Выступление на педагогической конференции 2018
статья по истории
Формирование ИКТ компетенций у учащихся
при проведении уроков истории и географии
в кейс - технологии
Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно – ситуативное обучение с использованием цифровых ресурсов на уроках истории и географии в кейс – технологии. Внедрение учебных кейсов в практику в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_konferentsii_2018.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская школа»
Формирование ИКТ компетенций у учащихся
при проведении уроков истории и географии
в кейс - технологии
Малышев Александр Николаевич,
учитель истории и географии,
педагогический стаж 22 года,
1-я квалификационная категория
с. Каменки, 2018
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………...........3
2. Структура кейс - технологии……………………………..……………………3
3. Применение элементов кейс – технологии на уроках истории и географии.4
4. Формирование ИКТ компетенций при использовании кейс-технологии…..6
5. Заключение……………………………………………….................................7
6. Список литературы…………………………………………………………....7
1. Введение
Проблема усвоения знаний давно стала важной у педагогов. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Мы живём и работаем в период инноваций. Для деятельности учителя сегодня представлен широкий выбор эффективных методов и приёмов, позволяющих повысить качество обучения, активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать критическое мышление.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно – ситуативное обучение с использованием цифровых ресурсов на уроках истории и географии в кейс – технологии. Внедрение учебных кейсов в практику в настоящее время является весьма актуальной задачей.
2. Структура кейс – технологии
Кейс – технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблемных задач. Это важно при подготовке к ЭГЭ. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный, необычный случай. Другая версия названия – case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.
Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых ученики либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
Кейс – технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько вариантов ответа, которые могут соперничать по степени истинности. История и география являются теми науками, где можно активно применять цифровые ресурсы в кейс – технологии. К кейс – технологиям относятся: метод инцидента, метод разбора деловой корреспонденции, метод ситуативного анализа.
3. Применение элементов кейс – технологии на уроках географии и истории
Урок по истории. 5 класс. В гаванях афинского порта Пирей.
Кейс 1
Проблема - Предположите, кому принадлежала власть в Афинах?
1. Работая с текстом пункт 1 параграфа 36, ответьте на вопросы, ответы впишите
- Кто служил на военных кораблях
- Кто по закону считался гражданином?
- Объясните значение слова «верфь?
- Что должны были сделать богатейшие граждане по афинским законам?
2. На магнитной доске соотнесите определение и его значение
Верфь | Место постройки и ремонта старых и новых кораблей |
Граждане | Коренные афиняне, у которых и мать и отец были коренными жителями |
Триеры | Суда, которые образовывали афинский флот |
Кейс 2
Проблема - Как делилось население Афин? Чем отличались в своих правах?
1. Прочитать пункт 2, и узнайте, что же представляет собой торговая гавань. Рассмотрите иллюстрацию на странице 173 и ответьте на вопросы, ответы впишите:
- Чем заняты на пристани люди?
- Корабль на переднем плане готовится к отплытию или только что прибыл?
- Чем купец мог его загрузить? (прочитать абзац 1 страница173)
- Не далеко стоит еще один корабль, он зашел в гавань, что мог с собой привезти, что так ценилось греками? (прочитать пункт 2 на странице172)
- За счет чего пополнялась казна Афинского государства?
2. Составьте схему из предложенного материала
Афины |
Вывозили |
Ввозили |
Слоновая кость |
Оливковое масло |
Изделия из серебра |
Папирус |
Рабы |
Вино |
Амфоры |
Зерно |
Кейс 3
Проблема - Рабство в Афинах: добро или зло?
1. Прочитать пункт 3 и ответить на вопросы, ответы впишите:
- Где применялся труд рабов в Греции?
- Как обращались с рабами?
- Кто мог быть рабом в Древней Греции?
- Кого называли вольноотпущенниками?
2. Какие слова характеризуют положение раба в Афинах?
Урок по географии. 5 класс. Земная кора – верхняя часть литосферы
Кейс 1 Путешествие к центру Земли
Проблема Можно ли совершить путешествие к центру Земли?
Задание 1
Прочитайте текст, используя текст и данные таблицы, составьте сообщение о внутреннем строении Земли, прочитайте сообщение в классе
В 1864 году французский писатель Жюль Верн написал научно-фантастический роман «Путешествие к центру Земли», где рассказывает о путешествии, совершенном группой исследователей в земные недра.
Зачитываю отрывок из лекции профессора географических наук Отто Лиденброка, который был в этой экспедиции.
«... я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра! Только глупцы и невежды придерживаются другого мнения в этом вопросе…».
Вопрос «Можно ли совершить настоящее путешествие к центру Земли?»
Для выполнения задания учащемуся необходимы таблицы и дополнительный материал.
Задание 2
Используя материал учебника, страница 68-69 составьте схему «Типы земной коры»
4. Формирование ИКТ компетенций при использовании кейс-технологии
При работе в кейс-технологии у учащихся формируются базовые ИКТ компетенции:
- способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
- умение собирать и /или извлекать информацию;
- умение применять существующую схему организации или классификации;
- умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
- умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
- умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
- способность должным образом передавать информацию направлении.
ИКТ - компетентность определяется, как общеучебное умение работать с информацией, представленной в электронном виде.
5. Заключение
Кейс – технологии – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Ситуационное обучение учит поиску и использованию знания в условиях динамичной ситуации. При использовании кейс-технологии формируются основные компетенции у учащихся, в том числе ИКТ-компетенции. Педагогический потенциал кейс – технологии значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения.
6. Литература
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / под ред. профессора В.А.Козырева и профессора Н.Ф. Родионовой. – С - П.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2004.
- Каунов, А.М. Учебные кейсы в технологическом и профессиональном образовании: Учебное пособие / А.М. Каунов – Волгоград: Перемена, 2010.
- Кейс метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru.
- Комисарова, Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор/ Н.Н. Комисарова, М.: 2005, Издательство учебного методического управления Финансовой Академии при Правительстве РФ.
- Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А. Долгоруков - www.vshu.ru
- Каунов, А.М. Деловая личность – ориентир для учителя истории и географии // Школа и производство, № 3, М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
Из опыта участия в конкурсе педагогического мастерства "Мир в твоих руках" в номинации "Учитель года" (выступление на педагогической конференции)
Всем тем, кто хочет попробовать себя в конкурсе педагогического мастерства в номинации "Учитель года", кто побаивается или сомневается, кто интересуется и хочет узнать побольше о данном конкурсе помож...
Выступление на педагогической конференции. Развитие педагогического потенциала как фактора обновления качества образования.
О технологии повышения качества образования по истории....
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."
В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: «Повышение учебной мотивации и познавательного интереса к предмету с помощью проектно- исследовательской деятельности на уроках письма и развития речи»
Положительное проявление и реализация возможностей учащихся в проектной деятельности. Актуальность и перспективы активных форм обучения в школе для детей с интеллектуальными нарушениями. Возникающие т...