Программа внеурочной деятельности «История математики России» для 7-8 классов
рабочая программа (7, 8 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности «История математики России» для 7-8 классов. Курс призван расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_istoriya_matematiki_rossii_-_kopiya.docx | 56.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
Программа внеурочной деятельности
«История математики России»
для 7-8 классов
Автор: Петрова Валентина Владимировна,
учитель математики
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «История математики России» (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
- Примерной программы по учебным предметам «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г.
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании – это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования. Школа призвана развивать способности ребенка реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. И такой эффективный педагогический инструментарий есть – системно-деятельностный метод, который успешно используется во время проведения внеурочных занятий. Деятельностный метод способствует повышению мотивации детей к самостоятельному и осознанному учению, создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учёбы, позволяет системно формировать универсальные учебные действия, повысить качество образования в соответствии с новыми целями и задачами, поставленными ФГОС ООО.
Умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.
Если раньше ученик шёл в школу за знаниями, сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать – еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без движения вперёд, знания подобны камню, лежащему на пути ручья, несущим эти самые знания. Без усилий воли, без личного участия камень не сдвинуть, из «ручья знаний» не напиться. Я считаю, что внеурочная деятельность в целом и особенно внеурочная деятельность по математике даёт возможность детям вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию; анализировать её на основе теоретических знаний, людьми, обладающими навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях; способных принимать решения на основе проведенного анализа.
Воспитание любознательного,эрудированного, заинтересованного школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет более успешно, если урочную деятельность дополнить внеурочной работой. Курс «История математики России» входит во внеурочную деятельность по направлению обще интеллектуальноеразвитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс призван расширить математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий. Этот курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.
Для воспитания интереса к математике и развития правильных взглядов на возникновение и развитие математических идей полезно сформировать у учащихся представление важного вопроса: откуда появились математические знания у человека и откуда берутся новые математические задачи, математические идеи и теории? Здесь очень полезным и будет курс внеурочной деятельности «История математики России». Все виды и формы курса позволяют развить самостоятельность суждений, настойчивость, дисциплинированность, выдержку, внимательность, умение отстаивать собственные взгляды, активно включаться в поиск интересующей информации.
Программа кружка «История математики России» предназначена для учащихся интересующихся математикой и направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
В рамках внеурочных занятий предлагаются экскурсы в историю математики. Учащиеся знакомятся с развитием нумерации и счета, некоторыми интересными приемами устных и письменных вычислений, математическими задачами- загадками и известными задачами разных времен. В результате изучения старинных мер длины и массы, измерений объема жидкости, возникновения мер площадей, денежных систем мер народов России учащиеся увидят их большую роль в зарождении математических знаний.
Программа курса «История математики России» разработана для учащихся 7-8 классов и рассчитана на 1 час в неделю ( всегопо 34 часа в год).
Цель курса:
- Способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.
- Способствовать углублению знаний учащихся в области программного материала, развитию их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привитию вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики
- Повысить интерес школьников к математике и общекультурный уровень учащихся.
- Раскрыть основные периоды истории развития математики России и её связь с математическими достижениями других стран.
- Расширить и углубить представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки.
- Раскрыть роль практики в развитии математики и ее связи с другими науками.
- Знакомить с учеными-математиками, их вкладом в развитие математики и основными научными трудами.
- Формировать представления о математике как об элементе общечеловеческой культуры.
Задачи курса:
- повышать качество обучения школьников;
- развивать познавательную и творческую активность учащихся, их коммуникативные способности;
- развивать у учащихся умение самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
- пробудить и развить устойчивый интерес учащихся к математике и ее приложениям;
- воспитывать твердость в пути достижения цели (решения той или иной задачи), осознание учащимися важности предмета, через примеры связи математики с жизнью;
- учитьрешать специально подобранные упражнения и задачи, направленные на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формировать потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий:
Изложение материала может осуществляться с использованием традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа,презентации,видео-ролики, игра, проектная деятельность.
Планируемые результаты обучения:
Изучение курса внеурочной деятельности «История математики России» дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностными результатамиизучения данного курса являются:
- чувство гордости за свою Родину;
- осознание роли своей страны в мировом развитии;
- развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий;
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного, эвристического и исторического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Регулятивные УУД:
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- контролироватьсвою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- конструироватьнесложные задачи;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);
- аргументироватьсвою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
- участвоватьв учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
- моделировать, в процессе совместного обсуждения, алгоритм решения числового кроссворда; использоватьего в ходе самостоятельной работы
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Ожидаемые результаты:
В результате внеурочных занятий учащиеся приобретают:
-развивается устойчивый интерес к внеклассным мероприятиям;
- появляется потребность в работе с дополнительной литературой, к поиску необходимого материала на интернет-сайтах;
- растет мотивация к участию в исследовательской деятельности, проектах, конкурсах, интеллектуальных играх и т.д.;
- выявление и поддержка одаренных детей;
- воспитывается культура общения;
- формируется:
- умение работать в группе;
- культура счета и математической речи;
- навыки работы с величинами;
- умение самостоятельно и творчески работать с дополнительной математической литературой;
- представление о своих возможностях в области математики.
Представление результатов работы:
- Выпуск математических газет по истории математики.
- Активное участие в декаде математики в школе.
- Участие в олимпиадах.
- Участие в школьном фестивале проектов.
- Создание викторин, кроссвордов, задач и презентаций по истории математики.
Учебно-тематический план
№п/п | Наименование разделов | Всего часов | ||
Теория | Практика | |||
7 класс | ||||
1. | Первые письменные источники | 1 | 1 | |
2. | Первые учебники арифметики. Старинные занимательные задачи | 0,5 | 4,5 | |
3. | Леонтий Филиппович Магницкий, его задачи | 1 | 3 | |
4. | Русские счеты | 0,5 | 1,5 | |
5. | Развитие нумерации на Руси | 0,5 | 2,5 | |
6. | Умножение и деление на Руси. Старинные занимательные задачи | 0,5 | 4,5 | |
7. | Геометрические сведения в старых русских памятниках | 0,5 | 3,5 | |
8. | Применение дробей на Руси | 1 | 2 | |
9. | Старинные русские меры длины | 0,5 | 2,5 | |
10. | Сообщения, проекты | 3 | ||
Итого | 9 | 25 | ||
8 класс | ||||
1. | Старинные меры площадей | 0,5 | 1,5 | |
10. | Старинные меры веса | 0,5 | 1,5 | |
11. | Старинные меры жидкостей, сыпучих тел | 0,5 | 1,5 | |
12. | Деньги на Руси | 1 | 2 | |
13. | Петровские реформы, XVIII век а) Навигацкие и цифирные школы б) Учреждение Петербургской академии наук. в) Императорский Московский университет. г) Первые академики-математики России : С.К.Котельников, В. И. Висковатов и С.Е.Гурьев. | 2 | 4 | |
14. | XIX век: а) Известные русские математики: А.Н. Колмогоров, С.А. Соболев, А.М. Ляпунов, А.А. Марков, Н.Н. Лузин б) Появление учёных мирового уровня: Михаил Васильевич Остроградский—академик пяти мировых академий. Николай Иванович Лобачевский. Виктор Яковлевич Буняковский. Пафнутий Львович Чебышев. | 2,5 2,5 | 4,5 4,5 | |
15. | Сообщения, проекты | 5 | ||
Итого: | 14,5 | 19,5 |
Содержание программы.
- Первые письменные источники
Развитие счета на Руси.Математические знания на Руси в X—XI веках. Они были связаны, естественно, с практическими нуждами людей: летоисчислением, вычислением поголовья и стоимости стада, определением прибыли от сбора урожая и т. д. В XVI—XVII веках в России появляется рукописная математическая литература. Рукописи XVI—XVII веков сыграли большую роль в распространении математических и практических знаний.
- Первые учебники: "Арифметика". "Универсальная арифметика". "Библиотека учения"
"Арифметика, сиречь наука числительная...". Автором его был выдающийся педагог-математик — Леонтий Филиппович Магницкий. Занимательные задачи из рукописной литературы и "Арифметики" Магницкого. "Руководство к арифметике, для употребления в гимназии при Императорской Академии наук" (1738—1740 гг.), "Универсальная арифметика" (1768—1769 гг.) Книга "Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени".
- Русские счеты
Русский народ изобрел идеальный прибор — счеты — для облегчения счисления по десятичной системе. «Дощатый счет».Десятичное деление денежных единиц.
- Развитие нумерации на Руси
Бирка - способ записей долговых обязательств или налогов. 5 и 10. Новый способ записи чисел, при котором цифрами служили буквы обычного алфавита. «Малый счет». «Великий счет»
- Умножение и деление на Руси
«Удвоения» и «раздвоение». Множимое - «еличество», а произведение — «продукт». Первое русское руководство по землемерию.
- Геометрические сведения в старых русских памятниках
Приемы измерения площадей. «Землемеры» и «геометры».
- Применение дробей на Руси
Четь, пятина…десятина, «жеребей», Числитель—верхнее число, знаменатель—исподнее».
- Старинные русские меры длины
Аршин. Шаг. Пядь (малая, большая, с кувырком). Верста. Сажень. Локоть. Ладонь. Вершок. Перст.
- Старинные мери площадей, веса, жидкостей, сыпучих тел
Меры площадей. Меры жидкостей. Меры сыпучих тел. Меры веса.
- Деньги на Руси
1) Зарождение торговли и денежного обращения на Руси
2) Развитие денежного обращения
а)формирование древнерусской денежной системы
б) функции денег в Древней Руси
в) появление русских монет
г) безмонетный период
д) выделение московской денежной системы
- Петровские реформы, XVIII век
Учреждение в Сухаревой башне математически-навигацкой школы. Издание навигационных и логарифмических таблиц. Создание школ «для науки молодых ребяток из всяких чинов людей»—цифирные школы. Учреждение Петербургской академии наук. Императорский Московский университет. Первые академики-математики России :С.К.Котельников, В. И. Висковатов и С.Е.Гурьев.
- XIX век
Известные русские математики: А.Н. Колмогоров, С.А. Соболев, А.М. Ляпунов, А.А.Марков, Н.Н. Лузин и другие.
Появление учёных мирового уровня: Михаил Васильевич Остроградский—академик пяти мировых академий. Николай Иванович Лобачевский. Виктор Яковлевич Буняковский. Пафнутий Львович Чебышев.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание |
Раздел 1. Первые письменные источники (2 ч.) | |||
1 | Развитие счета на Руси. | ||
2 | Решение старинных задач | ||
Раздел 2. Первые учебники: "Арифметика". "Универсальная арифметика". "Библиотека учения" (9 ч.) | |||
3 | Леонтий Филиппович Магницкий. Занимательные задачи из рукописной литературы и "Арифметики" Магницкого. | ||
4 | Занимательные задачи из рукописной литературы и "Арифметики" Магницкого. | ||
5 | Занимательные задачи из рукописной литературы и "Арифметики" Магницкого. | ||
6 | Занимательные задачи из рукописной литературы и "Арифметики" Магницкого. | ||
7 | "Руководство к арифметике, для употребления в гимназии при Императорской Академии наук" (1738—1740 гг.)Занимательные задачи. | ||
8 | Книга "Детский гостинец, или четыреста девяносто девять загадок с ответами в стихах и прозе, взятых как из древней, так и новейшей истории и из всех царств природы и собранных одним другом детей для их употребления и приятного препровождения времени". | ||
9 | Решение старинных задач из книги «Детский гостинец…» | ||
10 | Решение старинных задач из книги «Детский гостинец…» | ||
11 | Решение старинных задач из книги «Детский гостинец…» | ||
Раздел 3.Русские счеты (2 ч.) | |||
12 | Идеальный прибор — счеты — для облегчения счисления по десятичной системе. «Дощатый счет». | ||
13 | Десятичное деление денежных единиц.Старинные задачи | ||
Раздел 4. Развитие нумерации на Руси (3 ч.) | |||
14 | Бирка - способ записей долговых обязательств или налогов. 5 и 10.Старинные задачи | ||
15 | Новый способ записи чисел, при котором цифрами служили буквы обычного алфавита. | ||
16 | «Малый счет». «Великий счет». Старинные задачи | ||
Раздел 5. Умножение и деление на Руси (5 ч.) | |||
17 | «Удвоения» и «раздвоение». Множимое - «еличество», а произведение — «продукт». Задачи-шутки | ||
18 | «Удвоения» и «раздвоение». Множимое - «еличество», а произведение — «продукт». Задачи-шутки | ||
19 | Первое русское руководство по землемерию. Сказки и старинные истории | ||
20 | Первое русское руководство по землемерию. Сказки и старинные истории | ||
21 | Сказки и старинные задачи. Задачи на «задуманное число» | ||
Раздел 6. Геометрические сведения в старых русских памятниках (4 ч.) | |||
22 | «Землемеры» и «геометры». | ||
23 | Приемы измерения площадей. | ||
24 | Решение задач на построение | ||
25 | Решение задач на построение | ||
Раздел 7.Применение дробей на Руси (3 ч.) | |||
26 | Четь, пятина…десятина, «жеребей» | ||
27 | Числитель—верхнее число, знаменатель—исподнее». | ||
28 | Занимательные дроби | ||
Раздел 8.Старинные русские меры длины (3 ч.) | |||
29 | Аршин. Шаг. Пядь (малая, большая, с кувырком). Решение задач с использованием старинных мер длины. | ||
30 | Локоть. Ладонь. Вершок. Перст.Решение задач с использованием старинных мер длины. | ||
31 | Верста. Сажень.Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. | ||
Раздел 9.Итоговые занятия. | |||
32-34 | Сообщения, защита проектов |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание |
Раздел 1. Старинные меры площадей (2 ч.) | |||
1 | Как измеряли площади в старину. Четвертина, четь, четверть, копна, выть, соха | ||
2 | Решение старинных задач | ||
Раздел 2. Старинные меры веса (2 ч.) | |||
3 | Измерение веса в старину. Гривна, фунт, пуд, золотник, ласт, берковец | ||
4 | Решение задач. Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. | ||
Раздел 3. Старинные меры жидкостей, сыпучих тел (2 ч.) | |||
5 | Бочка, ведро, штоф. Задачи на сравнение вычислений в различных системах мер. | ||
6 | Четверть, четверик, гарнец | ||
Раздел 4. Деньги на Руси (3ч) | |||
7 | Зарождение торговли и денежного обращения на Руси. Расчёты купцов. | ||
8 | Функции денег в Древней Руси. Решение задач. | ||
9 | Выделение московской денежной системы. Решение задач.Проверка сложения и умножения с учетом торговой практики. | ||
Раздел 4. Петровские реформы, XVIII век(6ч) | |||
10 | Навигацкие и цифирные школы. Решение задач. | ||
11 | Учреждение Петербургской академии наук.Решение задач.Топологические опыты. | ||
12 | Императорский Московский университет. Решение задач. | ||
13 | Первые академики-математики России :С.К.Котельников. Занимательная геометрия. | ||
14 | Первые академики-математики России : В. И. Висковатов. | ||
15 | Первые академики-математики России :С.Е.Гурьев. Решение задач. | ||
Раздел 4. XIX век: Известные русские математики (7 ч) | |||
16 | А.Н. Колмогоров. Логические задачи. | ||
17 | С.А. Соболев. Тестовые задачи( задачи, решаемые с конца) | ||
18 | А.М. Ляпунов. Геометрические задачи на разрезание. | ||
19 | А.А. Марков. Умножение двузначных чисел, близких к 100. | ||
20 | Н.Н. Лузин. Логические задачи. | ||
21 | Занимательная арифметика. | ||
22 | Страницы русской истории. | ||
Раздел 5. XIX век:Появление учёных мирового уровня | |||
23 | Михаил Васильевич Остроградский—академик пяти мировых академий. | ||
24 | Николай Иванович Лобачевский.Геометрические иллюзии. | ||
25 | Виктор Яковлевич Буняковский.Нестандартные задачи | ||
26 | Пафнутий Львович Чебышев. «Сказки и подсказки». | ||
27 | Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Математическая игра «Не собьюсь» | ||
28 | Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. | ||
29 | Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. | ||
Раздел 5.Итоговые занятия. | |||
30-34 | Сообщения, защита проектов |
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончании обучения учащиеся должны знать:
• нестандартные методы решения различных математических задач;
• логические приемы, применяемые при решении задач;
• определения одних основных геометрических понятий и получить представления о других;
По окончании обучения учащиеся должны уметь:
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении задач;
- иметь навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
- проводить несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач, предусмотренных содержанием курса;
Оценка знаний и умений обучающихся проводится в виде защиты исследовательских проектов, которые предполагают самостоятельную творческую работу обучающихся по предложенной тематике с последующей защитой их решения на занятиях, научно-практических конференциях. Предполагается, что знакомство учащихся с нестандартными (как по формулировке, так и по решению) задачами будет способствовать повышению их успеваемости на уроках математики и развитию у них интереса к предмету.
Примеры проектов
- Древние меры длины.
- Возникновение чисел.
- Счёты.
- Старинные русские меры или старинная математика.
- Магические квадраты.
- Великие женщины-математики.
- Великие задачи.
- Великолепная семерка.
- Веселые задачки.
- Веселый урок для пятиклассников.
- Весёлые задачки для юных рыбаков.
- Витамины и математика.
- Единицы измерения длины в разное время.
- Жизнь нуля - цифры и числа.
- Задачи-сказки.
- Число в русском народном творчестве.
- Число и числовая мистика.
- Числовые великаны.
- Числовые забавы.
- Числовые суеверия.
- История арифметических действий.
- Системы мер. Старые русские меры.
- Меры времени и календарь
- Происхождение некоторых арифметических терминов
- Простые и составные числа
- Ценные дроби
- Системы счисления
- М.В.Остроградский
- Н.И. Лобачевский
- Знаменитые задачи древности
- «Арифметика» Магницкого
Технические средства обучения:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор (Интерактивная доска)
3. Экран
ЛИТЕРАТУРА для учащихся:
- Баврин, И. И. Старинные задачи: книга для учащихся/И.И. Баврин, Е.А. Фрибус— М.: Просвещение, 1994—128 с.
- Брюс, Я.В. Первый русский учебник геометрии “Приёмы циркуля и линейки” (1709).http://www.heritage-books.ru/priemy_cirkulya.php
- Гаврилова, Т.Д. «Занимательная математика»/ Т.Д. Гаврилова—издательство Учитель, 2005—95с.
- Галкин, Е.В. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами: Учеб. пособие для учащихся 7-11 кл./Е.В. Галкин—Челябинск: Взгляд, 2004—271с.
- Депман, И.Я. История арифметики в картинках/ И. Я. Депман,–3-е изд., стер. – М.: Эдиториал УРСС, 2006 . – 416 с.
- Депман, И.Я. «За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ/И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин.– М.: «Просвещение», 1989—234с.
- Игнатьев, Е.И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы/Е.И. Игнатьев—М., Омега, 1994 г—141с.
- Кордемский, Б.А. Великие жизни в математике: книга для учащихся 7-11 классов. Учебное издание/ Б. А. Кордемский—М.: Издательство «Просвещение», 1995—203с.
- Лихтарников, Л.М.Задачи мудрецов. Книга для учащихся/ Л.М. Лихтарников—М.: Просвещение, 1996—112с.
- Лихтарников, Л.М. Занимательные задачи по математике/ Л.М. Лихтарников—М.: Просвещение, 1996—142с.
- Симонов, Р.А. Математическая мысль Древней Руси/ Р.А. Симонов. — М.: Наука, 1977 —12с.
- Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com/(Дата обращения: 16.08.2016 г.).
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html(Дата обращения: 16.08.2016 г.).
- Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com(Дата обращения: 16.08.2016 г.).
ЛИТЕРАТУРА для учителя:
- Глейзер, Г.И. История математики в школе/Г.И. Глейзер,—М.: Просвещение, 1982 г—36с.
- Каган, В.Ф. Великий русский ученый Н.Лобачевский и его место в мировой науке/ В.Ф. Каган. – М.: Гостехиздат, 1948. – 78 с.
- Кононов, А.Я., Математическая мозаика: Занимательные задачи для учащихся 5-11 классов/ А.Я.Кононов,—Педагогическое общество России, 2004—160 с.
- Кордемский, Б.А. Математические завлекалки. Научно-популярное издание/ Б.А.Кордемский. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005—401с.
- Олехник, С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н.Олехник, Ю.В. Нестеренко, М.К. Потапов– М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1985—15с.
- Симонов, Р.А. Математическая мысль Древней Руси/ Р.А. Симонов. — М.: Наука, 1977 —12с.
- Развитие математики на Руси. http://matematika.gym075.edusite.ru/istotia-razvitia.html (Дата обращения: 16.08.2016 г.).
- Старинные занимательные задачи http://zaochschool.club-impuls.edusite.ru/DswMedia/zanyatie3matem7klass.doc (Дата обращения: 16.08.2016 г.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Математический клуб 5-6 класс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике 5-6 классы по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности по математике для учащихся 6-7 классов "Математический калейдоскоп"
Программа интеллектуального практикума «Математический калейдоскоп" предназначена для учащихся 6-7-х классов, проявляющих интерес к математике, и при этом не об...
Рабочкая программа "Внеурочная деятельность по математике «Эрудит» для учащихся 5 класса"
Включает в себя титульный лист, пояснительную записку, содержание, планируемые результаты, тематические планиерование, список литературы....
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История развития математики", 6 класс
Программа рассчитана на 34 ч . Учащиеся познакомятся с основными этапами и ключевыми событиями истории математики....
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ИСТОРИЯ РОДНОГО ГОРОДА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССОВ
Программа для учителей истории по внеурочной деятельности. История родного города Ельня....
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» - 5-9 классы
Адаптированная рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Математическое конструирование» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...