"Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Хлыбова Оксана Геннадьевна

Урок с применением технологии критического мышления. Разработан и представлен в качестве зачётной работы в рамках квалификационных курсов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО          ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

        

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Хлыбова Оксана Геннадьевна

Район

г.о. город Шахунья

Место работы

 МБОУ Сявская СОШ г. Шахунья

Должность

учитель

  1. Общая информация

Тема урока

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Тип урока

Изучения и первичного закрепления знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Начать формирование у обучающихся представления о Греции как особой цивилизации Средиземноморья.

Задачи: образовательные

проанализировать природные особенности Аттики; охарактеризовать основные занятия населения; дать оценку положения знати и демоса в афинском полисе; убедить детей значимости данного урока для последующих тем.

Развивающие

продолжить развитие умений и навыков работы с исторической картой, терминами и документальным источником; содействовать развитию мыслительных процессов (сопоставление, анализ, выявление причинно-следственных связей) путём организации индивидуальной, групповой и парной работы.

Воспитательные

продолжать прививать чувство сопереживания к судьбам простого народа через эмоциональное воздействие; способствовать развитию коммуникативности, взаимоуважения и культуры общения, умений оценивать работу одноклассников через различные виды работ учащихся.

Необходимое оборудование

Настенная карта «Древняя Греция V в. до н.э.»

Дидактическое обеспечение

Карта атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М., «Дрофа», 2012.

Раздаточный материал:

Фрагмент контурной карты; таблицы для заполнения; учебный текст; задания к учебному тексту и рабочей таблице; листы накопления баллов; наборы карточек

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные
  • Формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

  • предметные
  • Научиться формировать целостное представление об историческом развитии греков; применять понятийный аппарат для оценивания фактов и источников о Древней Греции, их анализа, сопоставления, обобщённой характеристики, оценки, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально-этических вопросов далекого прошлого.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.
  • Выделять существенную информацию из текстов разных видов; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.
  • Определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Текущий контроль: решение познавательных задач; работа с таблицей и контурной картой; самооценка; синквейн

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. всеобщая история. История древнего мира. 5 класс:учебник для ОУ – М., «Просвещение», 2015.

Рабочая программа. Всеобщая история к УМК А.А.Вигасина и др. 5 кл./сост.Е.Сорокина – М., «ВАКО», 2016.

Дополнительная

Е.Н.Сорокина. Поурочные разработки по всеобщей истории. 5 класс – М., «ВАКО», 2015.

ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000.

Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий – Н.Н., 1993.

Интернет-ресурсы

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
  1. Этап урока
  1. Время
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Используемые методики и технологии (на разных этапах урока)

1. Организационный

30′′

Приветствие, организация внимания.

2. Вводно-мотивационный

2′

-Как называется страна, которую сейчас изучаем?

- Какие гос-ва и страны успели изучить к сегодняшнему уроку?

- Для чего их изучаем?

Провожу параллель с современностью.

Объясняю, как будет оцениваться работа на уроке.

Опираясь на карту и полученные знания, формулируют ответы.

Фронтальная беседа

3. Актуализация знаний

4′

Даны копии контурной карты (для слабых учеников-основные зоны выделены разными цветами) и задания к ней.

Обратная связь.

Выполняют задания на контурной карте. Взаимопроверка по настенной карте. Количество баллов выставляют в оценочную таблицу.

Историческая география

4. Изучение нового материала

5′

6-7′

2′

4′

4′

4′

4′

- Были ли затруднения при выполнении задания?

Формулируем тему урока и план изучения.

Организую групповую работу (4 гр. по 4 чел.

и

2 гр. исследователей по 2 чел. – наиб. подготовленные ученики)

Объясняю правила самопроверки по предложенному образцу, критерии баллов на доске: всё совпало — 5 баллов, совпала часть ответов — 3 балла, нет совпадений — 0 баллов.

Обратная связь.

  • С каким из изученных гос-в можно сравнить Грецию? Почему?
  • Как влияли природные условия на занятия населения?
  • Найдите в атласах местоположение Аттики и покажите на настенной карте.

  • Что произрастало в избытке, а чего не хватало в Аттике?
  • - Почему крестьянин горевал по загубленным маслинам гораздо больше, чем, например, по вытоптанному полю пшеницы?

  • Верно ли: богатый, значит, знатный?
  • -Предположите, в чьих интересах управляли архонты.

  • В чём главные причины разорения греков?

  • К чему в итоге это могло привести?

- А вот состоялись или нет такие реформы, узнаем на следующем уроке.

- Да. Аттику не изучали.

Планирование деятельности.

Опираясь на ранее полученные знания, формулируют общие вопросы для изучения

  1. Природные особенности (местоположение, климат, поверхность)
  2. Население и его занятия
  3.  Управление
  4. Почему разорялись земледельцы в Аттике?

Оформляют записи в тетради.

Работают с текстом документа, заполняют «свою» колонку в таблице, обмениваясь полученной информацией, заполняют еще 3 оставшиеся колонки.

  1. Имея на столе карту в атласе, тексты документов, набор продуктов (оливки, виноград, хлеб), делают вывод о значимости каждого продукта для жителей Аттики.
  2. Используя текст параграфа в учебнике и набор карточек, составляют схемы «Население Аттики» и «Управление Афинским полисом»

Проверяют правильность выполнения (в конвертах — образцы заполнения).

Выставляют полученные баллы.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Работают с картой.

Отчёт 1-й пары исследователей.

Отчёт 2-й пары исследователей (фиксируют на доске в виде опорной схемы).

Весь класс  оформляет соответствующую колонку таблицы.

Читая текст пункта параграфа, отвечают на вопрос.

Расставляют в правильной последовательности предложенные карточки:

Долговое рабство

Плохой участок земли

Примитивные орудия труда

Долговой камень

Неурожай

Делают выводы о необходимости перемен.

Смысловое чтение, поиск информации и понимание прочитанного; организация и регулирование своей учебной деятельности. Готовность к сотрудничеству.

Фронтальная беседа. Работа с картой.

Выдвигать версии, строить логически обоснованные суждения.

 Анализировать исторический источник, делать на его основе выводы, подтверждать фактами, аргументами.

Уметь представлять информацию в разных формах

Учатся аргументировано оценивать чужие поступки, конкретные исторические ситуации, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

5. Первичное закрепление пройденного на уроке материала

3′

Возвращаемся к задачам нашего урока: что нового узнали? Как поработали, какие качества в себе развивали? На что обратить внимание при выполнении домашнего задания?

Используя ключевые слова, делаем выводы по уроку.

Составляют в рабочих тетрадях синквейн:

жители Аттики

занимались разорялись подчинялись

были недовольны правителями и законами

нужны перемены

6. Подведение итогов урока

2′

Объясняю принцип выставления оценок.

Обратная связь.

Мне понравились ответы ребят ...

Суммируют баллы и выставляют оценки в дневники.

7. Организация изучения домашнего задания

3′

  1. Прочитать § 29. ответить на вопросы к нему;
  2. повторить записи в тетради;
  3. составить свой проект перемен в Афинском полисе (наиболее подготовленные ученики);
  4. записать рассказ от имени земледельца Афинского полиса.

Записывают  домашнее задание.

Дифференцированный подход

Приложение.

Отметить цифрами на карте: 1. Ионическое море  2. Эгейское море    3. Северную Грецию    4. Среднюю Грецию    

5. Пелопоннес    6. гору Олимп    7. Аттику

 

1. Таблица для заполнения: ОБЛАСТЬ АТТИКА

Природные условия

Занятия жителей

(4-й уч.)

Население (схема)

Управление (схема)

Местоположение

Главный город

(1-й уч.)

Климат

(2-й уч.)

Поверхность

Полезные ископаемые

(3-й уч.)

Задания группам:

1) Прочитать текст;

2) Заполнить «свою» колонку в таблице (номер участника группы соответствует номеру колонки);

3) Слушая ответы других участников группы, заполнить 4 колонки таблицы.

2. Таблица для самопроверки: ОБЛАСТЬ АТТИКА

Природные условия

Занятия жителей

(4-й уч.)

Население (схема)

Управление (схема)

Местоположение

Главный город

(1-й уч.)

Климат

(2-й уч.)

Поверхность

Полезные ископаемые

(3-й уч.)

Средняя Греция;

Город Афины

Жаркий, сухой

Горы; в Южной части – равнины; мрамор, серебро. глина

Рыболовство, судоходство, земледелие, торговля, ремесло: строительство, обработка металла, гончарное дело.

5 баллов – совпали все ответы

3 балла – совпала часть ответов

1 балл – не совпал ни один ответ (ученик пытался …)

3. А. Авдеев. Античный мир. Учебные тексты// Я иду на урок истории.

Природные условия Греции во многом походят на те, что характерны для некоторых стран Востока. Однако есть и заметные различия.

Среднегодовая температура здесь + 17. Дождей летом выпадает мало. Многие реки пересыхают. Так что греки очень ценили влагу и, прощаясь, желали друг другу «доброго пути и свежей воды».

Жизнь Эллады связана с Эгейским морем.

Греция самой природой разделена на 3 части – северную. Среднюю и Южную Грецию, каждая из которых состоит из мелких областей.

Северная Греция делится на Эпир и Фессалию, там впервые поселились греки.

Поверхность Средней Греции сильно изрезана горами. Они богаты полезными ископаемыми: мрамором, необходимым для строительства, серебром и медью, хорошей глиной. Там, в Средней Греции, есть полуостров – Аттика. Когда-то здесь было много лесов. Теперь уже полностью уничтоженных. В южной части этой области есть равнины с мягкой почвой, пригодной для земледелия, но их очень мало.

Малое плодородие земель и жаркий, сухой климат определили сильное развитие ремёсел и торговли.

В Южной Греции – Пелопоннесе – расположены области Лаконика, Мессения и Элида. Дубравы, реки, холмистые низменности – вот особенность Пелопоннеса.

Главными же городами являлись: Фтия в Фессалии, Афины в Аттике, Спарта в Лаконике.

4. Задания группам исследователей:

I. Используя карту в атласе и тексты документов, сделайте выводы о ценности хлеба, оливок и винограда  для жителей Аттики.

Подготовьте сообщение по плану: - в достатке или нет произрастали;

                                                            - с какой целью использовались.

Афины были очень древним государством и расположились в Аттике, в Средней Греции. Название города, как гласит легенда, возникло из-за спора богов – Афины и Посейдона – чьим именем назвать новый город. Боги решили, что город будет носить имя того из споривших, кто произведёт более полезное для людей. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу и вызвал из неё источник пресной воды. Афина же произвела оливковое дерево. (Человек в мире мифов, образов и деяний. Часть 1. – Человек в древнем мире/сост. В.М.Строгецкий. с. 128)

Ранее всего греки освоили плодородные области Южной Италии. Здесь в гавани часто стояли греческие корабли. Рабы сгружали на берег шерстяные ткани, изящную мебель, расписную керамическую посуду. Пустые корабли они загружали хлебом и везли его в города Греции, где своего хлеба не хватало. (Там же, с. 120)

Главные продукты питания греков – это, во-первых, зерновые: пшеница (для хлеба) и ячмень (для каши). Вторым элементом были оливки (маслины) – в пищу шли как плоды, так и выжимавшееся из них масло. В-третьих, следует упомянуть виноград.

Греки были ценителями вина, но оно употреблялось разбавленным водой как лёгкий тонизирующий напиток, особенно приятный в жаркое время дня. (ААвдеев. Античный мир.//Я иду на урок истории. Книга для учителя. – М., «Первое сентября», 2000, с. 151)

Оливковые деревья небольшие, ствол искривлённый, листья серебристые. Живёт дерево 250 лет и более, а плоды даёт только на 16-18-й год. Оливки употребляли в пищу в каждом доме; из них выдавливали прекрасное растительное масло. Лучшие сорта его шли в пищу, худшие – для освещения. Оливковым маслом смазывали ожоги и раны, оно входило в состав лекарств.

II. Прочитать п. 3 § 29;

     Из предложенных слов составьте схемы «Категории населения» и «Управление»

     Перенесите схемы на доску.

9 архонтов

демос

простой народ

свободные

(земледельцы, ремесленники, торговцы)

рабы

правители

ареопаг

Совет знати

знать

5.

Лист накопления баллов

Фамилия, имя

Карта

Работа с таблицей

Ответы на вопросы

Итог

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Урок в 5 классе по метатеме "Простое и сложное"...

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу...

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

    Овладение исторической картиной мира: умение   объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.  Формирование открытого истори...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Цель урока: 1)  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...