Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в 7 классе
методическая разработка по истории (7 класс)
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, которые проявляются в умении учащихся объединять, переносить и использовать знания в различные жизненные ситуации. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога сегодня - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppt | 2.4 МБ |
formirovanie_metapredmetnyh_kompetentsiy_na_urokah_istorii_v_7_klasse.docx | 54.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мета» – это «над», т.е. общий для всех предметов. Метапредметные компетенции – это освоеннные универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях .
« Для историка не существует источников хороших и плохих, достоверных и недостоверных, в каждом источнике так или иначе отразилась какая-то частичка исторической действительности…» В.Б.Кобрин «Кому ты опасен историк?»
Классификация исторических документов • Повествовательно – описательные документы • Актовые документы • Памятники художественного слова
В 5-6 классах используется простой материал повествовательного и описательного характера; объём - 10-15 строк; в 7-8 классах растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов; в 9-11 классах привлекаются политические, программные документы.
учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь: • Определить тип документа. • Определить время написания документа или историческую эпоху. • Определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе. • Расположить несколько документов в хронологическом порядке.
Учащиеся 7-8-х классов должны уметь: • Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера. • Анализировать документ по предлагаемому плану • Анализировать документ в контексте исторической ситуации. • Использовать документ для доказательства собственного мнения. • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах. • Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.
Урок «Смутное время в исторических источниках и работах историков». (практическая работа).
Цель урока: 1. актуализировать имеющиеся знания основных периодов и событий Смуты и умения практической работы для закрепления темы. 2. сформировать метапредметные умения: целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при решении задачи, анализ текста по вопросам.
Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде. … Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…
Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших . … А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…
Вопросы к документу: 1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты? 2. Какие выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов. 3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отчеству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.
Урок – дебаты «Реформы Петра 1 – благо или зло для России»?
«Эпоха дворцовых переворотов. Правление Анны Иоановны (1730 – 1740 г.г.)»
«Кондиции». Того ради чрез сие наикрепчайше обещаемся, что и наиглавнейшее мое попечение и старание будет не только о содержании, но и крайнем и всевозможном распространении православные нашея веры греческого исповедания, тако жде, по приятии короны российской, в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника ни при себе, ни по себе никого не определить. Еще обещаемся, что понеже целость и благополучие всякого государства от благих советов состоит, того ради мы ныне уже учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия: 1. Ни с кем войны не всчислять. 2. Миру не заключать. 3. Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4. В знатные чины, как в статские, так и в военные, сухопутные и морские, выше полковничья ранга не жаловать, ниже к знатным делам никого не определять, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. 5. У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6. Вотчины и деревни не жаловать. 7. В придворные чины как русских, так и иноземцев без совету Верховного тайного совета не производить. 8. Государственные доходы в расход не употреблять и всех верных своих подданных в неотменной своей милости содержать.
Вопросы к документу: 1. Какие задачи монаршего правления определены в кондициях? 2. Какие ограничения самодержавия определяли кондиции? 3. Почему, на ваш взгляд, большинство дворянства не поддержало авторов кондиций?
Памятка для анализа документа. . Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа (соавтор)? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Какие выводы можно сделать об авторах, исходя из текста? . Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Что можно сказать о дате написания документа и о влиянии времени на текст? 3 Где произошли события , о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события? . Какие факты (фактическая информация) приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? . Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
Предварительный просмотр:
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы стала идея формирования компетенций, которые проявляются в умении учащихся объединять, переносить и использовать знания в различные жизненные ситуации. Это три группы компетенций: личностные, метапредметные и предметные. И, естественно, одна из главных задач педагога сегодня - помочь формированию и развитию предметных и метапредметных компетенций.
Что значит метапредметные компетенции? «Мета» - над, т.е. общий для всех предметов. Универсальность этих компетенций состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, и которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Метапредметные компетенции – это освоенные универсальные способы деятельности, которые учащиеся применяют как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Вот некоторые наиболее важные из них:
регулятивные - управление своей деятельностью; контроль и коррекция инициативность и самостоятельность;
коммуникативные - речевая деятельность, навыки сотрудничества;
познавательные - работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знако-символических средств, общих схем решения, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие.
Методов и приемов, которые мы можем применять для формирования метапредметных компетенций, очень много, но на мой взгляд, одним из эффективных методов, формирующих метапредметные компетенции учащихся, является метод исследования и анализа исторических источников (документов). Практика показывает, что это один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких метапредметных умений и навыков, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Почему я считаю данный метод одним из самых эффективных в формировании метапредметных компетенций? Потому что умение работать с текстом – необходимое условие в рамках любого школьного предмета (русский язык – комплексный анализ текста, литература – произведения, обществознание география, биология – работа с текстом и т.д.). Практика показывает, а ОГЭ и ЕГЭ подтверждают, что наши дети не слишком готовы к выполнению письменных заданий повышенной сложности, они плохо знакомы с историографией, не умеют работать с историческими источниками, не видят ключевые слова, не умеют выделять главное, не умеют сравнивать, затрудняются в выделении существенных сопоставимых признаков, у них посредственно сформирован навык анализа и оценки исторических явлений и событий.
Методисты Студеникин, Вяземский и Стрелова разработали классификацию исторических документов и предложили разделить их на 3 группы:
- Повествовательно – описательные документы: летописи, хроники, мемуары, письма, описание путешествий.
- Актовые документы – это юридические, политические, программные документы (грамоты, законы, указы, прошения, челобитные, росписи, договоры, статистические исследования, программы, речи).
- Памятники художественного слова : мифы, басни, песни, крылатые выражения.
Работа учеников с документом начинается в 5 классе и постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности.
В 5-6 классах используется наиболее простой материал повествовательного и описательного характера; объём его не превышает 10-15 строк;
в 7-8 классах растёт число анализируемых хозяйственных и юридических документов;
в 9-11 классах всё шире привлекаются политические, программные документы.
Так, учащиеся 5-6-х классов при работе с историческими документами должны уметь:
•Определить тип документа.
•Определить время написания документа или историческую эпоху.
•Определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого автора к социальной группе.
•Расположить несколько документов в хронологическом порядке.
(11,12 слайд).
Работа учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер. Ученики данных классов должны уметь:
• Составить вопросы к документам более глубокого аналитического характера.
• Анализировать документ по предлагаемому плану (более сложный план).
• Анализировать документ в контексте исторической ситуации.
• Уметь использовать документ для доказательства собственного мнения.
• Уметь проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких исторических документах.
• Уметь выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких документов.
Перехожу от теории к практике.
Урок закрепления изученного материала можно полностью построить на практической работе с историческими документами.
Тема урока «Смутное время в исторических источниках и работах историков» (практическая работа)
цель повторения (для учителя) – актуализировать имеющиеся знания основных периодов и событий Смуты и умения практической работы для закрепления темы;
Цель урока (для учащихся) сформировать с помощью технологий групповой работы и осмысленного чтения текста:
Личностные умения: формирование гражданской идентичности, формирование позиции на основе прочитанного к событиям отечественной истории, формирование когнетивной компетентности на основе осмысленного чтения;
Предметные умения: установление причинно-следственных связей в ходе ответов на вопросы, использование предметных понятий, знания хронологии основных событий изучаемого периода, работа с исторической картой.
Метапредметные умения: целеполагание, определение последовательности деятельности, взаимодействие при решении учебной задачи, анализ текста по вопросам.
задачи – повторить понятия, даты хронологических периодов Смуты, показать на карте основные объекты, ответить на вопросы домашнего параграфа.
Формы работы учащихся: устный фронтальный опрос с использованием карточек с понятиями и датами, работа с картой, ответы на вопросы домашнего параграфа.
2. Переход к практической работе через постановку задач практической работы, инструктажа по технологии смыслового чтения. Согласно этой технологии, обучающиеся должны в задании различными знаками (+ или !) обозначить, что из приведенного в тексте о данном событии им уже знакомо, а что они узнали нового.
3. Определение групп по три человека, распределение обязанностей в группе и общего хода работы. В группе определяется ответственный за сбор всей информации и её обработки, тот, кто будет представлять работу в публичном ответе и тот, кто оценить вклад каждого участника в работу группы.
4. Выполнение заданий по группам, взаимообучение и взаимодействие в группах.
Учитель выступает в роли консультанта.
5. Ответы групп на вопросы к своим заданиям. Рефлексия.
Приложение №1
Практической работа
«Смутное время в работах историков и
исторических источниках».
ЗАДАНИЕ № 1.
Прочитайте внимательно отрывки из документов и ответьте на вопросы к ним.
Из «Нового летописца». Запись о начале восстания и его характере и вожде
…Бысть в лето 7115 году (1606 г.) собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними не пристаху украинские посацкие люди, и стрельцы, и казаки и начаша по градом воеводы имати и сажати по темницам. Бояр же своих домы разоряху…. В них бысть старейшим… Ивашка Болотников…
Из «Карамзинского хронографа». Сведения о предводителях восставших.
… А начальники у тех воров были воеводы: у резанцев – воеводы Григорей Федоров сын Сунбулов, да Прокофей Петров сын Ляпунов, а с тулены и с коширяны и с веневичи Истома Пашков, а на Веневе был сотник; а с колужены и со олексенцы и с иными городами – Ивашко Болотников, князя Ондрея Телятевского холоп…
1. О каком событии идет речь в этих документах, назовите его даты?
2. Какие выводы о характере восстания и составе его участников можно сделать на основе этих исторических источников? Что вам уже известно о восстании, а что нового вы узнали из документов.
3. Чем объяснить, что летописец называет Сунбулова и Ляпунова по имени и отчеству, Пашкова только по имени, а Болотникова даже полуименем – не «Иван», а «Ивашка»? Свои суждения обоснуйте.
ЗАДАНИЕ № 2.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из работы С. М. Соловьева «Взгляд на историю установления
государственного порядка в России до Петра Великого»
… Но в начале XVII века для московского боярства настало время хуже времени Грозного… Явились два царя, два двора; кто не мог получить высшей чести при одном дворе, переходили к другому; Тушино наполнилось людьми разного происхождения, которые там искали случая подняться. Когда Тушино рассыпалось, эти люди забежали под Смоленск к королю Сигизмунду, предложили ему свои услуги… Бояре крепко держались за королевича, но земля не хочет его, увидев за ним старого короля с изуитами; земля встала, выставила ополчение для борьбы с поляками и казаками…
1. О каких событиях идет речь в работе историка, назовите даты этого события?
2. О каких царях идет речь в тексте?
3. Назовите перечисленные в тексте события и явления этого исторического периода. Что вам было уже известно о событиях, связанных с периодом Смуты, а что нового из источника вы узнали?
ЗАДАНИЕ № 3.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина
В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошел всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоганна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов. Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства… Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным…
Вам самим известно, что в прошлом году Карл Ходкевич приходил со всем полевым войском; Сапега был тоже с большим войском, и сидели в Москве, и с Зборовским и со многими другими полковниками; много было тогда польского и литовского войска; никогда прежде не бывало столько ваших людей, и однако мы, надеясь на милость Божию, не убоялись множества польских и литовских людей, а теперь вы сами видели, как гетман пришел и с каким бесчестьем и страхом он ушел от вас. Сдайтесь нам пленными…»
1. К какому веку относится этот документ? Какой самозванец появился в это время? С какими событиями связан этот документ?
2. Используя текст документа, укажите, почему интервенты оказались в Москве и в каком положении они там находились. Определите, что нового вы узнали из данного источника по изучаемым событиям.
3. Используя текст документа и знания по курсу истории, укажите роль народа в борьбе с иноземными захватчиками. Назовите не менее трех событий, связанных с этой борьбой.
ЗАДАНИЕ № 4.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из произведения Н. И. Костомарова
«О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия»
… Борис в первые годы своего царствования был добрым государем и был бы, может быть, долго таким же, если б несчастное углицкое дело не дало о себе знать. Воспоминание о нем облеклось таинственностью, которая породила легенду, что Дмитрий не зарезался и не зарезан, а спасся от убийцы и где-то живет… Борис сделался тираном, возбудил против себя ненависть, а с ненавистью возрастала уверенность в существовании Дмитрия и явилась надежда на его появление.
1. О каких событиях идет речь, назовите даты упомянутых событий? Определите, что вам уже известно об описанных событиях, а что нового вы узнали.
2. Как характеризует историк в этих событиях Бориса Годунова?
3. Какую роль «угличское дело» сыграло в причинах Смуты?
ЗАДАНИЕ № 5.
Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы к нему.
Из работы Г. В. Абрамовича «Князья Шуйские и российский трон»
…Поражение на реке Пахре несколько ослабило силы Болотникова, однако после того, как к нему примкнули рязанские дворяне во главе с Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым, а затем веневские служилые люди, которыми командовал сотник Истома Пашков, войско вновь увеличилось, и после взятия Коломны, соединившись на Оке, восставшие подошли к Москве и стали лагерем в селе Коломенском и в Загорье… Почувствовав слабость царя, на сторону Болотникова переходят Малый Ярославец, Боровск, Можайск, Руза, Волоколамск, Ржева, Зубцов и Старица. Затем движение начинает распространяться и на народы Поволжья, на города Арзамас, Алатырь и Свияжск…
1. Какое событие описано в тексте, назовите его даты? Определите, что вам уже знаете о данном событии, а какая информация для вас является новой?
2. Какой вывод о социальном составе армии восставших можно сделать на основе текста?
3. Сделайте выводы о масштабах восстания на основе документа. Ответ обоснуйте.
Следующий урок –
урок – дебаты «Реформы Петра 1 благо или зло для России?»
В классе заранее выделяется 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра».
( Перед учащимися ставится проблема в виде темы урока, для решения которой им нужно изучить первоисточники с разными точками зрения на этот вопрос, проанализировать и сделать выводы).
Они получают задание оформить свое отношение к Петру Первому в виде таблицы.
Кто же был Пётр Великий? Тиран или реформатор? В чем он был прав и в чем он был виноват – вот главные вопросы нашей дискуссии.
. Перед вами рабочие листы, вы должны по ходу знакомства с документом выделить доказательство того, что Петр I является великим реформатором, либо тираном.
Петр – реформатор.
Политика. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. 24 января 1722 года была введена «Табель о рангах», которая вводила новую классификацию служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения, таким образом, на место ставилась аристократическая иерархия породы, родословной книги.
Экономика. При Петре был значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его. Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились новые виды мануфактуры: текстильная, химическая, кораблестроения.
Армия. Объявлено указом 1699 года о начале рекрутского набора. В период с 1699 по 1725 годы было были сформерованны армия (318 тыс. человек, вместе с казачьими частями) и флот. Армия была с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов. Россия имела и военный флот, и торговый.
Строительство Санкт-Петербурга
Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложил крепость на одном из островов в дельте Невы.В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.
К вопросу о религии. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
Образование и наука. При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке. Петр обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.
Не считаете ли вы, что петровские мануфактуры, использующие труд подневольных людей, не являются прогрессивными капиталистическими предприятиями? 2. Не считаете ли вы, что в результате административной реформы, сложилась громоздкая, бюрократическая система управления страной? Какие изменения произошли в армии, экономике, политике в период правление Петра Великого?
«Петр I не является великим реформатором».
Политика. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, увеличилось количество чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Социальная сторона. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии).Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказание. Например, Стрелецкого бунт 1698 года был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да и то их кнутами избили. В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек.
Строительство Санкт-Петербурга. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Крепостные широкомасштабно использовались для работы в проекте. Считается, что около 30 000 умерло при строительстве.
Церковь. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву.Реформа Синода церкви: Когда умер в 1700 году патриарх Адриан Петр запретил избирать ему преемника. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", подчинявшаяся Сенату. Государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих.
Старообрядчество. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. За неповиновение ссылали на каторгу как врагов церкви и государства.
Культура. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в евпропейцев проводилось насильственными методами. Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Петр открыто презирал все народные обычаи. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.
Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород? Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта являются прогрессивными явлениями в культуре? Как вы думаете, можно ли стать России великой империей без сильной армии? Кто должен ее содержать? Какие действия мог бы Петр предпринять для достижения своей цели или от каких действий воздержаться Были ли возможны альтернативные действия?"
Итак, вы, как истинные историки, к какому выводу пришли при изучении документов. Был ли Петр I злым и коварным, безнравственным и алчным или Петр гений русской земли, великий реформатор.
Петр был реформатором | Петр был тираном |
1.Четкая структуру государственного управления | 1.Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений. |
Подведем итог: у нас получились два почти одинаковые столбика. Какой вывод напрашивается? Попрошу высказать свое мнение(выслушиваются ответы учащихся)
Как вы думаете, а была ли альтернатива развития России, необходимо ли было применять столь радикальные меры?
Приложение №2.
Петр I является великим реформатором.
Карточка ученика(цы)______________________
Политика. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I, Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату. Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли к началу XVIII века был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью. Боярская Дума была многочисленной, практически не созывалась и считается историками малоэффективным учреждением. Был введена «Табель о рангах». Роспись чинов 24 января 1722 г., Табель о рангах, вводила новую классификацию служащего люда. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества, ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги, на место аристократической иерархии породы, родословной книги. В одной из статей, присоединенных к та- бели, с ударением пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения: людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут "и за оные характера ("чести и чина", по тогдашнему словотолкованию) не получат"
Экономика. Самым примечательным явлением в экономике конца XVII-начала XVIII века стал значительный рост крупной мануфактурной промышленности. К 1725 году в России было 220 мануфактур (а в 1690 г. только 21), т.е за 30 лет промышленность страны выросла в 11 раз. Выплавка чугуна увеличилась в 5 раз, что позволило начать экспорт за границу. При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).Экономическую деятельность Петр I основывал на политике меркантилизма (стимулирование экспорта и ограничение импорта). В 1726 году экспорт составил 4,3 млн. руб., а импорт – 2,1 млн. руб. В 1724 году вышел Таможенный тариф (вводились низкие пошлины на экспорт и высокие на импорт – 75% от стоимости).Строились Металлообрабатывающие заводы на Урале, в Карелии, близ Тулы. Если до начала XVIII в, Россия ввозила железо из-за границы, то к концу царствования Петра I страна стала продавать его.Были открыты месторождения медной руды. (Урал.)Появились мануфактуры, связанные с производством полотна, канатов, сукна. Причем текстильная промышленность фактически создавалась заново. Новой отраслью промышленности было кораблестроение (г. Воронеж, г. Санкт- Петербург.)
Армия. Построения постоянной армии было объявлено указом 1699 года. В период с 1699 по 1725 годы было проведено 53 рекрутских набора, которые дали армии и флоту 280 тыс. человек. Система рекрутских наборов складывалась в течение пяти лет, и к концу царствования Петра I общая численность армии составляла 318 тыс. человек (вместе с казачьими частями). Так сложилась регулярная армия с единым принципом комплектования, единообразным обмундированием и вооружением. Одновременно с созданием армии продолжалось строительство флота. До 1702 года в Воронеже было построено 28 кораблей, 23 галеры и множество мелких судов. С 1702 года на Балтике, на реке Сясь уже строились корабли. Ко времени Гангутской битвы (1714) был создан Балтийский флот из 22 кораблей, 5 фрегатов и множества мелких судов.
Строительство Санкт-Петербурга
Царь Пётр I основал город 16 (27) мая 1703 заложив крепость на одном из островов в дельте Невы. Город был назван в честь святого апостола Петра. В1712 столица России была перенесена из Москвы в Петербург. Город официально оставался столицей до 1918.
К вопросу о религии. Царь Петр I провозгласил принцип веротерпимости в государстве. Им широко воспользовались в России разные вероисповедания: римско-католическое, протестантское, магометанское, иудейское.
Образование и наука. Петр I с большим вниманием относился к образованию и науке. Он не только обязал учиться грамоте всех дворянских детей, не только посылал многих учиться за границу, но и открыл школы и училища в Москве и в Петербурге: морское, инженерное училища, артиллерийскую школу. По приказу Петра началось издание первой в России печатной газеты. Она называлась “Ведомости” и выходила в Петербурге с 1702 года. Для облегчения чтения и письма в 1708 году он провел реформу русского алфавита, значительно упростив его. В1719 году Петр основал первый в стране музей-Кунсткамеру. И, уже в конце своей жизни, 28 января 1724 года Петр I издал указ об учреждении в России Императорской aкадемии наук.
Личность Петра. Петр сам принимал всегда во всех мероприятиях непосредственное участие. Спуск на море нового судна был праздником для царя. Петр работник, Петр с мозольными руками – вот олицетворение всего русского народа в так называемую эпоху преобразования. Воспоминания датского посланника Юлия Юста: «Я отправился на адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней (основные брусья в корпусе у корабля). Царь, как главный корабельный мастер распоряжался всем, рубил топором, коим владеет искуснее, нежели плотники. Сделав распоряжение, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его: “Надевать ли?”, – и по получении утвердительного ответа надел её. Такое почтение царь высказывает всем старшим по службе лицам». При Петре I Россия стала могущественной европейской державой.
«Петр I не является великим реформатором».
Карточка ученика(цы)______________________
Политика. Проведенные Петром I административные реформы привели к увеличению различных должностных преступлений, в связи с чем в 1722 году были созданы специальные инстанции (фискали, прокуратура) и введена должность генерал-прокурора, что привело к очередному увеличению количества чиновников и расходов на их содержание. Бремя налогов пало на плечи народа. Все преобразования в стране, в т.ч. Северная война, ухудшали экономическое положение населения, поскольку требовали огромных материальных расходов. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе, государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.).
Социальная сторона. Реформы Петра I привели к усилению крепостного права. Указ Петра I 1721 года разрешал мануфактуристам покупать к заводам деревни с крестьянами. Указ запрещал продавать заводских крестьян отдельно от завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов. На ухудшение своего положения народ ответил сопротивлением.(Астраханское восстание, восстание К. Булавина, Восстание в Башкирии)
Стрелецкое восстание 1698 — восстание московских стрелецких полков, вызванное тяготами службы в пограничных городах, изнурительными походами, притеснениями со стороны полковников. Стрелецкого бунт 1698 года был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Пётр Алексеевич сказал: “А смерти они достойны за неповинность, что забунтовали”. Ещё ведь и следствие закончено не было, а уже приступили к казни. Пётр первый и сам участвовал в них и даже выражал недовольство, когда бояре без должной сноровки рубили головы мятежникам. Александр Меньшиков как хвастался: “ Я лично отрубил голову 20 стрельцам”. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да Ии то их кнутами избили. В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек.
Строительство Санкт-Петербурга. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр даже запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определенное количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве. Крепостные широкомасштабно использовались для работы в проекте. Считается, что около 30 000 умерло при строительстве.
Церковь. Все реформы делались для народа и во имя народа…Но какова цена этого? Чем платили люди за это? Царь посягнул на самое светлое, что есть на Руси – на церковь Божью! Церковь всегда помогала народу, давала надежду, веру. Петр повелел снять колокола с церквей, т.к. не хватала металла на оружие для армии, до 30 тысяч пудов колокольной меди было свезено тогда в Москву. Каждый пятый храм остался без языка.
Реформа Синода церкви: Когда умер в 1700 году патриарх Адриан Петр запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции "местоблюстителя патриаршего престола". В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаяся Сенату. Параллельно с этим государство усилило контроль за доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную часть их на строительство флота, содержание армии, школ и др. Запрещалось создание новых монастырей, ограничивалось число монахов в существующих
Старообрядчество. Старообрядцы не имели свободы в родном отечестве. В царствование Петра их уже не сжигали массами, но отдельные случаи сожжения и других смертных казней были не редки. Царь Петр дозволил старообрядцам открыто жить в городах и селениях, но обложил их двойным налогом. Брали налог с каждого мужчины за ношение бороды, брали с них штраф и за то, что священники совершали у них духовные требы. Словом, старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Однако никакими гражданскими правами в государстве они не пользовались. Старообрядцы делились на так называемых «записных» и «незаписных». Записными назывались те, кто состоял на особом учете и платил двойной налог; незаписные жили тайно, их ловили и ссылали на каторгу как врагов церкви и государства, несмотря на то, что они были самыми верными сынами своего отечества.
Культура. Стремление Петра I превратить в одночасье россиян в европейцев проводилось насильственными методами. Бритье бород, введение одежды европейского образца. Несогласным угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Много лет спустя это обернулось недоверием крестьянства к любому человеку из «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Петр открыто презирал все народные обычаи. Он сбросил парчовые царские одежды, нарядился в иноземные камзолы. Законную царицу заточил в монастырь….Брадобритие по понятию русских было грехом. Сам Христос носил бороду, носили бороды и апостолы, бороду должны носить и все православные. Только еретики бреют бороду. Петр, вернувшись из Европы приказал насильно брить бороды и носить иноземное платье. У городских застав находились специальные соглядатаи, которые отрезали у прохожих и проезжих бороды и обрезывали полы у длинной национального покроя одежды. У сопротивлявшихся бороды просто вырывались с корнем. 4 января 1700 года всем жителям Москвы было приказано одеться в иноземные платья. На исполнение приказа было дано два дня. На седлах русского образца было запрещено ездить. Купцам за продажу русского платья был милостиво обещан кнут, конфискация имущества и каторга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формированиеметапредметных компетенций на уроках литературы
Формирование метапредметных компетенций на уроках литературы....
Презентация "Формирование метапредметных компетенций на уроках информатики"
Метопредметные компетенции – это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовате...
«Формирование метапредметных компетенций на уроках ОБЖ в рамках внедрения ФГОС ООО»
Методический семинар...
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направ...
Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС
Выступление на ГМО учителей истории на тему: "Формирование метапредметных компетенций на уроках истории в рамках внедрения ФГОС...
презентация Развитие метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания через технологию смыслового чтения(мастер-класс)
Использование приемов технологии смыслового чтения на уроках истории и обществознания...
Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания
В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка направи...