Технология дистанционного обучения на уроках истории
методическая разработка по истории
В статье предлагается методика использования технологии дистанционного обучения на уроках истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_distantsionnogo_obucheniya_na_urokah_istorii.docx | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология дистанционного обучения на уроках истории
Современное информационное общество требует от выпускника способности адаптироваться к изменяющимся условиям, свободно ориентироваться в информационном пространстве, проектировать собственное развитие. Современное общество ставит новые задачи и перед учителем, в том числе и учителем истории: обучение школьников не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников, понимать и оценивать события прошлого в их взаимосвязях, для каждого отдельного исторического момента, осознавать постоянную изменчивость мира и общества в их целостности. Выйдя из стен школы, согласно федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) второго поколения, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий – универсальным учебным действиям. Универсальные учебные действия – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, задача учителя сводится к организации учебного процесса, направленного на формирование не только предметных знаний и умений, но и личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий. Ученик при этом должен освоить основные предметные понятия, умения и все компоненты учебной деятельности. Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
- сформировать понимание алгоритма выполнения универсального учебного действия, основываясь на имеющемся опыте;
- сформировать умение выполнять универсальные учебные действия посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных технологий. Одной из них является технология дистанционного обучения. Дистанционное обучение - интерактивное взаимодействие между учителем и учащимися, между субъектами образовательного процесса и интерактивным источником информационного ресурса.
В этом учителю оказывают помощь интернет-технологии, различные виды услуг, представляемые пользователю глобальной сети: электронную почту и листы рассылки, сервис WWW, чат-беседу, веб-форумы, гостевые книги, ICQ, телеконференции, и другие виды услуг.
Дистанционное обучение реализуется средствами ИКТ. В основе ИКТ современного образования лежит одно устройство - электронно-вычислительная машина. Компьютер обеспечивает возможность реализовать на уроке следующие направления:
1) при изложении нового материала - визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы; технологии Power Point); . Например вебинары (виртуальные уроки) на виртуальной площадке ZOOM позволяет организовать дистанционное обучение, проводить интерактивные лекции для обучающихся и родителей, проводить индивидуальную работу с учащимися при подготовке к конкурсам, олимпиадам, конференциям.
2) закрепление изложенного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы). Работа с сочинением, словарные диктанты, выполняемые дома, - это значительная тренировка. Подготовка к ВПР и ГИА перестает быть проблемой. Большая база готовых заданий на образовательных платформах, возможность комбинировать задания, используя имеющийся материал, новые тренажёры, появившиеся в последнее время, дают столько возможностей, что только нежелание может помешать эффективной подготовке.
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа «Репетитор», энциклопедии, развивающие программы). Например, исследовательская работа с текстами (документы, мемуары, публицистические статьи). Данная работа актуальна при изучении тем: «Правление Ивана Грозного», «Либеральные реформы 60-70-х гг XIX века», «Аграрная реформа Столыпина» и другие.
5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
Специфика критериев предмета и методов гуманитарных дисциплин обусловливает разницу в применении ИКТ на уроках истории и обществознания. Отношение к ценностям, антропоцентризм, идеологическая нейтральность и нагруженность, субеъект-объектные отношения, устойчивость и подвижность объекта, методология – все эти факторы предопределяют вышеупомянутую разницу в применении компьютерных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин.
Отдельно хотелось бы остановиться на преимуществах ИКТ курса.
– Облегчается работа учителя по проверке самостоятельных, контрольных работ, так как все тесты оцениваются автоматически сразу после их выполнения.
– Есть возможность вести электронный журнал, что позволяет отслеживать успеваемость, качество подготовки к экзамену.
– Каждый обучающийся имеет возможность выполнить задание в удобное для него время и при возникновении вопросов задать их преподавателю.
– Учитель имеет возможность прямо в системе создавать тесты в различных форматах (выбор единственного ответа, выбор нескольких ответов, либо задания на соответствие и т.д.).
Безусловным плюсом дистанционного обучения является более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.
Направления дистанционного обучения школьников:
- углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;
- ликвидация пробелов в знаниях, умениях школьников по определенным темам;
- подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;
- дополнительное образование по интересам;
- подготовка школьников к экзаменам.
Основные недостатки, связанные с дистанционным обучением, можно разделить на психологические, связанные с отсутствием «живого» общения с учителем, высокими требованиями к самоорганизации и технические, которые обусловлены несовершенством контента, технологий.
Дистанционное образование, в большинстве своем, не предусматривает личное общение с преподавателем, а также общение между учащимися. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения. Пожалуй, можно выделить еще один момент, если ученик не способен учиться без постоянного надзора учителя и не готов проводить много времени в уединении с компьютером, дистанционное обучение не для него. На мой взгляд, это один из решающих факторов, который влияет на возможность не только учиться дистанционно, но и самостоятельно работать в принципе.
Нет сомнения, что дистанционная форма обучения будет все активнее входить в нашу жизнь. Этот процесс будет усиливаться по мере развития технологий, которые смогут обеспечить реалистичность виртуального пространства. Другая проблема - психологическая, связанная с необходимостью высокой самоорганизации, мотивации и отсутствием живого общения, скорее всего, будет решаться по мере развития общества. Примерно так, как телевизоры вошли в каждый дом и многим заменили театр, оперу и другие зрелища с непосредственным участием человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории
Технологии разноуровневого обучения на уроках истории и обществознания...
Использование технологии развивающего обучения на уроках истории в 5-6 классах
Переход учащихся из начальной в основную школу часто сопровождается трудностями адаптации к новым условиям обучения. Большой интерес и внимание вызывают школьники, обучавшиеся по системе развив...
Использование технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания
Статья содержит материал из опыта работы по практическому применению технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания в средней школе. При...
Информационные технологии дистанционного обучения по дисциплине "История"
Ссылка на статью...
Статья «Технологии дистанционного обучения на уроке с учащимися, обучающимися на дому»
Практически в каждой школе есть учащиеся, обучающиеся на дому. Причины такого обучения разные, но в любом случае необходимо, чтобы учащийся получил знания в полном объеме. Для некоторых таких ребят об...