Работа с уч-ся ОВЗ на уроках истории
статья по истории (5, 6, 7, 8 класс)
Предварительный просмотр:
Работа с уч-ся ОВЗ на уроках истории
На своих уроках я применяю следующие образовательные технологии деятельностного типа:
1. коррекционно-развивающие;
2. проблемного обучения;
3. игровые технологии; проектные
4. информационно-коммуникативные;
5. здоровьесберегающие и другие.
На одном уроке можно применять весь комплекс перечисленных технологий деятельностного типа или использовать только одно из этих направлений.
Оптимальные условия для организации деятельности учащихся с ОВЗ на уроке заключается в следующем: новый учебный материал необходимо делить на небольшие фрагменты и представлять в наглядной форме, в условиях практической деятельности, использовать большое количество тренировочных упражнений для закрепления, многократно повторять усвоенное на разнообразном материале.
Планируя урок , я стараюсь учитывать особенности психофизического развития детей с ОВЗ, их индивидуальные возможности, обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Провожу уроки таким образом, чтобы в ходе обучения ребята не только осваивали учебный материал, но и постепенно исправляли недостатки психофизического развития.
В начале урока на этапе организационного момента включаются такие приёмы, как фантастическая добавка «Машина времени», элемент театрализации и постановка проблемы от лица исторического персонажа. Эти приёмы позволяют привлечь интерес учащихся к теме. Для актуализации уже имеющихся знаний по данной проблеме, применяется такой наглядный пример, как «Рюкзак в дорогу», «берём с собой» ленту времени, опорные картинки, иллюстрации к историческим событиям, «приглашаем в попутчики» уже известных нам исторических персонажей. Опора на наглядный материал помогает припомнить пройденный материал учащимся с низким уровнем развития памяти.
Дидактические задания предстают в форме коррекционных упражнений на доступном для учащихся уровне. Например, с целью развития поисковой деятельности учащихся использую следующие коррекционные задания:
- соедини стрелками даты и события, расположенные вразброс, убери лишнее;
- заполни пропуски (пропущены либо даты, либо события);
- расположи в хронологической последовательности (исторические события даны непоследовательно);
- даны таблица, схема: заполни недостающие пункты таблицы, подбери информацию к схеме; и т.д.
С целью развития мыслительной деятельности даю следующие коррекционные упражнения:
- «Исключение понятий». Зачитываются 5 слов. Четыре из них объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Ученики заслушивают эти слова в течение 10 секунд, а затем записывают лишнее слово, например: социал–демократы, эсеры, крестьяне, кадеты, монархисты;
- «Перечень заглавий к тексту». Берется небольшой рассказ или сообщение на историческую тему. К нему надо подобрать как можно больше заголовков, отражающих его содержание;
-«Выявление общих понятий»: дано обобщающее слово и к нему еще 3 слова. Выбрать из этих трех слов одно, которое больше всего подходит к обобщающему и подчеркнуть его. Например, декрет (партия, указ, религия),таможня (город, ремесло, граница),христианство (объединение, религия, схема);
- «Упражнения в анализе и синтезе». Тест «Анаграмма». По данной анаграмме найти исходное слово.
ТИБАБ – БИТВА, РЬАЦ – ЦАРЬ , ХАНОМ – МОНАХ
НЬАД – ДАНЬ , КАКСАБ – БАСКАК
Усложнение задания: реши анаграмму и исключи лишнее по смыслу слово: ЗАУК, НОКЗА, КАТЕРД, ТАДА (Указ, Закон, Декрет, Дата).
Для развития активного словаря учеников предлагаю следующие задания:
- Метод словесной ассоциации по схемам: в ответ на слово учителя необходимо в качестве ответа использовать только прилагательные (битва – жестокая, иго – ордынское, побоище – Ледовое, князь – Великий, летопись – древняя…) или только глаголы (царь – приказывает, полководец – командует, ученый – изобретает...).
Приведу пример технологии проблемного обучения. Урок истории в 8-а классе по теме «Отечественная война 1812 года». Познакомьтесь с таким фактом:
- Наполеон в Бородинской битве потерял 58 тысяч солдат, 1600 офицеров и 47 генералов, т.е. 23% личного состава. К вечеру 26 августа французы захватили все позиции русских. Им удалось сохранить 20-ти тысячный резерв.
· А вот другой факт:
- Кутузов при Бородино потерял 38 тысяч солдат, 1500 офицеров, 29 генералов, т.е. 25% личного состава. Русские войска оставили свои позиции и отступили с поля боя. Резервы были практически исчерпаны. Не удалось решить главную задачу - спасти Москву.
· Работая в парах, сравните эти два факта. Что вас удивляет?
- Почему Наполеон считал себя победителем генерального сражения? Почему ни русская армия, ни её полководец не чувствовали себя побежденными, даже пожертвовав Москвой?
· Удивились? Обсудите в парах, какой у вас возникает вопрос. Сформулируйте его.
ПРОБЛЕМА (вопрос на доске): Кому принадлежит победа в Бородинском сражении?
В среднем звене - в 5-9 классах успешно применяю игровые технологии. Игра на уроке истории и обществознания - активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, пробуждают интерес к предмету, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к заданию, которое заложено в содержании игры. Урок «Как жили древние охотники, кочевники, собиратели. Новые занятия людей» провожу как урок-игру, или на уроке можно частично использовать игровую технологию. Во внеурочной деятельности провожу «Свою игру», обобщив знания по разделам «Древний мир» и, частично, «История вещей. Занятия человека на Земле». При проведении такого внеурочного занятия у детей с ОВЗ из 6 класса с привлечением обучающихся из 5 класса, добиваюсь следующих целей: повышение мотивации, образное восприятие учебного материала, коммуникативные навыки работы.
Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности исторического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач. Я использую такие игры, как «Чистая доска», «Мнемотехника», «Поле чудес», «Поймай рыбку» (на запоминание дат), «Древо познания» и многие другие. Игра «Хорошо – плохо» направлена на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирование представлений о том, как устроено противоречие. Учащиеся ищут в заданной ситуации плюсы – кому выгодно данное событие и минусы – кому данное событие было не выгодно.
Проектная технология. На мой взгляд, такие дети лучше всего проявляют себя в творческих проектах. Эту технологию использую на уроках, предполагающих или допускающих элементы творчества, например, при изучении темы «Огонь в жизни древнего человека. Огонь, глина, гончар» можно предложить ребенку пофантазировать и составить мини-проект. В прошлом году ученица 6 класса с ОВЗ посещала мои занятия внеурочной деятельности по научно-исследовательским проектам. Это обучающаяся с интеллектуальными нарушениями, исследовательской деятельности не получилось, но ей вполне успешно удалось составить две презентации («Розы» и «Песец»). Конечно, на каждом занятии приходилось заново объяснять ей приемы работы с компьютером, клавиатурой и мышкой, но мотивация девочки была столь велика, что она не пропускала ни одного занятия и сумела доделать до конца обе презентации.
Очень важно научить детей с ОВЗ работать по алгоритму. Для этого необходимо составить памятки-алгоритмы для пересказа, для работы с картой, для работы с текстом учебника. Пример памятки при работе с текстом (6 класс):
1. Внимательно прочитайте текст
2. Выделите основную мысль текста. О чем в нем говорится?
3. Если после текста есть вопросы, ответьте на них. В более старших классах памятку дополняю пунктами о выделении основных понятий, дат и т.д. При пересказе важно ответить на вопросы «Кто? (Что?) Где? Когда?» Ответ на вопрос «почему?» иногда вызывает трудности.
Объяснение на уроке новой темы может происходить при помощи распечатанных рабочих листов активности с отсутствующими связями, понятиями. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности. По ходу урока ребята заполняют рабочие листы, слушая объяснения учителя, читая текст учебника. Этот прием очень эффективен, т.к. позволяет учащимся самостоятельно получать знания и запоминать их.
Многие дети с ОВЗ очень медленно пишут или не могут писать вообще. Для упрощения данной задачи используются исторические диктанты. Например, исторический диктант «Афины и Спарта» для учеников 5 класса. Ученик пишет только два слова: «Афины» и «Спарта». Учитель произносит различные факты, имена, названия, связанные с одним из этих полисов. Все они пронумерованы. Ученик должен поставить цифру напротив того названия полиса, которому принадлежит данный факт, событие или имя. Например, 1 – Солон. Поскольку Солон – это человек, бывший архонтом в Афинах – цифра 1 ставится напротив слова Афины.
Данное задание позволяет тем детям, которые быстро утомляются при письме, писать немного, поскольку нужно ставить только цифры. Главное внимательно прочитать или прослушать инструкцию. Процесс выполнения данного задания можно еще более упростить. Например, разрезать текст на отдельные части и предложить ученику разложить на парте в соответствии с тем, какому полису принадлежат данные слова. Также, различной может быть система оценок данного задания. Задание может проверить учитель, а могут проверять ученики друг у друга, или сами у себя. Рецензия на ответ товарища способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности.
Одним из важных видов деятельности на уроке истории является работа с исторической картой, которая позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
Современным школьникам, которые сегодня на «ты» с телевизором, компьютером, Интернетом, известны различные источники информации, но они пока не умеют использовать её для собственного развития, которое включает не только получение информации, но умение самостоятельно и эффективно с ней работать. Это стало ещё одной актуальной проблемой обучения в современной школе. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание уделяю самостоятельной работе учащихся: давать опережающие задания, например, подготовить сообщение, доклад, составить презентацию к уроку, используя материалы интернета. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий. Привлечение учащихся с ОВЗ в ходе урока к помощи в прочтении, пролистывании мультимедийной презентации способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности, облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
ИКТ играют важную роль в проведении контрольно – обобщающих уроков. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, карт (показать на примере). Такие задания очень нравятся учащимся, и они с желанием идут отвечать. Получив хорошую оценку- радуются, плохая же оценка побуждает переделать, попробовать еще раз. Причем, вопросы и варианты ответов каждый раз перемешиваются. Я не препятствую этому, т.к. в процессе многократного повторения учебного материала в такой форме происходит развитие долговременной, устойчивой памяти.
Появление ИКТ в школе позволило показывать видеоуроки по истории и обществознанию на различные темы, показывать видеосюжеты, отрывки из учебных и художественных фильмов.
От учителя - основной фигуры педагогического процесса - в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии.
К воздействию на физическое здоровье во время уроков отношу, прежде всего, сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Во избежание усталости учащихся чередую различные виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся. Организую выполнение разноуровневых заданий, индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на уроке.
Таким образом, для обеспечения получения детьми с ОВЗ качественного образования необходимо:
во-первых, использовать дифференцированный подход, учитывая индивидуальные особенности обучающегося,
во-вторых, заинтересовать ребенка, создать ситуацию успеха для каждого ученика,
в-третьих, способствовать адаптации и формированию коммуникативных компетенций учащихся.
Привлекая детей с ОВЗ к занятиям во внеурочной деятельности, стараюсь решить сразу несколько поставленных целей. Используемые на уроках образовательные технологии и приемы обязательно должны подстраиваться и подходить к каждому ученику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриянова Т.А. Доклад «Обучение детей с ОВЗ на уроках истории в рамках инклюзивного образования»// Kopilkaurokov.ru : Интернет-портал [Электронный ресурс].
2. Конституция РФ. Федеральные конституционные законы. С новыми поправками. – М.: Мартин, 2018.
3. Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Проект. 2013 г. // ФГОС: Интернет-портал [Электронный ресурс].
4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года// Интернет-портал [Электронный ресурс].
5. Асмолов А.Г. Принципы системно-деятельностного подхода - конкретно-научной методологии изучения человека в психологии // Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. - М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007 - с. 117-184.
6. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки в учебной деятельности: Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: диссертация кпн: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2001 - 236 с.
7. Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении. - М.: Вита-пресс, 2008
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Применение технологии проектного обучения на уроках истории и во внеурочное время"
В концепции модернизации российского образования сформулирована основная задача общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, навыков а также опыт самостоятельной де...
ОПЫТ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ "ИКТ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ"
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ МКОУ СОШ №2 СТЕПНОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ЛАСЛОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ АНДРЕЕВНЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Использование ИК...
Опыт работы "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"
"Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории"...
Статья в методический журнал "Уровневая дифференциация при организации работы учеников в малых группах на уроках истории" (8класс, тема: «Отечественная война 1812 года»)
В природе человека изначально, на генном уровне, заложено стремление к самореализации, раскрытию сущностного, творческого потенциала личности. Ни для кого не секрет, что современное образование готови...
Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках истории
В данной статье раскрывается вопрос о работе с детьми с ЗПР. Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудн...
Практическая работа с историческими письменными источниками на уроках истории в 11 классе (примеры текстов)
Работа с письменными источниками...
Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)
Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...