коллектив людей |
в) собирательство и охота | 3) глава племени во время войны |
Ответ: _____________
В2. Приведите в соответствие:
а) фараон и судья в царстве мёртвых | 1) сфинкс |
б) существо с телом льва и головой человека | 2) храм |
в) жилище богов | 3) Осирис |
Ответ: ____________
В3. Выберите неправильный ответ. В греческих государствах Спарта славилась как страна, в которой:
а) процветали науки и искусство;
б) все жители подчинялись почти военной дисциплине и строгому порядку;
в) младенцев, признанных старейшинами недостаточно здоровыми, сбрасывали с горного обрыва в пропасть;
Ответ: __________
В4. Выберите правильный ответ. В Афинах педагогами называли:
а) школьных учителей;
б) домашних рабов, отводивших мальчика в школу, носивших его письменные принадлежности и музыкальные принадлежности;
в) учёных, преподававших в гимнасиях;
Ответ: ____________
В5. Приведите в соответствие:
а) Зевс | 1) владычествует на море |
б) Посейдон | 2) владычествует на небе |
в) Аид | 3) владычествует в царстве мёртвых |
Ответ: ____________
В6. Приведите в соответствие:
а) место, где ежегодно проходили выборы консулов | 1) легион |
б) боевая единица римского войска | 2) сенаторы |
в) члены высшего органа власти в Римской республике | 3) Марсово поле |
Ответ: ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...
- Мне нравится (1)