Урок Тема:"НЭП и Военный коммунизм"
учебно-методический материал по истории (8 класс)

Батргареева Рима Фанзовна

Тема: НЭП  и Военный  коммунизм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок97 КБ
Файл Презентация127.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Тема: НЭП  и Военный  коммунизм.

   

   Цели урока:

     Образовательная:

    Познакомиться с НЭП, её причинами, сущностью и  итогами;

    показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

    раскрыть причины перехода к НЭП;

    установить причины свёртывания НЭП.

     Развивающая:

    Способствовать формированию предметных и общеучебных умений слушания;

    добывать необходимую информацию;

   выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи;

   аргументации, обобщения, использования документов;

         развивать умение анализировать;

   формировать умение работать в группе, сотрудничать, вырабатывать

   общее умение.

    Воспитательная:

   Воспитывать интерес к истории, уважение к труду и самостоятельности,

   уважение к правам человека;

   воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения

   по любому вопросу.

  Задачи урока:

       Обосновать необходимость нэпа;

       сравнивать основные мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа;

       проанализировать исторические документы по теме.

  Оборудование:

       Раздаточный материал, учебник «История России ХХ век», компьютер.

   Тип урока: интегрированный урок с применением технологий групповой

       работы, элементов технологий РКМ.

   План урока:

        1. Экономическая и политическая обстановка в стране 1920-1930г.г.

        2. Курс на новую экономическую политику.

        3. Социально- экономические итоги нэпа.

                      Ход урока:

     I. Организационный момент.    

        Вступительное слово учителя.

 Военный коммунизм- название внутренней политики Советского государства

проводившейся  в 1918- 1921 г.г. в условиях Гражданской войны. Её характерными

     чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация

     крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная

     монополия, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товаро-

     денежных отношений, милитаризация труда.

   В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой

   политике- кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом

   « ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на  

   реалии Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и

   переходе к НЭП было принято 15 марта 1921г. на 10 съезде РКП(б).

    «Разорение, нужда, обнищание» - так В.И. Ленин характеризовал ситуацию в 1920-1921г.

   Подтвердите слова Ленина фактами.

       Учащиеся говорят о последствиях Гражданской войны и политики военного

        коммунизма.

       Дополнительный материал: сокращение населения на 13 млн. человек, промышленного        производства в 7 раз, добычи нефти, угля- до уровня Х1Х века, продукции сельского

   хозяйства до 67% довоенного уровня, в стране насчитывалось около 7 млн.

   беспризорных детей.

Как называются события 1920-1921г., когда состоялись массовые крестьянские

  выступления против продразвёрстки?

  - Малая Гражданская война.

  Учитель: В.И. Ленин говорил, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич, Колчак вместе взятые.

 

  Объясните, ребята, слова Ленина, используя фактический материал. Что и когда

  произошло в Кронштадте? Какие были у восставших требования?

  Ответы учащихся. Требования восставших:

                  1. Ликвидация продразвёрстки и продотрядов;

                  2. Перевыборы Советов;

                  3. Права крестьянам: свободно обрабатывать землю, иметь скот, права на

                      личное хозяйство.

  Учитель: Кто участвовал в мятеже? Какие уроки извлекли большевики из этого кризиса?

  Ответы учащихся: Надо идти на соглашение с крестьянством. Власть в опасности.

  Учитель. Итак, цель нэпа- спасение, упрочение власти большевиков и последующий

  переход к социализму.

  Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне ( привлечение

  продразвёрстки изымали до 70% зерна, при продналоге- около 30%, привлечение

  иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922-1924гг.).

  II.  Изучение нового материала:

        1. Причины и последствия нэпа. Работа по группам.

                   Группа 1.

            Выделите причины введения нэпа:

   Недовольство крестьян продразвёрсткой .

   Недовольство матросов, солдат, рабочих Гражданской войной.

    Хозяйственный и политический кризис системы «военного коммунизма».

                     Группа 2.

            Определите основные мероприятия, их характерные черты нэпа.

    Экономические: а) Спад производства

                                 б) Дефицит в) Рост внешней задолженности.

     Социальные:       а) Снижение дохода населения

                                  б) Недовольство населения

     Политические:    а) Старение руководства

                                  б) Отсутствие необходимых реформ

                                   в) Однопартийная система.

               Характерные черты нэпа:  

    Замена продразвёрстки натуральным налогом.

    Восстановление торговли

    Отмена бесплатных услуг

    Перевод частных государственных предприятий на хозрасчёт.

    По окончании работы группа докладывает результаты классу.

      Все учащиеся коллективно должны заполнить сравнительную таблицу

      « НЭП и военный коммунизм».

              Военный коммунизм    

                           НЭП

 Продразвёрстка- изъятие у крестьян всех

  излишков хлеба.

 Продналог- твёрдо фиксируемый натуральный налог.

 Национализация промышленности,

 ликвидация частной собственности.

  Денационализация промышленности

 

 Централизованное управление экономикой

 Мелкая частная собственность, аренда,

  концессии.

 Трудовая мобилизация

Хозрасчёт на государственных предприятиях

 ( трестах).

 Натурализация оплата труда

Свободный наем рабочей силы.

Свобода торговли.

 Запрещение свободы торговли.

Тарифная оплата труда. Денежная реформа.

           С целью установить межпредметную связь с обществознанием, экономикой

   можно задать вопрос:

          - Какие черты нэпа можно отнести к рыночным?

   Ответ: Экономическую свободу производителей и разнообразные формы собственности.

                          Группа 3

     Определите основные итоги проведения НЭП.

   

                   Положительные

                  Отрицательные

 Укрепление экономических связей города

 и деревни.

Нехватка промышленных товаров в условиях

быстрого развития мелкого производства

 Развитие промышленности

Рост цен

 Внедрение хозрасчёта

Безработица

 Улучшилось материальное положение

 рабочих, крестьян, служащих.

Обострение жилищного вопроса

 (перенаселение городов)

Развитие кооперации как основа эффективного

производства.

Изменение социальной структуры

( имущественное расслоение)

Повышение культуры труда.

Отсутствие иностранных инвестиций.

  Б. Коллективная работа над проблемой « Противоречия нэпа».

         Слово учителя.

     О внутренних противоречиях нэпа говорят кризисы в 1923, 1925, 1928 г.г.                          3           Разделите  противоречия и запишите результаты в тетрадях.

         

  1. Экономические противоречия:

  Вопросы:   а) Почему большевики не смогли привлечь иностранные инвестиции?

         б) Почему частный капитал не смог модернизировать советскую экономику?      

                    в)  В чём заключалось основное экономическое противоречие нэпа?

Примерный ответ: Командное управление экономикой тормозило развитие товарно- денежных отношений. Рыночные законы не могли развиваться в условиях жёсткого

политического режима, ограничение свободы предпринимателей.

       

    2.Социальные противоречия.

Работа с текстом учебника пункт « Советское общество в годы нэпа».

  Вопросы:   а) О каких противоречиях нэпа идёт речь в документе?

  ( Противоречия между крестьянами, рабочими и нэпманами).

                      б) Имел ли НЭП прочную социальную базу? Кто его поддерживал?

 ( Среднее крестьянство, квалифицированные рабочие, новые предприниматели).

           

     3. Политические противоречия:

  На Х съезде РКП(б) подчёркивалось о том, что сами рабочие не могут управлять

  экономикой и управлять должна лишь партия.

     Вопросы:  а) Согласны ли вы?

                       б) Назовите основное, на ваш взгляд, политическое противоречие нэпа?

   Примерный ответ: В стране господствовала диктатура пролетариата, а либерализация

 экономики должна была привести к созданию гражданского общества.

  Следовательно, необходимо было отказаться от практики приказных решений.

 III. Точка зрения на НЭП.

      Ленин сначала видел в нэпе временную меру, но затем заявил, что нэп — это

 всерьёз и надолго, а коммунисты должны научиться торговать.

 После его смерти усилились противники нэп.

 Часть рабочих и коммунистов воспринимала нэп как отступление от завоеваний

 революции и стремилась к его уничтожению.

 После смерти Ленина большинство членов партии выступала против нэпа.

IV.  Подведение итогов.

V. Рефлексия. Выставление оценок.

                           Использованная литература:

             М.Н. Зуев. История России с древнейших времён до начала ХХ1 века.

             М. Дрофа, 2002г.

 

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое “ военный коммунизм ” Военный коммунизм — название внутренней политики Советского государства, проводившейся в 1918 — 1921 гг. в условиях Гражданской войны. Её характерными чертами были крайняя централизация управления экономикой, национализация крупной, средней и даже мелкой промышленности (частично), государственная монополия на многие продукты сельского хозяйства, продразвёрстка, запрещение частной торговли, свёртывание товарно-денежных отношений, уравнительство в распределении материальных благ, милитаризация труда. Такая политика соответствовала принципам, на основе которых, по мнению марксистов, должны было возникнуть коммунистическое общество. В историографии имеются различные мнения по вопросу о причинах перехода к такой политике — кто-то из историков считал, что это была попытка командным методом «ввести коммунизм», другие объясняли её реакцией большевистского руководства на реалии Гражданской войны. Такие же противоречивые оценки давали этой политике и сами вожди большевистской партии, возглавлявшие страну в годы Гражданской войны. Решение о прекращении военного коммунизма и переходе к НЭП было принято 15 марта 1921 года на X съезде РКП(б).

Слайд 2

Что такое НЭП Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России и СССР в 20-е годы. Была принята 15 марта 1921 года X съездом РКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны. Новая экономическая политика имела целью восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание НЭП — замена продразвёрстки продналогом в деревне (при продразвёрстке изымали до 70 % зерна, при продналоге — около 30 %), использование рынка и различных форм собственности, привлечение иностранного капитала в форме концессий, проведение денежной реформы (1922—1924), в результате которой рубль стал конвертируемой валютой.

Слайд 3

Причины Военный коммунизм НЭП Социальные : Социальные : «Потребительский коммунизм» Военный коммунизм был обусловлен потребностями военного времени Снижение дохода населения. Недовольство населения Экономические : Экономические : Необходимость мобилизации всех ресурсов Нехватка продовольствия Дефицит Спад производства Рост внешней задолженности Политические : Политические : Борьба с контрреволюцией Стремление Советской власти продержаться до мировой революции Старение руководства Отсутствие необходимых реформ Однопартийная система

Слайд 4

Военный коммунизм и НЭП в сравнении “ Военный коммунизм ” Новая экономическая политика Продразверстка Запрещение свободы торговли Национализация промышленности Централизованное управление экономикой Трудовая мобилизация Натуральная оплата труда Продналог Свобода торговли Денационализация промышленности Мелкая частная собственность, аренда, концессии Хозрасчет на государственных предприятиях (трестах) Свободная наем рабочей силы Тарифная оплата труда Денежная реформа

Слайд 5

Продразверстка Продразвёрстка — в России система государственных мероприятий, осуществлённая в периоды военного и экономического кризисов, направленных на выполнение заготовок сельскохозяйственной продукции. Принцип продразвёрстки заключался в обязательной сдаче производителями государству установленной («развёрстанной») нормы продуктов по установленным государством ценам.

Слайд 6

Продналог Продналог — продовольственный натуральный налог, взимаемый с крестьянских хозяйств , введённый декретом ВЦИК от 21 марта 1921 года взамен продразвёрстки. Продналог взимался «в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем». Продналог устанавливался как прогрессивный налог, с усилением тяжести обложения для кулацкой части деревни. Хозяйства беднейших крестьян освобождались от продналога .

Слайд 7

Точки зрения на НЭП Ленин – сначала видел в НЭПе временную меру, но затем заявил, что НЭП – это всерьез и надолго, а коммунисты должны научиться торговать. После его смерти усилились противники НЭПа . Часть рабочих и коммунистов воспринимала НЭП как отступление от завоеваний революции и стремилась к его уничтожению . После смерти Ленина большинство членов партии выступало против НЭП.

Слайд 8

Итоги Нэпа Положительные Отрицательные + Увеличились объемы с/х;- восстановлены дореволюционные посевные площади к 1923 г.; + Достигнут довоенный уровень в животноводстве к 1927г.; + Рост середняцких хозяйств (60%); + Достигнут довоенный уровень в промышленности к 1928г.; + Улучшилось материальное положение рабочих, крестьян, служащих (реальная зарплата рабочих составляла 93,7% довоенного уровня). - нехватка промышленных товаров;- увеличение цен – тормозился рост жизненного уровня населения; - безработица; - обострение жилищного вопроса; - аграрное перенаселение.

Слайд 9

Итоги политики « военного коммунизма» • Сокращение уровня промышленного производства в 7 раз, сельского хозяйства – вдвое. • В городах не хватало продовольствия, горючего, не работали освещение, водопровод, отопление и т.д. • Детская беспризорность. • Весна – лето 1921 голод в Поволжье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку истории "Мода военного коммунизма"

Эта презентация будет интересна тем учителям, которые стараются на уроке "выйти" за пределы учебника и сообщить детям интересные факты. Я использовала эту презентацию на занятии элективных курсов...

Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма».

Рабочий лист по теме : «Ломка старого хозяйственно-социального уклада и перестройка культурной жизни в годы военного коммунизма»....

ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ: ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ И НЭП 9 КЛАСС

Задание для 9 класса: заполните схему, для подготовки к ОГЭУчебник: Загладин, Н. В. История России. ХХ – начало ХХI века: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений  / С. И. Козленко, С...

История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."

История России. 9 класс. Урок по теме "Политика военного коммунизма (1918 — 1921)."...

Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)

Урок с элементами групповой, проблемно-дискуссионной, аналитической работы студентов. На 1-м этапе для мотивации выбора ставится учебная проблема.Цель урока: Ознакомить студентов с политикой военного ...

Интеллект карта (мемокарта) 10 класс по теме: Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм.

Интеллект карта может служить готовым пособием для изучения темы или ее повторения обучающимися. На основе данной карты ппо отдельным вопросам темы  обучающимися могут быть разработаны свои интел...