Рабочая программа ФГОС по истории 5-9 классы.
рабочая программа по истории
МБОУ Ширинская ОШ №17 Республика Хакасия. Рабочая программа по предмету "История" 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fgos_po_istorii_5-9_klassy.docx | 99.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ширинская ОШ №17 Республика Хакасия.
Рабочая программа по предмету «История».
Планируемые результаты освоения учебного предмета – история.
Личностные результаты 5 – 9 класс:
- представление о видах идентичности, актуальных для развития человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
- освоение гуманистических традиций и ценностей, развитие которых продолжалось в средневековой истории, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.
- демонстрирует российскую гражданскую идентичность: патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; демонстрирует ответственность и долг перед Родиной;
- демонстрирует ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- имеет целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающему социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- проявляет осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- соблюдает социальные нормы, правила поведения с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- является носителем морального сознания и обладает компетентностью в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, проявляет осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- демонстрирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- проявляет эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
проявляет уважение к истории культуры народов мира, России, Хакасии.
Метапредметные результаты 5 – 9 класс:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
- осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
- Способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение. Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- Умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сообщения, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты).
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
- Способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми.
- Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог.
Предметные результаты:
5 класс. История Древнего мира.
Ученик научится:
- Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.).
- Использовать историческую карту как источник информации о Древнем Востоке расселении человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
- Применять знание фактов для характеристики ключевых событий и явлений древней истории.
- Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
- Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней истории;
- Раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного строя древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.) б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и поданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
- Объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
- Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Ученик получит возможность научиться:
-давать характеристику общественного строя древних государств;
-сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различий;
-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
6 класс.
История средних веков. История России с древнейших времен до начала XVI в.
Ученик научится:
- Локализовать во времени (на основе знания хронологии) ключевые события Средневековья, этапы и события становления и развития русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории, включая историю Хакасии.
- Применять знание фактов для характеристики эпохи Средних веков в отечественной и всеобщей истории, её ключевых событий и явлений.
- Использовать историческую карту как источник информации о территории, экономических и культурных центрах Руси, в том числе Хакасии и других государств в Средние века, направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др..
- Проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья.
- Составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси, в том числе в Хакасии и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории.
- Раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси, в том числе в Хакасии и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире.
- Объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков.
- Сопоставлять развитие Руси, в том числе Хакасии и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
- Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Учащийся 6 класса получит возможность научиться:
- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них черты сходства и различий;
- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
7 класс. Новая история (XVI – XVII вв.). Россия в Новое время. История России: XVI — конец XVII в.
Ученик научится:
- Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, характеризовать место, обстоятельства, участников и результаты основных исторических событий; соотносить хронологию истории России, в том числе Хакасии и всеобщей истории в XVI-XVII веках.
- Применять знание фактов для характеристики эпохи Нового времени, её процессов. Явлений, ключевых событий.
- Использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в период XVI-XVII вв., об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.
- Проводить поиск и анализировать необходимую информацию в одном или нескольких источниках по отечественной и всеобщей истории XVI-XVII в.
- Составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в XVI-XVII в, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории XVI-XVII в.
- Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории XVI-XVII в.
- Раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального и развития России, в том числе Хакасии и других стран в XVI-XVII в; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения ( «консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры XVI-XVII в.
- Объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв. (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).
- Сопоставлять развитие России и других стран в XVI-XVII в, сравнивать исторические ситуации и события.
- Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории XVI-XVII вв.
Ученик получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в XVI-XVII в;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение исследование содержания и определение позиции автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в XVI-XVII в, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России в XVI-XVII в. при составлении описаний исторических и культурных памятников Хакасии.
8 класс. Новая история XVIII в. История России: конец XVII – XVIII в.
Ученик научится:
- Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, характеризовать место, обстоятельства, участников и результаты основных исторических событий; соотносить хронологию истории России, в том числе Хакасии и всеобщей истории в XVIII в.
- Использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.
- Анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории XVIII в.
- Составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, в том числе Хакасии и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории XVIII в
- Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени.
- Раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России, в том числе Хакасии и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени.
- Объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).
- Сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события.
- Формулировать и выражать собственное мнение по отношению к событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени на основе научных исторических оценок.
- Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Ученик получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, в том числе Хакасии и других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора, и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников Хакасии.
9 класс. Новая история XIX - начало XX в. История России: XIX - начало XX в.
Всеобщая история. Новая история.
Выпускник научится:
- Локализовать во времени (на основе знания хронологии) события нового времени, характеризовать основные этапы всеобщей истории XIX - начала XX века; соотносить хронологию истории России, в том числе Хакасии и всеобщей истории в Новое время.
- Применять знание фактов для характеристики новейшей эпохи, её процессов, явлений, ключевых событий.
- Использовать историческую карту как источник информации о территории государств в XIX - начале XX века, значительных процессах социально-экономического развития и изменениях на политической карте мира в новейшую эпоху, местах крупнейших событий и др.
- Анализировать информацию из различных исторических источников – текстов, материальных и художественных памятников нового времени.
- Представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в странах в XIX - начале XX века; б) ключевые события эпохи и их участников; в) памятники материальной и художественной культуры нового времени.
- Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории нового времени.
- Раскрывать характерные, существенные черты: экономического и социального развития стран, политических режимов, международных отношений, развития культуры в XIX – начале XX века.
- Объяснять причины и следствия значительных событий нового времени в странах (реформ и революций, войны, образование новых государств и др.).
- Сопоставлять социально – экономическое и политическое развитие отдельных стран в новое время (опыт модернизации, реформы и революции и др.), сравнивать исторические ситуации и события.
- Давать оценку событиям и личностям всеобщей истории XIX - начала XX века.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств в XIX - начале XX века;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
-осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе, электронных материалах, систематизировать и представлять ее в виде рефератов, презентаций и др.
- сравнивать развитие стран в новую эпоху, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности.
История России: XIX - начало XX в.
Выпускник научится:
- Локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время.
- Использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.
- Анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени.
- Составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени.
- Систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
- Раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
- Объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.).
- Сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
- Давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Выпускник получит возможность научиться:
- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
5 класс. История Древнего мира.
Содержание учебного предмета.
Название темы (раздела) | Краткое содержание темы (раздела) |
Всеобщая история. История Древнего мира. | |
Тема1. Что изучает история. | Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта. Летоисчисление (счет лет « до н.э.» и «н.э.»). Хронология – наука об измерении времени. |
Тема2. Первобытное общество. | Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. |
Тема 3. Древний Восток. | Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания. Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока. |
Тема 4. Древняя Греция и эллинистический мир. | Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры. |
Тема 5. Древний Рим. | Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство. |
Обобщение. | Культурное наследие античной цивилизации. Место истории древнего мира в историческом развитии. |
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов. |
Тема 1. Что изучает история. | 2 часа |
Тема 2. Первобытное общество. | 6 часов |
Тема 3. Древний Восток. | 20 часов |
Тема 4. Древняя Греция и эллинистический мир. | 21 час |
Тема 5. Древний Рим. | 18 часов |
Обобщение. Место истории древнего мира в историческом развитии. | 1 час |
Всего: | 68 часов |
6 класс.
История средних веков. История России с древнейших времен до начала XVI в.
Содержание учебного предмета.
Название темы (раздела) | Краткое содержание темы (раздела) | |
Всеобщая история. История Средних веков. | ||
Введение. | Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. | |
Тема1. Становление средневековой Европы в VI-XI вв. | Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий. | |
Тема 2. Византия и арабский мир. Крестовые походы. | Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя. | |
Тема3. Средневековое европейское общество. | Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения. Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии. | |
Тема4. Государства Европы в XI-XV вв. | Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус. | |
Тема 5. Страны Азии, Америки и Африки в эпоху средневековья (V-XV вв.) 2ч. | Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни. | |
Тема6. Культурное наследие Средневековья. | Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве. Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. | |
Обобщение. | Культурное наследие средневековой цивилизации. Место истории средних веков в историческом развитии. | |
История России с древнейших времен до начала XVI в. | ||
Введение. | Исторический опыт человечества. Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. История России — история всех населяющих ее народов. Хакасия – «родина» археологии. Хакасский республиканский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, музеи под открытым небом (Усть Сос, Казановка, Малая Сыя, Барсучий лог и др.) | |
Тема 1. Народы и государства на территории современной России в древности. | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Первобытнообщинный строй и древнейшие поселения людей в долинах среднего Енисея, Абакана и Чулыма: Двуглазка, майнская палеолитическая Венера, Малая Сыя, Ах Тас, Хуртуях Тас. | |
Тема 2. Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
| Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Тагарская культура. Южная Сибирь в составе государства хунну и после его распада II в. до н.э – V н.э. | |
Тема3. Образование государства Русь.
| Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Первые известия о руси. Проблема образования Древнерусского государства. Очаги формирования государств на восточнославянской территории. Начало династии Рюриковичей. Политогенез в странах Европы и Южной Сибири. Древнехакасское государство в IX – XII вв. Население: хакасы, тюрки, уйгуры. Хозяйство и быт. Ремесло, торговые пути и связи в Южной Сибири в IX – XII вв. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Торговые связи с Центральной и Западной Европой. Русь в международной торговле. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | |
Тема 4. Русь в конце X – начале XII в. . | Территория и население государства Русь - Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь до начала XII в. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина и ее состав: бояре, отроки, детские. Духовенство. Городское население («люди градские», «гражане»). Купцы. Категории рядового и зависимого населения: люди, смерды, закупы, холопы. «Служебная организация». Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Древнерусские земли в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи Руси: отношения с Византией, печенегами, половцами, странами Центральной, Западной и Северной Европы. | |
Тема 5. Культура Руси в X – XIII вв.
| Древнерусские земли в культурном контексте Евразии. Картина мира древнерусского человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Архитектура и живопись. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. Материальная и духовная культура народов Древнехакасского государства. | |
Тема 6. Русь в середине XII – начале XIII в.
| Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Православная церковь и повседневная жизнь. Развитие древнерусской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Киево-Печерский патерик. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. | |
Тема 7. Русские земли в середине XIII - XIV в.
| Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Монгольское нашествие и гибель древнехакасского государства XII – XIII вв. Монголы и тюрки. Борьба народов Южной Сибири против иноземных завоевателей. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Орда в XIII–XIV вв.: государственный строй, экономика, культура. Система зависимости русских земель от ордынских ханов. Судьбы русских земель после Батыева нашествия. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. | |
Тема 8. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XVвв.
| Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тамерлана. Население Хакасии в XIII – XIV вв. Гибель Древнехакасского государства 1293 год. Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Народы Северного Кавказа. | |
Тема 9. Культура русских земель. | Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением Монгольских завоеваний. Культурные взаимодействия цивилизаций. Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Повседневная жизнь. | |
Тема 10. Формирование единого Русского государства в XVв. | Завершение раздела русских земель между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Начало применения к правителю страны титула царь. Появление государственного герба (двуглавого орла). Формирование аппарата управления единого государства. | |
Тема11. Достижения российской культуры. | Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Теория «Москва – третий Рим». Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей. |
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов. |
История Средних веков. | 28 часов. |
Введение. | 1 час |
Тема 1. Становление средневековой Европы в VI-XI вв. | 5 часов |
Тема 2. Византия и арабский мир. Крестовые походы. | 5 часов |
Тема 3. Средневековое европейское общество. | 4 часа |
Тема 4. Государства Европы в XI-XV вв. | 6 часов |
Тема 5. Страны Азии, Америки и Африки в эпоху средневековья (V-XV вв.) 2ч. | 2 часа |
Тема 6. Культурное наследие Средневековья. | 4 часа |
Обобщение. | 1 час |
История России с древнейших времен до начала XVI в. | 40 часов. |
Введение. | 2 часа |
Тема 1. Народы и государства на территории современной России в древности. | 3 часа |
Тема 2. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. | 3 часа |
Тема3. Русь в IX – первой половине в. | 5 часов |
Тема 4. Русь в конце X – начале XII в. | 5 часов |
Тема5. Культура Руси в X – XIII вв. | 2 часа |
Тема 6. Русь в середине XII – начале XIII в. | 5 часов |
Тема 7. Русские земли в середине XIII - XIV в. | 5 часов |
Тема 8. Русские земли в XIII – первой половине XV в. | 2 часа |
Тема 9.Культура русских земель. | 1 час |
Тема 10. Формирование единого Русского государства в XVв. | 5 часов |
Тема11. Достижения российской культуры. | 1 час |
Повторение и обобщение. Особенности исторического пути России. | 1 час |
Всего: | 68 часов. |
7 класс. История Нового времени. XVI – XVII вв. История России. XVI — конец XVII в.
Содержание учебного предмета.
Название темы (раздела) | Краткое содержание темы (раздела) |
Всеобщая история. История нового времени. XVI – XVII вв. | |
Введение. | От Средневековья к Новому времени. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. |
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Утверждение абсолютизма. | Технические открытия. Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Образование национальных государств в Европе. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. Торговые компании. |
Тема 2. Эпоха Возрождения. | Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. |
Тема 3. Реформация. | Начало Реформации. Причины Реформации. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. |
Тема 4. Первые революции Нового времени. | Нидерланды под властью Испании. Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция». |
Тема 5. Международные отношения в конце XV–XVIIв | Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Борьба за первенство в Европе и в колониях. Тридцатилетняя война и Вестфальская система. |
Тема 6. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и её распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. |
Обобщение. | Мир в эпоху раннего Нового времени. |
История России. XVI — конец XVII в. | |
Введение. | Место и значение периода XVI—XVII вв. в истории России. Общие закономерности развития Российского государства в XVI—XVII вв. |
Тема 1. Россия в XVI в. Создание Московского царства. | Правление Василия III. Выбор Иваном III наследника престола. Княжение Василия III. Отмирание удельной системы. Супруги Василия III. Укрепление великокняжеской власти. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Внешняя политика: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами. Рождение Ивана IV. Российское государство и общество в первой трети XVI в. Территория и население. Государстенное управление. Характер политической власти московских государей. Особенности социально-экономического развития. Верхи и низы общества. Появление теории «Москва — Третий Рим». Борьба за власть в 1530—1540-е гг. Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Начало губной реформы. Градостроительство. Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Детство Ивана IV. Начало правления Ивана IV. Венчание Ивана IV на царство. Ритуал и символы власти. Митрополит Макарий. Значение принятия Иваном IV царского титула. Женитьба царя. Московское восстание 1547 г. Избранная рада. Необходимость реформ. Влияние священника Сильвестра на молодого царя. Начало работы Земских соборов. Состав и задачи «Собора примирения». Сословно-представительная монархия. Реформы Избранной рады. Осуществление серии государственных преобразований. Судебник 1550 г. Создание правовой базы для расширения реформ. Земская реформа, формирование органов местного самоуправления. Отмена кормлений. Реформа центрального управления. Система приказов. А. Адашев во главе Челобитного приказа. И. Висковатый во главе Посольского приказа. Военная реформа. Создание стрелецких полков. Уложение о службе. Перемены в церкви. Стоглавый собор. Внешняя политика Ивана IV.Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав России. Многонациональный состав Российского государства. Русско-английские отношения. Архангельск — «северные ворота» России. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Князь А. Курбский, начало переписки с царем. Опричнина. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Расправа с Андреем Старицким. Позиция митрополита Филиппа, его гибель. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Россия в конце правления Ивана IV. Завершение и итоги Ливонской войны. Разорение страны. Введение заповедных лет. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. Политическое устройство на территории Хакасии. Княжества – улусы: Алтысарский, Алтырский, Тубинский, Исарский. Управление. Занятия населения. Торговля. Итоги правления Ивана Грозного. Россия при царе Федоре Ивановиче. Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Победа в войне со Швецией, восстановление позиций России в Прибалтике. Продолжение закрепощения крестьянства, указ об урочных летах. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Развитие культуры в XVI в. Публицистика. Иван Пересветов, Федор Карпов, Ермолай-Еразм. Литературные произведения. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. «Великие Четьи-Минеи». Начало книгопечатания. Иван Федоров. Библиотека Ивана Грозного. Новое в архитектуре. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова Богородицы на Рву. Китай-город и Белый город в Москве. Федор Конь. Смоленский кремль. Духовный мир человека XVI века. |
Тема 2. Смута в России. | Кризис власти на рубеже XVI—XVII вв. Земский собор 1598г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в том числе в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601—1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. Причины Смуты. Начало Смуты. Самозванец на престоле. Личность Лжедмитрия I. Пребывание в Речи Посполитой, поход на Москву. Конец династии Годуновых. Самозванцы и самозванство. Приход Лжедмитрия I к власти и его политика. Женитьба самозванца. Марина Мнишек, поляки в Москве. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. «Боярский царь» Василий Шуйский. Крестоцеловальная запись. Политика Василия Шуйского. Разгар Смуты. Власть и народ. Восстание И. Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Договор между Россией и Швецией. Поход войска М. В. Скопина-Шуйского. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. Свержение Василия Шуйского. Семибоярщина. Договор об избрании на престол Владислава. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Первое ополчение. Окончание Смуты. Новая династия. Создание Второго ополчения. К. Минин и Д. Пожарский. «Совет всей земли». Поход на Москву. Освобождение столицы в 1612 г. Земский собор 1613 г. Избрание на царство Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией, утрата выхода к Балтийскому морю. Поход Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. |
Тема 3. Россия при первых Романовых. | Социально-экономическое развитие России в XVII в. Территория и население страны. Освоение новых территорий. Строительство засечных черт. Восстановление и рост сельского хозяйства. Ремесленное производство. Первые мануфактуры.
Сословия в XVII в.: низы общества. Податные сословия. Государево тягло. Категории крестьянства. Виды и размеры повинностей. Закрепощение крестьян. Города и их жители. Количество и размеры городов. Занятия посадского населения. Посадское тягло. Городские общины. Экономическая политика правительства. Купечество. Торговый и Новоторговый уставы. Государственное устройство России в XVII в. Правление Михаила Федоровича. Царская власть. Патриарх Филарет. Состав и компетенция Боярской думы. Ослабление роли Земских соборов в государственной жизни. Приказная система. Отраслевые и территориальные приказы. Приказное делопроизводство. Местное управление, воеводы. Преобразования в армии. Создание полков нового (иноземного) строя. Внутренняя политика Алексея Михайловича. Начало правления Алексея Михайловича. Роль Б. И. Морозова в государственных делах. Укрепление южных границ государства, увеличение расходов. Рост налогов. Л. А. Плещеев. Соляной бунт в Москве. Требования посадского населения. Расправа с боярами. Подавление бунта. Псковско-Новгородское восстание 1650 г. Начало формирования абсолютной монархии. Эволюция Земских соборов в XVII в. как один из факторов формирования самодержавной власти царя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Изменения в положении посадского населения. Государственный строй России: от сословно-представительной монархии к абсолютной. Закрепление социального статуса царя в Соборном уложении. Создание приказа Тайных дел. Модернизация армии. Окружение царя Алексея Михайловича. Придворная жизнь. Церковный раскол. Роль Русской православной церкви в духовной и политической жизни страны. Изменения в положении церкви после принятия Соборного уложения. Патриарх Никон. Предпосылки преобразований. Церковная реформа: изменения в книгах и обрядах. Конфликт между Алексеем Михайловичем и Никоном. Осуждение Никона. Раскол в церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. Социальное противостояние в XVII в. Главные причины социальных конфликтов XVII в. Формы народного протеста. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Подавление восстания. Отмена медных денег. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Донские казаки. Восстание под руководством Степана Разина: движущие силы, территория, основные события. Разгром восставших. Казнь Разина. Внешняя политика России в середине XVII в. Главные задачи русской дипломатии. Контакты со странами Европы и Азии. Смоленская война. Поляновский мир. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654—1667 гг. Андрусовское перемирие. Конфликты с Османской империей. Чигиринская война и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России с Калмыцким ханством. Освоение Сибири и Дальнего Востока. Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Военные столкновения с маньчжурами и империей Цин. Нерчинский договор с Китаем. Освоение новых территорий. Ясачное налогообложение. Прекращение межплеменных усобиц у коренных народов Сибири. Территория Хакасии – объект притязаний Российского и Монгольских государств. Столкновения хакасов с русскими войсками. Внутренняя политика царя Федора Алексеевича. Царь Федор Алексеевич. Борьба в боярской верхушке. Назревание реформ, их возможные сценарии. Административные реформы. Создание Расправной палаты, укрупнение приказов. Отмена местничества. Налоговая реформа, введение подворного обложения. |
Тема 4. Культура России XVII в. | Культура России XVII в. Изменения в образе жизни. Проекты создания учебных заведений. Симеон Полоцкий. Обмирщение культуры. Новые литературные жанры. Посадская сатира XVII в. «Житие» протопопа Аввакума. Новые тенденции в архитектуре. Дивное узорочье. Запрет на сооружение шатровых храмов. Нарышкинское барокко. Изобразительное искусство. Парсунная живопись. Мастера Оружейной палаты. Иконопись. Симон Ушаков. Развитие образования. Учебные книги В. Бурцова, К. Истомина, М. Смотрицкого. Школы при Заиконоспасском монастыре и Печатном дворе. Славяно-греко-латинская академия. Мир человека XVII в. Изменения в картине мира в XVII в. и повседневная жизнь людей. А. Л. Ордин-Нащокин — образец нового человека XVII столетия. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Синтез европейской и восточной культур в быте высших слоев населения страны. Культура хакасов. Шаманизм. Быт и обряды. |
Обобщение. | Систематизация исторического материала по истории России XVI—XVII вв. |
Тематическое планирование.
Тема. | Количество часов. |
История нового времени. XVI – XVII вв. | 18 ч. |
Введение. От Средневековья к Новому времени. Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории. | 1 ч. |
Тема 1. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Утверждение абсолютизма. | 5 ч. |
Тема 2. Эпоха Возрождения. | 1 ч. |
Тема 3. Реформация. | 4 ч. |
Тема 4. Первые революции Нового времени. | 3 ч. |
Тема 5. Международные отношения в конце XV – XVII в. | 1 ч. |
Тема 6. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | 2 ч. |
Обобщение. Мир в эпоху раннего Нового времени. | 1 ч. |
История России. XVI – XVII в. | 50 ч. |
Введение. Место и значение периода XVI—XVII вв. в истории России. Общие закономерности развития Российского государства в XVI—XVII вв. | 1 час |
Тема 1. Россия в XVI в. Создание Московского царства. | 20 ч. |
Тема 2. Смута в России. | 8 ч. |
Тема 3. Россия при первых Романовых. | 17 ч. |
Тема 4. Культура России XVII в. | 3 ч. |
Обобщение. Систематизация исторического материала по истории России XVI—XVII вв. | 1ч. |
Всего: | 68 ч |
8 класс. История нового времени. XVIII век. История России: конец XVII – XVIII в.
Содержание учебного предмета.
Название темы (раздела) | Краткое содержание темы (раздела) |
Всеобщая история. История нового времени. (XVIII век). | |
Введение. | Мир к началу XVIII века. |
Тема 1. Рождение нового мира. Эпоха Просвещения. | «Европейское чудо». Европа – лидер мира. Транспортная революция. Рост населения. Наступление капитализма. Торговля преображает мир. Эпоха Просвещения. Развитие национальных идей. Деформация средневековых сословий. Национальные государства. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Быт в эпоху Просвещения. «Человек воспитанный». Художественная культура XVIII вв.: барокко, классицизм. Д.Дефо, И.В.Гёте, Ф.Шиллер, Ф.Буше, В.А.Моцарт, И.С.Бах. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Международные отношения в XVIII веке. Война за испанское наследство. Австрия и Пруссия в XVIII в. Северная война. Войны с Турцией. Фридрих II. Семилетняя война. Разделы Польши. |
Тема 2. Европа в век Просвещения. | Англия на пути к индустриальной эре. Аграрная революция. Промышленный переворот. Кризис абсолютизма во Франции. Раздробленность Германии. Политическая слабость. Экономическая отсталость. Фридрих II. Австрийская монархия Габсбургов. Её основные части. Эпоха реформ. Мария Терезия. |
Тема 3. Эпоха революций. | Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. |
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. | Османская империя. Персия. Эпоха тюльпанов. Реформы Селима III. Индия. Крушение империи Великих Моголов. Британские колониальные захваты. Китай. Золотой век эпохи правления маньчжурской династии Цин. «Закрытие» Китая. Япония. Японское общество периода Эдо. Социально-экономические реформы. Колониальная политика европейских держав. |
Обобщение. | Мир в эпоху Нового времени XVIIIв. |
История России: конец XVII – XVIII в. | |
Введение. | Закономерности и особенности развития Российского государства в конце XVII—XVIII века. |
Тема 1. Рождение Российской империи. | Борьба за власть в конце XVII в. Воцарение Петра I. Нарышкины и Милославские. Стрелецкий бунт 1682 г. Провозглашение царями Ивана и Петра. Царевна Софья Алексеевна. Хованщина. Регентство Софьи. В. В. Голицын. Внешняя политика. «Вечный мир» с Речью Посполитой. Присоединение России к антиосманской коалиции. Крымские походы. Отстранение царевны Софьи от власти. Начало самостоятельного правления Петра I. Начало преобразований. Обучение и воспитание Петра. Немецкая слобода. Потешное войско. Появление трехцветного флага. Начало самостоятельного правления. Сподвижники Петра I. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Строительство кораблей. Великое посольство и его значение. Новое летосчисление. Введение европейских традиций в быту. Северная война: от Нарвы до Полтавы. Создание Северного союза. Неудачи в начале войны и их преодоление. Преобразования в армии. Мобилизация экономики для ведения войны. Первые успехи русских войск. Основание Петербурга. Измена И. С. Мазепы. Битва при деревне Лесной. Б. П. Шереметев, А. Д. Меншиков. Северная война: от Полтавы до Ништадтского мира. Победа русской армии в генеральном сражении под Полтавой. Прутский поход. Потеря Азова. Борьба за гегемонию на Балтике. Победы русского флота у мыса Гангут и острова Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход. Освоение Хакасии. Роль казачества. Абаканский (1707г.) и Саянский (1718г.) остроги. Реформы в области государственного управления. Цели и характер Петровских реформ. Государственно-административные преобразования. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург — новая столица. Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и губернская (областная) реформы. Церковная и военная реформы. Социально-экономические преобразования. Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Феофан Прокопович. Военная реформа. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы. Введение подушной подати. Перепись податного населения. Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Табель о рангах. Указ о единонаследии. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Общество и государство. Тяготы реформ. Цена реформ. Положение народных масс. Рост налогового гнета и других повинностей. Народные выступления. Восстание в Астрахани. Выступление под предводительством К. Булавина. Башкирское восстание. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея. Семья Петра I. Указ о престолонаследии 1722 г. Преображенная Россия. Личность царя-реформатора. Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран Европы. Введение гражданского шрифта. Первая газета «Ведомости». Создание школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Санкт-Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись. Скульптура и архитектура. Строительство Петербурга. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни дворянства. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. Европейский стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. |
Тема 2. Россия после Петра. 1725—1762 гг. | Россия после Петра I. Страна в эпоху дворцовых переворотов. Причины нестабильности политического строя. Борьба за власть. Роль гвардии и дворянства в государственной жизни. Фаворитизм. Возведение на престол Екатерины I. Создание Верховного тайного совета. Император Петр II. Борьба царедворцев за влияние на императора. Крушение политической карьеры А. Д. Меншикова. Царствование Анны Иоанновны. Кондиции «верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. Отказ от Кондиций. Упразднение Верховного тайного совета. Внутренняя политика. Кабинет министров. «Бироновщина». Роль Э. Бирона, А. И. Остермана, А. П. Волынского, Б. Х. Миниха в политической жизни страны. Шляхетский корпус. Ограничение дворянской службы 25 годами. Внешняя политика. Война за польское наследство. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Белградский мир. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет России. Елизавета Петровна и ее окружение. Иван Антонович и Анна Леопольдовна. Борьба за власть после кончины Анны Иоанновны. Воцарение Елизаветы Петровны. Личность и образ жизни новой императрицы. А. Г. Разумовский, И. И. Шувалов. Явление фаворитизма. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П. И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Усиление крепостнического гнета. Внешняя политика России в 1741—1762 гг. Европейское направление внешней политики. Война со Швецией 1741—1743 гг. Заключение мира в Або. Россия в международных конфликтах 1740—1750-х гг. Присоединение России к франко-австрийскому союзу. Участие в Семилетней войне. Победы русских войск под командованием С. Ф. Апраксина, П. А. Румянцева, П. С. Салтыкова. Прекращение боевых действий Петром III. Борьба за господство над Хакасией в конце ХVII в. Присоединение Хакасии к русскому государству. Угон хакасов джунгарами. Завершение присоединения Хакасии к России. Административное устройство в Сибири. |
Тема 3. Российская империя при Екатерине II и Павле I. | Начало правления Екатерины II. Личность Екатерины II. Внутриполитические мероприятия Петра III. Переворот 1762 г. Дело В. Я. Мировича. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Поездки императрицы по стране. Начало преобразований. Реформа Сената. Секуляризация церковных земель. Генеральное межевание. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Уложенная комиссия. Цели и состав комиссии. «Наказ» императрицы для депутатов Уложенной комиссии. Деятельность комиссии. Требования депутатов от сословий. Екатерина II и проблема крепостного права. Итоги работы Уложенной комиссии. Восстание под предводительством Е. Пугачева. Обострение социальных противоречий в стране. Личность Е. Пугачева. Формирование повстанческой армии. Начало восстания. Манифесты Пугачева. Его сподвижники. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Территория, охваченная движением. Успехи войск Пугачева. Осада Оренбурга. Поражение под Казанью. Разгром восставших. Казнь Пугачева. Государственные реформы в 1775—1796 гг. Губернская реформа. Система управления в губерниях. Рост городов, благоустройство губернских центров. Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Положение еврейского населения, формирование черты оседлости. Политика Российского государства в отношении народов, населявших Хакасскую котловину. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Хозяйство и занятия народов, населявших Хакасскую котловину. Дворянство — «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Социальная структура населения Хакасской котловины. Внешняя политика России на южном направлении. Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П. А. Румянцев, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Русское военное искусство. Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Севастополя, Одессы и других городов. Г. А. Потемкин. Создание Черноморского флота. Георгиевский трактат. Европейское направление внешней политики России во второй половине XVIII в. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Т.Костюшко. Русско-шведская война. Отношение России к революционной Франции. Вступление России в союз с Англией и Австрией. Внутренняя политика Павла I. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Указ о престолонаследии 1797 г. Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью. Ограничение дворянских привилегий. Указ о трехдневной барщине. Внешняя политика России на рубеже веков. Первые внешнеполитические шаги Павла I. Участие России в антифранцузской коалиции. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. «Наука побеждать» А. В. Суворова. Действия флота под командованием Ф. Ф. Ушакова. Резкое изменение внешнеполитического курса: разрыв с Англией, сближение с Францией. Причины заговора против Павла I. Дворцовый переворот 11 марта 1801 г. Российское общество во второй половине XVIII в. Территория Российской империи. Европейские, азиатские и североамериканские земли. Население страны: сокращение численности в начале столетия и рост во второй половине. Сословная структура общества. Окончательное складывание сословного строя. Иерархическая соподчиненность сословий по отношению друг к другу и всех в целом — к государству. Привилегированные и податные сословия. Многонациональная империя. Процессы взаимодействия народов и культур. Религиозная политика и национальные отношения. Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Экономическое развитие страны. Противоречивость экономической системы. Модернизация на фоне сохранения крепостничества. Многоукладный характер экономики. Сельское хозяйство. Освоение новых территорий, внедрение новых культур. Промышленность. Внутренняя и внешняя торговля. |
Тема 4. Русская культура второй половины XVIII века. | Образование и наука. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Создание системы начального, среднего и высшего образования. Основание Академии художеств, Смольного института благородных девиц. Сословные учебные заведения. Московский университет — первый российский университет. Российская наука в XVIII в. Академия наук в Санкт-Петербурге. Изучение страны — главная задача российской науки. Географические экспедиции. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Исследования области отечественной истории. Е. Р. Дашкова. М. В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Исследователи Хакасии: Д.Г. Мессершмидт, И.Г. Гмелин, Г.Ф. Миллер, П.С. Паллас, И.Г. Георги, Е. Пестерев. Развитие общественной мысли и литературы. Консервативные взгляды М. М. Щербатова. Просветительские идеи и деятельность Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. Критика самодержавия. «Путешествие из Петербурга в Москву». Литература: от классицизма к сентиментализму. Общественные идеи в произведениях А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Архитектура. Живопись и скульптура. Театр. Русская архитектура XVIII в. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Шедевры Б. Растрелли. Переход к классицизму, создание архитектурных ансамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия. Историческая живопись. Скульптурные произведения. Рождение русского театра. Ф. Г. Волков. Пьесы русских драматургов. Быт россиян в XVIII в. Культура и быт российских сословий. Крестьянство. Традиционное жилище, одежда и обувь. Питание крестьянских семей. Новые традиции в жизни горожан. Купечество. Ремесленники. Духовенство. Благоустройство городов. Дворянство, жизнь и быт дворянской усадьбы. Роскошный быт дворянской знати. Жизнь мелкопоместного дворянства. |
Обобщение. | Значение событий второй половины XIX века в истории России. Достижения Российской истории XIX века в мировых событиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу ИСТОРИЯ 5-9 классы в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общег...
Рабочая программа по всеобщей истории 6-9 классы (ФГОС)
Программа по предмету «Всеобщая история» предлагает распределение учебных часов по разделам: «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы),...
Рабочая программа ФГОС по истории для 6 класса
Рабочая программа разработана на основе ФГОС с поддержкой ИКТ через презентации...
Рабочие программы ФГОС по истории
Рабочие программы по истории и обществознанию ФГОС....
Рабочая программа ФГОС по истории
Рабочая программа учебного курса «Всеобщая история. История России» для 5-9 класса составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовате...
Рабочие программы по Всеобщей истории 5-9 класс ФГОС
Знание национальной и мировой истории – современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования – формирование у учащихся исторического мышления ...
Рабочая программа по миру истории для 6 класса по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предназначена для учащихся 6 класса адаптивной школы...