Война и общество
план-конспект урока по истории (11 класс)
Предварительный просмотр:
Урок «Война и общество»
Цели:
создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.
Планируемые результаты:-
воспитание толерантности; способности к определению собственной позиции;
- развивать умение работать с историческим источником (как одним из видов текста); формулировать и обосновывать выводы; развитие коммуникативной компетентности учащихся;
- умение изучать и систематизировать информацию; формировать оценочные суждения.
Тип урока: изучение нового материала
- Актуализация знаний.
Вопросы: Что привело к Первой мировой войне. Какие были цели участников?
Авсиро-Венгрия стремилась подчинить усиливающуюся Сербию, ослабить позиции России на Балканах, Германия – присоединить приграничные территории Франции и Бельгии, расширить свои территории за счёт колоний других государств, Франция – вthyenm Эльзас и Лотарингию, Великобритания боролась за сохранение своей колониальной империи, Россия отстаивала свои интересы на Балканах и Чёрном море.
Вопрос: Методы ведения войны (использование новейших видов оружия и техники, отравляющие вещества.
Я прочитаю слова предс. Гос.Думы Родзянко. Сделайте вывод, о чём мы будем сегодня на уроке говорить.
Вопрос: Под воздействием каких факторов могли произойти такие метаморфозы общественного сознанья?
Говоря о Петрограде июля 1914 года обратимся к воспоминаниям председателя Государственной думы М.В.Родзянко: «…мы видим людей, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…, заявляя …мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».
Глядя на Петроград февраля 1917 года мы видим забастовки с общей численностью участников около 100 -200 тыс. человек с лозунгами «Хлеба!» и «Долой войну!»
- Гражданский мир.
Прочитайте из воспоминаний Родзянко и ответьте на вопросы
Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко
«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.
На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».
Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.
В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.
Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»
Вопросы и задания к документу:
1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?
2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?
3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?
4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).
Т.О. Какими были настроения в обществе воюющих стран?
Националистические, волна ура-патриотизма, идеи клас. Борьбы отошли на 2-й план. (слайд) Демонстрации с портретами царя «Война до победного конца».
Вопрос: Утратили ли своё значение в русском обществе патерналистские настроения?.
Большинство населения считало себя обязанным внести свой вклад в защитку Отечества. Добровольцами на фронт уходили писатели, поэты, артисты, многие женщины работали в госпиталях и лазаретах. Императрица Ал.Фёдоровна на личные средства открывала лазареты, а Ольга и Татьяна работали сёстрами милосердия. Пожертвования в Красный Крест, на счета обороны и военного займа, создание разных общ. Организаций
Вопрос: Как представители разных политических сил, партий относились к продолжению войны?
Кадеты и Октябристы? (предоставление кредитов правительству, оказание макс.поддержки – лозунг внутреннего мира)
Представители какой партии заняли антивоенные позиции (часть большевиков во главе с Лениным выступила за превращение империалистической войны в войну гражданскую и поражение своего правительства в войне) Меньшевики и эсеры призвали массы защищать отечество. Т.о. настроения были патриотические и это подогревалось удачным наступлением р.армии в Галиции.
- Государственное регулирование экономики.
Вопрос: Как изменилась роль государства в годы войны? Что можете сказать об экономической политике государства?
Милитаризация кр. пром-ти, гос-во распределяло воен. Заказы, устанавливало союз с крупн. Монополиями, регулировало труд. Отношения., усиление монополизации экономики в разных странах.
В 1915 году наступил кризис боевого снабжения: не хватало пушек, снарядов, винтовок, поражения на фронте.
Вопрос: Почему эти проблемы особо коснулись именно России? (б. территория, слаборазвитая сеть Ж.д., низк. Произв-сть труда, отсталость техническая). В этих условиях правительство усиливает гос.регулир-ие экономики, централизацию эк-ки, ограничивает ч. Предпринимат-во.
1915г. – создание Особыз совещаний по арт.снабжению, обороне, топливу, продовольствию, перевозкам. Они подчинялись царю. Эти Совещания исчисляли потребности фронта, распределяли заказы, мобилизация транспорта и топлива).
1915г. – создание Земгора (союз земств и городов)- помощь раненым, произв-во обмундирования, медикаментов
1915г. – создание ВПК9 военно-пром. Комитеты)в разных сферах пром.производства, туда вошли крупные предприниматели и банкиры. Но все эти организации действовали под строгим контролем чиновников
1916г. – распоряжение о продразвёрстке. Вспомнить?
- Жизнь в тылу.
Мы говорили о том, что в ходе войны изменялись настроения разных соц. Групп. Война способствовала нарастанию кризиса. Рассмотрим слагаемые этого кризиса.
Проявления кризиса в воюющих странах
социальный | экономический | политический | |
Чит. П.3-4 стр. 121, заполн. Таблицу. | |||
Т.о. Назовите причины, которые привели к взаимному отчуждению власти и народа
- неудачный ход войны
- император предпочитал не опираться на гр.общество и не прислушивался к требованиям оппозиции
- экономические трудности, перебои с поставками хлеба, хозяйств.разруха
Как война сказалась на внутр. Положении воюющих стран?
Она вызвала революции и распад империй. Первая мир. Война повлияла на психол. Привычки людей. Не случайно поколение участников войны было названо «потеряным». Она сделала людей более терпимыми к насилию.
Д.з. пар. 19-20 Данилов вопр. 2,6,9,10 стр. 127, пар. 8 Леванд. Повторять период «Россия в 1900-1916 годах»
-
-
Воспоминания председателя Государственной думы М.В.Родзянко
«Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны я был поражён переменою настроения жителей столицы. Кто эти люди, - спрашивал я себя с недоумением, которые толпами ходят по улицам с национальными флагами, распевая народный гимн и делая патриотические демонстрации перед домом сербского посольства…Я ходил по улице, вмешивался в толпу, разговаривал с нею и…узнавал, что это рабочие, те самые рабочие, которые несколько лет назад ломали телеграфные столбы, переворачивали трамваи и строили баррикады.
На мой вопрос ,чем объясняется перемена настроения,я получил ответ: «Вчера было семейное дело…но сегодня дело касается всей России. Мы придём к Царю как к нашему знамени, и мы пойдём за ним во имя победы над немцами».
Аграрные и всякие волнения в деревне сразу стихли в эти тревожные дни, и как велик был подъём национального чувства, красноречиво свидетельствуют цифры: к мобилизации явилось 96% всех призывных, явилось без отказу и воевали впоследствии на славу.
В самой Государственной думе в заседании 26 июля все партийные перегородки пали, все без исключения члены признали необходимость войны до победного конца во имя чести и достоинства дорогого Отечества, дружно объединились между собой в этом сознании и решили всемерно поддерживать правительство.
Без различия национальностей все поняли, что война эта народная, что она должна быть таковой до конца и что поражение германского милитаризма является безусловно необходимым.»
Вопросы и задания к документу:
1.Как к будущей войне относились рабочие Петрограда?
2.Как подъём национальных чувств отразился на ситуации в деревне?
3.Какие изменения в работе Государственной думы можно увидеть на основе документа?
4.Какие оценочные характеристики обозначились в обществе по определению характера и целей войны (с позиции России).
Из "Очерков русской смуты" А.И. Деникина
«Войны не хотели, за исключением разве пылкой военной молодежи, жаждавшей подвига; верили, что власть примет все возможные меры к предотвращению столкновения; мало-помалу, однако, приходили к сознанию роковой неизбежности его; поводы были чужды какой-либо агрессивности или заинтересованности с нашей стороны, вызывали искреннее сочувствие к слабым, угнетаемым, находились в полном соответствии с традиционной ролью России. Наконец, не мы, а на нас подняли меч… И потому, когда началась война, стих голос и тех, в которых таился страх, что уровень культуры и экономического состояния нашей страны не даст ей победы в борьбе с сильным и культурным противником. Войну приняли с большим подъемом, местами с энтузиазмом.
Офицерский корпус, как и большинство средней интеллигенции, не слишком интересовался сакраментальным вопросом о «целях войны». Война началась. Поражение принесло бы непомерные бедствия нашему отечеству во всех областях его жизни. Поражение повело бы к территориальным потерям, политическому упадку и экономическому рабству страны. Необходима победа.»
«Воззвания противника, написанные хорошим русским языком, братанье с противником, и распространяемая в большом количестве экземпляров газета «Правда», приводят к тому, что несмотря на то, что офицерский состав желает драться, влияния он не имеет. Наступление является поэтому делом чрезвычайно трудным
Из воспоминаний П.Н. Милюкова (слайд 13).
«Как принята была вообще в России война 1914 г.?.. Конечно, в проявлениях энтузиазма – и не только казенного – не было недостатка, в особенности в начале… Рабочие стачки на время прекратились. Не говоря об уличных и публичных демонстрациях… Но в общем набросанная нашим поэтом картина, – в столицах «гремят витии», а в глубине России царит «вековая тишина», – эта картина оставалась верной. В войне 1914г. «вековая тишина» получила распространенную формулу в выражении: «мы-калуцкие», т.е до Калуги Вильгельм не дойдет…» (Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1.М.,1990).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Власть и общество в годы Великой Отечественной войны" 9 класс
Конспект урока истории. Лабораторное занятие с элементами групповой работы....
Конспект урока по теме: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество».
Предмет – историяКласс – 11Цель урока- создать условия для формирования у обучащихся представления об изменении отношения российского общества к Первой мировой войне.Урок построен в...
Л. Н. Толстой. "Война и мир". 2-й урок. "Принципы изображения Толстым великосветского общества".
Конспект урока по роману Л. Толстого "Война и мир". Принципы изображения Толстым великосветского общества....
Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс
Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....
Тест Война и общество в период Великой Отечественной войны 10 класс
Тест по истории 10 класс Война и общество в период Великой Отечественной войны....
24.04 (МЖКХ1), 28.04 (ПК1). История. Первая мировая война и общество
Задание1. Изучите материал учебника, стр. 124 - 1282. Ответьте на вопросы: - Как изменилось отношение государства к экономике в годы Первой мировой войны? - ...
Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"
На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...
- Мне нравится (2)