Конспект урока по обществознания для 6 класса "Искусство и наука"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)
Конспект урока по обществознанию для 6 класса "Искусство и наука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по обществознанию для 6 класса" Искусство и наука" | 28.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конпект урока по обществознанию для 6 класса.
Урок по теме «Искусство и наука».
Форма проведения: комбинированный.
Цели:
образовательные: определить сущность понятий искусство, наука, виды искусств, виды наук;
обучающие: совершенствование УУД:
• коммуникативных: умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владения монологической и диалогической формами речи;
• познавательных: умения находить и выделять необходимую информацию; умения выдвигать и обосновывать гипотезу; умения структурировать информацию (ИКТ-компетенции);
• личностных: умения нравственно-этического оценивания, личностного и жизненного самоопределения;
регулятивных: умения ставить учебную задачу; умения оценить качество и уровень усвоения материала;
воспитательные: формирование представления о прекрасном.
План урока
1. Введение в тему урока. Стадия «Вызов»
2.Стадия «Осмысления». (определение сущности понятий искусство, наука, виды искусств, виды наук, функции искусства и науки.)
3. Стадия «Рефлексия». (закрепление пройденного материала.)
4. Объяснение домашнего задания.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска, мел, учебники, дополнительный материал, тетради.
Ход урока
1. Введение в тему урока. Стадия «Вызов». (5-7 мин)
Учитель зачитывает изречение: «Науки и искусства — слава народа; они увеличивают его счастье» (К. Гельвеций, французский философ и литератор XVIII в.). Учащиеся высказывают предположения о теме урока. Учитель при необходимости помогает им её сформулировать.
Учащимся учитель предлагает заполнить таблицу
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Затем заполненные колонки обсуждаются учениками и учителем.
2. Стадия «Осмысления». (20-25 мин)
Работа на этой стадии основана на изучении материала параграфа и дополнительного материала.
Группы получают индивидуальное задание.
1 группа. Прочитать в параграфе пункт «Искусство», а так же дополнительный материал и ответить на вопросы:
1. Что такое искусство?
2. Назвать функции искусства. В чем они проявляются?
2. группа читает дополнительный материал и отвечает на вопросы:
1. Какие существуют особенности искусства?
2. Какие виды искусства можно выделить?
3. группа читает пункт «Наука» и отвечает на вопросы:
1. Что такое наука?
2. Опишите методы деятельности ученого.
4. группа читает пункт «Наука» и дополнительный материал и отвечает на вопросы:
1. На какие три группы можно разделить науки, по каким признакам происходит деление?
2. Назвать функции науки. В чем они проявляются?
По ходу выступления участники групп заполняют третью колонку (узнал) таблицы.
3. Стадия «Рефлексия». (7-9 мин)
1. По желанию учащихся, они озвучивают свои записи. Важно обратить внимание на следующее, получили или нет, они ответы на вопросы, которые они сформулировали при заполнении колонки "Хочу узнать».
2. Выполняются задания, предложенные учителем.
А) Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры
Характерные черты | Сферы культуры |
1) стремление к доказательности выдвигаемых положений | А) наука |
2) образное видение мира | |
3) подчеркнутая субъективность | Б) искусство |
4) использование научных фактов |
Б) Распределите перечисленное ниже следующим образом: первые три позиции должны характеризовать деятельность художника, а три последующие – процесс работы ученого.
1) Выбор сюжета
2) Выдвижение гипотезы
3) Выстраивание композиции
4) Теоретическое осмысление фактов
5) Создание художественного образа
6) Эксперементальная проверка
В) По иллюстрациям определить виды искусства.
4. Объяснение домашнего задания. (2 мин)
Дополнительный материал.
Вопросы для 1 группы.
1. Что такое искусство?
2. Назвать функции искусства. В чем они проявляются?
Вопросы для 2 группы.
1. Какие существуют особенности искусства?
2. Какие виды искусства можно выделить?
Вопросы для 3 группы.
1. Что такое наука?
2. Опишите методы деятельности ученого.
Вопросы для 4 группы.
1. На какие три группы можно разделить науки, по каким признакам происходит деление?
2. Назвать функции науки. В чем они проявляются?
Вопросы для 1 группы.
1. Что такое искусство?
2. Назвать функции искусства. В чем они проявляются?
Вопросы для 2 группы.
1. Какие существуют особенности искусства?
2. Какие виды искусства можно выделить?
Вопросы для 3 группы.
1. Что такое наука?
2. Опишите методы деятельности ученого.
Вопросы для 4 группы.
1. На какие три группы можно разделить науки, по каким признакам происходит деление?
2. Назвать функции науки. В чем они проявляются?
1 группа
Функции искусства.
1. Познавательная функция искусства (предмет познания – весь мир): специфика творческого познания – открытия в искусстве несут в себе открытия в обличии человеческих взаимоотношений. Искусство выводит опыт одного конкретного человека на общечеловеческий уровень. Искусство способно к опережающему отрешению действительности.
2. Воспитательная и идеологическая функция искусства. Искусство обладает способностью внушать, формировать определенные эстетические идеалы и представления, нести определенную идеологию. Воспитательная функция не является первичной, но влияние этой функции нельзя недооценивать, воздействие может происходить не заметно для человека и общества.
3. Коммуникативная функция искусства. Эта функция может быть реализована как диалог между человеком, создающим художественный образ и воспринимающим его обществом, так же в рамках этой функции раскрывается диалог между людьми разных поколений эпох, стран, культур и этносов.
4. Эстетическая и этическая функция искусства. Важнейшая функция искусства, связана с эстетическим наслаждением от восприятия художественного образа и формирование определенных культурных установок.
2 группа
Особенности искусства
1) Чувственное восприятие окружающего мира. Стендаль: «… Искусство живёт страстями. Нужно почувствовать пожирающий огонь страстей, чтобы преуспеть в нём».
2) Субъективность. Лишь пропустив окружающий мир через призму своих чувств, человек может претендовать на роль творца художественного произведения.
3) Образность. Если для учёного средством познания мира являются теоретические построения и логические выводы, то в искусстве инструментом познания оказывается художественный образ.
Художественный образ:
1) рождённое воображением художника индивидуальное восприятие действительности;
2) специфический для искусства способ освоения и постижения действительности, преломленный сквозь чувства и мысли художника.
В создании художественного образа искусство в чем-то уступает реальности, а в чем-то превосходит ее. Художественный образ – это всегда «выдумка», опирающаяся на действительность, «домысел», возникающий из логики реальной жизни, «догадка», которая дополняет недостающее. Художественный образ отличается от обычного образа-представления тем, что выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а прежде всего как творческое отношение к этой действительности, рождаясь в воображении, в мыслях и чувствах художника и воссоздаваясь в воображении зрителя, читателя, слушателя.
Художественный образ отличается и от научного понятия, которое предельно абстрагируется, «отвлекается» от конкретной реальности объекта, ««заглядывая» в его суть. Художественный образ связан с конкретностью, единичностью, однако в нем всегда присутствует обобщение, которое представляет собой единство индивидуального и общего, неповторимого и типического.
4) Законченность авторских произведений. — Если наука, религия, мораль являются плодом долголетних коллективных усилий, то произведения искусства создаются «раз и навсегда». Живописные полотна, скульптуры, литературные произведения на века остаются такими, какими их представил на суд публики автор.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВА
Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого (реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства - это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.
В первую - входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа - Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция - Музыка, Литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.
Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных ви-дов искусства.
4 группа
Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, объяснение самых различных явлений и процессов, т. е. производство нового научного знания.
Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания.
Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.
Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.
Предсказательная функция – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.
Наука берет на себя функцию социальной силы в том смысле, что она обеспечивает общество необходимыми, полезными знаниями, ресурсами, которые используются им во всех сферах жизнедеятельности. В современных условиях методы и средства науки активно вовлечены в разработку масштабных планов экономического, технического, социального развития, и призваны регулировать так называемые глобальные проблемы и минимизировать их влияние на природные и социальные миры.
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Инструмент передачи духовных ценностей от человека к человеку и от одного поколения к другому.
2. Признание ценностей человеческой жизни, право человека на свободу, счастье и развитие.
3. Терпимость к чужим взглядам, мнениям, верованиям, поведению, обычаям, образу жизни.
4. Исторически сложившееся и передаваемое из поколения в поколение формы деятельности и поведения людей.
5. Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.
6. Взгляды человека, отвергающего Бога.
По вертикали:
1. Все, что создано человеком, результаты всех видов его преобразовательной деятельности.
1 | 1 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 |
Решите кроссворд.
По горизонтали:
1. Инструмент передачи духовных ценностей от человека к человеку и от одного поколения к другому.
2. Признание ценностей человеческой жизни, право человека на свободу, счастье и развитие.
3. Терпимость к чужим взглядам, мнениям, верованиям, поведению, обычаям, образу жизни.
4. Исторически сложившееся и передаваемое из поколения в поколение формы деятельности и поведения людей.
5. Традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива.
6. Взгляды человека, отвергающего Бога.
По вертикали:
1. Все, что создано человеком, результаты всех видов его преобразовательной деятельности.
1 | 1 | ||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока + маршрутный лист по теме "Становление наук о человеке", 8 класс
УМК "Линия жизни" В.В. Пасечник "Анатомия.Физиология.Гигиена"Эпиграф: Водну и ту же реку нельзя войти дважды (Гераклит)Тип урока: подтверждение прежних знаний....
Конспект урока английского языка посвещ. к Дню Науки
класс-5АТема: «Английский-международный язык науки» Цель урока- формировать коммуникативную компетенцию учащихся на основе изученных ЛЕ, речевых и грамматических структур по теме «Английский-межд...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс.
Конспект урока по обществознанию на тему: "Наука. Образование." 10 класс. C применением RAFT-технологии....
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
План-конспект урока в 7 классе. Тема "История наука о прошлом"
Дать представление об истории как науке....
Конспект урока: "Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук"
Представление об экономической и социальной географии мира, определение ее задачи на современном этапе. Знакомство с основными уровнями изучения страноведческой региональной глобальной географии...