Развитие Великого шелкового пути и система его маршрутов в период империи монголов (XIII-XIV вв.)
статья по истории
Торговля в средневековье - это один из важнейших элементов, составлявших государственную казну. В данный период, одним из наиболее значимых условий роста торгово‑экономических связей являлась безопасность транспортных маршрутов с доступными средствами транспортировки и торговыми рынками. Шелковый путь представлял собой систему, образованную караванными маршрутами, простирающимися от Китая до Средиземного моря. По прибытии монголов в Восточную Европу коммерческие и экономические отношения в этом регионе на некоторое время были нарушены. В конечном итоге, монголы объединили тюркские племена в регионе в централизованную и мощную государственную администрацию в связи с чем торговля получила новый импульс для развития. Начиная со второй половины XIII столетия основные торговые пути, соединявшие Западную Европу и Восточную Азию, в первую очередь караванные дороги Шелкового пути, переместились на север и начали пересекать территорию Восточной Европы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
А.В. Пичурина
учитель надомного обучения
ГБОУ ООШ № 460 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Развитие Великого шелкового пути и система его маршрутов
в период империи монголов (XIII-XIV вв.)
Аннотация: Торговля в средневековье - это один из важнейших элементов, составлявших государственную казну. В данный период, одним из наиболее значимых условий роста торгово-экономических связей являлась безопасность транспортных маршрутов с доступными средствами транспортировки и торговыми рынками. Шелковый путь представлял собой систему, образованную караванными маршрутами, простирающимися от Китая до Средиземного моря. По прибытии монголов в Восточную Европу коммерческие и экономические отношения в этом регионе на некоторое время были нарушены. В конечном итоге, монголы объединили тюркские племена в регионе в централизованную и мощную государственную администрацию в связи с чем торговля получила новый импульс для развития. Начиная со второй половины XIII столетия основные торговые пути, соединявшие Западную Европу и Восточную Азию, в первую очередь караванные дороги Шелкового пути, переместились на север и начали пересекать территорию Восточной Европы.
Ключевые слова: Великий Шелковый путь, средневековье, торговля, Восточная Европа, Азия.
С древности пути были артериями жизни. Именно они вначале объединяли людей, затем небольшие населенные пункты, а позже - города, страны, континенты, обеспечивая развитие экономических процессов и условия жизнедеятельности общества. Одним из таких всемирно известных путей, соединивших Азию с Европой, стал удивительный феномен – Великий Шелковый путь, не просто путь – дорога с несколькими крупными ответвлениями, а огромное, подвижное во времени историко-культурное пространство, по которому в древности и в Средние века шло сухопутное международное общение от крайних пределов Азии до стран Запада. Более 2000 лет назад эта «шелковая» торговая артерия тесно связывала исторические судьбы многих стран и народов и была бесперебойно действующим ретранслятором не только товаров и технологий, но и идей, религиозно-философских систем.
Направление маршрутов Великого Шелкового пути не было постоянным. Оно менялось в связи с изменениями политической обстановки в Центральной Азии и под влиянием климатических факторов и межгосударственных войн.
До сих пор не удалось обнаружить четко обозначенной дороги через Евразию. Исследователи обнаружили лишь разрозненные горные участки дороги и пешие тропы, которые нужно умудриться соединить воедино как пазл. Все эти дороги сходились в городах у оазисов, которые представляли собой самостоятельные города-государства.
Монгольская империя объединила мировую торговлю и утвердила значение Великого Шелкового пути как основной транспортной магистрали. Морской шелковый путь, начавшись в Южном Китае по мере развития технологии и навигации, превратился в морской путь через Индийский океан в Аравийское море, Персидский залив, Красное море и море Восточной Африки.
Наряду с материальными товарами по торговым путям перемещались идеи, знания и технологии. Торговля с далёкими странами познакомила европейцев с такими экономическими инструментами как векселя, депозитные вклады и страхование. Достижения исламских учёных в области математики, астрономии и других наук проникли в Африку, Восточную Азию и Европу именно в период монгольского мира. В Европу из Китая пришло книгопечатание и технология приготовления бумаги. В эпоху монгольского мира утвердились зачатки банковской системы, в том числе обмен денег и предоставление кредитов, что привело к росту торговых капиталов.
В истории Великого шелкового пути были три кратковременных периода, когда он почти полностью контролировался одним государством: Тюркским каганатом в последней трети VI в., империей Чингисхана во второй четверти XIII в. и империей Тимура (Тамерлана) в последней трети XIV в. Однако из-за высокой протяженности путей объединить их под единым контролем было чрезвычайно трудно. Чаще наблюдался «раздел мира» между несколькими крупными странами.
Последний взлет Великий шелковый путь пережил в XIII– XIV вв. , что связано с созданием огромной Монгольской империи, определенной стабилизацией отношений на торговых трассах. Покорив в 1210–1250-е гг. страны от Китая до Руси и Ирана, монголы смогли на полтора столетия обеспечить единый режим контроля на практически всем протяжении евразийских торговых путей. Хотя после смерти Чингисхана его империя быстро распалась, государства чингизидов образовали «квартет империй». Шелковый путь снова контролировали четыре империи — империя Юань в Китае, среднеазиатская империя (Джагатайский улус), иранская империя Хулагидов и Золотая Орда в Прикаспии и Причерноморье. Эти государства активно оспаривали друг у друга отдельные участки торговых путей (так, Закавказье стало ареной постоянной борьбы ханов Золотой Орды с ильханами Ирана). В целом же правители стремились обеспечивать безопасность купцам независимо от их веры и национальности. Во второй половине XIV в. Великий шелковый снова вошел в состояние упадка. «Квартет» монгольских империй распался на множество враждующих друг с другом государств. Попытка Тимура (Тамерлана) вновь объединить основные евразийские торговые маршруты в рамках новой империи дала лишь временный эффект. В созданной в 1370–1380-е гг. империи Тимура купцы, следующие по южной дороге, вновь получили надежную защиту. Но во время походов Тимура против Золотой Орды многие города Северного Причерноморья н Прикаспия, находящиеся на трассе Великого шелкового пути, были разрешены. Северная дорога пришла в запустение, а после того как государство Тимура распалось после его смерти, почти перестал использоваться и южный путь.
Закат Великого шелкового пути связывают, прежде всего, с развитием торгового мореплавания сначала арабов, а затем европейцев вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. Уже в XIV–XV вв. морская торговля стала привлекательнее ставших опасными сухопутных караванных путей. Ведь морской путь из Персидского залива в Китай занимал примерно 150 дней, в то время как караванный путь из Таны (Азов) в Ханбалык (Пекин) — около 300. К тому же один корабль перевозил столько же грузов, как и очень большой караван в 1 тыс. вьючных животных.
В результате этих геополитических и геоэкономических факторов к XVI в. Великий шелковый путь окончательно прекратил свое существование.
Библиографический список
Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого Шелкового пути. Диалог культур Европа-Азия, Отв. ред. Г.М. Бонград-Левин, Москва:Ком Книга, 2011.
Петров А.М. Великий Шелковый путь: о самом простом, но мало известном, Москва: Восточная лит., РАН, 1995.
Ставиский Б.Я. Великий Шелковый путь // Формирование и развитие трасс Великого шелкового пути в Центральной Азии в древности и средневековье, Ташкент, 1990.
Хансен В. «Великий Шелко- вый путь». М.: Центрполиграф, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров
Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...
Поддержка культурного самоопределения обучающихся в детском объединении «Шелковый путь».
Лыскина Наталья Александровна – педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории, руководитель детского объединения «Шелковый путь» культурологической направленности, Муниципальн...
Внеклассное мероприятие по истории. Великий Шёлковый путь. На восточном базаре
Театрализованое представление " Великий Шёлковый путь" это разработка внеклассного мероприятия, которое охватывает все классы. Мероприятие можно провести одновременно с изучением темы "Великий Шёлковы...
Элективный курс «Великий Шелковый путь и регионы России» - как средство реализации регионального компонента исторического образования
За последние десятилетия миллиардный Китай стремительно преодолел вековую отсталость и в начале третьего тысячелетия вырвался на оперативный простор динамического и поступательного...
Мастер-класс по пластилинографии "Великий шелковый путь"
Пластилинография – это техника, которая очень проста в исполнении, и не требует особых способностей. Увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически. Инструменты и материалы для ...
УРОК В 7 КЛАССЕ АВТОРАЛЛИ «ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ – 2017»
Ралли-рейд «Шёлковый путь» — международная автомобильная гонка, проходящая по бездорожью и дорогам общего пользования с соблюдением правил дорожного движения, проводи...
Новый шелковый путь- китайский язык (закрепление иероглифов)
Дополнителый материал для классов изучающих китайский язык (уровень B3)....