Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»
методическая разработка по истории (6 класс)

Потявина Наталия Николаевна

Методическая разработка урока «Культура Древней Руси» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_drevney_rusi.docx117.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока истории

Класс - 6

Тема урока: «Культура Древней Руси»

Автор:  учитель истории ГБOУ СОШ № 98 с углубленным знанием английского языка

г. Санкт-Петербурга Потявина Н.Н.

C:\Users\Samsung\Desktop\Культура Древней Руси\4d71382144cffe4134de11fd1f19c384.jpg

Тема урока: «Культура Древней Руси»

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению культуры Древней Руси

Педагогические технологии: технологии развития критического мышления (кластер,синквейн), информационно – коммуникационная технология (демонстрационная), традиционные технологии (классно-урочная система).

Задачи урока:

*образовательные задачи:

  1. познакомить учащихся с культурой Древней Руси;
  2. выявить признаки византийского влияния на культуру Древней Руси;
  3. описать роль принятия христианства в процессе развития культуры

*развивающие задачи:

        1. развивать интерес к предмету;

        2. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

         3. учить описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.

* воспитательная задача – воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своей страны.

Основные понятия и термины:  культура, патриотизм, былины, миниатюра, житие, мозаика, фреска, икона, летопись, кириллица, христианство.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор

УМК:

  • Учебник. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
  • Авторская презентация по теме «Культура Древней Руси»

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Содержание учебного материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результативность этапов урока

1.Организационный этап

2 мин

Слайд 1: Тема урока: «Культура Древней Руси»

Учитель приветствует учеников, называет тему урока, отмечает присутствующих в журнале

Ученики приветствуют учителя

Формирование рабочего настроя

2. Вводно-мотивационный этап

6 мин

Слайд 2-7 былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Объяснительно-иллюстративный метод;

креативная разминка

Учитель спрашивает учеников что такое былины и какие былины они знают. Предлагает рассказать былину

 «Илья Муромец и Соловей-Разбоник» по картинкам, представленным на слайдах.

Ученики отвечают на вопросы учителя, по очереди предлагают развитие событий в былине в соответствии с иллюстрацией на слайде.

 Развивается умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

3.Актуализация

5 мин

Слайд 8 «Кластер понятия «культура»

Работа в парах

Фронтальная беседа

 Учитель предлагает объединиться в пары (с соседями по парте), записать в тетрадь, что такое культура, что входит в это понятие.

Учитель, на доске основываясь на ответах учеников, рисует кластер «Культура»

Обсуждают в парах и записывают в тетрадях определение культуры, элементы культуру, которые знают.

Называют  составленные определения, элементы культуры.

Рисуют в тетради кластер.

Актуализируются знания о том, что такое культура

4. Изучение нового материала

15 минут

 Слайды 9-17

Лекция учителя

Учитель с помощью модуля информационного типа, применяемого для ознакомления с содержанием темы, организует деятельность учеников по изучению основного содержания темы. Учитель выступает в роли информатора.

В процессе работы над модулем ученики записывают новые понятия(фреска, мозаика, икона, миниатюра и т.д.) в рабочую тетрадь,

структурируют получаемые знания

Получение новых знаний об устном творчестве , письменности и грамотности, литературе Древней Руси, зодчестве, художественном ремесле Древней Руси.

5.Закрепление

5 мин

Слайд 18

Дискуссия

Учитель читает слайд 18:

«Анна Ярославна  писала отцу в Киев «Куда в какую Тьмутаракань батюшка меня отправил, в Париже грязь страшная и нравы ужасные» .

Задает вопрос: Какие достижения культуры Древней Руси доказывают, что Россия не уступала  в своем развитии европейским государствам?

Учитель записывает ответы учеников на доске.

Ученики перечисляют основные достижения культуры Древней Руси

Повторение и закрепление изученного по теме материала

6.Рефлексия

10 мин

Работка в группах

Синквейн

Учитель предлагает ученикам объединиться в 3 команды и каждая команда готовит синквейн.

Первая – к понятию «былина»

Вторая – «житие»

Третья – Древнерусское зодчество

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.


Название (обычно существительное)________________


Описание (обычно прилагательное)__________________

 
Действия________________________


Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________

Ученики объединяются в группы, пишут синквенй

Зачитывают получившиеся синквейны.

Происходит анализ и обобщение пройденного материала

7.Домашнее задание

2 мин

Учитель дает домашнее задание – прочитать  пункт параграф 8 учебника

Составить рассказ об одном дне князя (первая колонка), ремесленника (вторая колонка), крестьянина (третья колонка)

Настрой на предстоящий урок

Приложение 1 Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник.

Собрался Илья Муромец в славный Киев-град к князю Владимиру. Доехал он до города Чернигова, а дороги от Чернигова до Киева не знает. Спрашивает он мужичков черниговских:

— Где тут дорожка прямоезжая до Киева?
Отвечают ему мужички черниговские:

— Дорога-то, добрый молодец, до Киева прямая, да по ней нельзя проехать —по пути у речки Смородины сидит на дубу Соловей Разбойник. Он кричит, злодей, по-звериному, а свищет по-соловьему. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают. Поезжай ты в Киев лучше сторонкою. Хоть и дальше, да безопаснее.

Не испугался Илья рассказа страшного. Прямой дорогой поехал.

Увидал его Соловей Разбойник с дуба издали. Как закричит по-звериному, как засвищет по-соловьиному! От того крика, от его посвиста конь под Ильёй спотыкаться стал. Стегнул его богатырь плеточкой.

— Ты чего, свисту, крику не слыхивал?

И за лук свой взялся. Натянул тетиву, наложил стрелу калёную —и пустил стрелу в Соловья. Попала стрелка прямо в глаз разбойнику. Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше поехал.

Приехал он в славный Киев-град ко князю Владимиру. Коня с Соловьём во дворе оставил, сам на крыльцо идёт. Провели его к князю в столовую горницу. Поклонился богатырь на все стороны. Стал его Владимир спрашивать:

— Ты откуда, добрый молодец? Как зовут тебя по имени, величают по отечеству?

Отвечал богатырь:

— Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины.

Удивился князь Владимир. Говорит:

— Ой, не лги, добрый молодец! Там никто не прохаживал, на коне не проезживал,серый волк не прорыскивал, чёрный ворон не пролётывал: ведь там у речки у Смородины на дубу 

Соловей Разбойник сидит!

Отвечал Илья Муромец:

— Соловей Разбойник, князь, на твоём дворе сейчас, к моему стремени прикованный.

Кинулся на двор князь, слуги да гости за ним вослед. Видят —вправду: Соловей Разбойник на коне висит прикованный. Приказал ему Илья Муромец:

— Засвисти вполсвиста соловьего, закричи вполкрика звериного.

Отвечает Соловей:

— Ты сперва прикажи мне чару вина подать, тогда и засвищу я по-соловьему, закричу по-звериному.

Единым духом выпил он чару в полтора ведра, да как засвищет! Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились, а люди все вокруг замертво легли. Сам Владимир князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал.

Тут сел Илья Муромец на своего добра коня, отвёз он Соловья в чисто поле да и срубил ему там буйну голову.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл

 Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси".  Во время урока я использовала первый  раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему.  Э...

Разработка урока "Культура Древней Руси"

В ходе урока учащиеся смогут:- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;- составлять описание памятников культуры;- работать ...

Конспект урока Культура Древней Руси".

Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с  презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной кул...

отрытый урок "Культура Древней Руси"

отрытый урок "Культура Древней Руси" для обучающихся 6 класса...

Презентация к уроку "Культура Древней Руси"

Презентация для урока по программе "Культура эпохи Средневековья" (6 класс). Может быть использована в курсе "МХК" (10 класс)...

Технологическая карта урока Культура Древней Руси

На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...

Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...