Методическая разработка внеклассного мероприятия игры-исследования «Разрушители мифов Ледового побоища»
методическая разработка по истории (11 класс)

Внеклассное мероприятие игра-исследование «Разрушители мифов Ледового побоища»

 

Цель мероприятия:

патриотическое воспитание – воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.

 

Задачи мероприятия:

 

1. Реконструкция важнейшего события Отечественной истории XIII века – разгрома рыцарей-крестоносцев на Чудском озере войском Александра Невского.

2. Формирование навыков отбора нужных аргументов из приведенной совокупности фактов; развитие умения представлять свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать.

3. Формирование культуры выступления, способности строить взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, способности брать на себя ответственность.

         Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением темы «Борьба Руси с внешними вызовами» в рамках учебного предмета «Россия в мире» в 11 классе для обучающихся, углубленно изучающих историю, готовящихся к сдаче ЕГЭ по истории, интересующихся военной историей Отечества. Мероприятие рассчитано на участие 10-15 человек, длительность – 40-50 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мурманской области «Североморский кадетский корпус»

Региональный конкурс методических разработок по организации и проведению мероприятий, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского.

Методическая разработка внеклассного мероприятия игры-исследования «Разрушители мифов Ледового побоища»

11 класс.

Учитель истории и обществознания

Кулаков Сергей Владимирович

Североморск

2020 год

Внеклассное мероприятие игра-исследование «Разрушители мифов Ледового побоища»

Цель мероприятия:

патриотическое воспитание – воспитание у учащихся чувства уважения к государству, гражданами которого они являются, чувства ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Задачи мероприятия:

1. Реконструкция важнейшего события Отечественной истории XIII века – разгрома рыцарей-крестоносцев на Чудском озере войском Александра Невского.

2. Формирование навыков отбора нужных аргументов из приведенной совокупности фактов; развитие умения представлять свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать.

3. Формирование культуры выступления, способности строить взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, способности брать на себя ответственность.

        Внеклассное мероприятие проводится параллельно с изучением темы «Борьба Руси с внешними вызовами» в рамках учебного предмета «Россия в мире» в 11 классе для обучающихся, углубленно изучающих историю, готовящихся к сдаче ЕГЭ по истории, интересующихся военной историей Отечества. Мероприятие рассчитано на участие 10-15 человек, длительность – 40-50 минут.

Планируемые результаты внеклассного мероприятия.

        Личностные:

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

        Метапредметные:

        а) регулятивные УУД:

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

        б) познавательные УУД:

- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

в) регулятивные УУД:

- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

        Предметные (в рамках преподавания предмета «Россия в мире» согласно ФГОС):

- сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;

- сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития, как определяющего компонента формирования российской идентичности;

- сформированность способности отличать интерпретации прошлого, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, не имеющих документального подтверждения;

- сформированность умений реконструкции и интерпретации прошлого России на основе источников, владение умениями синтеза разнообразной исторической информации для комплексного анализа и моделирования на ее основе вариантов дальнейшего развития России.

Материально-техническое обеспечение урока.

- компьютер, проектор, экран, маркерная доска, маркеры;

- историческая карта «Борьба Руси с иноземными захватчиками в XIII веке»;

- листы А4 с отрывками из историческими источниками и цитатами из исторических исследований;

- грамоты победителям и участникам.

        Исторические источники:

- отрывки Новгородской первой летописи старшего извода о событиях 1234 и 1242 годов;

- отрывки из Старшей Ливонской рифмованной хроники.

Текстовые, иллюстративные и видеоматериалы:

- глава 6 поэмы К. Симонова «Ледовое побоище», 1938 год.

- отрывок из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский», 1938 год. https://www.youtube.com/watch?v=EHKmIvGXuvE. Отрывки с 00:59:00 по 01:03:00, с 01:05:00 по с 01:08:00, с 01:22:00 по 01:25:00;

- https://swordmaster.org/uploads/posts/2010-08/1280940951_teuton-warrior.jpg (реконструкция внешнего вида воинов войска Тевтонского ордена);

- https://swordmaster.org/uploads/posts/2010-08/1280940750_rus-druz.jpg (реконструкция внешнего вида воинов войска Александра Ярославича)

- статья С. Салмина «Еще раз о Ледовом побоище: неучтенные реалии» http://www.a-nevsky.ru/library/ledovoe-poboische-v-zerkale-epohi4.html.


Конспект урока.

Мотивационная часть (2 минут).

        Учитель, ведущий мероприятие приветствует обучающихся, обозначает тему занятия, предлагает оценить влияние политической деятельности Александра Ярославича на развитие русских земель в XIII веке.  

        Постановка проблемы (5 минут).

        Учитель задает обучающимся вопросы:

- какое событие, участником которого был Александр Невский, оказало наибольшее влияние на отечественную историю?

- что обучающиеся могут рассказать об этом событии, откуда они почерпнули знания об этом событии?

- известно ли обучающимся о научных дискуссиях вокруг этого события?

        Выслушав ответы, учитель приводит цитату болгарского писателя Богомила Райнова «Человеческие знания — начиная со времён первобытной орды и кончая нашей технической эрой — это не что иное, как всё усложняющаяся система мифов» и акцентирует внимание обучающихся на том, что основное событие, связанное с деятельностью Александра Ярославича, известное любому жителю нашей страны, Ледовое побоище, окружено множеством мифов, не имеющих никакого отношения к исторической достоверности.

        Учитель предлагает обучающимся провести историческое исследование «Разрушители мифов Ледового побоища» по примеру популярного телевизионного шоу.

        Ведущий предлагает обучающимся разделиться на 3 команды по 3-5 человек, выбрать капитана, придумать название. Задача капитана озвучивать выводы по итогам командной деятельности. Победившей считается та команда, которая предложит реконструкцию Ледового побоища, наиболее близкую к общепризнанным исследованиям современных отечественных ученых-историков.

        Основная часть. Исследование (35 минут).

Учитель предлагает командам составить перечень вопросов для исследования Ледового побоища, как одного из заметных событий военной истории Отечества.

С помощью ведущего обучающиеся формулируют вопросы, на которые необходимо ответить в ходе исследования исследованию (записываются учителем на маркерной доске):

  1. Какие сведения о ходе сражения и тактике противоборствующих сторон содержатся в источниках?
  2. Как источники и современная историческая реконструкция описывают вооружение противоборствующих сторон?
  3. На какой местности состоялось сражение?
  4. Какие потери понесли сражающиеся стороны?
  5. Какие «мифы» об этом историческом событии прочно вошли в повседневный обиход?
  6. Как могли появиться эти «мифы»?

Перед началом исследования один из обучающихся читает вслух поэму К. Симонова «Ледовое побоище» (6 глава), затем учитель показывает отрывки из фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский» (с 00:59:00 по 01:03:00, с 01:05:00 по с 01:08:00, с 01:22:00 по 01:25:00). После прослушивания и просмотра участникам команд раздаются листы с отрывками из исторических источников с описанием событий 1234 и 1242 годов (о битвах при реке Омовже и на Чудском озере) – из Новгородской первой летописи старшего извода и Ливонской рифмованной хроники. Обучающимся разрешено использовать иллюстративные материалы, касающиеся вооружения противников из сети Internet.

Участники команд на листах А4 отвечают на заданные в начале исследования вопросы, записанные на маркерной доске.

Подведение итогов исследования (10 минут).

        В результате исследования обучающиеся могут прийти к следующим выводам:

  1. В сражении на Чудском озере войско Александра избрало оборонительную тактику, а немцы наступали, переломным этапом сражения стал охват войска крестоносцев с флангов и окружение их части, с последующим бегством рыцарей;
  2. Источники и современная историческая реконструкция оценивают вооружение противников как равное, однако, на стороне русских действовало большое количество лучников;
  3. Источники с обеих сторон ничего о сражении на льду Чудского озера не говорят, немецкие источники сообщают, что сражение состоялось в месте, где растет трава;
  4. Русские оценивают потери немцев в 400 рыцарей убитыми, 50 - пленными, а немцы – свои потери в 20 рыцарей убитыми, 6 пленными, о потерях русских источники ничего не говорят;
  5. Главным мифом битвы на Чудском озере является то, что тяжеловооруженные немцы при отступлении провалились под лед;
  6. Факт гибели немецких рыцарей подо льдом зафиксирован в битве при Омовже в 1234 году, никакого отношения к битве на Чудском озере не имеет, а окончательно закрепился в массовом сознании после выхода в 1938 году поэмы К. Симонова «Ледовое побоище» и фильма С. Эйзенштейна «Александр Невский».

За полный ответ на вопрос команде дается 2 балла, за частичный ответ 1 балл, за неправильный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

                В конце занятия обучающимися еще раз оценивается значение деятельности Александра Ярославича в отечественной истории, учитель подчеркивает важность изучения исторических событий на основе анализа исторических источников.


Приложение 1.

Отрывок из Новгородской первой летописи о событиях 1234 года.

Въ л ѣто 6742 [1234]. Иде князь Ярослав съ новгородци и съ всѣю областью и с полкы своими на Нѣмьци подъ Гюргевъ [Юрьев-Дерпт]; и ста князь, не дошедъ града, съ пълкы, и пусти люди своя въ зажитие воеватъ [грабить имущество]; Нѣмци же из града высушася, а инии из Медвѣже головы на сторожи, и бишася с ними и до пълку. И поможе богъ князю Ярославу съ новгородьци и биша я и до рѣкы, и ту паде лучьшихъ Нѣмьць нѣколико; и яко быша на рѣче на Омовыжи Нѣмьци, и ту обломишася истопѣ [утонуло] ихъ много, а ини язвьни въбегоша въ Гюргевъ, а друзии въ Медвѣжю голову; и много попустошиша земле ихъ и обилие потратиша.

Приложение 2.

Отрывок из Новгородской первой летописи о событиях 1242 года.

УзрѢвъ же князь Олександръ и новгородци, поставиша полкъ на Чюдьскомь озерѢ. Узмени, у Воронѣя камени; и наѣхаша на полкъ Нѣмци и Чюдь и прошибошася свиньею сквозѣ полкъ, и бысть сѣча ту велика Нѣмцемь и Чюди. Богъ же и святая Софья и святою мученику Бориса и Глѣба, еюже ради новгородци кровь свою прольяша, тѣхъ святыхъ великыми молитвами пособи богъ князю Александру; а Нѣмци ту падоша, а Чюдь даша плеща; и, гоняче, биша ихъ на 7-ми верстъ по леду до Суболичьскаго берега; и паде Чюди бещисла, а Нѣмець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ. А бишася мѣсяца априля въ 5, на память святого мученика Клавдия, на похвалу святыя Богородица, в суботу. Того же лѣта Нѣмци прислаша с поклономь: «безъ князя что есмы зашли. Водь, Лугу, Пльсковъ, Лотыголу мечемь, того ся всего отступаемъ; а что есмы изъимали мужии вашихъ, а тѣми ся розмѢнимъ: мы ваши пустимъ, а вы наши пустите»; и таль пльсковьскую пустиша и умиришася. 

Приложение 3.

Отрывок из Ливонской рифмованной хроники о событиях 1242 года

2205         Есть город большой и широкий,

который также расположен на Руси:

он называется Суздаль. 

Александром звали того,

кто в то время был его князем:

2210        он приказал своему войску готовиться к походу.

Русским были обидны их неудачи;

быстро они приготовились.

Тогда выступил князь Александр

и с ним многие другие

2215        русские из Суздаля.

Они имели бесчисленное количество луков,

очень много красивейших доспехов.

Их знамена были богаты,

их шлемы излучали свет.

2220        Так направились они в землю братьев-рыцарей,

сильные войском.

Тогда братья-рыцари, быстро вооружившись,

оказали им сопротивление;

но их [рыцарей] было немного.

2225        В Дерпте узнали,

что пришел князь Александр

с войском в землю братьев-рыцарей,

чиня грабежи и пожары.

Епископ не оставил это без внимания,

2230        быстро он велел мужам епископства

поспешить в войско братьев-рыцарей

для борьбы против русских.

Что он приказал, то и произошло.

Они после этого долго не медлили,

2235        они присоединились к силам братьев-рыцарей.

Они привели слишком мало народа,

войско братьев-рыцарей было также слишком

маленьким.

Однако они пришли к единому мнению        

атаковать русских.

2240         Немцы начали с ними бой.

Русские имели много стрелков,

которые мужественно приняли первый натиск,        

[находясь] перед дружиной князя.        

Видно было, как отряд братьев-рыцарей

2245        одолел стрелков;

там был слышен звон мечей,

и видно было, как рассекались шлемы.

С обеих сторон убитые

падали на траву.

2250        Те, которые находились в войске братьев-рыцарей,

были окружены.

Русские имели такую рать,

что каждого немца атаковало,

пожалуй, шестьдесят человек.

2255        Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись,

но их там одолели.

Часть дерптцев вышла

из боя, это было их спасением,

они вынужденно отступили.

2260        Там было убито двадцать братьев-рыцарей,        

а шесть было взято в плен.

Таков был ход боя.

Князь Александр был рад,        

что он одержал победу.        

2265        Он возвратился в свои земли.

Однако эта победа ему стоила        

многих храбрых мужей,

которым больше никогда не идти в поход.

Что касается братьев-рыцарей, которые

в этом бою были        

2270        убиты, о чем я только что читал,

то они позже должным образом оплакивались

со многими бесстрашными героями,

которые по призыву бога

посвятили себя жизни среди братьев-тевтонцев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Мифы Древней Греции"

Данная методическая разработка может быть использована в урочной деятельности учителя как форма контроля после изучения темы «Древняя Греция», во внеурочной деятельности, при проведении пр...