Сценарий внеклассного мероприятия "Быт и нравы средневековья"
методическая разработка по истории

Филипповская Инна Викторовна

Мероприятие проводится как КТД в качестве обобщения по курсу Средние века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_vneklassnogo_meropriyatiya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

          «Парбигская средняя общеобразовательная школа

              имени Михаила Тимофеевича Калашникова»

Сценарий внеклассного мероприятия «Быт и нравы средневековья»

                           ( адресовано учащимся 6 класса)

                                                               Автор: учитель истории Филипповская                  

                                                                           Инна Викторовна

                                                  2021 г

Цель: Создать образное представление о быте и нравах средневековья

Задачи:

- развивать интерес к истории, уважение к прошлому;

 - способствовать развитию творческих способностей учащихся;

- формировать навыки коллективного творческого дела;

- воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Методы: погружение в историческую эпоху, КТД.

Метапредметные связи : литература, музыка, ИЗО

Подготовительный этап.

Подготовка к мероприятию включает в себя изучение эпохи по учебникам и дополнительной литературе, составление сценария, изготовление костюмов и декораций, подбор музыки, разучивание танца, стихов, песен, сценки.

Мероприятие проводится в 6 классе как итог изучения эпохи средних веков, позволяет привлечь к участию большое количество учащихся и отвести каждому ту роль, которую он способен выполнить. Одни ребята выступают в качестве актеров, другие рисуют декорации и шьют костюмы. К изготовлению костюмов также привлекаются и родители. В качестве зрителей участвуют учащиеся всех классов.

Ход мероприятия.

1 ведущий : Средневековье вошло в историю как мрачное время, когда над человеком довлела религиозная идеология. Человек был беззащитен перед войнами, эпидемиями, разбойными нападениями и голодом. Чтобы защититься, люди объединялись в цеховые организации, рыцарские ордена, купеческие гильдии и крестьянские общины. Большая часть времени проходила в заботах о хлебе насущном. Однако, наступало и время развлечений. Какие же развлечения были доступны людям в средневековье?

2 ведущий : Знать развлекалась рыцарскими турнирами – состязаниями, прославлявшими смелость. Средневековый поэт так описывал это действо:

        Широкий круг расчищен там,

        Народ стоит по сторонам.

        Участники игры лихой,

        Яря коней, стремятся в бой.

        Сшибаясь, копья их сверкают,

        Щиты с размаху пробивают.

        И сами зубрятся и гнутся-

        Упорно всадники дерутся,

        Сломала седла их игра,

        Обоим спешиться пора.

        Вот падают они с коней,

        И мчатся те в простор полей,

        И снова оба на ногах.

        Нет пользы в копьях, стременах!

        Нужны помощники иные-

        В руках у них мечи стальные,

        И пыл в сердцах все столь же ярый;

        По шлемам сыпятся удары,

        И не жалеет сталь меча

        Ни крепкой шеи, ни плеча…

1 ведущий: Свои победы и подвиги рыцари обязательно посвящали прекрасной даме.

2 ведущий: После турниров происходили состязания трубадуров и минизингеров – придворных поэтов и певцов, воспевающих любовь и рыцарские подвиги. Они сочиняли и исполняли стихи под аккомпанемент музыкальных инструментов.

Учащийся в костюме средневекового трубадура  исполняет песню:

Не нужен мне солнечный свет,

Зачем его луч золотой?

Я радости полон иной:

Ярче небесного света

В сердце заря золотая,

Вот моя радость иная!

Всех звонче я нынче запел:

Сердце любовью запело.

И снег муравою одет,

И в зелени этой живой

Пестреет узор луговой.

Светом надежды одета,

В майском тепле оживая,

Манит краса луговая.

О, как бы любви я хотел!

1 ведущий: Иногда знать собиралась для того, чтобы развлечься другими зрелищами – поединками хищных зверей – львов, тигров, барсов. Средневековый поэт Ганс Фаллада так описывал один случай при дворе короля Франциска:

Инсценировка баллады «Перчатка» ( учащиеся в костюмах придворных дам ,баронов, короля и рыцаря)

Перед своим зверинцем,
С баронами, с наследным принцем,
Король Франциск сидел;
С высокого балкона он глядел
На поприще, сраженья ожидая;
За королём, обворожая
Цветущей прелестию взгляд,
Придворных дам являлся пышный ряд.

Король дал знак рукою —
Со стуком растворилась дверь:
И грозный зверь
С огромной головою,
Косматый лев
Выходит;
Кругом глаза угрюмо водит;
И вот, всё оглядев,
Наморщил лоб с осанкой горделивой,
Пошевелил густою гривой,
И потянулся, и зевнул,
И лёг. Король опять рукой махнул —

Затвор железной двери грянул,
И смелый тигр из-за решётки прянул;
Но видит льва, робеет и ревёт,
Себя хвостом по рёбрам бьёт,
И крадётся, косяся взглядом,
И лижет морду языком,
И, обошедши льва кругом,
Рычит и с ним ложится рядом.
И в третий раз король махнул рукой —
Два барса дружною четой
В один прыжок над тигром очутились;
Но он удар им тяжкой лапой дал,
А лев с рыканьем встал…
Они смирились,
Оскалив зубы, отошли,
И зарычали, и легли.

И гости ждут, чтоб битва началась…
Вдруг женская с балкона сорвалась
Перчатка… все глядят за ней…
Она упала меж зверей.
Тогда на рыцаря Делоржа с лицемерной
И колкою улыбкою глядит
Его красавица и говорит:
«Когда меня, мой рыцарь верный,
Ты любишь так, как говоришь,
Ты мне перчатку возвратишь».

Делорж, не отвечав ни слова,
К зверям идёт,
Перчатку смело он берёт
И возвращается к собранью снова.

У рыцарей и дам при дерзости такой
От страха сердце помутилось;
А витязь молодой,
Как будто ничего с ним не случилось,
Спокойно всходит на балкон;
Рукоплесканьем встречен он;
Его приветствуют красавицины взгляды…
Но, холодно приняв привет её очей,
В лицо перчатку ей
Он бросил и сказал: «Не требую награды».

1 ведущий: Простых людей развлекали подлинно народные артисты – жонглеры. (на сцену выходят жонглеры и выполняют несложные трюки). Им не разрешалось объединяться в цеха и гильдии. У них не было никаких прав. Гонимые, отлучаемые от церкви, полуголодные и уставшие, но всегда в ярких, веселящих костюмах, бродили они по деревням и городам. Бродячие артисты умели жонглировать ножами, кольцами и яблоками, петь, танцевать и играть на музыкальных инструментах.

2 ведущий: Среди них были акробаты, дрессировщики диких зверей. На радость зрителям, собравшимся посреди рыночной городской площади, жонглеры декламировали басни и маленькие рассказы. Среди них были часто и маленькие уродцы, великаны, необыкновенные силачи, рвавшие цепи, канатоходцы и бородатые женщины. Они водили с собой собак, обезьян, сурков. Некоторые жонглеры служили постоянно у одних феодалов. Их называли менестрелями- служителями искусства. Они также сочиняли и исполняли под музыку стихи и баллады, развлекая рыцарей и дам.

Учащийся в костюме менестреля исполняет песню «Сурок».

1 ведущий: Одним из самых знаменитых трубадуров средневековой Франции был Бертран де Борн. Он был типичным феодалом, любителем войн, грабительских набегов, певцом рыцарских обычаев, чванливым вельможей, презиравшим простолюдинов.

Трубадур в образе Бертрана де Борна:

Люблю я видеть , как народ,

Отрядом воинским гоним,

Бежит, спасая скарб и скот,

А войско следует за ним.

2 ведущий: Но были и трубадуры, обращавшиеся к жизни простого народа. Любимыми персонажами песен английских трубадуров был Робин Гуд.

Трубадур:

Бродили вольные стрелки у всех лесных дорог.

Проедет по лесу богач – отнимут кошелек…

Но если кто обижен был шерифом, королем,

Тот находил в густом лесу совсем другой прием.

Голодным Робин помогал в неурожайный год.

Он заступался за вдову и защищал сирот.

И тех, кто сеял и пахал, не трогал Робин Гуд.

Кто знает долю бедняка – не грабит бедный люд.

1 ведущий: Во время больших церковных праздников на городских площадях разыгрывались представления на религиозные сюжеты. Они длились несколько дней и назывались мистериями. В дальнейшем они превратились в театральные постановки.

2 ведущий: Одним из самых любимых праздников средневекового люда был «день дурака», когда все переворачивалось с ног на голову: бедняки и нищие переодевались сеньорами и епископами. Здесь можно было увидеть принца верхом на свинье, «короля дураков», который вел лошадь за хвост.

1 ведущий:Отведав хмельных напитков и одев маски, люди пели и танцевали на улицах города. Этот карнавал проводился накануне начала великого поста был временным освобождением от сословных правил. Вольное веселье на карнавальной площади избавляло людей от ненависти и смеялось над глупостью.

2 ведущий : В уличных представлениях часто принимали участие ваганты – бродячие студенты, окончившие университеты, но не нашедшие своего места в жизни. Церковь осуждала вагантов, которые бродили с песнями по улицам с шумом, с дудками, бубнами и плясками. Свои озорные стихи они слагали на латыни. В шутливой форме был написан «Устав вагантов».

Учащийся в костюме ваганта читает Устав :

 Будет ныне учрежден наш союз вагантов

Для людей любых племен, званий и талантов…

«Каждый добрый человек,- сказано в Уставе,-

Немец, турок или грек, стать вагантом вправе».

Кто для ближнего готов снять с себя рубаху,

Восприми наш братский зов, к нам спеши без страху!

Все желанны, все равны, к нам вступая в братство,

Невзирая на чины, титулы, богатство.

Наша вера – не в псалмах! Господа мы славим

Тем, что в горе и слезах брата не оставим!

1 ведущий: Ваганты были в самой гуще культурной жизни городов. Их дерзкие стихи и песни звучали на площадях и улицах, призывая к справедливости.

Вагант :

От монарха самого до бездомной голи-

Люди мы и оттого все достойны воли,

Состраданья и тепла, с целью ненапрасной,

А чтоб жизнь всегда была истинно прекрасной!

2 ведущий: Жизнь вагантов превращалась в вечное скитальчество.

Вагант :

Человеку нужен дом, словно камень прочный,

А меня судьба несла, что ручей проточный.

Влек меня бродяжий дух, вольный дух порочный.

Гнал, как гонит ураган листик одиночный.

Как без кормчего ладья в море ошалелом,

Я мотался день-деньской по земным пределам.

1 ведущий: Ваганты не хотели подчиняться правилам поведения, которые предписывала церковь. Они считали, что человек рожден для земных радостей.

2 ведущий:А как одевались люди в средневековье? Простой народ – горожане, ремесленники , мелкие торговцы носили одежду из простой грубой ткани. Парча, бархат, шелк и атлас являлись принадлежностью знати. Утонченность и богатство костюма подчеркивали за счет дорогой ткани. Эпоха Возрождения породила роскошь в одежде- появляются вышивка, кружево, украшения, шнуровка. Объемные рукава говорили о принадлежности к знати. Мужчины и женщины носили бархатные береты и замысловатые головные уборы. Чтобы похвастаться красивыми нарядами, знать развлекалась придворными танцами.

Танец придворных дам и кавалеров.

Занавес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Эти удивительные растения".

Сценарий мнтеллектуально-творческой игры по природоведению 1 класс...

Сценарий внеклассного мероприятия "Мы выбираем"

В сценарии содержится представленный в оригинальной форме материал о пользе здорового питания для современных школьников...

Сценарий внеклассного мероприятия в 8-9 классах Внеклассное мероприятие на тему: « Прекрасное - рядом с нами»

Цели внеклассного мероприятия: решить проблему досуга воспитанников; ознакомить с различными видами искусства, историей их возникновения....

Внеклассное мероприятие: «Мне нравится…»

Развивать творческие способности учащихся и прививать интерес к жизни и философского размышления...

Сценарии внеклассных мероприятий «Заповеди этнической семьи!» Сценарий вечера, посвящённый дню рождения Ямала.

Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённый Дню образования Шурышкарского района и ЯНАО. Конкурс семейных пар. Команда состоит из мамы и дочки или сына. Всего у нас 3 команды, для них мы приго...