Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Маслаков Дмитрий Сергеевич

5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemledeltsy_attiki_teryayut_zemlyu_i_svobodu.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
  • обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
  • продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.

Тип урока: Комбинированный

Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».

 1.Подготовка устного ответа по карточке

КАРТОЧКА

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:

* Где жили древнегреческие бог»?

* Какие боги считались у них главными?

* Какие боги покровительствовали ремеслам?

* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.

* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?

Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося:

У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис — виноделию, Деметра — земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.

 2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).

Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.

3.Работа с классом.

Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.

— На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)

— Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)

— Может кто-нибудь перечислить их?

4. Объясните значение крылатых выражений.

Ахиллесова пята

Троянский конь

Яблоко раздора

Нить Ариадны.

Устный ответ ученика по карточке�� 

III. Переход к изучению новой темы.

Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.

Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.

И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.

Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?

IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)

План:

1) Древнегреческие полисы.

2) Занятия жителей полисов.

3) Управление полисом.

На доске тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.

I. Рассказ учителя.

Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии — МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.

2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника .При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.

 Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.

Работа с новыми терминами.

(Давайте запишем в тетрадь новые термины)

Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.

Ареопаг — совет знати государства.

Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.

3.Работа с историческим документом.

Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.

Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?

Аристотель. Афинская политИя

2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…

...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.

5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.

Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.—С. 129.

4. Беседа по вопросам к документу.

— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)

— Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)

— Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)

— За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)

— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)

— Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

— К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)

V. Закрепление изученного на уроке.

Беседа.

- Повторим, что мы изучили на уроке нового?

- Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?

- Что такое демос? Чем занимались жители Афин?

- Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)

 VI. Итог урока

Домашнее задание 

1. Прочитать § 29 учебника

2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: — Как жили древние греки в своих полисах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Урок в 5 классе по метатеме "Простое и сложное"...

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу...

Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

    Овладение исторической картиной мира: умение   объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.  Формирование открытого истори...

Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"

Цель урока: 1)  Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ»  Яцкина  Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО  на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...