Методическая разработка урока истории в 8 классе «Восстание Е.И. Пугачева».
план-конспект урока по истории (8 класс)

Голубина Светлана Ивановна

Проследить ход и характер восстания Е.И. Пугачева, его причины и историческое значение в истории страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет

История

Тема

Восстание Е.И. Пугачева (1773-1775)

Место темы в

учебном курсе

Расцвет Российской империи.

Класс

8

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель

Проследить ход и характер восстания Е.И. Пугачева, его причины и историческое значение в истории страны.

Прогнозируемые результаты

Предметные:

- сопоставлять известную информацию с неизвестной, выявлять причины и следствия исторических процессов;

- уметь анализировать исторический материал, выявлять сущность и значение событий происходящего;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

- знать причины, повод, ход и итоги выступления Е.И. Пугачева;

Личностные (личностные УУД):

- осмысливание социального контекста и причин восстания;

- уметь формулировать свою позицию;

- уважение к истории и культуре своего и других народов.

Метапредметные:

- способность самостоятельно организовать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка навыков работы с новой информацией;

- готовность к сотрудничеству с другими учащимися;

- формирование умения определят цели своей деятельности и представлять ее результаты;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.

Дидактические средства

Учебник Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVIII век. 8 класс, 2018; историческая карта «Восстание Е.И. Пугачева», карточки с историческим документом «Манифест Е.И. Пугачева крестьянам».

Персоналии

Екатерина II, Е.И. Пугачев, Салават Юлаев, А.И. Бибиков.

Методическая разработка урока истории в 8 классе «Восстание Е.И. Пугачева».

Организационная структура урока

Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность

Проверяет готовность к уроку.

Подготовка к уроку.

Включение в учебный процесс

2. Актуализация знаний.

Организует фронтальную беседу с учащимися. Прием «толстых и тонких вопросов».

  1. Какова была сословная политика Екатерины II?
  2. Какие сословия получили привилегии в годы ее правления?
  3. Была ли Екатерина II просвещенным монархом?

Включаются в процесс путем ответов на поставленные вопросы.

Обобщение и закрепление изученного материала.

2.Постановка целей и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвигают цели урока в виде вопросов и гипотез

«Не дай Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» (А.С. Пушкин). Как вы считаете, о каком бунте пишет А.С. Пушкин?

Да, вы, конечно же, узнали знаменитое произведение этого писателя. Как оно называется?

А значит, что мы с вами сегодня изучим? Запишем тему в тетради.

Ребята, при исследовании любого события историки всегда следуют определенному плану. А значит, какова цель нашего урока.

Проблемный вопрос: Сегодня на уроке вам предстоит выяснить и высказать свое отношение к данному событию. Могло ли оно повлечь за собой какие-либо революционные последствия в данной политической обстановке, могло ли изменить ход истории.

Восстание Е.И. Пугачева

Капитанская дочка.

Называют вслух тему урока и записывают ее в тетради.

Узнать причины, повод, ход, итоги и значение этого восстания.

Постановка цели и проблемы урока. Умение сотрудничать, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3.Построение проекта выхода из затруднения.

Организация подготовка и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»; выявление затруднений в деятельности каждого учащегося

Прежде чем начать изучение непосредственно восстания, я предлагаю вам послушать презентацию учащегося с опережающим заданием. Он расскажет нам о личности Е.И. Пугачева.

Вопросы по докладу:

  1. Похож ли был Пугачев на Петра III?
  2. Почему же тогда люди поверили ему?

Построим работу по плану. Для этого разделимся на несколько групп:

1я гр. Причины

2я гр. Повод

3я гр. Работа с источниками

4я гр Основные события

5я гр. Итог

1я группа – составляет кластер.

2я группа – работает с учебником на с. 116-117.

3я группа – анализирует манифесты Пугачева.

4я группа - представляет карту-схему восстания.

5я группа – формулирует итог.

Слушают ученика, размышляют, делают выводы.

Совсем нет.

Надеялись на лучшее и многие не видели как выглядел император.

Объединяются в группы, работают по плану, используют учебник и дополнительную информацию.

Умение сотрудничать, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели деятельности,  планировать и умело презентовать свою работу.

4.Первичное усвоение новых знаний

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Комментирует работы учащихся, направляет на верный путь решения и выхода из проблемной ситуации.

Затем, следует выяснить каково же значение данного события в истории страны.

Учащиеся представляют свои работы классу, дополняют, оценивают, следуют комментариям учителя.

Учащиеся возвращаются к проблемному вопросу, поставленному вначале урока. Высказывают точки зрения, анализируют.

Формирование навыков коммуникативной направленности. Анализ и структурирование своей работы. Развитие учебно-познавательной мотивации.

8.Рефлексия, самооценка

Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива.

- «А теперь подведем итоги урока, закончив предложения:

- Сегодня на уроке я …

- Самым полезным и интересным для меня было…

- Я затруднялся, когда…

- У меня хорошо получилось…

- Мне это необходимо для…»

Анализируют деятельность по достижению цели

Закрепление полученных знаний, систематизация изученного. Прогнозирование.

10. Домашнее задание

 Параграф 19, пересказ, отвечать на вопросы,

Записывают д/з в дневник

Приложение № 1.

Задания для учеников

7 декабря 1773 г. — Манифест (Документ именует себя указом, но по формуляру и содержанию он является манифестом.), объявленный во всенародное известие.

Указ его императорского величества самодержца Всероссийского Петра Феодоровича и прочая, и прочая, и прочая.

Всех моих верноподданных рабов желаю содержать в моей, яко то от бога дарованной мне, милости всякого человека тех, которые ныне желают быть в моем подданстве и послушании по самопроизвольному желанию. А естли кто, сверх сего моего, до всего народа чинимаго милосердия, останется в своем недоразумении, тот уже напоследок восприимет от меня великое истязание и ничем себя не защитит. Сверх же сего и те, которые, как прежде, услуги приносили неизменные деду моему императору Петру Первому такие, что за его императорское величество до жизни своей пребывали в неисчерпаемых службах, за что и воспринимали немалые награждения и похвалы, но и ныне кто таковы мне будут приносить неизменные услуги, а заслужа, и я про тех всеусердно слышать желаю и без награждения никого не оставлю за те их услуги.

И естли кто ныне познает сие мое оказанное милосердие, действительно я уже вас всех пожаловал сим награждением; землею, рыбными [36] ловлями, лесом, бортями, бобровыми гонами и протчими угодьями, также вольностию. Сверх же сего, как от бога дарованной мне власти обещаюсь, что впреть никакого уже вы отягощения не понесете.

А естли кто не будет на сие мое воздаваемое милосердие смотреть, яко то: помещики и вотчинники, так, как сущих преступников закона и общаго покоя, злодеев и противников против воли моей императорской, лишать их всей жизни, то есть казнить смертию, а домы и все их имение брать себе в награждение. А на оное их, помещиков, имение и богатство, также яство и питие было крестьянского кошта, тогда было им веселие, а вам отягощение и раззорение.

А ныне ж я для вас всех един ис потеренных объявился и всю землю своими ногами исходил и для дарования вам милосердия от создателя создан. То, естли кто ныне понять и уразуметь сие может о моем воздаваемом вам милосердии, и всякой бы, яко сущей раб мой, меня видеть желает.

Но однако ж ныне еще не столько мне доброжелателей, как сколько общаго покоя возмутителей и ненавистников. Ныне ж всемогущий господь неизреченными своими праведными судьбами паки возведет нас на всероссийский престол, то уже не один без отмщения противу их оказанного до меня злодействия не останется; и тогда всякой познает тягость своего преступления. А хотя и восхощет обратиться к законному повиновению и будет стараться и споспешествовать и приносить неизменные услуги, но только ничего принето не будет; тогда уже и воздохнет из глубины сердца своего и воспомянет всемирное житие свое, да уже возвратить будет тогда никак нельзя.

А кто ж сей мой милостивой указ получит в свои руки, тот бы тот же час как из городу в город, из жительства в жительство пересылал и об оном моем чинимом ко всему роду человеческому милосердии объяснял и всемирное житие воспомянул, как оное ныне, также и впреть вышеизъясненное будет всем полезно.

На подлинном подписано собственною его императорскаго величества рукою тако:

Император и самодержец Всероссийский Третий Петр.

От 1-го декабря 1773 года.

ЦГАДА, ф. 6, д. 415, л. 30 и об.— Перевод с татарского. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 13.

17 сентября 1773 г.— Именной указ казакам Яицкого войска

Самодержавнаго императора, нашего великаго государя, Петра Федаровича Всеросийскаго и прочая, и прочая, и прочая.

Во имянном моем указе изображено Яицкому войску: как вы, други мои, прежным царям служили до капли своей до крови, дяды и отцы вашы, так и вы послужити за свое отечество мне, великому государю амператору Петру Федаравичу. Когда вы устоити за свое отечество, и ни истечет ваша слава казачья от ныне и до веку и у детей ваших. Будити мною, великим государем, жалованы: казаки и калмыки и татары 1. И которые мне, государю императорскому величеству Петру Фе[до]равичу, винныя были, и я, государь Петр Федарович, во всех винах прощаю и жаловаю я вас: рякою с вершын и до усья и землею, и травами, и денежным жалованьям, и свиньцом, и порахам, и хлебныим правиянтам.

Я, великий государь амператор, жалую вас, Петр Федаравич.

1773 году синтября 17 числа.

ЦГВИА, ф. 20, д. 1230, л. 76.— Подлинник. Опубл. в сб. “Пугачевщина”, т. 1, док. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»

«Дворцовые перевороты в России» —это урок первый по теме «РОССИЯ 1725-1762 гг.» Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII– XVIIIв.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учр...

Методическая разработка урока истории 10 класс "Поход Ермака"

Урок разработан по технологии "ситуативная" в рамках ФГОСТ....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Правление АлександраII. Предпосылки отмены крепостного права....

Методическая разработка урока истории 8 класс.

Причины и предпосылки отмены крепостного права. Император - освободитель....