Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
план-конспект урока по истории (8 класс)

Эмиров Рефат Сейранович

Цель: узнать, как произошла колонизация Индии европейскими державами;

какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами.

Задачи урока: - активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Проблемный вопрос: Было ли неизбежным колониальное завоевание Индии?

Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев;

1858г. – роспуск Ост-Индской компании;

1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; 1885г. – создание ИНК.

Оборудование урока: техническое обеспечение показа слайдов

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_indiya_afrika_mezhdun._otnosheniya.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

9: Тема урока: Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

Африка: континент в эпоху перемен.

Цель: узнать, как произошла колонизация Индии европейскими державами;

какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами.

Задачи урока: - активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Проблемный вопрос: Было ли неизбежным колониальное завоевание Индии?

Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев;

1858г. – роспуск Ост-Индской компании;

1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; 1885г. – создание ИНК.

Оборудование урока: техническое обеспечение показа слайдов

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний самостоятельная работа с систематизирующей таблицей опорного листа по Японии и Китаю.

3.Работа над новым материалом

Какие черты хозяйственной жизни были характерны для Индии в 16-17 вв?

Почему произошла колонизация Индии?

Особенность английского колониализма?

Конспект:

С момента открытия Индии европейцами в 1498 году стала объектом для колониальной агрессии. Португалия, Голландия, Франция и Англия повели борьбу за установление господства над этой сказочно богатой землей. С XVIII века, после развала империи Моголов (1525-1858), англичане явно стали лидировать в этой борьбе, итогом которой стало провозглашение в 1876 году британской королевы Виктории (1837-1901) «императрицей Индии».

Процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 1850-х годах XIX столетия. 

Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании» (1600-1858), созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (1558-1603).

События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по-разному:

«Война за независимость 1857 года», «Первая война за независимость»;

в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война». 

Сипаи (от персидского sipahi - «воин») - наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения.

Повод к восстанию 1857-1858 гг.

Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство.

В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со свиным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии.

В 1858 году после подавления восстания сипаев Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству.

1.Власть с 1858 г. в руках английского правительства и королевы;

2.Эксплуатация индийского общества:

взимание налогов;

введение монополии на соль;

сбыт в Индии английских товаров;

вывоз в Англию сырья для фабрик, пшеницы

Последствия вторжения Запада и колонизации страны:

1.Разорение ткачей

2.Строительство шахт

3.Обнищание индийской деревни

4.Строительство железных дорог

Превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток

3.Развитие внутренней и внешней торговли

Преимущественное разведение монокультур (чай, кофе, хлопок)

4.Развитие средств связи

5.Появление фабричного производства

Вывод: в 19 веке в период колониального господства Англии происходит насильственное разрушение традиционного общества.

Африка: континент в эпоху перемен.

Обратимся к карте на развороте учебника страницы 257 - (5 минут).

Северо-Восточная и Северо-Западная Африка – арабы;

Восточная и Южная Африка – банту, зулусы, кафры;

Западная Африка – готтентоты и бушмены;

Юго-Западная Африка – бушмены (в кам. веке);

О-в Мадагаскар – мальгаши (потомки индонезийских переселенцев)

Р. Конго – пигмеи (первобытный строй).

Тотемизм – мифы, обряды и обычаи, связанные с верой в родство в родстов душ между животными и людьми, растениями.

Анимизм – вера в существование душ и духов в наличие фантастических сверхъестественных существ, управляющих предметами и явлениями.

Ислам – Северная Африка.

Православие – Эфиопия.

Начавшиеся еще в конце XV в. колониальные захваты тяжело отразились на жизни африканских народов. Нарушались традиционные торговые связи, колониальные войны приводили к разрушению местных промыслов, а иногда и к гибели целых государств.

Кровавым кошмаром называли работорговлю, продолжавшуюся до середины XIX в. Она стоила народам Африки потери не менее 100 млн. человек. Крупнейшими базами работорговли стали первые колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.

К началу XIX в. населяющие Тропическую Африку народы находились на уровне традиционного первобытного или полупервобытного общества. Между ними существовали и их разделяли языковые, этнические, культурные барьеры.

Никакого движения вперед здесь не происходило.

Северная и Северо-Восточная Африка представляла собой особый мир высокой культуры, развившейся на базе ислама, отличный от негритянского (следует учитывать благоприятные плодородные и климатические факторы побережья Средиземного моря), хотя и связанный с ним общей судьбой. Но и арабская Африка была колонизована одновременно с остальной частью континента. Одна из причин - политическая слабость враждующих между собой арабских государств, находившихся на уровне традиционного общества и лишенных защиты со стороны ослабевшей Османской империи.

С 70-х гг. XIX в. усилился процесс завоевания глубинных территорий Африки. Борьба за полный ее раздел европейскими державами привела к появлению «французской», «британской», «германской» Африки и т. д.

К 1900 г. Территориальный раздел завершился, в руках колонизаторов находилось более 90% территории Африканского континента. Независимость удалось сохранить лишь Либерии и Эфиопии. Однако первая стала сферой влияния США, а вторая – Англии, Франции и Италии.

4.Подведение итога урока.

Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества?

5.Рефлексия.

Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:

1.Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества?

2. Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?

3. Какие события вынудили правительство Великобритании ликвидировать управлявшую Индией Ост-Индскую торговую компанию?

4. Что такое касты? Что такое варны?

Тема 2: Урок "Международные отношения: дипломатия или война?"

Цели:

- Сформировать представление: о международных отношениях на рубеже 19-20 веков.

- Охарактеризовать территориальный раздел мира между старыми и новыми колониальными державами.

- Дать представление о борьбе за независимость балканских государств.

- Раскрыть особенности противоречий в результате балканских войн и ослабления Османской империи.

Проблемный вопрос была ли неизбежна Первая мировая война?

Причины конфликтов:

ограниченность рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;

борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.

Термины:

Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.

Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.

Пангерманизм – это политика, направленная на установления европейского и мирового господства.

Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Работа над новым материалом

Конспект:

Начало распада Османской империи. Османская империя в к. XIX веке притягивала к себе взгляды европейских государств. Австро-Венгрия, Германия, Россия, Франция и Англия вели здесь борьбу за сферы влияния.

Османская империя постепенно теряла свои территории. 1861 г.

Пришлось признать образование Румынии (из объединившихся Молдавии и Валахии), при условии сохранения протектората от Турции. После войны с Россией 1877-1878 гг. образовалось независимое государство Болгария. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Англия получила в управление о-в Кипр.

Подписанием Берлинского трактата завершился длившийся месяц Берлинский конгресс, созванный по требованию Австро-Венгрии и Англии.

В конгрессе участвовали Россия, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Турция. 

Международные конфликты конца XIX- начала XX вв.

1898 – испано-американская война. В ходе боевых действий США захватили принадлежавшие Испании с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины.

Англия стремилась захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики. Англо-бурские войны (1880 – 1881, 1899-1902) Буры – это выходцы из Голландии, которые создали эти республики на юге Африки.

Несмотря на героическое сопротивление Англия захватила эти республики в 1902 году, а в 1910 году на их территории был создан британский доминион.

1904-1905 – русско-японская война.

В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония одержала победу, поскольку в тот период в России началась революция.

В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой японского влияния Южную Маньчжурию и Корею.

Создание военных блоков. 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе.

Тройственный союз — военно-политический блок:

Германии, Австро-Венгрии и Италии (до 1915), сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).

В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.

К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими.

1889 год – создание II Интернационала который выступал против войн и политики гонки вооружений.

4.Подведение итога урока.

5.Рефлексия.

6.Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:

1). Какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков?

2). Что такое экспансия?

3). Назовите основные противоречия, которые возникли между великими державами на рубеже XIX-XX вв.?

4). Определите названия, время образования, состав участников двух противоборствующих военно-политических блоков?

5). Назовите основные цели участников данных военно-политических блоков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме: «Традиционные общества в XIX в»

Тестовые задания по новой истории для 8 класса. Создан для повторительно-обобщающего урока по теме: Страны Латинской Америки, Азии и Африки в 19 веке. Включают два варианта заданий....

Колониализм и кризис "традиционных обществ"

Презентация по теме: "Колониализм и кризис "традиционных обществ"...

От традиционного общества к обществу индустриальному

Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....

От традиционного общества к обществу индустриальному

Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи.  Индустриальное общество – общество, в котором завершен процес...

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени...