Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" (СПО 1 курс)
методическая разработка по истории на тему
Урок с элементами групповой, проблемно-дискуссионной, аналитической работы студентов. На 1-м этапе для мотивации выбора ставится учебная проблема.
Цель урока: Ознакомить студентов с политикой военного коммунизма.
Показать изменение в социальной жизни, возникновение новой идеологии, изменение сознания, психологии, быта и жизни людей.
Исследовать исторические документы, работать с текстом, делать выводы, выделять главное, уметь доказывать свою точку зрения.
Научить давать рецензию на ответы других студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по истории "Сущность военного коммунизма" | 42.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Каменский филиал ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»
Урок по истории
Тема: «Сущность военного коммунизма»
Выполнила: преподаватель общественных
дисциплин Малыгина Л.В.
Тема «Сущность военного коммунизма»
Цель: Ознакомить студентов с политикой военного коммунизма.
Показать изменение в социальной жизни, возникновение новой идеологии, изменение сознания, психологии, быта и жизни людей.
Исследовать исторические документы, работать с текстом, делать выводы, выделять главное, уметь доказывать свою точку зрения.
Научить давать рецензию на ответы других студентов.
Задачи:
- Сформировать понимание политики военного коммунизма, ее сущности, реализации и результаты.
- Продолжить формировать навыки работы с документами, их анализ и получение необходимой информации, работа в группах.
- Способствовать формированию у студентов личностного отношения к происходящим событиям, чувства ответственности, коммутативной культуры.
Основные понятия:
«военно-коммунистический» эксперимент, продразверстка, тоталитаризм.
Структура урока
I этап: Организационный
Постановка цели и узловых вопросов:
Зачем, как, и результат. (Мотивация учебной деятельности)
II этап: Вводный контроль (проблемное задание)
III этап: Лабороторно-иследовательский (работа с документами в группах). (Обучающие, развивающие задачи)
IV этап: Сообщение групп о проделанной работе
V этап: Дискуссионный. Сообщения, ответы на поставленные вопросы. (Воспитательные и развивающие задачи)
Систематизация заданий.
VI этап: Завершающий.
Заключительный контроль.
Д/з творческий характер.
Формы и методы работы
- самостоятельная работа
- самопроверка заданий
- работа в группе, работа с документом
- фронтальный опрос
- работа с репликой, словом, рецензирование ответов
- работа в паре (обмен мнений)
- дискуссия
- метод исследования
- проблемные задания, дифференцированные задания
Оборудование
Интерактивная карта «Гражданская война в России 1918-22гг»,
репродукции к роману «Тихий Дон»
Кравченко А.И, Верейский О.Г, документальные материалы.
Ход урока:
I этап. Учитель предлагает студентам познакомится с основной проблемой урока - изучение «политики военного коммунизма». Объясняя форму работы учитель выделяет перед студентами узловые вопросы на которые необходимо будет ответить в конце урока:
1. Зачем нужна была политика военного коммунизма
2. Как она осуществлялась
3. Итоги и результаты политика военного коммунизма
На доске:
Военный коммунизм
Зачем? Как? Почему?
На этом этапе происходит осмысливание цели урока. На следующих этапах мы должны достичь этой цели.
II этап. Вводный контроль
Задание (письменно)
с/р. Причины перехода к политике военного коммунизма (7 мин) (обмен работой, самооценивание)
Учитель предлагает поменяться тетрадями и познакомиться с мнением друг друга. Активизация работы со стороны учителя.
- Кто не согласен с мнением товарища? диалог
- Какие причины политики военного коммунизма на ваш взгляд? с уч-ся
Выяснив объективные и субъективные причины политики большевиков переходим к лабораторно - исследовательскому этапу.
III этап. Изучение документов.
Студенты заранее разбиваются на экспертные группы. Учитель предлагает к исследованию 4 документа.
I гр. – II программа РКП (б) принятая на VIII съезде партии. (извлечения)
II гр. – Декрет ВЦИК от 9.05.1918 г о предоставлении особых полномочий Народному Комиссару Продовольствия (извлечения).
III гр. – Письма крестьян М.А Спиридоновой 1918г (извлечения).
IV гр. – «Несвоевременные мысли» статья М.Горького 1918г.
В ходе изучения появляется проблема: «Военный коммунизм» – чрезвычайная, неизбежная политика или это продолжение всеобьединяющей политики большевиков?
IV этап. Выявляя и обнажая эту проблему перед студентами, учитель знакомит их с двумя определениями политики «военного коммунизма» существующие версии:
1.ВК – это система временных чрезвычайных мероприятий Учитель подводит или
в годы Гражданской войны учащиеся сами дают ответ
2.ВК- это проявление террора, вспышка диктатуры.
Каждая группа делает анализ по изученному документу и выслушивает сообщения других групп, высказывает свое мнение о поставленной проблеме.
V этап. Высказывая групповые мнения и результаты. В результате
работы группы студенты вовлекаются в дискуссию, спорят, исследования
ответить
объясняют свои мысли, аргументируют, опираясь на изученные, на цель:
документы.
В чем сущ. Воен.ком
В ходе дискуссии учитель подводит студентов к поставленным
в начале урока вопросам: зачем, как, почему, результаты на доске:-крест.
войны
Подведение итогов изучения. - эконом.
кризис
-отвергание
сов. власти
как | почему | результат |
Ответы на вопросы: в виде таблицы
VI этап Завершающий. (с/р.) –к/с.
Предлагается ответить на следующие задания:
Базовый уровень:
1. Дайте определение понятию – военный коммунизм.
- В чем трагедия проводимой большевиками политики в годы гражданской войны, аргументируйте свой ответ.
Уровень выше базового:
- Военный коммунизм – это следствие гражданской войны или проявление диктатуры большевиков, аргументируйте свой ответ.
- Какую роль сыграла аграрная политика большевиков и ее значение. Обоснуйте свой ответ.
- Была ли альтернатива проводимой соц-экономической политики большевиков? Объясните причины такого хода событий.
Д/З 1) творческое
Предложи свою программу преобразования России на этапе 1917г.
2) подготовится к зачету
Оценивание ответов на уроке
- Оценивание по результатам участия студента в работе группе, активность в обсуждении
- Оценивание по к/с.
Критерии оценивания
I оценка
Отлично 1. Студент должен владеть информацией по данному вопросу, представлять суть события, свободно оперировать историческими понятиями.
2.Участвует в дискуссии, обсуждении, доказывает, анализирует, обобщает.
II оценка
За с/р. 1. Ответить полно, ясно на задание выше базового уровня.
отлично 2. Дать точное определение и определить причины события, следствия,
результаты
3. Показать широту своих знаний.
В ходе исследования ответить на вопросы
Зачем? | Как? | Почему? |
Или самостоятельно составить логическую цепочку, схему (на выбор).
К уроку:
Д/З Опережающее тематическое задание
- Прочитать в учебнике параграфы 26,29,30,31
- Выяснить определение: «Что такое военный коммунизм»
- На контроль: причины политики «военный коммунизм» (найти, определить)
На первом этапе урока.
Проблемные задания к уроку – зачету по теме:
Россия в годы Гражданской войны.
Семинарские занятие
Вопросы:
Базовый уровень:
- Охарактеризуйте Гражданскую войну, как историческое событие и историческую трагедию. Периодизацию Гр. Войны.
- Сущность военно-экономического эксперимента
- Основные мероприятия.
- Каковы уроки гражданской войны и последствия.
Выше базового:
- Дайте оценку Гражданской войне, как историческому событию. Предложите собственную периодизацию Гражданской войны, чем руководствовались в определении периодизации.
- Была ли политики военного коммунизма неизбежным процессом и почему? В чем проявился кризис политики военного коммунизма.
- В чем значение Гражданской войны. Кто, по-вашему, победил и проиграл в этой войне и почему.
Оценивание:
Критерии:
- аргументированность ответа.
- полное представление о происходящих событиях.
- способность доказать свою мысль.
Работа первой группы
II программа РКП(б)
Принята на VIII съезде (март 1919г_
(извлечения)
Буржуазная республика… неизбежно оставалась диктатурой буржуазии… В
противоположность этому пролетарская или советская демократия превратила массовые
организации пролетариев и беднейших крестьян… в настоящую и единственную основу всего государственного аппарата… Советская власть уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение властей, оторванность представительность учреждений от масс…
Неуклонно продолжать и довести до конца начатую… экспроприацию буржуазии, превратив средства производства в общение и собственность Советской Республики т.е в общенародную собственность всех трудящихся…
Одна из коренных задач – максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства…
Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью… для выполнения общественных работ должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем до сих пор… неуклонно повышать замену торговли планомерно организуемым в общегосударственном масштабе распределением продуктов.
Работа второй группы
ХП. ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА»
О предоставлении Народному Комиссару
Продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с
деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и
спекулирующей ими
Декрет ВЦИК
9 мая 1918 г.
Гибельный процесс развала продовольственного дела страны, тяжкое наследие четырехлетней войны, продолжает все более расширяться и обостряться. В то время, как потребляющие губернии голодают, в производящих губерниях в настоящий момент имеются по-прежнему большие запасы даже не обмолоченного еще хлеба урожаев 1916 и 1917 годов. Хлеб этот находится в руках деревенских кулаков и богатеев, в руках деревенской буржуазии. Сытая и обеспеченная, скопившая огромные суммы денег, вырученных за годы войны, деревенская буржуазия остается упорно глухой и безучастной к стонам голодающих рабочих и крестьянской бедноты, не вывозит хлеб к ссыпным пунктам в расчете принудить государство к новому и новому повышению хлебных цен и продает в то же время хлеб у себя на месте по баснословным ценам хлебным спекулянтам-мешочникам .
Этому упорству жадных деревенских кулаков-богатеев должен быть положен конец. Продовольственная практика предшествующих лет показала, что срыв твердых цен на хлеб и отказ от хлебной монополии, облегчив возможность пиршества для кучки наших капиталистов, сделал бы хлеб совершенно недоступным для многомиллионной массы трудящихся и подверг бы их неминуемой голодной смерти. На насилия владельцев хлеба над голодающей беднотой ответом должно быть насилие над буржуазией.
Ни один пуд хлеба не должен оставаться в руках держателей за исключением количества, необходимого для обсеменения их полей и на продовольствие их семей до нового урожая.
И это необходимо провести в жизнь немедленно, особенно после оккупации Украины германцами, когда мы вынуждены довольствоваться хлебными ресурсами, которых едва лишь хватает для обсеменения и урезанного продовольствия.
Обсудив создавшееся положение и принимая во внимание, что только при строжайшем учете и равномерном распределении всех хлебных запасов Россия выбьется из продовольственного кризиса, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов постановил:
- Подтверждая незыблемость хлебной монополии и
твердых цен, а также необходимость беспощадной борьбы с
хлебными спекулянтами-мешочниками, обязать каждого
владельца хлеба весь избыток сверх количества, необходимого для обсеменения полей и личного потребления постановленным нормам до нового урожая, заявить к сдаче в недельный срок после объявления этого постановления в
каждой волости. Порядок этих заявок определяется Народным Комиссариатом
2
- Продовольствия через местные продовольственные органы.
- Призвать всех трудящихся и неимущих крестьян к немедленному объединению для беспощадной борьбы с
кулаками. - Объявить всех, имеющих излишек хлеба и не вывозящих его на ссыпные пункты, а также расточающих хлебные запасы на самогонку,- врагами народа, предавать их революционному суду с тем, чтобы виновные приговаривались к тюремному заключению на срок не менее 10-ти лет, изгонялись навсегда из общины, все их имущество подвергалось конфискации, а самогонщики, сверх того, присуждались к принудительным общественным работам.
- В случая обнаружения у кого-либо избытка хлеба, не заявленного к сдаче, согласно пункту 1-му, хлеб отбирается у него бесплатно, а причитающаяся по твердым ценам стоимость незаявленных излишков выплачивается в половинном размере тому лицу, которое укажет на сокрытые излишки, после фактического поступления их на ссыпные пункты, и в половинном размере — сельскому обществу. Заявления о сокрытых излишках делаются местным продовольственным организациям.
Работа третьей группы
Письма крестьян М. А. Спиридоновой 1918г.
(Извлечения)
Вот что об агитаторах мне пишут крестьяне из всех губерний Советской России:
«Ставили нас рядом, дорогая учительница (орфографию всюду исправляю), целую одну треть волости шеренгой и в присутствии других двух третей лупили кулаками справа налево, а лишь кто делал попытку улизнуть, того принимали в плети». (Реквизиционный отряд, руководимый большевиками из Совета.)
Или из другого письма: «По приближении отряда большевиков надевали все рубашки и даже женские кофты на себя, чтобы предотвратить боль на теле, но красноармейцы так наловчились, что сразу две рубашки внизывались в тело мужика-труженика. Отмачивали потом в бане или просто в пруду, некоторые по нескольку недель не ложились на спину. Взяли у нас все дочиста, у баб всю одежду и холсты, у мужиков пиджаки, часы и обувь, а про хлеб нечего и говорить...»
Или из третьего письма: «Матушка наша, скажи, к кому же теперь пойти, у нас в селе все бедные и голодные, мы плохо сеяли — не было достаточно семян, у нас было три кулака, мы их давно ограбили, у нас нет буржуазии, у нас надел 2/4—1/2 на душу, прикупленной земли не было, а на нас наложена контрибуция и штраф, мы побили нашего большевика-комиссара, больно он нас обижал. Очень нас пороли, сказать тебе не можем, как. У кого был партийный билет от коммунистов, тех не секли. Кто теперь за нас заступится. Все сельское общество тебе земно кланяется». Из четвертого: «Вязали нас и били, одного никак не могли усмирить, убили его, а он был без ума...»
Из этого же письма: «Оставили нам много листков и брошюр. Мы их пожгли, все один обман и лесть».
Из пятого письма: «В комитеты бедноты приказали избирать из большевиков, а у нас все большевики вышли все негодящиеся из солдат, отбившиеся, прямо скажем, хуже дерьма. Мы их выгнали. То-то слез было, как они из уезда Красную Армию себе в подмогу звали. Кулаки-то откупились, а крестьянам спины все исполосовали и много увезено, в 4-х селах 2-3 человека убито, мужики там взяли большевиков в вилы, их за это постреляли».
Из 10-го письма: «Мы не прятали хлеб, мы, как приказали по декрету, себе оставили 9 пудов в год на человека. Прислали декрет оставить 7 пудов, два пуда отдать. Отдали. Пришли большевики с отрядами. Разорили вконец. Поднялись мы. Плохо в Южновском уезде, побиты артиллерией. Горят села, сравняли дома с землей. Мы все отдавали, хотели по-хорошему. Знали, город голодный. Себя не жалели. Левые социалисты-революционеры все ходили и учили — не прячьте, отдавайте.
Или... Идет уездный съезд. Председатель, большевик, предлагает резолюцию. Крестьянин просит слова. «Зачем?»— «Не согласен я».— «С чем не согласен?»- «А вот, говоришь, комитетам бедноты вся власть, не согласен: вся власть Советам, и резолюция твоя неправильная. Нельзя ее голосовать».— «Как... Да ведь это правительственной партии».— «Что ж, что правительственной». Председатель вынимает револьвер, убивает наповал крестьянина, и заседание продолжается. Голосование было единогласным.
Работа четвертой группы
Несвоевременные мысли 1918г.
М.Горький
Надо вспомнить, что революция не только ряд жестокостей и преступлений, но также ряд подвигов мужества, чести, самозабвения, бескорыстия. Вы не видите этого? Но, может быть, вы только потому не видите, что ослеплены ненавистью и враждой?
Большевики? Представьте себе — ведь это тоже люди, как все мы, они рождены женщинами, звериного в них не больше, чем в каждом из нас. Лучшие из них — превосходные люди, которыми со временем будет гордиться русская история, а ваши дети, внуки будут и восхищаться их энергией. Их действия подлежат жесточайшей критике, даже злому осмеянию, большевики награждены всем этим в степени, быть может, большей, чем они заслуживают. Их окружает атмосфера удушливой ненависти врагов, и, еще хуже, еще пагубнее для них - лицемерная, подленькая дружба тех людей, которые, пробиваясь ко власти лисой, пользуются ею, как волки, и — будем надеяться!— издохнут, как собаки. ... Я против них, но — я защищаю людей, искренность убеждений которых я знаю, личная честность которых мне известна точно так же, как известна искренность их желания добра народу. Я знаю, что они производят жесточайший научный опыт над живым телом России, я умею ненавидеть, но предпочитаю быть справедливым.
О, да, они наделали много грубейших, мрачных ошибок,— Бог тоже ошибся, сделав нас всех глупее, чем следовало, природа тоже во многом ошиблась — с точки зрения наших желаний, противных ее целям или бесцельности ее. Но, если вам угодно, то и о большевиках можно сказать нечто доброе,— я скажу, что не зная, к каким результатам приведет нас, в конце концов, политическая деятельность их, психологически — большевики уже оказали русскому народу огромную услугу, сдвинув всю его массу с мертвой точки и возбудив во всей массе активное отношение к действительности, отношение, без которого наша страна погибла бы.
Она не погибнет теперь, ибо народ — ожил и в нем зреют новые силы, для которых не страшны ни безумия политических новаторов, слишком фантазированных, ни жадность иностранных грабителей, слишком уверенных в своей непобедимости.
Самоанализ урока
- Сведения о группе.
Урок разработан для группы СПО, I курс. В группе ТМ - 11 обучается 20 человек. Студенты имеют средние и выше среднего познавательные способности, преобладает развитие наглядно-действенного типа мышления; владеют мыслительными операциями – анализ, обобщения, сравнение, умозаключение, выбор главного из предложенной информации. Урок насыщенный проблемными вопросами и заданиями соответствуют уровню обученности студентов.
- Сведения об уроке.
Тип урока – урок изучения нового материала. Формы работы: самостоятельная работа по заданиям, лабораторно - практическая работа с документами
Методы обучения: репродуктивный (передача информации), исследовательский (в изучении документов); проблемное изложение, словесные методы (диалог, беседа, дискуссия).
Учитель координирует работу группы, выстраивает проблемы и подводит к результату. Урок занимает важное место в изучении темы : «Россия в годы гражданской войны». Форма работы лабораторно – практическая выбрана потому, что изучение четырех типов документов позволяет приблизится к пониманию истории. Студенты изучают 4 позиции – партийная программа, декрет ВЦИК (декларация), мнение М Горького о политике большевиков, мнения крестьян о проведении аграрной политики большевиков и на основе этих знаний и сведений у них создается собственная картина истории. Осуществляется связь с современностью. Итоги подводятся по результатам ответов студентов.
- Учитель использует прием работы – исследование документов, что позволяет систематизировать и контролировать условия заданий студентам, обобщать информацию. Самостоятельная работа студентов занимает главное место в уроке, как основная форма работы. Осуществляется дифференциация заданий, предлагается творческое задание: «Твоя экономическая программа». В течении урока учитель активизирует познавательный процесс, ставит перед студентами новые проблемы и задания.
- Учитель поддерживает активность студентов, не навязывает своей точки зрения, устанавливает равное общение, развивает дискуссию, но не становиться в центре дискуссии. В результате применения активных форм обучения формируется мировоззрение, развиваются чувства – эмоциональная сфера; пробуждается интерес к истории, формируются основные исторические знания. Таким образом, в ходе урока достигается цель, которая становится составной частью решения цели всей темы: «Россия в годы гражданской войны». Осуществляется логическое решение всех выносимых проблем периода 1918-1922гг.
- Домашнее задание (проблемное) составляется с учетом учебника, не ограничивается временем; носит опережающий характер (знать, представлять). В структуре урока выделяется системный подход.
I-II этап – репродуктивный уровень. (выдать материал, подготовленный дома)
III этап – репродуктивно-продуктивный уровень (работа с документом, исследование)
IV-V этап – продуктивно-репродуктивный, творческий, (дискуссия, д/з)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку истории "Мода военного коммунизма"
Эта презентация будет интересна тем учителям, которые стараются на уроке "выйти" за пределы учебника и сообщить детям интересные факты. Я использовала эту презентацию на занятии элективных курсов...
Разработка урока геометрии. Решение задач по всему курсу 7 класса.
Данная разработка содержит описание урока решения различных задач: устных, задач по готовым чертежам, задач с практическим содержанием и задач, расширяющих теоретические знания учащихс...
Разработка урока по теме "Военная присяга"
Раздел "Основы военной службы". Тема урока "Военная присяга"...
разработка урока "Служба "срочная" - военная"
урок "Служба "срочная" - военная"...
Урок - семинар "От военного коммунизма к НЭПу"
Урок истории 11 класс...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА "ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ"
Цель: 1. Сформировать у учащихся общее представление о порядке прохождения военной службы по призыву.2. Развивать умение самостоятельно работать с текстом учебника.3. Создать на уроке микроклимат...
поурочная разработка урока по теме"Военная служба"
Полезный урок для школьников....