Урок истории в 5 классе Моя семья в годы Великой Отечественной войны
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок будет полезен коллегам, которые занимаются патриотическим воспитанием с раннено возраста. Здесь развитие УУД исследования на развитии интереса к истории своей семьи в годы Великой Отечественнной войны.Возможно использовать как материал классного часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_klimova_s_a.docx | 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий урока
Дата: 2 октября 2020 г.
Учитель: Климова Светлана Александровна, учитель истории и обществознания, руководитель школьного музея
Тема урока: История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
Класс: 5 «А» класс, МОУ Холбонской СОШ, Шилкинский район, Забайкальский край, ДФО https://ok.ru/shkolnymu/album/910346499605
Предмет: история (ФГОС, ИКС, линейная хронология, РКО)
Тип урока: открытие нового знания, интеграция с образовательной программой историко-краеведческого кружка «Патриот» https://ok.ru/shkolnymu/topic/151171281000469;
Цели урока: - сформировать представление об истории семьи и об исторической памяти
- сформировать мотивацию для сохранения памяти о подвигах предков в годы Великой Отечественной войны
- развивать умение отбирать источники для создания исследования
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | ||
- Добрый день, ребята! Вы уже целый месяц изучаете новый для Вас - предмет «историю». На столах у вас по три красивых смайлика, выберите тот, который соответствует вашему отношению к этому учебному предмету. - Как много улыбок засветилось. Никто не лукавит? Спасибо! - Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи! | Выбирают смайлик и демонстрируют своё отношение к предмету истории, новому для пятиклассников. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений (что 5-классники знают о войне из программ начальной школы) в индивидуальной деятельности каждого учащегося | ||
-Учитель демонстрирует детям старый чемодан с фотографиями фронтовиков, письмами, предметами эпохи войны 1941-1945 гг. - Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, то можно помочь вопросами: Почему я собралась на урок, взяла самое дорогое? Что объединяет эти предметы? Почему люди хранят в памяти события? Почему нам надо помнить о войне?) - Как вы думаете, а какова главная цель нашего урока? (учитель подсказывает наводящими вопросами, интонацией голоса) Слайд №3 Учитель приводит короткий пример своей истории семья в годы войны на примере трёх фотографий, делает акцент на термине - исторические источники (подчеркивает: «рассказал – живой свидетель!») Слайд №4. | Выходят к доске по два человека от группы, рассматривают предметы, анализируют содержимое чемодана. Отвечают на вопрос о теме урока (про войну, про Москву…про семью…моя семья в годы войны) Формулируют тему урока: «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Слайд № 2 Отвечают: чтобы сохранить память о подвигах предков в годы Великой Отечественной войны, солдаты спасли нас от войны, гордиться героями… Формулируют цель урока: «Научиться создавать историю семьи, чтобы сохранить память о подвигах предков в годы Великой Отечественной войны» – она появляется в презентации. Внимательно слушают, обдумывают тяжёлую историю семьи своего учителя истории. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое исторические источники, какие могут быть использованы для создания исследования истории своей семьи | ||
- С чего начать «открытие нового знания», где же нам найти источники по истории войны, по истории семьи, ведь написание истории это очень трудный и длительный процесс? Предлагает посмотреть видео ролик о нашем Школьном музее https://www.youtube.com/watch?v=cWNzIedam1E -2 мин. Слайд №5. -Учитель приглашает пройти на экскурсию в школьный музей, чтобы найти там источники информации. Комментирует общую информацию на стенде «Холбон в годы 1941 – 1945 гг.» и источники, которые увидели дети в экспозиции. https://ok.ru/shkolnymu/album/54686162026517 -Оцените при помощи смайликов свою работу в музее. -Учитель предлагает сюрприз: «Мастер-класс» от победителей конкурсов исследовательских работ в направлении «История моей семьи в годы войны». Интеграция в ДО, краеведение – РКО, ИКС. Слайды № 7. -Учитель организует работу в группах по вопросу на слайде презентации: «Определить какие исторические источники помогут Вам исследовать тему «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны». Показывает правильный ответ на слайде презентации. Слайд № 11, 12 -Учитель обращает внимание на самый современный источник информации – на интернет, а именно, сайты http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome «Подвиг народа» и «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/ Слайд №13. Предоставляет слово каждой группе - Какие трудности возникли? - Что нужно сделать, чтобы добиться успеха - Сделайте вывод Озвучивает удивительный момент открытия для двух учеников: в момент урока, они поняли, что имеют общего родственника – участника Великой Отечественной войны – Юдина Никиту Фёдоровича | Дети в группах по 4 -5 человек, советуются, обсуждают и отвечают: в библиотеках, в книгах, в альбомах с фотографиями, расскажут живые свидетели – родственники, по подсказке догадываются - школьный музей! https://ok.ru/shkolnymu Внимательно смотрят видео. Учащиеся сами в экспозиции находят нужные экспонаты – источники: награды, письма, документы, фотографии, солдатские ложки и кружки, каску, карту и тд. Руководители групп забирают в класс для поисковой работы Книги Памяти. Возвращаются в класс и оценивают при помощи смайликов свою работу с источниками в школьном музее. Слайд №6. Проводят с помощью слайдов презентации мастер-класс – что может быть в результате создания исследования по истории семьи. 3 человека из 8 Б класса (Томских Татьяна, https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/moy-praded-geroy-voyny-1941-1945; Козлова Диана, https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/evakogospital-no1488 ; Бочкова Дарья- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/istoriya-semi-v-istorii-strany), ДО в историко-краеведческом кружке «Патриот» (руководитель С.А. Климова). Слайд № 8, 9, 10. (Раздают «Памятки-рекомендации» Приложение №2) Класс слушает, анализирует информацию по истории семьи от старших школьников, оценивает – аплодисментами выступление. Работают в учебных группах, где определяют какие исторические источники помогут им при создании исследования истории семьи. Выходят к доске и называют источники. Проводят мастер-класс вместе с одноклассницей Анной Загвозкиной, она делится опытом, дети пробуют искать своих родных-героев Великой Отечественной войны по ФИО и году рождения в режиме онлайн. Слайд № 14. http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search Оценивают итоги поиска. Работа в группах по 4 – 5 человек Нашедшие общего героя семьи, ребята (Алексей Колгатников и Юрий Максимов) тепло приветствуют друг друга. Анализ работ и вывод внутри группы, выступают представители групп, озвучивают, какие источники бы они использовали для создания своей истории семьи. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию | ||
-Ребята, Вы уже задумались о создании истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны? Поднимите руки! -Ребята Вы же получили заранее к нашему уроку домашнее задание: «Найди участника Великой Отечественной войны в своей семье, найти любую информацию о нём». Проверяем Д/З, кто справился Предлагает сделать выставку из результатов поиска и семейных архивных фотографий на доске в нарисованном заранее «Журавлином клине» под музыку Яна Френкеля, стихи Расула Гамзатова. Слайд № 16 -Выходим к доске и создаём выставку Ваших работ. Учитель вместе с ребятами размещает фотографию своего деда – Постникова Василия Тимофеевича, 1909 г.р. Учитель обращает внимание, что на столах, есть фотографии из фондов школьного музея – учителя и ученики, погибшие в годы войны. | Поднимают руки. Отвечают (например, я уже всё знаю, не знаю…хочу узнать) Желающие озвучивают результаты опережающего задания у доски. Краткий ответ. Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи. Выходят к доске, аккуратно приклеивают материалы на доске, создаётся живая выставка из участников Великой Отечественной войны – родственников ребят, обучающихся в 5 а классе. (эмоциональный момент) Ребята видят эти старые фото и подают учителю для размещения в «Журавлиный клин». | Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усвояемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | ||
- Исследование какой темы мы вели на уроке? Оцениваем себя! На слайде №15 презентации появляются вопросы: 1. Что нового узнали на уроке? 2. Для кого урок был полезен, почему? 3. Для кого урок был интересен, почему? Слайд №17 Для завершения урока, учитель предлагает пройти к портретам родных ребят из «Бессмертного полка» поселения Холбонское, размещенных на столах. https://ok.ru/shkolnymu/album/54840309252117 | Дают ответы на вопросы. На «Оценочных листах» письменно отвечают на 3 вопроса в форме «Продолжить предложение»:
Приложение №1 Берут портреты своих родных, строятся и выходят из кабинета по направлению к школьному музею, где хранится ресурс «Бессмертный полк». | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
Приложения к уроку.
№1.Оценочный лист (ФИ)___________________________________________________________________________________
1.На уроке истории я узнал:________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
2. Урок был полезен, потому что
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Урок был интересен, потому что_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№2. Памятка юному исследователю
Структурное соответствие работы
Введение
- обоснование актуальности выбранной темы исследования;
- формулировка цели и задач;
- новые, современные подходы к решению проблемы;
- наличие противоречивых точек зрения на проблему и желание в них разобраться;
- личные мотивы, обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
Основная часть
- изложение основной проблемы по выбранной теме;
- критический обзор источников;
- собственные сведения, версии, оценки.
Заключение
- основные выводы;
- результаты и личная значимость проделанной работы;
- перспективы продолжения работы над темой.
Список использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка.
В тексте работы должны быть ссылки на использованные литературные источники.
Приложения Все приложения должны быть пронумерованы, озаглавлены, основной текст должен быть обеспечен ссылками на соответствующие приложения.
Основные требования к письменному оформлению работы
Оформление титульного листа
-название конференции;
-тема исследования;
-полное наименование образовательной организации или детского объединения (без сокращений);
-ФИО учащегося образовательной организации – автора работы (полностью), класс
-ФИО учителя, осуществляющего научное руководство, его должность и место работы (полностью);
- контактный телефон, электронная почта
- год написания работы;
Следующая страница за титульным листом должна содержать оглавление, в него включаются основные заголовки работы (введение, названия глав и параграфов, заключение, список литературы, названия приложений) и соответствующие им номера страниц.
Оптимальный объем работы
- объем работы должен быть не меньше 10 страниц печатного текста, включая оглавление и список использованной литературы (без приложений).
Соблюдение технических требований- листы формата А-4, 14 кегль, 1,5 интервал, поля: левое - 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см; нумерация страниц, разделов и подразделов, размещение заголовков.
Общие критерии оценки выступления
1. Актуальность и новизна представленной работы
2. Поисково-исследовательский характер, постановка цели и задач
3. Логичность и аргументированность изложения
4. Теоретическая проработка темы исследования: глубина проработанности и осмысления материала
5. Обоснованность применения методики исследования
6. Полнота и достоверность собранного и представленного материала
7. Наличие и формулировка выводов
8. Практическая значимость работы
9. Cвободное владение материалом
10. Культура речи и общая эрудиция
11. Грамотное использование наглядных средств
12. Соблюдение регламента выступления (10 мин)
13. Подведение итогов проходит с учетом письменного варианта исследовательской работы и устной ее защиты.
Источники и литература.
- https://ok.ru/shkolnymu
- http://podvignaroda.ru/?#id=22490067&tab=navDetailManAward
- https://obd-memorial.ru/html/
- https://ok.ru/shkolnymu/topic/151171281000469
- https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/03/04/dopolnitelnaya-obrazovatelnaya-programma
- https://ok.ru/shkolnymu/album/910346499605
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/moy-praded-geroy-voyny-1941-1945
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/evakogospital-no1488
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2020/03/07/istoriya-semi-v-istorii-strany
- https://www.youtube.com/watch?v=cWNzIedam1E
- http://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search
- https://ok.ru/shkolnymu/album/54840309252117
- Архив фондов Школьного музея в разделе «Посёлок Холбон в годы 1941-1945 гг»
- Книга Памяти Шилкинского района , 1издание- 1995, г., 2 издание - 2015 г., Чита, издательство «Поиск»
- Исследовательские работы учащихся МОУ Холбонской СОШ, руководитель С.А. Климова 2005 – 2020 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"
Презентация к открытому уроку "Искусство, культура и литература в годы Великой Отечественной войны"...
Презентация " Моя семья в годы Великой Отечественной войны"
В данной презентации изложена краткая биография моих родственников и родственников моих коллег. Документы взяты с сайтов "Подвиг народа" и "Мемориал"...
Моя семья в года Великой Отечественной войны
В своей презентации ученик 2 класса рассказывает о своих прадедушках в годы Великой отечественной войны.В презентации использованы воспоминания родственников,фотографии из семейного альбома, мат...
Презентация к уроку истории в 9 классе "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"
Авторская презентация «Моя семья в годы В. О. войны» ...
История моей семьи в годы Великой Отечественной войны
Классный час«История моей семьи в годыВеликой Отечественной войны, 3 «Д» классПояснительная записка.Краткое тематическое содержание:...
Конкурс "История моей семьи в годы Великой Отечественной войны, вклад в Великую Победу
Полынова Руслана, Кировская СОШ...
Заметка о проекте "История России-моя история" НПК "Моя семья в годы Великой Отечественной войны"
Проект " История России - моя истории" объединил и взрослых, и детей. Ребята с интересом изучали архивные документы, брали интервью, находили старые фото, узнавали факты из истории сво...