Методические материалы
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Методические материалы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_gieo_metodicheskie_rekomendatsii_2020.docx | 103.67 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
«Об особенностях преподавания истории
в общеобразовательных организациях Саратовской области
в 2020/2021 учебном году»
Авторы-составители:
В.Г. Петрович, к. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»;
Ж.В. Яковлева, к. ист. наук, ассистент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»;
Е.В. Аристархова, ст. преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»;
Саратов
2020
Данное методическое письмо предназначено для оказания методической помощи учителям истории в преподавании предмета в 2020-2021 учебном году. Письмо включает такие разделы как «Нормативно-правовые документы», «Особенности преподавания истории в 5-9 и 10-11 классах», «Учебно-методическое обеспечение преподавания истории в 5-11 классах» и т.д.
Методическое письмо раскрывает особенности преподавания истории в очном и дистанционном формате, им могут воспользоваться преподаватели и руководители общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и другие заинтересованные лица.
Петрович В.Г., к. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»
e-mail: petro51@mail.ru
Яковлева Ж.В., к. ист. наук, ассистент кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»
e-mail: zhanna.yakovleva2015@yandex.ru
Аристархова Е.В., ст. преподаватель кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО»
e-mail: istorik2017@mail.ru
© Министерство образования Саратовской области, 2020
© ГАУ ДПО «СОИРО», 2020
СОДЕРЖАНИЕ
Нормативно-правовые документы» ….…………………………………………… 4
Особенности преподавания учебного предмета «История» в 5-9 и 10-11 классахв соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО ..…......................................................... 6
Учебно-методическое обеспечение преподавания истории в 5-9 и 10-11 классах в 2020-2021 учебном году…….……..………………………………………………. 10
Деловая документация учителя истории …………………………………………. 18
Порядок заполнения предметных страниц классных журналов ..……………… 20
Организация работы по индивидуальным проектам для обучающихся 10-11 классов..…………………………………………………………….………………. 21
Организация внеурочной деятельности..…………………. ………………………22
Электронные образовательные ресурсы (в том числе возможность использования при организации дистанционного обучения)………………………………………23
Подготовка обучающихся к прохождению ГИА……..………………………….. 23
Подготовка обучающихся к участию в международных мониторинговых исследования качества образования ..…………………………………………… 24
Нормативно-правовые документы
Преподавание учебного предмета «История» в 2020/2021 учебном году в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и методическими рекомендациями:
Федеральные документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями). Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/.../приказ%20Об%20утверждении%201897.rtf.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/.
- Приказ Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями). Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/1a542c2a47065cfbd1ae8449adac2e77/.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/9663b79524bb4128287cbfed07d4b657
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2019 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_354100/
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.11.2019 № 632 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73107368/
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работниковобразования». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_105703/.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111395/.
- Постановление Главного государствпенного санитарного врача Российской Федерации № 16 от 30.062020 года «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфроструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Режим доступа: https://soiro.ru/sites/default/files/2020/3_postanovlenie_sanitarno-epidemiologicheskie_pravila_glavnogo_gosudarstvennogo_sanitarnogo_vracha_rossii_ot_30.06.2020.pdf
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2012 № АП-147/07 (с изменениями от 21.10.2014) «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15 в ред. протокола от 28.10.2015 №3/15).
- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 №2/16-з).
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. №03-413 «О методических рекомендациях по организации элективныхкурсов».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015г.№ 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественнойистории Режим доступа: (http://histrf.ru/biblioteka/book/istoriko-kul-turnyi-standart, http://school.historians.ru/wp-content/uploads ).
Региональные документы
- Закон Саратовской области «Об образовании в Саратовской области (с изменениями на 26 марта 2020 года) от 26.03.2020 № 22-ЗСО.
Особенности преподавания учебного предмета «История»
в 5-9 и 10-11 классах в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) и среднего общего образования (ФГОС СОО)
В 2020/2021 учебном году изучение учебного предмета «История» в 5–9-х классах осуществляется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО); в 10-11-х классах – на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО).
Таким образом, в 2020/2021 учебном году в 5–11-х классах изучение истории организуется в рамках хронологических периодов линейной модели исторического образования.
Таблица 1
Хронологические рамки исторических периодов линейной модели школьного исторического образования
Класс | Всеобщая история/История России |
5 | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (IV тыс. до н.э. – 476 г. н.э.) |
6 | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (VI–XV вв.) / ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ (VIII–XV вв.) |
7 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI–XVII вв.). От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции / РОССИЯ В XVI–XVII вв. От великого княжества к царству |
8 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII в.) / РОССИЯ В КОНЦЕ XVII–XVIII вв. От царства к империи |
9 | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XIX–начало XX вв.)/ РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (XIX–начало XX вв.) |
10–11 | НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ (1914 г.–начало XXI в.)/ РОССИЯ (1914–2020 гг.) |
В 2020/2021 учебном году завершается переход обучающихся 10-х классов на изучение учебных предметов, в т.ч. «Истории» в соответствии с требованиями ФГОС СОО. Организация учебного процесса на основе ФГОС СОО является обязательной во всех образовательных организациях, независимо от подчинения и формы собственности.
Инструментом для реализации ФГОС СОО является основная образовательная программа (далее – ООП) образовательной организации. ООП разрабатывается образовательной организацией в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ[1].
ФГОС СОО включает три группы требований:
– к результатам освоения обучающимисяООП;
– к структуре ООП;
– к условиям реализации ООП.
ФГОС СОО сохраняет преемственность с ФГОС ООО в требованиях к результатам освоения обучающимися ООП: личностным, метапредметным, предметным.
Методологической основой ФГОС СОО является системно-деятельностный подход.
В соответствии с ФГОС СОО предметная область «Общественные науки» включает учебные предметы: «История»[2] (базовый и углубленный уровни), «География» (базовый и углубленный уровни), «Экономика» (базовый и углубленный уровни), «Право» (базовый и углубленный уровни), «Обществознание» (базовый уровень), «Россия в мире» (базовый уровень).[3]
В ФГОС СОО, примерных учебных планах Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее – ПООП СОО)для 10–11-х классов в предметной области «Общественные науки» указаны два обязательных для изучения на базовом уровне самостоятельных учебных предмета – «История», «Россия в мире». Изучается только один из этих предметов.
ПООП СОО определяет:
Место учебного предмета «История»
«История» изучается на уровне среднего общего образования в качестве учебного предмета в 10–11-х классах.
– Структурно предмет «История» на базовом уровне включает учебные курсы по всеобщей (Новейшей) истории и отечественной истории периода 1914–2015 гг. – «История России».
Предмет «История» на углубленном уровне включает в себя расширенное содержание «Истории» на базовом уровне, а также повторительно-обобщающий курс «История. Россия до 1914 года», направленный на подготовку к государственной итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы[4].
Место учебного предмета «Россия в мире»
«Россия в мире» изучается на базовом уровне и включает в себя обязательный учебный курс «Россия в мире», а также возможные элективные курсы, разработанные в его развитие по выбору образовательной организации. Курс «Россия в мире» в части истории Новейшего времени совпадает по содержанию с курсом «История» (базовый уровень)[5].
Содержание учебного предмета «История» в 10–11-х классах предусматривает изучение новейшей истории XX–начала XXI в. Именно в этот период происходили все ключевые события, определившие как современную международную ситуацию, так и особенности отечественной истории.В заданиях ЕГЭ вопросы истории XX–начала XXI веков занимают приоритетное место (50 %). Поэтому в целях эффективной подготовки обучающихся к ЕГЭ и их конкурентоспособности при поступлении в вузы требуется более детально изучать в школах историю именно этого периода.
Учебный предмет «Россия в мире» представляет собой цивилизационный подход в осмыслении исторических эпох с древности до начала XX в. События/процессы XX в. не рассматриваются. Поэтому учителю необходимо разработать дополнительно программу элективного курса по изучению данного исторического периода.
Исходя из вышеизложенного, рекомендуем на уровне среднего общего образования изучение учебного предмета «История».
В соответствии с ПООП СОО на обязательное изучение учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования на базовом уровне в 10–11-х классах отводится 140 (70/70) часов, из расчета 2 часа в неделю при 35 учебных неделях; на углубленном уровне – 280 (140/140) часов, из расчета 4 часа в неделю при 35 учебных неделях. Образовательная организация составляет учебный план исходя из своего календарного графика на текущий учебный год.
ПООП СОО не задает жесткого объема содержания образования, не разделяет по годам обучения, предоставляя тем самым возможность педагогам самостоятельно планировать изучение учебных предметов.[6]
В официальном ответе Министерства просвещения РФ на наш запрос подчеркивается:
«Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам (далее – образовательные организации), разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Согласно статье 28 Федерального закона образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной деятельности.
Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
Учебный план среднего общего образования является одним из основных механизмов, обеспечивающих достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Учебные планы определяют состав и объем учебных предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения».
В целях повышения качества преподавания истории, тщательного (детального) изучения регионального компонента, осуществления эффективной подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации рекомендовано организовать изучение истории в линейной модели обучения на уровне среднего общего образования следующим образом:
Таблица 2
Распределение курсов истории в 2020-2021 и в 2021-2022 учебных годах
Годы | Класс | Курсы |
2020-2021 | 10 | История России, всеобщая история в хронологических рамках 1914-1945 гг. |
2021-2022 | 11 | История России, всеобщая история в хронологических рамках 1945-2020 гг. |
Предлагаем примерное распределение часов на изучение предмета «История» по темам и курсам:
Таблица 3
Распределение часов на изучение предмета «История» по темам и курсам:
10 класс 2020-2021 уч. год | 11 класс 2021-2022 уч. год | ||
Название тем | Часов | Название тем | Часов |
Введение | 1 | Введение | 1 |
Россия в Первой мировой войне | 3 | Послевоенный период (1945-1953) | 7 |
Революция и Гражданская война | 8 | «Оттепель» (1953-1964) | 7 |
СССР в годы НЭПа (1921-1928) | 8 | Кризис советской системы (1964-1985) | 8 |
Сталинский социализм: СССР в 1929-1941 гг. | 8 | Перестройка и распад СССР 1985-1991) | 8 |
Великая Отечественная война | 15 | Становление новой России | 10 |
Региональный компонент | 3 | Региональный компонент | 5 |
Всеобщая история | 24 | Всеобщая история | 24 |
Итого часов | 70 | Итого часов | 70 |
В связи с тем, что в 2019-2020 учебном году абсолютное большинство школ области в 10-х классах изучили историю России с 1914 до 2018 гг., возникают закономерные вопросы о содержании курса истории в 11-х классах 2020-2021 учебного года.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего образования в 11-х классах базового уровня обучения возможна замена предмета «История» предметом «Россия в мире», хронологически с древнейших времен до 1914 года.
Таблица 4
Предмет «Россия в мире» в 2020-2021 учебном году
Годы | Класс | Курсы |
2020-2021 | 11 | История России, всеобщая история в хронологических рамках с древнейших времен до 1914 года (углубленный уровень изучения) или курс «Россия в мире» с древнейших времен до 2018 гг. – базовый уровень изучения. Однако, в связи с исключением учебников «Россия в мире» из Федерального перечня, повторительно-обобщающий курс истории России с древнейших времен до 1914 года рекомендуется и на базовом уровне обучения. |
Предложенная схема изучения предметов «История» и «Россия в мире» позволит улучшить качество исторического образования в регионе, глубже подготовить старшеклассников к написанию Всероссийской проверочной работы по истории в 11-м классе, которая включает вопросы по истории страны с древнейших времен и вопросы по региональной истории.
Учитывая важность изучения периода 1914–1941 гг. и темы «Великая Отечественная война. 1941–1945гг», в 11-х классах в 2020-2021 учебном году необходимо предусмотреть возможность организации уроков повторения по данным вопросам.
Учебно-методическое обеспечение преподавания истории
в 5-9 и 10-11 классах
Преподавание истории в 5-11 классах осуществляется на основе учебников «История России» и «Всеобщая история» линейной модели изучения предмета, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом министерства просвещения РФ № 345 от 28.12.2018 года, с изменениями и дополнениями в приказах №№ 233 от 08.05. 2019 года, 249 от 18.05.2019 года и № 632 от 22.11. 2019 года.
Обращаем внимание, что действие п.4 приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345, предусматривающего возможность организациям, осуществляющим образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, использование в течение трех лет учебников из федерального перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253,утратило силу.
Использование учебников концентрической модели изучения истории недопустимо.
При выборе учебников необходимо соблюдать преемственность внутри предметных линий и работать по одной содержательной линии учебников.
Целесообразно в рамках одногоуровня школьного образования выбирать учебно-методический комплекс по предмету «История» (по курсам «История России» и «Всеобщая история») одного издательства, так как каждая предметная линия учебников имеет свои цели, задачи, принципы и особенности, а также сохраняет преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. При переходе с одного уровня обучения на другой допускается изменение предметной линии учебников.
Обращаем внимание: в10–11-х классах используются учебники 10 класса «Всеобщей истории» и «Истории России» линейной модели изучения истории, т.к. издательства создавали учебники на основе Концепции по отечественной истории, предусматривающей завершение изучения периода новейшей истории в 10 классе. Это необходимо учесть при составлении календарно-тематического планирования.
Обращаем внимание, что в Федеральный перечень включены учебники всеобщей истории линейной модели на уровне основного общего образования издательств «Просвещение» (две линии УМК) и «Русское слово», на уровне среднего общего образования– издательств «Просвещение» (две линии), «Русское слово» и «Дрофа» (смотрите таблицу 5).
Таблица 5
Учебники истории, включенные в Федеральный перечень
Порядковый номер учебника в Федеральном перечне | Наименование линии УМК | Автор/авторский коллектив УМК | Классы | Наименование издания УМК | Примечание |
Основное общее образование | |||||
1.2.3.1 История России | |||||
1.2.3.1.1.1– 1.2.3.1.1.4 | История России | Андреев И.Н.–Волобуев О.В. | 6–9 | ООО ДРОФА | |
1.2.3.1.2.1– 1.2.3.1.2.4 | История России | Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. под ред. Торкунова А.В. | 6–9 | АО Издательство «Просвещение» | |
1.2.3.1.3.1– 1.2.3.1.3.4 | История России | Пчелов Е.В., Лукин П.В. и др. под ред. Петрова Ю.А. | 6–9 | ООО «Русское слово-учебник» | |
1.2.3.2 Всеобщая история | |||||
1.2.3.2.1.1– 1.2.3.2.1.5 | Всеобщая история | Под ред. Искендерова А.А. Под ред. Сванидзе А.А. линияУМК А. А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпы | 5, 7–9 6 | АО «Издательство «Просвещение» | |
1.2.3.2.2.1– 1.2.3.2.2.5 | Всеобщая история | Под ред. Карпова С.П. | 5–9 | ООО «Русское слово-учебник» | |
1.2.3.2.3.1– 1.2.3.2.3.5 | Всеобщая история | Под ред. Пудовиной Е.И. Линия УМК «Сферы 1-11» | 5–9 | АО «Издательство «Просвещение» | |
Среднее общее образование | |||||
1.3.3.1 История России | |||||
1.3.3.1.3.1 | История России (базовый и углубленный уровень) (в 3-х частях) | Горинов М.М., Данилов А.А., Моруков М.Ю. и др. под ред. Торкунова А.В. | 10 | АО «Издательство «Просвещение» | Введен в перечень Приказом Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233. На учебниках гриф «базовый и углубленный уровень» стал печататься только с 2019 г.; более ранние издания без грифа, но в ФПУ прописаны уровни изучения истории по данному учебнику! |
1.3.3.1.7.1 | История. История России 1914 г. – начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) (в 2 частях) | Никонов В.А., Девятов С.В. под ред. Карпова С.П. | 10 | ООО «Русское слово-учебник» | |
1.3.3.1.13.1 | История России: начало XX – начало XXI века (базовый уровень) | Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. | 10 | ООО «ДРОФА» | Введен Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 |
1.3.3.1.14.1 | История России (базовый, углубленный уровни) (в 2 частях) | Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. под общ.ред. Тишкова В.А. | 10 | ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | Это учебное пособие Введено Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 |
1.3.3.1.14.2 | История России (базовый, углубленный уровни) (в 2 частях) | Ч. 1 Журавлева О.Н., Пашкова Т.Н. под общ.ред. Тишкова В.А. Ч. 2 Рудник С.Н., Журавлева О.Н., Кузин Д.В. под общ.ред. Тишкова В.А. | 11 | ООО Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ» | Введен Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632. Охватывает период с древнейших времен до 1914 г. Может быть использован для изучения на углубленном уровне курса «История. Россия до 1914г.» |
1.3.3.2.2.1 | История России: начало XX - начало XXI в. Углубленный уровень: 10 класс. В 2 ч.: учебник | Волобуев О.В., Карпачев С.П., Клоков В.А. и др | 10 | ООО «ДРОФА» | Введен Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632 |
1.3.3.2.2.2 | История России. Углубленный уровень: 11 класс. В 2 ч.: учебник | Волобуев О.В., Андреев И.Л., Ляшенко Л.М. и др. | 11 | ООО «ДРОФА» | Введен Приказом Минпросвещения России от 22.11.2019 № 632. Охватывает период с древнейших времен до 1914 г. Может быть использован для изучения на углубленном уровне курса «История. Россия до 1914 г.» |
1.3.3.1 Всеобщая история | |||||
1.3.3.1.9.1 | История. Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углубленный уровни) | Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. под ред. Искендерова А.А. | 10 | АО «Издательство «Просвещение» | |
1.3.3.1.1.1 | Всеобщая история. Новейшее время (базовый уровень | Белоусов Л.С., Смирнов В.П., Мейер М.С. Линия УМК «Сферы 1-11» | 10 | АО «Издательство «Просвещение» | |
1.3.3.1.4.1 | История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. – начало XXI в. (базовый и углубленный уровни) в 2 ч. | Загладин Н.В., Белоусов Л.С. под ред. Карпова С.П. | 10–11 | ООО «Русское слово-учебник» | |
1.3.3.1.12.1 | Всеобщая история. Новейшая история (базовый и углубленный уровни) Шубин А.В. | Шубин А.В. | 10 | ООО «ДРОФА» |
Напоминаем, что согласно Приказа министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2019 года за № 249 из Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345, исключены следующие учебники истории и «России в мире»:
Таблица 6
Учебники, исключенные из Федерального перечня
1.3.3.10.1.1 | Волобуев О.В., Абрамов А.В., Карпачев С.В. и др. | Россия в мире. С древнейших времен до начала XX века (базовый уровень) | 11 | ООО «ДРОФА» |
1.2.3.1.1.1 | Андреев И.Л., Федоров И.Н. | История России с древнейших времен до XVI века | 6 | ООО «ДРОФА» |
1.2.3.1.1.2 | Андреев И.Л., Федоров И.Н., Амосова И.В. | История России XVI - конец XVII века | 7 | ООО «ДРОФА» |
1.2.3.1.1.3 | Андреев И.Л., Ляшенко Л.М., Амосова И.В., Артасов И.А., Федоров И.Н | История России конец XVII - XVIII век | 8 | ООО «ДРОФА» |
1.2.3.1.1.4 | Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. | История России XIX - начало XX века | 9 | ООО «ДРОФА» |
1.3.3.10.2.1 | Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. | Россия в мире (базовый уровень) | 10 | ООО «ДРОФА» |
1.3.3.10.2.2 | Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. | Россия в мире (базовый уровень) | 11 | ООО «ДРОФА» |
1.3.3.1.5.1 | Климов О.Ю., Земляницин В.А., Носков В.В., Искровская Л.В. /Под ред. Мясникова В.С. | История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни) | 10 | ООО «Издательский центр ВЕНТАНА- ГРАФ» |
1.3.3.1.6.1 | Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. /Под ред. Мясникова В.С. | История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни) | 11 | ООО «Издательский центр ВЕНТАНА- ГРАФ» |
1.3.3.1.2.1 | Волобуев О.В., Митрофанов А.А., Пономарев М.В. | История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни) | 10 | ООО «ДРОФА» |
1.3.3.1.2.2 | Волобуев О.В., Пономарев М.В., Рогожкин В.А. | История. Всеобщая история (базовый и углубленный уровни) | 11 | ООО «ДРОФА» |
В этой связи вместо учебника предмета «Россия в мире» в 11-х классах базового уровня обучения в 2020-2021 учебном году рекомендуем использовать учебник:
2.3.1.1.6.1 | Кириллов В.В., Бравина М.А. / под ред. Петрова А.Ю. | История. История России до 1914 года. Повторительно-обобщающий курс (базовый и углубленный уровни) | 11 | ООО «Русское слово-учебник» |
Деловая документация учителя истории
(рабочие программы, календарно-тематическое планирование)
Структурно учебный предмет «История» включает два курса: «История России» и «Всеобщая история».
В курс «История Древнего мира» всеобщей историив 5 классе необходимо включить изучение модуля истории России «Народы и государства на территории нашей страны в древности».
Курс «История России» является приоритетным при изучении истории. Рекомендовано следующее распределение учебного времени (учебных часов)в 6–11-х классах между курсами «Всеобщая история» и «История России»: на курс «Всеобщая история» отводится 30 – 40% объема учебного времени, на курс «История России» – 60 – 70%.
В 5–9-х классах в соответствии с ФГОС ООО используется название учебного предмета «История России. Всеобщая история», в 10-11-х классах в соответствии с ФГОС СОО используется название «История». Соответствующие названия учебного предмета должны фиксироваться в рабочих программах, календарно-тематическом планировании, на страницах классных журналов, в расписании учебных занятий, в школьных тетрадях и дневниках обучающихся.
Рабочие программы для 5–9-х классов составляются в соответствии с требованиями ФГОС ООО, 10-11-х классов в соответствии требованиями ФГОС СОО.
Структура рабочей программы учебного предмета определена ФГОС ООО, утвержденным п. 18.2.2 приказа Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17.12.2010 №1897 (в ред.от 31.12.2015г.№ 1577), и прописана в ФГОС СОО п. 18.2.2 со ссылкой на данный приказ:[7]
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Рабочие программы составляются на основе Примерных основных образовательных программ основного общего образования, Примерных основных образовательных программ среднего общего образования по истории и авторских программ к используемым учебно-методическим комплексам.
При разработке рабочих программ по истории для 10-11х классов учителю необходимо обратить внимание на изменения в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса». ПООП СОО предусматривает (наряду с личностными, метапредметными) появление новых групп предметных результатов базового и углубленного уровней:
«Выпускник научится –базовый уровень»
«Выпускник научится –углубленный уровень»
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается учителем в отношении всех обучающихся, выбравших данный уровень обучения.[8]
«Выпускник получит возможность научиться – базовый уровень»
«Выпускник получит возможность научиться –углубленный уровень»
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в отношении части наиболее мотивированных и способных обучающихся, выбравших данный уровень обучения.[9]
Предметные результаты изучения истории на базовом уровне, относящиеся к разделу «Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Содержательная часть рабочих программ должна отражать изменения, предусмотренные Историко-культурным стандартом, составляющим научную основу Концепции по отечественной истории. Обязательным является изучение вопросов региональной истории (истории Саратовского Поволжья). Количество учебных часов, отводимое на изучение регионального компонента,определяет учитель. Это могут быть как самостоятельные уроки, так и вопросы по истории Саратовского Поволжья, изучаемые в рамках урока по истории России.
Согласно разъяснения Департамента государственной политики в сфере оценки качества общего образования «В вариативной части учебного плана образовательная организация по своему усмотрению с учетом интересов и запросов обучающихся может усилить преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы, факультативные учебные предметы, курсы (в том числе «Рассказы по истории России», курс региональной истории), дисциплины (модули) в зависимости от специфики образовательной организации и ее кадровых, материально-технических и иных возможностей.
Также Департамент информирует, что обязательная часть образовательной программы среднего общего образования составляет 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, − 40% от общего объема образовательной программы среднего общего образования».
В настоящее время полные УМК по курсу региональной истории, созданные специалистами ГАУ ДПО «СОИРО» и СГУ им. Н.Г. Чернышевского, помимо 10-11 классов, имеются по:
5 класс – «Рассказы по истории Саратовского Поволжья»;
6 класс – «Саратовское Поволжье с древнейших времен до начала XVI века»;
7 класс – «Саратовское Поволжье в XVI-XVII веках».
В 2020-2021 учебном году будет осуществляться апробация курса региональной истории в 8 классе «Саратовское Поволжье в XVIII веке». Приобрести указанные учебно-методические пособия можно в Издательском центре ГАУ ДПО «СОИРО».
Не является обязательным включение в рабочие программы таблицы распределения учебного материала и учебного времени по авторской программе и рабочей программе учителя.
Раздел «Тематическое планирование» содержит перечень разделов/тем по всеобщей истории и истории России с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Федеральные и региональные нормативные акты не предусматривают обязательных видов работ по истории. В данном вопросе рекомендовано ориентироваться на локальные нормативные акты образовательной организации и педагогический опыт учителя.
С целью реализации таких задач школьного исторического образования, как рассмотрение исторических событий/процессов в контексте взаимосвязи всеобщей и отечественной истории, изучение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, выявление особенностей исторического развития России, определение места и роли России в мировых цивилизационных процессах, рекомендовано синхронно-параллельное изучение курсов «Всеобщей истории» и «Истории России». Данный подход в изучении истории должен быть отражен в календарно-тематическом планировании учебного предмета «История».
Порядок заполнения предметных страниц классных журналов
В классных журналах 5–9-х классов (в соответствии с ФГОС ООО) фиксируется название учебного предмета «История России. Всеобщая история».
В 10-11-х классах (в соответствии с ФГОС СОО) на страницах классных журналов записывается название учебного предмета «История».
В классных журналах 5–11-х классов на изучение истории отводится общая страница без разделения на курсы «Всеобщей истории» и «Истории России», выставляется общая отметка по предмету.
Письмо Министерства просвещения РФ от 19 февраля 2020 г. N ВБ-334/04 “О заполнении аттестата об основном общем образовании в 2019-2020 учебном году” за подписью заместителя министра В.С. Басюка разъясняет порядок выставления отметок по истории за курс основной школы: «В части выставления в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по истории. (…)
ФГОС ООО определяет требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по предметной области "Общественно-научные предметы", в рамках которой изучается учебный предмет "История России. Всеобщая история".
Структурно предмет "История России. Всеобщая история" включает учебное курсы по всеобщей истории и истории России. (…)
Таким образом, для обучающихся в 2019-2020 учебном году по образовательной программе основного общего образования, разработанной на основе ФГОС ООО, в аттестат об основном общем образовании вносится учебный предмет "История России. Всеобщая история", и по нему выставляется отметка, равная среднему арифметическому годовой отметки выпускника за 9 класс по указанному учебному предмету и отметки, полученной при прохождении ГИА по учебному предмету "История".
В случае если в учебном плане образовательной организации отдельно указаны учебные курсы "История России" и "Всеобщая история", то в аттестат выставляется отметка, определяемая как среднее арифметическое годовой отметки выпускника за 9 класс (средняя арифметическая отметка за изучение в 9 классе курсов "История России" и "Всеобщая история") и отметки, полученной при прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования по учебному предмету "История".
Таким образом, учитель имеет право вести отдельно курсы истории России и Всеобщей истории.
Электронный образовательный ресурс «Дневник ру», используемый в качестве электронного журнала подавляющим большинство образовательных организаций Саратовской области, разъясняет: «В Дневник.ру отсутствует функциональность выставления оценок в аттестат.
Сотрудникам образовательных организаций не рекомендуется создавать:
- отдельный предмет «Математика», если обучающиеся на протяжении учебного года изучали предметы «Алгебра» и «Геометрия»;
- отдельный предмет «История России. Всеобщая история», если обучающиеся изучали предметы «Всеобщая история» и «История России».
Итоговую аттестацию необходимо производить по тем предметам, которые внесены в расписание.
По вопросам, связанным с порядком выставления оценок, рекомендуется обращаться к сотрудникам управляющих организаций или сотрудникам Министерства образования региона».
Организация работы по индивидуальным проектам
для обучающихся 10–11-х классов
В соответствии с ФГОС СОО курс «Индивидуальный проект» является обязательной частью учебного плана среднего общего образования.Индивидуальный проект (далее – ИП) выполняется обучающимся самостоятельно под руководством тьютора. Сроки реализации ИП: 1–2 года. ИП выполняется в рамках одного или нескольких учебных предметов, может иметь предметный, межпредметный и метапредметный характер. На выполнение ИП (учебное исследование или учебный проект) учебный план общеобразовательной организации отводит необходимое количество часов.
ИП может выполняться по одному из направлений:социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое.
ФГОС СОО предъявляет требования к результатам ИП. Результаты выполнения ИП должны отражать:
- сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.[10]
К защите допускаются только те ИП, которые не являются плагиатом. Процент (%) авторского текста (уникальность) устанавливается локальным актом образовательной организации. Как правило, процент уникальности должен быть не менее 50-70%.
Защита ИП (оценивается как итоговый метапредметный образовательный результат школьника) осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии образовательной организации или на школьной конференции. Результаты выполнения ИП оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
ПООП СОО определяет критерии оценивания ИП:
- сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- сформированность познавательных универсальных учебных действий в части способности к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и сформулировать основной вопрос исследования, выбрать адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п.;
- сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.[11]
Организация внеурочной деятельности
Большое значение в формировании ключевых компетенций, познавательного интереса к истории, развитии творческих способностей обучающихся имеет внеурочная деятельность.
В соответствии с ФГОС ООО и ФГОС СОО внеурочная деятельность является частью основной образовательной программы. Внеурочная деятельность позволяет учителю проявить профессиональную инициативу, креативность в организации работы с обучающимися на основе их интересов и социальных потребностей в формах, отличных от урочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности предусматривает возможность использования каникулярного времени, гибкость в распределении нагрузки при подготовке воспитательных мероприятий и общих коллективных дел. Вариативность содержания внеурочной деятельности определяется профилями обучения (естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный).[12]
Электронные образовательные ресурсы (в том числе возможность использования при организации дистанционного обучения)
Актуальность использованияв преподавании учебных предметов (в т.ч. истории) электронных ресурсов и технологий дистанционного обучения возросла в связи с мерами, предпринятыми по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
На сайте ГАУ ДПО СОИРО» размещены «Рекомендации министерства образования Саратовской области по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий», в том числе по истории (авторы В.Г. Петрович, Ж.В. Яковлева). Режим доступа:
https://soiro.ru/sites/default/files/istoriya.pdf. В рекомендациях рассматриваются особенности преподавания учебного предмета «История» в условиях дистанционного обучения, основные подходы в организации дистанта, имеется перечень электронных образовательных ресурсов по истории, платформ, образовательных порталов и систем для проведения занятий в формате дистанционного обучения.
Также в данном разделе размещены методические рекомендации методистов и преподавателей ГАУ ДПО «СОИРО» по использованию электронных ресурсов и дистанционных образовательных технологий при изучении разных предметных областей, формированию читательской грамотности и ИКТ-компетенции. Материалы данного раздела сайта имеют большую практическую значимость и окажут педагогам методическую помощь в организации дистанционного обучения школьников.
Подготовка обучающихся к прохождению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования
Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся (далее – ГИА) являются основным критерием оценки качества образования. В условиях как очного, так и дистанционного обучения важна организация подготовки выпускника к ГИА, основными принципами которой являются: системность, деятельность, наглядность, сочетание теории с практикой, доступность.
Используя технологии дистанционного обучения пи изучении истории, следует составить индивидуальный план-график подготовки обучающегося к ГИА с учетом его уровня знаний и умений, организовать онлайн-консультации с обучающимися. Главной особенностью подготовки к ГИА в условиях дистанта является большая доля самостоятельности школьника при освоении необходимого учебного материала. Рекомендовано познакомить выпускника с учебным потенциалом электронных ресурсов, прежде всего, официальных. Учебные занятия должны проходить в форме практикумов и семинаров. Роль учителя также меняется – педагог становится наставником, тьютором, дает рекомендации, корректирует индивидуальный учебный маршрут обучающегося.
В целях качественного освоения обучающимися образовательных программ и эффективной подготовке выпускников к ГИА по истории рекомендуем.
- Использовать ресурсы и материалы, размещенные на сайте ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»:
- Демонстрационные варианты контрольных измерительных материалов
- Открытыебанки заданий ЕГЭ и ОГЭ по истории
- Тренировочные сборники для подготовки к ГИА-2020 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)
- Методическиерекомендации для учителей, подготовленные на основе типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года (и прошлых лет) по истории
- Видеоконсультации 2020 года (и прошлых лет).
Рекомендуем использовать потенциал федерального портала «История. РФ», на котором размещены аудио- и видеолекции по истории от известных ученых и преподавателей (режим достпа: https://histrf.ru/lectorium), первая российская интернет-энциклопедия от профессиональных историков (режим доступа: https://w.histrf.ru/), снимки и анализ «ключевых документов» российской истории (фрагменты текстов этих документов используются в экзаменационных работах ЕГЭ по истории) (100 главных документов по истории России, режим доступа: http://doc.histrf.ru/).
Подготовка обучающихся к участию в международных мониторинговых исследованиях качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS)
Цель международных мониторинговых исследований PISA, TIMSS, PIRLS,[13] – определение уровня функциональной грамотности обучающихся.
«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».[14]
Актуальность формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся обусловлена задачей, которую поставил перед Правительством РФ Президент В.В. Путин в Указе от 7 мая 2018 года: обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Проект новой редакции ФГОС ООО определяет функциональную грамотность обучающихся как ключевую задачу. Министерство просвещения РФ разработало инновационный проект «Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности», направленный на формирование способности учащихся применять в различных жизненных ситуациях полученные в школе знания. (Руководитель - Ковалева Галина Сергеевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра оценки качества образования ФГБНУ «ИСРО РАО»). В основе исследований – задания формата PISA.
Определение функциональной грамотности висследовании PISAзаложено в основном вопросе, на который отвечает исследование: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»
Основными видами функциональной грамотности являются математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
В 2019 году в Саратовской области проведено региональное исследование качества образования, аналогичное PISA.
В 2021-2022 учебном году обучающимся 9-х классов РФ предстоит участвовать в мониторинговых исследованиях качества образования PISA (исследования проводятся каждые 3 года).
Педагоги должны не только знать типы заданий формата PISA, но и иметь возможность провести самостоятельный мониторинг среди учащихся по формированию и оценке функциональной грамотности школьников. На сайте ФГБНУ «ИСРО РАО в разделе «Демонстрационные варианты» размещены демоверсии заданий для 5, 7 классов, характеристики заданий и система оценивания, основные подходы к оцениванию по каждому виду функциональной грамотности. Режим доступа: http://skiv.instrao.ru.
Формированию функциональной грамотности обучающихся способствуют организацияучителями истории работы школьников с текстовыми историческими источниками, использование в урочной и внеурочной деятельности проектных технологий, а также технологий проблемного и развивающего обучения.
[1]Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего , основного общего и среднего общего образования»
[2] ФГОС СОО, с.44-45
[3] В скобках указаны возможные уровни изучения учебного предмета
[4] ПООП СОО с.181
[5]ПООП СОО с. 225
[6]ПООП СОО с.142-143
[7] ФГОС СОО, с.41
[8] ПООП СОО с.11-12
[9] ПООП СОО Там же
[10] ФГОС СОО с.33–34
[11] ПООП СОО с.126
[12] ПООП СОО с.6
[13]PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (ProgrammeforInternationalStudentAssessment), оценивается сформированность функциональной грамотности обучающихся 15-летнего возраста. Осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития (OECD –OrganizationforEconomieCooperationandDevelopment).
TIMSS – международное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования (TrendsinMathematicsandScienceStudy); оценивается освоение основ математики и естественнонаучных предметов учащимися 4-х и 8-х классов и профильных курсов по математике и физике учащимися 11-х классов. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA –InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievement).
PIRLS – международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (ProgressinInternationalReadingLiteracyStudy), 4 класс. Организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений (IEA –InternationalAssociationfortheEvaluationofEducationalAchievement).
[14]Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.
Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...
Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»
Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...
Методические материалы руководителя методического объединения учителей ЕМЦ
В помощь руководителю школьного методического объединения...
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)
Методическая разработка на педагогический совет «Медиативные технологии в профилактике жестокости в образовательной среде» (методические материалы к проведению педсовета)...
Форма 4 п.4.1 Публикации педагогических разработок и методических материалов в СМИ, размещение материалов в сети Интернет
свидетельства о публикации в сети Интернет...
Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у
Методические материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по об...