Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»
методическая разработка по истории (6 класс)
Методическая разработка урока «Культура Древней Руси»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_drevney_rusi.docx | 117.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструкт урока истории
Класс - 6
Тема урока: «Культура Древней Руси»
Автор: учитель истории ГБOУ СОШ № 98 с углубленным знанием английского языка
г. Санкт-Петербурга Потявина Н.Н.
Тема урока: «Культура Древней Руси»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению культуры Древней Руси
Педагогические технологии: технологии развития критического мышления (кластер,синквейн), информационно – коммуникационная технология (демонстрационная), традиционные технологии (классно-урочная система).
Задачи урока:
*образовательные задачи:
- познакомить учащихся с культурой Древней Руси;
- выявить признаки византийского влияния на культуру Древней Руси;
- описать роль принятия христианства в процессе развития культуры
*развивающие задачи:
1. развивать интерес к предмету;
2. развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
3. учить описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
* воспитательная задача – воспитание чувства патриотизма и уважения к прошлому своей страны.
Основные понятия и термины: культура, патриотизм, былины, миниатюра, житие, мозаика, фреска, икона, летопись, кириллица, христианство.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
УМК:
- Учебник. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
- Поурочные разработки. История России. С древнейших времён до конца ХVI века. 6 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
- Авторская презентация по теме «Культура Древней Руси»
Ход урока
Этап урока | Время, мин | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результативность этапов урока |
1.Организационный этап | 2 мин | Слайд 1: Тема урока: «Культура Древней Руси» | Учитель приветствует учеников, называет тему урока, отмечает присутствующих в журнале | Ученики приветствуют учителя | Формирование рабочего настроя | |
2. Вводно-мотивационный этап | 6 мин | Слайд 2-7 былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» | Объяснительно-иллюстративный метод; креативная разминка | Учитель спрашивает учеников что такое былины и какие былины они знают. Предлагает рассказать былину «Илья Муромец и Соловей-Разбоник» по картинкам, представленным на слайдах. | Ученики отвечают на вопросы учителя, по очереди предлагают развитие событий в былине в соответствии с иллюстрацией на слайде. | Развивается умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
3.Актуализация | 5 мин | Слайд 8 «Кластер понятия «культура» | Работа в парах Фронтальная беседа | Учитель предлагает объединиться в пары (с соседями по парте), записать в тетрадь, что такое культура, что входит в это понятие. Учитель, на доске основываясь на ответах учеников, рисует кластер «Культура» | Обсуждают в парах и записывают в тетрадях определение культуры, элементы культуру, которые знают. Называют составленные определения, элементы культуры. Рисуют в тетради кластер. | Актуализируются знания о том, что такое культура |
4. Изучение нового материала | 15 минут | Слайды 9-17 | Лекция учителя | Учитель с помощью модуля информационного типа, применяемого для ознакомления с содержанием темы, организует деятельность учеников по изучению основного содержания темы. Учитель выступает в роли информатора. | В процессе работы над модулем ученики записывают новые понятия(фреска, мозаика, икона, миниатюра и т.д.) в рабочую тетрадь,структурируют получаемые знания | Получение новых знаний об устном творчестве , письменности и грамотности, литературе Древней Руси, зодчестве, художественном ремесле Древней Руси. |
5.Закрепление | 5 мин | Слайд 18 | Дискуссия | Учитель читает слайд 18:«Анна Ярославна писала отцу в Киев «Куда в какую Тьмутаракань батюшка меня отправил, в Париже грязь страшная и нравы ужасные» .Задает вопрос: Какие достижения культуры Древней Руси доказывают, что Россия не уступала в своем развитии европейским государствам?Учитель записывает ответы учеников на доске. | Ученики перечисляют основные достижения культуры Древней Руси | Повторение и закрепление изученного по теме материала |
6.Рефлексия | 10 мин | Работка в группах Синквейн | Учитель предлагает ученикам объединиться в 3 команды и каждая команда готовит синквейн. Первая – к понятию «былина» Вторая – «житие» Третья – Древнерусское зодчество 1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
| Ученики объединяются в группы, пишут синквенй Зачитывают получившиеся синквейны. | Происходит анализ и обобщение пройденного материала | |
7.Домашнее задание | 2 мин | Учитель дает домашнее задание – прочитать пункт параграф 8 учебника Составить рассказ об одном дне князя (первая колонка), ремесленника (вторая колонка), крестьянина (третья колонка) | Настрой на предстоящий урок |
Приложение 1 Былина Илья Муромец и Соловей Разбойник.
Собрался Илья Муромец в славный Киев-град к князю Владимиру. Доехал он до города Чернигова, а дороги от Чернигова до Киева не знает. Спрашивает он мужичков черниговских:
— Где тут дорожка прямоезжая до Киева?
Отвечают ему мужички черниговские:
— Дорога-то, добрый молодец, до Киева прямая, да по ней нельзя проехать —по пути у речки Смородины сидит на дубу Соловей Разбойник. Он кричит, злодей, по-звериному, а свищет по-соловьему. От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле приклоняются, люди замертво падают. Поезжай ты в Киев лучше сторонкою. Хоть и дальше, да безопаснее.
Не испугался Илья рассказа страшного. Прямой дорогой поехал.
Увидал его Соловей Разбойник с дуба издали. Как закричит по-звериному, как засвищет по-соловьиному! От того крика, от его посвиста конь под Ильёй спотыкаться стал. Стегнул его богатырь плеточкой.
— Ты чего, свисту, крику не слыхивал?
И за лук свой взялся. Натянул тетиву, наложил стрелу калёную —и пустил стрелу в Соловья. Попала стрелка прямо в глаз разбойнику. Повалился Соловей с дуба на землю. Пристегнул его Илья Муромец к своему стремени булатному и дальше поехал.
Приехал он в славный Киев-град ко князю Владимиру. Коня с Соловьём во дворе оставил, сам на крыльцо идёт. Провели его к князю в столовую горницу. Поклонился богатырь на все стороны. Стал его Владимир спрашивать:
— Ты откуда, добрый молодец? Как зовут тебя по имени, величают по отечеству?
Отвечал богатырь:
— Я из города из Мурома, Илья, сын Иванович. А приехал я сюда прямой дорогою мимо города Чернигова, мимо речки Смородины.
Удивился князь Владимир. Говорит:
— Ой, не лги, добрый молодец! Там никто не прохаживал, на коне не проезживал,серый волк не прорыскивал, чёрный ворон не пролётывал: ведь там у речки у Смородины на дубу
Соловей Разбойник сидит!
Отвечал Илья Муромец:
— Соловей Разбойник, князь, на твоём дворе сейчас, к моему стремени прикованный.
Кинулся на двор князь, слуги да гости за ним вослед. Видят —вправду: Соловей Разбойник на коне висит прикованный. Приказал ему Илья Муромец:
— Засвисти вполсвиста соловьего, закричи вполкрика звериного.
Отвечает Соловей:
— Ты сперва прикажи мне чару вина подать, тогда и засвищу я по-соловьему, закричу по-звериному.
Единым духом выпил он чару в полтора ведра, да как засвищет! Маковки на теремах покривились, рамы в окошках развалились, а люди все вокруг замертво легли. Сам Владимир князь с головой шубой укрылся, с крыльца в горницу убежал.
Тут сел Илья Муромец на своего добра коня, отвёз он Соловья в чисто поле да и срубил ему там буйну голову.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Культура Древней Руси". 6 кл
Конспект урока по истории России в 6 классе. Тема "Культура Древней Руси". Во время урока я использовала первый раз видео - фильм "Кульура Древней Руси", а затем создала презентацию на эту тему. Э...
Разработка урока "Культура Древней Руси"
В ходе урока учащиеся смогут:- познакомиться с жанрами древнерусской культуры;- познакомиться с именами выдающихся деятелей древнерусской культуры;- составлять описание памятников культуры;- работать ...
Конспект урока Культура Древней Руси".
Представленная разработка на тему "Культура Древней Руси" с презентацией, рекомендуется для проведения урока истории в 6 классе.Цель урока: познакомить учащихся с уровнем развития письменной кул...
отрытый урок "Культура Древней Руси"
отрытый урок "Культура Древней Руси" для обучающихся 6 класса...
Презентация к уроку "Культура Древней Руси"
Презентация для урока по программе "Культура эпохи Средневековья" (6 класс). Может быть использована в курсе "МХК" (10 класс)...
Технологическая карта урока Культура Древней Руси
На уроке обучающиеся изучать особенности культуры Древнерусского государства и ответят на вопрос "Можно ли считать культуру Древней Руси самобытной?"...
Технологическая карта урока "Культура Древней Руси"
Цель урока: Сформировать у учащихся представление о культуре Древнерусского государства...