Конспект урока истории для 9 класса по теме «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике ».
план-конспект урока по истории (9 класс)

Самойлова Лидия Михайловна

Данный урок является уроком изучения нового материла.  В уроке применена технология проблемного обучения с элементами критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»  г. Сыктывкара

 Конспект урока истории для 9 класса

      по теме «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике ».

                                                    Разработала: учитель истории и          обществознания Самойлова Л.М.

Сыктывкар

2018

Предмет

История

Класс

9

Тема урока

Внешняя политика Н.С. Хрущева: успехи и просчеты.

Цели урока

  1. Образовательная – получение  систематических знаний  о противоречивом  курсе внешней политики, проводимом Хрущевым Н.С.
  2. Деятельностная -  совершенствование  навыков решения учебной проблемы за счет работы с текстом, составления кластера

Задачи урока

  1. Развивать умение решения поставленной проблемы
  2. Развивать умение составлять проблемный вопрос
  3. Развивать и совершенствовать навыки совместной работы в парах
  4. Развивать умение работы с текстом и систематизации материала
  5. Развивать систему знаний с помощью ключевых понятий
  6. Воспитывать интерес к истории России

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Работать с историческими источниками, с исторической картой, объяснять понятия – внешнеполитическая доктрина, страны третьего мира, давать оценку историческим деятелям

прошлого;

Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Регулятивные: определять цель, проблему, выделять версии, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы.

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Методы работы

Поисково-исследовательский

Технология

Проблемное обучение, с элементами технологии критического мышления

Форма контроля

Составление кластера

Основные понятия

Внешнеполитическая доктрина, страны Третьего мира

Форма проведения урока

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1)http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

2) Исхаков И. Р. Проблемное обучение на уроках истории // URL: http://konf-sot-2011.ucoz.ru/publ/tekhnologii_problemnogo_obuchenija_provedenija_uchebnykh_diskussij_kejs_metod/problemnoe_obuchenie_na_urokakh_istorii/6-1-0-54

3)Никитенко З.А. Современный урок истории и обществознания // URL:http://konf.uiuniver.ru/konf2/istoriya-filosofiya-kulturologiya/sovremennyy-urok-istorii-i

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX – нач. XXI вв.. Учебник.9  класс. – М.: Просвещение, – 2009.

1)Рабочая карта

2)Кластер

Видеопроектор

Персональный компьютер

Экран

Мультимедийная презентация Power Point

Конспект урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1)Организационный этап.

Цели: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствие учащихся.

-Здравствуйте, ребята. Для удобства в работе я предлагаю вам использовать рабочую карту. (Приложение № 1)Она поможет вам в решении проблемы сегодняшнего урока, в систематизации знаний и в формулировании выводов.

Приветствует учителя, проверяет готовность к уроку.

Обращают внимание на рабочую карту.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Планирование деятельности

Личностные: мотивация к учению

2)Мотивация.

Цель: самоопределение к учебной деятельности

-Интерпретируйте высказывания: «Деятельность-единственный путь к знанию». Б. Шоу

«Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько сами вопросы». Сенека

-Как вы понимаете эти слова?

-Какое отношение эти слова могут иметь к нашему уроку?

-Известный политик, руководитель нашей страны о своей деятельности произнес следующие слова:

«Я знаю, все будут говорить по – разному. Одни освобождение вспомнят, другие кукурузу, третьи – жилищную политику, четвертые – как я, когда с мясом стало плохо начал с абстракционизмом бороться, все было. Но самое главное – все мы весь народ, и те, кто был там за проволокой, и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это главное. Это теперь у народа не отнять. Это не пропадет, прорастет».

-Кто из политиков произнес эти слова?

-Какие вопросы мы сегодня будем рассматривать?

-Б. Шоу говорит о том, что для познания, человеку необходимо делать что-то, действовать, искать решения, находить что-то новое. Сенека говорит о том, что в прошлом таится много вопросов, история  не может быть однозначной, в любом историческом событии есть свои противоречия, в которых нам, как современному поколению, нужно постараться разобраться.

-Эти слова могут быть девизом каждого нового урока, ведь для того, чтобы открыть какое-то знание, нужно проделать необходимую работу, осуществить деятельность по его поиску. Наверняка, сегодня мы обратимся к событиям, имеющим противоречивый характер.

Слушают учителя.

- Н.С. Хрущев

-Вопросы, касающиеся политики Н.С. Хрущева.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности, планирование деятельности

Личностные: мотивация к учению

3)Постановка учебной задачи. (проблемной ситуации, проблемной задачи)

Цели: подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий)

-Сравните мнения историков, это поможет нам выйти на проблему сегодняшнего урока.

Волкогонов Д.А.   «Именно благодаря внешнеполитическим успехам в период руководства Н.С. Хрущёве СССР превращается в мировую сверхдержаву». Морозова Л.Е. «В период руководство Н. С. Хрущёва во внешней политике допущено множество просчётов».

-Чем отличаются эти высказывания?

-Определите тему урока.

Корректирует тему.

-«Внешняя политика Н.С. Хрущева: успехи и просчеты.»

-Рассмотрите фотографию, на которой изображен памятник Эрнста Неизвестного, посвященный Н.С. Хрущеву.

-Как вы думаете, что хотел выразить скульптор своей работой?

-Определите главную проблему, которую нам необходимо будет решить на уроке.

Корректирует формулировку проблемного вопроса.

-Какие успехи и просчеты были сделаны в осуществляемой Хрущевым внешней политике?

Слушают учителя.

-Историки высказывают полярные точки зрения о проводимой Н.С. Хрущевым внешней политике. Волкогонов Д.А. оценивает мероприятия внешней политики положительно.

Морозова Л.Е., напротив, говорит об ошибках, которые были допущены Н.С. Хрущевым.

Высказывают предположения.

-Внешняя политика Н.С. Хрущева: успехи и просчеты.

Записывают тему в рабочий лист.

-Э. Неизвестный стремился показать противоречивость личности Н.С. Хрущева, а отсюда и противоречивость его политики.

-Проблемный вопрос урока: какие успехи были достигнуты и, какие просчеты были сделаны Хрущевым в проводимой им внешней политике.

Записывают проблемный вопрос  в рабочий лист.

Познавательные: структурируют собственные знания.

Коммуникативные: организовывать сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: определение темы урока, проблемы

Личностные: оценивать усвоение материала.

4)Целеполагание.

Цели: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока

-Ребята, какова цель нашего урока?

-Как вы будете достигать этой цели?

-Составим алгоритм достижения цели. Обратимся к рабочей карте. Ребята, я прошу пронумеровать вас шаги от первого и до последнего к достижению цели.

-Определить, в чем состояли противоречия внешней политики Н.С. Хрущева?

Записывают цель в рабочий лист.

- Нужно будет вспомнить, что такое внешнеполитическая доктрина, выделить основные направления внешней политики, основные события по этим направлениям, определить итоги.

Выполнение задания в рабочей карте. Шаги:

1)дать определение понятию «внешнеполитическая доктрина», «холодная война», «страны капиталистического лагеря», «страны социалистического лагеря», «страны третьего мира», «внешнеполитическая доктрина», «мирное сосуществование».

2)выделить основные направления внешней политики

3)определить основные события внешней политики

4)выяснить основные итоги внешней политики

Регулятивные: определяют цель урока

Предметные: развивают логическое мышление и познавательный интерес

Личностные: проявляют познавательную инициативу

Коммуникативные: умеют слушать, высказывать свои мысли, уважая мнение других

5) Актуализация опорных знаний учащихся.

Цель: подготовка мышления к построению учебных действий и фиксирования индивидуального затруднения, анализ возникшей ситуации.

-А теперь будем следовать нашему алгоритму. Найдем значение понятий, приведя в соответствие «слепые» предложения. Обращаемся к рабочей карте. (Приложение № 1)

-А теперь прослушаем сформулированные вами значения понятий.

Корректирует, в случае ошибочного выполнения задания.

Выполняют самостоятельно  задания в рабочей карте.

«Холодная война» -  глобальное _______противостояние __ между _____США_____и его союзниками с одной стороны и _______СССР______ и их союзниками с другой стороны в _идеологии______

Капиталистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь ______империалистического____ развития, во главе этих стран стояли _______США

Социалистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь ________социалистического____ развития и поддержания ____советской_____идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним СССР________

Страны Третьего мира - ________страны___, не участвующие прямо в ____холодной войне___________ и сопутствующей ей гонке _______вооружений____.

Внешнеполитическая доктрина  – принятая в том или ином ______государстве_______ система взглядов на цели, _задачи_______ и характер _______внешнеполитической____________ деятельности, а также на ______способы______ её реализации и обеспечения.

 Мирное сосуществование – это тип отношений между государствами с различным ______общественным_____строем, который предполагает _________отказ___ от войны, как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение спорных вопросов путём ____переговоров_________,  а также соблюдение других принципов в отношениях между государствами, закреплённых в ________нормативно-правовых_______документах.

Предметные: объяснение понятий

Коммуникативные: использование речи, проявление готовности к сотрудничеству

Регулятивные: проявление инициативы; контроль коррекция в случае отклонения от результата.

Личностные: самоопределение, смыслообразование

6)Открытие нового знания. Решение учебной задачи.

Цель: получение новой информации.

-Ребята, что такое внешняя политика?

-Известно, что политика Н.С Хрущева характеризовалась как политика мирного сосуществования. Через какие направления мы можем проследить осуществление этой политики?

-Ребята, сейчас разделимся, первая колонка характеризует отношения с капиталистическими государствами, вторая колонка – с социалистическими странами, а третья – со странами третьего мира.

Выполняем задание в рабочей карте по материалу параграфа 42, стр. 277-281

Сравнение таблицы с эталоном на слайде презентации, коррекция выполненных работ.

-Ребята, какое событие во внешней политике Н.С. Хрущева чуть не привело к Ядерной войне?

-Сейчас вы будете работать в парах. Обратите внимание на рабочий лист(Приложение № 1). Вашему вниманию представлены документы, ответьте на вопросы к ним.

-Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на то основания?

-Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить ракеты на Кубе? Аргументируйте ответ.

-Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет? Каково ваше мнение на этот счет?

-Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок  и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу СССР? Аргументируйте ответ.

- Что, на ваш взгляд, причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту?

- Что могло бы произойти, если бы лидерам двух стран не удалось договориться? Смоделируйте ситуацию.

- Какие выводы мы сегодня можем и должны сделать из уроков прошлого?  

-Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы ситуация октября 1962 года никогда не повторилась?

-Молодцы, ребята, таким образом, мы подошли к решению проблемного вопроса, поставленного в начале урока.

-Внешняя политика – это отношения с другими государствами.

-Отношения со странами капиталистического лагеря, социалистического лагеря со странами третьего мира.

Отношения с кап.

лагерем

Отношения с соц. лагерем

Отношения со странами «третьего мира»

-выдвижение тезисов и мирном сосуществовании

-идея создания системы коллективной безопасности

-идея разоружения

-1956 г.-Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переход от массового применения войск к ракетно-ядерному  противостоянию-добились временного паритета с США.

-1957- успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты.

-1961 г. –встреча Хрущева и Дж. Кеннеди в Вене (провал)

-1961 г. – возведение Берлинской стены.

-сентябрь 1961 г.- СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний.

-1962 г. – Карибский кризис. Мир оказался на пороге ядерной войны.

-после Карибского кризиса относительная разрядка в отношениях Восток-Запад

-1955 г.- нормализация советско-югославских отношений.

-1955 г. – организация Варшавского договора о взаимопомощи и сотрудничестве.

-1956 г. – ввод советских войск в Венгрию, подавление антикоммунистических демонстраций.

-открытое противостояние Китая и СССР по вопросу идеологии.

-1955 г. –длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан.

-1957-1964 гг. –

Переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.

-предоставление этим странам льготных кредитов, безвозмездной помощи, оснащение вооружением.

Отчитываются о выполненном задании, высказываются.

- Карибский кризис 1962 года.

Организация устной работы в парах по рабочей карте( Приложение №1)

-«Соединенные Штаты открыто становятся на путь грубого нарушения Устава Объединенных Наций, на путь нарушения международных норм свободы судоходства в открытых морях, на путь агрессивных действий против Кубы, так и против Советского Союза...

Устав ООН и международные нормы не дают права ни одному государству устанавливать в международных водах проверку судов, направляющихся к берегам Кубинской республики.

Мы подтверждаем, что оружие, находящееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено исключительно для оборонительных целей, чтобы обезопасить Кубинскую республику от нападения агрессора.»

-Был допущен просчет, который состоял во вмешательстве СССР во внутренние дела другого государства, пусть и относящегося к странам соц. лагеря. Так же, исходя из идеи политики мирного сосуществования, происходит несоответствие идеи и действий, тем самым усугубляются напряженные отношения между США и СССР. Во многом это произошло еще и из-за личных качеств Хрущева.

-Цель была достигнута. США демонтировали ракетные установки с территории Турции, сфера влияния – Куба, осталась за СССР.

- Скорее, СССР дает понять странам капиталистического лагеря, что будет отстаивать и защищать сферы своего влияния. К тому же, СССР показал, что «холодная война» в любой момент может перерасти в реальные военные действия. Несмотря на то, что кризис удалось преодолеть, противоречия между Западом и Востоком углубились еще больше.

- Личные качества политических лидеров СССР и США, умение вовремя прийти к компромиссу. Как писал сам Хрущев Кеннеди : «Мы ценим то, что Вы как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о возникшей напряженности... Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами.»

Моделируют ситуацию. Высказываю версии.

-Разразилась бы ядерная война, которая, возможно, привела к гибели всего человечества.

- Современным политикам необходимо соблюдать Международные законы, основы мирного сосуществования, стремиться к интеграции, а не к конфронтации. Объединяться в решении глобальных проблем человечества, отказаться от наращивания вооружения, вкладывать деньги в отрасли медицины, образования.

Метапредметные: анализировать и обобщать факты, составлять таблицу, формулировать и обосновывать выводы

Предметные: работать с историческими источниками

Личностные: осознавать свою идентичность как гражданина страны, осмысливать опыт предшествующих поколений, проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками.

Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение работать в группах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

7. Контроль знаний и способов действий.

Цель: закрепить те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы.

- Я предлагаю вам заполнить кластер в рабочей карте (Приложение № 2)

Обсуждение, ведет диалог с учащимися.

-Решена ли проблема поставленная в начале урока ?

-Достигли ли мы цели?

Заполняют кластер в рабочей карте. (Приложение № 2)

*Оформленный кластер включила в приложение 2.1, так как нет возможности оформить его в этой таблице.

-Проблема, поставленная в начале урока, решена.

-Цель достигнута.

Метапредметные: анализировать и обобщать факты, составлять кластер.

8.Рефлексия деятельности.

Цель: дать анализ и оценку проделанной учащимися работы на уроке.

-Предлагаю вам заполнить лист самооценки в рабочей карте. (Приложение №3)

Собираю листы самооценки с последующим выставлением отметок.

- Обязательное: §42,

Дать характеристику исторического портрета Н.С. Хрущёва. Попытаться найти причины изменения во внешней политике  в личностных качествах советского руководителя.

Одно задание на выбор:

1) Сделать сравнительную таблицу на тему «Внешняя политика И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва: общее и особенное»

2) Сделать презентацию: Фотогалерея «Международные встречи в период руководство Н.С. Хрущёва»

- Урок окончен! Спасибо за внимание. До свидания!

Заполняют лист самооценки.

ФИ:

Критерии

Big_Smiles

Big_Smiles

Big_Smiles

i

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока

2

Я высказывал свои предположения по данной проблеме

3

Я участвовал в поиске информации по теме

4

Я помогал делать вводы и заключения

5

Я помогал своей паре в выборе правильных решений

6

Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников

7

У меня не возникло трудностей с составлением кластера

8

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям

9

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

Записывают домашнее задание в дневники.

Регулятивные: оценка собственной деятельности.

Примечание.

Рабочие карты и кластер остаются у учащихся, т.к. они помогут ребятам в выполнении домашнего задания и повторении пройденного материала. У детей будет возможность доработать самостоятельно дома или определится с вопросами, которые необходимо будет задать, если часть материала осталось непонятой.

Приложение №1

Рабочая карта по теме:

«__________________________________________________________________________________»

Проблемный вопрос урока: __________________________________________________________________________________

Цель урока: __________________________________________________________________________________

Шаги:

   Выделить основные направления внешней политики.

   Дать определение понятию  «внешнеполитическая доктрина», «холодная война», «страны третьего мира», «социалистический лагерь», «капиталистический лагерь», «мирное сосуществование»

   Выяснить основные итоги внешней политики Н.С. Хрущёва.

  Определить основные события во внешней политике.

  1. Найдите  значение понятий, приведя в соответствие «слепые» предложения:

«Холодная война» -  глобальное _________ между __________и его союзниками с одной стороны и _____________ и их союззниками с другой стороны в ________

(США, противостояние, СССР, идеологии)

Капиталистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь __________ развития, во главе этих стран стояли _______

(США,  империалистического)

Социалистический лагерь – термин, который обозначает страны, вставшие на путь ____________ развития и поддержания _________идеологии, причем независимо от поддержки или враждебности к ним________

(советской, СССР, идеологии)

Страны Третьего мира - ___________, не участвующие прямо в _______________ и сопутствующей ей гонке ___________.

(холодной войне, страны, вооружений).

Внешнеполитическая доктрина  – принятая в том или ином _____________ система взглядов на цели, ________ и характер ___________________ деятельности, а также на ____________ её реализации и обеспечения.

 ( внешнеполитической, государстве, способы, задачи)

Мирное сосуществование – это тип отношений между государствами с различным ___________строем, который предполагает ____________ от войны, как средства решения спорных вопросов между государствами, разрешение спорных вопросов путём _____________,  а также соблюдение других принципов в отношениях между государствами, закреплённых в _______________документах.

(отказ, нормативно-правовых, общественным, переговоров)

  1. Основные направления Внешней политики в период руководство Н.С. Хрущёва. Работа с § 42.

Отношения с капиталистическими государствами

Отношения с социалистическими государствами

Отношениями со странами Третьего мира

            3. Работа с источником. Документ. Соборное уложение.

Из переписки президент США Дж. Кеннеди и Председателя Совета Министров СССР Н. Хрущева в период Карибского кризиса.

Документ 1.

“Уважаемый господин Председатель!

... Чтобы избежать какой-либо неправильной оценки со стороны Вашего Правительства того, что касается Кубы, я публично заявил, что если на Кубе произойдут определенные события, Соединенные Штаты предпримут все, чтобы предпринять для защиты своей собственной безопасности и безопасности их союзников. Более того, конгресс страны принял резолюцию, выражающую его поддержку этой провозглашенной политики должен сказать вам, что США полны решимости, чтобы эта угроза безопасности данного полушария была устранена. Я надеюсь, что Ваше Правительство воздержится от любых действий, которые расширили бы или углубили этот кризис, уже носящий серьезный характер, и что мы сможем договориться вновь встать на путь мирных переговоров.

Искренне Джон Ф. Кеннеди 22 октября 1962 г.”

Документ 2.

“Господин Президент!

...Должен откровенно сказать, что намеченные в Вашем заявлении меры представляют серьезную угрозу миру и безопасности народов. Соединенные Штаты открыто становятся на путь грубого нарушения Устава Объединенных Наций, на путь нарушения международных норм свободы судоходства в открытых морях, на путь агрессивных действий против Кубы, так и против Советского Союза...

Устав ООН и международные нормы не дают права ни одному государству устанавливать в международных водах проверку судов, направляющихся к берегам Кубинской республики.

Мы подтверждаем, что оружие, находящееся на Кубе, независимо от того, к какому классу оно относится, предназначено исключительно для оборонительных целей, чтобы обезопасить Кубинскую республику от нападения агрессора,

Я надеюсь, что правительство Соединенных Штатов проявит благоразумие и откажется от проводимых Вами действий, которые могут привести к катастрофическим последствиям для мира во всем мире.

Н. Хрущев, 23 октября 1962 года”

Документ 3.

“Уважаемый господин Председатель!

Я надеюсь, что Вы немедленно дадите необходимые инструкции вашим судам соблюдать условия карантина, основа которого была создана голосованием Организации американских государств сегодня около полудня и который вступил в силу в 14,00 по гринвичскому времени 24 октября.

Искренне Джон Ф. Кеннеди”

Документ 4.

“Вы, господин Президент, бросили нам вызов, Кто Вас просил это делать? По какому праву Вы это сделали? Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованием, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите?! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим! Что значит согласиться с этим требованием?

Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы уже апеллируете не разумом, а хотите запутать нас… Я не могу с этим согласиться…

Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

...Мы не будем просто наблюдателями пиратских действий американских кораблей в открытом море. Мы будем вынуждены со своей стороны предпринять меры, которые сочтем нужными и достаточными для того, чтобы оградить свои права. Для этого у нас есть все необходимое.

С уважением Н.Хрущев. 24 октября 1962 г.”

Из переписки Н.Хрущева и президента США Дж. Ф. Кеннеди на заключительном этапе кризиса.

Документ 5.

“ Уважаемый господин Президент!

...Если бы были даны заверения президента и правительства Соединенных Штатов, что США не будут сами участвовать в нападении на Кубу и будут удерживать от подобных действий других, если Вы отзовете свой флот - это все сразу изменит...

...Наша цель была и есть - помочь Кубе, и никто не может оспаривать гуманности наших побуждений, направленных на то, чтобы Куба мола мирно жить и развиваться так, как хочет ее народ...

... Я вношу предложение: мы согласны вывести те средства с Кубы, которые Вы считаете наступательными. США, со своей стороны, учитывая беспокойство и озабоченность Советского государства, вывезут свои аналогичные средства из Турции...

30 октября 1962 года”

Документ 6.

“Уважаемый господин Президент!

...Мы с Вами подошли сейчас к завершающей стадии ликвидации напряженности вокруг Кубы, Наши отношения теперь входят уже в нормальную колею, так как все те средства, размещенные нами на территории Кубы, которые Вы считаете наступательными, вывезены, и вы в этом Цедились, о чем вашей стороной уже было сделано заявление..

Мы ценим то, что Вы как и мы, не догматически подходили к решению вопроса о возникшей напряженности... Понимание и гибкость, проявленные Вами в этом деле, высоко оцениваются нами, хотя наша критика американского империализма остается, конечно, в силе, потому что этот конфликт был действительно создан политикой Соединенных Штатов в отношении Кубы.

30 октября 1962 года”

Вопросы и задания к документам:

1 .Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на это основания, если да, то какие? Подтвердите свое мнение фактами.

2.Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить на кубе ракеты? Ответ аргументируйте.

3. Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет? Каково ваше мнение на этот счет?

4. Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу Советского Союза? Ответ аргументируйте.

5 Что, на ваш взгляд, послужило главной причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту?

6. Что могло бы произойти, если бы лидерам двух стран не удалось договориться? Смоделируйте ситуацию.

7. Какие выводы мы сегодня можем и должны сделать из уроков прошлого? Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы ситуация октября 1962 года никогда не повторил

Приложение №2

Кластер


Приложение 2.1

Кластер


Успехи

Просчеты

1)Выдвижение идей о коллективной безопасности, разоружении.

2)Нарушение изоляции вокруг СССР.

2)Достижение ядерного паритета с США.

3)Нормализация советстко-югославских отношений.

5)Сотрудничество со странами «третьего мира».

1)Эти идеи не получили практического осуществления.

2) Внешнеполитические акции носили больше не мирный, а завуалированный пропагандистский характер, а это углубляло противоречия между странами капиталистического и социалистического лагеря.

3)Интеграция внутри социалистического лагеря (создание ОВД)

4)Отсутствовали средства контроля за ядерным оружием противника, отсюда недоверие между странами.

5)Из-за личных качеств Хрущева, вспыльчивости, необдуманности действий, мир оказался на грани ядерной войны.

6)Сотрудничество со странами «третьего мира» не носило мирного характера, а ставило своей целью направить развитие этих стран по социалистическому типу, а это так же противоречило идее Хрущева о сглаживании противоречий СССР И США

ВЫВОД:

Таким образом, в осуществлении внешней политики Н.С. Хрущева можно выделить как успехи, так и просчеты.

Приложение №3

Лист самооценки:

ФИ учащегося:

Критерии

Big_Smiles

Big_Smiles

Big_Smiles

i

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока

2

Я высказывал свои предположения по данной проблеме

3

Я участвовал в поиске информации по теме

4

Я помогал делать вводы и заключения

5

Я помогал своей паре в выборе правильных решений

6

Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников

7

У меня не возникло трудностей с составлением кластера

8

Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям

9

Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

Самоанализ урока истории в 9 классе  «Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике».

Данная тема урока включена в календарно-тематическое планирование и является важной в понимании основ политики Н.С. Хрущева. На предыдущем уроке ребята изучали тему «Оттепель в духовной жизни», мы говорили о противоречивости этого явления. Тема по внешней политике Н.С. Хрущева по сути является продолжением разговора о том, что качества Хрущева, как политического лидера, определяли направления и внешнеполитического развития. Эта тема является завершающей в изучении раздела № 6 « СССР в 1953- середине 1960-ых годов XX века».

Передо мной ставились следующие задачи:

  1. Развивать умение решения поставленной проблемы
  2. Развивать умение составлять учебную задачу
  3. Развивать и совершенствовать навыки совместной работы в парах
  4. Развивать умение работы с текстом и систематизации материала
  5. Развивать систему знаний с помощью ключевых понятий
  6. Воспитывать интерес к истории России

Все эти задачи, на мой взгляд, были решены.

Главные цели урока:

1)        Образовательная – получение  систематических знаний  о противоречивом  курсе внешней политики, проводимом Хрущевым Н.С.

2)        Деятельностная -  совершенствование  навыков решения учебной проблемы за счет работы с текстом, составления кластера.

Цели урока были достигнуты. Учащиеся получили знания о противоречивом курсе внешней политики Н.С. Хрущева, а так же совершенствовали навыки постановки и решения проблемного вопроса на уроке, за счет работы с текстом, составления таблицы, кластера.

Я использовала технологию проблемного обучения с элементами технологии критического мышления. Метод работы – поисково-исследовательский. Интерпретация высказываний, анализ исторических источников, интерпретация фото, а так же составление таблицы и кластера – используются мной систематично на каждом уроке. Я считаю, что именно такой метод работы позволяет активизировать мышление учащегося, мотивировать его на положительный результат. Формы проведения урока- фронтальная, индивидуальная, групповая.( в парах)

Структура урока соответствовала образцу ФГОС. По типу это был урок открытия нового знания. В уроке присутствовали следующие этапы: 1)организационный этап;  2) мотивация;  3) Постановка учебной задачи (проблемной ситуации, проблемной задачи) 4) целеполагание;  5) Актуализация опорных знаний учащихся;  6) Открытие нового знания. Решение учебной задачи;  7) Контроль знаний и способов действий; Рефлексия деятельности (итог урока). На каждом этапе мной была поставлена цель. Конечно, от правильности организационного этапа зависит весь урок, поэтому очень важно настроить детей на рабочую обстановку на уроке. Это получилось, так как внимание сразу было обращено на рабочую карту урока и на важность ее обязательного заполнения. Далее нужно было мотивировать учащихся к изучению темы. Мной были взяты высказывания политиков, философов, писателей – так или иначе связанные с темой урока и с его содержанием. Здесь, на мой взгляд, учащиеся верно определили и поняли, чем мы будем заниматься на уроке. Значит, такая форма была верно выбрана мной. Не менее важен этап постановки учебной задачи. Ребята сравнили два высказывания историков и вышли на проблему урока. Успешное определение проблемного вопроса урока вывело учащихся на определение цели и задач. Актуализацию опорных знаний учащихся я реализовала через так называемые «слепые предложения». Такая форма не является сложной и одновременно позволяет в короткие сроки выполнить задание, вспомнив опорные понятия. Ребята быстро справились с заданием. Этап «Открытие учебного знания» занял у ребят большое количество времени, несмотря на то, что работа осуществлялась по колонкам, в парах. Мало времени оставалось на последующее обсуждение, а ведь это является важным элементом любой самостоятельной работы. Контроль знаний я провела, попросив ребят оформить кластер, как итог к уроку. Кластеры – частая практика на уроках истории и обществознания, поэтому учащимся не составило труда оформить его. Далее, рефлексия деятельности, которая позволила ребятам оценить свою работу на уроке с помощью листа самооценки. Выбранные методы соответствовали задачам занятия, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Активность учащихся на разных этапах урока была высокой.  

Такой тип урока, с применением технологии проблемного обучения и критического мышления в своей деятельности я использую часто. Я считаю, что такая структура и применение этой технологии вполне соответствуют возможностям 9 класса. Навык решения учебной задачи, проблемного вопроса, критического осмысления текста может быть использован в перспективе на экзамене по истории или обществознанию.  

Психологическая атмосфера на занятии была доброжелательной. Главный деятель урока – ученик, учитель лишь координатор действий. Это один из признаков системно - деятельностного подхода, который я постаралась реализовать на этом уроке.

Таким образом, я могу говорить об успешном формировании универсальных учебных действий на уроке. А именно на этом уроке формируются следующие УУД:

  1. Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи.
  2. Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
  3. Регулятивные: определять цель, проблему, выделять версии, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы.
  4. Личностные: формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны.

В целом, могу сказать, что урок получился насыщенным и результативным. В результате использования технологии проблемного обучения, деятельность учащихся направлена на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализ и умение видеть за отдельными фактами явления или законы. Данная технология позволяет выработать интерес учащегося к предмету; позволяет воспитать думающего человека, способного разрешать проблемы, находить алгоритм действий решения проблемы – что является основой системно-деятельностного подхода при ФГОС. В реальной жизни вышеперечисленные умения необходимы. Цели урока были достигнуты.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Деятельность – единственный путь к знанию» – Б. Шоу «Прошлые поколения оставили нам не столько готовые решения вопросов, сколько сами вопросы» - Сенека

Слайд 2

« Я знаю, все будут говорить по-разному . Одни освобождение вспомнят, другие кукурузу, третьи- жилищную политику, четвертые, как я, когда с мясом стало плохо, начал с абстракционизмом бороться, все было. Но самое главное- все мы, весь народ, и те, кто был там за проволокой и те, кто трясся от страха здесь, по другую сторону проволоки, все мы глотнули другого воздуха. Это теперь у народа не отнять. Это не пропадет. Прорастет»

Слайд 3

Сравните мнения историков: Волкогонов Д.А. Морозова Л.Е. «Именно благодаря внешнеполитическим успехам в период руководства Н.С. Хрущёве СССР превращается в мировую сверхдержаву». «В период руководство Н. С. Хрущёва во внешней политике допущено множество просчётов». Перед историками стояла проблема.

Слайд 4

Эрнст Неизвестный, скульптура Н.С. Хрущеву

Слайд 5

Н.С. Хрущев – противоречия во внешней политике.

Слайд 6

Что значит внешняя политика? Ребята, а почему мы изучаем внешнюю политику через выделение основных направлений? Каковы были основные направления во внешней политике Н.С. Хрущева?

Слайд 7

Направления внешней политики Отношения с Западными странами Отношения с социалистическими странами Отношения со странами «третьего мира» 1 колонка 2 колонка 3 колонка

Слайд 8

Эталон: Отношения с кап. лагерем Отношения с соц. лагерем Отношения со странами «третьего мира» -выдвижение тезисов и мирном сосуществовании -идея создания системы коллективной безопасности -идея разоружения -1956 г.-Хрущев заявил об изменении военной доктрины СССР: переход от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию-добились временного паритета с США. -1957-успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. -1961 г. –встреча Хрущева и Дж. Кеннеди в Вене (провал) -1961 г. – возведение Берлинской стены. -сентябрь 1961 г.- СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. -1962 г. – Карибский кризис. Мир оказался на пороге ядерной войны. -после Карибского кризиса относительная разрядка в отношениях Восток-Запад -1955 г.- нормализация советско-югославских отношений. -1955 г. – организация Варшавского договора о взаимопомощи и сотрудничестве. -1956 г. – ввод советских войск в Венгрию, подавление антикоммунистических демонстраций. -открытое противостояние Китая и СССР по вопросу идеологии. -1955 г. –длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. -1957-1964 гг. – Переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. -предоставление этим странам льготных кредитов, безвозмездной помощи, оснащение вооружением.

Слайд 9

Ребята, а какое на ваш взгляд самое яркое событие внешней политики Н.С. Хрущёва, которое чуть не привело к Ядерной войне? 1962 г. - ?

Слайд 10

Вопросы и задания к документам: 1. Чем руководствовалось Советское правительство, устанавливая на Кубе ядерные ракеты? Были ли на это основания, если да, то какие? Подтвердите свое мнение фактами. 2.Как вы думаете, был ли допущен просчет со стороны советского руководства, решившего установить на кубе ракеты? Ответ аргументируйте. 3. Была ли достигнута советским руководством цель размещения на Кубе 42 ракет? Каково ваше мнение на этот счет? 4. Как вы считаете, в результате достигнутого соглашения о демонтировании ракетных установок и вывоза их с Кубы, был ли нанесен ущерб международному престижу Советского Союза? Ответ аргументируйте. 5 Что, на ваш взгляд, послужило главной причиной, не позволившей в роковые дни октября 1962 года разразиться мировому ядерному конфликту? 6. Что бы могло произойти, если бы лидерам двух стран не удалось договориться? Смоделируйте ситуацию. 7. Какие выводы мы сегодня можем и должны сделать из уроков прошлого? Что необходимо, на ваш взгляд, сделать, чтобы ситуация октября 1962 года никогда не повторилась?

Слайд 11

Внешняя политика Н.С. Хрущёва Итог: Итог: Итог: Кластер Успехи Просчеты ВЫВОД

Слайд 12

Рефлексия № ФИ: Критерии «5» «4» «3» «2» 1 Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока 2 Я высказывал свои предположения по данной проблеме 3 Я участвовал в поиске информации по теме 4 Я помогал делать вводы и заключения 5 Я помогал своей паре в выборе правильных решений 6 Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников 7 У меня не возникло трудностей с составлением кластера 8 Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям 9 Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе

Слайд 13

Домашнее задание Обязательное: §42 ; Дать характеристику исторического портрета Н.С. Хрущёва. Попытаться найти причины изменения во внешней политике в личностных качествах советского руководителя. Одно задание на выбор: 1) Сделать сравнительную таблицу на тему «Внешняя политика И.В. Сталина и Н.С. Хрущёва: общее и особенное» 2) Сделать презентацию: Фотогалерея «Международные встречи в период руководство Н.С. Хрущёва» Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории. 5 класс. Тема: Возникновение искусства и религиозных верований

Тема: Возникновение искусства и религиозных верований.·        Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления;·...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории 6 класс. Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»

Класс: 6а, 6бДата: 10.09.15Тема урока: «Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность»Цель: дать представление о формировании, функциях и распаде раннефеодального государст...

Конспект урока истории. 6 класс. Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»

Класс: 6а, 6бДата: 11.09.15Тема урока: «Феодальная раздробленность Западной Европы в 9 - 11 веках»Цель: дать представление о феодальной раздробленности Западной Европы 8-11 веков.Задачи: 1....

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»

План конспект урока биологии 8 класс Тема: « Млекопитающие. Общая характеристика и особенности внешнего строения»...