Контрреформы Александра III
план-конспект урока по истории (10 класс)

Цели урока: • Образовательная: сформировать представление у учащихся о роли и месте эпохи Александра III в Российской истории, сущности его политики в сравнении с реформами Александра II, выяснить вклад Александра III в развитие России. • Развивающая: продолжать развивать умения учащихся сопоставлять факты, делать выводы, формировать оценочные суждения. • Воспитательная: воспитывать интерес к истории, стремления к самосовершенствованию и учебно-познавательной самостоятельности. Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная. (класс разделен на группы, каждая группа работала над определенным заранее вопросом) Оборудование урока: портреты Александра II и Александра III, карта “Российская империя во второй половине XIX века”, слайды, таблица. На доске: Эпиграф урока: “Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы” (Политолог А.Л. Янов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrreformy_aleksandra_iii_10_klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Контрреформы Александра III.

Класс: 10

Цели урока:

  • Образовательная: сформировать представление у учащихся о роли и месте эпохи Александра III в Российской истории, сущности его политики в сравнении с реформами Александра II, выяснить вклад Александра III в развитие России.
  • Развивающая: продолжать развивать умения учащихся сопоставлять факты, делать выводы, формировать оценочные суждения.
  • Воспитательная: воспитывать интерес к истории, стремления к самосовершенствованию и  чебно-познавательной самостоятельности.

Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная. (класс разделен на группы, каждая группа работала над определенным заранее вопросом)

Оборудование урока: портреты Александра II и Александра III, карта “Российская империя во второй половине XIX века”, слайды, таблица. 

На доске: Эпиграф урока: Сущность русской истории состоит в борьбе реформы против контрреформы” (Политолог А.Л. Янов).

Ход урока.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Начинается урок с обсуждения эпиграфа, учащиеся формируют тему, цели урока.

Учитель объявляет проблему и план урока 

План урока

  1. Личность Александра III.
  2. Окружение Александра III.  
  3. Контрреформы и их причины.
  4. Внешняя политика.
  5. Экономическое развитие государства.

Проблема урока: Контрреформы – основа внутренней политики Александра III или уничтожение реформаторской деятельности Александра II?

 Вступительное слово учителя. Реформы Александра II произошли, но были не завершены. Смерть Александра II заставила его приемника, Александра III, по-новому взглянуть на существующий порядок. Во многом политика государства зависит от ее лидера и очень большую роль играют его личные качества. Мы часто задаем вопрос: как развивалась бы наша страна, если бы во главе ее стоял другой лидер. Многие считают, что Александр III не является той фигурой, которая необходима стране на тот момент. Мнения по поводу Личности Александра разделились – одни ругают, другие защищают. Кто прав?

III. Изучение нового материала.

  1. Личность Александра III.

Задание 1 группе: Выяснить какими качествами был наделен АлександрIII? Какие качества необходимы для лидера государства? Как относились приближенные к царю.

Отчёт 1 группы – по библиографии, воспоминаниям современников о личности Александра III человека и политика.

Уважаемые друзья, во время подготовки по данному вопросу у нашей группы появились разногласия, касаемые личности Александра III, просим выслушать наш спор и сделать свои выводы. Кто из нас прав?

1. Ученик: Обратимся к историку Твардовской, она так пишет о будущем царе:.

Великий князь Александр Александрович, не будучи старшим сыном царя, не являясь наследником престола, изначально - его объявили наследником престола в 1865г, после смерти старшего брата Николая. Лишь с этого времени Александра Александрович, которому минуло 20 лет, стал получать соответствующее образование. Учителей подбирал для наследника граф Строганов, человек весьма консервативных взглядов.

 К.П. Победоносцев преподавал цесаревичу гражданское право, у наследника установились отношения близкие и доверительные. Умный, тактичный профессор умел разговорить ученика, ненавязчиво подсказать, посоветовать. И тем не менее   Победоносцев в дневнике пишет:

Сегодня после первых занятий с цесаревичем Александром я пробовал спрашивать великого князя о пройденном, что бы посмотреть, что у него в голове осталось. Не осталось ничего – бедность сведений, или лучше сказать - бедность идей удивительна.

Н.А Троицкий.

 марта 1881 г. В России начал царствовать новый, предпоследний самодержец Александр III. Идеалом правителя он считал не отца своего, а деда – Николая I. Личность Александра III идеально олицетворяла собой все могущество и все убожество его царствования. Громадный и неуклюжий, с доисторическими манерами колосс, в физическом отношении, Александр III был пигмеем в отношении умственном. Учиться он не любил и оставался на всю жизнь малообразованным. Получив в семье армейское воспитание, Александр III занимался военными науками с большим увлечением, нежели какими-либо иными.

В обыденной жизни новый царь держался на среднем уровне здравого смысла, но государственного ума просто не имел.

Думаю, такому человеку не место на российском престоле, он не мог принять правильное решение в очень сложное время.

2 Ученик. Хочу возразить, обратимся к учебнику А.А Данилову и Л..Г Косулиной:  

.Александр III увлекался русской историей. Он возглавлял Императорское историческое общество. Александр интересовался музыкой, изобразительным искусством, историей, занимался собиранием коллекции предметов старины и реставрацией исторических памятников.

Александр был примерным семьянином, обожал детей. Он отличался огромным ростом, обладал недюжинной физической силой. Александр был трудолюбивым человеком, сам пытался вникнуть во все проблемы, часто посещал государственные учреждения, учебные заведения, воинские части, больницы, приюты. Скромность, прямодушие, трудолюбие и привязанность к семье сочетались у него с обостренным чувством ответственности, упорством и железной волей, хотя императору и не хватало гибкости ума и широты образования. Но это не его вина, скорее родителей, т.к. не дали сразу нужного образования.

1 Ученик. Нет, и по его вине тоже, он не хотел учиться. Твардовская В.А. пишет, что у царевича сложились отношения с профессурой особенного рода. Он мог по своей воле перенести занятия или не выполнить задание, ссылаясь на свои высокие обязанности.  А Кропоткин в своих воспоминаниях отмечает, что Александру 3 присуще романовская надменность и запальчивость. И еще он мог обругать грубым, русским словом любого. Разве это царские манеры?  Пишут даже о его приверженности к спиртным напиткам.

2 Ученик. Уважаемый, если бы вы внимательно читали, то вы бы знали, что эта версия не доказана, т.к. информация о пьянстве царя получена через третьи руки, да еще от врага монархии – революционера Бурцева. В подтверждение этой версии приводят ухудшение здоровья царя и его раннюю смерть, но при этом забывают о катастрофе поезда в 1888г в Борках, когда царь, отличавшийся богатырской силой, удержал падающую крышу на своих плечах, чтобы спасти свою семью.

Я считаю, что слухи о несостоятельности АлександраIIIуправлять государством - сильно преувеличены.

1 Ученик. Я не согласен в России был очень сложный период, требующий принятия быстрых и умных решений. Александр не мог справиться с задачами, диктующими временем.

Учитель: Итак, мнения разделились. А какое ваше мнение?

Задание классу.  Какое мнение у вас сложилось о Александре III, как о человеке и государственном деятеле?

Вывод. О личности Александра III нет однозначного мнения.

2) Окружение Александра III.

Задание 2 группе: Сравните характеристику исторических деятелей при Александре III, повлияли ли они на выбор политического курса страны?

 2 группа – дает  характеристику  окружения  Александра III.

При Александре III сложился кружок лиц, которые скептически относились к политике Александра II. Наибольшее влияние на Александра III оказывал его учитель К.П. Победоносцев. Он был одной из наиболее ярких фигур в российской империи. Современники расценивали его по-разному. У него были и поклонники, и враги, которые изображали его злым гением России. Победоносцев по образованию был юристом. Он закончил Училище правоведения. В 1-й  половине 1860-х годов он являлся профессором кафедры гражданского права МГУ. Победоносцев был приглашен для преподавания в царскую семью. В 1-й половине царствования Александра III влияние Победоносцева на государственные дела было велико. К его советам прислушивались по многим вопросам. Победоносцев был убежденным консерватором и монархистом. Он считал, что в государству нужна жесткая сильная власть. Победоносцев скептически относился к высшей бюрократии.

 Большим влиянием в царствование Александра III пользовался и известнейший реакционный журналист М.Н.Катков. В 1860-е гг. Катков и Победоносцев участвовали в подготовке Великих реформ; к 1880-м гг. они стали их яростными врагами. Катков предлагал полностью искоренить принципы, внесенные реформами в русскую жизнь, призывал к административно-политическим переустройствам.

В первые месяцы после гибели Александра II в правительстве царила растерянность: ничего не знал о силах революционеров, Александр III не осмелился сразу уволить министра внутренних дел графа М.Т. Лорис-Меликова — сторонника уступок умеренным слоям общества. Однако рассчитывать на то, что Александр III будет сочувствовать либеральным мерам, не приходилось. Победоносцев — главный противник либералов — в глубокой тайне подготовил манифест о "незыблемости самодержавия" и убедил царя подписать его. Сторонникам преобразований дали понять, что их планы отвергаются: в конце апреля — начале мая 1881 г. Лорис-Меликов и его единомышленники вынуждены были подать в отставку.

Министром внутренних дел стал граф Н.П. Игнатьев — в прошлом крупный дипломат, известный как ревнитель национальных начал и славянских интересов. Игнатьев попытался найти средний путь между либерализмом и реакцией. Он провел ряд социально-экономических преобразований, до известной степени облегчивших положение народа. Игнатьев попытался организовать созыв земского собора — некой национально-самобытной формы представительства. Однако Победоносцев и Катков, вовремя узнав о планах Игнатьева, резко воспротивились какому бы то ни было привлечению общества к обсуждению государственных вопросов. В мае 1882 г. Игнатьев вышел в отставку, его должность получил граф Д.А. Толстой, проводивший в 1860-1870-е гг. реакционную политику на посту министра народного просвещения. С этого времени правительство открыто перешло к реакции.

Вывод. Окружение царя сыграло немаловажную роль в выборе политического курса, но и сам царь был сторонником укрепления самодержавия. Он выбрал путь контрреформ.

Учитель. Вспомните, что мы называем контрреформами?.

(Контрреформы – 1) это меры, проведенные в правление Александра III, которые ликвидировали или ограничивали результаты реформы 60-70-х гг.19в.

2)это в целом весь реакционный курс политики Александра III)

3.Контрреформы и их причины.

Учитель: Существуют несколько точек зрения на контрреформы. Одна из них: политика Александра III была естественной реакцией на народнический террор. Другая – реформы Александра II были забеганием вперед (кроме отмены крепостного права), общество к ним не готово, поэтому политика АлександраIIIбыла направлена на проведение в соответствие политической надстройки и общественного развития. Еще одна точка зрения – гласит о том, что мероприятия верховной власти в  1880-е гг. отвечали практическим нуждам государственного управления.

Какую точку зрения вы разделяете? Почему?

Проблемное задание 3 группы.  Чем отличается политический курс Александра III от курса Александра II?

(Во время отчета 3 группы класс заполняет таблицу в тетрадях)

Таблица для сравнения:

Александр II

Вопросы для сопоставления

Александр III

 

Государственное устройство и местное управление.

 

 

Образование.

 

 

Судебная власть.

 

 

Аграрный вопрос

 

Военная Реформа

Печать

Вопрос классу: Уничтожили ли контрреформы достижения и завоевание произошедшие во время правления Александра II?

4) Внешняя политика Александра III.

 Отчёт 4 группы. Сообщение о внешнеполитическому России в период правления Александра III.         Учебник Павленко Н. И. с 247.

Проблемное задание классу. Ответить на вопрос: “Какие принципы прослеживаются во внешней политики России этого периода”?

Вывод: Александр III продолжает миролюбивую политику своего отца, не давая втянуть Россию ни в один из намечавшихся международных конфликтов. Россия добилась урегулирования отношений на Балканах, заключила русско-французский союз. Александр III заслужил титул “Миротворец”, но на своей земле он так и не попытался достичь мира и согласия.

5) Экономическое развитие страны.

1.Работа по карте: “Российская империя во второй половине XIX века”.

Вопросы:

1.Назовите и покажите по карте регионы, в которых промышленное производство развивалось наиболее интенсивно?

2.Какие отрасли доминировали в развитии регионов?

3.Назовите новые отрасли промышленности.

2.Записать в таблицу: Экономическая деятельность ( работа с учебником)

Министр финансов

Мероприятия деятельности

Итоги деятельности

Бунге Н.Х.

Вышнеградский И.А.

Витте С.Ю

Вывод: Дать характеристику экономическому развитию Российской империи

IV. Подведение итога урока.

1.Как вы думаете, какую главную цель преследовал Александр III, проводя контрреформы?

2.Удалось ли Александру III остановить революционную деятельность в стране?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Фермерский дворец императора Александра II в парке "Александрия"".

http://www.dailymotion.com/video/xjluy3_yyyyyyyyyy-yyyyyy-yyyyyyyyyy-ii-y-yyyyy-yyyyyyyyyyy_travelЯ предлагаю Вашему вниманию снятый мной учебный фильм. Дворец открылся после реставрации только в этом...

тест "От Александра 1 до Александра 2"

Проверочный тест по истории России "От Александра 1 до Александра 2". 8 класс...

Александр III. Контрреформы. Внешняя политика. Презентация к уроку истории в 8,10 классах.

Презентация к обзорному уроку по правлению Александра III....

Технология развития критического мышления учащихся на уроках истории на примере изучения темы «Внутренняя политика Ивана IV Грозного: реформы и контрреформы».

    Проект урока с использованием методики развития критического мышления.        Получая новую информацию, современные  ученики должны научиться рассма...

Конспект урока "Контрреформы Александра III"

Конспект урока "Контрреформы Александра III" 9 класс...

История 13.04 (МЖКХ1) 14.04 (ПК1) Отмена крепостного права в России. Контрреформы

Задание1. Изучить материал учебника, стр. 61 - 682. Назовите условия отмены крепостного права3. Заполните таблицу: "Реформы и контрреформы"...

Контрреформы Александра 3

в презентации рассмотрены вопросы: личность Александра 3, особенности внутренней политики...