Рабочая программа по истории для 9-х классов
рабочая программа по истории (9 класс)
Для заочной формы обучения, рассчитана на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9-4._istoriya.docx | 45.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Центр образования № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО решением Педагогического совета ГБОУ ЦО № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 28.08.2020 | УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от 28.08.2020 Директор ГБОУ ЦО № 167 __________________Чупина Н.А. |
Рабочая программа
по истории
9-4 класс
2020-2021 учебный год
34 часа в год
Разработана:
Поляков С.Д.
учитель истории и обществознания
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ДОКУМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями от 26.07.2019;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден 17.12. 2010 N 1897;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 03.04.2020 № 1010-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;
- Распоряжение Комитета по образованию от 20.03.2020 № 796-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год»
- Учебный план ГБОУ ЦО № 167 на 2020-2021 учебный год;
- Устав ГБОУ ЦО № 167.
МЕСТО В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных час из расчёта 1 час в неделю. Предполагается последовательное изучение «Новой истории (XIX век)» (15 учебных часов) и «истории России XVIII века» (19 часов) с приоритетом в пользу отечественной истории. Предполагается 1.5 вводных урока перед изучением соответственно Зарубежной истории (1 час) и Отечественной истории (0.5 часа) связанная со скомканным завершением предыдущего учебного года, вызванным переходом на дистанционное обучение. Предполагается проведение 6 зачётных работ в течение года.
УМК:
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. А.А. Искандерова – М.: Просвещение, 2019
История России: XIX – начало ХХ в. 9 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова – М.: ДРОФА, 2019
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ:
- Зачёт
- Самостоятельная работа
- Повторительно-обобщающий урок
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:
- осознание и эмоционально положительное принятие своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности на основе знания истории и основ культурного наследия человечества эпохи Нового времени;
- освоение гуманистических и демократических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека через знакомство с политической историей, европейских государств и США, процессами формирования либерального, консервативного и демократического движения, борьбой за всеобщее избирательное право;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе путём создания учебных ситуаций ценностного и нравственного выбора;
- развитие эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, формирование чувства сопричастности к прошлому мировой цивилизации;
- понимание культурного многообразия современного мира; уважение мировоззрения, истории, культуры, религии, традиций и ценностей своего и других народов на основе изучения различных типов цивилизаций, культур и этносов эпохи Нового времени;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие мира в эпоху Нового времени;
- освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знаний о народах и этнических группах России (на примере историко-культурных традиций, сформировавшихся на территории России в XIX в.);
- уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам;
- гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну, её достижения во всех сферах общественной жизни в изучаемый период;
- уважение к ценностям семьи, осознание её роли в истории страны;
- формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты
- формирование межпредметных понятий, таких как факт, система, закономерность, анализ
- владения умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать, обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы) использовать современные источники, в том числе материалов на электронных носителях, осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и интернета.
- целеполагание, включает постановку новых целей, преобразование практической задачи, в познавательную, самостоятельный анализ условий достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале, планирование путей достижения цели;
- организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, определение целей и функций участников, способов взаимодействия;
- работа в группе, предполагающая установление эффективного сотрудничества и продуктивной кооперации, интеграция в группу сверстников и построение продуктивного взаимодействия, как с ровесниками, так и людьми старшего возраста.
- формулирование собственной позиции, её аргументация и координирование с позициями партнёров при выработке общего решения; спор и отстаивание своей позиции в невраждебной для оппонента форме;
- установление и сравнение различных точек зрения перед выбором или принятием решения;
- умение задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватное использование речевых средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; построение монологического построения высказывания;
- реализация проектно-исследовательской деятельности;
- выдвижение гипотез о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проведения исследования её объективности (под руководством учителя)
- формулирование умозаключений и выводов на основе аргументации; создание и преобразование и преобразование моделей и схем для решения задач, перевод сложной информации из графического представления в текстовое и наоборот;
- определение понятий, их обобщение — осуществление логической операции перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом
- логическое построение причинно-следственных связей;
- структурирование текста, умение выделять в нём главную мысль, определять основное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты, адекватно оценивать свои возможности и условия и средства достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в выполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации реальных предпочтений.
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, проводить исследование её объективности (под руководством учителя);
- делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:
- целостные представления об историческом пути народов и государств мира во второй период Нового времени как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
- исторические знания о территории государства мира и их границах, об их изменениях на протяжении XIX начала XX века понимание многообразия и разнообразия культурных достижений, причин формирования массовой культуры;
- уважение к мировому культурному наследию, готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира, созданных в Новое время;
- установление синхронистических связей истории стран Европы, Америки и Азии с историей России в XIX – начале XX века.
- Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений второго периода Нового времени, их связью с современностью;
- Владение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- Устанавливать причинно-следственные связи на исторические события и процессов второго периода Нового времени (промышленная революция, колониальная политика, политические революции, реформы, воины)
- Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей, общественных групп, народов XIX- начале XX века.
- Определения собственного отношения к дискуссионным проблемам (колониализм, всеобщее избирательное право) аргументация своей позиции;
- представление о территории России и её границах, об их изменениях на протяжении XIX в;
- знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
- представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
- ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп, представление о социальной стратификации и её эволюции на протяжении XIX в.;
- представление об основных течениях общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации);
- установление связи между общественным движением и политическими событиями (реформы и контрреформы);
- определение и использование основных исторических понятий периода;
- установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
- установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии;
- составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
- поиск в источниках различного типа и вида (художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
- анализ информации, содержащейся в исторических источниках изучаемого периода (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и т. п.);
- анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры — Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели — М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели — К.С. Аксаков, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков и др.; представители оппозиционного движения — П. И. Пестель, М.П. Буташевич-Петрашевский, А.И. Желябов и др.), влияния их деятельности на развитие российского государства.
- сопоставление с помощью учителя различных версий и оценок исторических событий и личностей, с опорой на конкретные примеры, определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
- систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- приобретение опыта историко-культурного, историко- антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
- представление о культурном пространстве России XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
«ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВОЕ ВРЕМЯ (1800-1913 ГГ.)
Тема I. Начало индустриальной эпохи
Промышленный переворот. Развитие техники, транспорта и средств коммуникации. Сельское хозяйство в условиях индустриализации. Торговля и промышленная революция. Изменение географии европейского производства. Политика меркантилизма. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества
Тема 2. Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIX века.
Наполеон Бонапарт. Наполеоновская империя. Наполеоновские войны. Итоги наполеоновских войн. Венский конгресс Социально- экономические отношения и государственный строй. Общественные движения: чартисты, тред-юнионы. Продолжение промышленной революции. Буржуазная монархия. Политический кризис. Революция 1848 г. Вторая республика. Режим второй империи Германский союз. Экономическое развитие страны и проблема объединения. Борьба за объединение. Отто фон Бисмарк. Северогерманский союз. Новая Германия. Франко-прусская война: причины, повод, участники, ход, итоги. Парижская Коммуна. Июльская революция 1830г. Кризис Июльской монархии. Особенности индустриального развития. Либеральные реформы. Особенности экономического развития. Колониальные захваты Франция после поражения в франко- прусской войне. Третья республика. Демократические реформы. Дело Дрейфуса. Франция - светское государство. Колониальные захваты. Реваншизм. Цена объединения. Конституционная монархия. Индустриализация. Роль государства. Монополистический капитализм. Колониальные захваты. Движения протеста. Австрийской империи. «Весна народов» . Политическое устройство Начало промышленной революции. Территория США. Особенности промышленной революции. Север и ЮГ. Гражданская война. Отмена рабства. Фермеры. Финансовая олигархия. Президентская республика. Индейский вопрос. Рабочее движение. Монополистический капитализм. Гражданское общество и правовое государство. Активная внешняя политика.
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19 – начале 20 в.
Насильственное «открытие» Японии. Начало эры «просвещенного правления». Реформы Мэйдзи. Новые черты экономического развития. Внешняя политика. «Открытие» Китая. «Опиумные войны» и их последствия. Движение тайпинов. Курс на политику самоусиления. Восстание ихэтуаней. Превращение Китая в полуколонию. Индия.
Тема 4. Страны Запада во второй половине XIX-начала XX века (5 ч.)
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй Империи к Третьей республики: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. США во второй половине XIX века: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Территориальная экспансия и внутренняя колонизация. Доктрина Монро. Аболиционизм. Гражданская война в США. А. Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Реконструкция Юга. Расовая сегрегация и дискриминация. Т. Рузвельт. В. Вильсон.
«ИСТОРИЯ РОССИИ XIX-начала XX ВЕКА»
Тема I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА I. 1801—1825 гг.
Император Александр I как личность и государственный деятель. Первые мероприятия молодого императора. Негласный комитет и план его преобразований. Указ о «вольных хлебопашцах» (1803). Образование министерств (1802). М. М. Сперанский. Государственный совет — законосовещательный орган при императоре. Указы правительства, запрещавшие продавать крестьян. Внешняя политика России: принятие Грузии в подданство России, война с Ираном, война с Турцией. Присоединение России к антифранцузской коалиции. Несогласованность действий союзников. Поражение под Аустерлицем. Тильзитский мирный договор. Континентальная блокада Англии. Недовольство российского общества политикой императора. Война со Швецией; территориальные приобретения России. Подготовка к войне с Францией. Вторжение Наполеона в Россию. Начало войны. Отступление российской армии. Сражение при Бородино. Оставление Москвы. Сражение под Малоярославцем. Народная война. Создание ополчения. Партизанское движение. Отступление «Великой армии». Освобождение страны от французов. Заграничный поход 1813—1814 гг. Битва народов. Вступление российских войск в Париж. Священный союз и Венский конгресс. Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. А. А. Аракчеев. Военные поселения. Дарование конституции Польше. Первые тайные организации: «Союз спасения» (1816), «Союз благоденствия» (1818). Северное и Южное тайные общества. «Конституция» Н. М. Муравьева. «Русская правда» П. И. Пестеля. С. П. Трубецкой и К. Ф. Рылеев. Восстания в Петербурге и на Украине. Итоги и последствия движения декабристов.
Тема II. РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I. 1825—1855 гг.
Николай I: новый курс и его обоснование. Озабоченность растворением старого родовитого дворянства в массе выходцев из других слоев, выслуживших для себя и своих потомков звание потомственных дворян. Учреждение майоратов. Закон 1832 г. о введении звания почетных граждан. Теория официальной народности С. С. Уварова. Собственная его императорского величества канцелярия. III отделение императорской канцелярии. А. А. Бенкендорф. Новый цензурный устав 1826 г. Кодификация законов. Реформа (1837— 1841) управления государственными крестьянами. Восточный вопрос во внешней политике России. Война с Турцией, война с Ираном. Туркманчайский, Адрианопольский, Ункяр-Искелесийский договоры. Лондонская конвенция. Революционные события в Европе, их влияние на политику Николая I. Отправка российских войск в восставшую Венгрию. Николай I — «жандарм Европы». Крымская война 1853—1856 гг.: причины, результаты. Российское военное искусство. Оборона Севастополя. Парижский мир (1856). Смерть императора. Итоги царствования Николая I. Развитие революционного направления в общественном движении: А. И. Герцен. В. Г. Белинский. Разночинцы. М. В. Буташевич-Петрашевский
Тема III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Россия — аграрная страна. Основа экономики — крепостнические отношения: барщина, оброк. Новые веяния в сельском хозяйстве. Процессы, подрывавшие традиционную систему хозяйствования. «Капиталистые» крестьяне. Отходничество. Расслоение деревни. Формирование слоя сельской буржуазии. Начало промышленного (технического) переворота. Переход от мануфактуры к фабрике. Использование наемного труда. Создание крупной промышленности на основе мелкого крестьянского производства. Российская буржуазия. Внутренний рынок страны. Внешнеторговые связи России. Развитие транспорта. Деятельность министра финансов Е. Ф. Канкрина. Дворяне: образ жизни, привычки, предпочтения, интересы. Крестьяне: уклад жизни. Религиозность. Занятия. Городское население: состав и особенности быта. Жилье собственное и внаем. Элементы цивилизации. Казачество: войсковая организация — гарант свободы и равенства. Своеобразие быта.
Тема IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА II. 1855—1881 гг.
Предпосылки отмены крепостного права. Александр II — деятельность по отмене крепостного права «сверху». Секретный комитет. Редакционные комиссии. Проекты реформ освобождения крестьян от крепостной зависимости. Крестьянская реформа. «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Манифест 1861 г. Условия освобождения крестьян. Уставные грамоты. Мировые посредники. Временнообязанные крестьяне. Противоречивость крестьянской реформы. Реформы земская и городская. Учреждение земств и их функции. «Городовое положение» 1870 г. Городские думы. Судебная реформа 1864 г. Бессословный, равный для всех суд. Суд присяжных. Отмена большинства телесных наказаний. Реформы в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Изменение структуры, принципа комплектования, системы управления армией. Устав о всеобщей воинской повинности (1874). Реформаторские планы Александра II. Проект М. Т. Лорис-Меликова об изменении государственного управления. Деятельность А. М. Горчакова по отмене ограничительных статей Парижского мира. Создание «Союза трех императоров». Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Плевна и Шипка. Подписание Сан-Стефанского мирного договора с Турцией. Берлинский договор – ослабление влияния России на Балканах. Завоевание Средней Азии и значение этого события. Политика России на Дальнем Востоке. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Основание Владивостока — форпоста России на Дальнем Востоке. Отношения с Японией. Петербургский договор 1875 г. Российско-Американская компания. Причины продажи Аляски (1867) США. Революционные кружки и организации. Интеллигенция. Идеологи революционного лагеря: А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. Нигилизм. «Земля и воля». Экстремизм — новое течение в революционном лагере. П. Г. Заичневский, Н. А. Ишутин, С. Г. Нечаев. Основные направления в народничестве 1870-х — начала 1880-х гг.: пропагандистское (П. Л. Лавров), «бунтарское» (М. А. Бакунин), заговорщическое (П. Н. Ткачев). «Хождение в народ»: цели, результаты. Новая «Земля и воля» и ее распад. Цели организации. Разделение «Земли и воли» на две организации — «Черный передел» и «Народная воля». Террор как средство борьбы. Смерть Александра II от руки народника-террориста.
Тема V. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. 1881—1894 гг.
Александр III: между либералами и консерваторами. К. П. Победоносцев — проводник охранительной, патриархальной политики власти. Деятельность министров внутренних дел Н. П. Игнатьева и Д. А. Толстого. Политика «консервативной стабилизации». Учреждение Дворянского банка. Пересмотр некоторых реформ предыдущего царствования. Введение института земских начальников (1889). Положение о земских учреждениях (1890). Упорядочение отношений между рабочими и предпринимателями. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. Внешнеполитический курс Александра III. Н. К. Гирс на посту министра иностранных дел. Россия на Балканах. Отношения с Болгарией. Смена курса. Россия и европейские страны. Охлаждение отношений с Германией. Сближение с Францией. Революционное и либеральное народничество. «Террористическая фракция» «Народной воли» и теория «малых дел». Первые рабочие организации: «Южнороссийский союз рабочих» (1875), «Северный союз русских рабочих» (1878). Стачки и забастовки — обычное явление российской жизни. Морозовская стачка (1885) на Никольской мануфактуре
Тема VI. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ НИКОЛАЕ II. 1894—1914 гг.
Николай II — личность и государственный деятель. Семья. Аппарат чиновников. «Хозяин земли русской». Формирование территории Российской империи. Результаты первой всероссийской переписи 1897 г. Многонациональный и многоконфессиональный состав населения. Старообрядцы и сектанты. Закон о веротерпимости. Русско-японская война. Причины, ход военных действий. ПортАртур. Мукден. Цусима. Портсмутский мир. Итоги войны. Индустриализация страны. Промышленный подъем в 1890-х гг. Создание новых предприятий и монополий. Крупнейшие российские синдикаты и тресты. Управление казенными предприятиями. Революционные партии: программы борьбы с самодержавием. Создание партии эсеров. Программа Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Причины раскола РСДРП на меньшевиков и большевиков. Идеология нового народничества — неонародничества. Программа партии эсеров. В. М. Чернов. Боевая организация эсеров. Отказ правительства от жесткого курса во внутренней политике. Банкетная кампания 1904 г. Влияние русско-японской войны на обстановку в стране. Недовольство крестьян и рабочих своим положением, а населения окраин империи — пренебрежением национальных традиций и политикой русификации. Требования замены самодержавия конституционным правлением, провозглашения прав и свобод. Начало революции — Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Г. А. Гапон. Требования рабочих. Политические требования. Расстрел войсками мирной демонстрации. Реакция населения империи на это событие. Стихийные митинги в столице и в других городах. Включение в движение протеста против политики самодержавия служащих, студентов, представителей интеллигенции. Стачка текстильщиков в Иваново-Вознесенске. Создание Совета уполномоченных, его влияние на жизнь в городе. Крестьянские волнения. Восстание на броненосце «Потемкин». Инициатива правительства в виде «Булыгинской конституции». Кризис «верхов». Всероссийская политическая стачка 7 октября 1905 г. Лозунги многотысячных митингов: «Долой самодержавие!», «Да здравствует Учредительное собрание!» Создание Совета рабочих депутатов — выборной организации от бастующих предприятий Петербурга. Манифест Николая II от 17 октября 1905 г. о провозглашении гражданских свобод и введении в стране представительного учреждения — Государственной думы. Формирование многопартийной системы. Либеральные партии: кадеты, октябристы. Состав, программы. Правомонархические партии: состав, задачи. «Руководство черносотенца-монархиста». «Союз русского народа». В. М. Пуришкевич. Национальные движения и партии, их цели и задачи. Вооруженные восстания в конце 1905 г. Военное восстание в Севастополе. Крейсер «Варяг» и броненосец «Потемкин». Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов. Всеобщая политическая стачка 7 декабря 1905 г. Новая редакция Основных государственных законов (апрель 1906 г.). Новая система органов государственной власти. Права и обязанности граждан. Закон о выборах. I Государственная дума: состав, деятельность, итоги работы. Революционные выступления 1906—1907 гг. Указ о выходе из общины (1906). Назначение министром внутренних дел и председателем Совета министров П. А. Столыпина. II Государственная дума: состав, курс на либеральные реформы. Недовольство правительства. «Третьеиюньский государственный переворот». Завершение Первой российской революции. III и IV Государственная дума. Политический спектр. Программа реформ. П. А. Столыпин: аграрная реформа и ее задачи. Переселенческое движение. Незавершенность преобразований в аграрной сфере и нарастание социальных противоречий в стране.
Календарно- тематическое планирование по истории в 9-4 классе (34 ч.)
№ | Тема | Кол-во часов | Элементы содержания | Виды контроля | Планируемые предметные результаты освоения материала | Дом. Задание | Примечание (с указанием электронно-образовательного ресурса- дистант.) |
1 | Введение | 1 | Основное содержание курса истории 8-го класса | Беседа, рабочий лист | Знать и понимать: основные вехи зарубежной истории XVIII века | Заполнение рабочего листа | |
Тема I. Начало индустриальной эпохи (2 ч.) | |||||||
2 | Экономическое развитие в XIX — начале ХХ в. Меняющееся общество. Век демократизации | 1 | промышленная революция; аграрная революция; технические изобретения конца XVIII в.; паровой двигатель. Демографические процессы в Европе и США в XIX в. Новая социальная структура общества. Рабочий вопрос | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать значение понятий: промышленный капитализм, индустриализация, капитал, акционерное общество, экономический кризис, монополия, фритред, протекционизм — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических явлений; понимать ход и особенности промышленной революции XIX в.; раскрывать существенные черты капиталистического развития стран Запада в XIX в.; | §1-3 | https://resh.edu.ru |
3 | "Великие идеологии" | 1 | Зарождение идеологий. Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм и марксизм. Национальная идеология. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: расположение идеологий на идеологической шкале, разницу между идеологиями | §4 | https://resh.edu.ru |
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине 19 века. (6 ч.) | |||||||
4 | Консульство и Империя | 1 | Консульство и Империя. На полях сражений. Итоги правления Наполеона I. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: Французская революция XVIII в. и её окончание в 1799 г.; первая и вторая антифранцузские коалиции; война 1812 г. с Россией. | §8 | https://resh.edu.ru |
5 | Франция в первой половине XIX в.: от Реставрации к Империи | 1 | Социально-экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Основные этапы политического развития Франции первой половины XIX в. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: Первая республика во Франции; Консульство и Империя Наполеона I; промышленная революция и становление индустриального общества. | §9 | https://resh.edu.ru |
6 | Великобритания: экономическое лидерство и политические реформы | 1 | промышленная революция и индустриальное общество; рабочий вопрос; либерализм и консерватизм. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: промышленная революция и индустриальное общество; рабочий вопрос; либерализм и консерватизм. | §10 | https://resh.edu.ru |
7 | Германия в первой половине XIX в. | 1 | Германия в начале XIX в. Политическое и социально-экономическое развитие Германии. На пути к объединению Германии. «Железный канцлер» Отто фон Бисмарк. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: бундестаг, юнкеры, великогерманцы, малогерманцы — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических событий истории Германии первой половины XIX в.; использовать историческую карту как источник информации о процессе объединения Германии; анализировать предпосылки объединения Германии и иллюстрировать их историческими фактами; давать оценку историческим документам, отражающим события объединения Германии. | §12 | https://resh.edu.ru |
8 | США до середины XIX в.: рабовладение, демократия, экономический рост | 1 | США в начале XIX в. Экономическое развитие. Политическое развитие. Гражданская война 1861—1865 гг. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: «доктрина Монро», фронтир, демократическая и республиканская партии, рабство, аболиционисты — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических событий истории США первой половины XIX в.; использовать историческую карту как источник информации о геополитическом положении США и Гражданской войне 1861— 1865 гг.; объяснять причины Гражданской войны в США и определять её значение и итоги; | §14 | https://resh.edu.ru |
9 | Зачётная работа №1 | 1 | Содержание тем 1-2 | Зачёт | Успешное написание зачётной работы | ||
Тема 3. Азия, Африка и Латинская Америка в 19 – начале 20 в. (1 ч.) | |||||||
10 | Страны Азии в XIX — начале ХХ в. Самостоятельная работа по главам I-III | 1 | Политическая карта Азии в XIX в. Особенности взаимоотношений Индии, Персии, Китая и Японии с европейскими странами. Положение азиатских стран к началу ХХ в | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: касты, сипаи, бабизм, меджлис, тайпины, доктрина «открытых дверей», сёгунат, даймё, самурай, «реставрация Мэйдзи» характеризовать особенности взаимоотношений Индии, Персии, Афганистана, Китая и Японии с европейскими странами в XIX — начале ХХ в.; оценивать роль колониализма в истории азиатских стран | §15 | https://resh.edu.ru |
Тема 4. Страны Запада во второй половине XIX-начала XX века (5 ч.) | |||||||
11 | Великобритания до Первой мировой войны | 1 | Викторианская эпоха. Экономическое развитие Англии во второй половине XIX — начале ХХ в. Реформы второй половины XIX — начала ХХ в. Судьба Британской империи. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: Викторианская эпоха, суфражистки, тред-юнионы, лейбористская партия, доминион, империализм — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых социально-экономических и политических событий истории Великобритании второй половины XIX — начала ХХ в.; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебнике и интернет-ресурсах, о Викторианской эпохе, составлять описание её отдельных черт; характеризовать реформы в Великобритании, оформлять результаты работы в виде таблицы; | §18 | https://resh.edu.ru |
12 | Франция: Вторая империя и Третья республика | 1 | Основные этапы политического развития Франции второй половины XIX в. Социально-экономическое развитие Франции во второй половине XIX — начале ХХ в. Политическое развитие Франции во второй половине XIX — начале ХХ в. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: Вторая империя, Третья республика, плебисцит, Парижская коммуна, многопартийность, анархосиндикализм, «прекрасная эпоха» — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых политических событий истории Франции второй половины XIX — начала ХХ в.; анализировать исторические источники о политической истории Франции, находить в них нужную информацию; подтверждать фактами основные тенденции экономического и политического развития Франции; | §19 | https://resh.edu.ru |
13 | Германия на пути к европейскому лидерству | 1 | Устройство Германской империи. Социально-экономическое развитие Германии во второй половине XIX— начале XX в. Политика Бисмарка и «личное правление» Вильгельма II. Рост национализма | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: рейхстаг, синдикат, «культуркампф», «мировая политика», национализм — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых экономических и политических событий истории Германии второй половины XIX — начала ХХ в.; использовать историческую карту и документы как источники информации о процессе объединения Германии; анализировать результаты объединения Германии и иллюстрировать их историческими фактами; давать оценку значения личности и деятельности Отто фон Бисмарка и Вильгельма II в истории Европы. | §20 | https://resh.edu.ru |
14 | США в эпоху «позолоченного века» и «прогрессивной эры» | 1 | Экономический рывок, рабочий и фермерский вопрос. Двухпартийная система. Политическое развитие США. Расовая проблема после Гражданской войны. Экспансия США. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | знать значение понятий: монополия, иммигранты, двухпартийная система, «позолоченный век», «прогрессивная эра», сегрегация, резервация, «индейский вопрос», экспансия — и уметь применять их для раскрытия сущности изучаемых социально-экономических и политических событий истории США второй половины XIX — начала ХХ в.; объяснять причины экономического рывка, сделанного США во второй половине XIX в., анализировать его результаты; давать оценку расовой проблеме в США после Гражданской войны, высказывать свою точку зрения и обосновывать её; использовать исторические документы как источник информации | §23, подготовка к зачёту | https://resh.edu.ru |
15 | Итоговый зачёт по истории нового времени (№2) | 1 | Содержание курса новой истории | Зачёт | Успешное написание зачётной работы | - | |
Тема I. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЭПОХУ АЛЕКСАНДРА I. 1801—1825 гг. (3 ч.) | |||||||
16 | Введение в историю России XIX века. Внутренняя и внешняя политика России в 1801-1811 гг. | 1 | Повторение курса отечественной истории XVIII века. Российская империя — мировая держава Новый император Александр I как личность и государственный деятель. Первые преобразования и реформаторские планы Александра I. Негласный комитет. М. М. Сперанский. Внешняя политика: участие в антинаполеоновской коалиции; Тильзитский мирный договор и его последствия | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: особенности внутренней и внешней политики Александра I в начальный период его правления. | §3 | https://resh.edu.ru |
17 | Отечественная война 1812 года и заграничный поход русской армии | 1 | Вторжение Наполеона. Сражение при Бородино. Народная война. Заграничный поход 1813—1814 гг. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: ход войны. её причины, причинно-следственные связи побед и поражений российской армии в Отечественной войне; | §4 | https://resh.edu.ru |
18 | Общественные движения. Восстание декабристов | 1 | Русский консерватизм. Первые тайные общества. Восстания в Петербурге и на Украине | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: причины появления первых тайных обществ и их деятельность. Смысл восстания на сенатской площади и причины его поражения Давать определения понятий: общественное движение, консерватизм, тайное общество. | §6-7 | https://resh.edu.ru |
Тема II. РОССИЯ В ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I. 1825—1855 гг. (2 ч.) | |||||||
19 | Внутренняя политика Николая I. Личность нового императора | 1 | Николай I: новый курс и его обоснование. Собственная его императорского величества канцелярия. Деятельность комитетов по крестьянскому вопросу. Николаевский режим | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: положение в стране при новом императоре; особенности идеологического обоснования внутренней политики императора. политику Николая I и Александра I. | §9 | https://resh.edu.ru |
20 | Внешняя политика. Крымская война | 1 | Восточный вопрос во внешней политике России. Россия и Европа. Крымская война 1853—1856 гг. | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: внешнюю политику Николая I, причины неудач, значение решения восточного вопроса для России. | §10 | https://resh.edu.ru |
Тема III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. (3 ч.) | |||||||
21 | Экономика: начало промышленного переворота. | 1 | Сельское хозяйство. Промышленность. Торговля. Транспорт. Финансы | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: состояние сельского хозяйства, промышленности, торговли, транспорта и финансов в первой половине XIX в. | §11 | https://resh.edu.ru |
22 | Повседневная жизнь, образование и наука в первой половине XIX века | 1 | Дворяне. Крестьяне. Городское население. Казаки Образование. Наука и техника | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: повседневную жизнь основного населения страны — крестьянства. политику в области образования Александра I и Николая I. | §12, подготовка к зачётной работе | https://resh.edu.ru |
23 | Зачётная работа по теме: "Россия в первой половине XIX века" (№3) | 1 | Содержание тем 1-3 | Зачёт | Успешное написание зачёта | - | |
Тема IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ АЛЕКСАНДРА II. 1855—1881 гг. (4 ч.) | |||||||
24 | Личность Александра II. Великая крестьянская реформа | 1 | Александр II. Крестьянская реформа. Условия освобождения крестьян | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: проекты освобождения крестьян от крепостной зависимости, ход подготовки и проведения крестьянской реформы | §14 | https://resh.edu.ru |
25 | Великие реформы | 1 | Земская и городская реформы. Судебная реформа. Реформа в сфере образования и цензуры. Военная реформа. Реформаторские планы Александра II | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: значение Великих реформ для страны. Сравнивать деятельность Александра II и Александра I. | §15 | https://resh.edu.ru |
26 | Внешняя политика в 1855-1881 гг. | 1 | Российская дипломатия. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Завоевание Средней Азии. Политика России на Дальнем Востоке | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: цели, направления и итоги внешней политики России в период правления Александра II | §17 | https://resh.edu.ru |
27 | Общественное движение в правление Александра II. Смерть Александра II. | 1 | Революционные кружки и организации. Народничество. 1870-е — начало 1880-х гг. «Хождение в народ». Новая «Земля и воля» и ее распад | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: общественную жизнь в России во второй половине XIX в., выделять ее направления. Анализировать программы народнических организаций, используя и материал рубрики «Работа с документом» | §18 | https://resh.edu.ru |
Тема V. РОССИЯ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРА III. 1881—1894 гг. (2 ч.) | |||||||
28 | Внутренняя и внешняя политика Александра III | 1 | Александр III: выбор пути. Политика «консервативной стабилизации» | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: политические взгляды и деятельность Александра III. Формулировать ответ на главный вопрос урока | §19, подготовка к зачёту | https://resh.edu.ru |
29 | Зачётная работа по теме: "Россия в 1855-1894 гг." (№4) | 1 | Содержание тем 3-5 | Зачёт | Успешное написание зачётной работы | - | |
Тема VI. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ПРИ НИКОЛАЕ II. 1894—1914 гг. (5 ч.) | |||||||
30 | Россия на рубеже веков: Николай II и его время. Русско-японская война | 1 | Николай II: личные качества и государственная деятельность. Население империи. Россия в системе международных отношений. Русско-японская война | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: взгляды Николая II, исторический портрет Николая II, причины русско-японской войны, показывать на карте передвижение войск и места основных сражений | §20 | https://resh.edu.ru |
31 | Первая русская революция, её значение и последствия | 1 | Революционные партии: программы борьбы с самодержавием. Начало революции. Массовые выступления весной и летом 1905 г. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Либеральные партии. Правомонархические партии. Национальные движения и партии. Вооруженные восстания в конце 1905 г | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: состояние государства и общества на начальном этапе революции, состав участников массовых выступлений 1905 г. и их цели, значение Всероссийской октябрьской политической стачки. | §21 | https://resh.edu.ru |
32 | Первая русская революция, её значение и последствия | 1 | Основные государственные законы 1906 г. I Государственная дума. Революционные выступления 1906—1907 гг. II Государственная дума III и IV Государственная дума. П. А. Столыпин: аграрная реформа. Нарастание социальных противоречий | Фронтальный опрос, индивидуальные задания, конспектирование, беседа | Знать и понимать: революционные выступления 1906—1907 гг , особенности III и IV Государственной думы, о мотивах поведения Николая II. | §22, подготовка к зачётной работе | https://resh.edu.ru |
33 | Зачёт по теме "Россия в 1894-1913 гг." (№5) | 1 | Содержание темы 6 | Зачёт | Успешное написание зачётной работы | - | |
34 | Итоговый зачёт по истории России XIX-начала XX вв. (№6) | 1 | Содержание курса отечественной истории | Зачёт | Успешное написание зачётной работы | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
Рабочая программа по истории для 10-11 классов (Преподавание истории в средней школе)
Рабочая программа по истории для 10-11 классов. Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе Всего 136 часов, в неделю по 2 часа Учебные пособия: Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая истор...
Рабочая программа по истории (профильный уровень) 11 класс Н.В.Загладин «Всеобщая история. Конец XIX века – начало XXI века. 11 класс» Для 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 20 Н.В.Загладин, С.И.Козленко, С.Т.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, Примерной программы среднего(полного) о...
Рабочие программы по истории для 10-11 класса (история России и Всеобщая история)
Рабочие программы по истории для 10го и 11го классов составлены на основе Стандарта среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования науки от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утве...
Рабочие программы по истории , обществознанию для 8 класса и краеведению для 6-10 классов 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории для 8 классов....