Начало раздробления Древнерусского государства.Конспект урока
план-конспект урока по истории (6 класс)
Цели урока: - познакомить учащихся с процессом феодальной раздробленности на Руси;
- развить навык работы с документом и навык обобщения материала;
- воспитывать устойчивый интерес к русской истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nachalo_razdrobleniya_drevnerusskogo_gosudarstva.konspekt_uroka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел II. Русь средневековая.
Тема: Начало раздробления Древнерусского государства.
Учитель: Гончарова Оксана Анатольевна
Класс: 6
Предмет: история
Цели: - познакомить учащихся с процессом феодальной раздробленности на Руси;
- развить навык работы с документом и навык обобщения материала;
- воспитывать устойчивый интерес к русской истории.
Задачи: - выделить и записать в тетради причины феодальной раздробленности на Руси в XI-XII веках;
- по учебнику дать характеристику правителям Древней Руси: Изяславу Ярославичу, Святополку Изяславичу, Владимиру Всеволодовичу;
- определить на карте положение основных городов и княжеств.
Оборудование: Мультимедийный компьютер с проектором, карта «Феодальная раздробленность Руси в XII-XIII века», раздаточный материал «Правители Древнерусского государства», жетоны «Серебряная киевская гривна XI века», учебник «История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс» А.А.Данилова.
Понятии и термины: Калита, раздробленность, усобицы.
Межпредметная связь: русский язык, литература
ХОД УРОКА
Этап Время | Действия | Примечание |
Оргмомент. Объявление темы: «Начало раздробления Древнерусского государства» Объявление цели урока: - познакомиться с процессом феодальной раздробленности на Руси; - отработать навык работы с документом и картой. Запись в тетради даты и темы урока. Подготовка учащихся к работе. Мотивация. - Нам прислал киевский князь калиту ( кошель с деньгами, который прикрепляется к поясу)полную серебряных гривен и попросил выдать каждому по его положению в обществе. А положение помогут вам приобрести ваши знания и работа на уроке. Боярин – у кого больше гривен – получит «5» Дружинники - по уменьшению – «4» Земледельцы - по уменьшению –«3» Холопы (рабы) – «2» | Слайд №1 Слайд №2 Мешочек с жетонами Слайд №3 | |
Повторение. -Самостоятельная работа. Работа на компьютерах. Чтобы стать гражданином Древнерусского государства необходимо знать всех ее правителей и годы их правления. С калитой нам пришла грамота, но летописец что-то напутал. Помогите распутать. За каждый правильный ответ вы получите гривну. Обменяйтесь работами. Соотнесите работы с таблицей на экране. Около правильных ответов поставьте красным карандашом плюс. Посчитайте правильные ответы. Учитель выдает жетоны. | Раздаточный материал «Древняя Русь» Слайд №4 | |
Новая тема. «Начало раздробления Древнерусского». Постановка проблемного вопроса. Киевский князь помимо денег прислал еще и вопрос, на который мы должны ответить в конце урока. Но вопрос тоже пострадал от времени и потерялись некоторые буквы - Объясните почему Русь XI-XII в_ называют удельной? За вставку букв жетон. За ответ на этот вопрос Киевский князь посулил 3 серебряных гривны. Слово учителя: Последним представителем династии Рюриков, которого мы изучили был Ярослав Мудрый. Ярослав Мудрый умер в 1054 году. Перед смертью он разделил свое государство между сыновьями на уделы и завещал, чтобы они подчинялись старшему брату. Удел - – надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода. Этот раздел стал одной из причины раздробленности государства. Прослушайте материал и запишите в тетради земли, доставшиеся сыновьям Старший Изяслав – Киев, Новгород Святослав – Чернигов, Рязань, Муром Всеволод – Переяславль, Суздаль. Озвучьте полученный результат. У каждого князя было свое войско, что помогло им защищать себя как от врагов, так и от притеснений братьев. Перед вами русский воин XI века. Часто они вооружались самострелом, лекам и стрелами саблей. Облачены были в шлем и кольчугу. В 1068 году в русские земли вторгаются половецкие племена. Это кочевники, живущие грабительскими набегами. Вооружены они были луками и стрелами, саблями, арканами и копьями. Они с диким криком бросались в бой, стреляя на скаку стрелами. (дату записать в тетради). На встречу им вышли войска трех Ярославичей. Русская рать (по древнерусски «войско») была разбита. ( Работа с картой) Возвратившись в русские земли князья реши вести войну против половцев. Но Изяслав – старший князь был против. Тогда возмущенный народ сверг с престола, он бежал в Польшу. Святослав решил захватить власть Киеве. С этого дня между князьями начались княжеские усобицы. Усобицы- княжеские раздоры на Руси. Работа с раздаточным материалом. Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки. Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь. У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын. Назовите еще внука Ярослава. Самостоятельная работа. Ребята подготовьте устные ответы на вопросы у вас на карточках. Учащиеся отвечают на вопросы. -Когда умер Ярослав Мудрый. Кому он завещал власть, и кто занял престол? (с.75, аб.3) Из-за неопределенности престолонаследия развязывались войны между князьями, и произошла раздробленность Руси. - Дайте характеристику правления Святополка. (с.76) - Дайте характеристику Владимиру Всеволодовичу. (с.77) ( За ответ жетон) Однажды Владимир Мономах предложил съехаться всем князьям и договориться. Этот съезд получил название Любечский съезд., так как проходил в городе Любеч в 1097 году. (запись в тетради). Работа с документом. Откуда этот документ? На каком предмете вы еще с ним? встречались? Чтение документа. - К какому решению приходят князья? За правильный ответ жетон. 1)сообща бороться с врагом 2) каждый будет править в своей «отчине» (наследственная земля князей). У каждого князя было свое войско, из-за чего в последствии стала возможным раздробленность государства Но усобицы не остановились. Лишь после смерти Святополка. Владимир Мономах взошел стал правителем 1113 -1125 гг. Он заставил подчинятся себе всех русских князей. Его дело продолжил и его сын Мстислав. Но после его смерти вновь на Руси начались усобицы. В XII веке Русь распалась на 15 государств, т.е. государство раздробилось. Началась феодальная раздробленность. - Кто такие феодалы? Феодальная раздробленность – распад государства на мелкие, во главе которых стоят феодалы (князья). - Как вы считаете, из-за чего происходили усобицы между князьями? (За правильный ответ жетон) 1) сложившийся порядок управления; 2) нет твердого определения порядка престолонаследия; 3) у каждого князя было свое войско. | Оформленная доска. Слайд №5 Начало распада Древнерусского государства Раздел земель между потомками Ярослава Мудрого 1-5, УМК Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 Слайд №9 Раздаточный материал Раздаточный материал, учебник. Слайд №10 Слайд №11 Слайд №12 Слайд №13 Слайд №14 Слайд №15 | |
Закрепление. Решение хронворда.
| Слайд №16 | |
Итог: - Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? Давайте посмотрим, сколько денег заработал каждый из вас на уроке и определи ваше положение в обществе. Выставление оценок. -Ваше отношение к происходящему в русском государстве в XI-XII веках? | Слайд №17 | |
Домашнее задание: §9, ответить на вопрос №4 | Слайд №18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начало раздробленности Древнерусского государства.
Урок в рамках ФГОС...
План-конспект урока по истории России на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства".
План-конспект предназначен для 6 класса. Тип урока: изучение нового материала....
методическая разработка урока в 6 классе "Начало раздробления Древнерусского государства"
Урок посвящён началу раздробленности Древнерусского государства, который является закономерным процессом, раскрываются причины обособления русских княжеств и их последствия....
" Начало раздробления Древнерусского государства"
Урок изучения нового материла по истории России в 6 классе на основе технологии проблемного обучения....
11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства
11_02_6класс_начало раздробленности Древнерусского государства...
Презентация к уроку "Начало раздробления Древнерусского государства"
История, 6 класс....
Конспект урока по истории на тему "Начало раздробления Древнерусского Государства" в 6 классе
Урок на тему: "Начало раздробления Древнерусского государства"...