СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
проект по истории
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Поэтому, современные тенденции социального развития ставят перед образованием, новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Перед учителем стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Цель проектного задания в этом направлении мы видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Из этой цели вытекают следующие задачи:
- изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
- развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnoe_zadanie_rabota.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА
Санкт – Петербург
2016г
Содержание работы
I.Введение…………………………………………………………………...................2 стр.
II.Основная часть
Создание системы работы с одаренными детьми в контексте историко- культурного стандарта ……………………………………………………………………………….3-16 стр.
2.1.Изучение природы одарённости …………………………………………………3-4 стр.
2.2. Направления одаренности ……………………………………………………….4-5стр.
2.3.Примеры формирования одаренности через уроки истории ………………….5-8 стр.
2.4. Использование современных педагогических технологий……………………8-13 стр.
2.5 Внеурочная деятельность как инструмент формирования одаренности у детей…………………………………………………………………………………….13-16 стр.
III. Заключение…………………………………………………………………………16 стр.
IV.Список литературы…………………………………………………………………16 стр.
V.Приложение……………………………………………………………………….17 - 23 стр.
I.Введение
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В.А. Сухомлинский
В настоящее время ведущим фактором экономического и социального развития общества становятся интеллектуальные и творческие ресурсы человека. В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.
Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.
Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны. Поэтому, современные тенденции социального развития ставят перед образованием, новые задачи, - отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования.
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны.
Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Перед учителем стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением.
Цель проектного задания в этом направлении мы видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей. Из этой цели вытекают следующие задачи:
- изучение научно-методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
- создание системы целенаправленного выявления одарённых и способных детей;
- развитие способностей талантливых детей в урочной и внеурочной деятельности.
II. Создание системы работы с одаренными детьми в контексте историко- культурного стандарта.
2.1 Изучение природы одаренности.
Предложение отбирать и интенсивно обучать одаренных детей, впервые было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одаренных детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности».
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности). Отсюда необходимые условия работы с одаренными:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.
2.2.Направления одаренности.
Поэтому в школе должна реализоваться программа работы с одаренными детьми в двух направлениях:
1. Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
2. Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Работая с одаренным ребенком, следует учитывать следующие особенности:
1. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня.
2. Они критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка.
3. Зачастую ставят перед собой нереалистические цели.
4. Одаренный ребенок более уязвим.
5. Требует к себе особого внимания взрослых.
6. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми по истории и обществознанию:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи,
- наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
- Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Учебная деятельность работы с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми, должна состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности
Урочная деятельность на уроках истории и обществознания:
К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации
- развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
2.3. Примеры формирования одаренности через уроки истории и обществознания.
Проблемно-развивающее обучение
Учитель создает на уроках истории и обществознания ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Пример:
Тема: Либеральный период царствования Александра I (Время великих проектов)
Программное содержание: Внутренняя политика Александра I 1801−1812 гг. Попытки проведения реформ. М.М. Сперанский.
Цель урока: обеспечить активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения основных мероприятий внутренней политики Александра I в первый период царствования.
Задачи:
Учебные:
− Охарактеризовать личность царя;
− Познакомить с деятельностью Негласного комитета и М.М. Сперанского;
− Вызвать представление о необходимости решения крестьянского вопроса и вопроса государственного управления.
Деятельностные:
− Продолжить формировать умения давать характеристику историческому деятелю, моделям преобразований, политике;
− Закрепить умение работать в группах,
− Помогать формировать независимость мышления и навыков самостоятельной работы.
Воспитательные:
− Помочь сформировать отношение к идее реформаторства;
− Показать значение завершённости реформ.
Проблемное задание, в начале урока: Мы знаем, что представляла из себя Российская империя, которую в 1801 году возглавил Александр Павлович. «Дней Александровых прекрасное начало...» − знаменитые слава Пушкина о начале царствования нового государя. Но почему только «начало»? Было ли «продолжение»? И в чём заключалась их привлекательность для образованного общества? И все ли считали эти дни «прекрасными»? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня найти ответ.
Работа в группах. Решение проблемной задачи посредством выполнения разноуровневых заданий.
Проектно-исследовательская деятельность
Одной из новых форм работы с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.
Пример:
Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.
Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.
Распределение задач по группам, поиск информации.
Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.
Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.
Промежуточные обсуждения полученных данных.
Презентация (защита) исследования.
Коллективное обсуждение выводы.
Требования к результатам исследовательских проектов.
Результаты исследовательской работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты исследовательской деятельности:
представляются в виде конкретного «продукта» (доклада, альбома, сборника, плана-карты);
выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля);
содержат соответствующие сноски, примечания, указывающие на источники информации;
рассчитаны на восприятие, как зрителей, так и читателей;
защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;
должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.
Урок-пресс-конференция «Антигитлеровская коалиция во второй мировой войне» можно смоделировать возможную историческую ситуацию накануне Великой Победы – пресс-конференцию «глав» государств – участников коалиции для «журналистов» разных стран, итогом которой становятся-анализ позиций стран антигитлеровской коалиции по важнейшим вопросам второй мировой войны и послевоенного устройства мира.
2.4. Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.
Одной из распространённых технологий обучения на современном уроке по истории или по обществознанию является - игра. Игра - это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор игры. Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслуга игровых технологий учащиеся сами не замечают, как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции.
Пример: игра на уроке обществознания «Суд», или на уроке истории «Суд над Иваном Грозным». Также это могут быть игры в формате «Что? Где? Когда?», «Звездный час» и т.д.
Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации.
На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества.
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания способствует формированию информационной компетентности учащихся, повышению Формы и методы использования информационных технологий на уроках истории
Информационные технологии на уроках истории можно использовать в следующих вариантах:
1) Самый распространенный вид - мультимедийные презентации. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика, познавательной активности и учебной мотивации.
2) Также в педагогической деятельности используются учебно-методические комплекты (диски). Это позволяет нагляднее, красочнее представит учащимся новый материал.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям.
Например: учащимся предлагается к уроку истории по теме «Культура России 18 в.» самостоятельно подготовить презентацию.
Образовательная технология разноуровневой дифференциации на уроках истории и обществознания направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного образования всеми обучающимися с учётом разного уровня физической подготовки и физического развития. В основу образовательной технологии заложена идея внутриклассной дифференциации, так как класс комплектуется из детей разного уровня развития и неизбежно возникает необходимость индивидуального подхода при разноуровневом обучении. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей обучающихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.
Пример:
I уровень. Установите принцип, объединяющий ряд:
1. Западно-тюрский каганат; Тюргешский каганат; Карлукский каганат.
2. Кыргызы, меркиты,найманы.
3. Куны, половцы, команы.
4. Ягма, булак, ельбори.
II уровень. Заполни пропуски в предложениях.
1. Основатель тюргешской династии каган_________разделил племена на_______________________________________________________________
2. Осёдлое население Жетысу, завоеванное тюрками_____________________
3. Тюрский каганат распался__________________________________________
4. В источниках сVI в. Тюргеши упоминались в составе____________________
5. Судя по древнетюрским руническим памятникам и китайским источникам первой половине VII века, основные кочевья карлукских племен располагались между_______________ и ______озером_________________.
3 уровень. Привести в соответствие.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.
Опыт работы учителей истории убедительно показывает, что успешное развитие творческих способностей учащихся невозможно без систематического применения в учебной работе заданий творческого характера.
Творческие задания предполагают применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. В качестве ведущего в организации творческой деятельности учащихся выбран ситуационный метод преподавания, позволяющий использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, принимать нестандартные решения, предвидеть предполагаемые последствия, гибко подходить к достижению намеченных целей.
В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:
- умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;
- стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
- поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям
- создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
- стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.
Пример:
Использование метода неологии (чужие идеи) – «Письмо президенту, губернатору, мэру города». Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что бы я изменил, если бы стал президентом?» Ребенок должен обладать хорошим мировоззрением, знанием политической ситуации в стране, регионе, области, городе. Обладать умениями выразить на бумаге свою политическую позицию, быть убедительным и доказательным.
Задания на развитие творческого воображения: Хотели бы вы сами жить в древнем Новгороде? Что бы Вы хотели сделать для его блага?
«Вхождение в образ». Создание карикатуры на тему «Деятельность Временного правительства». Ученики изучают произведения художников – карикатуристов начала 19 века, работают с историческими источниками и создают свой образ этого периода своими глазами. Затем идет защита мини – проекта и оценка деятельности. Работа над мини – проектом идет в течение двух уроков. Ребенок не только хорошо усваивает новый материал, запоминает и создает образ политиков периода революции 1917 года, но и находит моменты деятельности Временного правительства и общей политической ситуации, над которыми можно с сарказмом посмеяться.
Рассказы – ловушки. Можно применять в средних и старших классах. Ошибки в них сделаны сознательно и преднамеренно. Задача, которая ставится перед ребенком – обойти капканы и в ловушки не попасть. Например:
«В 18 веке российское образование перестало быть сословным. Смольный институт, коммерческие школы, Шляхетский корпус были открыты для талантливой и способной молодежи из всех сословий. Лишь специальные школы, дававшие профессиональную подготовку в области медицины, горного дела, ремесла и пр., оставались по характеру сословными. Огромное значение имело осуществление при Екатерине Великой разделение всей страны на шесть образовательных округов, центрами которых стали университеты (первый университет – Московский – был открыт по инициативе Петра в 1725 году)
2.5.Внеурочная деятельность как инструмент формирования одаренности у детей.
Внеурочная деятельность по истории и обществознанию.
К ней относятся следующие виды деятельности:
- факультативы,
- предметные недели истории и обществознания,
- театрализованные праздники,
- олимпиады и конкурсы по истории и обществознанию,
-«Клуб любителей истории»
Факультативы по истории и обществознанию.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.
Например, факультативы: Личность в истории, Выдающиеся женщины России, Моя малая Родина - Ленинградская область, Государственные символы, Право, Мои права – права ребенка и т.д.
Предметные недели по истории и обществознанию.
Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели истории/обществознания у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.
Пример:
План проведения «Недели права в школе».
Главная цель проведения: привлечь внимание педагогов к формированию у учащихся правовых знаний, способствовать правовому и духовно-нравственному воспитанию школьников.
№ | Название мероприятия | Класс | Ответственные |
1 | Открытие «Недели права в школе» | 5-11 | |
2 | Лекция-беседа «Право и возраст» | 11 | |
3 | Игра-соревнование «Гражданин и право» | 8-11 | |
4 | Викторина по теме: «Мои гражданские права» | 5-7 | |
5 | Тематические классные часы « Мои права» Родительское собрание «Права ребенка в семье» | 5-11 | |
6 | Конкурс плакатов «Я рисую свои права» Конкурс буклетов «Помни! Твоя жизнь – в твоих руках!» | 5-6 7 | |
7 | Викторина «Знатоки права» | 8-9 | |
8 | Заседание клуба «Правоведы» | 9-11 | |
9 | Закрытие «Недели права в школе» | 5-11 |
План проведения мероприятий в рамках проекта «Неделя истории в школе, посвященная теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ»
Основная цель проведения: познакомить учащихся с жизнью и деятельностью ключевых исторических личностей, а также показать учащимся с помощью мероприятий, проводимых в рамках данной недели роль личности в истории.
№ | Название мероприятия | Класс | Ответственные |
1 | Открытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «История в лицах» | 5-11 | |
2 | Конференция «Личность в истории древнего мира» | 5 | |
3 | Викторина «История в лицах» | 6 | |
4 | Заседание клуба «Историограф» по теме: «Военные деятели России» Заседание клуба «Историограф» по теме: «Женщины России» | 7 8 | |
5 | Круглый стол «Роль личности в истории» | 9-11 | |
6 | Закрытие «Недели истории в школе, посвященной теме ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ». Линейка «Роль личности в истории» | 5-11 |
Исторические театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Пример: «Новый год в русских традициях», «Раз в крещенский вечерок…», «Широкая Масленица», «Ночь на Ивана Купала», «Путешествие в прошлое», «Путешествие по Средневековью», «Становление государства Российского»,«Окно в Европу»
Олимпиады и конкурсы по истории и обществознанию.
Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.
Условия успешной работы с одаренными детьми:
1. Осознание важности этой работы каждым членом педагогического коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
3. Признание руководством и коллективом того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в ее работе.
4. Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
– учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдающей от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
– учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
– учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
– учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью неуклонного снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
III. Заключение.
Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
Все вышесказанное позволяет говорить о том, что система работы с одаренными детьми обеспечивает профессиональный рост учителя, способствует развитию творческой активности, повышает мотивацию работать в инновационном режиме, заметно влияет на качество образования и воспитания учащихся, что позволяет учителю работать в режиме развития. Дети быстро взрослеют, но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиваться их способностям и талантам.
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат.
IV.Список литературы:
1. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом// Интернет-журнал Эйдос. - 2007.
2. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя /Н.Б. Шумякова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумяковой – М.; Просвещение, 2006.
3. Амосова И.В. Работа с одаренными детьми: готовимся к олимпиаде по истории// Преподавание истории в школе. 2007. №9. С.51.
4. Баранов П.А., Воронцов А.В. Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде по обществознанию: из опыта петербургской школы// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. №1. С.40.
5. Киселева Н.В. Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания.
V.Приложение
Этапы проектирования индивидуального образовательного плана ученика:
1-й этап – диагностика уровня познавательных возможностей и уровня притязаний школьников в той или иной предметной области. Она может быть осуществлена в предметной деятельности на конкретном тематическом материале, например, в форме конкурса вопросов, обзорного знакомства с темой, выбора учениками заданий разного типа, тестирования.
2-й этап– постановка учеником (с помощью учителя) личностно значимых целей в изучении предмета, определение конечных результатов и формы их представления, составление плана работы, отбор средств и способов деятельности, установление системы контроля и оценки своей деятельности.
3-й этап– экспертиза индивидуального образовательного плана ученика, ее презентация автором.
4-й этап– реализация индивидуального образовательного плана и подведение итогов работы. Результатом реализации может быть контрольная работа, доклад, выступление, реферат, эксперимент, проект, наблюдение, участие в предметной олимпиаде и научно-практической конференции, поступление в ВУЗ. Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуального плана. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением более сложных заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном уровне, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка. Таким образом, индивидуальный образовательный план - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика как в личностном, так и образовательном плане.
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми должны в полной мере учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе технологии работы с классом, в котором есть одарённые дети, безусловно, останавливаюсь на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования.
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология развития критического мышления |
учебный процесс критического мышления.
|
Проектный метод обучения |
|
Разноуровневое обучение |
|
Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ) |
сложных проблем в различных областях деятельности.
стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями. |
Исследовательские методы обучения |
исследовательской культуры школьника:
|
Технология «Дебаты» |
|
Система инновационной оценки «портфолио» |
|
Интерактивное обучение |
|
План работы с одарёнными учащимися 9 - 11 классов,
МКОУ «Новолисинская СОШ – интернат» обществознанию в 2016- 2017 учебном году
Мероприятие
|
Сроки |
Знакомство с особенностями ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию в новой форме | сентябрь |
Подготовка к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников | сентябрь -октябрь |
Подготовка к муниципальному этапу Всероссийской олимпиады школьников | октябрь - ноябрь |
Индивидуальные занятия по истории и обществознанию | еженедельно |
Работа над творческими проектами. | в течение года |
Участие в олимпиадах, семинарах, открытых мероприятиях. | в течение года |
Индивидуальная подготовка к ГИА(ОГЭ) и ЕГЭ | в течение года |
Выполнение индивидуальных заданий повышенного уровня сложности по истории и обществознанию | в течение года |
Участие в различных конкурсах (от школьных до Всероссийских) | в течение года |
Индивидуальная подготовка к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию | в течение года |
План работы с одарёнными детьми в 2016 – 2017 учебном году учителей истории и обществознания
Мероприятие
|
Сроки |
Входное тестирование | сентябрь |
Изучение литературы, Интернет - сайтов | в течение года |
Индивидуальные консультации. | 1раз в неделю (в течение года) |
Школьные олимпиады по предмету | октябрь |
Анализ результатов олимпиад | октябрь |
Районные олимпиады по предмету | ноябрь |
Школьный интеллектуальный марафон | февраль |
Анализ результатов промежуточной аттестации | 1 раз в триместр |
Знакомство с особенностями ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ по истории и обществознанию | ноябрь |
Участие в предметных олимпиадах | в течение года |
Решение задач повышенного уровня сложности (часть С) | в течение года |
Подготовка к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников | ноябрь-январь |
Участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников | Январь - февраль |
Мероприятие
|
Сроки |
Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 – 2017г. и инструкцией к выполнению работ по истории и обществознанию. | сентябрь |
Решение задач повышенного уровня и выполнение алгоритма при написании эссе по обществознанию в плане подготовки к участию в олимпиадах по истории и обществознанию и при сдаче экзамена в новой форме ОГЭ и ЕГЭ. | сентябрь- ноябрь, в течение года |
Участие в олимпиадах по истории, праву, обществознанию, экономике в 2016-2017 учебном году: в Iэтапе – школьном и II этапе Всероссийской олимпиады школьников. | октябрь-ноябрь |
Контрольные работы по истории и обществознанию с включением тестовых заданий с целью подготовки к ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ | в течение года |
Индивидуальный тестовый контроль с целью проверки знаний учащихся. | в течение года |
Проведение репетиционной работы в формате ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ | в течение года |
Проведение дополнительных занятий и консультаций. | в течение года |
Мероприятие
|
Сроки |
Дополнительная работа на уроке. | в течение года |
Индивидуальные домашние задания. | в течение года |
Подготовка к школьному туру Всероссийской Олимпиады школьников. | сентябрь |
Участие в I туре Всероссийской Олимпиады школьников. | октябрь |
Участие во II туре Всероссийской Олимпиады школьников. | ноябрь |
Привлечение к подготовке и проведению круглого стола ко Дню Конституции.(10 - 11 классы) | декабрь |
Дополнительные инд.занятия по курсу «Основы права». | в течение года |
Работа над частью II в рамках подготовки к ЕГЭ. | в течение года
|
Стимулирование творческой активности через тестирование, творческое проектирование. | в течение года |
Подготовка к участию в Общероссийской викторине "Великие битвы в истории" | Ноябрь, февраль |
Участие в региональном конкурсе творческих работ "Моя будущая профессия" | Февраль - март |
Творческий проект на тему: "Конституция - основной Закон страны" | февраль |
Участие в интернет-тестировании по истории и обществознанию | в течение года |
Подготовка и участие в первомэтапе Всероссийского конкурса исследовательских проектов "Моя история в истории моей Родины" | сентябрь-январь |
Психологическая поддержка (беседы, тестирование). | в течение года |
Подготовка и защита проектов по истории и обществознанию | в течение года |
Экспериментальная работа по истории и обществознанию | в течение года |
Сотрудничество с родителями. | в течение года |
Знакомство с Положением о проведении ЕГЭ, демонстрационными версиями по обществознанию. | сентябрь |
Методические занятия по заполнению бланков ЕГЭ. | в течение года |
Индивидуальные занятия по обществознанию. | еженедельно |
Работа с заданиями повышенного уровня сложности. | в течение года |
Участие в олимпиадах, семинарах, конференциях, открытых мероприятиях. | в течение года |
Подготовка и защита проектов по обществознанию. | в течение года |
Тестирование. | в течение года |
Подготовка и защита проектов по истории. | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках татарского языка и литературы и во внеурочное время
Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным ...
Система работы с одаренными детьми на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на Педагогических чтениях в октябре 2012 года...
Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах
Это разработка методического проекта учителя "Создание системы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
В условиях кардинальных изменений в образовательной системе нашей страны фактор учителя в школе становиться особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...