Урок-дискуссия "Политический портрет М.С Горбачева"
план-конспект урока по истории
Урок-дискуссия "Политический портрет М.С Горбачева" 10 , 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
politicheskiy_portret_gorbacheva.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – дискуссия «Политический портрет М.С. Горбачева» (11 класс)
Кадникова Светлана Юрьевна, учитель истории и обществознания
Цель урока:
через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему оценивания политической деятельности М. С. Горбачева
Прогнозируемые результаты
личностные:
- Формирование собственного взгляда обучаемого на данную историческую проблеучить проверять себя;
- учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
- Воспитывать потребность заниматься самостоятельной
интеллектуальной деятельностью, способствовать воспитанию гражданственности,
метапредметные:;
- Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.
- определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.
- умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, находить сущность, соотносить имеющиеся знания с новыми, обобщать, делать выводы.
предметные:
- Сформулировать знания учащихся об основных периодах перестройки.
- Организовать осознание учащимися сущности основных законов эпохи, изменения на их основе в характере государства и статусе личности, противоречия законодательства и реальной жизни.
Проведению интегрированного урока-дискуссии предшествует подготовительная работа. На первом этапе класс делится на три условные группы: сторонников, противников и экспертов. Затем проводятся консультации с группами, учащиеся работают с предложенной дополнительной литературой, обсуждают вопросы с родителями как реальными очевидцами происходивших событий. Устраиваются просмотры имеющихся в кабинете истории наборов видеофильмов по данной теме.
При подготовке к уроку учитель является консультантом. В ходе же самого урока главное – не мешать учащимся самостоятельно вести дискуссию, координировать их действия, если нужно – уточнять или корректировать излагаемый материал.
В ходе урока последовательно обсуждаются следующие темы:
- «Антиалкогольная кампания и борьба с нетрудовыми доходами: за и против».
- «Изменения в экономике – курс на ускорение».
- «Распад СССР или развал СССР».
В ходе урока используется фрагмент видеозаписи с выступлением М.С. Горбачева на XIX партконференции. На доске записывается тема дискуссии и цитаты из книги М.С.Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира»:
«Перестройка – это назревшая необходимость, выросшая из глубинных процессов развития нашего общества.
Вниманию школьников предлагается схема «Эволюция перестройки»:
1-й этап: апрель 1985 г. – июнь 1989 г.:
От власти партократии к Советам;
Законодательно закреплен принцип народовластия.
2-й этап: июнь 1989 г. – 12 июня 1990 г.:
Консолидация;
Формирование партий;
Провозглашение суверенности в рамках Союза.
3-й этап: июнь 1990 г. – 21 августа 1991 г.:
Попытка военного переворота.
Памятка участнику дискуссии:
Умей выслушать;
Главное – факты и логика;
Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Вводное слово учителя.
Для чего люди идут в политику? Для одних это увлекательная, хотя и опасная игра в политическом театре, другие удовлетворяют свою страсть к власти, третьи думают о богатстве и привилегиях. Для многих политика – это служение державе, народу или идее. Для иных – просто служба. Иногда – это семейная традиция, иногда – призвание… Невольно возникает вопрос: для чего пришел в политику М.С.Горбачев? Работая над темой сегодняшнего урока, мы попытаемся проанализировать его деятельность, позицию, его реформы и преобразования.
О М.С.Горбачеве до сих пор можно услышать абсолютно полярные мнения. Одни ставят ему в заслугу мужество, умение взять на себя ответственность, другие обвиняют в развале СССР и негативных последствиях реформ (кризисе в экономике и политике), которые мы переживаем до сих пор. Участвуя в дискуссии, Вы попробуете дать свою оценку деятельности М.С.Горбачева. Не следует претендовать на истину, но нужно стремиться приблизиться к ней.
Политический портрет – это прежде всего портрет личности, который следует начать с краткого биографического экскурса.
Сообщение сведений о биографии М.С Горбачева
Задания рабочим группам.
Сторонникам: Горбачева: используя материалы СМИ и учебного пособия, подобрать факты, положительно характеризующие М.С.Горбачева как политика и реформатора.
Противникам: Горбачева: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности Горбачева.
Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.
Обсуждение и выступление групп проходит по основным этапам деятельности Горбачева в процессе перестройки (схема на доске).
- Антиалкогольная компания: за и против.
- Выстуление противников
- Выступление сторонников
После выступления групп, слово предоставляется экспертам.
- Антиалкогольная компания: за и против.
- Нельзя оправдывать Горбачева тем, что он не знал, что будет после «Указа о борьбе с пьянством и алкоголизмом». Горбачев вырос в русской среде и должен был понимать, что злоупотребление спиртным для нее характерно и «с наскока» проблемы не решить. Кроме того, именно продажа спиртного обеспечивала значительную часть доходов бюджета. Это был неудачный шаг.
Нельзя считать, что именно указ спровоцировал общество на самогоноварение и т.п. Это было и раньше, просто обстоятельства вскрыли пороки общества.
В какой-то степени это действительно был просчет, но обвинение Горбачева в недальновидности безосновательно. Не может человек все предусмотреть. А результаты были: в первый же год сократилось потребление алкоголя, не было такого пьянства.
- Учитель.
Изучая тему «Власть и политика», мы говорили о главном требовании к руководителям любого уровня – об ответственности, об умении предвидеть последствия своих решений и просчитывать ситуации. Поэтому за просчеты, конечно, должен ответить инициатор реформ.
- Борьба с нетрудовыми доходами.
- Эксперты. Трудно было делать первые шаги, и они, скорее всего, были спонтанными. Чтобы бороться с теневой экономикой, нужны силы, сторонники. В период проведения реформ эти силы только еще консолидировались.Вероятно, это были популистские реформы. После застоя любые нововведения воспринимались как существенные действия, направленные на изменение общества. Так Горбачев зарабатывал политический авторитет.
- Изменения в экономике – курс на ускорение.
- Эксперты. Конечно, обвинять одного Горбачева нельзя, он решал не единолично, но, поскольку инициатива исходила от него, то, конечно, и ответственность лежит прежде всего на нем.Спад в экономике начался не при Горбачеве, а еще в период правления Брежнева. Если бы не начались преобразования, то положение было бы еще хуже. Его шаги оказались недостаточно продуманными, но они высветили проблему. Да и безынициативность и бездеятельность государственно-хозяйственных органов нужно было прекратить.
- Распад СССР или развал СССР?
- Учитель обращает внимание учащихся на то, что рассмотренные проблемы касались внутренних преобразований. А чаще всего в адрес Горбачева звучит обвинение в развале Советского Союза.
- Эксперты. Горбачев в целом действовал в рамках Конституции, хотя были и неконституционные действия. Он действительно предпринимал попытки реорганизовать СССР. По его инициативе был проведен референдум, и ¾ голосовавших высказались за сохранение Союза. Но процесс выхода из Союза республик уже невозможно было остановить. В апреле 1991 г. было подписано Соглашение Президента СССР и представителей девяти республик о заключении нового союзного договора. Этот шаг подтверждает стремление Горбачева сохранить СССР.
Далее учитель подводит учащихся к пониманию роли личности Горбачева в перестроечных процессах с учетом мнений сторонников, противников и экспертов, формулирует итоги дискуссии и предлагает фрагмент видеозаписи выступления М.С.Горбачева на XIX партконференции.
Мнения учащихся по итогам дискуссии.
Обобщающее слово учителя.
В ходе дискуссии мы с Вами рассмотрели некоторые направления реформ М.С.Горбачева. Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались и нравственно тупели. Это не только более или менее четкое призвание общественного тупика, куда мы зашли к концу века. Это и свет в конце туннеля.
Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы ни клеймили наше государство. И в этом заслуга Горбачева и многих из тех людей, которые пришли с ним, даже если они им и были потом отброшены как отработанный материал.
Самое позитивное, что привнес Горбачев – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым бесперспективным порядкам. В период перестройки мы стояли на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, включая, конечно, экономику, направо – возвращение к старым авторитарно-административным методам. Сегодня мы можем смело сказать, что второе невозможно. А продолжение пути зависит от Вас – поколения, которое извлечет уроки из ошибок перестроечных процессов, использует эти уроки для прогресса общества.
Источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»
Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему оценивания политической деятельности М. С. Горба...
Презентация к уроку истории "Политика М.С. Горбачева".
Презентация может быть использована как дополнительный материал при подготовке к ЕГЭ....
Обучение чтению на уроке французского языка учащихся 11 классов по УМК «Objectif» авторовЕ.Я.Григорьева Е.Ю.Горбачева Unite 7 texte a etudier : “Tresors du monde souterrains…” p. 192-193
УМК " Objectif" авторов Григорьева Е.Ю. Горбачева содержит большое количество текстовых материалов, которые учитель может использовать на уроке для обучения разным видам чтения и подготовки уча...
Задание для Горбачева А. "Ориентирование. План местности"
Задания по теме: "Ориентирование. План местности" для Горбачева А., учащегося 5 класса (надомное обучение)...
План-конспект урока французского языка в 10 классе "Культура и досуг". Учебник «Objectif», авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева.
План-конспект урока французского языка в 10 классе "Культура и досуг". Учебник «Objectif», авторы Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачева....