Конспект урока истории для 9 класса по теме «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике ».
план-конспект урока по истории (9 класс)
Данный урок является уроком изучения нового материла. В уроке применена технология проблемного обучения с элементами критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
n.s.hrushchev-protivorechiya_vo_vneshney_politike.docx | 122.51 КБ |
vneshnyaya_politika_hrushchyova.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22» г. Сыктывкара
Конспект урока истории для 9 класса
по теме «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике ».
Разработала: учитель истории и обществознания Самойлова Л.М.
Сыктывкар
2018
Предмет | История | Класс | 9 | ||
Тема урока | Внешняя политика Н.С. Хрущева: успехи и просчеты. | ||||
Цели урока |
| ||||
Задачи урока |
| ||||
Планируемые образовательные результаты | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||
Работать с историческими источниками, с исторической картой, объяснять понятия – внешнеполитическая доктрина, страны третьего мира, давать оценку историческим деятелям прошлого; | Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Регулятивные: определять цель, проблему, выделять версии, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы. | Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны. | |||
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||||
Методы работы | Поисково-исследовательский | ||||
Технология | Проблемное обучение, с элементами технологии критического мышления | ||||
Форма контроля | Составление кластера | ||||
Основные понятия | Внешнеполитическая доктрина, страны Третьего мира | ||||
Форма проведения урока | Фронтальная, групповая, индивидуальная | ||||
Условия реализации урока | |||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование | ||
1)http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 2) Исхаков И. Р. Проблемное обучение на уроках истории // URL: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologii_problemnogo_obuchenija_provedenija_uchebnykh_diskussij_kejs_metod/problemnoe_obuchenie_na_urokakh_istorii/6-1-0-54 3)Никитенко З.А. Современный урок истории и обществознания // URL:http://konf.uiuniver.ru/konf2/istoriya-filosofiya-kulturologiya/sovremennyy-urok-istorii-i | Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX – нач. XXI вв.. Учебник.9 класс. – М.: Просвещение, – 2009. | 1)Рабочая карта 2)Кластер | Видеопроектор Персональный компьютер Экран Мультимедийная презентация Power Point |
Конспект урока.
Примечание.
Рабочие карты и кластер остаются у учащихся, т.к. они помогут ребятам в выполнении домашнего задания и повторении пройденного материала. У детей будет возможность доработать самостоятельно дома или определится с вопросами, которые необходимо будет задать, если часть материала осталось непонятой.
Приложение №1
Рабочая карта по теме:
«__________________________________________________________________________________»
Проблемный вопрос урока: __________________________________________________________________________________
Цель урока: __________________________________________________________________________________
Шаги:
Выделить основные направления внешней политики.
Дать определение понятию «внешнеполитическая доктрина», «холодная война», «страны третьего мира», «социалистический лагерь», «капиталистический лагерь», «мирное сосуществование»
Выяснить основные итоги внешней политики Н.С. Хрущёва.
Определить основные события во внешней политике.
- Найдите значение понятий, приведя в соответствие «слепые» предложения:
«Холодная война» - глобальное _________ между __________и его союзниками с одной стороны и _____________ и их союззниками с другой стороны в ________
(США, противостояние, СССР, идеологии)
Капиталистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь __________ развития, во главе этих стран стояли _______
(США, империалистического)
Социалистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь ____________ развития и поддержания _________идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним________
(советской, СССР, идеологии)
Страны Третьего мира - ___________, не участвующие прямо в _______________ и сопутствующей ей гонке ___________.
(холодной войне, страны, вооружений).
Внешнеполитическая доктрина – принятая в том или ином _____________ система взглядов на цели, ________ и характер ___________________ деятельности, а также на ____________ её реализации и обеспечения.
( внешнеполитической, государстве, способы, задачи)
Мирное сосуществование – это тип отношений между государствами с различным ___________строем, который предполагает ____________ от войны, как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение спорных вопросов путём _____________, а также соблюдение других принципов в отношениях между государствами, закреплённых в _______________документах.
(отказ, нормативно-правовых, общественным, переговоров)
- Основные направления Внешней политики в период руководство Н.С. Хрущёва. Работа с § 42.
Отношения с капиталистическими государствами | Отношения с социалистическими государствами | Отношениями со странами Третьего мира |
3. Работа с источником. Документ. Соборное уложение.
Из переписки президент США Дж. Кеннеди и Председателя Совета Министров СССР Н. Хрущева в период Карибского кризиса.
Документ 1.
“Уважаемый господин Председатель!
... Чтобы избежать какой-либо неправильной оценки со стороны Вашего Правительства того, что касается Кубы, я публично заявил, что если на Кубе произойдут определенные события, Соединенные Штаты предпримут все, чтобы предпринять для защиты своей собственной безопасности и безопасности их союзников. Более того, конгресс страны принял резолюцию, выражающую его поддержку этой провозглашенной политики должен сказать вам, что США полны решимости, чтобы эта угроза безопасности данного полушария была устранена. Я надеюсь, что Ваше Правительство воздержится от любых действий, которые расширили бы или углубили этот кризис, уже носящий серьезный характер, и что мы сможем договориться вновь встать на путь мирных переговоров.
Искренне Джон Ф. Кеннеди 22 октября 1962 г.”
Документ 2.
“Господин Президент!
...Должен откровенно сказать, что намеченные в Вашем заявлении меры представляют серьезную угрозу миру и безопасности народов. Соединенные Штаты открыто становятся на путь грубого нарушения Устава Объединенных Наций, на путь нарушения международных норм свободы судоходства в открытых морях, на путь агрессивных действий против Кубы, так и против Советского Союза...
Устав ООН и международные нормы не дают права ни одному государству устанавливать в международных водах проверку судов, направляющихся к берегам Кубинской республики.
Мы подтверждаем, что оружие, находящееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено исключительно для оборонительных целей, чтобы обезопасить Кубинскую республику от нападения агрессора,
Я надеюсь, что правительство Соединенных Штатов проявит благоразумие и откажется от проводимых Вами действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям для мира во всем мире.
Н. Хрущев, 23 октября 1962 года”
Документ 3.
“Уважаемый господин Председатель!
Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим судам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств сегодня около полудня и который вступил в силу в 14,00 по гринвичскому времени 24 октября.
Искренне Джон Ф. Кеннеди”
Документ 4.
“Вы, господин Президент, бросили нам вызов, Кто Вас просил это делать? По какому праву Вы это сделали? Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованием, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите?! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этим требованием?
Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже апеллируете не разумом, а хотите запутать нас… Я не могу с этим согласиться…
Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.
...Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое.
С уважением Н.Хрущев. 24 октября 1962 г.”
Из переписки Н.Хрущева и президента США Дж. Ф. Кеннеди на заключительном этапе кризиса.
Документ 5.
“ Уважаемый господин Президент!
...Если бы были даны заверения президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на Кубу и будут удерживать от подобных действий других, если Вы отзовете свой флот - это все сразу изменит...
...Наша цель была и есть - помочь Кубе, и никто не может оспаривать гуманности наших побуждений, направленных на то, чтобы Куба мола мирно жить и развиваться так, как хочет ее народ...
... Я вношу предложение: мы согласны вывести те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными. США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции...
30 октября 1962 года”
Документ 6.
“Уважаемый господин Президент!
...Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы, Наши отношения теперь входят уже в нормальную колею, так как все те средства, размещенные нами на территории Кубы, которые Вы считаете наступательными, вывезены, и вы в этом Цедились, о чем вашей стороной уже было сделано заявление..
Мы ценим то, что Вы как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о возникшей напряженности... Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами, хотя наша критика американского империализма остается, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединенных Штатов в отношении Кубы.
30 октября 1962 года”
Вопросы и задания к документам:
1 .Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на это основания, если да, то какие? Подтвердите свое мнение фактами.
2.Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить на кубе ракеты? Ответ аргументируйте.
3. Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет? Каково ваше мнение на этот счет?
4. Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу Советского Союза? Ответ аргументируйте.
5 Что, на ваш взгляд, послужило главной причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту?
6. Что могло бы произойти, если бы лидерам двух стран не удалось договориться? Смоделируйте ситуацию.
7. Какие выводы мы сегодня можем и должны сделать из уроков прошлого? Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы ситуация октября 1962 года никогда не повторил
Приложение №2
Кластер
Приложение 2.1
Кластер
Успехи | Просчеты |
1)Выдвижение идей о коллективной безопасности, разоружении. 2)Нарушение изоляции вокруг СССР. 2)Достижение ядерного паритета с США. 3)Нормализация советстко-югославских отношений. 5)Сотрудничество со странами «третьего мира». | 1)Эти идеи не получили практического осуществления. 2) Внешнеполитические акции носили больше не мирный, а завуалированный пропагандистский характер, а это углубляло противоречия между странами капиталистического и социалистического лагеря. 3)Интеграция внутри социалистического лагеря (создание ОВД) 4)Отсутствовали средства контроля за ядерным оружием противника, отсюда недоверие между странами. 5)Из-за личных качеств Хрущева, вспыльчивости, необдуманности действий, мир оказался на грани ядерной войны. 6)Сотрудничество со странами «третьего мира» не носило мирного характера, а ставило своей целью направить развитие этих стран по социалистическому типу, а это так же противоречило идее Хрущева о сглаживании противоречий СССР И США |
ВЫВОД: Таким образом, в осуществлении внешней политики Н.С. Хрущева можно выделить как успехи, так и просчеты. |
Приложение №3
Лист самооценки:
№ | ФИ учащегося: Критерии | ||||
«5» | «4» | «3» | «2» | ||
1 | Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока | ||||
2 | Я высказывал свои предположения по данной проблеме | ||||
3 | Я участвовал в поиске информации по теме | ||||
4 | Я помогал делать вводы и заключения | ||||
5 | Я помогал своей паре в выборе правильных решений | ||||
6 | Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников | ||||
7 | У меня не возникло трудностей с составлением кластера | ||||
8 | Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям | ||||
9 | Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе |
Самоанализ урока истории в 9 классе «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике».
Данная тема урока включена в календарно-тематическое планирование и является важной в понимании основ политики Н.С. Хрущева. На предыдущем уроке ребята изучали тему «Оттепель в духовной жизни», мы говорили о противоречивости этого явления. Тема по внешней политике Н.С. Хрущева по сути является продолжением разговора о том, что качества Хрущева, как политического лидера, определяли направления и внешнеполитического развития. Эта тема является завершающей в изучении раздела № 6 « СССР в 1953- середине 1960-ых годов XX века».
Передо мной ставились следующие задачи:
- Развивать умение решения поставленной проблемы
- Развивать умение составлять учебную задачу
- Развивать и совершенствовать навыки совместной работы в парах
- Развивать умение работы с текстом и систематизации материала
- Развивать систему знаний с помощью ключевых понятий
- Воспитывать интерес к истории России
Все эти задачи, на мой взгляд, были решены.
Главные цели урока:
1) Образовательная – получение систематических знаний о противоречивом курсе внешней политики, проводимом Хрущевым Н.С.
2) Деятельностная - совершенствование навыков решения учебной проблемы за счет работы с текстом, составления кластера.
Цели урока были достигнуты. Учащиеся получили знания о противоречивом курсе внешней политики Н.С. Хрущева, а так же совершенствовали навыки постановки и решения проблемного вопроса на уроке, за счет работы с текстом, составления таблицы, кластера.
Я использовала технологию проблемного обучения с элементами технологии критического мышления. Метод работы – поисково-исследовательский. Интерпретация высказываний, анализ исторических источников, интерпретация фото, а так же составление таблицы и кластера – используются мной систематично на каждом уроке. Я считаю, что именно такой метод работы позволяет активизировать мышление учащегося, мотивировать его на положительный результат. Формы проведения урока- фронтальная, индивидуальная, групповая.( в парах)
Структура урока соответствовала образцу ФГОС. По типу это был урок открытия нового знания. В уроке присутствовали следующие этапы: 1)организационный этап; 2) мотивация; 3) Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) 4) целеполагание; 5) Актуализация опорных знаний учащихся; 6) Открытие нового знания. Решение учебной задачи; 7) Контроль знаний и способов действий; Рефлексия деятельности (итог урока). На каждом этапе мной была поставлена цель. Конечно, от правильности организационного этапа зависит весь урок, поэтому очень важно настроить детей на рабочую обстановку на уроке. Это получилось, так как внимание сразу было обращено на рабочую карту урока и на важность ее обязательного заполнения. Далее нужно было мотивировать учащихся к изучению темы. Мной были взяты высказывания политиков, философов, писателей – так или иначе связанные с темой урока и с его содержанием. Здесь, на мой взгляд, учащиеся верно определили и поняли, чем мы будем заниматься на уроке. Значит, такая форма была верно выбрана мной. Не менее важен этап постановки учебной задачи. Ребята сравнили два высказывания историков и вышли на проблему урока. Успешное определение проблемного вопроса урока вывело учащихся на определение цели и задач. Актуализацию опорных знаний учащихся я реализовала через так называемые «слепые предложения». Такая форма не является сложной и одновременно позволяет в короткие сроки выполнить задание, вспомнив опорные понятия. Ребята быстро справились с заданием. Этап «Открытие учебного знания» занял у ребят большое количество времени, несмотря на то, что работа осуществлялась по колонкам, в парах. Мало времени оставалось на последующее обсуждение, а ведь это является важным элементом любой самостоятельной работы. Контроль знаний я провела, попросив ребят оформить кластер, как итог к уроку. Кластеры – частая практика на уроках истории и обществознания, поэтому учащимся не составило труда оформить его. Далее, рефлексия деятельности, которая позволила ребятам оценить свою работу на уроке с помощью листа самооценки. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.
Такой тип урока, с применением технологии проблемного обучения и критического мышления в своей деятельности я использую часто. Я считаю, что такая структура и применение этой технологии вполне соответствуют возможностям 9 класса. Навык решения учебной задачи, проблемного вопроса, критического осмысления текста может быть использован в перспективе на экзамене по истории или обществознанию.
Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Главный деятель урока – ученик, учитель лишь координатор действий. Это один из признаков системно - деятельностного подхода, который я постаралась реализовать на этом уроке.
Таким образом, я могу говорить об успешном формировании универсальных учебных действий на уроке. А именно на этом уроке формируются следующие УУД:
- Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи.
- Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
- Регулятивные: определять цель, проблему, выделять версии, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы.
- Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны.
В целом, могу сказать, что урок получился насыщенным и результативным. В результате использования технологии проблемного обучения, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы. Данная технология позволяет выработать интерес учащегося к предмету; позволяет воспитать думающего человека, способного разрешать проблемы, находить алгоритм действий решения проблемы – что является основой системно-деятельностного подхода при ФГОС. В реальной жизни вышеперечисленные умения необходимы. Цели урока были достигнуты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Я знаю, все будут говорить по-разному . Одни освобождение вспомнят, другие кукурузу, третьи- жилищную политику, четвертые, как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционизмом бороться, все было. Но самое главное- все мы, весь народ, и те, кто был там за проволокой и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это теперь у народа не отнять. Это не пропадет. Прорастет»
Сравните мнения историков: Волкогонов Д.А. Морозова Л.Е. «Именно благодаря внешнеполитическим успехам в период руководства Н.С. Хрущёве СССР превращается в мировую сверхдержаву». «В период руководство Н. С. Хрущёва во внешней политике допущено множество просчётов». Перед историками стояла проблема.
Эрнст Неизвестный, скульптура Н.С. Хрущеву
Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике.
Что значит внешняя политика? Ребята, а почему мы изучаем внешнюю политику через выделение основных направлений? Каковы были основные направления во внешней политике Н.С. Хрущева?
Направления внешней политики Отношения с Западными странами Отношения с социалистическими странами Отношения со странами «третьего мира» 1 колонка 2 колонка 3 колонка
Эталон: Отношения с кап. лагерем Отношения с соц. лагерем Отношения со странами «третьего мира» -выдвижение тезисов и мирном сосуществовании -идея создания системы коллективной безопасности -идея разоружения -1956 г.-Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переход от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию-добились временного паритета с США. -1957-успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. -1961 г. –встреча Хрущева и Дж. Кеннеди в Вене (провал) -1961 г. – возведение Берлинской стены. -сентябрь 1961 г.- СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. -1962 г. – Карибский кризис. Мир оказался на пороге ядерной войны. -после Карибского кризиса относительная разрядка в отношениях Восток-Запад -1955 г.- нормализация советско-югославских отношений. -1955 г. – организация Варшавского договора о взаимопомощи и сотрудничестве. -1956 г. – ввод советских войск в Венгрию, подавление антикоммунистических демонстраций. -открытое противостояние Китая и СССР по вопросу идеологии. -1955 г. –длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. -1957-1964 гг. – Переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. -предоставление этим странам льготных кредитов, безвозмездной помощи, оснащение вооружением.
Ребята, а какое на ваш взгляд самое яркое событие внешней политики Н.С. Хрущёва, которое чуть не привело к Ядерной войне? 1962 г. - ?
Вопросы и задания к документам: 1. Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на это основания, если да, то какие? Подтвердите свое мнение фактами. 2.Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить на кубе ракеты? Ответ аргументируйте. 3. Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет? Каково ваше мнение на этот счет? 4. Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу Советского Союза? Ответ аргументируйте. 5 Что, на ваш взгляд, послужило главной причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту? 6. Что бы могло произойти, если бы лидерам двух стран не удалось договориться? Смоделируйте ситуацию. 7. Какие выводы мы сегодня можем и должны сделать из уроков прошлого? Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы ситуация октября 1962 года никогда не повторилась?
Внешняя политика Н.С. Хрущёва Итог: Итог: Итог: Кластер Успехи Просчеты ВЫВОД
Рефлексия № ФИ: Критерии «5» «4» «3» «2» 1 Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока 2 Я высказывал свои предположения по данной проблеме 3 Я участвовал в поиске информации по теме 4 Я помогал делать вводы и заключения 5 Я помогал своей паре в выборе правильных решений 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников 7 У меня не возникло трудностей с составлением кластера 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе
Домашнее задание Обязательное: §42 ; Дать характеристику исторического портрета Н.С. Хрущёва. Попытаться найти причины изменения во внешней политике в личностных качествах советского руководителя. Одно задание на выбор: 1) Сделать сравнительную таблицу на тему «Внешняя политика И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва: общее и особенное» 2) Сделать презентацию: Фотогалерея «Международные встречи в период руководство Н.С. Хрущёва» Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований
Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.· Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»
Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...
Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»
Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....
Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии
Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урока подвести учащихся к пониманию...
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»
План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...