"Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
план-конспект урока по истории (5 класс)
Урок с применением технологии критического мышления. Разработан и представлен в качестве зачётной работы в рамках квалификационных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemledeltsy_attiki_teryayut_zemlyu_i_svobodu_urok_v_5_klasse.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
| |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Хлыбова Оксана Геннадьевна |
Район | г.о. город Шахунья |
Место работы | МБОУ Сявская СОШ г. Шахунья |
Должность | учитель |
| |
Тема урока | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
Тип урока | Изучения и первичного закрепления знаний |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Начать формирование у обучающихся представления о Греции как особой цивилизации Средиземноморья. Задачи: образовательные проанализировать природные особенности Аттики; охарактеризовать основные занятия населения; дать оценку положения знати и демоса в афинском полисе; убедить детей значимости данного урока для последующих тем. Развивающие продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой, терминами и документальным источником; содействовать развитию мыслительных процессов (сопоставление, анализ, выявление причинно-следственных связей) путём организации индивидуальной, групповой и парной работы. Воспитательные продолжать прививать чувство сопереживания к судьбам простого народа через эмоциональное воздействие; способствовать развитию коммуникативности, взаимоуважения и культуры общения, умений оценивать работу одноклассников через различные виды работ учащихся. |
Необходимое оборудование | Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.» |
Дидактическое обеспечение | Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Дрофа», 2012. Раздаточный материал: Фрагмент контурной карты; таблицы для заполнения; учебный текст; задания к учебному тексту и рабочей таблице; листы накопления баллов; наборы карточек |
| |||
|
| ||
|
| ||
|
| ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Текущий контроль: решение познавательных задач; работа с таблицей и контурной картой; самооценка; синквейн |
| |||
Основная | А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. всеобщая история. История древнего мира. 5 класс:учебник для ОУ – М., «Просвещение», 2015. Рабочая программа. Всеобщая история к УМК А.А.Вигасина и др. 5 кл./сост.Е.Сорокина – М., «ВАКО», 2016. | ||
Дополнительная | Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. 5 класс – М., «ВАКО», 2015. ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000. Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий – Н.Н., 1993. | ||
Интернет-ресурсы | |||
ЭОРы |
Приложение.
Отметить цифрами на карте: 1. Ионическое море 2. Эгейское море 3. Северную Грецию 4. Среднюю Грецию
5. Пелопоннес 6. гору Олимп 7. Аттику
1. Таблица для заполнения: ОБЛАСТЬ АТТИКА
Природные условия | Занятия жителей (4-й уч.) | Население (схема) | Управление (схема) | ||
Местоположение Главный город (1-й уч.) | Климат (2-й уч.) | Поверхность Полезные ископаемые (3-й уч.) | |||
Задания группам:
1) Прочитать текст;
2) Заполнить «свою» колонку в таблице (номер участника группы соответствует номеру колонки);
3) Слушая ответы других участников группы, заполнить 4 колонки таблицы.
2. Таблица для самопроверки: ОБЛАСТЬ АТТИКА
Природные условия | Занятия жителей (4-й уч.) | Население (схема) | Управление (схема) | ||
Местоположение Главный город (1-й уч.) | Климат (2-й уч.) | Поверхность Полезные ископаемые (3-й уч.) | |||
Средняя Греция; Город Афины | Жаркий, сухой | Горы; в Южной части – равнины; мрамор, серебро. глина | Рыболовство, судоходство, земледелие, торговля, ремесло: строительство, обработка металла, гончарное дело. | ||
5 баллов – совпали все ответы 3 балла – совпала часть ответов 1 балл – не совпал ни один ответ (ученик пытался …) |
3. А. Авдеев. Античный мир. Учебные тексты// Я иду на урок истории.
Природные условия Греции во многом походят на те, что характерны для некоторых стран Востока. Однако есть и заметные различия.
Среднегодовая температура здесь + 17. Дождей летом выпадает мало. Многие реки пересыхают. Так что греки очень ценили влагу и, прощаясь, желали друг другу «доброго пути и свежей воды».
Жизнь Эллады связана с Эгейским морем.
Греция самой природой разделена на 3 части – северную. Среднюю и Южную Грецию, каждая из которых состоит из мелких областей.
Северная Греция делится на Эпир и Фессалию, там впервые поселились греки.
Поверхность Средней Греции сильно изрезана горами. Они богаты полезными ископаемыми: мрамором, необходимым для строительства, серебром и медью, хорошей глиной. Там, в Средней Греции, есть полуостров – Аттика. Когда-то здесь было много лесов. Теперь уже полностью уничтоженных. В южной части этой области есть равнины с мягкой почвой, пригодной для земледелия, но их очень мало.
Малое плодородие земель и жаркий, сухой климат определили сильное развитие ремёсел и торговли.
В Южной Греции – Пелопоннесе – расположены области Лаконика, Мессения и Элида. Дубравы, реки, холмистые низменности – вот особенность Пелопоннеса.
Главными же городами являлись: Фтия в Фессалии, Афины в Аттике, Спарта в Лаконике.
4. Задания группам исследователей:
I. Используя карту в атласе и тексты документов, сделайте выводы о ценности хлеба, оливок и винограда для жителей Аттики.
Подготовьте сообщение по плану: - в достатке или нет произрастали;
- с какой целью использовались.
Афины были очень древним государством и расположились в Аттике, в Средней Греции. Название города, как гласит легенда, возникло из-за спора богов – Афины и Посейдона – чьим именем назвать новый город. Боги решили, что город будет носить имя того из споривших, кто произведёт более полезное для людей. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу и вызвал из неё источник пресной воды. Афина же произвела оливковое дерево. (Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий. с. 128)
Ранее всего греки освоили плодородные области Южной Италии. Здесь в гавани часто стояли греческие корабли. Рабы сгружали на берег шерстяные ткани, изящную мебель, расписную керамическую посуду. Пустые корабли они загружали хлебом и везли его в города Греции, где своего хлеба не хватало. (Там же, с. 120)
Главные продукты питания греков – это, во-первых, зерновые: пшеница (для хлеба) и ячмень (для каши). Вторым элементом были оливки (маслины) – в пищу шли как плоды, так и выжимавшееся из них масло. В-третьих, следует упомянуть виноград.
Греки были ценителями вина, но оно употреблялось разбавленным водой как лёгкий тонизирующий напиток, особенно приятный в жаркое время дня. (ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000, с. 151)
Оливковые деревья небольшие, ствол искривлённый, листья серебристые. Живёт дерево 250 лет и более, а плоды даёт только на 16-18-й год. Оливки употребляли в пищу в каждом доме; из них выдавливали прекрасное растительное масло. Лучшие сорта его шли в пищу, худшие – для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги и раны, оно входило в состав лекарств.
II. Прочитать п. 3 § 29;
Из предложенных слов составьте схемы «Категории населения» и «Управление»
Перенесите схемы на доску.
9 архонтов | демос | простой народ | свободные | (земледельцы, ремесленники, торговцы) |
рабы | правители | ареопаг | Совет знати | знать |
5.
Лист накопления баллов | |||
Фамилия, имя | |||
Карта | Работа с таблицей | Ответы на вопросы | Итог |
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Древняя Греция...
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Урок в 5 классе по метатеме "Простое и сложное"...
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу...
Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Формирование открытого истори...
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...