Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
5 класс
Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Цели:
- подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов;
- обеспечить усвоение понятий «полис», «демос» «ареопаг», «архонты»;
- продолжить формирование умений использовать исторические документы как источники знаний.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Религия древних греков».
1.Подготовка устного ответа по карточке
КАРТОЧКА
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Какие религиозные верования существовали у древних греков?». Для этого вспомни:
* Где жили древнегреческие бог»?
* Какие боги считались у них главными?
* Какие боги покровительствовали ремеслам?
* Расскажи миф о любом древнегреческом боге.
* Почему всех своих богов греки изображали в облике человека?
Сделай вывод.
Примерный ответ учащегося:
У древних греков, как и многих других народов, существовали свои религиозные верования. Все их боги жили на горе Олимп. Главными считались Зевс - бог дождя и грома, Посейдон - бог моря и Аид - бог подземного царства. Многие греческие боги покровительствовали разным ремеслам, которыми занимались люди. Например, Гефест - кузнечному делу, Дионис — виноделию, Деметра — земледелию... Всех своих богов греки изображали в облике человека. Дело в том, что они верили в силу человека, в то, что от него в мире зависит многое. Таким образом, действиями богов греки объясняли разные явления природы.
2. Дифференцированная работа с учащимися письменно на листочках с заданием (5 человек).
Ответы: Зевс, Афродита, Посейдон, Аид, Артемида.
3.Работа с классом.
Беседа по содержанию мифа о подвигах Геракла.
— На предыдущем уроке мы с вами прочитали лишь некоторые из подвигов Геракла. А кто прочитал все мифы о подвигах Геракла? (дети поднимают руки)
— Сколько подвигов совершил Геракл? (Двенадцать.)
— Может кто-нибудь перечислить их?
4. Объясните значение крылатых выражений.
Ахиллесова пята
Троянский конь
Яблоко раздора
Нить Ариадны.
Устный ответ ученика по карточке��
III. Переход к изучению новой темы.
Итак, мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Мы уже знаем, как жили древние греки в независимых городах Микенах, Афинах, Пилосе, Тиринфе, а также в царстве на о. Крит. Об этом нам рассказали интересные мифы и раскопки археологов. Однако жизнь на о. Крит в XV в. до н. э. остановилась, так как на соседнем острове Фара произошло землетрясение и извержение вулкана. Многие дворцы были разрушены, люди покинули остров.
Греческие города, объединенные под правительством царя Микен в 1200 г. до н. э., выиграли Троянскую войну, но победой не смогли воспользоваться. С севера в Грецию вторглись дорийские племена. Они разрушили многие города. Произошел упадок культуры, греки забыли свое письмо.
И вот, спустя два века после разрушения Микен, греки научились обрабатывать железо. Началось развитие новых ремесел. В Греции стали появляться полисы.
Задача для учащихся: Что такое полис? Как с его появлением изменилась жизнь греков?
IV. Изучение новой темы. (обратите внимание на план на доске)
План:
1) Древнегреческие полисы.
2) Занятия жителей полисов.
3) Управление полисом.
На доске тема урока, новые слова: Аттика — область Средней Греции, полис, демос, ареопаг, архонты.
I. Рассказ учителя.
Полис - город-государство. От этого корня произошло слово «политика». Центр его — город, который является центром небольшого самостоятельного государства, со своим правительством, войском и территорией. Он окружен стенами, внутри стен находилось возвышенное место - акрополь, и открытое пространство, называвшееся агорА, которое служило и рыночной площадью, и местом для народных собраний. Кроме города, такое государство включало окрестные деревни, усадьбы богачей.(подойти к карте и показывать области) В Средней Греции находится область АТТИКА, самым крупным полисом здесь были Афины, в Южной Греции -Спарта, на побережье Малой Азии — МилЕт. Хотя полисы часто соперничали между собой, они имели черты, характерные для полисов всех греков: общий язык, культуру и религию, которые создали прочные связи между ними. В каждом полисе проживали всего несколько тысяч граждан.
2. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п. 2-3, с. 134-135, § 29 учебника .При прочтении данного пункта вы должны - Выяснить, какие занятия существовали у жителей полисов? И как происходило управление властью в Афинах.
Ответ: разведение оливок и винограда, изготовление вина, оливкового масла.
Работа с новыми терминами.
(Давайте запишем в тетрадь новые термины)
Демос — простой народ, не участвовавший в управлении государством.
Ареопаг — совет знати государства.
Архонты — девять самых знатных и богатых правителей государства.
3.Работа с историческим документом.
Перед вами на столах лежит отрывок из исторического документа под названием «Афинская политИя», который написал знаменитый философ и ученый Древней Греции –Аристотель. Это трактат, содержащий описание государственного строя Афин.
Сейчас я прочитаю этот документ, а вы должны будете подумать над такими вопросами как. ^Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? Кто управлял государством? За счет чего жили бедные?
Аристотель. Афинская политИя
2 ...В течение долгого времени происходили раздоры между знатью и народом. Надо иметь в виду, что вообще государственный строй был олигархическим (то есть властью немногих), но главное было то, что бедные находились в порабощении не только сами, но также их дети и жены. Назывались они пелатами и шестидольниками, потому что на таких арендных условиях обрабатывали поля богачей. Вся же вообще земля была в руках немногих. При этом, если эти бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу(долговое обязательство) и их самих, и детей…
...Конечно, из тогдашних условий государственной жизни самим тяжелым и горьким для народа было рабское положение. Впрочем, и всем остальным он был тоже недоволен, потому что ни в чем, можно сказать, не имел своей доли.
5. В виду того, что существовал такой государственный порядок и большинство народа было в порабощении у немногих, народ восстал против знатных.
Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М., 1987.—С. 129.
4. Беседа по вопросам к документу.
— Существовало ли в Афинах деление общества на богатых и бедных? (Да, существовало.)
— Кто управлял государством? (Государством управляли олигархи, то есть самые богатые и знатные люди.)
— Кому принадлежала вся земля в государстве? (Земля была в руках немногих, то есть в руках богатых.)
— За счет чего жили бедные? (Они арендовали землю у богатых.)
— Что было с теми людьми, которые не могли заплатить арендную плату? (Богатые могли его самого и его семью увести в кабалу.)
— Чем простой народ был недоволен? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)
— К чему могло привести такое положение простых людей? (Народ восстал против знатных...)
V. Закрепление изученного на уроке.
Беседа.
- Повторим, что мы изучили на уроке нового?
- Что же такое полис? Какой полис мы сегодня изучили?
- Что такое демос? Чем занимались жители Афин?
- Чем был недоволен демос? (Тем, что он не имел своей доли, то есть не имел собственности и прав тоже.)
VI. Итог урока
Домашнее задание
1. Прочитать § 29 учебника
2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: — Как жили древние греки в своих полисах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Древняя Греция...
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Урок в 5 классе по метатеме "Простое и сложное"...
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу...
Тема: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. Формирование открытого истори...
Методическая разработка по истории Древнего мира по теме: "Земледельцы Аттики теряют землю и свободу"
Цель урока: 1) Подвести учащихся к пониманию причин возникновения греческих полисов, познакомить занятиями населения, управлением Аттики, положением земледельцев.2) Продолжить формирование...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Галина Васильевна. Тема урока: Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учебник :Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая истор...
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.
Возможности школьного урока истории в реализации программы развития УУД в ООО на примере урока истории в 5 классе : Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Учитель истории МБОУ «Топканов...