Первые люди на Земле.
план-конспект урока по истории (5 класс)
Первые люди на Земле.
Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
- формировать умение пересказывать текст, работать с текстом и иллюстрациями.
- Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_istorii_5_klass_pervye_lyudi_na_zemle_-_kopiya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
П.Л.В. стр.
Тема: Раздел 1: Жизнь первобытных людей и их открытия (7 часов). Первые люди на Земле.
Цели:
- подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогла выжить.
- формировать умение пересказывать текст, работать с текстом и иллюстрациями.
- Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Ход урока:
I. Организационный момент. Целевая установка.
II. Актуализация опорных знаний.
- Дайте определение понятию «Всемирная, или Всеобщая история.
- Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей
- Как называется первая часть Всемирной истории?
- История древнего мира.
- Что изучает история древнего мира?
История древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая, Греции и Рима.
- Кого называют археологами? Как они работают? Как находят археологические памятники?
- Какие типы исторических источников существуют?
III. Изучение нового материала.
В Библии рассказывается, что весь мир был создан Богом за пять дней, а в шестой день Бог сотворил первых людей — Адама и Еву. Так объясняет происхождение человека религия, то есть вера в существование сверхъестественных сил, богов или Бога. Наука же считает, что человечество формировалось постепенно, в результате длительного развития.
Проходили миллионы лет, и в природе всё менялось. Одни виды животных вымирали, взамен появлялись новые. Самыми развитыми среди животных стали обезьяны. Но людей на земле еще было. О том, как начиналась история человечества, вы узнаете из первой главы.
1. Человек — потомок обезьяны. Учёные доказали, что древнейшие предки человека — близкие родственники обезьян. Но почему за миллионы лет одни обезьяны остались животными, а другие превратились в людей?
Возможно, было так. Обезьяны живут на деревьях. Но миллионы лет назад засуха уничтожила много лесов, и часть обезьян оказалась на равнине.
Постепенно, за время жизни многих поколений, они научились ходить на задних лапах, чтобы издалека замечать опасность. У них освободились передние лапы, которые не были такими могучими и не имели таких страшных когтей, как у больших, хищных зверей. Защищаясь от врагов, обезьяны подбирали и использовали острые камни и крепкие дубины.
Эти древние обезьяны оставались ещё животными. Главное отличие человека от животных стремление создавать новое, умение изготовлять орудия труда. Из поколения в поколение у древнейших предков человека накапливался опыт, их мозг развивался. Они начали изготовлять для себя орудия труда — обрабатывать камни, заостряя их края. Первого человека учёные называют «человек умелый». Он появился около двух — двух с половиной миллионов лет назад.
2 млн. лет назад – появление на земле первобытных людей.
Как жили древнейшие люди.
(работа с иллюстрациями)
Древнейшие люди еще очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходьбе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая, друг об опасности, призывая на помощь, выражая радость и гнев.
Древнейшие люди жили небольшими группам. Питались тем, что давала природа. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а занимались собирательством дикорастущих. Другим важнейшим занятием стала охота.
Тем не менее это были люди, а не животные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это рубило. Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. Рубило было для человека и ножом, и молотком, и топором. С его помощью изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, позднее — копьё для охоты.
Орудия труда – это то, чем человек работает.
Палка-копалка, рубило
3. Овладение огнём.
(работа с иллюстрациями)
В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготовленная на костре пища полезнее и вкуснее сырой. В костре обжигали и заостряли наконечники копий.
Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развивало их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр.
Использовать огонь люди стали более 1 миллиона лет назад.
Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и ночью. Уходя на новое место люди, забирали с собой огонь. Вначале человек научился использовать огонь, потом — добывать его.
8. Работа с художественной литературой.
Зачитать отрывок из книги д’Эрвильи «Приключение доисторического мальчика».
«... Крек рассказал все, что с ними случилось, почему они не могли во время вернуться в пещеру. Он пробовал разжалобить стариков.
— Мы надеялись раздобыть много пищи для всех, — задыхаясь, закончил мальчик свой рассказ, — и только потом я покинул пещеру, Уходя, я позаботился о том, чтобы огонь не погас, а прожил бы до нашего возвращения.
— Огонь умер.,. — проворчал один начальник. — И пусть он будет отомщен.
Крек и Ожо растерянно озирались кругом. дикие крики, взывавшие о мести, становились все громче и громче. Напрасно братья искали проблеска жалости на лицах старейшин и охотников. Все лица были искажены отчаянием и яростью, во всех взглядах светилась свирепая решимость,
Старейший начальник встал, подошел к детям, схватил их за руки и ...>
Появление «человека разумного».
Люди постепенно создавали всё более сложные орудия труда. Их пальцы вытянулись и стали ловкими. Шерсть на их теле исчезла. Убивая животных, люди изготовляли из шкур тёплую одежду. Мозг человека развивался и увеличился. Все эти перемены заняли много времени.
Примерно 40 тысяч лет назад первобытные люди внешне стали такими же, как мы: они ходили прямо, у них был высокий лоб, развитые руки. Они уже овладели членораздельной речью. Человека современного вида ученые называют «человек разумный».
IV. Закрепление
Вопросы с. 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю"
тест ФГОС 5 кл тема "Как люди открывали Землю", учитель географии Бородкина Г.В....
Первые люди на земле
1.Рамапитек2.Австралопитек3.Синантроп4.Неандерталец...
Конспект урока "Первые люди на Земле" 5 класс
Конспект урока в 5 классе "Первые люди на земле" Может использоваться как самостоятельно, так и в качестве основы для презентации....
Первые люди на Земле
презентация для 5 класса по Всеобщей истории...
Первые люди на Земле
Занятие посвящено вопросу о происхождении человека....
Первые люди на земле
Презентация для 5 класса по теме "Первые люди на земле"....
5.10 Первые люди на Земле
Конспект и презентация по истории в пятом классе. Разработка создана по материалам учебника "Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл. Ф.А.Михайловский 2013 г."...