СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
проект по истории

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Поэтому, современные тенденции социального развития ставят перед образованием, новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. 

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Перед учителем стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Цель проектного задания в этом направлении мы видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnoe_zadanie_rabota.doc179.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

Санкт – Петербург

2016г

Содержание работы

I.Введение…………………………………………………………………...................2 стр.

II.Основная часть

Создание системы работы с одаренными детьми в контексте историко- культурного стандарта ……………………………………………………………………………….3-16 стр.

2.1.Изучение природы одарённости …………………………………………………3-4 стр.

2.2. Направления одаренности ……………………………………………………….4-5стр.

2.3.Примеры формирования  одаренности через уроки истории ………………….5-8 стр.

2.4. Использование современных педагогических технологий……………………8-13 стр.

2.5 Внеурочная деятельность как инструмент формирования одаренности у детей…………………………………………………………………………………….13-16 стр.

III. Заключение…………………………………………………………………………16 стр.

IV.Список литературы…………………………………………………………………16 стр.

V.Приложение……………………………………………………………………….17 - 23 стр.

I.Введение

«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»

В.А. Сухомлинский

В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Поэтому, современные тенденции социального развития ставят перед образованием, новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей. 

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Перед учителем стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.

Цель проектного задания в этом направлении мы видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Из этой цели вытекают следующие задачи:

  • изучение научно-методической и  психолого-педагогической  литературы по данной проблеме;
  • создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
  • развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.

II. Создание системы работы с одаренными детьми в контексте историко- культурного стандарта.

2.1 Изучение природы одаренности.

Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.

   Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».

   Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.

   Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.

   Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:

-          сохранение индивидуальности;

-          поддержка собственной познавательной потребности;

-          знание психологических особенностей «одаренных».

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

2.2.Направления одаренности.

Поэтому в школе должна реализоваться  программа работы с одаренными детьми в двух направлениях:

1.       Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).

2.       Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.

Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:

1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.

2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.

3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели.

4. Одаренный ребенок более уязвим.

5. Требует к себе особого внимания взрослых.

6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми по истории и обществознанию:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  •  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
  • наставничества.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

  • взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
  • учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. 

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;
  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
  • профессионально грамотным;
  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
  • проводником передовых педагогических технологий;
  • воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

Учебная деятельность работы с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

Урочная деятельность на уроках истории и обществознания:

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

- развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

2.3. Примеры формирования одаренности через уроки истории и обществознания.

Проблемно-развивающее обучение

Учитель создает на уроках истории и обществознания ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Пример:

Тема: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов)

Программное содержание: Внутренняя политика Александра I 1801−1812 гг. Попытки проведения реформ. М.М. Сперанский.

Цель урока: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.

Задачи:

Учебные:

−       Охарактеризовать личность царя;

−       Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;

−       Вызвать представление о необходимости решения крестьянского вопроса и вопроса государственного управления.

Деятельностные:

−   Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;

−       Закрепить умение работать в группах,

−      Помогать формировать независимость мышления и навыков самостоятельной работы.

Воспитательные:

−       Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;

−       Показать значение завершённости реформ.

Проблемное задание, в начале урока: Мы знаем, что представляла из себя Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало...» − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти ответ.

Работа в группах. Решение проблемной задачи посредством выполнения разноуровневых заданий.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Пример:

Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.

Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

Распределение задач по группам, поиск информации.

Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

Промежуточные обсуждения полученных данных.

Презентация (защита) исследования.

Коллективное обсуждение выводы.

Требования к результатам исследовательских проектов.

Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:

представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);

выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);

содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;

рассчитаны на восприятие, как зрителей, так и читателей;

защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» можно смоделировать возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы – пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой становятся-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира.

2.4. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке по истории или по обществознанию является  - игра. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают, как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное  приносит только положительные эмоции.

Пример: игра на уроке обществознания «Суд», или на уроке истории «Суд над Иваном Грозным». Также это могут быть игры в формате «Что? Где? Когда?», «Звездный час» и т.д.

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.

На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности.  Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.

Использование ИКТ на уроках  истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории

Информационные технологии на уроках истории можно использовать в следующих вариантах:

1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации.  Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика, познавательной активности и учебной мотивации.

2) Также в педагогической деятельности  используются учебно-методические комплекты (диски). Это позволяет нагляднее, красочнее представит учащимся новый материал.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.

Например: учащимся предлагается к уроку истории по теме «Культура России 18 в.» самостоятельно подготовить презентацию.

Образовательная технология разноуровневой дифференциации на уроках истории и обществознания направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии заложена идея внутриклассной дифференциации, так как класс комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разноуровневом обучении. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Пример:

I уровень. Установите принцип, объединяющий ряд:

1. Западно-тюрский каганат; Тюргешский каганат; Карлукский каганат.

2. Кыргызы, меркиты,найманы.

3. Куны, половцы, команы.

4. Ягма, булак, ельбори.

II уровень. Заполни пропуски в предложениях.

1. Основатель тюргешской династии каган_________разделил племена на_______________________________________________________________

2. Осёдлое население Жетысу, завоеванное тюрками_____________________

3. Тюрский каганат распался__________________________________________

4. В источниках сVI в. Тюргеши упоминались в составе____________________

5. Судя по древнетюрским руническим памятникам и китайским источникам первой половине VII века, основные кочевья карлукских племен располагались между_______________ и ______озером_________________.

3 уровень. Привести в соответствие.

Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления.     По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.

  Опыт работы учителей истории убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера.

Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.

  В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

  • умение сформулировать  учебно-познавательные проблемы;
  • стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
  • поддерживать  ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям
  • создавать  атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
  • стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.

Пример:

Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, губернатору, мэру города». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуации в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным.

Задания на развитие творческого воображения: Хотели бы вы сами жить в древнем Новгороде? Что бы Вы хотели сделать для его блага?

«Вхождение в образ». Создание карикатуры на тему «Деятельность Временного правительства». Ученики изучают произведения художников – карикатуристов начала 19 века, работают с историческими источниками и создают свой образ этого периода своими глазами. Затем идет защита  мини – проекта и оценка деятельности. Работа над мини – проектом идет в течение двух уроков. Ребенок не только хорошо усваивает новый материал, запоминает и создает образ политиков  периода революции 1917 года, но и находит моменты деятельности Временного правительства и общей политической ситуации, над которыми можно с сарказмом посмеяться.

Рассказы – ловушки.  Можно применять в средних и старших классах. Ошибки в них сделаны сознательно и преднамеренно. Задача, которая ставится перед ребенком – обойти капканы и в ловушки не попасть. Например:

«В 18 веке российское образование перестало быть сословным. Смольный институт, коммерческие школы, Шляхетский корпус были открыты для талантливой и способной молодежи из всех сословий. Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла и пр., оставались по характеру сословными. Огромное значение имело осуществление при Екатерине Великой разделение всей страны на шесть образовательных округов, центрами которых стали университеты (первый университет – Московский – был открыт по инициативе Петра в 1725 году)

2.5.Внеурочная деятельность как инструмент формирования одаренности у детей.

Внеурочная деятельность по истории и обществознанию.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели истории и обществознания,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по истории и обществознанию,

-«Клуб любителей истории»

Факультативы по истории и обществознанию.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Например, факультативы: Личность в истории, Выдающиеся женщины России, Моя малая Родина - Ленинградская область, Государственные символы, Право, Мои права – права ребенка и т.д.

Предметные недели по истории и обществознанию.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели  истории/обществознания у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Пример:

План проведения «Недели права в школе».

Главная цель проведения: привлечь внимание педагогов к формированию у учащихся правовых знаний, способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.

Название мероприятия

Класс

Ответственные

1

Открытие «Недели права в школе»

5-11

2

Лекция-беседа «Право и возраст» 

11

3

Игра-соревнование «Гражданин и право»

8-11

4

Викторина по теме: «Мои гражданские права»

5-7

5

Тематические классные часы « Мои права»

Родительское собрание «Права ребенка в семье»

5-11

6

Конкурс плакатов «Я рисую свои права»

Конкурс буклетов «Помни! Твоя жизнь – в твоих руках!»

5-6

7

7

Викторина «Знатоки права»

8-9

8

Заседание клуба «Правоведы»

9-11

9

Закрытие «Недели права в школе»

5-11

План проведения мероприятий в рамках проекта «Неделя истории в школе, посвященная теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»

Основная цель проведения: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, а также показать учащимся с помощью мероприятий, проводимых в рамках данной недели роль личности в истории.

Название мероприятия

Класс

Ответственные

1

Открытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «История в лицах»

5-11

2

Конференция «Личность в истории древнего мира»

5

3

Викторина «История в лицах»

6

4

Заседание клуба «Историограф» по теме: «Военные деятели России»

Заседание клуба «Историограф» по теме: «Женщины России»

7

8

5

Круглый стол «Роль личности в истории»

9-11

6

Закрытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «Роль личности в истории»

5-11

Исторические театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Пример: «Новый год в русских традициях», «Раз в крещенский вечерок…», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купала», «Путешествие в прошлое», «Путешествие по Средневековью», «Становление государства Российского»,«Окно в Европу»

Олимпиады и конкурсы по  истории и обществознанию.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Условия успешной работы с одаренными детьми:

1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.

3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.

4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:

– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;

– учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;

– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.

III. Заключение.

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что система работы с одаренными детьми обеспечивает профессиональный рост учителя, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет учителю работать в режиме развития. Дети быстро взрослеют, но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиваться их способностям и талантам.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат.

IV.Список литературы:

1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.

2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.

3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.

4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.

5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.

V.Приложение

Этапы  проектирования индивидуального образовательного плана ученика:

1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.

2-й этап– постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.

3-й этап– экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.

4-й этап– реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ. Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения  знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом,  индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане.

            В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

  • Формирование у школьников через интерактивное включение в

учебный процесс критического мышления.

  • Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Стимулирование познавательного интереса.
  • Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов,
  • построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Разноуровневое обучение

  • Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

  • Воспитание творческой личности, подготовленной к решению

сложных проблем в различных областях деятельности.

  • Развитие творческого воображения с целью преодоления

стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

Исследовательские методы обучения

  • Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

  • мыслительных умений и навыков  (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;
  • специальных исследовательских умений и навыков.

Технология «Дебаты»

  • Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления, ведения диалога.

Система инновационной оценки «портфолио»

  • Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

Интерактивное  обучение

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку,точке зрения, позиции.

План работы с одарёнными учащимися 9 - 11 классов,

МКОУ «Новолисинская СОШ – интернат» обществознанию в 2016- 2017 учебном году 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

Знакомство с особенностями ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию в новой форме

сентябрь

Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников

сентябрь -октябрь

Подготовка к муниципальному  этапу Всероссийской олимпиады школьников

октябрь - ноябрь

Индивидуальные занятия по истории и обществознанию

еженедельно

Работа над творческими проектами.

в течение года

Участие в олимпиадах, семинарах, открытых мероприятиях.

в течение  года

Индивидуальная подготовка к ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ

в течение  года

Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности по истории и обществознанию

в течение года

Участие в различных конкурсах (от школьных до Всероссийских)

в течение  года

Индивидуальная подготовка к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию

в течение  года

 

План работы с одарёнными детьми в 2016 – 2017 учебном году учителей истории и обществознания 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

Входное тестирование

сентябрь

Изучение литературы, Интернет - сайтов

в течение года

Индивидуальные консультации.

1раз в неделю (в течение года)

Школьные олимпиады по предмету

октябрь

Анализ результатов олимпиад

октябрь

Районные олимпиады по предмету

ноябрь

Школьный интеллектуальный марафон

февраль

Анализ результатов промежуточной аттестации

1 раз в триместр

Знакомство с особенностями ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию

ноябрь

Участие в предметных олимпиадах

в течение года

Решение задач повышенного уровня сложности (часть С)

в течение года

 Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников

ноябрь-январь

Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Январь - февраль

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 – 2017г. и инструкцией к выполнению работ по истории и обществознанию.

сентябрь

Решение задач повышенного уровня и выполнение алгоритма при написании эссе по обществознанию  в плане подготовки к участию в олимпиадах по истории и обществознанию и при сдаче экзамена в новой  форме ОГЭ и ЕГЭ.

сентябрь-

ноябрь, в течение года

Участие  в олимпиадах по истории, праву, обществознанию, экономике в  2016-2017 учебном году: в Iэтапе – школьном и II этапе Всероссийской олимпиады школьников.

октябрь-ноябрь

Контрольные работы по истории и обществознанию с включением  тестовых заданий с целью подготовки к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

в течение года

Индивидуальный тестовый контроль с целью проверки знаний учащихся.

в течение года

Проведение репетиционной работы в формате ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ

в течение года

Проведение дополнительных занятий и консультаций.

в течение года

 

 

Мероприятие

 

 

Сроки

Дополнительная   работа на уроке.

в течение года

Индивидуальные  домашние задания.

в течение года

Подготовка к школьному туру Всероссийской Олимпиады школьников.

сентябрь

Участие в I туре Всероссийской Олимпиады школьников.

октябрь

Участие во II туре Всероссийской Олимпиады школьников.

ноябрь

Привлечение  к подготовке и проведению круглого стола ко Дню Конституции.(10 - 11 классы)

декабрь

Дополнительные инд.занятия по курсу «Основы права».

в течение года

Работа над частью II в рамках подготовки к ЕГЭ.

в течение года

 

Стимулирование творческой активности через тестирование, творческое проектирование.

в течение года

Подготовка к участию в Общероссийской викторине "Великие битвы в истории"

Ноябрь, февраль

Участие в региональном конкурсе творческих работ "Моя будущая профессия"

Февраль - март

 

Творческий проект   на тему: "Конституция - основной Закон страны"

февраль

Участие в интернет-тестировании по истории и обществознанию

в течение  года

Подготовка и участие в первомэтапе  Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Моя история в истории моей Родины"

сентябрь-январь

Психологическая поддержка (беседы, тестирование).

в течение  года

  Подготовка и защита проектов по истории и обществознанию

в течение  года

   Экспериментальная  работа по истории и обществознанию

в течение  года

Сотрудничество с родителями.

в течение  года

Знакомство с Положением о проведении

ЕГЭ, демонстрационными версиями по обществознанию.

сентябрь

Методические занятия по заполнению бланков ЕГЭ.

в течение  года

Индивидуальные занятия по обществознанию.

еженедельно

Работа с  заданиями повышенного уровня сложности.

в течение  года

Участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, открытых мероприятиях.

в течение  года

Подготовка и защита проектов по обществознанию.

в течение  года

Тестирование.

в течение  года

Подготовка и защита проектов по истории.

в течение  года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время

Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...

Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...

Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...

Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...