Классный час в 9 классе по теме "Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны"
презентация к уроку (9 класс)

Белов Дмитрий Александрович

Классный час проходил в форме интеллектуальной игры «Человек против Мозга». За основу была взята одноимённая игра с телеканала «Че» и адаптирована к условиям школьного обучения. Мозг человека условно делят на зоны, которые отвечают за определённые мыслительные операции: «Речь», «Логика», «Память», «Зрительное узнавание», «Слуховое восприятие». Ученикам предлагалось выбирать «зону Мозга» и задания разного уровня сложности. Игра велась с опорой на компьютерную презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znaesh_li_ty_istoriyu_v_o_voyny.docx39.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

«Мстерская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Классный час в 9 классе на тему:

 «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны»

Форма классного часа –

игра «Человек против Мозга»

Номинация «Лучший классный час»

конкурса «Уроки Победы»

Классный руководитель Белов Д.А.

Мстера, 2019

Цель: актуализировать и закрепить знания обучающихся о Великой Отечественной войне в связи с приближением 75 годовщины Великой Победы.

Задачи:

Образовательные: Повторить знания об основных событиях и датах Великой Отечественной войны. Показать значимость победы советского народа в этой великой войне.

Коррекционно-развивающие: Развивать функции анализа и синтеза, классификации, зрительного и слухового восприятия в процессе выполнения коррекционных заданий в ходе игры «Человек против Мозга». Развивать память, связную речь  в процессе беседы, активизировать словарь. Учить применять знания в новой ситуации.

Воспитательные: Воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину и  её Вооружённые силы, за наш народ и героические страницы истории России.

Оборудование:  компьютерная презентация с заданиями,  дидактический материал к заданиям «Соотношение понятий», «Хронология», «Лингвистический конструктор».

Форма классного часа – игра «Человек против Мозга»

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя:

 «Множество войн и других испытаний выпало на долю нашего народа за многие века, некоторые из них угрожали самому существованию русского народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны разрушали захватнические планы агрессоров с запада и с востока. Особое место в истории Отечества занимает победа нашего народа в войне 1941 – 1945 годов. Мы сумели одолеть злобного врага, который исповедовал фашизм и освободить от него не только наши земли, но и всю Европу.  

В 2020 году исполняется 75 лет Великой Победы. Этот год по указу президента РФ Путина В.В. назван Годом памяти и славы. Поэтому и мы с вами сегодняшний классный час посвятим Великой Отечественной войне.

Наш классный час пройдёт необычно. Предлагаю вам принять участие в интеллектуальной игре «Человек против Мозга». Мозг человека условно делят на зоны, которые отвечают за определённые мыслительные операции: «Речь», «Логика», «Память», «Зрительное узнавание», «Слуховое восприятие». Игрокам предлагается выбирать зону Мозга и задания разного уровня сложности: 1 уровень – самый лёгкий, 2 – средний, 3 – задания повышенной сложности.  Для хода игры разбиваемся на две команды. Команда зарабатывает столько баллов, какова цена выбранного задания. Если есть ошибки при ответах, то количество баллов уменьшается, а право дополнить ответ получает другая команда. А тема нашей игры звучит так «Знаешь ли ты историю Великой Отечественной войны» (см. тему на доске).

Актуализация опорных знаний обучающихся по вопросам

1.Какие страны участвовали в Великой Отечественной войне?

2.Кто был у власти в Германии?

3.Почему партию Гитлера называли фашистами?

4.Кто управлял СССР?

5.Когда и как началась война?

6.Почему Гитлер напал на СССР? Какие цели он преследовал?

Проведение игры

Команды по – очереди выбирают сектор Мозга и уровень сложности вопроса, выполняют задание.

Сектор «Логика»

1 уровень – хронология

Задание: Вписать события  Великой Отечественной войны в таблицу в  правильной  хронологии.

1 команда

Хронология

События

1 сентября 1939 г.

22 июня -20 июля 1941 г.

8 сентября 1941 г.

17 июля-18 ноября 1942 г.

12 июля 1943 г.

2 мая 1945 г.

9 мая 1945 г.

События

1.Оборона Брестской крепости                                  

2.Танковое сражение около д. Прохоровка            

3.Начало Второй Мировой войны                

4.Оборонительный период в  Сталинградской битве                                        

5.Начало блокады Ленинграда                                  

6.День Победы над Германией                  

7.Капитуляция Берлина                                        

Правильный ответ

Хронология

События

1 сентября 1939 г.

3

22 июня -20 июля 1941 г.

1

8 сентября 1941 г.

5

17 июля-18 ноября 1942 г.

4

12 июля 1943 г.

2

2 мая 1945 г.

7

9 мая 1945 г.

6

2 команда

Хронология

События

22 июня 1941 г. 

10 июля –10 сентября 1941 г.

30 сентября 1941 г.

5 июля–23 августа 1943 г.

27 января 1944 г. 

8 мая 1945 г. 

24 июня 1945 г. 

События

1.Курская битва 

2.Парад Победы на Красной площади в Москве.

3.Нападение Германии на СССР.

4.Окончательная ликвидация блокады Ленинграда.

5.Смоленское сражение

6.Подписание акта о капитуляции  фашистской Германии.

7.Начало битвы за Москву.

Правильный ответ

Хронология

События

22 июня 1941 г. 

3

10 июля –10 сентября 1941 г.

5

30 сентября 1941 г.

7

5 июля–23 августа 1943 г.

1

27 января 1944 г. 

4

8 мая 1945 г. 

6

24 июня 1945 г. 

2

2 уровень  «Шестиклеточные логиконы» [2, стр.149].

Задание: отгадать недостающее звено в логиконах (см. слайд)

Для 1 команды

?

Операция «Кутузов»

Операция «Искра»

Сталинградская битва

?

Прорыв блокады Ленинграда

10 января – 2 февраля 1943 года

1 июля – 18 августа 1943 года

?

Для 2 команды

?

Операция «Барбаросса»

Операция «Цитадель»

Битва за Москву

Наступление фашистов на СССР по трём направлениям

?

30 сентября 1941 года

?

5 июля 1943 года

Правильные ответы

Операция «Кольцо»

Операция «Кутузов»

Операция «Искра»

Сталинградская битва

Курская битва

Прорыв блокады Ленинграда

10 января – 2 февраля 1943 года

1 июля – 18 августа 1943 года

12 – 30 января 1943 года

Операция «Тайфун»

Операция «Барбаросса»

Операция «Цитадель»

Битва за Москву

Наступление фашистов на СССР по трём направлениям

Курская битва

30 сентября 1941 года

22 июня 1941 года

5 июля 1943 года

3 уровень - задание «Соотношение понятий»

Задание: Соотнесите понятия из 1 столбика с соответствующими понятиями из 2 столбика и запишите ответ в виде цифры и буквы.

Для 1 команды

1.Часть –целое                                      А. пехота - артиллерия      

2.Целое – часть                                     Б. полк - дивизия

3.Понятия одного уровня                     В. блокада - концлагерь

4.Понятия, не имеющие связи             Г. армия - солдат

5.Противоположности                         Д. немецкие фашисты - гитлеровцы

 6.Синонимы                                         Е.тыл - фронт

Правильный ответ – проверка на слайде

1 - Б              2 – Г                3 – А      

4 – В             5 – Е               6 – Д

Для 2 команды

1.Часть –целое                                      А. партизан - капитуляция      

2.Целое – часть                                     Б. танк Т-34 – танк ИС

3.Понятия одного уровня                     В.взвод - батальон

4.Понятия, не имеющие связи             Г. атака - отступление

5.Противоположности                         Д. снайпер – «кукушка»

 6.Синонимы                                         Е.морской флот - корабль

Правильный ответ – проверка на слайде

1 - В              2 – Е               3 – Б      

4 – А             5 – Г               6 – Д

Сектор «Память»

1 уровень- задание «Вспомни название страны»

Предлагается командам по-очереди.

1.Страна, с которой СССР вступил в войну в 1939 году за часть территории на побережье Финского залива (Финляндия).

2.Страны, которые поддерживали фашистский режим Германии (Италия, Испания, Португалия).

3.Страны, которые вступили в войну с Германией в 1944 году в качестве союзников СССР (Англия, США).

4.Страна, с которой СССР вступил в войну 8 августа 1945 года (Япония).

2 уровень – задание «Мы знаем пять …» Задаётся командам по-очереди.

-Названий городов – героев (примерный ответ: Брест – 1, Волгоград – 2, Москва – 3, Киев – 4, Севастополь -5).

-Фамилий пионеров – героев (Зина Портнова – 1, Марат Казей -2, Валя Котик -3, Леонид Голиков – 4, Саша Кондратьев – 5).

-Фамилий военачальников Великой Отечественной войны (Г. Жуков – 1, А. Василевский -2, К. Ворошилов – 3, И. Конев – 4, К. Рокоссовский – 5).

-Фамилий вязниковцев –героев Великой Отечественной войны (Мошин А.Ф. – 1, Антошкин И.Д. – 2, Зудилов И.С. – 3, Хвостунов А.Г. – 4, Прованов Г.В. – 5) [3].

3 уровень – задание: вспомните, что обозначают данные цифры и озвучьте их смысл. Цифры предлагаются командам по-очереди:

872 – (дня блокады Ленинграда)

28 – (героев-панфиловцев)

27 млн. – (людские потери СССР в годы войны)

4 – (года – продолжительность войны)

26 – (героев Советского Союза, уроженцев г. Вязники)

1710 – (городов, разрушенных фашистами в годы войны)

Сектор «Зрительное узнавание»

1 уровень – «Определи по картине событие Великой Отечественной войны». Картины на слайдах  предъявляются командам по-очереди.

Ответы:

1.Диарама. Блокада Ленинграда. Корнеев Е.А.

2.Защитники Брестской крепости. Кривоногов П.А.

3.На Курской дуге. Кривоногов П.А.

4.Триумф победившей Родины. Хмелько М.И.

2 уровень – «Определите боевую технику периода Великой Отечественной войны по фрагменту». Фрагменты предъявляются командам по-очереди.

Ответы:  автомат, артиллерийская установка «катюша», танк Т-34, самолёт Ил2

3 уровень – «Определите битву по фрагменту карты».

Задание: Рассмотрите карту на слайде презентации и определите, какая битва изображена на ней.

Ответы: 1.Оборона Москвы

2.Блокада Ленинграда

3.План «Барбаросса»

4.Курская дуга

Сектор «Слуховое восприятие»

1 уровень – «Слова наоборот»

Задание: Отгадайте на слух слова, произнесённые наоборот. Объясните смысл данных понятий. Задание предъявляется командам по-очереди.

АДАКОЛБ – БЛОКАДА

НАЗИТРАП – ПАРТИЗАН

НАРАТ – ТАРАН

ТНОРФ – ФРОНТ

2 уровень – «Узнайте по аудиофрагменту»

Задание: Команды по – очереди прослушивают аудиозаписи и определяют произведение или называют звуковой сигнал.

Ответы: 1.Метроном

Задание: Объясните, что это такое? Где и для чего использовали метроном?

Метроно́м — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами. В блокадном Ленинграде, когда радио не работало, в эфире стучал метроном: быстрый темп означал воздушную тревогу, медленный темп — отбой [4].

2.Гул сирены

Вопрос: Что обозначал гул сирены в годы войны?

3.Музыка к песне  «Священная война»

4. Музыка к песне «День Победы»

Задания: 1.Вспомнить и продекламировать первые куплеты данных песен.

2.Выбрать из предложенного перечня фамилии поэтов и композиторов, написавших музыку и слова к угаданным песням

Ответы: Песня «Священная война», композитор А.Александров, поэт В. Лебедев – Кумач.

Песня «День Победы», композитор Д. Тухманов, поэт В. Харитонов

3 уровень – «Шифровки»

Задание: Отгадайте на слух зашифрованные названия городов СССР.

Задание предъявляется командам по-очереди.

- 8 букв, 2-я буква «М», 3-я буква «О», последняя буква «К» - Смоленск

-12 букв, 2-я буква «О», 7 и 8 – ые буквы  «С», последняя буква «К» - Новороссийск

-8 букв, 2-я буква «У», 3-я буква «Р», последняя «К» -Мурманск

-6 букв, 2-я буква «Д», 4 и 5 – ые буквы  «С» - Одесса

Задание: обобщите отгаданные города в одну группу (ответ: города-герои Великой Отечественной войны).

Сектор «Речь»

1 уровень – Объяснить смысл словосочетаний.

Задание предъявляется командам по-очереди.

«Дорога жизни»

«Дом Павлова»

«Мамаев курган»

«Рельсовая война»

2 уровень – Расскажите, какой подвиг совершили следующие исторические личности.

1.Генерал Дмитрий Карбышев

К началу Великой Отечественной войны Д. Карбышев имел звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В 1941 г.  воевал на западной границе Белоруссии. В одном из сражений он, тяжело раненый, попал в немецкий плен, где и совершил свой героический поступок. Фашистское командование неоднократно предлагало ему сотрудничество, в обмен на освобождение и прочие блага. Немцы очень хорошо понимали, что перед ними стоит неординарный человек, с огромным военно-стратегическим опытом. Но твердо намеренный сохранить не только свое человеческое достоинство, но и честь генерал, не дал на это согласия, за что и был казнен немцами. Дмитрию Карбышеву  и ещё 500  заключенным немцы приказали раздеться на морозе, а затем стали поливать их холодной водой из брандспойтов. Многие тут же умирали от разрыва сердца, генерал был из тех, кто держался до последнего. Покрываясь коркой льда, он все время подбадривал своих товарищей по несчастью и в конце крикнул: «Родина нас не забудет!». Затем тело Дмитрия Карбышева было сожжено в крематории. Его подвиг был увековечен во многих монументах по всей территории бывшего Советского Союза. Звание Героя Советского Союза генералу Дмитрию Карбышеву присвоили посмертно 16 августа 1946 года [6].

2.Майор Гаврилов

Последний защитник Брестской крепости. Несколько дней он сопротивлялся в одиночку, был тяжело ранен, потерял сознание. Немецкий генерал приказал сохранить жизнь отважному майору, но в концлагере. Майор Гаврилов прошёл все ужасы и лишения фашистского плена [1, 169 с.].

3.Николай Гастелло

Наш земляк, уроженец города Мурома. 26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колонне. Огнём зенитной артиллерии противника самолёт Гастелло был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, что вызвало пожар на борту, и Гастелло совершил огненный таран — направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Герой Советского Союза [5].

4.Александр Матросов

Александр Матросов  своим телом закрыл амбразуру вражеского ДЗОТА, чтобы обеспечить наступление своего подразделения.

5.Капитан Иван Флеров

         Был командиром первой батареи «катюш». Когда немцам удалось повредить «катюшу», Флеров приказал взорвать её, чтобы гитлеровцы не узнали тайну грозного советского оружия. Он сам погиб вместе с ней. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза [1, 176 с.].

6.Разведчики Егоров и Кантария.

Первыми ворвались в здание рейхстага в Берлине и подняли над ним советское красное знамя.

3 уровень – «Лингвистический конструктор»

Задание: Используя предложенные слова, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия в начале предложения вместо точек.

… - (техники, и, перемещение, безопасное, людей, место, в).

… - (военнопленные, место, содержались, где).

… - (прекращение, борьбы, вооружённой, безоговорочное).

… - (листы, толстые, которыми, танки, железа, покрывали).

Ответы:

Эвакуация – перемещение техники и людей в безопасное место.

Концлагерь – место, где содержались военнопленные.

Капитуляция – безоговорочное прекращение вооружённой борьбы.

Броня – толстые листы железа, которыми покрывали танки [1, 180 с.].

Подведение итогов игры, определение победителя.

Вопрос: Какое же значение имела победа нашей страны в Великой Отечественной войне и Второй Мировой войне? - Восстановление свободы от фашистского рабства по всей Европе. Многие страны оказались спасены благодаря советской армии. Если бы фашизм не был уничтожен, исторический сценарий многих стран и народов развивался бы по-другому.

Заключительное слово классного руководителя: Мы родились в мирное время, мы знаем об ужасах войны только из фильмов и книг. Но наша задача – помнить об этой войне как о великой странице нашей истории, вспоминать с чувством гордости, уважения, благоговения. Забывать об этом нельзя. Поэтому каждый год мы отмечаем День Победы, возлагаем венки к памятникам и обелискам, участвуем в акции «Бессмертный полк», чтим память героев и тружеников войны. Никто не забыт, ничто не забыто».

Использованные источники

Литература

1.Пузанов Б.П., Бородина О.И. Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Владос», 2015 г., 311 с.

2.Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника, Ярославль, «Академия развития», 1996.

Интернет-ресурсы

3.http://viazniki.narod.ru/heroes.htm

4.https://ru.wikipedia.org/wiki

5.ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Гастелло,_Николай_Францевич

6.https://ordenrf.ru/geroi-rossii/geroi-sssr/karbyshev-dmitriy-mikhaylovich.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории "История Великой Отечественной войны"

Данная методическая разработка урока по истории "История  Великой отечественной войны" предназначена для преподавателей истории. Тема Великой Отечественной войны и Второй мировой войны очень важн...

Рабочая программа внеурочного ( межпредметный) модуля по истории «История семьи в истории Великой Отечественной войны»

Модуль «История семьи в истории Великой Отечественной войны» разработан на 10 часов и направлен на знакомство с историей родного города. Работа по модулю организуется путем формирования универсальных ...

Александрова Е.В Сценарий-конспект классного часа из истории Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Чтобы помнили

Сценарий открытого классного часа, посвящен 70-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.  и рассчитан на детей 8-13 лет. Это мероприятие имеет воспитательную направленност...

Методическая разработка урока истории к 75-летию победы в Великой Отечественной войне. Тема: «Роль личности в истории Великой Отечественной войны»

Урок проводится в форме интеллектуальной игры (аналог телевизионной игры "За семью печатями"). Целевая аудитория: обучающиеся 10 класса. Специфика этой игры заключается в том, что учитель за...

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"

Конспект урока истории в 9 классе по теме "1941 ГОД В ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"...

Исследовательский проект "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

История нашего государства – это история каждого из нас, история каждой семьи....

Конкурс исследовательских работ "История моей семьи в истории Великой Отечественной войны"

Конкурс исследовательских работ на тему «Великая Отечественная война  в истории моей семьи»  проводится согласно плану работы ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского ...