Особенности работы с детьми с ЗПР на уроках истории
статья по истории на тему
В данной статье раскрывается вопрос о работе с детьми с ЗПР. Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудности в усвоении материала, не терять интерес к предмету. В своей педагогической деятельности учитель может и должен использовать систему коррекционно-развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать некоторые мыслительные умения учащихся, кроме того, одним из эффективных средств коррекции недостатков психического развития учеников являются дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_zpr_na_uroke_istorii.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
Коррекционно-развивающая работа с детьми ЗПР на уроках истории.
При системной лечебно-коррекционной работе, начиная с раннего возраста, многие дети с ЗПР могут получать образование.
Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей индивидуально-дифференцированный подход к обучению с учётом уровня интеллектуального развития ученика, а также его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков. Учитель должен начинать свою работу по предмету с изучения психофизических особенностей учащихся класса, с анализа индивидуальных возможностей и прогнозирования трудностей в усвоении преподаваемого предмета.
Важный вопрос, на который ищет ответ каждый учитель, как создать такую учебную мотивацию, которая поможет ученику преодолевать трудности в усвоении материала, не терять интерес к предмету. Оценка, по-прежнему, является важным стимулом учебной деятельности.
Работая в школе, обращаешь внимание на трудности, которые не позволяют учащимся усвоить и показать свои знания на хорошем уровне. Прежде всего, это нарушения устной связной речи и чтения. Страдает темп и внятность речи, затруднено понимание научного текста. Поэтому проверить знания традиционным способом трудоёмко для учителя и учащимся непросто удержать внимание при ответе одноклассника.
В своей педагогической деятельности учитель может и должен использовать систему коррекционно-развивающих заданий разных уровней сложности, которые помогают формировать некоторые мыслительные умения учащихся, кроме того, одним из эффективных средств коррекции недостатков психического развития учеников являются дидактические игры. Дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует учитель, и игровую, ради которой действует ребёнок. В процессе игры у школьников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Дидактическая игра может быть использована на различных этапах занятия, особенно она целесообразна на этапах повторения и закрепления материала.
В виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема занятия.
Например, для развития анализа и синтеза, учащимся можно предложить решить анаграмму (зашифрованное слово):
2,4,8,1,6,7,3,5,4,9,2,12
11, 14, 4, 17, 13, 2, 12
Ключ:
М-11, О-14, А-16, И-2, Н-4, Д-8, У-1, Л-6, Ь7, Г-3, Е-5, Ц-9, Я-12, Р-17, Х-13
Расшифруй слово
Почему эти слова написаны рядом?
Игра почтальон
Продолжи слово
Прочти послание
Рисунчатое письмо
«Исторические загадки»
1. Он был царем.
Потом завоевал Египет.
И стал хозяином корон
Повелевать стал всеми… (Фараон).
2. Не один год, не один раб
Ее строили за просто так.
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить. (Пирамида).
3. Царь в Вавилонии когда-то был
Могущественным, знаменитым слыл.
От рабства подданных он защитил.
Законы царские он учредил. (Хаммурапи)
При проведении урок целесообразно начать с чтения опорного конспекта домашнего задания. В процессе повторения устанавливается контакт с ребенком, идет установка рабочей атмосферы.
После этого ученик должен ответить на поставленные учителем вопросы. Основная трудность здесь заключается в том, чтобы уловить суть ответа и понять глубину знаний ученика. На данном этапе учителю иногда необходимо проявить терпение. Не стоит торопить ученика, надо дать ему возможность отдохнуть, помочь произнести слова, формулировать фразы.
Несмотря на то, что история – устный предмет, необходимо задавать ребёнку письменные задания. Это способствует развитию мелкой моторики. Известно, что речевые центры головного мозга расположены рядом с центрами мелкой моторики. Таким образом, развивая мышцы рук, мы развиваем речь. Когда ученик записывает опорные слова, у него формируется визуальная и моторная память, что для таких детей очень важно.
Историческая карта – один из источников знаний на уроке, который позволяет зрительно, мысленно ощущать сопричастность с окружающим миром. Карта служит и наглядным пособием, и объектом изучения, и источником знаний. Одна из целей моих уроков - научить учащихся читать карту, составлять описание событий по тематическим картам. Я говорю ученикам, что невозможно выучить всё, но надо уметь извлекать информацию из различных источников, в том числе и из различных по тематике карт.
Работа с контурной картой также помогает ученику развивать пальцы рук, внимание, навыки ориентации, аккуратность. Но надо учитывать, что ребёнок ЗПР, не сможет идеально выполнить столь сложные задания. Поэтому, выполняемые задания в контурной карте, должны подбираться учителем с учётом индивидуальных особенностей учеников. А предъявляемые требования должны быть снижены.
Работа с тетрадью помогает ученику формировать координацию кисти руки и в то же время упрощает задачу запоминания материала.
В процессе объяснения новой темы целесообразно, как было указано ранее, составлять опорный конспект или план изучаемого материала. Подробно составленный план-конспект поможет ребенку усвоить и выучить материал урока, а затем воспроизвести его.
Если материал урока достаточно сложен, то хорошо помогает наглядность. Я часто применяю презентации, видеофрагменты, схемы. В отдельных случаях хорошо совместно с учеником составить схему.
Для объяснения материала целесообразно использовать тематические таблицы. Это позволяет ребёнку выделить для себя основные тезисы определённой темы, способствует развитию зрительной памяти, которая впоследствии сработает в необходимый момент. Возможно использовать таблицы при опросе ученика. В таблицах, как правило, отражается основа изучаемого материала, а учащийся должен дать развёрнутый ответ. Это помогает избежать излишнего волнения и обеспокоенности ученика.
Я предложила ребятам следующий подход к выбору домашнего задания и оцениванию его в классе.
Детям даётся на выбор домашнее задание:
ответы на вопросы к параграфу, к документу тли творческое задание.
Критерий оценки следующий:
- ответ на все вопросы – «5»;
- ответ на один вопрос – «3»;
- ответ на большую часть вопросов – «4».
При опросе ребята делятся на отвечающих и экспертов по одному и тому же заданию. Таким образом, сразу два человека получают оценку за одно задание.
Эксперт оценивает ответ ученика по следующей схеме-опоре:
Мне ответ понравился.
Весь материал изложен (не) полностью.
Соответственно (не) хочу добавить следующее …
Ученик (не) следил за культурой речи.
Я оцениваю его работу на …
Схема-опора есть у каждого ученика.
При таком подходе есть определённые плюсы.
Создаётся ситуация успеха для каждого ученика:
- ученик сам выбирает уровень (по возможности, по времени, по состоянию здоровья, и т.д.);
- добавляя при опросе других учеников, он может заработать дополнительные баллы к своему ответу
- экономия времени на уроке при опросе домашнего задания.
Ученик самореализуется в учебных отношениях.
Появился стимул и возможность получать хорошие оценки и ушёл страх за двойку и невыполненное домашнее задание, т.к. всегда находят задание по силам.
Таким образом, дифференцированная оценка результата самостоятельной учебной деятельности на уроках истории позволяет внедрять в учебный процесс технологию личностно-ориентированного развивающего обучения.
Учителю необходимо быть терпеливым и наблюдательным. Дети не учатся беспрерывно, они нуждаются в отдыхе. На уроках я провожу паузы разгрузки в виде физминуток.
Педагогу необходимо помнить о поощрении и похвале даже при незначительных успехах. Это вселяет уверенность в ученика. Критика должна быть строго дозирована. Оценку за ответ необходимо чётко аргументировать, т.к. дети не всегда могут быть к себе объективны.
Заключение
Хорошо построенная и тщательно разработанная программа обучения детей с ЗПР должна помочь ребенку продвинуться гораздо дальше, чем это было бы возможно без посторонней помощи.
В процессе занятия с ребенком необходимо помнить, что усвоение учебного материала должно параллельно формировать коммуникативные качества, обогащать эмоциональный опыт, активизировать мышление, проектировать общественные взаимодействия и формировать личностную ориентацию.
Список используемой литературы
- Детский церебральный паралич Хрестоматия / составители Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. - СПб., «Дидактика Плюс», 2003.
- Основы специальной психологии
под ред. Л.В. Кузнецовой 3-е изд. М.: «Академия»,2006
- Специальная психология
под ред. В.И. Лубовского - 2-е изд. Испр. - М.: 4.
- Психология детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. М.: ВЛАДОС, 2004
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://www.bestreferat.ru/referat-301883.html
http://festival.1september.ru/articles/621604/
http://doorinworld.ru/stati/314-dczp-detskij-czerebralnyj-paralich
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках географии
В последние годы для большинства стран мира, в том числе и для России, характерноувеличение числа детей, испытывающих значительные трудности в обучении поразличным причинам.По данным научного це...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
В статье рассмотрены особенности детей с ОВЗ и методы работы с ними...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
За основу обучения детей с ОВЗ английскому языку ставлю обучение чтению и изучение лексических единиц, а письмо использую как средство обучения. Дети с ОВЗ испытывают определенные трудност...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках музыки
В статье рассматриваются коррекционные задачи, технологии, которые я использую в работе, основные виды деятельности при работе с детьми с ОВЗ....
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языкаОсобенности работы с обучающимися с задержкой психического развития. Современные педагогические технологии обучения и воспитания учащи...
Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
1. Обеспечение подвижной деятельности детей.2. Частая смена деятельности.3. Погружение в языковую среду.4. Многокраатное аудирование вводимых структур.5. Преемственность и постоянное повторение матери...
«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях инклюзии»
В статье представлен опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзии...