Методическая разработка урока истории в 8 классе «Восстание Е.И. Пугачева».
план-конспект урока по истории (8 класс)
Проследить ход и характер восстания Е.И. Пугачева, его причины и историческое значение в истории страны. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предмет | История | ||
Тема | Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775) | ||
Место темы в учебном курсе | Расцвет Российской империи. | ||
Класс | 8 | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний | ||
Цель | Проследить ход и характер восстания Е.И. Пугачева, его причины и историческое значение в истории страны. | ||
Прогнозируемые результаты | Предметные: - сопоставлять известную информацию с неизвестной, выявлять причины и следствия исторических процессов; - уметь анализировать исторический материал, выявлять сущность и значение событий происходящего; - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей. - знать причины, повод, ход и итоги выступления Е.И. Пугачева; | Личностные (личностные УУД): - осмысливание социального контекста и причин восстания; - уметь формулировать свою позицию; - уважение к истории и культуре своего и других народов. | Метапредметные: - способность самостоятельно организовать и регулировать свою учебную деятельность; - выработка навыков работы с новой информацией; - готовность к сотрудничеству с другими учащимися; - формирование умения определят цели своей деятельности и представлять ее результаты; - осуществлять самоконтроль и самооценку. |
Дидактические средства | Учебник Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век. 8 класс, 2018; историческая карта «Восстание Е.И. Пугачева», карточки с историческим документом «Манифест Е.И. Пугачева крестьянам». | ||
Персоналии | Екатерина II, Е.И. Пугачев, Салават Юлаев, А.И. Бибиков. |
Методическая разработка урока истории в 8 классе «Восстание Е.И. Пугачева».
Организационная структура урока
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность | Проверяет готовность к уроку. | Подготовка к уроку. | Включение в учебный процесс |
2. Актуализация знаний. | Организует фронтальную беседу с учащимися. Прием «толстых и тонких вопросов».
| Включаются в процесс путем ответов на поставленные вопросы. | Обобщение и закрепление изученного материала. | |
2.Постановка целей и задач урока | Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов и гипотез | «Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). Как вы считаете, о каком бунте пишет А.С. Пушкин? Да, вы, конечно же, узнали знаменитое произведение этого писателя. Как оно называется? А значит, что мы с вами сегодня изучим? Запишем тему в тетради. Ребята, при исследовании любого события историки всегда следуют определенному плану. А значит, какова цель нашего урока. Проблемный вопрос: Сегодня на уроке вам предстоит выяснить и высказать свое отношение к данному событию. Могло ли оно повлечь за собой какие-либо революционные последствия в данной политической обстановке, могло ли изменить ход истории. | Восстание Е.И. Пугачева Капитанская дочка. Называют вслух тему урока и записывают ее в тетради. Узнать причины, повод, ход, итоги и значение этого восстания. | Постановка цели и проблемы урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу |
3.Построение проекта выхода из затруднения. | Организация подготовка и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднений в деятельности каждого учащегося | Прежде чем начать изучение непосредственно восстания, я предлагаю вам послушать презентацию учащегося с опережающим заданием. Он расскажет нам о личности Е.И. Пугачева. Вопросы по докладу:
Построим работу по плану. Для этого разделимся на несколько групп: 1я гр. Причины 2я гр. Повод 3я гр. Работа с источниками 4я гр Основные события 5я гр. Итог 1я группа – составляет кластер. 2я группа – работает с учебником на с. 116-117. 3я группа – анализирует манифесты Пугачева. 4я группа - представляет карту-схему восстания. 5я группа – формулирует итог. | Слушают ученика, размышляют, делают выводы. Совсем нет. Надеялись на лучшее и многие не видели как выглядел император. Объединяются в группы, работают по плану, используют учебник и дополнительную информацию. | Умение сотрудничать, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели деятельности, планировать и умело презентовать свою работу. |
4.Первичное усвоение новых знаний | Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания | Комментирует работы учащихся, направляет на верный путь решения и выхода из проблемной ситуации. Затем, следует выяснить каково же значение данного события в истории страны. | Учащиеся представляют свои работы классу, дополняют, оценивают, следуют комментариям учителя. Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, поставленному вначале урока. Высказывают точки зрения, анализируют. | Формирование навыков коммуникативной направленности. Анализ и структурирование своей работы. Развитие учебно-познавательной мотивации. |
8.Рефлексия, самооценка | Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива. | - «А теперь подведем итоги урока, закончив предложения: - Сегодня на уроке я … - Самым полезным и интересным для меня было… - Я затруднялся, когда… - У меня хорошо получилось… - Мне это необходимо для…» | Анализируют деятельность по достижению цели | Закрепление полученных знаний, систематизация изученного. Прогнозирование. |
10. Домашнее задание | Параграф 19, пересказ, отвечать на вопросы, | Записывают д/з в дневник |
Приложение № 1.
Задания для учеников
7 декабря 1773 г. — Манифест (Документ именует себя указом, но по формуляру и содержанию он является манифестом.), объявленный во всенародное известие.
Указ его императорского величества самодержца Всероссийского Петра Феодоровича и прочая, и прочая, и прочая.
Всех моих верноподданных рабов желаю содержать в моей, яко то от бога дарованной мне, милости всякого человека тех, которые ныне желают быть в моем подданстве и послушании по самопроизвольному желанию. А естли кто, сверх сего моего, до всего народа чинимаго милосердия, останется в своем недоразумении, тот уже напоследок восприимет от меня великое истязание и ничем себя не защитит. Сверх же сего и те, которые, как прежде, услуги приносили неизменные деду моему императору Петру Первому такие, что за его императорское величество до жизни своей пребывали в неисчерпаемых службах, за что и воспринимали немалые награждения и похвалы, но и ныне кто таковы мне будут приносить неизменные услуги, а заслужа, и я про тех всеусердно слышать желаю и без награждения никого не оставлю за те их услуги.
И естли кто ныне познает сие мое оказанное милосердие, действительно я уже вас всех пожаловал сим награждением; землею, рыбными [36] ловлями, лесом, бортями, бобровыми гонами и протчими угодьями, также вольностию. Сверх же сего, как от бога дарованной мне власти обещаюсь, что впреть никакого уже вы отягощения не понесете.
А естли кто не будет на сие мое воздаваемое милосердие смотреть, яко то: помещики и вотчинники, так, как сущих преступников закона и общаго покоя, злодеев и противников против воли моей императорской, лишать их всей жизни, то есть казнить смертию, а домы и все их имение брать себе в награждение. А на оное их, помещиков, имение и богатство, также яство и питие было крестьянского кошта, тогда было им веселие, а вам отягощение и раззорение.
А ныне ж я для вас всех един ис потеренных объявился и всю землю своими ногами исходил и для дарования вам милосердия от создателя создан. То, естли кто ныне понять и уразуметь сие может о моем воздаваемом вам милосердии, и всякой бы, яко сущей раб мой, меня видеть желает.
Но однако ж ныне еще не столько мне доброжелателей, как сколько общаго покоя возмутителей и ненавистников. Ныне ж всемогущий господь неизреченными своими праведными судьбами паки возведет нас на всероссийский престол, то уже не один без отмщения противу их оказанного до меня злодействия не останется; и тогда всякой познает тягость своего преступления. А хотя и восхощет обратиться к законному повиновению и будет стараться и споспешествовать и приносить неизменные услуги, но только ничего принето не будет; тогда уже и воздохнет из глубины сердца своего и воспомянет всемирное житие свое, да уже возвратить будет тогда никак нельзя.
А кто ж сей мой милостивой указ получит в свои руки, тот бы тот же час как из городу в город, из жительства в жительство пересылал и об оном моем чинимом ко всему роду человеческому милосердии объяснял и всемирное житие воспомянул, как оное ныне, также и впреть вышеизъясненное будет всем полезно.
На подлинном подписано собственною его императорскаго величества рукою тако:
Император и самодержец Всероссийский Третий Петр.
От 1-го декабря 1773 года.
ЦГАДА, ф. 6, д. 415, л. 30 и об.— Перевод с татарского. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 13.
17 сентября 1773 г.— Именной указ казакам Яицкого войска
Самодержавнаго императора, нашего великаго государя, Петра Федаровича Всеросийскаго и прочая, и прочая, и прочая.
Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших. Будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары 1. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам.
Я, великий государь амператор, жалую вас, Петр Федаравич.
1773 году синтября 17 числа.
ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 76.— Подлинник. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»
«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...
Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"
Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
методическая разработка урока истории 6 класс
разработка урока истории...
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....
Методическая разработка урока истории 8 класс.
Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....
Методическая разработка урока истории 7 класс.
Смутное время....