Технологическая карта урока «Отмена крепостного права в России».
план-конспект урока по истории (8 класс)

Класс: 8

Тема урока: «Отмена крепостного права в России».

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны.

Задачи:

Образовательная – знать основные положения реформы, представлять порядок ее проведения, понимать значение и последствия

Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению; способствовать формированию навыков получения информации из различных источников (исторической карты, документов, статистических таблиц, учебников, художественных произведений), умения систематизировать информацию, учиться прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.

Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости, к истории своего Отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории России

Разработал: Андреева Евгения Вячеславовна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Баскаковская средняя школа»

Класс: 8

Тема урока: «Отмена крепостного права в России».

Тип урока: формирование новых знаний.

Цели: создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление об отмене крепостного права как «Великой реформе», имеющей огромное значение для дальнейшего развития страны.

Задачи:

Образовательная – знать основные положения реформы, представлять порядок ее проведения, понимать значение и последствия

Развивающая – развивать интерес к истории, мотивацию к учению; способствовать формированию навыков получения информации из различных источников (исторической карты, документов, статистических таблиц, учебников, художественных произведений), умения систематизировать информацию, учиться прослеживать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения на события, продолжать развитие коммуникативных навыков.

Воспитательная - акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости, к истории своего Отечества, к людям, посвятившим жизнь реформированию России.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Цели и задачи урока направлены на достижение обучающимися:

1. Личностных результатов:

- формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи,

- складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях истории России.

2. Метапредметных результатов:

В области регулятивных УУД:

- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса),

- осуществлять целеполагание,

- планировать пути достижения цели,

- самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале,

- самостоятельно контролировать своё время,

- осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами).

В области познавательных УУД:

Общеучебные:

- строить речевое высказывание в устной и письменной форме,

- владеть смысловым чтением,

- реализовывать исследовательскую деятельность,

- искать информацию,

- структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Логические:

- установливать причинно-следственные связи,

- анализировать,

- делать выводы.

В области коммуникативных УУД:

- организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять функции участников, способы взаимодействия,

- участвовать в коллективном обсуждении проблем,

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В области личностных УУД:

- осуществлять нравственно-этическое оценивание

3. Предметных результатов:

- формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

- создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа.

- ознакомление обучающихся с важнейшими событиями отечественной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.

Технологии и методы работы: проблемного обучения, частично-поисковый

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

Используемый материал Интернет урока

Формируемые УУД

Опережающее мотивационное домашнее задание:

В Нидерландах этот вид социальной зависимости отменили в XI веке, в Великобритании – в XII, во Франции – в XIV. Из всех так называемых цивилизованных стран позже России это социальное явление прекратило существовать только в США. О каком явлении идет речь в тексте? Как его отмена повлияла на развитие таких стран как Нидерланды, Великобритания, Франция? Почему в России это произошло позже и каковы основные причины отмены этого социального явления?

Регулятивные: самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале 

Познавательные: реализовывать исследовательскую деятельность, искать информацию,  структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы

Организационный момент

Проверка опережающего мотивационного домашнего задания.

О каком социальном явлении шла речь в домашнем задании?

Соотнесите выписанные вами причины отмены крестьянской реформы с данными МЭШ. Исправьте ошибки или дополните данные.

Основной материал Интернет урока. Блок «Причины и предпосылки крестьянской реформы»

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Определение темы урока, определение целей и задач урока, постановка проблемного вопроса, выдвижение гипотезы

Назовите главную задачу с которой должен был справится император Александр I? Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему урока.

Каковы цель и задачи урока?

Ознакомьтесь с реакцией на реформу различных слоёв общества и предположите, почему она такой была?

На основе вышесказанного можно сформулировать проблемный вопрос: Почему различные слои общества неоднозначно восприняли реформу 1861 года?

Гипотеза: Различные слои общества неоднозначно восприняли реформу 1861 года, потому что она носила противоречивый характер.

Основной материал Интернет урока. Блок «Социальная реакция на крестьянскую реформу 1861 года»

Регулятивные: определение индивидуальных и коллективных учебных задач осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели.

Познавательные: выявление существенных признаков объекта, формулирование проблемы Коммуникативные: выслушивание мнения других, владение культурой речи

Актуализация опорных знаний.

Изучите материал и вспомните, какие российские монархи до Александра II ставили на повестку дня вопрос об отмене крепостного права и чем закончились их подходы к этой проблеме. Какие политические деятели им в этом помогали?

Основной материал Интернет урока. Блок «Вспоминаем, узнаём, размышляем»

 

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

Познавательные: строить речевое высказывание в устной и письменной форме, выстраивать последовательность описываемых событий, анализировать, делать выводы.

Коммуникативные: выслушивание мнения других, владение культурой речи

Осмысление и первичное усвоение новых знаний и способов усвоения

Изучите информационный материал и подумайте, насколько реформа Александра II была обеспечена кадрами, способными её разработать и провести наилучшим возможным образом.

Как вы думаете, достаточно было для разработки и информационного обеспечения, пропаганды в обществе крестьянской реформы только усилий либеральной бюрократии? Если нет, то участие представителей каких групп населения было для этого необходимо? Свой ответ аргументируйте.

Изучите информацию о разработке содержания реформы. Проанализируйте роль различных социальных групп в подготовке и продвижении реформы.

Основной материал Интернет урока. Блок «Творцы «Великих реформ» и их оценки». Выполнение проверочного задания: Основной материал Интернет урока. Блок «Дискуссия по крестьянскому вопросу»

Основной материал Интернет урока. Блок «Процедура разработки содержания крестьянской реформы». Выполнение проверочного задания: Рубрика «Тренируемся. Деятели крестьянской реформы. Подготовка крестьянской реформы»

Регулятивные: классификация информации

Коммуникативные: организация совместной деятельности, выслушивание мнения других, владение приемами риторики.

Познавательные: работа с документом, владение компонентами доказательства, установление причинно-следственных связей.

Группа 1 Осмысление и первичное усвоение новых знаний с позиции консервативных дворян

Группа 2 Осмысление и первичное усвоение новых знаний с позиции крестьян

Группа 3 Осмысление и первичное усвоение новых знаний с позиции радикальной интеллигенции

.

Задание группам: Изучите текст Манифеста от 19 февраля 1861 года и с позиции своей социальной группы укажите, какие стороны реформы вызывают у вас неприятие или опасения, какие внушают оптимизм, оцените необходимость реформы с точки зрения совей социальной группы, попробуйте спрогнозировать, как сложится жизнь данной социальной группы после крестьянской реформы.

Проверка освоения изученного материала, обмен информацией между группами.

Перечислите основные положения крестьянской реформы. Проверка по схеме в МЭШ Определите прогрессивные и реакционные положения крестьянской реформы. Проверка по схеме в МЭШ.

Основной материал Интернет урока. Блок «Содержание крестьянской реформы от 19 февраля 1861 г.», «Проведение крестьянской реформы».

Основной материал Интернет урока. Блок «Значение крестьянской реформы 1861 г. для дальнейшего развития России»

Регулятивные: классификация информации

Коммуникативные: организация совместной деятельности, выслушивание мнения других, владение приемами риторики.

Познавательные: работа с документом, владение компонентами доказательства, установление причинно-следственных связей.

Рефлексив ный

Глядя на схему «Значение крестьянской реформы 1861 г. для дальнейшего развития России», какой можно сделать вывод? Подтвердилась ли гипотеза урока: Различные слои общества неоднозначно восприняли реформу 1861 года, потому что она носила противоречивый характер?

Проверка усвоения материала

Самооценивание учащихся. Выставление отметок.

 

Основной материал Интернет урока. Блок «Результаты и последствия отмены крепостного права в России»

Регулятивные: осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами)

Личностные: осуществлять нравственно-этическое оценивание

Познавательные: установление причинно-следственных связей анализировать,

- делать выводы

Домашнее задание

Почему было неизбежно системное проведение реформ? Выявите предпосылки и причины развития реформаторского курса после отмены крепостного права. Какие области общественной жизни требовали изменения и почему?

Регулятивные: прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса),  осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, самостоятельно контролировать своё время,  осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами).

Познавательные: владеть смысловым чтением,  реализовывать исследовательскую деятельность, искать информацию, структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий, установливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России".

Презентация к уроку "Отмена крепостного права в России", по истории России для 8 класса, по учебнику Данилова А. А.. В презентации рассматриваются вопросы: личность Александра II, причины отмены крепо...

Конспект урока. Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г.

Отмена крепостного права в России. Крестьянская реформа 1861г....

Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".

Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...

открытый урок "отмена крепостного права в России"

Отмена крепостного права в России для 9 класса...

Технологическая карта урока "Отмена крепостного права"

технологическая карта урока "Отмена крепостного права" включает цель, задачи, этапы урока, виды деятельности учителя и учащихся,педагогические методы и приемы...

презентация плана урока "Отмена крепостного права в России"

презентация содержит план урока "Отмена крепостного права в России"...