Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
план-конспект урока по истории (8 класс)
Цель: узнать, как произошла колонизация Индии европейскими державами;
какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами.
Задачи урока: - активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Проблемный вопрос: Было ли неизбежным колониальное завоевание Индии?
Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев;
1858г. – роспуск Ост-Индской компании;
1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; 1885г. – создание ИНК.
Оборудование урока: техническое обеспечение показа слайдов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_indiya_afrika_mezhdun._otnosheniya.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
9: Тема урока: Индия: насильственное разрушение традиционного общества.
Африка: континент в эпоху перемен.
Цель: узнать, как произошла колонизация Индии европейскими державами;
какие общие обстоятельства сыграли решающую роль в колонизации Африки европейцами.
Задачи урока: - активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;
способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Проблемный вопрос: Было ли неизбежным колониальное завоевание Индии?
Основные даты: 1857-1859гг. – восстание сипаев;
1858г. – роспуск Ост-Индской компании;
1876г. – принятие королевой Викторией титула «императрицы Индии»; 1885г. – создание ИНК.
Оборудование урока: техническое обеспечение показа слайдов
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний самостоятельная работа с систематизирующей таблицей опорного листа по Японии и Китаю.
3.Работа над новым материалом
Какие черты хозяйственной жизни были характерны для Индии в 16-17 вв?
Почему произошла колонизация Индии?
Особенность английского колониализма?
Конспект:
С момента открытия Индии европейцами в 1498 году стала объектом для колониальной агрессии. Португалия, Голландия, Франция и Англия повели борьбу за установление господства над этой сказочно богатой землей. С XVIII века, после развала империи Моголов (1525-1858), англичане явно стали лидировать в этой борьбе, итогом которой стало провозглашение в 1876 году британской королевы Виктории (1837-1901) «императрицей Индии».
Процесс колонизации Индии совсем не был для Британии простым делом и растянулся на много десятилетий, начиная со второй половины XVIII века и практически завершился лишь в 1850-х годах XIX столетия.
Многие годы управление Индией было в руках «Британской Ост-Индской компании» (1600-1858), созданной в 1600 году с разрешения королевы Елизаветы І (1558-1603).
События, произошедшие в Индии в 1857-1859гг, называют по-разному:
«Война за независимость 1857 года», «Первая война за независимость»;
в Великобритании используют термины «Индийский мятеж», «Сипайская война».
Сипаи (от персидского sipahi - «воин») - наемные солдаты в колониальной Индии, рекрутировавшиеся британцами из местного населения.
Повод к восстанию 1857-1858 гг.
Последней искрой, которая разожгла огонь восстания, стала открытая издевательство колонизаторов над религиозными чувствами индийцев. Накануне восстания среди сипаев распространились слухи о том, что скоро индийское население начнут насильно обращать в христианство.
В довершение отряды сипаев получили патроны, обернутые в предохранительную бумагу, пропитанную свиным или воловьим жиром. Надо заметить, что техника стрельбы тогда была такова, что эту бумагу с патрона солдат срывал зубами – то есть мусульмане вступали в контакт со свиным салом, а всем известно, что они не едят запрещенную Кораном свинину, а индийцы пришли в ужас от необходимости контакта с воловьим жиром: корова – священное животное в Индии.
В 1858 году после подавления восстания сипаев Британская Ост-Индская компания была распущена, а управление Индией передано государству.
1.Власть с 1858 г. в руках английского правительства и королевы;
2.Эксплуатация индийского общества:
взимание налогов;
введение монополии на соль;
сбыт в Индии английских товаров;
вывоз в Англию сырья для фабрик, пшеницы
Последствия вторжения Запада и колонизации страны:
1.Разорение ткачей
2.Строительство шахт
3.Обнищание индийской деревни
4.Строительство железных дорог
Превращение Индии в аграрно-сырьевой придаток
3.Развитие внутренней и внешней торговли
Преимущественное разведение монокультур (чай, кофе, хлопок)
4.Развитие средств связи
5.Появление фабричного производства
Вывод: в 19 веке в период колониального господства Англии происходит насильственное разрушение традиционного общества.
Африка: континент в эпоху перемен.
Обратимся к карте на развороте учебника страницы 257 - (5 минут).
Северо-Восточная и Северо-Западная Африка – арабы;
Восточная и Южная Африка – банту, зулусы, кафры;
Западная Африка – готтентоты и бушмены;
Юго-Западная Африка – бушмены (в кам. веке);
О-в Мадагаскар – мальгаши (потомки индонезийских переселенцев)
Р. Конго – пигмеи (первобытный строй).
Тотемизм – мифы, обряды и обычаи, связанные с верой в родство в родстов душ между животными и людьми, растениями.
Анимизм – вера в существование душ и духов в наличие фантастических сверхъестественных существ, управляющих предметами и явлениями.
Ислам – Северная Африка.
Православие – Эфиопия.
Начавшиеся еще в конце XV в. колониальные захваты тяжело отразились на жизни африканских народов. Нарушались традиционные торговые связи, колониальные войны приводили к разрушению местных промыслов, а иногда и к гибели целых государств.
Кровавым кошмаром называли работорговлю, продолжавшуюся до середины XIX в. Она стоила народам Африки потери не менее 100 млн. человек. Крупнейшими базами работорговли стали первые колонии Португалии - Ангола и Мозамбик.
К началу XIX в. населяющие Тропическую Африку народы находились на уровне традиционного первобытного или полупервобытного общества. Между ними существовали и их разделяли языковые, этнические, культурные барьеры.
Никакого движения вперед здесь не происходило.
Северная и Северо-Восточная Африка представляла собой особый мир высокой культуры, развившейся на базе ислама, отличный от негритянского (следует учитывать благоприятные плодородные и климатические факторы побережья Средиземного моря), хотя и связанный с ним общей судьбой. Но и арабская Африка была колонизована одновременно с остальной частью континента. Одна из причин - политическая слабость враждующих между собой арабских государств, находившихся на уровне традиционного общества и лишенных защиты со стороны ослабевшей Османской империи.
С 70-х гг. XIX в. усилился процесс завоевания глубинных территорий Африки. Борьба за полный ее раздел европейскими державами привела к появлению «французской», «британской», «германской» Африки и т. д.
К 1900 г. Территориальный раздел завершился, в руках колонизаторов находилось более 90% территории Африканского континента. Независимость удалось сохранить лишь Либерии и Эфиопии. Однако первая стала сферой влияния США, а вторая – Англии, Франции и Италии.
4.Подведение итога урока.
Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества?
5.Рефлексия.
Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:
1.Согласны ли вы с мнением о бескорыстии европейцев, завоевавших Африку только для того, чтобы ликвидировать ее отсталость и принести африканцам культуру индустриального общества?
2. Почему большинство населения Индии не приняло участия в восстании сипаев 1857 – 1859 года?
3. Какие события вынудили правительство Великобритании ликвидировать управлявшую Индией Ост-Индскую торговую компанию?
4. Что такое касты? Что такое варны?
Тема 2: Урок "Международные отношения: дипломатия или война?"
Цели:
- Сформировать представление: о международных отношениях на рубеже 19-20 веков.
- Охарактеризовать территориальный раздел мира между старыми и новыми колониальными державами.
- Дать представление о борьбе за независимость балканских государств.
- Раскрыть особенности противоречий в результате балканских войн и ослабления Османской империи.
Проблемный вопрос была ли неизбежна Первая мировая война?
Причины конфликтов:
ограниченность рынков, куда бы могли европейские державы сбывать свои товары;
борьба за территории между ведущими индустриальными державами мира, которые ещё не были захвачены, за передел мира.
Термины:
Пацифизм – это отрицание войны как средства достижения политических целей.
Милитаризм – это государственная идеология, направленная на оправдание политики постоянного наращивания военной мощи государства и, одновременно с этим, допустимости использования военной силы при решении международных и внутренних конфликтов.
Пангерманизм – это политика, направленная на установления европейского и мирового господства.
Реваншизм – это стремление отомстить за поражение и взять верх над бывшим противником.
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Работа над новым материалом
Конспект:
Начало распада Османской империи. Османская империя в к. XIX веке притягивала к себе взгляды европейских государств. Австро-Венгрия, Германия, Россия, Франция и Англия вели здесь борьбу за сферы влияния.
Османская империя постепенно теряла свои территории. 1861 г.
Пришлось признать образование Румынии (из объединившихся Молдавии и Валахии), при условии сохранения протектората от Турции. После войны с Россией 1877-1878 гг. образовалось независимое государство Болгария. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину. Румыния стала полностью независимым государством, а Англия получила в управление о-в Кипр.
Подписанием Берлинского трактата завершился длившийся месяц Берлинский конгресс, созванный по требованию Австро-Венгрии и Англии.
В конгрессе участвовали Россия, Австро-Венгрия, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Турция.
Международные конфликты конца XIX- начала XX вв.
1898 – испано-американская война. В ходе боевых действий США захватили принадлежавшие Испании с XVI века Кубу, Пуэрто-Рико, Филиппины.
Англия стремилась захватить богатые алмазами и золотом земли Трансвааля и Оранжевой республики. Англо-бурские войны (1880 – 1881, 1899-1902) Буры – это выходцы из Голландии, которые создали эти республики на юге Африки.
Несмотря на героическое сопротивление Англия захватила эти республики в 1902 году, а в 1910 году на их территории был создан британский доминион.
1904-1905 – русско-японская война.
В результате русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония одержала победу, поскольку в тот период в России началась революция.
В 1907 г. между Японией и Россией при посредничестве Англии было заключено соглашение о разделе сфер влияния в Китае. Россия признавала сферой японского влияния Южную Маньчжурию и Корею.
Создание военных блоков. 20 мая 1882 года Германия, Австро-Венгрия и Италия подписали секретный договор о Тройственном союзе.
Тройственный союз — военно-политический блок:
Германии, Австро-Венгрии и Италии (до 1915), сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы).
В ответ на создание Тройственного союза в 1891—1893 годах оформился франко-русский союз, в 1904 году было заключено англо-французское, в 1907 году — англо-русское соглашение, образовалась Антанта.
К войне готовились все страны Европы. Во многих из них существовали сильные антивоенные настроения, называемы пацифистскими.
1889 год – создание II Интернационала который выступал против войн и политики гонки вооружений.
4.Подведение итога урока.
5.Рефлексия.
6.Домашнее задание. Ответить на вопросы письменно:
1). Какова была политика Германии в конце XIX начале XX веков?
2). Что такое экспансия?
3). Назовите основные противоречия, которые возникли между великими державами на рубеже XIX-XX вв.?
4). Определите названия, время образования, состав участников двух противоборствующих военно-политических блоков?
5). Назовите основные цели участников данных военно-политических блоков?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме: «Традиционные общества в XIX в»
Тестовые задания по новой истории для 8 класса. Создан для повторительно-обобщающего урока по теме: Страны Латинской Америки, Азии и Африки в 19 веке. Включают два варианта заданий....
Колониализм и кризис "традиционных обществ"
Презентация по теме: "Колониализм и кризис "традиционных обществ"...
От традиционного общества к обществу индустриальному
Первый урок по Новой истории для 8 класса по учебнику Юдовской....
Урок "Индия: насильственное разрушение традиционного общества"
Урок в 8 классе...
От традиционного общества к обществу индустриальному
Традиционное общество – общество, в котором человек не мыслит себя вне природы; над ним всецело властвуют вековые традиции и обычаи. Индустриальное общество – общество, в котором завершен процес...
Традиционные общества в 19 веке: Индия. Китай Япония.
Обобщение материала...
Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени
Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени...